Меньшиков, михаил осипович. Скульптур и художник Михаил Осипович Микешин: биография, особенности творчества и интересные факты. Меньшиков, Михаил Осипович

(1859 - 1918)

Александр Репников, Москва

"Реакционный публицист", "черносотенец", "мракобес", "махровый реакционер", "самая ненавистная фигура в дореволюционной печати" - как правило, именно такими эпитетами награждали долгие годы Михаила Осиповича Меньшикова - известного публициста "Нового времени". В последние годы переоценки ценностей в некоторых публикациях наметилась иная тенденция - представить Меньшикова в качестве одного из ведущих философов "русской идеи"...

Подобные колебания вполне закономерны для нашего неспокойного времени. Не случаен и пробудившийся интерес к этой весьма неоднозначной фигуре. Ряд изданий познакомил читателей со статьями из обширного публицистического наследия М.О. Меньшикова . За короткий период вышло несколько его книг . Четвертый выпуск серии "Российский Архив (История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.)" был целиком посвящен М.О. Меньшикову и содержал его дневники и материалы к биографии . И, наконец, нельзя не отметить, появление монографии П.И. Шлемина - исследователя, плодотворно работающего над изучением наследия забытого публициста . Так кем же был Михаил Осипович Меньшиков? Ответить на этот вопрос в небольшой публикации невозможно, и мы постараемся только выделить основные вехи его непростой жизни.

М.О. Меньшиков родился 25 сентября 1859 г. в городе Новоржеве Псковской губернии. С детства он воспитывался в религиозном духе, чему немало способствовали его родители. В 1873 г. Меньшиков окончил Опочецкое уездное училище и поступил в Кронштадтское морское техническое училище, по окончанию которого был произведен в кондукторы корпуса флотских штурманов. Молодой человек рано проявил склонность к литературному труду. Наряду с участием в морских экспедициях он писал и публиковал очерки, издал несколько работ по специальности. Знакомство с А.П. Чеховым и Н.С. Лесковым, дружба с С.Я. Надсоном - все это сильно влияло на Меньшикова и в 1892 г. он, выйдя в чине штабс-капитана в отставку, посвящает себя литературному труду, и становится постоянным корреспондентом, а затем секретарем и ведущим публицистом газеты "Неделя".

После того, как "Неделя" прекратила свое существование Меньшиков перешел в "Новое время" А.С. Суворина. Являясь с 1901 по 1917 гг. ведущим публицистом этой газеты он обращался к широкому кругу общественно-политических и социальных вопросов. С легкой руки недобросовестных критиков Меньшиков был зачислен в разряд черносотенцев. Безусловно, многое из написанного Меньшиковым весьма спорно и вызывает неприятие, но это не значит, что нужно огульно вычеркивать его из истории русской публицистики. Другой сотрудник "Нового времени" - В.В. Розанов, так же обвиненный некогда в "черносотенстве" уже давно вернулся к нам в своих трудах. О нем пишут книги, изучению его мировоззрения посвящают диссертации. Выходит и собрание сочинений Розанова, а вот М.О. Меньшиков только- только возвращается из небытия.

Вместе с тем, националист и монархист Меньшиков крайне негативно относился к личности Николая II. После отречения самодержца Меньшиков писал: "Для русского цезаризма война эта в неожиданном ее развитии все равно обещала гибель. Может быть, это и служило одною из главных причин, парализовавших нашу подготовку к войне и энергию ее ведения... Спрашивается, стоит ли нам жалеть прошлое, если смертный приговор ему был подписан уже в самом замысле трагедии, которую переживает мир?.. Не мог же несчастный народ русский простить старой государственной сухомлиновщине того позора, к которому мы были подведены параличом власти... Жалеть ли нам прошлого, столь опозоренного, расслабленного, психически - гнилого, заражавшего свежую жизнь народную... Весь свет поражен внезапностью русского переворота и взволнован радостью, взволнована радостью и вся Россия..." .

Весной 1917 года, когда Петроградский Совет попытался закрыть "Новое время", Меньшиков был отстранен от работы в газете. В последней статье, подписанной Меньшиковым, которая появилась в газете 19 марта, он подводил грустные итоги: "Трагедия монархии состояла в том, что, отобрав у народа его волю, его душу, - монархия сама не могла обнаружить ни воли, ни души, сколько-нибудь соответствующей огромной и стихийной жизни. Энергия народная веками глохла... в центре своей власти... Великий народ обречен был на медленное вырождение, подобно азиатским соседям, от атрофии своих высших духовных сил - сознания и воли" . Зиму 1917-1918 гг. он провел с семьей в Валдае, где у него была дача. Страницы дневника Меньшикова за 1918 год полны горьких записей. По накалу самобичевания рассуждения Меньшикова напоминают "Апокалипсис нашего времени", написанный Розановым: "Чтобы убить Россию по - дьявольски, т. е. с наименьшими средствами и с наибольшим соблюдением приличий, достаточно предоставить Россию самой себе. В самой России сложился губительный яд, сжигающий ее медленно, но верно: народная анархия, развязанность от культуры, религии и совести. Идет великое самоистребление народное..." . Растерянный Меньшиков винил в происходящем русскую литературу, которая "есть не столько лечение, сколько сама болезнь", ругал А.С. Пушкина, за то, что тот не "загремел еще тогда против анархии, влекшей нас к народному бунту", обличал революционных - демократов. Досталось и Николаю II. Узнав о расстреле бывшего самодержца, Меньшиков писал: "Жаль несчастного царя - он пал жертвой двойной бездарности - и собственной, и своего народа" - и далее рассуждал по поводу отречения - "не мы, монархисты, изменники ему, а он нам... Тот, кто с таким малодушием отказался от власти, конечно, недостоин ее. Я действительно верил в русскую монархию, пока оставалась хоть слабая надежда на ее подъем. Но как верить в машину, сброшенную под откос и совершенно изломанную?.. Мы все республиканцы поневоле, как были монархистами поневоле. Мы нуждаемся в твердой власти, а каков ее будет титул - не все ли равно? К сожалению, все титулы у нас ложны, начиная с бумажных денег. Все подделка!" .

