Авиация в локальных конфликтах. ArtOfWar. Зинченко Владимир Павлович. Привет Вертолётчикам

Борттехник Ми-6 из 280 ОВП К. Калинин, Кандагар, 1984 г.

Катастрофа Су-22 ВВС Афганистана и Ми-6, погибший афганский летчик. 14 марта 1985 г., Пули-Хумри.

"Забитый" караван. При досмотре вертолетами 205 ОВЭ караванщики сами решили свою судьбу, оказав сопротивление.

Группа ПСО и ремонтники прибыли на место вынужденной посадки поврежденного Ми-24.

Фильтрация молодежи призывного возраста в Кандагаре.

Командир 335 ОБВП В. Целовальник осматривает трофеи. Январь 1986 г.

Горестный итог Кунарской операции 1986 г. Ан-12 везет на родину 8 гробов.

Безвозмездное оказание "оккупантами" медицинской помощи населению. Очень многие афганцы доктора видят впервые в жизни - таковы были реалии "оккупированной" страны.

"…нет в Союзе семьи такой, где б не памятен был свой герой. Снова лица твоих солдат с фотографий увядших глядят…".

Домой! 205 ОВЭ, Кандагар, 1988 г. Прощальный взлет Ми-24П.

Ми-8МТ уже в небе Родины.

Высокая загруженность аэродромов, особенно в периоды крупных операций, помноженная на недопонимание всех структур управления, вносила свою лепту в количество небоевых потерь.

12 мая 1984 г. при подготовке очередной операции по Панджшеру в Баграме была сконцентрирована громадная группировка, в воздухе и на полосе постоянно находились самолеты и вертолеты, и ошибка просто не могла не произойти. Экипаж полковника Е. Кашицина с десантом на борту Ми-8МТ вырулил для взлета и занял центр полосы. В это же время ошибочно, неверно поняв жест нашего РП, руководители афганцев дали разрешение на взлет стоявшему на старте самолету МиГ-21 УМ из 322-го ИАП ВВС Афганистана, который пилотировали советский инструктор и обучаемый афганский летчик. В тот момент, когда вертолет с десантом готовился к взлету, разбегавшийся самолет уже достиг скорости подъема переднего колеса, но его взлетный вес (с полной нагрузкой) позволял выполнить отрыв самолета лишь где-то в конце полосы. В последний момент, когда летчики поняли, что столкновения с вертолетом не избежать, они пошли на вынужденные действия: резко отделив самолет от земли, сделали попытку "перепрыгнуть" через вертолет, а затем катапультироваться. Но расчет не удался. Самолет действительно отделился от земли, однако большой взлетный вес и малая скорость не позволили набрать высоту - самолет зацепил лопасть фонарем и своим "брюхом" ударил вертолет по втулке несущего винта. От столкновения самолет перевернулся в воздухе с резким изменением направления падения, через мгновение летчик из перевернутого положения катапультировался прямо в землю. А самолет, в котором остался второй летчик, упал вдоль рядов стоящих у полосы вертолетов и загорелся. На пути его движения стоял под разгрузкой боеприпасов (!) Ил-76 - разрушающийся истребитель пронесся метрах в десяти-четырнадцати от транспортника! Далее самолет, вернее, то, что от него осталось, попал в капонир, где уже взорвались его НУРСы и топливо. Летчик сгорел в этом пожаре, хотя погиб он, видимо, еще при первом ударе о землю. А вертолет и люди на его борту оказались "рожденными в рубашке". Сразу после удара вертолет перевернулся и загорелся, но всем, кто в нем находился, удалось благополучно выбраться, хотя машина сгорела дотла.

Тяжел и опасен был хлеб и летчиков транспортных эскадрилий Ми-6, и о них почему-то мало рассказано в известных до сих пор публикациях. Подразделения вертолетов Ми-6 входили в состав отдельных вертолетных полков, которые базировались на аэродромах Кандагар (280-й ОВП) и Кундуз-Гардез (181-й ОВП, в Гардезе стояла 4-я ВЭ полка). Кроме того, в 1984 г. в Кундуз была передислоцирована отдельная вертолетная эскадрилья на вертолетах Ми-6 под командованием подполковника Г. Сальникова. Состав вертолетных эскадрилий менялся в зависимости от выполняемых задач и в разные годы насчитывал от 8 до 20 вертолетов Ми-6. Основными точками базирования являлись аэродромы Кандагар и Кундуз, но для выполнения боевых задач отдельные пары и отряды временно базировались на аэродромах Кабул, Шинданд, Файзабад. Для загрузки и выгрузки грузов использовались аэродромы Джелалабад, Газни, Герат, площадки Пули-Хумри, Чагчаран, Лашкаргах, Бамиан, Гардез и др.

Выносливый трудяга, самый мощный на тот момент из серийных, высотный вертолет Ми-6 оказался в Афганистане в нужное время в нужном месте - к середине 80-х гг. в Афганистане было сосредоточено более 60 Ми-6, и это количество стало самым большим за всю войну. Прочная, надежная машина не раз спасала экипажи, а порой имели место вообще беспрецедентные случаи - ночью в июне 1988 г. экипаж к-на Некрасова выруливал на взлет и хвостовым винтом зацепил за лопасти соседней машины. Никто этого не заметил, и машина с грузом в 4,5 т пошла на взлет, благополучно заняла свой эшелон и пошла на Лашкаргах. Через какое-то время на стоянке появился с фонариком бдительный техник отряда, который обнаружил обломки лопастей и доложил о своей находке на КП, где сразу стали готовиться к плохим вестям. Однако, к счастью, связавшись с Лашкаргахом, выяснили - поврежденный вертолет благополучно прибыл к месту назначения. Его осмотр выявил, что все четыре лопасти деревянного хвостового винта обрублены на 200–300 мм.

Осенью 1983 г. два борта Ми-6А в Прибылово были специально дооборудованы вариантом ТЗ-6. Комплект включал: дополнительные емкости - два штатных подвесных топливных бака Ми-6, установленных на ложементах в грузовой кабине, не подсоединенных к топливной системе вертолета, а имеющих собственную насосную установку; удлиненные заправочные шланги на двух бобинах с заправочными пистолетами, предназначенные для заправки техники на земле; собственный пульт управления, располагавшийся справа от задней правой десантной двери грузовой кабины.

