Приключение на выходные: обследуем заброшенные места Подмосковья


Всего в 60 км от МКАД на юг по Калужскому шоссе, в дремучих лесах находится очень секретный военный объект. Настолько секретный, что до сих пор неизвестно для чего он предназначался. А редкие упоминания говорят о том, что именно в некий бункер недалеко от Вороново когда-то должны были продлить секретную ветку Метро-2. Да, раньше это было Подмосковье, но сейчас это уже Москва!

На самом деле я всему интернету о существовании этого объекта аж 10 лет назад, заложив там свой первый и последний геокешерский тайник. Это было в те далекие времена, когда в тренде был геокешинг и заброшенности, а ЖЖ был теплым и ламповым. Помню очень забавный случай на кавесах (caves.ru - форум диггеров и сталкеров). Там начали обсуждать, что я «запалил» очередной военный объект, но тут в комменты ворвался анонимус с весьма серьезным заявлением: «Тсс, не шумите, до этого поста никто из наших про этот объект и не знал».

А начался этот год с того, что я получил на длительный тест новый Subaru Outback, о котором уже весной прошлого года. А раз так - чего сидеть дома на каникулах, пора отправляться путешествовать! Начать решили с небольшой двухдневной вылазки вместе с russos и pavel_kosenko . Вообще изначально хотели поехать в наше любимое место - Ишутинское городище, но потом прикинув, что с коротким световым днём ехать за 400 километров на два дня совершенно не вариант, я предложил покататься по окрестностям моего загородного дома, на юге Московской области.


2. От МКАД до бункера менее часа езды на автомобиле по спокойному Калужскому шоссе. Но самое интересное это последние 600 метров пути. Уже не сосчитать сколько автомобилей здесь застряло за последние 10 лет. Теперь основную дорогу перегородили глубоким рвом и бетонными блоками. Самый разумный вариант - оставить автомобиль и пойти дальше пешком.

3. Хотя особо упорные проложили альтернативную дорогу в лесу. Её ширины может оказаться мало для больших автомобилей, но на старую просеку выезжать категорически не рекомендуется даже если вы едете на «котлете» категории ТР-3.

4. Остатки КПП на въезде.

5. Из временной подстанции можно сделать превосходный лофт. Всё, как положено - плоская кровля, панорамное остекление. Очень круто!

6. Подземные галереи непонятного назначения. Если только под кабели, то их размеры избыточны.

7. Основание под тоннели верхнего уровня сделано в прямом смысле из говна и палок.

8. Вот здесь это лучше видно.

9. Лезем на верхний этаж по приставной деревянной лестнице.

10. В центральном зале есть огромная шахта, которая вероятно предназначалась для загрузки оборудования на нижние этажи. Верхний этаж предназначен под аппаратуру приемников и передатчиков, а также административные помещения.

11. Пишут, что «Система «С» была предназначена для связи ГШ СССР с отдельными, особо важными точками, через спутниковую группировку. Каждый узел связи имеет отдельные аппаратные решения предназначенные к функционированию как в мирное так и в военное время. Система также предназначена для осуществления передачи местных команд боевого управления через радиорелейную связь. Система имеет два независимых канала приемник-передатчик для спутниковой связи, но антенные системы выполнены выдвижными и размещаются в шахтных сооружениях, отдаленно напоминающих шахты РВСН.

12. Когда-то в центральной шахте была металлическая лестница, по которой можно было спуститься как на два нижних этажа, так и подняться на крышу. Но весь ценный металл с объекта срезали.

13. И чтобы попасть на нижние этажи нужно выйти на улицу и спуститься по одной из наклонных галерей.

14. «Эгегей, кто здесь?». Саша изучает странные люки под потолком.

15. Компоновочно известно два вида узлов «С». Тип «А» выполнен в трехэтажном объеме, и не имеет отдельной шахты для радиорелейной связи. Для связи с близко расположенными командными элементами использует только кабельные каналы. На фото как раз он.

16. А теперь поднимаемся с самого нижнего этажа на промежуточный второй.

17. Самый нижний этаж - системы жизнеобеспечения (подготовка воздуха, дизеля, компрессоры, трансформаторы и пр.) и холодильные машины. Еще на нижнем этаже обычно получается превосходный каток с прозрачной водой, но этой зимой воды здесь относительно немного.

18. Ну и самое интересное - крыша. На неё можно попасть как раз со второго этажа через шахту вот по такой импровизированной лестнице из арматуры.