14 сентября 1918 г. он был арестован, а 20 сентября расстрелян чекистами на берегу Валдайского озера. Только семьдесят пять лет спустя родные смогли добиться реабилитации опального публициста.

Список литературы

1 Меньшиков М.О. Реакция на убийство Николая II. Страницы из дневника (Зачем эта кровь?) // Русский вестник. 1991. № 20; Он же. Праведники и пустосвяты; Национальная комедия // Московский журнал. 1993. № 7; Он же. Сироты Верещагина. // Там же. 1993. № 8; Он же. Из статьи "Чиновники и герои" // Там же. 1993. № 9; Он же. Быть ли России великой // Там же. 1993. № 11; Он же. В Москве // Наш современник. 1997. № 9.

2 Меньшиков М.О. Из писем к ближним. М., 1991; Он же. О любви. Ставрополь, 1994; Он же. Думы о счастье. Ставрополь, 1995; Он же. Выше свободы: Статьи о России. М., 1998; Он же. Письма к русской нации. М., 1999.

3 Российский Архив (История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.). Вып. IV. М.О. Меньшиков. Материалы к биографии. М., 1993.

4 Шлемин П.И. М.О. Меньшиков: мысли о России. М., 1997; См. так же публикации П.И. Шлемина: Авторитаризм и либерализм в России (Русская идея М.О. Меньшикова) // Политическая наука в России (История, современность, модели будущего). М., 1994; Он же. М.О. Меньшиков о национально-территориальном переустройстве России (1911-1912 гг. в публицистике М.О. Меньшикова) // Там же; Он же. Национальные отношения и права человека в России (Диалоги с М.О. Меньшиковым. 1906-1908) // Россия и современный мир. М., 1995. № 1; Он же. "Политический писатель" М.О. Меньшиков // Политическая наука. М., 1996.

7 Российский Архив (История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.). Вып. IV. С.24.

Меньшиков, Михаил Осипович

Известный публицист и гидрограф. Род. в 1859 г., кончил курс в морском техническом училище. Писать начал в 1879 г., поместив в "Голосе", "СПб. Ведомостях" и "Кронштадтском Вестнике" ряд очерков заграничного плавания по Атлантическому океану и Средиземному морю на фрегате "Князь Пожарский" (вышли отд. книгой: "По портам Европы", 1879). В начале 80-х гг. много писал в "Кронштадтском Вестнике", вел фельетон в "Морской Газете" и помещал статьи в "Техническом Сборнике". По гидрографии М. принадлежат два оригинальных труда: "Руководство к чтению морских карт" (СПб., 1891), часть которого, "Отдел русских карт", переведена на французский язык для употребления во французском флоте (П., 1892), и "Лоция Абоских и восточной части Аландских шхер" (СПб., 1892). С середины 80-х гг. М. пишет в "Неделе", где в 90-х. гг. становится главным сотрудником. В 1896 г., когда он замещал уехавшего редактора "Недели", его ранил земский начальник Жеденев из-за корреспонденции, помещенной в этой газете. Как сотрудник "Недели" М. выдвинулся рядом талантливых литературно-публицистических статей, между которыми особенно обращают на себя внимание "Думы о счастии".

Меньшикова занимают по преимуществу вопросы нравственности. Под заметным влиянием идей графа Л. Н. Толстого, вопросам юридического и экономического благоустройства он отводит второстепенное значение. Счастье достижимо только тогда, когда человек, ведя простой образ жизни, по возможности у земли, и стремясь к самоусовершенствованию, познает главную задачу человеческого существования - великий завет любить ближнего. Любовь - единственное животворящее и зиждущее начало даже в неорганической природе, в которой организующую роль играют не катаклизмы и перевороты, а взаимное притяжение. Из вопросов государственной жизни М. живо интересуется только веротерпимостью и народным образованием. Лучшая сторона статей M. - глубоко искреннее стремление автора познать истину и выработать миросозерцание, достойное нравственно-чуткого человека.

{Брокгауз}

Меньшиков, Михаил Осипович

Известный соврем. публицист; род. в 1859 г., воспитание получил в техн. училище мор. ведомства. Плавал штурманск. офицером на разн. судах флота в европ. морях. Писать начал в 1879 г., поместив в "Голосе", "СПб. Вед." и "Кроншт. Вестн." ряд очерков из плавания по Атлант. океану и Средиз. морю, вышедших затем отдел. книгой под заглавием "По портам Европы" (СПб., 1879). По гидрографии М. принадлежат две оригин. работы: "Рук-ство к чтению мор. карт" (СПб., 1891), часть которого, "Отдел русск. карт", переведена на франц. язык (1891), и секретная "Лоция Абоских и вост. части Аландск. шхер" (СПб., 1892). В "Кроншт. Вестн.", "Мор. Газ.", "Неделе", "Нов. Времени" М. помещены сотни статей и очерков по вопросам военным и морским. Глав. тема этих статей - необходимость вооружаться изо всех сил, чтобы быть в воен. отношении впереди друг. народов. Статьи М. относ-но обмундир-ния армии, недостатков артиллерии и ружей, укрепления подступов к СПб., сохранения нек-рых крепостей и пр. имели практич. последствия, вызвав соответствующие мероприятия для устранения указан. недостатков. М. выступил также сторонником омоложения офицер. состава армии, понижения призывн. возраста, милитаризации народной школы (движение "потешных"), понижения общеобразоват. программы в воен. академиях, училищах и корпусах в пользу чисто воен. знаний. Ставя воен. иск-во выше теоретич. воен. науки, М. весьма отрицат-но относился к милютинской системе образования и школе. В мор. статьях М. отстаивал преимущ-ва оборонит. флота - минного, подводного, авиационного и т. п. - перед линейным.

