Мохенджо даро и хараппа. Город Мохенджо-Даро — история и фото. Мохенджо-Даро, разрушенный войной

Мохенджо-Даро (урду موئن جودڑو, синдхи موئن جو دڙو; буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.

Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. По некоторым версиям, его обитатели подверглись истреблению во время нашествия ариев.

Город (или "холм мертвецов") был обнаружен в 1922 г. индийским археологом Ракхалом Банарджи. А впервые серьёзно исследован он был в 1930-х годах экспедицией британского археолога Джона Маршалла, который не преминул отметить «идентичность» находок в Мохенджо-Даро с теми, что были обнаружены в Хараппе, в 400 км выше по течению Инда. Последние крупные раскопки Мохенджо-Даро проводились американской экспедицией в 1964-1965 годах, но были прекращены из-за эрозионных повреждений раскопанных строений.

В более ранних исследованиях «холм мертвецов» описывался как пограничная крепость месопотамской цивилизации.Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Древний город занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие.Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений). В период расцвета население составляло от 30.000 до 40.000 человек.Ширина улиц в городе достигала 10 м. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной. За 4500 лет уровень воды (почвы) поднялся на 7 метров.

И по сей день многих археологов волнует тайна гибели 4500 лет назад города Мохенджо-Даро.В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт - катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.Упадок культуры - процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было - это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область - эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией" Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились" - Что это - просто метафора? Д.Девенпорт считает, что в ее основе заложены реальные события.

Индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо-Даро)

Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии неолитическими земледельцами в основном шло с севера, через Иран и Афганистан. VI–IV тысячелетиями до н.э. датируются первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда, а примерно XXIV в. до н.э. – величественные памятники развитой городской культуры, известные по раскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро.

Выстроенные из кирпича городские строения (дома, дворцы, цитадели, зернохранилища), бассейны с хорошо налаженной системой канализации и даже соединенное каналом с рекой сооружение типа верфи – все это не только свидетельствует о высоком уровне градостроительства и, следовательно, всей урбанистической цивилизации, но позволяет предполагать существование развитого ремесла, включая бронзолитейное дело, а также, что важно подчеркнуть особо, торговых связей с соседями, прежде всего с шумерским Двуречьем. Трудно сказать, насколько культура шумеров повлияла на возникновение центров индской цивилизации и следует ли эти центры считать чем-то вроде очагов, возникших при содействии шумерской колонизации (на этот счет существуют различные мнения), но сам факт влияния со стороны более развитого Двуречья несомненен. К этому надлежит добавить, что и населяли индские центры европеоиды, антропологически близкие к населению ближневосточного региона. Речь, конечно, не о том, чтобы видеть в индских городах просто шумерскую колонию, – здесь иная культура, своя письменность (хотя и близкая к шумерской), иной тип строений. И все-таки связи несомненны, причем не только внешнеторговые, фиксируемые, в частности, обнаружением индских печатей при раскопках в Двуречье, но и структурные, сущностные: схожие мифологические сюжеты (герой типа Гильгамеша с зверями), строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (прежде всего бронза и письменность).

Города долины Инда были, в отличие от месопотамских, очень недолговечны. Они быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной до сих пор причине пришли в упадок и исчезли с лица земли. Ориентировочно период их жизни ограничивается пятью-шестью веками, с конца XXIV до XVIII в. до н.э. Некоторые данные говорят о том, что упадок очагов индской городской культуры начался задолго до их исчезновения и что он был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации (строились и селились где попало, даже на прежних центральных улицах-площадях) и, возможно, с изменением русла Инда и затоплением городов.