19. Система так и не была введена в эксплуатацию.

20. Типа художественная фотография в стиле Паши, который теперь снимает только на пленку и не признает цифру. Впрочем, под его влиянием видимо что-то произошло со всеми фотографиями из этого поста.

21. А вот и сам Паша на фоне бункера.

22. Бетонный блок на крыше, который все фотографируют.

23. Продолжаем наше небольшое путешествие. Совсем недалеко, на границе уже Москвы и Калужской области, на берегу реки Нара находится водопад Радужный. Теплые родниковые ключи не дают Наре замерзнуть. А летом в них наоборот очень холодная вода.

24. Брод на Наре, рядом с запрудой для купания. Совсем недавно мы снимали здесь про новый Chevrolet Tahoe, а сейчас большая часть реки замерзла.

25. А вот и сам водопад. Самый большой водопад рядом с Москвой, между прочим.

26. Это превосходный холм рядом с моим загородным домом. Саша планирует кататься здесь на байдарках, когда выпадет побольше снега. А мы отправляемся спать, чтобы завтра продолжить изучение заброшенных военных объектов.

Продолжение следует.

Лето - пора активного отдыха и выездов на природу. Если стандартная программа «дача-баня-шашлыки» вам уже наскучила, обратите внимание на эти места. В подборке 15 самых интересных техногенных объектов подмосковья, которые ничуть не хуже знаменитой Припяти.

Заброшенная территория РКХ.
Координаты: 55.672356, 39.860287

Заброшенный химический комбинат, сохранилось множество цехов постройки начала 20 века, оборудование вывезено, охраны нет, в некоторых частях комбината кое где видны признаки жизни (в основном таджики) охраны нет. Территория огромна, количество цехом и построек (в разном состоянии дестроя) практически не подается счету. Если ехать одним днем все осмотреть удаться вряд ли.

Установки Тесла.
Координаты: 55.916794, 36.820164

Комплексный испытательный стенд в народе именуемый «установками Тесла» построен ориентировочно в 70-х годах Высоковольтным научно-исследовательским центром Всероссийского электротехнического института (ВНИЦ ВЭИ) под Истрой.

Основное направление деятельности этого центра - высоковольтные испытания и разработка высоковольтного электротехнического оборудования (например, для линий электропередач), испытания техники и аппаратуры на стойкость к воздействию импульсных электромагнитных полей, исследования по физике молний и т.д. Уровень генерируемых здесь напряжений - мегавольты (в связи с чем, посетителям нужно со всей серьезностью отнестись к угрожающим табличкам на воротах). В числе прочего, здесь проводятся испытания самолетов на молниепоражаемость. Объект действующий и находится под охраной, с которой вполне реально договориться о том, чтобы попасть внутрь.

Заброшенный пионерский лагерь.
Координаты: 56.539421, 38.186760

Заброшенный пионерский лагерь очень неслабых масштабов, к счастью, почти не тронутый энщиками и пейнбольщиками. Примечателен сохранившимися декорациями - жирафами, слонами, лабиринтов и прочим. Интересно и бомбоубежище под лагерем размером около 150х150м. От лагеря остались только голые стены, некоторые постройки полуразрушены. Очень интересная и живописная территория!

Бывшие стартовые позиции ЗРК С-25.
Координаты: 55.353058, 36.490833

«Бывшие стартовые позиции ЗРК С-25 «Беркут»» второго кольца ПВО Москвы. SA-1 по классификации НАТО. Один из 56 зенитно-ракетных комплексов системы ПВО С-25, окружающих двумя кольцами Москву.

Горбовская ГЭС.
Координаты: 55.658272, 36.256256

Горбовская ГЭС была построена для обеспечения Горбовской целюлозной фабрики электроэнергией, для чего было создано небольшое горбовское водохранилище, площадью 2млн кв. м. В генераторной стояло два генератора, выдающих по 250квт каждый, чего хватало и фабрике и самому Горбово. Но в 1990-х фабрика закрылась, ГЭС стала не нужной и постепенно пришла в запустение. Примерно в 2002 году она полностью прекратила свою работу, задвижки были демонтированы, уровень воды опущен, а сама станция законсервирована.

