Чем отличается индия от пакистана. Короткая историческая справка по индо-пакистанским отношениям. Почему враждуют индия и пакистан

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 сентября 2016 г. произошла перестрелка между пакистанскими и индийскими военными на Линии контроля в Кашмире. Пакистан заявил о гибели двух военнослужащих; с индийской стороны сведений о жертвах не поступало.

Отношения между Индией и Пакистаном носят напряженный характер из-за ряда серьезных разногласий, возникших сразу же после создания этих государств в 1947 г. Одной из самых сложных политических проблем в двусторонних отношениях остается спор о принадлежности региона Кашмир. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории Кашмирского вопроса.

Истоки конфликта

В 1947 г. на территории бывшей Британской Индии были образованы два государства - Индийский Союз и Пакистан - с предоставлением им прав доминионов (26 января 1950 г. была провозглашена Республика Индия, 23 марта 1956 г. - Исламская Республика Пакистан). Раздел территорий произошел по религиозному принципу: провинции с преимущественно мусульманским населением отошли Пакистану, а с индуистским большинством - Индии.

Одним из спорных вопросов стала территориальная принадлежность княжества Джамму и Кашмир, населенного преимущественно мусульманами. В соответствии с планом раздела, предусмотренным в Акте о независимости Индии 1947 г., Кашмир имел право присоединиться либо к Индии, либо к Пакистану.

Правитель княжества махараджа Хари Сингх, будучи индуистом, отказался от проведения плебисцита и присоединил Джамму и Кашмир к Индии. Это решение привело к недовольству руководства Пакистана и вводу войск на территорию княжества. Первая индо-пакистанская война 1947-1948 гг. завершилась разгромом пакистанцев, общее число жертв с обеих сторон конфликта составило 7,5 тыс. К 1 января 1949 г. под эгидой ООН была установлена линия прекращения огня, в соответствии с которой северо-западная часть Кашмира (около трети территории) оказалась под контролем Пакистана, остальные территории остались под юрисдикцией Индии.

Вторая и Третья индо-пакистанские войны

В августе 1965 г. многочисленные пограничные стычки привели ко Второй индо-пакистанской войне. Несмотря на то, что поводом для боевых действий стал другой спорный регион - Большой Качский Ранн в индийском штате Гуджарат - основной целью сторон было получение суверенитета над Кашмиром. За два месяца вооруженного конфликта погибли около 6,8 тыс. человек. Благодаря международным посредническим усилиям, в частности СССР, уже в сентябре стороны начали мирные переговоры.

10 января 1966 г. была подписана Ташкентская декларация, в соответствии с которой войска Индии и Пакистана были отведены в пределы границ, существовавших до начала войны, а руководство стран гарантировало невмешательство во внутренние дела друг друга.

26 марта 1971 г. Бангладеш - бывшая провинция Восточный Пакистан, составлявшая около 16% от общей территории страны, - объявила независимость. Это привело к войне между новым государством и властями Пакистана. Индия первой признала Бангладеш, что было расценено Пакистаном как нарушение Ташкентской декларации. Опасаясь распространения влияния Дели на Бангладеш, 3 декабря 1971 г. власти Пакистана начали третью войну против Индии и вновь потерпели поражение. Несмотря на непродолжительность конфликта, его жертвами стали около 10 тыс. человек.

Уже 17 декабря стороны подписали соглашение о прекращении огня, а 2 июля 1972 г. - Симлское соглашение об установлении контрольной линии (она почти совпадает с линией прекращения огня 1949 г.). Таким образом, 60% территории бывшего княжества Джамму и Кашмир осталось под контролем Индии (штат Джамму и Кашмир), 30% отошло Пакистану (область Гилгит-Балтистан, а также Азад Кашмир - фактически независимое государственное образование). Еще примерно 10% территории бывшего княжества к 1962 г. оккупировал Китай (регион Аксайчин). Это разделение сохраняется по сей день.

После нескольких военных поражений Пакистан временно прекратил попытки оспорить принадлежность Кашмира силовым путем. Однако с конца 1980-хх гг. в регионе активизировалась деятельность исламистских организаций, требующих "свободы оккупированного Индией Кашмира". Власти Индии заявляли о причастности Пакистана к спонсированию сепаратистов, однако Исламабад отвергал эти обвинения.

Каргильская война и обострение 2001-2002 гг.

В мае 1999 г. между Индией и Пакистаном произошел новый вооруженный конфликт, получивший название "Каргильская война". Пакистанские военные в очередной раз попытались отвоевать Кашмир, вторгнувшись в округ Каргил индийского штата, однако в июле того же года им было нанесено поражение. Очередная неудача в конфликте с Индией привела к военному перевороту в стране, в результате которого главнокомандующий вооруженными силами страны генерал Первез Мушарраф сместил с поста премьер-министра Наваза Шарифа.

Очередное серьезное обострение в отношениях двух стран произошло в 2001-2002 гг. Поводом для него стало нападение боевиков одной из сепаратистских группировок, выступавших за передачу Кашмира Пакистану, на здание индийского парламента. В результате этой атаки погибли десять человек. Индийские власти вновь обвинили Пакистан в поддержке сепаратистов.

Обе страны провели мобилизацию, и к январю 2002 г. на границе находились около 500 тыс. индийских и 300 тыс. пакистанских военных. Угрозу войны обостряло наличие у обеих стран ядерного оружия. Несмотря на то что полномасштабного конфликта удалось избежать, в результате приграничных столкновений погибли порядка 3 тыс. военных.

Текущая ситуация

В настоящее время Индию и Пакистан в зоне Кашмира разделяет Линия контроля (с 1949 г. здесь находится Группа военных наблюдателей ООН, контролирующая режим прекращения огня).

В индийской части региона продолжаются нападения боевиков. Эти атаки и ответные действия властей страны, в том числе удары по базам боевиков на пакистанской территории, приводят к жертвам как среди мирных жителей, так и военнослужащих обеих стран. Только в 2015 г. Индия и Пакистан обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня более 200 раз. По разным оценкам, с 1989 г. в Кашмире погибли от 70 до 100 тыс. человек.

Очередная эскалация конфликта началась в июле 2016 г. Индийские военнослужащие ликвидировали трех членов сепаратистской группировки "Хизб-уль-Муджахидин", в том числе одного из ее лидеров Бурхана Вани. Эти события повлекли за собой столкновения между жителями штата Джамму и Кашмир и индийскими силами безопасности, погибли более 75 человек. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф назвал Бурхана Вани мучеником, что вызвало протест индийского руководства.

18 сентября 2016 г. боевики совершили крупнейшее за последние 15 лет нападение на дислоцированный в Джамму и Кашмире индийский пехотный батальон, в результате чего погибли 18 военнослужащих. Власти Индии заявили, что боевики проникли с пакистанской территории, и сообщили о своих планах добиваться международной изоляции Пакистана как страны, поддерживающей террористов.

