Что значит нравственная победа. Бородинская битва – только ли нравственная победа Русской армии? Любовь к родине

Роман «Война и мир» отличается богатством идейного содержания. Л. Н. Толстой раскрывает широчайший темы, самая главная из которых – тема русского народа и его подвиг в Отечественной войне. Рассматривая национальный характер и проблемы русского народа, писатель доказывает, что именно обычные люди являются носителями высокого нравственного начала. В центре повествования – рассказ о войне 1812 года.

Толстой ненавидел войны и все что с этим связано, но эта война для России была освободительной, держава отстаивала свою независимость, русский народ защищал свое отечество.

Сражение под Бородино в романе является моментом наивысшего напряжения, моментом концентрации народной ненависти по отношению к захватчикам и одновременно с этим, моментом окончательного сближения его любимых героев - Пьера и Андрея с народом. Бородинское сражение описывается, в основном, глазами наивного и доброго Пьера Безухова. Этот неловкий человек, никогда не видевший войны, воспринимает разворачивающиеся батальные события как ребенок. Для него это все новое, поэтому сомнений в его правдивости не возникает.

Хоть историки предписывают победу Наполеону в Бородинском сражении, но оно не принесло ему ожидаемых результатов. Толстой расценивает Бородино нравственной победой русских людей над наполеоновской армией – народ уходил от врага, бросая свое имущество, продовольственные запасы уничтожались. Создавались партизанские отряды. Их было сотни: и помещичьи, и мужицкие, и большие, и маленькие. Французская армия, обладавшая инерцией наступления, и имевшая значительное численное превосходство, при Бородине была остановлена. Наступил логический конец победам Наполеона, что явилось нравственным, решающим, ударом по наступательному духу завоевателей. Писатель исторически верно рассматривает Бородинское сражение. Это стал поворотный момент войны, который определил дальнейшую скорую погибель французской армии. Он наглядно показал, что именно нравственное превосходство освободительной армии русских над французской – грабительской сказалось в этом сражении. Л. Н. Толстой считает Бородино нравственной победой русских над Наполеоном и его армией.

Разумеется, мы не рекомендуем дословно приводить этот текст как своё мнение на экзаменах и зачетах, поскольку это только одно из мнений, почему Толстой считает Бородино нравственной победой русски над Наполеоном. Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с произведением Льва Николаевича «Война и мир», хотя бы в кратком изложении, чтобы сформировать собственное мнение по данному вопросу.

Ответ оставил Гость

Представление о том, что в Бородинском сражении русская армия одержала нравственную победу над армией Наполеона, можно считать фактом общественного сознания русского народа, в разной степени признанным большинством российских историков. Между тем, содержание этого понятия, правомерность его противопоставления победе «военной», обоснованность его использования в оценке итогов Бородинского сражения не являлись предметом изучения. Задача автора - в самом общем виде определить содержание понятия «нравственная победа» и показать, в какой степени это содержание раскрыто в исторической литературе. При этом в рамках доклада мы ограничимся лишь постановкой вопроса.
«Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали», включает в себя «нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и с общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». В марксистско-ленинской этике подчеркивается, что «не существует внеклассовой надисторической морали, якобы навязанной обществу богом или свойственной человеку от природы, как утверждают идеалисты... В период зарождения капитализма буржуазная мораль была более прогрессивной, чем федеральная».
Такого рода определения нравственности делали бессмысленной и невозможной постановку вопроса о нравственной победе в контексте реальной истории.
Обратимся к тому понятию о нравственности, которое бытовало в XIX в. «Нравственность - общее выражение свойств человека, постоянных стремлений его воли, свойство целого народа. Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность нашей веры выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьей совесть и Бога... Нравственный - противоположный телесному, плотскому....Относящийся к одной половине духовного бытия, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло».
Данное определение может быть взято за основу для изучения поставленного нами вопроса в различных аспектах.
Общим местом стало противопоставление нравственной победы победе материальной. Это идет от Л.Н. Толстого: «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, а победа нравственная...». В речи священника. Н.И. Писарева в Казанской Духовной академии (1912 г.) «констатируется не физическая, а моральная победа наших предков над неприятелем». По мнению Н.А. Троицкого, «нравственная победа русских войск под Бородином столь велика, что не нуждается в искусственном подтягивании до уровня победы материальной, которая и после. Бородина оставалась делом будущего, теперь уже - недалекого ».
В чем же состояла эта нравственная победа? Слова Л.Н. Толстого о победе, «которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и своем бессилии», ответа не содержат. Н.П. Михневич, Е.В. Тарле, П.А. Жилин, Н.А. Троицкий единственным признаком нравственной победы считают сохранение или утрату уверенности армии в своих силах, признание или нет себя побежденными. После Бородинского сражения «русские, только что доказавшие свою способность успешно противостоять врагу, еще сильнее уверовали в окончательную победу над ним, а французы, потрясенные тем, что их расчет завершить войну победоносным генеральным сражением не удался, начали терять уверенность и в конечной победе». Столь узкое понимание нравственной победы не выходит за пределы характеристики психологического состояния войск, что отнюдь не равнозначно нравственности.