Перевозимое вариантом ТЗ-6 топливо могло быть любым, в том числе и предназначенным для заправки наземной техники, - бензин, дизельное топливо. Емкости - 2 на 2250 л. Имелись также два стеллажа 20-л канистр для масел, крепившихся на створках. Оборудование могло быть смонтировано только на Ми-6а. В Кундузе в 1984–1985 гг. такой борт имелся в 1-й ВЭ 181-го полка. До того времени было их там еще несколько, но к тому времени они были размонтированы по неисправности - нечем было ремонтировать, либо утрачены по потерям. Не оборудованные этой доработкой "танкеры" могли возить только авиационное топливо, поскольку скачка из дополнительных емкостей (таких же) производилась через собственную топливную систему вертолета.

396 ОГВП (в/ч п.п 84242, в дальнейшем в/ч 22588) перебазировался из Венгрии в июле 1990 года. Я участник того легендарного перелёта. Служил б/техником на Ми-6 в 4 вэ.
В Кагане нас никто не ждал. Главная задача для полка была перебазироваться.
Единственный, кто поблагодарил л/состав за перебаирование без проблемм и потерь - это командир полка гв. п-к Гордеев. На построении сказал просто: "Спасибо, мужики!".
В гарнизоне была полная разруха, за иключением аэродрома. В домах гарнизона жило местное население. По началу нам "преложили" пожить в казарме (койки в три яруса при температуре +50 в тени!). Основная часть гарнизона изначально расселилась по съёмным квартирам, многие до холодов жили в вертолётах. Администрация Кагана ближе к осени выселила всех незаконно вселившихся и в конце 1990 года выделила один новый пятиэтажный дом на КБШ (Караул Базарское шоссе). Это другой конец города, но и этому были рады.
В феврале 1992 года с развалом Союза полк передали в национальную гвардию Узбекистана (нас не спрашивая). Полк устроил "сидячую забастовку", т.е. л/с выходил утром на построение и дальше плаца никуда не расходился до вечера. Службу несли только караул и ПСС (это святое).
В это время происходила смена командира полка: гв. п-к Гордеев В.А. дела уже сдал нач. штаба гв.п/п-ку Лапко В.И. и убыл на повышение, а новый командир п/п-к Беломестнов (прибывший из ЗабВО)дела ещё не принял. Нач. штаба собрал всех комэск на совещание и было принято решение: забираем знамя части, оружие и семьи в вертолёты и летим в Россию. Ошибкой было приглашение на совещание нового командира, который сразу должил "куда надо" и п/п-ка Лапко В.И.(трижды орденоносца) быстро уволили. Хорошо, что не посадили.
Через три дня забастовки прилетел в полк Министр Обороны Узбекистана (тогда ещё полковник) Ахметов и наобещал золотые горы, попутно раздавая звания. Однако разрешил всем взять краткосрочный отпуск на 15 суток (с ВПД)с мотивировкой: "Для дальнейшего определения места службы". В первый же день рапорта подали около 90 % л/состава. В строевом отделе пришлось вывешивать график очерёдности убывающих (боевую готовность никто не отменял).
Одновременно с развалом Союза в Узбекистане активизировались националистические и радикально настроенные группировки. Славян везде начали притеснять и откровенно угрожать. Дело дошло до того, что приходилось охранять свои семьи. В каждом доме завели очерёдность охраны. Считали это боевым дежурством. На охрану своего дома пр. Полторацкого 29 я брал в оружейке автомат с четырьмя рожками, ПМ с 32 патронами, две гранаты, р/станцию и бронежилет. Ситуацию разредило начало войны в Таджикистане летом 1992 года, куда первыми вылетели мы и полк Чирчик. Через неделю командованию части пришло письмо от Совета аксакалов с заверением, что ни одного русского (и его семью) в Бухарской области не тронут. Только служите ребята и защищайте нас.
К концу 1992 - началу 1993 года от л/состава Венгерского полка почти никого в Кагане не осталось. Все разъехались по отдельным государствам.

3-я вертолетная эскадрилья

Базирование: аэродром Кандагар (02.01.1980 - июль 1981г)

Матчасть: вертолеты Ми-8Т (борт.номера 10,15,22,26,34,44,45,46,47,48,49,50,71)

После ввода войск ТуркВО на территорию ДРА было принято решение оставить на аэродроме Кандагар на постоянной основе большую часть вертолетов Ми-8Т из состава 280 овп и все вертолеты эскадрильи п/п-ка В.Бухарина (7 Ми-8Т и 3 Ми-24А, позже все вертолеты Ми-24А были переданы вместе с экипажами в другие части ВВС 40А). Общее руководство объединенной эскадрильи было возложено на первого заместителя командира 280 овп майора В.Харитонова. В апреле месяце 280 овп перешел на новые штаты и ему было присвоено новое условное наименование - в/ч пп 17668, одновременно с этим необходимо было иметь уже две эскадрильи на вертолетах Ми-8 и постепенно началось их доукомплектование. Основу 3 ВЭ составили экипажи, прибывшие из Кагана (В.Харитонова, А.Юсова, В.Сидорова, Л.Вакуленко, Г.Харина, В.Лямцева, М.Грошева, В.Гавриленко, А.Кихней), а также оставшиеся экипажи кадровых военных из эскадрильи п/п-ка В.Бухарина (Б.Реджепова, В.Нечаева, С.Ашурова, С.Мухитдинова). После убытия п/п-ка В.Бухарина на формирование 50 осап (зам.ком-ра по ЛП), эскадрилью возглавил м-р В.Сидоров. На доукомплектование 3ВЭ прибыло большое количество подготовленных экипажей штатными звеньями и парами из ЗабВО (Нерчинск, Могоча), ДВО (Магдагачи, Обор), КВО (Александрия) и ЛенВО (Прибылово). География боевого пути эскадрильи в первое время (1980 год) не имела четких границ, поэтому значительная часть экипажей принимала участие в операциях в различных районах Афганистана (Газни, Шинданд, Чагчаран, Герат, Фарах и др.), а также в первых высадках десантов в Кунарской долине (февраль и май 1980г.) и, конечно же, непосредственно в районе Кандагара. Значительную часть боевого опыта было приобретено, действуя и в интересах командования ВС ДРА по огневым и транспортным задачам.