Для Индии и Пакистана взаимоотношения друг с другом имеют первостепенное значение. Политические, исторические, экономические, культурные интересы и традиции народов обеих стран настоятельно диктуют необходимость дружественных отношений и тесного сотрудничества.

Между тем в результате проведенного империалистами в соответствии с планом Маунтбэттена раздела страны возник новый узел противоречий Ч Весьма острым был кашмирский вопрос. Международноправовой статус Кашмира упростился после того, как законодательный орган княжества принял решение об окончательном вхождении его в Индийский Союз на правах штата. Правда, Пакистан отрицает правомерность этого акта и по-прежнему настаивает на проведении плебисцита. Внутриполитическое положение в Кашмире стабилизировалось, хотя экономические успехи штата не соответствовали его возможностям. Прогрессивные буржуазно-демократические реформы во многом оставались на бумаге 398. Это послужило даже причиной временного раскола правящей партии - Национальной конференции - и выхода из ее рядов левого крыла во главе с Гулямом Садыком, образовавшего Демократическую национальную конференцию. В начале 60-х годов обе партии вновь объединились, и в 1964 г. главным министром стал Гулям Садык. В том же году получил свободу политической деятельности шейх Абдулла, смещенный в 1953 г. с поста премьер-министра.

Кашмирский вопрос стал, можно сказать, делом принципа и престижа. В обеих странах общественное мнение в связи с Кашмиром было накалено до той степени, когда исключалась какая бы то ни была возможность компромисса. Вместе с тем политически кашмирский вопрос приобретал новый, не менее опасный, чем ранее, характер, так как из чисто локального конфликта разрастался в многосторонний. Поскольку Пакистан в 1954 г. вошел в блок СЕАТО и в 1955 г. в Багдадский пакт, фактически изменилось соотношение сил и положение участников кашмирского спора. США получили значительно большие, чем раньше, возможности осуществлять вмешательство в отношения между Индией и Пакистаном. Они использовали их весьма активно. Однако разрешение конфликта от этого не продвинулось ни на шаг. Напротив, включение кашмирского вопроса в повестку дня органов СЕАТО и давление Запада вызвали резкие протесты со стороны Индии.

Обсуждение кашмирского вопроса в Совете Безопасности возобновилось в 1957 г. Принятию резолюций, направленных против интересов Индии, помешала позиция Советского Союза как постоянного члена Совета. Было принято решение направить шведского дипломата Ярринга для консультаций с заинтересованными правительствами.

Имели место систематические двусторонние переговоры между главами правительств Индии и Пакистана на ежегодных совещаниях премьер-министров стран содружества в Лондоне, а также в ряде случаев по специальной договоренности. Много раз встречались для переговоров представители обеих стран и в ранге министров. Однако достижение компромисса оказывалось невозможным. Индия исключала проведение плебисцита, но соглашалась на компромисс на основе статус-кво. Пакистан же настаивал на отмене положений о вхождении Кашмира в состав Индийского Союза и на проведении плебисцита под эгидой ООН на всей территории бывшего княжества.

После прихода к власти в октябре 1958 г. фельдмаршала Айюб-хана переговоры продолжались. Удалось договориться о прекращении перестрелки на границе Ассама и Восточного Пакистана, об обмене небольшими территориями на этой границе, однако кашмирский вопрос остался яблоком раздора.

Начало китайско-индийского пограничного конфликта создало несколько иную обстановку в индо-пакистанских отношениях. Уже через три дня после того, как Неру объявил 29 августа 1959 г. о событиях на границе с Китаем, произошла встреча между ним и президентом Айюб-ханом. Западные союзники Пакистана развили активность, стремясь воспользоваться новой ситуацией для того, чтобы добиться от Индии уступок своим требованиям. Особенно бесцеремонно они начали действовать после обострения китайско-индийского конфликта осенью 1962 г.

Однако развитие событий пошло по пути, неожиданному даже для заправил СЕАТО. Между Пакистаном и Китаем состоялись успешные переговоры о демаркации границы на территории Кашмира. Они заключили также торговое соглашение.

Между тем противоречия между Индией и Пакистаном все обострялись. Осенью 1962 г. имела место перестрелка в Трипуре. В мае 1963 г. в Дели происходили очередные переговоры о Кашмире, которые не дали никаких результатов. Единственное, что удалось решить (помимо незначительных взаимных территориальных уступок в Бенгалии),- это вопрос об использовании вод реки Инд.

Серьезное обострение индо-пакистанских отношений было вызвано похищением мусульманских реликвий из мечети на территории Кашмирской долины. Это произошло на рубеже 1963-1964 гг. и еще больше ухудшило обстановку, и без того накаленную неудачей переговоров о Кашмире. Газета «Патриот» писала 5 января 1964 г.: «Президент Мусульманской лиги Западного Пакистана призвал мусульман всего Пакистана организовывать митинги и молиться в мечетях в знак протеста против кражи Му-и-Мобарак («священного волоса»). Наиболее провокационные заявления делались лидерами «Азад Кашмир» *, которые повторяли старый призыв к «священной войне» против Индии. Издающаяся в Карачи «Морнинг ньюс» сообщала, что на митингах принимались резолюции, осуждающие «насильственную оккупацию Кашмира индийским правительством» и призывающие к священной войне за освобождение Кашмирской долины.

В результате экстремистской религиозной пропаганды в ряде районов начались столкновения среди населения. В частности, в Западной и Восточной Бенгалии имелись сотни жертв.

Количество беженцев исчислялось десятками тысяч.

Сначала между президентом Индии Радхакришнаном и Айюб-ханом, а затем между Айюб-ханом и Неру произошел обмен посланиями по этому вопросу. Было решено, что министры внутренних дел обеих стран обсудят вопрос о беженцах. В самом Кашмире волнения, начавшиеся на религиозной почве, переросли в проявление недовольства администрацией штата, хотя похищенная реликвия, правда, была вскоре найдена. Индийское правительство сочло необходимым вместе с рядом видных деятелей Кашмира принять уча стие в рассмотрении положения в штате. В Кашмир совершил поездку заме*, ститель Дж. Неру Л ал Бахадур Шастри. В результате этих консультаций на должность премьер-министра штата был выдвинут Гулям Садык.

Весной 1964 г. Совет Безопасности вновь обсуждал кашмирский вопрос. После беспорядков на религиозной почве полемика между заинтересованными сторонами носила весьма враждебный характер. Пакистанский министр иностранных дел Бхутто и слышать не хотел о компромиссе, резко нападая на Индию. Представитель последней Чагла, видный политический деятель мусульманского вероисповедания и министр образования, также использовал трибуну для осуждения политики Пакистана. На демаркационной линии в Кашмире происходили перестрелка, столкновения.

Освобожденный из-под ареста шейх Абдулла начал выступать с речами, в которых если и не возобновил прямо свою агитацию в пользу независимости Кашмира, то во всяком случае ставил Индию и Пакистан на одну доску в кашмирском споре. В 1964 г. он получил приглашение посетить Пакистан и выступал там с речами. Его встречали как героя и лидера Кашмира.