Что касается внутренней структуры индского городского общества, то данные на этот счет необычайно скудны. Судя по существованию предприятий вроде верфи, крупных строений типа дворца, огромных зернохранилищ, здесь должна была существовать примерно та же, что и в ранних обществах Двуречья, протогосударственная структура с властью-собственностью правящих верхов и важной ролью централизованной редистрибуции. Более того, сам облик богатых городов с развитым ремесленным производством заставляет полагать, что к городам примыкала немалая земледельческая периферия, за счет налогов и повинностей с которой в основном отстраивались города и существовали освобожденные от производства пищи слои населения, включая администраторов, воинов, жрецов, ремесленников. Однако ничего более точного и определенного сказать нельзя: сам факт социальных и экономических различий при полном молчании нерасшифрованной письменности (а это в основном небольшие, в 6–8 знаков, тексты на печатях из иероглифов и пиктографов, количество которых, по ориентировочным подсчетам, достигает 400) не дает оснований говорить ни о рабах, ни о кастах, ни о частных собственниках, хотя кое-кто из специалистов подчас пытается делать это.

Но, как бы то ни было, одно на сегодняшний день установлено достаточно твердо и определенно: хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, положивших практически заново начало древнеиндийскому очагу цивилизации. Пожалуй, здесь нужна одна существенная оговорка: новый очаг складывался в основном в долине Ганга, в районах, отстоящих от центров хараппской культуры на многие сотни, если даже не тысячи километров. Только историческое единство Индии в ее привычных недавних границах, объединяющих обе великие речные долины (да и то не учитывая современность, когда долина Инда в основном вошла в состав Пакистана), побуждает специалистов столь тесно связывать между собой Хараппу и ариев и, более того, искать преемственность между ними.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Лекции по истории Древнего Востока автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 2. Индская (Хараппская цивилизация) К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Западной и Северной Индии, в Синде, Белуджистане и на побережье Аравийского моря – на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с

автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Мохенджо-Даро Среди экспонатов одного из музеев города Дели есть небольшая статуэтка из темного металла. Только что закончив танец, застыла, гордо подбоченясь, нагая девушка. Уверенная в успехе, она словно ждет восхищенных аплодисментов от зрителей. Левой рукой, от

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Русы Индостана в IV–III тыс. до н. э. Хараппа. Мохенджо-Даро Русы-скифы и Скифия вообще тесно связаны с индоарийской проблемой и с Индией. Но изыскания надо начинать с ранних эпох.Цивилизация русов Хараппы, которая занимала огромную территорию (пять Шумеров) в долинах Инда,

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Глава 22 Индская цивилизация Открытие и датировка индской цивилизации Индскую цивилизацию принято называть Хараппской по названию первого города, в котором были начаты систематические раскопки, – Хараппы. Однако территория, занимаемая этой цивилизацией, оказалась

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ГИБЕЛЬ МОХЕНДЖО–ДАРО Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо–Даро в Индии. В 1922 г. индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Иид древние руины. Их назвали Мохенджо–Даро, что в переводе означает

Из книги Индоевропейцы Евразии и славяне автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Середина III тыс. до н. э. Влияние геоксюра в Белуджистане (Кветта) и Афганистане (Мундигак). Цивилизации городов Хараппа и Мохенджо-Даро Начало заселения Кветты (Белуджистан), как мы помним, было положено во второй половине IV тыс. до н. э. Причем мотивы орнаментов керамики

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Маршрут Хараппа – Полинезия? В 1820 г. в долине реки Инд в основании огромного холма, на котором расположился небольшой индийский городок Хараппа, были найдены остатки какого-то древнейшего селения. В 1853 г. здесь начались археологические раскопки, результатом которых

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Черные молнии над Мохенджо-Даро Следы исчезнувшей цивилизацииЕще в двадцатые годы прошлого века археологи вскрыли в этом районе Пакистана древнейшие курганы с останками крупнейших городов бронзового века Хараппы и Мохенджо-Даро. Кстати, согласно некоторым

Из книги Древний Восток автора

Мохенджо-Даро - крупнейший город протоиндийской цивилизации Древний город на холме Мохенджо-Даро был обнаружен в 1921 г. при обследовании буддийской ступы, возвышающейся на его вершине. В 1924–1927 гг. Дж. Маршалл проводил здесь первые систематические археологические