Кладбище торфомашин.
Координаты: 56.704884, 38.316879

Батьковско-Ольховские торфоразработки. В 2010 году часть территории торфяных карьеров оказалась затопленной. Так появилось полуподводное кладбище брошенной торфосборочной техники. Сейчас место стало популярным среди рыбаков. Невозмутимо ловят карасей среди утонувших бульдозеров и харвестеров. Всего на территории 4 кв. км около 20-30 единиц техники и остатки станции УЖД.

Заброшенный больничный комплекс.
Координаты: 56.265163, 37.960510

Санаторно-больничный комплекс строился для работников КТБ (Конструкторско-Техническое Бюро, сейчас - ЦНИИСМ) и финансировался МинОбороны. После перестройки строительство было свернуто, с тех пор объект стоит и медленно разрушается. Местные называют эту больницу "стройбатом". В здании 8 этажей вверх, 3 вниз (по слухам, так как -3 и частично -2 затоплены). Лестницы были построены до необходимой высоты, а сами стены - нет, поэтому здание имеет несколько забавных смотровых "башенок". Заходить лучше через правый (самый дальний) вход. Есть совершенно темные помещения на первых этажах, пригодится фонарь. Будьте внимательны - иногда вдоль стен в полу бывают отверстия, частично заваленные мусором и битым кирпичом.

Руины позиций ПВО системы С-25.
Координаты: 56.021221, 36.343330

С-25 "Беркут" - стационарная зенитно-ракетная система (SA-1 Guild по классификации НАТО). Была принята на вооружение в СССР в 1955 и предназначалась для обороны Москвы от ударов средств воздушного нападения противника. Являлась первой в мире действующей ЗРС. В конце 40-х годов прошлого века СССР потребовалась комплексная защита территорий Москвы от возможных массированных воздушных атак. Так Советский Союз начал осуществлять одну из наиболее сложных и дорогостоящих проектов на то время по созданию ракетной системы ПВО, управляемый с помощью радиолокационной сети. В мае 1955 года ЗРС С-25 "Беркут" была принята на вооружение. Она представляла собой 2 кольца бетонных автодорог (сегодня это автодороги А107 и А108) вокруг Москвы на радиусе 45 и 90 км и расположенные на ней 61 полк ПВО (на каждом было установлено одновременно 20 ракет) и 7 полков снабжения. На сегодняшний день система С-25 не используется. Старые позиции (особенно на 1-ом кольце) заняты более новой системой С300 и дачниками, но в большинстве своем заброшены и разграблены.

Военная часть 64379.
Координаты: 56.086159, 37.571690

Развалины военной части 64379, которая в 2001 году была передислоцированна в г. Ряжск. Сейчас на территории присутствуют полуразрушенные казармы, подвалы и небольшое кладбище военной техники.

Заброшенный пионерский лагерь с бассейном.
Координаты: 55.630783, 38.545147

Пионерский лагерь Кузяевского фарфорового завода. Полностью заброшен и разграблен, на территории сохранились бетонные и кирпичные постройки, бассейн, фрагменты кинозала-клуба. Жилые корпуса типовые для второй половины семидесятых, начала восьмидесятых годов, к тому же периоду относится все архитектурные решения этого лагеря. Металлических и деревянных конструкций не осталось, стены обильно исписаны, никаких интересных артефактов не найдено. Интерес для фотографирования представляет комплекс из двух открытых бассейнов с подогревом.

Заброшенное ремонтное депо.
Координаты: 56.034817, 37.054932

Бывшее локомотивное депо Поварово-3 (ТЧ-13) закрыто в 1996 году. В настоящее время используется как пункт оборота локомотивов. Экипировочный пункт и мастерские заброшены, в остальных зданиях есть какая-то жизнь. На территории иногда попадаются ВОХР и собаки. Пристанище пейнтболистов и страйкбольщиков. Всего 3 здания. Само ремонтное депо, заброшенное и уже не используется. Котельная, тоже заброшена. И еще одно ремонтное депо, полу-заброшенное. Т.е. в него иногда пригоняют поезда, но никто о нем не заботится. А так же там можно увидеть махину для ремонта стрелок.

Протонный ускоритель.
Координаты: 54.908398, 37.223396

Ускорительно-Накопительный комплекс (УНК) - Сверхпроводящий протонный синхротрон в институте физики высоких энергий. 21-километровый кольцевой тоннель метросечения, несколько шахтных площадок для спуска-подъема в тоннель, несколько заброшенных недостроев чуть более нулевого цикла (пожарная часть, площадки криогензавода и др. компонент проекта УНК). Тоннель поддерживается в законсервированном состоянии, там есть дежурное освещение, прокачка воздуха, отвод грунтовых вод). Ускоритель перестал быть нужен стране в 90-х годах, когда весь мир стал участвовать в проекте 27-километрового коллайдера в Женеве. Объект находится под охраной, которая в переговоры не вступает и на территорию никого не пускает. Поэтому все посещения только на свой страх и риск.