В мае 1964 г. президент Айюб-хан и премьер-министр Неру приняли решение о новой встрече с целью попытаться примирить позиции двух стран в вопросе о Кашмире. Однако смерть Дж. Неру помешала этому.

Новый премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри, продолжая курс Дж. Неру, в своей речи 11 июня 1964 г. говорил о необходимости воспрепятствовать тенденции к ухудшению отношений с Пакистаном.

Трудно сказать, насколько оправдались бы оптимистические прогнозы в отношении несостоявшейся встречи Айюб-хана и Неру. Если договоренность оказывалась невозможной прежде, то в последующий период морально-политическая обстановка в Индии да и в Пакистане для взаимоприемлемого компромисса еще более осложнилась. Правые элементы в Индии раскололись по этому вопросу: некоторые готовы были пожертвовать Кашмиром ради военного соглашения с США, но большинство продолжало расценивать любую уступку как «предательство».

В начале июня шейх Абдулла встретился с Л. Б. Шастри и имел с ним продолжительную беседу. Печать предполагала, что Абдулла информиррвал Шастри о своих переговорах в Пакистане. Кроме того, Айюб-хан и Шастри обменялись посланиями, в которых выразили свое стремление сделать все возможное для улучшения индо-пакистанских отношений. Они договорились также продолжить обмен мнениями во время конференции премьер-министров, стран СОднакЬ поездка Шастри в Лондон не состоялась из-за его болезни.

На демаркационной линии продолжались инциденты. В контролируемой Пакистаном части Кашмира происходили беспо рядки. Был смещен с должности президент этой территории Хур- шид. Для того чтобы сдвинуть с мертвой точки индо-пакистанские отношения, в сентябре 1964 г. в Пакистан выезжала из Индии «миссия доброй воли» во главе с одним из лидеров социалистической партии - Джайпракаш Нарайяном. Однако атмосфера переговоров не улучшилась; частые перестрелки между индийскими и пакистанскими войсками вызывали жертвы и создавали нервозную обстановку. Именно в такой обстановке в октябре 1964 г. в Карачи наконец состоялась встреча JI. Б. Ша- стри и Айюб-хана. В совместном коммюнике главы правительств заявили, что проблемы и споры между их двумя странами должны быть урегулированы достойным и справедливым образом. Было решено продолжать контакты, в частности переговоры по проблемам беженцев между министрами внутренних дел. Но в декабре 1964 г. J1. Шастри и Айюб-хан сделали публичные заявления, которые продемонстрировали, что стороны весьма далеки от урегулирования спорных вопросов в своих отношениях, и прежде всего кашмирской проблемы.

Таким образом, договоренность, казавшаяся время от времени вероятной и достижимой, вновь отодвинулась. Большое влияние на позиции правительств оказывала шумная и несдержанная кампания националистического толка, ведущаяся в обеих странах определенными политическими группировками. В этом же направлении действуют происки империалистических держав.

Осенью 1965 г. в районе Кашмира возник вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. Такое развитие событий идет вразрез с национальными интересами индийского и пакистанского народов. Оно на руку лишь тем внешним силам, которые стремятся разобщить и противопоставить друг другу государства, освободившиеся от колониального ига.

Советское правительство призвало обе стороны - Индию, политика неприсоединения которой снискала широкое международное признание, и Пакистан - немедленно прекратить военные действия и осуществить взаимный отвод войск за линию прекращения огня, установленную индийско-пакистанским соглашением 1949 г.

Неотложность урегулирования вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном получила отражение в единогласно принятых резолюциях Совета Безопасности 4 и 6 сентября 1965 г.

Индийский и пакистанский народы кровно заинтересованы в мире, который нужен им для того, чтобы решать многие сложные и важные проблемы развития их государств.

Всем привет!
Меня в последнее время интересуют сугубо геополитические вопросы. На уроке английского с англичанином по имени Дэвид (надо же) проживающим на Кипре затронули проблему индо-пакистанского конфликта. К стыду своему ничего про конфликт не знаю, да и вообще факт, что нынешний Пакистан это вчерашняя Индия обошел меня стороной. Обещаю, после индо-пакистанского конфликта напишу про котиков, а пока потерпите меня немного. Вопросы геополитики в свете последних событий чрезвычайно важны. Как мы можем спрогнозировать будущее, не зная настоящего и прошлого. Как понять, почему одни народы не любят другие. Вообще это и для планирования путешествий хорошо. Не зная про таджико-узбекский конфликт, нам было бы сложно планировать наш мега-трип в Узбекистан. Я с трудом представляю кого-то из вас на осле, путешествующей по Пакистану, но чем черт не шутит. Нас с Кариной на узбеко-российской границе я тоже до прошлого года с трудом воображала. Вообще, Узбекистан тема интересная, начну- ка я пожалуй писать узбекские заметки, Карина, ты должна мне помочь все освежить в памяти.
Ну а пока про Индию и Пакистан.

Не скрою, Пакистан меня больше всегда интересовал, чем Индия. Не знаю почему.
Конфликт, существующий между этими двумя странами, является одним из самых долговечных во всей новой истории. Ему ровно столько лет, сколько независимой Индии и независимого же Пакистана. Ну, причина конфликта ясна (та же самая, что у Японии с Россией из-за Курил) - это спорная территория. Вся вакханалия вокруг территорий Кашмир и Джамма.
Пакистан, как государство, образовался только в 1947 году, после раздела Британской Индии. Согласно этому разделу - мусульманская территория отходила Пакистану, индуисты собственно Индии. Все бы хорошо, но камнем преткновения стали области Кашмир и Джамма. Дело в том, что население там преобладало исключительно мусульманское, а вот правители индусские (ставленники британских колонизаторов). И тут религия замешана, приверженцы ислама не очень хотели становиться индусами, потому возмутились. Конечно им же лучше среди своих. Ислам и индуизм - не только разные религии, но и абсолютно разные образы жизни. Религия религией, но и территорию терять просто так никому не хочется, говорят в Кашмире богатые водные ресурсы. Было несколько войн, территория постоянно «гуляла туда-сюда».
Согласно резолюции ООН 1949 года, примерно 60 % Кашмира перешли под контроль Индии, 40 % оказались под контролем Пакистана. Но это спорный вопрос. Там и после резолюции постреливали.
Настоящее время граница между индийской и пакистанской частями Кашмира проходит по Линии контроля, зафиксированной сторонами в Симлском соглашении. Однако столкновения на религиозной почве и в территориальном плане происходят до сих пор. Конфликт нельзя назвать исчерпанным. Более того, можно утверждать, что угроза новой войны не исключена. Положение усугубляется тем, что в конфликт под предлогом поддержания мира внедряются новые игроки, в частности, США, Афганистан и Китай. - это выдержка из российской статьи, поэтому как бЭ мы тут типа в стороне. А не тут -то было. Везде, где есть дележ территорий, следует искать российский (или советский) след.
Индо-пакистанский конфликт в начале XXI века обострился тем, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь. Сегодня военные поставки в Пакистан осуществляет США.а поставки оружия в Индию осуществляет Россия, но при этом Пакистан проявляет повышенный интерес к возможному военно-техническому сотрудничеству с Россией, а США делают попытки вытеснить Россию с индийского рынка вооружений - это, кстати, не я сказала, а выдержка из википедии.
Чем больше читаю подобных статей, тем больше не знаю чего же собственно бояться. Все мы на минном поле. Не знаем, откуда рванет. Наверное, да, про котиков, спокойнее читать и позитивнее. А еще, как сделать так, чтобы я не видела больше в своей ленте в ФБ как кто будет выглядеть через 50 лет? Или кто с кем родственные души? а?? Что за повальное увлечение? Все сошли с ума.