Первый боевой вылет с применением оружия по реальному противнику экипажи эскадрильи (В.Бухарин на Ми-24А, С.Ашуров на Ми-8Т) совершили 4 января 1980 г. в районе гидроплатины на р.Гельменд в 110 км северо-западнее Кандагара. В ходе боевых вылетов по различным задачам экипажи приобрели неоценимый опыт полетов в горах и пустыне, используя новые тактические приемы и виды боевого маневрирования, выходящие за рамки разрешенного Инструкцией по эксплуатации вертолета Ми-8Т. В феврале-марте 1980 года под руководством м-ра В.Харитонова и к-на А.Юсова на аэродроме Газни и Кандагар были организованы первые полеты по освоению боевого маневрирования с закритическими углами крена и тангажа на малых высотах. Полученный опыт позже передавался новым экипажам, прибывавшим из СССР на доукомплектование полка.

В первый год боевого пути эскадрильи налет экипажей составлял от 40-50 до 80-90 часов в месяц, а годовой налет некоторых экипажей достигал более 400 часов. Значительная часть летчиков и борттехников была высоко оценена Правительством Советского Союза, многие были награждены орденом "Красной Звезды", несколько летчиков - орденом "Красного Знамени", а также медалями "За Боевые заслуги" и др. наградами.

Личный состав: первоначально все летчики и техники эскадрильи были исключительно из Кагана.С 21-го июня 1980 г. эскадрилья доукомплектована экипажами из 112-го отбвп г.Нерчинск, откуда прибыло два звена - 24 человека (по результатам командировки 16 человек из 112-го отбвп награждены боевыми орденами и медалями, включая 4-х человек посмертно). Так же прибывали отдельные летчики из Прибылово и Могочи для подмены на время отпусков основного состава.

3 АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ НА ВЕРТОЛЕТАХ МИ-8Т (Кандагар, 2 января 1980 г. - июль 1981 г.):

Командир эскадрильи - п/п-к БУХАРИН Владимир Васильевич (прибыл из Заб.ВО, ушел в 50 осап на зам.ком. по ЛП, стал летчиком-испытателем в ОКБ «Миля»).
Командир эскадрильи - м-р СИДОРОВ Виталий Григорьевич (прибыл из Ашхабада-Кагана, жил в Серпухове, умер).
Зам. ком. АЭ - м-р РЕДЖЕПОВ Баллы Батырович (прибыл из Кабула, жил в Санкт-Петербурге, умер в 1999 г.).
Зам. ком. АЭ - м-р ТАРАСОВ Юрий (прибыл из Александрии, живет в Батайске).
Зам. ком. АЭ - м-р КОПЫЛ Виталий Петрович (прибыл из Кабула, умер).
Зам. по политчасти АЭ - м-р НЕЧАЕВ Владимир Сергеевич (прибыл из САВО).
Зам. по политчасти АЭ - к-н ЛЯМЦЕВ Юрий (прибыл из Кагана, живет в Электростали).
Зам. ком. АЭ по ИАС - м-р АФАНАСЬЕВ Александр Александрович (прибыл из Кагана, умер там же в 1982 г.).
Начальник штаба АЭ - м-р ПИРОГОВ Владимир Сергеевич (прибыл из Кагана, жил в Наро-Фоминском р-не Моск. обл.).
Штурман АЭ - к-н НАРЗИКУЛОВ Вячеслав (прибыл из Кагана).
Командир звена - к-н ЮСОВ Александр (прибыл из Кагана, умер в Сызрани).
Командир звена - к-н КУНЧИКАЛЕЕВ (прибыл из Кагана, живет в Саратове).
Командир звена - к-н ШРАМКО Анатолий (прибыл из Александрии, ушел в 302 овэ замполитом, погиб в 5.09.1981 г.).
Командир звена - ст. л-т АШУРОВ Сергей (прибыл из Кагана, живет в Москве).
Старший летчик - к-н ЧЕРНЯЕВ Александр (прибыл из Могочи, погиб 23.12.1999 г. в Якутии, служил в Касимово, Лен.ВО).
Старший летчик - к-н СОЛОВЬЕВ Александр (прибыл из Прибылово, там и живет).
Старший летчик - к-н СУРНИН Георгий (прибыл из Прибылово, живет в Ижевске).
Старший летчик - к-н МЕРЗЛЯКОВ Сергей (прибыл из Нерчинска, живет в Н.Новгороде).
Командир вертолета - к-н ГРОШЕВ Михаил (прибыл из Кагана, живет в Балаково).
Командир вертолета - к-н ВАКУЛЕНКО Леонид (прибыл из Кагана, умер 12.09.2003 г., жил в Александрии).
Командир вертолета - к-н ГАВРИЛЕНКО Вячеслав (прибыл из Кагана, умер).
Командир вертолета - к-н КИХНЕЙ Алексей (прибыл из Кагана).
Командир вертолета - к-н ХАРИН Геннадий (прибыл из Кагана, погиб 9.04.1980 г.).
Командир вертолета - мл. л-т МУХИТДИНОВ Сергей Гайдарович (прибыл из Кагана, умер 5.11.2013 г., жил в Серпухове).
Командир вертолета - к-н ПОЖАРИЩЕНСКИЙ Григорий (прибыл из Нерчинска, погиб 22.09.1980 г.).
Командир вертолета - к-н ПЛЮЩИКОВ Геннадий (прибыл из Обора, живет в Петергофе).
Командир вертолета - к-н БЕЛОКРЫЛОВ Владимир (прибыл из Магдагачи, живет в Прибылово).
Командир вертолета - к-н БАБИЧ Владимир (прибыл из Александрии, там и живет).
Командир вертолета - к-н ВОРОНОВ Олег (прибыл из Александрии, живет в Санкт-Петербурге).
Командир вертолета - к-н ЦАРЁВ Николай (прибыл из Малино).
Командир вертолета - л-т КАХАРОВ Самеджан (прибыл из Душанбе, живет в Кущевской Краснодарского края)
Командир вертолета - л-т САРДОРОВ Толиб (прибыл из Душанбе, умер)
Командир вертолета - л-т РАХМАТОВ Ильхомутдин (прибыл из Душанбе, живет там же)
Командир вертолета - л-т АЛИМОВ Шухрат (прибыл из Душанбе, живет в Душанбе)
Командир вертолета - л-т МИРЗАБАЕВ Негмат (прибыл из Душанбе, живет в Душанбе)
Штурман звена - ст. л-т ПЕТРОВ Александр (прибыл из Кагана, живет в Ижевске).
Штурман звена - к-н ХОЛМУРАДОВ Туйчи (прибыл из Кагана, живет в Гафурово, Таджикистан).
Штурман звена - ст. л-т КУЗНЕЦОВ Алексей (прибыл из Александрии, живет в Днепропетровске).
Штурман звена - ст. л-т КОСТЮК Владимир (прибыл из Александрии, живет в Воронеже).
Летчик-штурман - л-т КАРАСЕВ Вячеслав (прибыл из Кагана, живет в Серпухове).
Летчик-штурман - к-н ХОДЖИЕВ Хикматулло (прибыл из Кагана, живет во Львове).
Летчик-штурман - л-т АНТОНОВ Сергей (прибыл из Кагана, живет в Вязьме).
Летчик-штурман - л-т ЩЕТИНИН Юрий (прибыл из Прибылово, живет в Воротынске).
Летчик-штурман - л-т ЛУКЬЯНОВ Юрий (прибыл из Прибылово).
Летчик-штурман - л-т ВЕСЕЛКОВ Виктор (прибыл из Кагана, живет в Костроме).
Летчик-штурман - л-т КОЛОМЕЕЦ Николай (прибыл из Кагана, погиб под Ростовым-н/д).
Летчик-штурман - л-т НОЧЕВНОЙ Анатолий (прибыл из Кагана, живёт в Ростове-н/Д).
Лётчик-штурман - л-т РОМАНИШАК Владимир (прибыл из Кагана, живёт в Гуково Рост. обл.).
Летчик-штурман - л-т НУРМАТОВ Ражимжон (прибыл из Кагана, живет в Чирчике).
Летчик штурман - л-т ДОЛОБАН Владимир (прибыл из Кагана, живёт в Краснодаре).
Летчик-штурман - к-н КАТУНИН Валерий (прибыл из Магдагачи).
Лётчик штурман - л-т АХМАДИЕВ Вадим (прибыл из Кагана, погиб в Уфе).
Летчик-штурман - л-т ЕМЕЛЬЯНОВ Александр (прибыл из...).
Летчик-штурман - л-т ВАЛЕЕВ Минияр (прибыл из Кагана, живет в Кобрине).
Летчик-штурман - л-т МИЩЕНКО Сергей (прибыл из Александрии, живет в Ростове-н/Д).
Летчик-штурман - ст. л-т ПОМАЗАНОВ Игорь (прибыл из Александрии, живет в Ужгороде).
Летчик-штурман - ст. л-т ВЕЙЦМАН Александр (прибыл из Нерчинска, живет в Херсоне-Израиле).
Летчик-штурман - ст. л-т МАЛИКОВ Сергей (прибыл из Нерчинска, живет в Челябинске).
Летчик штурман - л-т СЕМЁНОВ Валерий (прибыл из Кагана, единственный живой в экипаже Харина Г.И.).
Летчик-штурман - ст. л-т МУСТАФИН Андрей (прибыл из Нерчинска, жил в Климовске, умер).
Летчик-штурман - л-т ЛОСЕК Владимир (прибыл из Могочи).
Летчик-штурман - л-т ЗАЗВОНОВ Александр..........
Летчик-штурман - л-т САБУРОВ Даврон (прибыл из Душанбе).
Летчик-штурман - л-т МУХАМЕДОВ Махмуд (прибыл из Душанбе, живет там же).
Летчик-штурман - л-т АБДУРАХМАНОВ Джамшед (прибыл из Душанбе, умер в 1992 г.)
Летчик-штурман - л-т ЮСУПОВ Фирдавс (прибыл из Душанбе, живет там же).
Летчик-штурман - л-т АЛИМОВ Мухитдин (прибыл из Душанбе, живет там же).