Недостроенный госпиталь КГБ-ФСБ.
Координаты: 55.739265, 37.995358

Огромный недостроенный госпиталь КГБ-ФСБ, строительство было заброшено в начале 90х. Вход за дырявым забором, можно подъехать на машине либо пешком от станции железнодорожная горьковского направления. Внутри лишь голые стены и строительный мусор, можно подняться на крышу.

Подводный бункер.
Координаты: 55.670559, 36.971581

Еще один бывший военный объект. Предположительно подземные склады для ракет. Два подземных этажа и один наземный. Строительство было брошено в 90-е годы. Наземный этаж разрушен охотниками за металлом. На минус втором этаже - подводный мир с прозрачной водой. Водится рыба. Рядом недостроенная пятиэтажка и остатки военного городка. Бункер отличное место для экстремальных ощущений нахождения на шатающихся плитах держащихся на тонких нитях арматуры.

Город призрак (военная часть 51850, бывшая позиция С-25).
Координаты: 562456, 3622408

Бывший военный городок части 51850 в которой находилась позиция ПВО С-25. В последнее время место стали понемногу осваивать страйкболисты. Посещая объект есть вероятность нарваться на охрану, но с ней можно договориться.

С развалом CCCР оказались заброшенными многие недостроенные стратегические объекты ПВО, которые в последствии были разграблены и осквернены. Цель нашего путешествия - посещение заброшенного бункера из третьего кольца ПВО С-50 в Московской области.
Наш бункер связи, находится рядом с населенным пунктом Вороново на Калужском шоссе. Это популярнейшее место среди любителей полазать под землей, дестроеров, геошейкеров и просто туристов.

Сейчас доподлинно установить назначение этого объекта практически невозможно, если, конечно, у вас нет доступа к архивам "совершенно секретно". А потому существует целый ряд гипотез, каждая из которых имеет право на существование. По одной из версий, объект является ложной позицией. ЗА эту версию - очень длительный срок строительства - более 10 лет. Еще есть мнение, что это стартовая позиция ПРО, но все известные стартовые позиции имеют не менее восьми шахт. А в нашем случае объект имеет лишь 4 шахты, хотя и подходящие по габаритам для противоракет. Ну и самая реалистичная версия относительно предназначения этого объекта: автоматизированный защищенный узел связи с выдвижными антеннами для связи со спутниковой группировкой.

Остановимся на этой версии: известно об этом бункере немного. Ясно лишь, что в конце 80-х - начале 90-х годов планировалось построить вокруг Москвы целый комплекс сооружений «на случай ядерной войны». Об истинных масштабах этого строительства и назначениях того или иного объекта мы теперь можем только догадываться. Бункер является одним из немногих недостроенных бункеров связи. В нем планировалось автономное несение службы - есть места под установку дизель-генераторов, фильтровентиляционные установки, есть емкости под запасы воды и топлива. Боевое дежурство несет в автоматическом режиме, с минимальной дежурной сменой. То, что многие принимают за «ракетные шахты» на крыше сооружения, в действительности является контейнерами для размещения антенн.

Но то ли «ядерную войну», то ли СССР «отменили», но бункер так и не был достроен, его даже не успели замаскировать под холм. Сам бункер выглядит суровым и неприступным. Трехэтажная махина из железа и бетона находится в огромном котловане. С нижних этажей наверх выходят воздушные каналы.

Попасть внутрь можно несколькими способами. К главному входу в бункер проложен хрупкий деревянный мостик. Подниматься по нему страшно. Высота - метров 5. Можно пройти сквозь гермодверь - огромную тяжелую металлическую дверь выгнутой формы. Еще один вход через небольшое круглое отверстие диаметром сантиметров 80 в задней части бункера.
Про это место широкой интернет-общественности стало известно около трех лет назад, и с тех пор к нему началось настоящее паломничество, особенно летом.
Вокруг Москвы находится не менее 60 объектов похожего назначения. Таких же брошенных, разграбленных и никому не нужных. Туда однозначно стоит ехать, чтобы почувствовать дух холодной войны, противостояния мировых держав и некое опустошение.
Внимание! Не рекомендуется посещать в одиночку, спускаться в вентиляционные колодцы без страховки опасно, помещения темные, в них полно арматуры, шахты затоплены.