Чмок в носы, умненькие мои. В след. раз будет про котиков.

Отношения между Индией и Пакистаном

Безнадежно плохие отношения между Индией и Пакистаном стали наследием раздела 1947 года, сразу после него не менее 10 миллионов беженцев - индусов, мусульман и сикхов - в ужасе вынуждены были бежать через проведенные в спешке границы Пенджаба и Бенгалии, при этом более миллиона ни в чем не повинных людей погибли. На протяжении последующих шести десятилетий соседи были вовлечены в три большие войны, и они продолжают воевать. Самый ожесточенный и едва ли разрешимый в ближайшее время конфликт разгорелся вокруг самого большого штата бывшей Британской Индии - Джамму и Кашмир, подобно терновому венцу он венчает горные вершины Южной Азии. Большую часть населения Кашмира составляют мусульмане, хотя махараджа, который правил штатом на момент обретения Индией независимости, был индусом. Хари Сингх рассчитывал, что Кашмир сможет сохранить независимость и стать своего рода Швейцарией в Азии, поэтому он с самого начала отказался присоединиться к Индии или Пакистану. Так продолжалось до октября 1947 года, пока в Кашмир не явились пуштуны-мусульмане из северо-западной пограничной провинции Пакистана. Они прибыли на пакистанских армейских грузовиках и начали грабить и насиловать всех подряд, держа направление к столице штата - городу Шринагар. Однако незадолго до того как эти мародерствующие мусульманские «добровольцы» смогли добраться до Шринагара, граф Маунтбеттен и Неру отдали приказ индийской авиации перебросить первый сикхский батальон из Нью-Дели в долину Кашмира, и Хари Сингх согласился на то, чтобы Кашмир вошел в состав Индии. Неру пообещал Маунтбеттену, что Индия примет любое решение «беспристрастного плебисцита», который будет проведен в Кашмире относительно окончательной судьбы штата. Необъявленная война между вооруженными силами Индии и Пакистана продолжалась далее до 1949 года, пока под эгидой ООН не было достигнуто соглашение о прекращении огня. Эта линия огня с тех самых пор де-факто остается «границей» между пакистанской, западной частью Азад (свободного) Кашмира и индийского штата Джамму и Кашмир.

Неру все годы держал в Кашмире стотысячный индийский военный гарнизон в состоянии полной боевой готовности. Каждая попытка ООН провести плебисцит под наблюдением международной общественности отвергалась Индией на том основании, что Пакистан должен «прекратить агрессию» и вывести армию с территории Кашмира. Но Пакистан отказывался это сделать, настаивая на том, что выведет войска только после того, как это сделает Индия. Между тем индийская сторона заявляет, что договор с Хари Сингхом о присоединении к Индии дает ей легальное право «поддерживать мир» в Кашмире любыми средствами, которые она посчитает необходимыми. Таким образом, ситуация патовая, и штат фактически разделен. Несколько лет Неру повторял свое обещание провести беспристрастный плебисцит о самоопределении, он всегда выступал за такое решение проблемы, когда это касалось угнетенных народов. Но спустя некоторое время он стал заявлять, что прошедшие в Джамму и Кашмире индийские выборы, по сути, и стали таким плебисцитом. Однако самый популярный политический лидер Кашмира, шейх Мухаммад Абдулла, основатель демократической партии «Мусульманская конференция», большую часть эпохи Неру провел в тюрьме, притом что сам Неру не раз выражал свое восхищение шейхом и называл его своим другом.

Вторая война между Индией и Пакистаном за Кашмир началась в 1965 году, через год после смерти Неру. Пакистаном на тот момент правил маршал Айюб Хан, он лично спланировал операцию под кодовым названием «Большой шлем», он рассчитывал, что в результате Кашмир будет полностью отрезан в своей самой узкой южной части от индийского Пенджаба. Айюб был гигантского роста, он был столь же огромен, сколь индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри был мал и хрупок. Но индийская армия была в четыре раза больше пакистанской и очень быстро развеяла популярный в Пакистане миф о том, что один мусульманский солдат «стоил десятерых индусов». Операция «Большой шлем» захлебнулась, как только индийские танки, двинувшись на запад, пересекли границу Пенджаба и оказались в окрестностях второго по размеру города Пакистана - Лахор. Через три недели вторая индопакистанская война закончилась практически вничью: Вашингтон ввел эмбарго на поставки американских боеприпасов и оружия для обеих армий, что привело к прекращению боевых действий прежде, чем какая-либо из сторон могла праздновать победу. Однако Индия к тому моменту, когда прекращение огня вступило в силу, была в гораздо более выгодном положении, чем Пакистан, и могла нанести серьезный ущерб и, скорее всего, даже захватить Лахор - пакистанскую столицу Пенджаба, кроме того, она, к большому огорчению Айюба, контролировала стратегический выступ в районе Ури и Пунча.

Советский премьер Алексей Косыгин пригласил Айюба и Шастри на переговоры в Ташкент, они достигли договоренности об отводе войск на довоенные позиции. Ташкентский договор, подписанный 10 января 1966 года, обязал лидеров Индии и Пакистана восстановить «мирные отношения» и «способствовать взаимопониманию и дружеским связям между двумя народами». Они пообещали «в будущем решать все свои споры только мирным путем», а также восстановить все формы торговли и взаимообменов. Однако Лал Бахадур Шастри так и не смог претворить в жизнь этот обнадеживающий договор - он не проснулся на следующее утро. Он умер еще до рассвета от сердечной недостаточности. В Кашмире даже после подписания договора линия прекращения огня больше напоминала стрелковый тир - перестрелки не прекращались, несмотря на присутствие на некоторых пропускных пунктах наблюдателей ООН. Постоянные рейды через плохо охраняемую высокогорную границу приводили к тому, что почти каждый месяц между сторонами происходили вооруженные столкновения, затем обычно следовали дипломатические протесты, которые министерства иностранных дел обеих стран оставляли без внимания. Но третья индо-пакистанская война началась и проходила в основном на востоке, в манговых рощах и грязи Бенгалии.