Текущая страница: 12 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

181-й отдельный вертолетный полк

Формирование полка происходило с ноября 1972 г. по май 1973 г. на аэродроме Темир-Тау Карагандинской области. Местом базирования полка был избран аэродром Джамбул, а основной задачей был поиск и встреча спускаемых аппаратов космических кораблей.

11 декабря 1979 г. в 3:00 личный состав части поднят по тревоге и передислоцирован в город Чирчик, а далее, забрав на борт вертолетов десантников, на авиабазу Кокайты.

Первый одиночный вылет в Афганистан был совершен 23 декабря 1979 г., фактически до официального начала войны. Регулярные же полеты на территорию Республики Афганистан начались с третьей декады декабря.

Сам полк был введен на территорию Афганистана 15 января 1980 г. На тот момент в его составе было три эскадрильи вертолетов Ми-8 и Ми-6.

5 августа 1988 г. полк покинул Афганистан и был выведен на аэродром Пружаны БелВО. После 1991 г. вошел в состав ВВС Беларуси.

За время войны летчики полка совершили 120 440 боевых вылетов с общим налетом 151 836 часов. При выполнении боевых заданий погибло 52 человека личного состава. На боевом счету полка – операции в Пандшерском ущелье, провинциях Парван, Баях, Файзабад, участие в операциях, проводимых в районах Мазари-Шариф, Джелалабад, Кабул, Баграм.

Пять летчиков полка стали Героями Советского Союза (из них двое – посмертно), 8 – награждены орденом Ленина, ордена Красного Знамени получили 39 военнослужащих, 564 авиатора награждены орденом Красной Звезды, 780 – орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степени.

На основе полка и частей обеспечения 1 октября 1993 г. была сформирована 181-я боевая вертолетная база ВВС Белоруссии.

280-й отдельный вертолетный полк

Сформирован на базе авиационного транспортного полка на аэродроме Каган (Среднеазиатский ВО), был вооружен вертолетами Ми-4.

С 1961 г. полк смешанный – в его составе одна эскадрилья Ми-6 и две – Ми-4. Личный состав полка участвовал в выполнении правительственного задания по ликвидации опасного эпидемического заболевания в Казахской ССР. В 1973 г., в составе двух эскадрилий, летнотехнический состав полка переучивается на вертолеты Ми-8Т.

7 декабря 1979 г. полк был поднят по тревоге и в полном составе перебазирован на аэродром Чирчик, а затем в Сады-Качи.

1 января 1980 г. вертолеты полка, с десантом на борту, перелетели в ДРА на аэродром Шинданд, а на следующий день в Кандагар. После выполнения поставленной задачи большая часть полка выведена на территорию Советского Союза.

К 1986 г. 280-й овп состоял из двух эскадрилий Ми-6, одной эскадрильи транспортно-боевых Ми-8МТ и одной – боевых вертолетов Ми-24. В начале 1988 г. полк переформировывается и число эскадрилий уменьшается до трех.