Как проехать.
На машине: пос. Вороново, 40-й км от МКАД по Калужскому шоссе А101. В Вороново поворот на деревню Троица
Дорога к бункеру доступна для проезда на практически любой полноприводной технике, а основную сложность
составляют последние 800 метров - это глубокие колеи, но при желании можно пройти этот участок пешком.

Убежище не используется, на данный момент все входы и выходы закрыты, кроме одного из подвала. Затоплен примерно на 30-40 сантиметров. Пройти внутрь почти невозможно, так как находится на действующей базе МЧС. Последнее посещение - зимой 2018 года.

Благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для «приёма и призрения подкидышей и бесприютных детей». Учреждён в Москве на основании «Генерального плана Воспитательного дома», составленного И. И. Бецким и утверждённого в 1763. Императрица Екатерина II пожаловала Воспитательному дому территорию бывшего Гранатного двора с Васильевским лугом между Яузской улицей и Большим Ивановским переулком. После 1917 здание Воспитательного...

Заброшенная ведомственная дача. Относилась к в/ч 29155. Дача долгое время охранялась, территория была ярко освещена. В 1980-е годы очевидцы видели около территории негров в большом количестве. Стояло освещение по периметру, территория хорошо охранялась. На территории была баня, сарай с гаражом. Вокруг по периметру натянута колючая проволока. В центральном здании валялся ящик от радиостанции Р-107 или типа того.Полы деревянные, старые и...

Десантный катер проекта 1205 - боевой катер на воздушной подушке, предназначенный для высадки десанта на необорудованное побережье. Первые в своём роде серийные катера на воздушной подушке в советском ВМФ. Создан по разработанному в 1969 году ЦКБ «Алмаз» проекту 1205. С 1969 по 1974 год было построено 29 таких катеров. По классификации НАТО: «Goose». На носу катера - рулевая рубка, далее - отсек для десантников, из которого они высаживаются...

Полузаброшенный объект, застроенный зданиями 1930 - 1950-х годов. Большая часть воинских частей отсюда выведена, в том числе ракетная часть №10247, а бывшее стройбатовское Управление строительно-монтажных работ №523, находившееся в структуре Первого Управления монтажных работ МО РФ, было расформировано. Остался небольшой объект связистов, также нелегально проживает некоторое количество бесквартирных военных и отставников. Оставшиеся от...

Ранее располагался недалеко от въезда на Тушинский аэродром. В 2013 году был отбуксирован в юго-западную часть поля, ближе к Москве-реке. Находиться на территории Тушинского аэрополя, отданной под застройку. Залезть внутрь можно, люки закрыты. Приборы отсутствуют частично. Штурвал только для второго пилота. Охрана есть. Иногда совершаются обходы. Сентябрь 2017 - борт активно пилится на металл.

Небольшой заброшенный усилительный пункт, принадлежащий линии электросвязи между тремя войсковыми частями. Раньше вход в усилительный пункт охранялся часовыми, но когда объект перестал использоваться, часовые были сняты. Представляет из себя небольшой холмик с открытым дверным проемом, из которого есть спуск в комнатку размерами примерно 4 х 3 метра, в которой сохранилась небольшая часть электрооборудования и кабели военной связи. В комнатке...

Топливохранилище обслуживало крупный военный объект, прекративший своё существование в середине 1990-х гг. Несмотря на это, сам склад ГСМ просуществовал до наших дней, и на основании решения арбитражного суда территория, занимаемая им, была передана в муниципальную собственность только весной 2015 г. Данный объект интересен, прежде всего, своим местоположением. Он находится в центре Москвы, всего в 7 км от Кремля. На его территории...

Недавно узнал про недостроенный полузатопленный бункер военного назначения в Хлюпино (Одинцовский район М.о.).

И ведь этот бункер почти рядом с моей дачей. По шоссе километров 15 будет. Пешком можно дойти! И вот, когда дождливой осенью 2013 года выдался погожий денек, а случилось это 18 сентября, решил я отправиться в путь. Долго колебался, - ехать ли на мопеде или доехать до Хлюпино на электричке, осмотреть бункер, а затем вернуться на дачу пешком лесными тропами? Намечался интересный маршрут: Хлюпино - Назарьево - Матвейково - СНТ Жаворонки , где и расположена моя дача (точнее, садовый участок). Давно хотелось посмотреть лес между Хлюпино и Назарьево. Кроме того, и грибов по дороге можно было попытаться набрать... В итоге, был выбран второй вариант.