В жизни каждого из нас возникают сложные конфликтные ситуации, из которых сложно выйти победителем. Есть много обстоятельств, никак не зависящих от нас. Зачастую такие периоды растягиваются, и мы вынуждены постоянно бороться. В такие моменты близкие советуют нам «не падать духом». Что это значит? Это значит, что даже если нельзя сразу и безоговорочно одержать верх, необходимо быть сильнее невзгод и терний, не унывать и продолжать жить, несмотря ни на что. На мой взгляд, сила духа определяет нравственную победу личности над обстоятельствами, то есть способность выдержать все удары судьбы, не свернув с правильного пути. Но что такое «правильный путь» и как не сойти с него? Как понять выражение «нравственная победа»? От того, сумеем ли мы ответить на эти вопросы, зависит наше будущее.

Что бы найти ответы, обратимся к художественной литературе. В поэме Твардовского «Василий Теркин» главный герой, балагур и весельчак, защищает родину. Он, как и все его соотечественники, каждый день рискует жизнью и превозмогает боль, голод и другие лишения. Однако солдат стойко переносит трудности и храбро сражается. Он понимает, что исход войны зависит и от его усилий, поэтому нельзя впадать в уныние и перекладывать ответственность на других. Но и один Теркин не выиграет все бои, а потому он никак не в силах сиюминутно закончить кровопролитие. Он должен терпеливо сносить невзгоды и по мере сил сопротивляться врагу. Но выиграть в великой отечественной войне – дело всего народа, а в данной конкретной ситуации герой уже победитель. Его достижение заключается в том, что он – душа своего подразделения. Теркин помогает другим солдатам не опускать руки и показывает им положительный пример. Что бы ни случилось, Василий не предаст и не струсит, не пожалуется и не впадет в уныние – вот она, нравственная победа личности над обстоятельствами.

Второй пример можно найти в рассказе Горького «Старуха Изергиль». Главный герой одной из легенд Данко вырывает свое сердце, чтобы осветить своему племени путь в темном лесу. Люди ропщут на него, упрекают и злятся. Многие на его месте не стали бы жертвовать даже малейшим усилием ради таких неблагодарных и малодушных спутников. Однако юноша возвысился над обстоятельствами и не отступил от своих моральных принципов под давлением окружающих. Его нравственная победа заключается в том, что ценой своей жизни он все-таки вывел людей на свет, ни разу не опустившись до перебранки с ними или сожаления о своем поступке.

Таким образом, я могу сделать вывод, что выражение «нравственная победа» означает наличие у человека строгих моральных норм и способности терпеливо преодолевать трудности. Как правило, в повседневной жизни мы не замечаем этих победителей и сами не подозреваем, сможем ли мы при случае возвыситься над обстоятельствами. Однако каждый из нас в силах это сделать, если будет заботиться о свой нравственной чистоте и мужественно переносить испытания.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Нравственность в целом выражает качества характера человека, стремления его воли, а также свойства целого народа. Суть христианской веры заключается в соблюдении правил высокой нравственности. Наша вера состоит в наличии нравственных законов более высоких, нежели нравственные гражданские принципы: требованием первой является исключительно строгое исполнение законов, второй же - судьей назначается совесть и Бог...

Нравственной победе отведена роль приоритета при создании индивида и установок того Целого, к коему он чувствует свою принадлежность, над всеми остальными установками, своими и чужими настроениями, и интересами. В связи с этим, стоит обратиться к историческому примеру.

В нашем сознании существует представление о неопровержимости факта достижения нравственной победы в Бородинском сражении русской армией над армией Наполеона.

Так считает русский народ и большинство российских историков. В генеральном сражении Наполеон стремился к разгрому русских войск и решению судьбы войны в собственную пользу, но цели своей он не сумел добиться. Русская армия, командование которой находилось в руках Кутузова, упорно вела сражение за свою позицию при Бородине. Она сумела нанести решающий удар французским войскам. Французские солдаты и полководцы поверили в непобедимость русской армии, а Бородинское сражение выступило в качестве переломного этапа войны 1812 года. Это сильно повлияло на международную обстановку, что также сказалось на судьбе всей Европы в дальнейшем.

Наполеоновские войска были ослаблены под Бородино, соответственно, потерпели поражение в России, а далее, и в Европе. Империя Наполеона распалась, а порабощенным им народам удалось вновь обрести национальную независимость. Толстой, подводя итоги и рассуждая о значении Бородинского сражения, говорит о том, что имела место нравственная победа русских над войсками Наполеона. Нравственной силе французской атакующей армии пришлось пережить истощение.

От моральных качеств армии, и духа войск, безусловно, зависит исход военных действий. Не говоря уже о том, что война была начала французами и носила захватнический характер. Русский же народ вёл национально-освободительную войну.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.