Хотя Бангладеш появился на свет только в 1971 году, большинство мусульманских политиков Бенгалии считали, что «автономное и суверенное» существование этого «независимого государства» было частью замысла тех деятелей Мусульманской лиги, которые еще в 1940 году приняли Лахорскую резолюцию. Однако история сложилась таким образом, что при разделе Британской Индии вместо двух независимых государств - Пакистана и Бангладеш - возник единый Пакистан, разделенный на восточную и западную часть. Учитывая, что 95 % населения говорили только на бенгальском языке, эта перенаселенная и очень бедная «половина» Пакистана была отделена почти тысячемильной полосой индийской территории от западных, говорящих на урду, пенджабцев, пуштунских генералов и бюрократов, которые управляли ими из далеких Карачи и Исламабада. Таким образом, жители Восточного Пакистана ощущали себя скорее колониальными подданными Западного Пакистана, нежели полноправными гражданами одной страны. Единственным связующим звеном между ними был ислам, но даже он был ослаблен региональными и культурными отличиями. Поэтому в 1970 году, когда, в конце концов, прошли первые всеобщие пакистанские выборы, Авами (Народная лига) под руководством шейха Муджибура Рахмана, требовавшая автономии, одержала победу на всех избирательных участках Восточного Пакистана, получив 160 мест из 162 - абсолютное большинство в новом парламенте. Пользующаяся популярностью в западной части страны, Пакистанская народная партия под руководством Зульфикара Али Бхутто набрала на западе крепкое большинство, но, несмотря на это, получила вдвое меньше мест, чем партия Муджибура Рахмана, а это означало, что в начале 1971 года именно Муджибур Рахман станет новым премьер-министром Пакистана. Реальный правитель страны, которая на тот момент находилась на военном положении, генерал Яхья Хан очевидно не ожидал, что Муджибур Рахман победит на выборах, которые он же, Хан, и назначил. Поэтому, вместо того чтобы присягнуть бенгальскому премьер-министру, которого многие жители Западного Пакистана считали агентом Индии и предателем интересов Пакистана, Яхья Хан в последнюю неделю марта устроил в Дакке резню.

Десять миллионов индусских беженцев с востока хлынули через индийскую границу в Западную Бенгалию, Калькутта оказалась в кольце - ее окружали переполненные лагеря беженцев, все это напоминало первые дни раздела. Муджибур Рахман и его соратники были арестованы, но ушедшие в подполье борцы за свободу Бангладеш объявили о независимости своей республики. Они получили военную и моральную поддержку Индии, создав на границе с Западной Бенгалией новую «нацию в изгнании». В поисках выхода из сложившейся ситуации, которая к середине 1971 года стала невыносимой, Индира Ганди обратилась за помощью к Вашингтону. Но в Белом доме к тому времени находился Ричард Никсон, так что ситуация не изменилась. Лидер свободного мира не произнес ни слова в поддержку демократии и не потребовал восстановления справедливости. Похоже, что Никсону и Киссинджеру Яхья Хан был крайне необходим в качестве посредника для налаживания отношений с Китаем, потому они и предпочли закрыть глаза на Бангладеш и оставили без внимания отчаянные донесения своего собственного Госдепартамента, умолявшего принять хоть какие-нибудь меры, чтобы прекратить резню в Дакке.

Личная неприязнь Никсона к Индире Ганди была хорошо известна, но официальное молчание относительно резни в Бангладеш и последовавшая за тем трагедия были непростительны и в человеческом и в дипломатическом плане. И не только потому, что Никсон проигнорировал фактический геноцид в Бангладеш, осуществленный армией Западного Пакистана с помощью американских танков, самолетов и пулеметов, но и потому, что он таким образом отправил индийского премьер-министра в дипломатические объятия Советского Союза. В августе 1971 года, после нескольких месяцев холодной враждебности Белого дома, Ганди подписала двадцатилетний договор о мире, дружбе и сотрудничестве с СССР. Через месяц премьер Косыгин тепло встретил Индиру Ганди в Москве, заявив, что «еще никогда между народами Индии и Советского Союза не существовало такой солидарности». Русские самолеты, танки и тяжелая артиллерия сплошным потоком стали прибывать в аэропорт Нью-Дели, откуда они доставлялись прямиком на границу с Бангладеш. Незадолго до конца ноября огромные конвои с русским и индийским оружием в составе бенгальских войск, которыми командовали сикхи и парсы, отправились в Дакку. Пакистанский генерал сдался вместе со всей своей армией 15 декабря 1971 года, всего через несколько дней после того, как поклялся «биться до последнего человека». Никсон отдал приказ атомному авианосцу Enterprise срочно направиться в Бенгальский залив, чтобы «помочь с эвакуацией» пакистанских военных, но он прибыл слишком поздно. Индийцы могли видеть атомный авианосец в непосредственной близости от своих берегов, Вашингтон бряцал своими ракетами, и это окончательно подорвало индийско-американские отношения. Таким образом, Уотергейт и война во Вьетнаме были не единственными тяжкими преступлениями Никсона во время его пребывания в Белом доме.

С освобождением Бангладеш популярность Индиры Ганди в Индии и в мире достигла своей высшей точки. Пакистан безуспешно пытался бомбить Агру, Нью-Дели и другие индийские аэропорты, надеясь открыть второй фронт в Кашмире, но так и не сумел нанести сколько-нибудь серьезный урон. К концу 1971 года Индия вышла из третьей индо-пакистанской войны самой мощной державой в Южной Азии. Муджибур Рахман был освобожден из пакистанской тюрьмы, прилетел домой, где его встретили как героя, и стал премьер-министром Народной Республики Бангладеш. Вернулись из Индии в Бангладеш и десять миллионов беженцев. Но миллионы других бангладешцев вскоре покинут свою страну и в поисках земли и пищи отправятся в разные стороны, в основном на север и восток, в индийские штаты Ассам, Манипур, Трипура и Мизорам, создав таким образом новые проблемы для Индиры Ганди. Но, как бы там ни было, в 1972 году Индия была самой сильной страной в Южной Азии. Казалось, то, что осталось от Пакистана на западе, уже никогда не будет в состоянии бросить вызов индийскому суверенитету в Кашмире и где бы то ни было еще. После унизительного поражения пакистанской армии Яхья Хан подал в отставку, и Зульфикар Али Бхутто принял бразды правления тем немногим, что осталось на тот момент от Пакистана. Вначале он стал президентом, а затем премьер-министром исламской республики. Будучи харизматичным политиком и обладая великолепным ораторским даром, Бхутто смог вселить надежду и гордость в своих упавших духом соотечественников. Даже Индира Ганди не смогла устоять перед политическим обаянием Бхутто, встретившись с ним в Симле в 1972 году на саммите стран Южной Азии, и это помогло Пакистану вернуть утраченные позиции.