ВОЕННЫЙ ГОРОДОК В ХЛЮПИНО
Итак, мопед остался отдыхать в сарае, а я отправился на станцию Жаворонки. Сел в электричку около 9 утра, а через 20 минут был уже в Хлюпино. Ехать-то, всего несколько остановок. Бункер находится в нескольких сотнях метров от станции. Для тех, то решит также как я, поехать к бункеру электричкой Белорусского направления, рекомендую выйти из последнего вагона поезда, пересечь железнодорожные пути и идти по тропе примерно на юго-восток. Местами эта тропа выложена бетонными плитами. Заблудиться невозможно - прямо от станции видны постройки заброшенного военного городка, где и находится бункер.

Прежде чем пойти собственно к бункеру, решил осмотреть другие сооружения.

Водонапорная башня.

Что это? Гаражи? Автомастерская? Весовая?
Некоторая ясность по этому вопросу появилась после того, как осенью 2015 года мне написал некто Дмитрий. Дмитрий, по его словам, все детство провел в этих местах. Так вот, по информации Дмитрия, это бывшая электрощитовая! Правда, какая-то уж больно огромная электрощитовая получается, но поверим уроженцу этих мест.

А здесь, по данным того же Дмитрия, хранились упаковки с какими-то фильтрами. Я же изначально принял это здание за гараж.

Назначение этого здания для меня осталось неясным. Может быть, штаб части?

Что это за две кирпичные будочки - тоже не понял.

По периметру военный городок был обнесен, естественно, забором. Местами железобетонный забор уже обвалился, но, где-то, еще держится.

На подходе к “пятиэтажке” расположен КПП.

Судя по окрашенным внутри стенам, это единственное здание на территории городка, которое было полностью построено.

О “пятиэтажке” расскажу подробнее. На каждом этаже сквозные коридоры во весь этаж. Судя по такой планировке, здание предназначалось под офицерское общежитие.

Через восточный подъезд можно попасть на чердак.

Неплохой обзор с крыши!
Общий вид военного городка.

На юго-западе виден руинизированный бункер.

С востока и юго-востока к пятиэтажке почти вплотную подступает лес.

Впрочем, и на крыше пятиэтажки уже растут березки...

Почему “песок”? Что за жаргон?

На западном торце здания тот же “песок”, только уже латиницей, и не менее загадочная для меня надпись “zerko”. И то, и другое слово полутораметровыми буквами. Кто и зачем так старался, извел столько краски - непонятно.

Кстати, обратили внимание сколь существенно качество фотографий различается? Солнышко то выходило, то вновь скрывалось за тучами. Поэтому, и столь сильно по констрастности и насыщенности снимки отличаются.

От пятиэтажки к бункеру идет неплохая дорога, вымощенная бетонными плитами.

У дороги еще один КПП. Судя по высоте - КПП предназначался для досмотра автомашин с грузом, отъезжающих от бункера.

СОБСТВЕННО БУНКЕР

В бункер попасть можно с северного торца. В бункере два этажа. Осмотреть можно только верхний. Нижний частично затоплен.

Вот он - северный вход в бункер. Вид изнутри.

Северная часть бункера начинается хорошо сохранившимися помещениями. Окон в бетонных камерах нет, фотографируя, приходилось пользоваться вспышкой.

Настенная живопись - кружочки, черточки...

Чем южнее, - тем больше руин и тем светлее.

Кое-где в бункере уже растительность появилась...

Люки на нижний этаж. Вид сверху.

И снова руины верхнего этажа...

На переднем плане - настоящие железобетонные качели!

Неожиданно натыкаешься на вполне приличное граффити.

Если верить этой надписи, еще в 90-х годах здесь шло строительство.

А это школьники-выпускники отметились.

Напоминает картину в раме. Только рама железобетонная.

Судя по обилию кабельных вводов в стене здесь должна была быть электрощитовая.

В южной части бункера разрушения гораздо сильнее. Почти везде вместо бетонных перекрытий над головой небо.

Самая южная часть бункера недостроена.