21 сентября 1917 г . расстрелян в Валдае . Отрывной календарь . Пг . 1920. 21 сентября .

{Воен. энц.}

Меньшиков, Михаил Осипович

Журналист; во вторую половину 80-х гг. либеральный публицист и сотрудник "Недели", специализировавшийся на ликвидации революционных настроений предшествующей эпохи и проповеди "малых дел". М. занимался в частности приспособлением нравственно-религиозного учения Л. Толстого к запросам крепостнической реакции. Перейдя в "Новое время", М. вскоре развернулся как самый беспринципный и в то же время самый реакционный публицист этой газеты. Вплоть до 1917 М. почти ежедневно заполнял страницы "Нового времени" огромными статьями, источавшими бешеную злобу против революции и демократии. После 1905 М. усердно агитировал в печати в пользу карательных экспедиций, виселиц, погромов.

М. претендовал на роль Каткова в лагере бюрократии, но стать новым Катковым мешала ему полная политическая беспринципность. Он обслуживал интересы самодержавия в период полного разложения последнего. Гниение режима пропитывало политической гнилью и все статьи М. Он стал самой ненавистной фигурой в дореволюционной печати, и, чтобы сохранить свое существование после февраля 1917, редакция "Нового времени" исключила М. из своего состава. В буржуазных газетах 1917 для него не нашлось места, а в 1918 он был расстрелян как отъявленный и непримиримый враг трудящихся.

Лит-ые оценки М. целиком вытекают из его реакционных идейно-политических позиций. Критические статьи М. о Горьком, Л. Толстом, Чехове, Пушкине, Гоголе и мн. др. печатались в "Книжках недели" в 90-х гг. и вышли отдельным изд. под заглавием "Критические очерки" (СПб, 1899), "Народные заступники" (СПб, 1900), "О писательстве" (СПб, 1898), "Вожди народные". Отвергая прогресс общества, наличие в обществе класса пролетариата ("общество - это интеллигенция", а "босяки - пролетарии, отбросы общества, способные лишь на гниение") и всякое восстание эксплуатируемых против эксплуататоров (ибо "главная задача человеческого существования - великий завет любить ближнего"), М.

считал полезными литературные произведения только тех художников; которые поучают этим и им подобным идеям. "Песнь о соколе" М. называл "злой моралью", потому что, по М., спасает мир не "безумство храбрых", несущих восстание, а "мудрость кротких", вроде чеховской Липы ("В овраге").

Библиография: I. Кроме упомянутого: Думы о счастье, СПб, 1898; О любви, СПб, 1899; Письма к ближнему, СПб, 1900-1904; Письма к ближним 1915 г. П, 1916.

II. Протопоповы., По поводу одной сердитой книжки, "Русская мысль", 1899, II; Eго же. Критика критиков, "Русская мысль", 1 900, VIII; Волынский А., Борьба за идеализм, СПб, 1900; Протопопов М., Критические статьи, М., 1902 ("Публицист-идиллик"); Неведомский М., О мудрости кротких (По поводу "Писем к ближнему" и др. писаний г. Меньшикова), "Мир божий", 1903, XII; Михайловский Н., Отклики, т. I, СПб, 1904; Его же, Последние сочинения, т. II, СПб, 1905 (Об "Иудушке"); Богданович А., Годы перелома (1895-1906 г.). СПб, 1908; Поссе В., На темы жизни, СПб, 1909.

  • - архитектор. В 1920 — 1926 учился во Вхутемасе — Вхутеине у И.В. Жолтовского и А.В. Веснина. В 1921—23 под руководством Н.В. Рыльского работал в комиссии по ремонту и реставрации Кремля. В 1925—...

    Москва (энциклопедия)

  • - М. О. Гершензон. Гершензо́н Михаил Осипович, литератор, историк русской литературы и общественной мысли...

    Москва (энциклопедия)

  • - известный публицист и гидрограф. Род. в 1859 г., кончил курс в морском техническом училище. Писать начал в 1879 г., поместив в "Голосе", "СПб. Ведомостях" и "Кронштадтском Вестнике"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - историк русской культуры, философ. Родился в Кишиневе 1 июля 1869. Окончил в 1894 историко-филологический факультет Московского университета...

    Энциклопедия Кольера

  • - профессор-арабист, один из старейших русских востоковедов. Араб-бейрутинец по национальности, А., будучи студентом-медиком Бейрутского ун-та, как председатель нелегального студенческого "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - переводчик русских писателей на французский язык и публицист; род. в Одессе 4 апреля 1851 г., в еврейской семье...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 29 сентября 1796 г., ум. 7 января 1856 г., генерал-майор генерального штаба. Ему принадлежит составление книги "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Ашкинази, Михаил Осипович, писатель, переводчик русских писателей на французский язык, родился в 1851 году в еврейской семье...