Зульфикар Али Бхутто

Зия-уль-Хак

Политическое мастерство Бхутто и его поразительная энергия привели Пакистан к новой конституции, единогласно принятой в 1973 году, и позволили ему заручиться военной и экономической поддержкой Китая, Ливии, Ирана, Саудовской Аравии и ряда исламских государств, видевших в Пакистане потенциальный меч ислама в регионе, прилегающем к Персидскому заливу и Аравийскому морю. Под руководством Бхутто и с помощью ливийских денег Пакистан начал тайно собирать компоненты для создания термоядерной бомбы, которую иногда еще называют исламской бомбой. Незадолго до военного переворота, устроенного генералом Зия-уль-Хаком в 1977 году, в результате которого Бхутто был арестован и казнен, он смог, к огромному огорчению Вашингтона, договориться с Францией о поддержке пакистанской ядерной программы.

Накануне советского вторжения в Афганистан в конце 1979 года военная диктатура Зия-уль-Хака, казалось, была на грани коллапса. Однако благодаря внезапно возникшему в Кабуле огромному советскому военному контингенту, миллиарды долларов американской военной и экономической помощи были направлены в Пакистан, чтобы поддержать новых друзей, оказавшихся на передовой борьбы с коммунизмом. Когда Зия-уль-Хак захватил власть в 1977 году, он пообещал скорые выборы и восстановление демократии в Пакистане, но с появлением советской военной угрозы у самых границ страны и вместе с хлынувшим в Карачи потоком американской помощи, он воспылал желанием помочь делу ислама, вооружая афганских беженцев для борьбы с русскими, и очень быстро забыл о своих обещаниях. Военная диктатура царила в Пакистане более десяти лет, до внезапной гибели Зия-уль-Хака в авиакатастрофе в августе 1988 года. Вскоре после этого в стране вновь состоялись свободные выборы, на которых победу одержала популярный лидер возрожденной Пакистанской народной партии, дочь Бхутто - Беназир (1953–2007). Она пробыла на посту премьер-министра восемнадцать месяцев, но в августе 1990 года была отправлена в отставку президентом страны Гуламом Исхак Ханом.

С восстановлением демократии и с новым молодым и привлекательным лидером Пакистан поначалу наладил отношения с Индией, в начале 1989 года все это выглядело как сердечная и многообещающая прелюдия к тому, что могло стать самой мягкой и счастливой весной за всю историю Южной Азии. Однако летом 1989 года мусульманские активисты спровоцировали очередную волну насилия, которая захлестнула Кашмир, и к концу 1990 года индийская и пакистанская армии уже вели интенсивные артиллерийские перестрелки. Освободительный фронт Джамму и Кашмира был наиболее заметным среди многочисленных вооруженных движений, готовых сражаться до последнего человека за освобождение Кашмира от индийской оккупации. Большинство пакистанцев продолжает верить, что Индия «украла» Кашмир в момент рождения их государства. Поэтому лидеры Азад (свободного) Кашмира без всяких угрызений совести поощряют своих приверженцев на любые действия во имя помощи исламским братьям «по ту сторону границы» в их борьбе за свободу. Молодых кашмирцев, переходивших границу и добиравшихся до Музаффарабада, столицы Азад Кашмира, встречали как героев. Они получали оружие и деньги и возвращались, чтобы с новыми силами продолжить борьбу. В Пешаваре и Пинди, Исламабаде, Карачи и Лахоре толпы людей с песнями маршировали по улицам, требуя проведения плебисцита в Кашмире или просто выкрикивая «Азаади» (свобода). После ухода СССР из Афганистана пакистанские военные вновь сосредоточились на своих мечтах о Шринагаре. Нельзя сказать, что кто бы то ни было из ответственных руководителей армии или правительства Пакистана стремился к новому витку военного противостояния, все они были немолодыми людьми и хорошо помнили, чего стоили Пакистану такого рода авантюры. Да и индийская армия стала к тому времени еще сильнее. Для выступавшей против правительства Беназир Бхутто «объединенной оппозиции», - одним из самых видных ее лидеров был глава Пенджаба и уроженец Кашмира Миан Наваз Шариф, - проблема Кашмира была инструментом политики. Отставка Беназир Бхутто рассматривалась многими как очевидное доказательство усиления роли армии, несмотря на уверения президента Хана провести в октябре свободные и справедливые выборы. Похожая ситуация сложилась и в Нью-Дели, где возглавивший оппозицию новому правительству В. П. Сингха Раджив Ганди мгновенно обвинил Сингха в мягкотелости. Проблема Кашмира в 1990 году для Индии стала не менее напряженной и эмоциональной, чем для Пакистана. Коль скоро над долиной Кашмира все чаще раздавались призывы к свободе, Индия начала перебрасывать в неспокойный штат все новые и новые войска и, одновременно с прямым и жестким президентским правлением, ввела во всех основных городах строгий комендантский час. Фарук Абдулла, который был переизбран на должность главы штата в 1986 году, ушел в отставку, чтобы наблюдать за происходящей эскалацией со стороны. Всех иностранных журналистов вывезли из Шринагара самолетом, а туристов в этот прекрасный город на озере Дал больше не пускали. Застарелый конфликт между Индией и Пакистаном запылал вновь, и встревоженные наблюдатели начали бояться, что самая взрывоопасная проблема Южной Азии вновь втянет Индию и Пакистан в войну.

Время от времени локальные конфликты вспыхивали вдоль линии контроля в Кашмире, и это продолжалось на протяжении следующих пятнадцати лет. После окончания советско-афганской войны и развала советской империи в Кашмир начали прибывать мусульманские радикалы, сторонники Джихада, они ввязывались в бой с индийскими солдатами, взрывали автобусы, подрывали себя вместе со многими другими ни в чем не повинными людьми на переполненном городском рынке, внушая страх жителям Шринагара и отдаленных деревень Кашмира. Затем, в конце 2001 года, они взорвали несколько бомб в стенах парламента Кашмира, а в декабре того же года индийская полиция перехватила автомобиль с террористами, который пытался ворваться на территорию Лок сабхи в Нью-Дели в тот момент, когда там происходило заседание. Все террористы были уничтожены, однако индийские власти были до такой степени возмущены этим дерзким нападением в самом сердце демократической государственности, что армия была мобилизована и отборные войска были посланы на линию контроля в Кашмире. Пакистан ответил симметрично, и на протяжении первой половины 2002 года Южная Азия стояла на краю полномасштабной ядерной войны. Госсекретарь США Колин Пауэлл делал все, что было в его силах, чтобы избежать надвигающейся катастрофы. Лишь благодаря усилиям Дженерал Электрик и Дженерал Моторс, которые приостановили все свои проекты на севере Индии и начали вывозить домой всех инженеров и менеджеров, в Нью-Дели осознали, как дорого стоит это балансирование на грани войны. Индия сократила присутствие своих бронетанковых сил, и к июню напряжение уменьшилось. Пакистан точно так же отвел часть своих войск в казармы. Затем, в январе 2004 года, генерал Первез Мушарраф, который в 1999 году арестовал премьер-министра Наваза Шарифа и объявил себя президентом Пакистана, во время проходившей в Исламабаде конференции стран участниц южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) предложил премьер-министру А. Б. Ваджпаи подписать договор о прекращении огня. Ваджпаи согласился, за ним последовал избранный в мае того же года новый премьер-министр Индии Манмохан Сингх. Этот договор о прекращении огня на линии контроля в Кашмире действует до сих пор, хотя начатый тогда же сложный мирный процесс по решению более чем шестидесятилетнего индо-пакистанского конфликта пока не принес результатов. Но, по крайней мере, прекратилось кровопролитие по обе стороны границы, и переговоры продолжаются на постоянной основе. Многое вселяет надежду: появилось регулярное автобусное сообщение между Индией и Пакистаном, проходящее через линию контроля в Кашмире, значительно вырос объем торговли, студенческий и культурный туризм, проходят разного рода двусторонние профессиональные конференции - все это свидетельствует о том, что в недалеком будущем в Южной Азии возможен стабильный мир.