В конце июля 1988 г. выводится наземный эшелон полка. 1 августа 1988 г. оставшиеся экипажи 280-го овп из Кандагара вылетели через Шинданд в Мары с последующим перелетом, на аэродром Леонидово (о. Сахалин).

Расформирован в феврале 1989 г.

146-й отдельный вертолетный отряд

Сформирован в апреле 1980 г. из частей ПрикВО на базе Коростеньской овэ специально для отправки в Афганистан. Основу составили экипажи из Коростеня с добавлением экипажей из Брод (Ми-24) и Калинова (Ми-8). Отряд состоял из 4 Ми-8Т, 4 Ми-24В и 1 Ми-9 (ВКП). Личный состав и вертолеты были переброшены самолетами ВТА на аэродром Кокайты.

29 апреля 1980 г. после сборки и облета вертолетов отряд перебазировался на аэродром Кундуз, поступив в подчинение командования 201-й мед.

В августе – сентябре 1981 г. на базе отряда была развернута 254-я овэ.

ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОТРЯДОВ МОДЖАХЕДОВ

На территории Афганистана против советских и правительственных войск действовало большое количество разнообразных вооруженных отрядов и групп разной политической направленности. Отряды создавались в основном из местных жителей, хотя ядром их являлись моджахеды, прошедшие обучение в центрах и пунктах подготовки на территории Пакистана и Ирана.

Тактика действий незаконных вооруженных формирований (НВФ) идеально соответствовала физико-географическим, политическим, экономическим и этническим условиям Афганистана. В основе ее лежали действия небольших по численности отрядов, групп, осуществлявших внезапные нападения на небольшие гарнизоны войск, командные пункты и узлы связи, склады, колонны машин, отдельные группы военнослужащих и посты охранения, а также на слабо охраняемые административные и экономические центры.

Основное внимание моджахеды уделяли скрытности своих действий. Группам и отрядам запрещалось устраивать ночевки на одном и том же месте более одного раза, а также организовывать их там, где они находились в дневное время. Ночное время использовалось для совершения маршей или перемещений в район предстоящего нападения. Маршруты движения выбирались вдали от населенных пунктов и магистральных дорог, что обеспечивало относительную скрытность перемещения. Одновременно с этим мятежники стремились уменьшить вероятность поражения своих формирований от ударов с воздуха и наземных войск.

В вооруженной борьбе против регулярных войск моджахеды делали ставку на ведение боевых действий партизанскими методами. В основе их тактики, как уже отмечалось, лежали действия небольшими отрядами на всей территории страны и отказ от открытых боестолкновений крупными силами против регулярных войск (как правительственных, так и советских). Главным условием успеха боевых действий считалось достижение внезапности.

Основными принципами вооруженной борьбы являлись:

– тщательная разведка и непрерывное наблюдение за маршрутами полетов авиации и движения колонн;

– разделение крупных формирований мятежников на отряды на большой площади, маскировка их под местное население;

– ведение боевых действий без вступления в бой с превосходящими силами регулярных войск;

– отказ от удержания занимаемых районов в течение продолжительного времени;

– маневрирование силами и средствами с целью выхода из-под удара регулярных войск и нанесения им внезапных ударов во фланг и тыл;

– непрерывно нарастающее огневое воздействие небольшими группами по подразделениям наступающих войск при продвижении их к центру базового района;

– скрытность передвижений, внезапность и скоротечность действий с немедленным уходом от ответного удара.

К основным способам боевых действий отрядов НВФ относились засады, налеты и минно-диверсионные действия. Оборонительные действия считались вынужденными. Ожесточенно моджахеды оборонялись, как правило, только в случаях, когда избежать открытого боя было невозможно, а также при обороне важных объектов.

В основном в ходе наступления регулярных войск мятежники вели сдерживающие действия, то есть последовательно отходили на заранее выбранные и подготовленные позиции, обстреливали наступающие войска, препятствовали их продвижению и держали в постоянном напряжении (так называемая тактика ощутимых уколов).

Налеты совершались, как правило, ночью: в местах привалов и дислокации войск, с использованием реактивных установок, орудий и минометов; днем: при прочесывании войсками местности, в зеленых зонах, где растительность позволяла скрытно подойти к местам привалов подразделений.

При налетах мятежники использовали тактику одной минуты, то есть в течение короткого времени велся огонь из всех видов оружия, затем следовал быстрый отход по заранее определенным маршрутам. Засады и минно-диверсионные действия велись также на путях движения и отхода войск, движения колонн с грузами, а также в ходе боевых действий, непосредственно при прочесывании в зеленых зонах и ущельях с целью уничтожения боевой (транспортной) техники и живой силы.

При проведении минно-засадных действий мятежники, как правило, в ночное время осуществляли минирование участков дорог в местах подъема их в горы, перед поворотами и мостами. В ряде случаев мятежники устраивали на дорогах завалы, готовили и занимали огневые позиции на склонах и вершинах гор, в развалинах домов и среди деревьев (в зеленой зоне).

При этом повстанцы рассредоточивались вдоль дороги, на удалениях между собой по фронту 15–25 м и от дороги по обеим сторонам 150–300 м. При проходе колонны участка засады осуществлялся подрыв мин и открывался мощный огонь с разных направлений по голове, середине и хвосту колонны. При этом, как правило, использовалась тактика создания «огневого мешка». При угрозе ответного удара противник рассредоточивался и быстро отходил.

Моджахеды нападали на воинские подразделения при их выдвижении к району боевых действий, в район проведении операции, а чаще всего – при возвращении войск в пункты дислокации. Обычно нападение организовывалось на небольшие колонны и на колонны со слабым прикрытием и без воздушного прикрытия. Очень редко для выполнения задач по захвату воинских гарнизонов, крупных административных центров моджахеды объединялись в формирования численностью 1500–2000 человек.

Особое внимание моджахеды уделяли тактике действий из засад. Засады тщательно планировались, проводились группами от 10–15 до 100–150 человек и, как правило, устраивались на дорогах в целях уничтожения воинских колонн и колонн с гражданскими грузами. При выборе места засады умело использовался рельеф местности (ущелья, перевалы, карнизы над дорогой, галереи). Позиции оборудовались заблаговременно и скрытно на склонах гор или гребнях высот, на входе или выходе из ущелий, на вероятных местах отдыха.