    Биографический словарь

  • - см. в статье Безобразовы...

    Биографический словарь

  • - писатель. Окончил киевскую духовную академию...

    Биографический словарь

  • - писатель, воспитанник Киевской духовной академии. Главные труды В.: "Пророческое служение в израильском царстве" ; "Обзор главнейших направлений психологии текущего столетия" ...
  • - писатель. Род. в 1869 г.; кончил курс в Московском унив. по историко-филологич. факультету. Написал ряд исторических и историко-литературных статей в "Рус. Мысли", "Рус. Вед.", "Вестн. Воспит...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - известный публицист и гидрограф. Род. в 1859 г., кончил курс в морском техническом училище...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский языковед-арабист. По происхождению араб из Бейрута...
  • - советский архитектор. Окончил московский Вхутеин, где учился у И. В. Жолтовского и А. А. Веснина. С 1935 преподаёт в Московском архитектурном институте...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский историк литературы и общественной мысли. Окончил Московский университет...

    Большая Советская энциклопедия

"Меньшиков, Михаил Осипович" в книгах

Меньшиков Михаил Осипович (1859–1918)

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Меньшиков Михаил Осипович (1859–1918) Мореплаватель, гидрограф, автор «Руководства к чтению морских карт» (СПб., 1891), «Лоции Абоских и восточной части Аландских шхер» (СПб., 1898), публицист, пользовавшийся довольно большой и даже скандальной известностью: в 1896 году некий земский

МЕНЬШИКОВ Михаил Осипович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

МЕНЬШИКОВ Михаил Осипович 23.9(5.10).1859 – 20.9.1918Публицист, литературный критик. Публикации в газетах «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «Неделя», «Новое время», в «Книжках „Недели“». Книги «По портам Европы» (СПб., 1879), «Руководство к чтению морских карт, русских и

Михаил Осипович Гершензон

Из книги Книга 3. Между двух революций автора Белый Андрей

Михаил Осипович Гершензон Встречи с М. О. Гершензоном начались с ноября 1907 года;232 его как литературоведа я очень чтил; но его я боялся; он мне представлялся высоким и тучным, в очках, провалившимся в кресло, обитое прочною кожей, - посередине огромного кабинета; он

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович наст. Имя Мейлих Иосифович;1(13).7.1869 – 19.2.1925Историк русской литературы и общественной мысли, философ, публицист, переводчик; редактор «Пропилей», составитель сборника «Вехи» (1909). В 1907–1908 сотрудник журнала «Вестник Европы». Книги «„Афинская

Михаил Осипович Судиенко (1802–1874)

Из книги автора

Михаил Осипович Судиенко (1802–1874) Побочный сын тайного советника О. С. Судиенки, служил в лейб-кирасирском полку, был адъютантом у шефа жандармов Бенкендорфа. Образованный Судиенко выделялся в кругу светских приятелей Пушкина. Судя по письмам к нему Пушкина, общение их

Барщ Михаил Осипович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Барщ Михаил Осипович Барщ Михаил Осипович [р.16(29).1.1904, Москва], советский архитектор. Окончил московский Вхутеин (1926), где учился у И. В. Жолтовского и А. А. Веснина. С 1935 преподаёт в Московском архитектурном институте (с 1947 профессор). В 1925-32 был членом ОСА, стоял на позициях

ГЕРШЕНЗОН, Михаил Осипович

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ГЕРШЕНЗОН, Михаил Осипович (1869–1925), историк литературы и общественной мысли 236 Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, – бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще

Михаил Осипович Меньшиков (23 сентября (5 октября) 1859 – 20 сентября 1918)

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Михаил Осипович Меньшиков (23 сентября (5 октября) 1859 – 20 сентября 1918) Родился в семье коллежского регистратора (низший чин в табели о рангах) и матери из обедневшего дворянского рода. Детство прошло в селе Заборье Опочецкого уезда Псковской губернии. После окончания

МИХАИЛ МЕНЬШИКОВ Национальная империя

Из книги Русские писатели о евреях. Книга 2 автора Николаев Сергей Николаевич

МИХАИЛ МЕНЬШИКОВ Национальная империя

Доливо-Добровольский Михаил Осипович

Из книги Русские электротехники автора Шателен Михаил Андреевич

Доливо-Добровольский Михаил Осипович ГЛАВА СЕДЬМАЯМИХАИЛ ОСИПОВИЧ ДОЛИВО-ДОБРОВОЛЬСКИЙ(1862–1919)Михаил Осипович Доливо-Добровольский принадлежал к числу тех многочисленных русских интеллигентов, которых условия жизни в России во второй половине XIX в. заставляли

20.09.1918. - Убийство писателя-публициста Михаила Осиповича Меньшикова на глазах его шестерых малолетних детей

Памяти М.О. Меньшикова

(25.09.1859–20.09.1918) – талантливый публицист и общественный деятель. Родился в городе Новоржеве Псковской губернии. Отец был коллежским регистратором, родом из семьи священника. Мать – из обедневшего дворянского рода, владелица сельца Юшкова Опочецкого уезда Псковской губернии.

Окончил морское техническое училище (1873–1878) с военно-морским чином кондуктора корпуса флотских штурманов. Публицистическую деятельность начал, поместив в "Голосе", "Санкт-Петербургских Ведомостях" и "Кронштадтском Вестнике" ряд очерков заграничного плавания по Атлантическому океану и Средиземному морю на военном фрегате " " (вышли отдельной книгой "По портам Европы", 1879). В начале 1880-х гг. много писал в различных изданиях; ему принадлежат также оригинальные труды по гидрографии. В 1892 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана. Знакомство с и , дружба с С.Я. Надсоном – побудили Меньшикова заняться литературным трудом.