Из книги Тайны трёх океанов автора Кондратов Александр Михайлович

Гибель Мохенджо-Даро Все эти вопросы лишь поставлены - отвечать на них будут исследования археологов-подводников, исследования, которые уже начинаются. В теплых водах, омывающих Цейлон, возле города Тринкомали аквалангисты обнаружили затонувшие памятники «разных

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

Индская цивилизация Культуры Инда или Хараппы. Первые города были основаны около 5 тысяч лет назад в Шумере. Через 500 лет они возникли по берегам рек Нил и Инд.В долине Инда в эпоху мезолита появились общины, которые пользовались геометрическими микролитами и владели

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индская цивилизация Еще с VII тыс. до н. э. в долине великих рек Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство, а в III тыс. до н. э. местные дравиды создают здесь первую индийскую цивилизацию, получившую в науке название Индской или Хараппской (вторая четв. III тыс. –

Введение

Теории происхождения

Ареал распространения

Хронология

Город и его особенности

Занятия населения

Политическая организация и социальная структура

Торговля и внешние связи

Язык и письменность

Упадок индских городов

Список используемой литературы


Введение

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду сдревнеегипетскойи шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. Развивалась в долине рекиИндв XXIII-XIX веках до н. э.до прихода ариев, во II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры -Хараппа,ЛотхалиМохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек.

С VII тыс. до н. э. в долинеИндаиСарасватиразвивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называютмергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегосяскотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень - формирования нового культурно-исторического комплекса.

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, вАмрией предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской.

У индскихдравидовбыли развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежалоирригационноеземледелие. ВМохенджо-Даробыли обнаружены едва ли не первые известные археологам общественныетуалеты, а также система городскойканализации.

Письменность долины Индаучёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитииХараппыи Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение сМесопотамией,Средней Азией, прямые торговые контакты доходили доШумераиАравии.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н. э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народабрауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжениеариев.


Теории происхождения

Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении. Высказывались разимо точки зрения - о шумерской основе Хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами, в связи с чем Хараппская цивилизация рассматривалась как ведийская. Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено. За последние годы собраны новые важные материалы о местном происхождении этой культуры. К сожалению, подпочвенные воды пока мешают археологам последовать самые нижние склоны в Мохенджо-Даро.

Археологические раскопки в Белуджистане и Синде показали, что здесь в IV – III тысячелетии до н. э. существовали земледельческие культуры, которые имеют много общего с ранней Хараппской культурой и с которыми Хараппские поселения в течение длительного времени поддерживали контакты. В Синде земледельческие культуры появляются позднее, что позволяет предполагать проникновение сюда каких-то племен из областей Белуджистана и Южного Афганистана.

В долине Инда Хараппские поселения возникают, очевидно, не сразу и не одновременно. Вероятно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. В этой связи особый интерес представляют исследования французского археолога Ж. М. Казаля поселения Амри, который установил стратиграфию от дохараппского периода до позднехараппского. Здесь прослеживается местное развитие культур: с момента, когда большая часть керамики изготовлялась вручную, без гончарного круга, когда строения только появлялись, а использование металлов лишь начиналось, до более развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми постройками. Нижние слои дохараппского периода имеют аналогии с раннеземледельческими культурами Белуджистана, в более поздних слоях появляется керамика раннехараппских поселений долины Инда. Наконец, раскопки показали, что традиции, типичные для культуры Амри, сосуществуют вместе с Хараппскими.

В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохснджо-Даро - керамика Белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни. Она возникла на основе традиции земледельческих культур.