Вроде бы не так давно было заброшено строительство, около 20 лет назад, а масштабы разрушений поражают. Прямо как будто разбомбили бункер, прежде чем его оставить. Если стены еще стоят, то плиты перекрытий сплошь и рядом рухнули, а то и на кусочки рассыпались. Вначале, я думал, что все дело в некачественном бетоне, при изготовлении которого изрядно сэкономили на цементе. Но, приглядевшись к плитам перекрытий, решил, что дело, видимо, не в качестве плит. Сверху обрушившихся плит перекрытий хорошо видны выступающие полукружья арматуры.

Очевидно, что поверх уложенных плит перекрытий должны были залить бетонную подушку, после чего конструкция приобрела бы необходимую жесткость. А сделали такую подушку на верхнем этаже бункера только в его северной части. Вот и разрушается южная, недостроенная часть. И особенно интенсивно, скорее всего, зимой. Вода попадает в малейшие трещины бетонных плит, замерзает и разрывает бетон. Еще и снег сверху на плиты давит. Впрочем, если я ошибаюсь, пусть инженеры-строители меня поправят.

В котловане, вокруг южной части бункера, образовался симпатичный пруд.

Вода прозрачная и видно, что пруд глубиной не больше 1,5 - 2 м. Следовательно, никаких “минус вторых” этажей у бункера, как считают некоторые романтично настроенные товарищи, нет. У бункера только два этажа! Стены нижнего после завершения строительства должны были засыпать землей полностью, стены верхнего - частично. Заезд в бункер должен был производиться с южного торца.
На этом фото видны въездные проемы первого этажа.

На втором этаже, видимо, должны были быть такие же проемы под ворота. Плюс - подъездная эстакада.

Предназначение бункера. О предназначении бункера в сети высказываются самые разные мнения. Это и хранилище для ракет ПВО , и овощехранилище , и склад готовой продукции расположенного неподалеку линолеумного завода . После осмотра бункера все эти версии представляются мне весьма сомнительными. Версия о ракетном складе, пожалуй, наиболее увлекательная, но размер камер в бункере маловат для ракет ПВО. :о(Овощехранилище бункер также напоминает весьма слабо. Бывал я неоднократно в 70-х - 80-х годах и на московских овощных базах подшефных институту, где я работал, и в колхозных овощехранилищах. Нигде не встречал разделения овощехранилища на столь небольшие отсеки, как в Хлюпинском бункере. Кроме того, напомню, что бункер стоит не сам по себе, а на территории военного городка! Специализированное военное овощехранилище в МВО? Тоже о таких никогда не слышал. Наоборот, когда приходилось работать на подшефной Кировской районной овощной базе, неоднократно наблюдал, как армейские грузовики с черными номерами загружались на нашем вполне гражданском объекте картофелем и капустой. Может быть, где-то на крайнем севере и есть крупные специализированные армейские овощные базы, но вряд ли в Подмосковье. Третья версия - склад линолеумного завода тоже выглядит неправдоподобно. Вокруг завода полно свободного места, так зачем понадобилось бы строить склад аж в нескольких сотнях метров от завода и, вдобавок, частично заглублять его в землю? Не говорю уж о том, что склад гражданского линолеумного завода на территории военного городка - чепуха какая-то!
Наиболее правдоподобными представляются сведения, что в бункере планировалось размещение продовольственных складов так называемого “н.з.” . Тут все логично - и архитектура здания, идеально подходящая для хранения ящиков с продовольствием, и расположение бункера на территории военного городка. Наконец, дополнительный вес этой версии придает то, что ее автор, как сам утверждает, служил на строительстве этого объекта в 1988 - 1990 годах.

Как туристический объект, заброшенный военный городок в Хлюпино вполне могу рекомендовать. Было довольно интересно ходить между постройками, пытаясь определить их предназначение. Как будто кроссворд разгадываешь. Транспортная доступность идеальная. Рядом железнодорожная станция и шоссе. Для посещения городок, в том числе бункер, вполне безопасен. Если, конечно, не пытаться бегать по остаткам стен или прыгать на полуразрушенных бетонных плитах перекрытий. Во время моего пребывания в городке никого не встречал - ни людей, ни зверей. Хотя, не исключаю, что в выходные дни и, особенно по вечерам, здесь сравнительно многолюдно. В том числе и местная “золотая молодежь” возможно “тусуется” с пивком и водочкой.