В 1890-х гг. стал главным сотрудником "Недели", статьи из которой собраны в книгах: "Думы о счастье" (1898), "О писательстве" (1899), "О любви" (1899), "Критические очерки" (1900), "Народные заступники" (1900). В этот период его занимали по преимуществу вопросы нравственности под заметным влиянием идей . После прекращения издания "Недели" Меньшиков стал ведущим публицистом патриотической газеты "Новое время" и сам совершенно изменился как публицист, придал ей авторитет центра национально–государственной мысли.

Завязалась ожесточенная полемика Меньшикова с органами левой печати, в пылу которой Меньшиков превратился в "крутого реакционера". От толстовства не осталось и следа, наоборот: в христианстве Меньшиков подчеркивал, что Христос принес «не мир, но меч». Однако духовный уровень многих его статей оставлял желать лучшего и вообще идеологические воззрения Михаила Осиповича были скорее имперско-националистическими, отстаивавшими этнические интересы русской нации, чем православно-монархическими, порою даже с ратованием за "прогрессивные реформы". В номере ""Нового Времени"", вышедшем после , он даже выдал дифирамбы "борцам за свободу" – «героям, чье чистое сердце, и душа, и жизнь были принесены в жертву отечеству, и чье заточение, мученичество и смерть умилостивили, наконец, жестокую судьбу и послали нам освобождение».

Почти по-западнически (в политическом смысле) воспринимая конституцию как "освобождение", в то же время Меньшиков активно боролся с бытовым западничеством. Для ведущего сословия все западное кажется более значительным, чем свое. «Мы глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут "порядочные" люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы» . И такие потребности высшего сословия ложатся все возрастающим бременем на простой народ, усиливается разложение национальных хозяйственных традиций и все больше перенимается западный дух капиталистической наживы.

Меньшиков оправданно призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа – противостояние засилью инородцев, и жидов в частности, было одной из главных тем его публицистики: «Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри. Мы видим многочисленные колонии евреев и других инородцев, постепенно захватывающих не только равноправие с нами, но и господство над нами, причем наградой за подчинение наше служит их презрение и злоба против всего русского... Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей» . Однако духовная сторона еврейского вопроса и роли сатаноизбранного народа в драме истории в творчестве Михаила Осиповича заметным образом не отразилась.

Вот характерные для Михаила Осиповича положения: «Как потомок православных предков, я не могу иметь иных, более привычных и приятных форм веры, кроме тех, которые вошли в мое сознание, с родным языком и родною мыслью. Тем не менее мне режет ухо, когда митинги крайних монархистов начинаются с "Царю Небесный" и оканчиваются "Спаси Господи"... отошла на второй план старая культура – "православие". Теперь, мне кажется, наступает третий период, эпоха третьей и окончательной нашей культуры, где основным началом должна стать народность» . Бедный Михаил Осипович...

Отсутствие православной историософской координаты в статьях Меньшикова особенно очевидно стало в годы свержения самодержавия. Его прагматичный национализм вылился в непонимание духовного апокалипсического процесса в современном міре. В частности, после Меньшиков писал: «Жалеть ли нам прошлого, столь опозоренного, расслабленного, психически – гнилого, заражавшего свежую жизнь народную... Весь свет поражен внезапностью русского переворота и взволнован радостью, взволнована радостью и вся Россия...» . В последней статье, которая появилась в газете 19 марта, он писал как заправский либерал: «Трагедия монархии состояла в том, что, отобрав у народа его волю, его душу, – монархия сама не могла обнаружить ни воли, ни души, сколько-нибудь соответствующей огромной и стихийной жизни. Энергия народная веками глохла... в центре своей власти... Великий народ обречен был на медленное вырождение, подобно азиатским соседям, от атрофии своих высших духовных сил – сознания и воли» .

Лишившись дома и сбережений (конфискованы большевиками), зиму 1917–1918 гг. Меньшиков провел с семьей в Валдае, где у него была дача. Страницы его дневника за 1918 г. полны горьких записей о наступившем разгуле большевизма: «Чтобы убить Россию по-дьявольски, т. е. с наименьшими средствами и с наибольшим соблюдением приличий, достаточно предоставить Россию самой себе. В самой России сложился губительный яд, сжигающий ее медленно, но верно: народная анархия, развязанность от культуры, религии и совести. Идет великое самоистребление народное» . Растерянный Меньшиков винил в этом русскую литературу, которая «есть не столько лечение, сколько сама болезнь» . Очень неосторожно ругал и .

Обсуждение: 15 комментариев

    " ...Пора сменить уставших на кресте..." по иронии судьбы эти слова принадлежат ассимилированному иудею, но патриоту России Александру Галичу, почту за великую честь когда нибудь так же подобно патриоту нашей родины Меньшикову пострадать за Родину. Васильев Григорий.

    М.О.Меньшиков один из величайших русских националистов всех времен.Он показал как империя жертвуя своим государствообразующим народом собирает инородцев с окраин, нахлобучивает себе на голову эти кочующие отбросы, после чего стагнирует и саморазрушается. Цель жизни каждого русского по крови - создание Русского национального государства. Только там честь и слава, долг и внутренняя Свобода. Вечная память герою.

    Надо следующий 2009 год посвятить идеям и делу М.О.Меньшикова и широко отметить 150-летний день рождения славного сына России.