Раскопки пакистанских археологов в Кот-Диджи (недалеко от современного Хайпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма развитая культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы, возникшие, по данным радиокарбонного анализа, в XXVII-XXVI вв. до и. э. Керамика из Кот-Диджи ранного периода имеет аналогии с керамикой земледельческих поселений Синда и Белуджистана, а более поздняя - с Хараппской. Это позволило проследить эволюцию местных традиций до собственно хараппских, датируемых XXI-XX ив. до н. э. Явный предхараппский период был открыт индийскими археологами при раскопках в Калибангане (Раджастан), где на одном холме находились поселения предшественников хараппанцев, а на соседнем - постройки уже создателей Хараппской культуры. Керамика предхараппского поселения имеет много общих черт с керамикой Амри и Кот-Диджи. Таким образом, ученым удалось проследить развитие Хараппской культуры на основе более древних местных традиций.

Вместе с тем Хараппская цивилизация явилась новым этапом, качественным скачком в развитии древнейших культур Индостана, ознаменовавшим появление цивилизации городского типа.

Большое значение имела, очевидно, речная система Инда, создающая благоприятные условия для развития материальной культуры и экономики и для создания городских поселений, ремесла и торговли. Неслучайно большая часть всех Хараппских поселений располагалась по берегам Инда и его притоков. Позднее Хараппские поселения появились в верховьях Ганга и Ямуны (современная Джамна).

Многое в происхождении Хараппской культуры остается еще не совсем ясным и нуждается в дальнейшей разработке, но теории, связывающие создание этой цивилизации с пришельцами - ариями или шумерами, в настоящее время представляют лишь историографический интерес.

Ареал распространения

В 20-х годах XX в, когда началось научное изучение Хараппской цивилизации, существовало мнение об относительно узких границах этой культуры. Действительно, вначале Хараппские поселения были найдены только в долине Инда. Теперь же, в результате современных археологических исследований, стало ясно, что Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг более 1100 км и с запада на восток более 1600 км.

Раскопки на Катхиаарском полуострове показали, что население постепенно продвигалось к югу, колонизуя новые территории. В настоящее время самым южным считается Хараппское поселение у устья реки Нарбада, но можно предполагать, что хараппанцы проникли еще южнее. Они устремлялись и на восток, подчиняя себе все новые области. Археологи открыли Хараппское поселение недалеко от современного Аллахабада. Так создавались различные варианты Хараппской культуры, хотя в целом это была единая культура с установившимися традициями.

Можно предполагать, что некоторая разноплановость внутри этой огромной цивилизации отражала разную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели этой цивилизации.

Хронология

Хронологию Хараппской цивилизации ученые определяют сейчас различными способами. Прежде всего это сопоставление индских и месопотамских вещей (например, индских печатей, найденных в городах Двуречья), спектральный анализ фаянсовых изделий, карбонный анализ вещей, к которому стали обращаться в последние годы, а также данные аккадских источников о торговых отношениях с Востоком. Вначале ученые очень удревняли возраст городов Хараппской культуры, исходя лишь из общих соображений о сходстве процесса развития цивилизации в Шумере и Индии. Английский археолог и один и зачинателей «индской археологии», Дж. Маршалл, в начале 30-х годов датировал Индскую культуру от 3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати индского типа, найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правлением Саргона I (2369- 2314 г. до н. э.), а также с периодами Исины (2024-1799 гг. до н. э.) и Ларсы (2024-1762 гг. до н. э.). На этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связи между Месопотамией и Индией условно можно было отнести к XXIII-XVIII в. до н.э.

Показательно, что в аккадских текстах наибольшее число упоминаний о торговле с восточными областями, в том числе с Дильмуном и Мелухой, которые идентифицируются учеными с индскими или соседними с этими областями, падает на период III династии Ура (2118-2007 гг. до н. э.) и период династии Ларсы. Большой интерес представило открытие по одной из клинописных табличек, датируемой 10-м годом правления царя Ларсы Гунгунума (1923 г. до н. э.) оттиска печати индского типа. Все эти данные позволили предположить, что период расцвета индских городов - конец III- начало II тысячелетия до н. э. При раскопках месопотамских городов печати были обнаружены и в слоях касситского периода, что свидетельствует о продолжении контактов и в эту эпоху. В верхних слоях Хараппы были найдены фаянсовые бусы, спектральный анализ которых установил их тождественность бусам из Кносса на острове Крит (XVI в. до н. о.). На основавши этого последний период в истории Хараппы также можно датировать XVI в. до н. э.