В заключение скажу, что, на мой взгляд, этот заброшенный недостроенный военный городок просто какое-то концентрированное воплощение абсурда нашей действительности. Я еще понимаю, когда забрасывают военные городки на крайнем севере. Там вполне пригодные для жилья дома могут быть просто никому не нужны из-за малолюдности населения. Но в ближнем Подмосковье? От недостроенной “пятиэтажки” до станции Хлюпино 5 минут ходу. Час езды на электричке - и ты на Белорусском вокзале. Рядом шоссе. Хоть на автобусе, хоть на своей машине до Москвы “рукой подать”. Вокруг лес, до Москвы-реки недалеко. “Пятиэтажка” почти достроена. Несколько изменить внутреннюю планировку, сделать отдельные квартиры и хоть очередникам по соц. найму их выдавай, хоть продавай по разумной цене всем желающим. Неужели никто бы не захотел поселиться в столь привлекательном месте? Ан нет. Стоит “пятиэтажка” пустая и медленно разрушается. Тоже и с бункером. Допустим, ракетную шахту, наверное, трудно переоборудовать в гражданский объект. Но бункер-то, в сущности, обычный склад! Достроить и хранить в нем, если не армейский “н.з.”, то любые другие ящики с товарами. Рядом трасса А-107, железная дорога... Но почти развалился бункер, хотя вокруг Москвы строят и строят логистические центры.
Невольно вспоминается, как в советское время какой-нибудь интеллигент, посланный на подшефную овощную базу и увидевший валяющуюся под ногами картофелину, торжественно провозглашал: “Хозяина нет!” Имелось в виду, что там, где есть “хозяин” - сиречь господство частной собственности, любую гаечку, любую морковку не потеряют, а пустят в дело. Но вот пришел “хозяин” и покрылось Подмосковье руинами, возвышающимися среди незасеянных полей.

ЛЕСНЫМИ ДОРОГАМИ ОТ ХЛЮПИНО К НАЗАРЬЕВО И, ДАЛЕЕ, К МАТВЕЙКОВО

Осмотр военного городка закончил к 11 часам и отправился лесами к селу Назарьево. Думал, что придется искать полузаросшие лесные просеки или тропинки, но все оказалось гораздо проще. Оказалось, что от “пятиэтажки” почти точно на восток отходит асфальтированная дорога.

Кстати, с северной стороны от дороги вот такое симпатичное болотце.

Вскоре асфальтированная дорога стала заворачивать влево, на север. Но, перед поворотом с правой стороны дороги оказалось ответвление на лесной проселок, идущий практически в нужном для меня направлении.
Вот эта дорога. “Мечта эндуриста!” :о)

Леса оказались грибными.

И белых грибов и подберезовиков удалось набрать.

Живописное лесное болотце, повстречавшееся по дороге.

Недалеко от Назарьево грунтовка вывела меня на вполне приличное лесное шоссе. Кюветы метровой глубины по обе стороны, а под толстым слоем грязи угадывалось твердое покрытие. Ни на одной из имеющихся у меня карт этого шоссе я не обнаружил. К какому-нибудь военному объекту, что ли его в свое время проложили?

По лесному шоссе вышел к поселку Назарьево. А это по-своему уникальное место в Одинцовском районе Московской области! И дело не в древней церкви, и не в старинной усадьбе Михалковых (кстати, тот самый Сергей Владимирович Михалков, постоянный автор советских и российских гимнов, к этому роду Михалковых принадлежал). Церквями и усадьбами в Подмосковье никого не удивишь. Главная достопримечательность Назарьево - сохранившееся сельскохозяйственное производство! Когда-то в Назарьево был совхоз, теперь тут АПК Назарьево. Но, так или иначе, поля вокруг регулярно засевают! Вот и сейчас, вдоль шоссе Назарьево - Матвейково, росла кукуруза.

Какой контраст с заброшенными полями и разрушенными фермами в окрестностях моей дачи!

Но, вернемся к маршруту. На западной окраине Назарьево расположен вот такой живописный прудик с плотиной.

Как раз через плотину и пролегал мой маршрут.

Это шоссе Назарьево - Матвейково.

Пруды в Матвейково.

Общая протяженность моей небольшой прогулки составила около 10 - 15 км. По такому легкому маршруту можно отправляться хоть женщинам с детьми, хоть престарелым. Вряд ли кто устать успеет. Есть и еще более короткий вариант маршрута. Пешую прогулку можно завершить в Назарьево, откуда ходят автобусы к станции Жаворонки.