Кроме перечисленных способов действий, моджахеды проводили внезапные нападения и обстреливали ракетноминометным огнем аэродромы, блокпосты, гарнизоны, проводили террористические акты против представителей власти. Как правило, прямых столкновений с превосходящими силами регулярных войск мятежники избегали.

Для размещения крупных банд и отрядов использовались долины рек, представляющие собой наиболее выгодные в тактическом отношении районы. Наличие прилегающих к долине ущелий позволяло моджахедам осуществить быстрое рассредоточение.

Каждое вооруженное формирование моджахедов контролировало обширный район зеленой или кишлачной зоны, прилегающей к крупному населенному пункту. В этом районе, в труднодоступном месте, создавался опорный базовый центр мятежников. Тут размещались склады оружия и боеприпасов, продовольствия и медикаментов, находился штаб района, лагерь моджахедов. Вокруг базового центра создавалась система охранения и оборонительная сеть. На угрожаемых направлениях устанавливались минные поля, дороги подготавливались к разрушению, организовывалось охранение (две-три линии) и создавались оборонительные рубежи с многоярусной системой огня.

Система охранения базовых центров включала наблюдательные посты и огневые точки, которые оборудовались на высотах и склонах гор вблизи дорог и троп и представляли собой окопы, пещеры, расщелины в скалах, укрытия из камня, рассчитанные на одного – пять человек. Наблюдатели имели средства сигнализации и радиостанции. Оборонительные рубежи представляли собой систему узлов сопротивления с многоярусной системой позиций для стрелкового, артиллерийского и зенитного оружия. Опорные пункты располагались, как правило, на господствующих высотах, склонах ущелий, в домах на окраинах кишлаков, крепостях и представляли собой огневые точки, расположенные между собой на огневой связи, соединенные ходами сообщений и предназначенные для круговой обороны. Опорные пункты были рассчитаны в среднем на 10–20 человек. В основном это окопы, выложенные из камней, и укрытия, расположенные на господствующих высотах и в ущельях. Огневые точки оборудовались для размещения в них одного-двух человек, на склонах гор в небольших окопах или выложенных из камня укрытиях, под карнизами скал, в расщелинах и небольших пещерах.

Штабы и центры исламских комитетов, склады оружия и боеприпасов моджахеды располагали преимущественно в крепостях, отдельных домах и пещерах. Крепости представляли собой сооружения прямоугольной формы с глинобитными или каменными стенами, внутри которых располагались жилые и хозяйственные постройки, по углам – башни с бойницами. Охрана штабов и центров осуществлялась группами в 30–50 человек, вооруженных автоматами, ручными и крупнокалиберными пулеметами.

Полевая артиллерия и минометы располагались на площадках, на склонах гор и в ущельях, вблизи расщелин и пещер. Орудия и минометы выкатывались из пещер только для ведения огня.

Узлы сопротивления оборудовались, как правило, в непосредственной близости от складов, лагерей и штабов моджахедов и представляли собой систему инженерно-оборонительных сооружений, которая включала ряд опорных пунктов и отдельных огневых точек, соединенных между собой ходами сообщений. Они имели большую насыщенность огневыми средствами и оборонялись с исключительной ожесточенностью.

Для борьбы с авиацией в районе базового центра в обязательном порядке создавалась система ПВО. Немногочисленные средства поражения предназначались прежде всего для прикрытия наиболее важных объектов (лагерей, складов, штабов) от ударов с воздуха. В целом система носила очаговый характер. Основу ПВО составляли крупнокалиберные пулеметы ДШК (12,7-мм), спаренные и счетверенные зенитные установки (14,5-мм), зенитные пушки типа «Эрликон» (20–30-мм) и ПЗРК «Стингер», «Ред Ай», «Стрела-2» и «Блоупайп». Зенитные средства устанавливались на высотах и склонах гор, крышах домов и в башнях крепостей с таким расчетом, чтобы была возможность одновременного ведения огня по самолетам и вертолетам с разных направлений. Наиболее важные направления заходов ударных групп авиации заранее пристреливались. Для прикрытия наиболее важных объектов выделялось 1–2 ЗГУ (ЗПУ) и 6–8 ДШК (ПЗРК).

Для слежения за деятельностью авиации была создана специальная система наблюдения и оповещения, которая включала наблюдательные посты, расположенные на склонах и вершинах гор вблизи аэродромов, на которых зачастую размещались наблюдатели со средствами связи и сигнализации.

Стоит сказать также, что в ходе всей войны в Афганистане система ПВО моджахедов постоянно совершенствовалась. Так, например, если до 1984 г. мятежники в борьбе с авиацией использовали в основном стрелковое оружие, то в последующем наблюдалось активное применение ПЗРК. Количество пусков ракет, произведенных по советским самолетам и вертолетам, составило в 1984 г. – 64, в 1985-м – 141, в 1986-м – 848. В связи с этой особенностью в действиях летного состава можно выделить три характерных периода.

Первый период: декабрь 1979–1983 г. ПВО противника характеризовалось наличием стрелкового оружия, зенитных пулеметов и пушечных установок. Это подтверждается распределением боевых потерь авиации в зависимости от средств поражения. В 1983 г. общее количество боевых потерь авиационной техники составляло 34 единицы, из них 7 самолетов и 27 вертолетов. С учетом этой особенности ПВО противника летный состав частей и подразделений ВВС 40-й армии выполнял боевые задачи преимущественно на ПМВ и малых высотах, что обеспечивало высокоэффективное применение средств поражения.

Второй период: 1984–1985 гг. С 1984 г. на вооружение формирований оппозиции стали поступать ПЗРК «Стингер», «Ред Ай», «Стрела-2», «Блоупайп». Применение ПЗРК усилило ПВО противника и отразилось на боевых потерях.



Третий период: 1986 – февраль 1989 г. Характеризуется дальнейшим усилением системы наземных ПВО противника. Только за один год, с 1986 по 1987 г., эффективность ПВО противника возросла почти в семь раз. Условия работы летных экипажей при подавлении системы ПВО противника в этот период характеризовались следующими особенностями:

– неопределенностью ситуации при наличии высокого риска поражения;

– необходимостью одновременного решения нескольких высокомотивированных задач, зачастую при недостаточном информационном обеспечении;

– психологической напряженностью летных экипажей, обусловленной сложностью выполняемых задач и длительностью периода с высокой вероятностью поражения.