Город Мохенджо-Даро это еще одно из достояний древних цивилизаций и свидетельство их существования. Город расположен в долине реки Инд, а именно в Пакистане, в провинции Синд. Город Мохенджо-Даро является одним из самых древнейших городов в мире и самым первым городом в Южной Азии. (11 фото )

Город был построен 2 тысячи лет до н.э, жил и активно развивался порядка девяти ста лет. Город до сих пор увенчан занавесом тайны, о нем очень мало известно, а так же остается открытым ряд вопросов, кто построил? когда именно? как им удалось построить такой город? и главный вопрос — почему город был оставлен жителями? Пока что Мохенджо-Даро является главным предметов среди археологов и историков. Считается что Мохенджо-Даро был «административным центром древних жителей Индийской цивилизации.

До наших дней дошли лишь не многие останки города, сами понимаете сколько времени прошло, но при помощи новейших технологий ученым удалось установить что в городе проживало порядка 50 000 человек. Это очень большой город для того времени. Город был выполнен из глиняных кирпичей, неправда ли интересно, 2000 год до н.э это и кирпичи, причем не просто какие то лепешки, а обожженные кирпичи. В последствии местные жители растащили их на строительство своих домов и всяких нужд.

Удивительно еще и то, что город уже в то время имел четкую архитектурную сосредоточенность, все переулки и улицы были четко вымерены и имели прямой угол, в городе не было каких либо тупиков и непонятных лабиринтов, какие мы можем видеть в других древних городах. Улицы в городе были четко скоординированы, причем длина составляла 8 метров, то есть на такой дороге свободно могли разъехаться две телеги, соответственно на улице не было толкотни.

К уникальным качествам архитектуры можно отнести и наличие централизованной национализации, и полное водоснабжение. Думали что первое и единственно водоснабжение появилось в великом древнем Риме, как видите древние жители Мохенджо-Даро тоже достигли этой стадии развития. Если говорить более конкретно, то в городе был «общественные бани» оснащенные подачей горячей воды, так же в большинство домов была устроена примитивная (для нашего времени) и не постоянная пода воды, но все же, это говорит о высоком интеллекте цивилизации. Все канализационные воды стекались в специальные сливные ямы, расположенные обычно за городом.

Высота домов достигала 7 метров в высоту, архитектура города имела довольно четкую форму сооружений, город даже подразделялся как бы на два яруса, конечно же основная жизнь протекала внизу, но дома имели второй этаж, а крыша первых этажей служили балконами. Город так же высоко был развит в экономическом плане, Мохенджо-Даро был в отличном географическом положении, рядом с ним находилась река Инда, по сути Мохенджо-Даро являлся торговым центром, сюда со всей Азии съезжались торговцы, для обмена товаров.

Так же было обнаружено большое здание с хорошим вентиляционными ходами, возможно это был амбар для хранения зерна. Можно предположить что религия в городе тоже находилась на особом уровне, была найдена древняя мечеть, к которой ведет длинна улица. К сожалению сейчас большая часть города погружена под многометровым слоем ила, раскопкам так же мешают грунтовые воды которые покрывают город.

Непонятно почему такая умная и хорошо развитая цивилизация бесследно исчезла, все люди буквально испарились, археологи нашли останки лишь порядка 2 000 человек из 50 000. На этот счет имеются различные теории, возможно люди просто покинули город из-за постоянно разливающегося русла реки, это мнение возникло после нахождения большой стены, которой возможно жители пытались защититься от наводнений.