    Конечно,Михаила Меньшикова жаль. Но судя по статье, не видно "мужественной борьбы" с врагом исторической России. Не духовно(ни слова о религиозности, церковности человека), ни нравственно(блуждание ума), ни делом трудно определить его кончину мученической в христианской традиции. Мученики (греч."мартис") - свидетели,свидетели об Истине,мимо Которой прошел по жизни Меньшиков.

    Михаилу Осиповичу Меньшикову, нашему великому соотечественнику, - вечная память.

    Очень верно и правильно на мой взгляд на писал р.Б.Димитрий за 2009-09-21. Как русского человека его безусловно жаль. Царствие Небесное Михаилу Осиповичу Меньшикову и вечный покой.

    согласен с генрихом вечная память Михаилу Меньшикову А давидсоны и иже с ними живут и нас дурачат давят грабят и убивают Жаль мы так ничего не поняли иникаких выводов не сделали а тем более действий

    Usefull information

    Памяти М.О.Меньшикова

    Мамочка, зачем убили папу?

    Господи, да где найти ответ?

    У трёхлетней Маши будут капать

    Слёзы, после, много горьких лет...

    Нет в родном Отечестве пророка,

    Нет спасенья, нет пути назад,

    На земле привольной и широкой,

    В одночасье обращённой в ад.

    Быть на всю Россию знаменитым.

    Где она? Распята на кресте!

    И ему награда - быть убитым

    На глазах у собственных детей.

    За служенье русскому народу,

    За любовь, за Слово и за честь,

    Молоху кровавому в угоду,

    Дикая, неправедная месть...

    Под прицелом стоя, у Валдая,

    Он молился куполам святым,

    И молилась осень золотая

    За его Россию рядом с ним.

    Александр Чжоу

    Нет Пророков в родном Отечестве!? Нет, потому что не верят. Спасибо за пронзительные слова Александру Чжоу!

    Я почитаю святого царя-мученика Николая, и в отношении царя Меньшиков не прав. Но царь только один там и был в то время нормальным. Воевали некоторые Великие Князья в 1914-16, гвардия, дворяне, честь им и слава. Но в целом аристократия с 19 века была заражена аморализмом. Простой народ был здоровее. Меньшиков увидел распад элиты.

    Разумеется, у евреев, как и в каждом народе, можно найти людей и порядочных и мерзких. Но о народах приходится судить по тем особенным национальным качествам, которые отличают их от других, которые диктуются их культурой, религией, правителями и влиятельными кругами. У евреев это, к сожалению, мораль Талмуда и кодекс "Шулхан аруха", которые предписывают считать людьми только евреев, а к прочим относиться как к скоту. Поэтому и к евреям во всех народах отношение сформировалось отрицательное, что признавали наиболее умные из них, но поощряли это как один из способов укрепления еврейской солидарности, в которую втягивали и своих порядочных соплеменников, не придерживающихся иудаизма, но ощущающих на себе это общееврейское бремя презираемого народа. В "русской" революции всё это очень ярко проявилось - см. книгу "Россия и евреи", изданную честными еврейскими публицистами в 1923 г.
    А более важная причина в том, что иудеи отвергли истинного Мессию-Христа и истинного Бога, и ждут иного мессию-антихриста. Связанные "кровной клятвой", они стали инструментом сатаны по завоеванию мiра: Антихрист установит еврейскую власть над человечеством, но будет побежден Христом в Его Втором пришествии. В этом смысл истории нашего грешного мiра.

    МВН глубокий мыслитель, за что его уважаю. Достойное завершение обсуждения статьи о Меньшикове. Русским не следует забывать сколько русских гениев убили жиды. Это и Есенин и Тальков и нет им числа.

    Этнос формируется этнической культурой. Русский этнос образовало восточное православие с практикой Византийского богослужения. В 17 в. культурная революция унификации обряда (замена на иерусалимское богослужение) подорвало этническое здоровье народа, особенно элиты. Так "рыба" и загнила с "головы". Тяжко быть без родной этнической культуры, оставшейся где то в лесах у староверов.