Из книги Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2 автора Шпенглер Освальд

Из книги Учебник логики автора Челпанов Георгий Иванович

Отношения между субъектом и предикатом По этому признаку суждения делятся на категорические, условные и разделительные.Категорическое: «Лысина Петровича блестит». (S есть P).Условное: «Если Петрович взволнован, его лысина блестит». (Если A есть B, то C есть D). Первая часть

Из книги Индия. История, культура, философия автора Уолперт Стенли

Отношения между Индией и США В 2008 году Индия и Соединенные Штаты подписали свой первый долгосрочный стратегический договор в области внешней политики и глобальное партнерское соглашение о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики. По этому договору

Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич

Отношения между Индией и Китаем Неру надеялся, что двусторонние отношения Индии с Китаем смогут стать примером мирных и дружеских соседских отношений для всего мира. В конце концов, Китай, подобно Индии, недавно освободился от западного колониального господства,

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

Отношения между Индией и Шри-Ланкой Отношения Индии с южной островной республикой долгое время были осложнены гражданской войной между сингальским буддистским большинством, которым управляло правительство в Коломбо, и ущемленным тамильским индуистским меньшинством,

Из книги Подъем и падение Запада автора Уткин Анатолий Иванович

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

§ 6. Отношения между суждениями Основу отношений между суждениями составляет их сходство по содержанию, выражаемое в таких логических характеристи­ках, как смысл и истинность суждений. В соответствии с этим логические отношения устанавливаются не между любыми, а лишь

Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

Альянс между Россией, Индией и Китаем Когда Е.М. Примаков был премьер-министром и посетил Пекин и Дели, он донес идею стратегического союза до руководства обоих государств. Однако позитивного отношения в Китае и Индии это предложение не встретило. Тому есть причины.

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

Глава III. Отношения между понятиями Объективные отношения между самими предметами находят свое отражение в отношениях между понятиями. Все многообразие этих отношений можно классифицировать также на основе важнейших логических характеристик понятия: его содержания и

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

2. Отношения между сложными суждениями Сложные суждения аналогично простым находятся в определенных отношениях между собой. Общим здесь является то, что они тоже могут быть сравнимыми и несравнимыми, совместимыми и несовместимыми, причем и для них характерны отношения

Из книги автора

Глава III. Отношения между понятиями 1. Отношения между понятиями по их содержанию Сравнимые и несравнимые понятия1. Определите, какие из названных ниже пар понятий сравнимые, какие - несравнимые: «металл» - «золото», «вода» - «камень», «космос» - «ключ», «душа»-«песня»,

Из книги автора

1. Отношения между понятиями по их содержанию Сравнимые и несравнимые понятия1. Определите, какие из названных ниже пар понятий сравнимые, какие - несравнимые: «металл» - «золото», «вода» - «камень», «космос» - «ключ», «душа»-«песня», «правовой нигилизм» - «соната»,

Из книги автора

Из книги автора

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ При образовании понятий часто бывает важно не только указывать их вид, но и выяснять, в каком отношении находятся эти понятия к другим понятиям. Высказывания типа “это понятие близко такому-то понятию” только запутывают суть дела. Нужно

Из книги автора

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые.Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать. Например, «пресса» и «телевидение» -

Из книги автора

2.8. Отношения между суждениями Простые суждения видов А, I, Е, О делятся на сравнимые и несравнимые. Сравнимые суждения имеют одинаковые субъекты и предикаты, но могут отличаться кванторами и связками, а несравнимые суждения имеют различные субъекты и предикаты. Например,

В ночь на четверг, 29 сентября, индийские вооруженные силы атаковали цели на пакистанской территории, пакистанцы ответили артиллерийским огнем. Счет погибших с обеих сторон идет на десятки. Исламабад обвиняет Индию в неприкрытой агрессии, Нью-Дели эвакуирует все население в приграничной полосе шириной 10 километров и спешно проводит перегруппировку войск. Две ядерные державы оказались на пороге войны. Что происходит сейчас на индийско-пакистанской границе и как это затронет Россию - в материале «Ленты.ру».

Линия контроля в огне

В полпервого ночи 29 сентября индийские вертолеты сразу в пяти местах пересекли линию контроля в Кашмире, нашпигованную минами и блок-постами, и выбросили над пакистанской территорией десант. После приземления спецназовцы скрытно вышли к целям - лагерям боевиков и стартовым площадкам, с которых исламисты реактивными снарядами обстреливали индийских пограничников, - и в коротком бою уничтожили их. Итоговый результат - убиты 38 боевиков из террористических организаций «Джейш-э-Мухаммед», «Лашкар-э-Тоиба» и «Хизб-уль-Муджахеддин», а также девять пакистанских военнослужащих - инструкторы и охрана стартовых площадок. Два индийских спецназовца получили легкие ранения, отряды без потерь вернулись на базу. Вся операция заняла четыре часа.

Так Минобороны и СМИ Индии описали то, что произошло той ночью. «Точечные удары» (определение военных) контролировал лично премьер Нарендра Моди.

Спустя несколько часов пакистанская артиллерия открыла огонь по индийским погранпостам. Три из них серьезно повреждены, Исламабад сообщил о гибели 21 индийского солдата и пленении одного военнослужащего. Пакистанское телевидение весь день показывало снятые с беспилотников кадры - воронки от снарядов на месте индийских блокпостов, разрывы, накрывающие индийские патрули, тела убитых. Как заявил премьер Наваз Шариф, это ответ на «неприкрытую агрессию» Индии, в результате которой погибли два пакистанских военнослужащих. Никакой операции индийского спецназа, объяснил Шариф, не было. Просто индийское руководство решило поиграть мускулами, отдав приказ артиллерии накрыть пакистанские блокпосты. Граница по-прежнему на замке.

Удачный момент

Нынешняя стрельба на границе - следствие многолетнего конфликта в Кашмире. Ситуация в регионе обострилась несколько месяцев назад, после того как индийский спецназ уничтожил «кашмирского Че Гевару» Бурхана Вани, лидера и кумира молодых сепаратистов. После его гибели Исламабад демонстративно объявил траур, а пакистанские националисты пообещали перейти границу и «освободить Кашмир». В Нью-Дели это расценили как вызов, тем более что индийское руководство давно и небезосновательно обвиняло пакистанские власти и межведомственную разведку в раздувании пламени кашмирского мятежа.