Останки горожан найдены совершенно целыми, то есть они умерли не насильственной смертью, так же в городе не были найдены останки какого либо оружия. Что автоматически отменяет теорию о нападении арийской цивилизации. Любители мистического мира активно утверждают о перемещении людей в другое время, и похищение людей инопланетянами.

Доподлинно неизвестно от чего город был заброшен, возможно это было небывалой силы землетрясение, или уникальный разряд нескольких шаровых молний, по силе взрыва можно приравнять к ядерному. Останки жителей были радиоактивными что позволяет ученым утверждать о взрыве атомной бомбы, но какая в то время бомба, это по крайней мере не логично, значит как нибудь взрыв природного происхождения, разряд электричества как вариант.

Не смотря на все старания археологов и историков как и почему город был оставлен, Мохенджо-Даро упорно хранит все тайны. А нам с вами остается лишь гадать и комментировать статью)


Ядерная война в древности?

Есть свидетельство, что империя Рама (теперь Индия) была опустошена ядерной войно й .
В долине Инда - теперь Пустыня Тар , к западу от Джодхпура обнаружено множество участков со следами радиоактивного пепла .

Почитайте эти стихи от древнего (6500 до н.э. самое позднее) Махабхарата :

"…единственный снаряд, обвиненный во всей власти Вселенной. Сверкающий столб дыма и пламя, столь же яркое как тысяча солнц, повысились во всем ее блеске…перпендикулярный взрыв со своими вздымающимися облаками дыма… облако дыма, повышающегося после того, как его первый взрыв сформировался в расширение круглых кругов как открытие гигантских пляжных зонтиков…"

Это было неизвестное оружие, железный удар молнии , гигантский посыльный смерти, который сжег всю долину дотла Vrishnis и Andhakas.
Трупы были столь сожжены , что их невозможно было опознать .
Волосы и ногти выпали , глиняная посуда сломалась без очевидной причины, и птицы побледнели.
После нескольких часов, вся пища была заражена …, чтобы смыть с себя пепел , который осел на солдатах и их оборудовании , они бросились в бурлящий поток , но и он был заражен .

До бомбежки Хиросимы и Нагасаки, современное человечество не могло вообразить оружие, столь же ужасное и разрушительное, как описанное в древних индийских текстах.
Все же они очень точно описали последствия атомного взрыва .
В результате радиоактивного заражения выпадают волосы и ногти, пища становиться непригодной.
Омовение в реке дает некоторую отсрочку, хотя это не лечение.

Когда раскопки Хараппа и Мохенджо-Даро достигли уличного уровня , они обнаружили скелеты , рассеянные на улицах древнего города и в городах , многие держали в руках различные предметы и орудия труда , как будто имела место мгновенная , ужасная гибель .
Люди лежали, не погребенные, на улицах города.
И этим скелетам тысячи лет, даже по традиционным археологическим стандартам.
Картина, открывшаяся археологам, поразительно напоминала картину после бомбежки Хиросимы и Нагасаки .
На одном участке советские ученые нашли скелет , у которого радиационный фон был в 50 раз больше чем нормальный .

Другие города , найденные в северной Индии , имеют признаки взрывов большой мощности.
Один такой город, найденный между Гангом и горами Раджмахал , кажется, был подвергнут сильной жаре .
Огромные массы стен древнего города сплавлены вместе , буквально превращены в стекло !
И нет никакого признака вулканического извержения в Мохенджо-Даро или в других городах.
Сильная жара, способная расплавить камень , может быть объяснена только ядерным взрывом или некоторым другим неизвестным оружием .
Города были стерты с лица Земли полностью.

Человеческие скелеты датировались по радиоуглеродному анализу к 2500 до нашей эры , но мы должны иметь в виду, что датирование по радиоуглеродному анализу заключается в измерение количества остаточной радиации .
Но в результате воздействия радиации , во время ядерного взрыва, останки кажутся намного моложе .