В этот период авиация была вынуждена поднять высоты полета до 5–6 тысяч метров. Армейская авиация практически прекратила полеты днем и перешла к интенсивным боевым действиям ночью. При необходимости выполнения задач днем она применяла высоты 15–30 м над рельефом местности с отстрелом тепловых ловушек.

В ходе ведения борьбы с авиацией противник широко применял систематические обстрелы аэродромов из минометов и реактивных установок.

Стоит отметить, что, как правило, основное время большая часть типичной банды рассредоточивалась по кишлакам, расположенным как в пределах базового района, так и за его пределами, и вела разведку и боевые действия отдельными группами и отрядами. Другая часть банды находилась в лагере и занималась боевой подготовкой и охраной базового центра. Отряды имели численность личного состава от 40 до 150 человек и состояли из групп по 10–15 человек. Отряды в основном выполняли задачи по охране и обороне важных объектов мятежников и осуществляли огневые налеты на войска в местах дислокации и на дорогах. Группы являлись основным тактическим подразделением вооруженных формирований мятежников. Они располагались в строго отведенных для них районах и выполняли следующие основные функции:

– наблюдение за передвижением советских и афганских войск;

– ведение разведки на дорогах, а также в районах, контролируемых правительственными войсками;

– минирование местности, совершение диверсий и террористических актов;

– обстрел небольших колонн на марше и отдельных групп военнослужащих в местах дислокации войск;

– устройство засад на маршруте полетов авиации и в районе аэродромов;

– ведение сдерживающих действий при наступлении регулярных войск в глубь базовых районов мятежников.

В свободное от боевых действий время группы находились в населенных пунктах, вели агитационно-пропагандистскую деятельность и занимались работой обычных дехкан15
Д е х к а н, дихкан (персидское) – термин, известный со времен Сасанидов в Иране и в Средней Азии. Первоначально дехканами именовались выделившиеся из общины владельцы земли, частью превратившиеся затем в феодалов, иногда – сельские старшины. После XIII в. термином «дехканин» обозначали крестьян (всех категорий).

Для ведения боевых действий группы собирались в определенных местах полным составом и выходили на выполнение поставленных задач самостоятельно или в составе отряда.

В докладе заместителя командующего 40-й армией генерал-майора П.С. Семенова в декабре 1984 г. приводился типичный вариант организации группы мятежников: «Командир… 3–4 разведчика (наблюдателя); 2–3 боевые группы (по 6–8 человек в каждой); 1–2 минометных расчета; 1–2 расчета ДШК; 2–3 расчета РПГ; группа минирования». В аналитической записке Главного управления боевой подготовки сухопутных войск указывались нормы вооружения групп мятежников, в частности, группа в составе 25 человек – один ДШК, одно безоткатное орудие, один миномет, 2–3 РПГ; отряд из 100 человек – одна зенитная установка или ПЗРК, 4 ДШК, 5 безоткатных орудий, 4 миномета, 10 РПГ.

Общие цифры наличия тяжелого вооружения боевиков в ходе войны на сегодняшний день неизвестны. Однако для общего понимания стоит процитировать справку-доклад «Краткая оценка военно-политической обстановки в ДРА», подготовленную оперативным отделом 40-й армии по состоянию на 20 апреля 1987 г.: «На вооружении действующей в ДРА группировки мятежников состоит 450 пусковых установок реактивных снарядов (ПУРС), 341 ПЗРК (в т. ч. 47 ПЗРК «Стингер»), 920 безоткатных орудий, 1830 минометов, 410 зенитных горных установок, 3070 ДШК, 7500 ручных противотанковых гранатометов. По сравнению с 20 апреля 1986 г. количество тяжелого вооружения возросло: ПЗРК – более чем в 2 раза, ПУРС – в 1,7 раза, безоткатных орудий и ЗГУ – в 1,5 раза, минометов, ДШК, РПГ – на 30–40 процентов.

В 1984 г. было отмечено 62 пуска ПЗРК, в 1985 г. – 141, а в 1986 г. – 847 (сбито 26 самолетов и вертолетов). За три с половиной месяца текущего года – 86 (сбито 18 воздушных целей). При этом значительно увеличилась эффективность применения ПЗРК мятежниками: по итогам прошлого года вероятность поражения составила 3 процента, в текущем году – 20 процентов»16
Цит. по: Шведов Ю. Мужики в широких штанах // Солдат удачи. 1995. № 6. С. 15–16.

Противовоздушная оборона формирований противника была организована по принципу зонального прикрытия местности, в которой располагались отряды и группы душманов, а также важных объектов военного характера: инженерно-оборонительных сооружений, опорных пунктов, крепостей, штабов, складов боеприпасов и других материальных средств. Зенитные средства зачастую располагались также по вероятным маршрутам полета самолетов и вертолетов.

Исходя из характеристик рассмотренных зенитных средств и на основании опыта боевых действий авиации в Афганистане можно отметить следующие слабые стороны ПВО:

– очаговый характер ПВО с размещением основной части зенитных средств на местности, занимаемой группами и рядами противника;

– отсутствие организованной системы взаимного оповещения расчетов на огневых позициях и управления огнем;

ограниченные возможности противника по созданию круговой и равнозначной ПВО;

– низкая досягаемость используемых зенитных средств по дальности и высоте;

– естественные трудности своевременного обнаружения низколетящих самолетов и вертолетов, маскирующихся рельефом местности;

– сложный характер теплового фона местности, затруднявший применение ракет с тепловой ГСН;

– ограниченная помехозащищенность тепловых ГСН зенитных ракет по отношению к искусственным и естественным ИК-помехам;

– при применении ракет с тепловыми ГСН оператор не имел возможности оценить, истинную или ложную цель захватила тепловая ГСН ракеты;

– высокая уязвимость расчетов зенитных средств от огня самолетов и вертолетов, ограниченная их маневренность.

Отмечено также, что в районах дислокации советских воинских частей, аэродромов, на коммуникациях в последние годы конфликта была создана сеть радиофицированных постов визуального наблюдения. Любое изменение в деятельности войск, выход из гарнизона, вылет на задание авиации фиксировался и передавался по средствам связи командованию мятежников. Как правило, расчеты ПЗРК стремились действовать в непосредственной близости к районам базирования авиации, на основных воздушных трассах.

Опасное небо Афганистана [Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне, 1979–1989] Жирохов Михаил Александрович

280-й отдельный вертолетный полк

Сформирован на базе авиационного транспортного полка на аэродроме Каган (Среднеазиатский ВО), был вооружен вертолетами Ми-4.