Но камнем, сдвинувшим лавину, стала неожиданная атака боевиков на штаб-квартиру одной из индийских бригад недалеко от округа Ури 18 сентября. Тайно перейдя линию контроля, четыре подготовленных в Пакистане экстремиста расстреляли 19 индийских солдат. После этого индийский премьер Нарендра Моди назвал Пакистан экспортером терроризма и пообещал, что убийцы не останутся безнаказанными.

Момент для ответа Нью-Дели выбрал удачно. Соединенные Штаты, которые обычно умудрялись балансировать между Индией и Пакистаном, - на пороге выборов, и кто бы ни стал следующим президентом, строить внешнюю политику ему придется, исходя из той ситуации, которая сложится на момент его вступления в должность. Таким образом, Нарендра Моди ставит дорогого друга Барака, с которым у него «личная химия» и прекрасные отношения, перед выбором: не пора ли США определиться с союзниками? За несколько месяцев до окончания президентского срока Обама вполне может счесть, что Индия, перспективный стратегический партнер, явно предпочтительнее строптивого Пакистана.

Удачно сложилось и в ООН - на 71-й сессии Генассамблеи как раз начались прения, и индийское руководство в ответ на пламенный рассказ пакистанского премьера Наваза Шарифа о страданиях кашмирского народа перед всем мировым сообществом с трибуны обрушилось на Исламабад, обвиняя его в поддержке терроризма. Глава МИД Сушма Сварадж не скрывала своих целей: добиться полной международной изоляции Пакистана.

Наконец, повезло индийцам и с внутриполитической ситуацией в Пакистане: многие подразделения пакистанских вооруженных сил плотно завязли в боях с талибами на северо-западной границе. Перебросить их на индийский рубеж - значит, отдать боевикам обратно целые районы, освобожденные с таким трудом.

Вода и экономика

Речами в ООН индийское руководство не ограничилось. Премьер Моди пригрозил, что Нью-Дели пересмотрит Договор о водах Инда (истоки большинства притоков этой реки находятся на индийской территории) и начнет забирать больше воды, чем до сих пор. «Кровь и вода, - объяснил Моди, - не могут течь вместе». Пакистанские фермеры по всему течению и в низовьях, и без того регулярно теряющие урожай из-за засухи, могут попасть в критическую ситуацию. С момента заключения договора в 1960 году Индия и Пакистан дважды находились в состоянии войны, но Нью-Дели ни разу не нарушил соглашения. Исламабад пригрозил: если индийцы выполнят свою угрозу, он расценит это как акт агрессии и подаст иск в международный суд. Вряд ли Моди всерьез намерен лишить Пакистан воды. В конце концов, истоки Брахмапутры, которая питает водой весь северо-восток Индии, находятся на территории Китая, союзного Пакистану. В эту игру можно играть втроем, и вряд ли в выигрыше в конечном итоге окажется Индия.

Но самый серьезный удар - отказ Индии присутствовать на очередном саммите СААРК, Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества, торгового блока, объединяющего страны региона, который сама Индия и создала в 1985 году. Тогда на организацию в Нью-Дели возлагали большие надежды: лидерство в экономическом союзе с более чем полутора миллиардами населения существенно увеличивало вес Индии на мировой арене. Однако постепенно индийское руководство стало тяготиться СААРК: экономическая интеграция шла ни шатко ни валко, и участие в ассоциации приносило больше проблем, чем пользы, сковывая индийскую внешнюю политику.

Премьер Индии Нарендра Моди и его пакистанский коллега Наваз Шариф обнимаются во время неожиданного визита Моди в Лахор в декабре 2015 года.

Отказ Индии беспрецедентен - даже после Каргильского конфликта в 1999 году, когда дело чуть не дошло до открытой войны между Индией и Пакистаном, встреча СААРК прошла как ни в чем не бывало. В этот раз, кроме индийского руководства, ехать на саммит отказались лидеры Бутана, Бангладеш и Афганистана. Без половины участников, включая крупнейшего игрока в Южной Азии, встреча теряет всякий смысл. Те, кто отказались от саммита, - ключевые союзники Индии в регионе, страны, в сближении с которыми Нью-Дели больше всего заинтересован. Заодно Индия заявила, что может лишить Пакистан статуса привилегированного торгового партнера - это нанесет удар по пакистанской экономике.

Активная оборона

Нынешние действия Индии - быстрые, жесткие, иногда авантюрные - совершенно не похожи на ее предыдущую стратегию. Генеральный секретарь правящей «Бхаратия Джаната парти» Рам Мадхав заявил: «Мы осознаем, что время стратегического сдерживания закончилось. Индия должна жестко отвечать на угрозы, мы должны действовать на опережение».

Разработчиком нынешней жесткой политики по праву считается советник премьера Моди по вопросам безопасности Аджит Довал - легенда индийской разведки, бывший нелегал, участвовавший в самых опасных операциях против боевиков по всей Индии и за рубежом. Незадолго до того, как Моди взял Довала в команду, тот сформулировал основу своей стратегии. Ее уже прозвали «доктрина Довала», хотя сам чиновник предпочитает термин «активная оборона».

Слова о Белуджистане - мятежном пакистанском регионе, где давно действуют сепаратисты, - как выяснилось, не были пустой угрозой. Хотя Пакистан и раньше обвинял индийскую разведку в помощи мятежникам, Нью-Дели неизменно это отрицал. Однако 14 сентября постоянный представитель Индии при ООН Аджит Кумар заявил: «Пакистан систематически нарушает права своих собственных граждан, в том числе в Белуджистане». Аналитики по обе стороны границы расценили эти слова как завуалированную угрозу: отныне Индия будет помогать повстанцам в Белуджистане так же, как Пакистан помогает повстанцам в Кашмире. То, что слова Кумара прозвучали за четыре дня до атаки боевиков на штаб бригады в Ури, свидетельствует: «доктрина Довала» была разработана загодя, и в Нью-Дели только ждали случая пустить ее в ход. Пакистан этот шанс Индии предоставил.

Сейчас Индия и Пакистан повышают ставки, отвечая на каждый обстрел еще более мощным, на каждую угрозу - новой угрозой. Тот, кто первым сделает шаг назад, потеряет политические очки и проиграет. Но если и дальше наращивать ставки, на стол рано или поздно будет выложено ядерное оружие, которого у обеих держав хватает.

Пока Нью-Дели и Исламабад меряются мускулами, Россия оказалась в сложной ситуации. Как назло, в Приморье сейчас проходят совместные российско-индийские учения «Индра-2016», а на полигоне Черат в Пакистане российские военные вместе с пакистанскими участвуют в маневрах «Дружба-2016». Об отмене учений пока не объявляли - значит, в высоких штабах считают, что до войны еще далеко.