Руководитель исследовательских работ манхеттенского проекта доктор Роберт Оппенгеймер, как известно, был знаком с древней Санскритской литературой.
На интервью, проводимом после того, как он наблюдал первый атомный взрыв, он процитировал Бхагават-Гита :
"Теперь я стал Смертью, Разрушителем Миров ".
Когда его спросили во время интервью в Рочестерском университете, спустя семь лет после ядерного испытания в Аламогордо, было ли это первой атомной бомбой, взорванной на Земле, он ответил: "Хорошо, в современной истории да".

Древние города , каменные стены которых, были сплавлены вместе и буквально превращены в стекло , находят не только в Индии , так же в Ирландии , Шотландии , Франции , Турции и других местах.
Нет никакого логического объяснения витрификации (переход в стеклообразное состояние) каменных фортов и городов, кроме как от атомного взрыва.
Другой любопытный признак древней ядерной войны в Индии - гигантский кратер , расположенный в 400 километрах к северо-востоку от Бомбея и возрастом не менее 50 000 лет , мог быть связан с ядерной войной древности.
Никакой след любого метеорического материала, и т.д., не был найден на участке или по близости, и это - единственный в мире известный кратер "воздействия" в базальте.

Признаки большого разрушения (от давления, превышающего 600 000 атмосфер ) и интенсивной, резкой высокой температуры (обозначенной стекловидными шариками базальта - тектиты ), так же обнаружены в другом известном месте.
Разрушение библейских городов Содом и Гоморра (плотный столб дыма быстро повысился, облако лилось горящей серой, окружающая почва была превращена в серу и соль так, что даже травинка не могла расти там, и любой по близости, превращался в столб соли), походит на ядерный взрыв.
Если бы столбы соли в конце Мертвого моря (которые сегодня все еще там) были бы обычной солью , они бы исчезли с периодическими дождями .
Вместо этого эти столбы состоят из соли , которая тяжелее обычной , и может быть создана только в ядерной реакции , такой как атомный взрыв.

В каждом древнем тексте есть ссылки на Содом и Гоморру.
Так же из этих источников известно, что случилось с Вавилоном :
"Вавилон, самое великолепное из королевств, цветок халдейской культуры, будет опустошен как Содом и Гоморра, когда Бог разрушил их.
Вавилон больше никогда не будет возвышаться снова.
Поколение за поколением приедет, но на этой земле больше никто никогда не будет снова жить.
Кочевники откажутся расположиться лагерем там, и пастухи не будут позволять их овцам ночевать на той земле". - Isaiah, 13:19-20.

Стекловидные образования - тектиты.

Тайна Мохенджо -Даро.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо Даро в Индии.
В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины.
Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает "Холм мертвых ".
Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели?
Ни на один из них раскопки ответа не дали...

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения.
Очевидным был лишь единственный факт - катастрофа произошла внезапно и длилась недолго .

Упадок культуры - процесс медленный , следов наводнения не найдено.
Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах .
Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно.
А именно так было - это подтверждается расположением скелетов.
Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии.
С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов , оставленных холодным оружием .

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти.
Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы .
В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы.
Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!).
По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели.
Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва .
Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400-1500 градусов .
Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории.

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область - эпицентр , в котором все строения сметены каким-то шквалом .
От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются .
Наиболее сохранились окраинные строения Словом , картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки .

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией.
Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки.
Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились".
Что это - просто метафора.
Девенпорт считает, что в ее основе есть какие-то реальные события.

Но вернёмся к самому городу...

Мохенджо-Даро занимал площадь около 259 га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича.
Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии.
Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750 гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки - 4,5 тысячи лет тому назад.
Он был спланирован с величайшей педантичностью : улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов .
Но за этой "тортовой" формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре - двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе).
Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома.
Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные - с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства .
По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода.
Но что еще важнее - каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.
Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек.
Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен!
Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.