М.О. МЕНЬШИКОВ

ВЫШЕ СВОБОДЫ

Статьи о России

ОТ РЕДАКТОРА

НА КРУГИ СВОЯ

КОНЧИНА ВЕКА

КОНЧИНА ВЕКА

ЦЕНЗ ПОМАЗАНИЯ

ЗАВОЕВАНИЕ РОССИИ

О ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ И НАРОДНОЙ ГОРДОСТИ

ВТОРАЯ ДУША

ПЕРВАЯ ЗАБОТА

ЗАВЕТ ПЕТРА

ЛЕВ ТОЛСТОЙ, МЕНДЕЛЕЕВ, ВЕРЕЩАГИН

О НЕУТОЛЕННОЙ ПРАВДЕ

НУЖДА ВЕЛИКАЯ

В ДЕРЕВНЕ

АНАРХИЯ И ЦИНИЗМ

ВЫШЕ СВОБОДЫ

КРАСНЫЕ ИЕЗУИТЫ

ОСАДА ВЛАСТИ

ПОХОД НА БОГАТСТВО

НРАВСТВЕННЫЙ ЦЕНЗ

КОРАБЛЬ НА МЕЛИ

ДРУЖИНА ХРАБРЫХ

РАЗГОВОР О СВОБОДЕ

ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ

ЗА ПОЛСТОЛЕТИЯ

СИЛА ВЕРЫ

СИЛА ВЕРЫ

ЛЕВ И СЕРАФИМ

ПАМЯТНИК СВ. ОЛЬГЕ

ОЛЬГИН ДЕНЬ

ЗАВЕТ СВ. ОЛЬГИ

ПАМЯТИ СВЯТОГО ПАСТЫРЯ

ДВЕ РОССИИ

ТАЛАНТ И СТОЙКОСТЬ

DAS EWIGWEIBLICHE

О ГРОБЕ И КОЛЫБЕЛИ

СРЕДИ ДЕКАДЕНТОВ

БОРЬБА МИРОВ

ДРАМА ГОГОЛЯ

ТАЛАНТ И СТОЙКОСТЬ

ЖИВА РОССИЯ

ПАМЯТИ А.С. СУВОРИНА

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ГРАЖДАНИНА

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

К ЖИВЫМ АДРЕСАТАМ

СЛОВО М.О. МЕНЬШИКОВА В КОНЦЕ XX ВЕКА

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ

Светлой памяти

правнука М.О. Меньшикова,

моего сына

Никиты Михайловича Поспелова

посвящаю

Составитель

ОТ РЕДАКТОРА

Безвестность для большинства читателей наследия Михаила Осиповича Меньшикова (1859-1918) - это не только пробел в гуманитарном знании, но и тяжелый укор нашей национальной памяти...

С "кафедры" крупнейшей газеты начала века, знаменитого "Нового Времени", Меньшиков вещал на всю Россию, оставляя большой и глубокий след. Шестнадцать лет вел он рубрику "Письма к ближним"; около двух с половиной тысяч "посланий" отразили все главные грани российского бытия. Эта критическая летопись отходившей в вечность Империи - вершина деятельности писателя, одна из непреходящих ценностей отечественной культуры. Последнее до сих пор не осознано, как и то, что творчество мастера - фактическое завершение эпохи русской классической публицистики.

Меньшиков, при всей универсальности, прежде всего, мыслитель политический. Его живая философия направлена на возрождение "исторической силы нации", содержит своеобразное учение о государственности, поражает мужеством, ясностью и пророчеством. Потому пугающе узнаваем "русский мир" в статьях-поэмах Меньшикова - безусловно, и нашего современника. По-прежнему "его перо прожигает бумагу, а печатные строки прожигают сердца".

Пусть не все идеи публициста мы можем принять. Но в целом, звавший свой народ к деятельному благочестию и благородной свободе, Меньшиков нужен как раз сейчас, когда необузданная свобода поставлена выше жизни народной, когда колеблется наша вера в себя и русское самосознание вновь держит суровый экзамен.

__________________________

Лучшим памятником писателю Меньшиков считал книгу. Мы посильно возводим этот памятник в год 80-летия большевистской расправы над великим публицистом. Подборка работ сделана его внуком, Михаилом Борисовичем Поспеловым, при участии дочери писателя - Ольги Михайловны Меньшиковой. Введением в книгу служат размышления Валентина Григорьевича Распутина. Приложение составляют статьи о трагической судьбе, аспектах творчества и значении автора "Писем к ближним".

НА КРУГИ СВОЯ

Из тайников русской дореволюционной и пореволюционной мысли, общественной и духовной, достается сейчас последнее из самого значительного. Последнее из самого значительного приходит из Русского Зарубежья. И едва ли в "потемках" старой России, закрытой от XX века революцией 1917 года, можно еще сыскать столь же яркое имя, как Михаил Осипович Меньшиков, публицист суворинского "Нового Времени", расстрелянный в 1918 году. С его книгами по значимости будут спорить его же книги из оставленного им огромного творческого наследия, важное в них будет подтверждаться еще более важным и необходимым. Наше время несправедливо к М.О. Меньшикову уже тем, что открывает его последним, и буквально "протирает глаза", забитые архивной пылью третьесортных фигур перед явлением могучего ума и цельной (даже в противоречиях своих) личности, полностью отданной России. История почему-то любит "поблудившие" умы, поработавшие на чужие нивы, - так ярче биография. А преданных одному делу работников, без лукавства трудившихся от зари до зари, прихватывая ночи, над спасением жизни самой, познавших истину и не сворачивавших с нее, она, история, почитает, по-видимому, за пресные и неповоротливые создания. Да, ими мир стоит, никто с этим не спорит, но пока он стоит, увлечения свои отдает он нетвердым умам, которые сегодня здесь, завтра там, сегодня рьяно защищают то, что завтра с еще большей рьяностью станут опровергать.

В наши 90-е вышло несколько небольших книжек М.О. Меньшикова, а также (в серии "Российский Архив") его дневники и материалы к биографии. Они пришлись на пору, когда особенно громко и беззастенчиво бушевала ярмарка вкусов, вывалившая на одни прилавки срамное и святое, и по этой причине не были ни замечены как следует, ни оценены по достоинству. Возвращение великого патриота и глубокого ума оказалось затруднено, Меньшикова знают и не знают. В галдящей толпе деятелей прошлого и настоящего, собранных на совет по спасению России, его могучему голосу дано было до сих пор сказать очень немногое и только с этой книгой впервые серьезно дается слово.