С 1961 г. полк смешанный - в его составе одна эскадрилья Ми-6 и две - Ми-4. Личный состав полка участвовал в выполнении правительственного задания по ликвидации опасного эпидемического заболевания в Казахской ССР. В 1973 г., в составе двух эскадрилий, летнотехнический состав полка переучивается на вертолеты Ми-8Т.

7 декабря 1979 г. полк был поднят по тревоге и в полном составе перебазирован на аэродром Чирчик, а затем в Сады-Качи.

1 января 1980 г. вертолеты полка, с десантом на борту, перелетели в ДРА на аэродром Шинданд, а на следующий день в Кандагар. После выполнения поставленной задачи большая часть полка выведена на территорию Советского Союза.

К 1986 г. 280-й овп состоял из двух эскадрилий Ми-6, одной эскадрильи транспортно-боевых Ми-8МТ и одной - боевых вертолетов Ми-24. В начале 1988 г. полк переформировывается и число эскадрилий уменьшается до трех.

В конце июля 1988 г. выводится наземный эшелон полка. 1 августа 1988 г. оставшиеся экипажи 280-го овп из Кандагара вылетели через Шинданд в Мары с последующим перелетом, на аэродром Леонидово (о. Сахалин).

Расформирован в феврале 1989 г.

Из книги Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] автора Колпакиди Александр Иванович

Глава 15 Отдельный корпус жандармов

Из книги Я дрался в Сталинграде [Откровения выживших] автора Драбкин Артем Владимирович

Становская Нина Владимировна 6-й отдельный дивизион аэростатов заграждения Собрали 30 человек со всего Владимирского района, и в апреле 1942 года мы поехали. Тогда, в 1941–1942 годах связи со Сталинградом и Астраханью через Владимировку не было, дорогу только строили солдаты.

Из книги ВЗЛЁТ 2012 05 автора Автор неизвестен

Ульянов Виталий Андреевич 174-й отдельный артиллерийский истребительно-противотанковый дивизион имени Комсомола Обучение было недолгим и вскоре мы уже ехали в эшелоне, который прибыл на Воронежский фронт. Форсировали Дон, воевали вместе с танкистами за

Из книги Отто Скорцени - диверсант №1. Взлет и падение гитлеровского спецназа автора Мадер Юлиус

Вертолетный рынок растет – HELIRUSSIA развивается Оживление мирового вертолетного рынка, о чем говорят результаты недавнего международного вертолетного салона HeliExPO 2012, хорошо заметно и в России. Американская выставка первой подводит итоги прошедшего года в вертолетной

Из книги Опасное небо Афганистана [Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне, 1979–1989] автора Жирохов Михаил Александрович

1-й полк (801-й полк) Подразделения батальона (с 1942 г. - полка) первое время направлялись для выполнения спецзаданий на Восточный фронт, позже - на борьбу с югославскими и греческими партизанами.Из дневника боевых действий:Летом 1941 года диверсанты батальона под

Из книги Авианосцы, том 1 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

50-й отдельный смешанный авиаполк Не покривим душой, если скажем, что нет другого такого полка, который бы знали практически все прошедшие афганский ад. Шутка ли, самолетами легендарного «полтинника» за всю войну было перевезено около 700 тысяч (!) человек. Именно в составе

Из книги Иван Кожедуб автора Кокотюха Андрей Анатольевич

280-й отдельный вертолетный полк Сформирован на базе авиационного транспортного полка на аэродроме Каган (Среднеазиатский ВО), был вооружен вертолетами Ми-4.С 1961 г. полк смешанный - в его составе одна эскадрилья Ми-6 и две - Ми-4. Личный состав полка участвовал в выполнении

Из книги Авиация и космонавтика 2013 11 автора

146-й отдельный вертолетный отряд Сформирован в апреле 1980 г. из частей ПрикВО на базе Коростеньской овэ специально для отправки в Афганистан. Основу составили экипажи из Коростеня с добавлением экипажей из Брод (Ми-24) и Калинова (Ми-8). Отряд состоял из 4 Ми-8Т, 4 Ми-24В и 1 Ми-9

Из книги Спецназ ГРУ в Кандагаре. Военная хроника автора Шипунов Александр

Авиация – отдельный вид вооруженных сил в США? Как и в Великобритании, в Соединенных Штатах во время Первой Мировой войны окрепло движение за создание независимых ВВС. После войны его возглавил бригадный генерал Уильям Митчелл, который начал летать в 1916 году, хотя имел

Из книги О войне. Части 7-8 автора фон Клаузевиц Карл

Из книги Суворов автора Богданов Андрей Петрович

Вертолетный парк вооруженных сил стран Западной Европы Вверху: боевой вертолет Еврокоптер ЕС 665 «Тигр»Максимальная взлетная масса - 6100 кг; силовая установка - 2 х 1285 л.с.; максимальная скорость - 280 км/чИзменения в парке военных вертолетов стран Европы связывают,

Из книги Обратная сторона войны автора Сладков Александр Валерьевич

1071-й Отдельный учебный полк специального назначения Разведки Ленинградского военного округа Создание в 1950 году первых подразделений специального назначения наших Вооруженных сил логически продолжило славную историю одного из наиболее значимых направлений советской

Из книги Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. автора История Коллектив авторов --

Что такое отдельный бой 23. Конкретно можно разбить каждый бой на столько отдельных боев, сколько имеется налицо бойцов. Но каждый отдельный индивид выявляется как самостоятельная величина лишь тогда, когда он сражается в одиночку, т. е. самостоятельно.24. От одиночного

Из книги автора

РУССКИЙ ПОЛК «Только благоустроенное согласие всех частей полка содержит его твердость непоколебимой, и неослабное наблюдение нужных военных правил как душа это матерое тело просвещает». Что представляло собой «матерое тело» полка русской пехоты, которая вскоре

Из книги автора

Вертолетный вальс Мы все чаще бываем на Ханкале. Она обрастает войсками. Там штаб. Формируется группировка. Работы – море. Единственная печаль – это КПП. Вечно дежурный лейтенант, мордатый десантник, пускает нас каждый раз чуть ли не с боем.– Не положено.– Вот, пропуска у

Из книги автора

1. ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ В МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ПЛАНАХ НА СЛУЧАЙ ВОЙНЫ Накануне войны государственную границу на западном направлении охранял Отдельный корпус пограничной стражи, созданный в 1893 г. Подчинялся он министру финансов России, который был шефом