И впервые же появляется возможность понять, насколько это мужественная и трагическая личность. Трагическая не только смертью, но и самой жизнью, удивительно энергичной, плодотворной (редкая неделя обходилась без трех-четырех больших статей), имевшей огромную популярность, чрезвычайно разносторонней и образованной, столь же политической, как и духовной, столь же громогласной, как и тихой, тонкой, нежной, умеющей прикоснуться к душе и извлечь из нее звуки редкой искренности. Кипучая деятельность Меньшикова пришлась на перевал веков, на последнее десятилетие прошлого и предреволюционную, но уже всю в революциях, как в дырах, эпоху нынешнего, и на перевал истории, когда готовилась и случилась катастрофа, которую изо всех сил он пытался предотвратить и, конечно, не мог. Крушение подготовлялось медленно и произошло, где бы ни искали мы виноватых, из недр России; посторонние влияния усугубили разрушительную силу, но не были ее главной причиной, опустевшая душа всегда найдет, за что уцепиться для болезненных наполнений, которые она принимает за спасительные. И сейчас, спустя почти сто лет, "возвращение" Меньшикова происходит в сходных же условиях: перевал веков, совпавший с перевалом тысячелетий, и перевал истории, делающей последнюю и как не победную ли попытку покончить с самостоятельностью России.

Было, все уже было!.. И даже жутко становится от этого сходства и от возвратных кругов, которыми ходит история, так ничему нас и не научившая. Никаких уроков из начала столетия мы не извлекли. России даровано было чудо спастись, пройти через разруху и нищету, выиграть войну, усилить государство, выйти вновь на отметку державной могущественности, но когда пришла пора испытать ту же болезнь разложения, мы оказались перед нею в той же беззащитности, что и Россия монархическая сто лет назад. Надо сказать решительней: мы сами же вызвали в себе это разложение, не приняв предохранительных мер.

Поэтому сегодня статьи Меньшикова читаются с еще большим драматизмом, получив вторую жизнь и вторую безысходность. Но читать их надо: возможно, не будь таких, как Меньшиков, снабдивших русского человека всем инструментарием спасения, история и не стала бы возвращаться к "исходной черте", чтобы предложить вторую попытку спасения. И, возможно, глядя на нас, кое-что, наконец, понявших в мировом политическом хозяйстве, даст она из сострадания и последнюю попытку... Где-то должны же делаться по каждому народу отметки о его готовности защищать себя.

Михаил Осипович Нахамкин , потом Зюк или Зюка Михаил Осипович (20 августа - 20 июня ) - советский военный деятель, революционер, один из организаторов формирований украинского интернационального червонного казачества , будущего Червонно-казачьего Корпуса Украинской Красной Армии, участник Гражданской войны , Советско-польской войны , кавалер ордена Красного знамени с 1920 года , комбриг (1935) .

Жизнеописание

В январе 1918 года В. М. Примаков сформировал из добровольцев 1-й полк Червонного казачества , участвовавший в боях против Центральной Рады. Зюк возглавил в этом полку батальон . После подписания в марте 1918 года Брестского мира батальон вынужденно отступил в нейтральную зону между Украиной и РСФСР . После этого Зюк был направлен в Москву, в артиллерийскую школу .

Учился на Московских командных артиллерийских курсах вместе с Лозовским и Медянским , которые впоследствии служили с ним в корпусе Червонного казачества. Во время учёбы принял участие в подавлении мятежа левых эсеров .

После окончания курсов во время Гражданской войны командовал артиллерией бригады, дивизии и корпуса Червонного казачества. В составе своей ударной части участвовал в разгроме войск ВСЮР в Орловско-Кромской операции . Червонные казаки в этой операции осуществили два глубоких рейда и вместе с Латышскими стрелками внесли решающий вклад в успех операции. Участвовал в разгроме Махно . Прикрывал отступление пехотных частей РККА после неудачной операции в Крыму . После взятия поляками Киева в 1920 году был переброшен на это направление и в составе ударного кавалерийского корпуса участвовал в разгроме польских и петлюровских войск на правобережной Украине . За эту операцию и бои под Перекопом в марте 1920 года, где его артиллеристы, в частности, батарея Лозовского, впервые подбили английские танки , получил орден Красного Знамени .

В 1926 году Зюк лично доставил в Москву выданного Фэном советским властям белого атамана Анненкова . Из Центрального Китая отряд Зюки на авто с пулемётом пересёк Внутреннюю Монголию, но на границе их не встретили, несмотря на все шифровки. Голодный и не спавший Зюка ехал с атаманом вдвоём в самовольно захваченном им купе, держа в руках револьвер, от границы до Читы, где к ним присоединилось двое чекистов. По дороге Анненков дважды пытался бежать, но был пойман и доставлен в столицу.

С 27 сентября 1926 года - командир 3 бригады 5 Ставропольской кавалерийской дивизии. С 14 мая 1927 года - командир 1 бригады 6 Чонгарской кавалерийской дивизии. С декабря 1927 года - в бессрочном отпуске (со слов родных, его выгоняли из партии и снимали с должности за троцкизм, однако восстановили после беседы с Марией Ульяновой , сестрой В. И. Ленина ). В 1927 году Зюк и Примаков поддержали левую оппозицию, но в 1928 году отказались от своих взглядов, о чём официально заявили по линии ТАСС . С мая 1928 года по 1930 год служил командиром и военкомом 31 стрелкового полка имени Урицкого. В 1930 году окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии имени М. В. Фрунзе. В этом же году внезапно умерла его жена Валентина. Личные дела он устроил следующим образом - уговорил незамужнюю сестру переехать в Ленинград и присматривать за маленьким Вилей. Он раздобыл для неё комнатку в доме Военведа, в котором жил сам. Спустя полтора года Вилю забрали к себе родственники его матери, жившие в Одессе- бабушка, сестра матери и её муж. Чуть позже стал жить с потомственной художницей Ниной Васильевной Верхоланцевой, однако брак с ней официально так зарегистрирован и не был. С января