Атлантический океан: течения в акватории и их влияние на климат. Движение воды в океане

Непрерывное движение - одна из наиболее ярких особенностей вод океана. Недаром девизом подводной лодки «Наутилус» в известном романе Жюля Верна была фраза: «Подвижный в подвижном». Вы уже познакомились в курсе 6-го класса с видами движений воды в океане - волнами, приливами и отливами.

В океанах и морях в определенных направлениях на расстояния в тысячи километров перемещаются огромные потоки воды шириной в десятки и сотни километров, глубиной в несколько сотен метров. Такие потоки - «реки в океанах» - называются океаническими (морскими) течениями. Движутся они со скоростью 1-3 км/ч, иногда до 9 км/ч.

Тема: Гидросфера

Урок: Поверхностные течения

Сегодня мы узнаем:

О причинах формирования океанических течений;

О роли океанических течений в перераспределении тепла и влаги на планете.

Причин, вызывающих течения, несколько: например, нагревание и охлаждение поверхности воды, осадки и испарение, различия в плотности вод, однако наиболее значимой в образовании течений является роль ветра (см. Рис. 1). Течения по преобладающему в них направлению делятся на зональные, идущие на запад и на восток, и меридиональные - несущие свои воды на север или юг. широтах +20, в умеренных широтах от 0 до -25 градусов, и в арктических широтах от -20 до -40. (Это предложение надо как-то начать, полагаю.)

Под воздействием постоянных ветров (пассатов и западных ветров умеренных широт) возникают поверхностные течения.

Течения переносят тепло из одних районов Мирового океана в другие и обеспечивают обмен кислородом между океанской водой и атмосферой.

Формирование круговоротов течений начинается с действия пассатов в приэкваториальных широтах.

Рис. 1. Течения в океанах

Течения отклоняются от прямолинейного движения действием силы Кориолиса (о ней мы поговорим в следующей теме): в Северном полушарии - по часовой стрелке, в Южном - в обратном направлении ().

Термохалинная циркуляция

В таких регионах Мирового океана, как море Лабрадор, Северное море и море Уэдделла, остывшая вода с высокой соленостью опускается с поверхности на глубину нескольких сотен метров и начинает движение в обратном направлении по отношению к водным массам на поверхности. Это напоминает ленту конвейера. Такая термохалинная (т.е. определяемая температурой и соленостью) циркуляция - типичное явление для всей акватории Мирового океана ().

Чем сильнее Солнце нагревает океан, тем больше испаряется воды с поверхности и тем выше концентрация солей. Ветры гонят отяжелевшие водные массы в сторону полюсов, при этом вода остывает и у полюса частично замерзает.

За счет вымораживания и испарения соленость еще возрастает, а вместе с ней повышается и плотность воды. Она опускается и порождает глубинное противотечение (см. Рис. 2). У экватора холодная вода, постепенно перемешиваясь с верхними слоями, вновь поднимается к поверхности.

Рис. 2. Экваториальное противотечение ()

Таким образом, в распределении течений в океане наблюдается закономерность. Общая схема течений совпадает со схемой постоянных ветров.

Существенное влияние на климат оказывают морские (океанические) течения. Морские (океанические) течения играют важную роль в процессе межширотного переноса тепла, а значит, влияют на климат отдельных районов Земли.

Например, знаменитый Гольфстрим, переходя в Северо-Атлантическое течение, несет тепло в Северную и Северо-Западную Европу (см. Рис. 3). Скорость Гольфстрима примерно 5,5 км/ч - сравните с глубинными течениями, которые перемещаются всего на несколько метров в день. Без этого теплого течения европейцы бы замерзли.

Рис. 3. Схема течения Гольфстрим

Это интересно

Замкнутые вихревые потоки в океане

Кроме рингов, возникновение которых связано с меандрами мощных струйных течений (типа Гольфстрима, Куросио и др.), в открытом океане образуются замкнутые вихревые потоки в результате различных волновых возмущений, взаимодействия потоков водных масс разных направлений, скоростей, плотностей и других свойств, атмосферных процессов над океаном и т. п. Существование вихрей в открытом океане впервые открыли и подробно исследовали в семидесятые годы советские океанологи. В вихрях обоих типов циклонического характера в центральных областях глубинные воды поднимаются к поверхности, а в вихрях антициклонического - поверхностные воды погружаются.

По современным представлениям, океанские вихри - это круговороты воды диаметром до 400 км, которые захватывают ее толщу от поверхности до глубины в полтора километра, вращающуюся со скоростью до 50 см/с. Они перемещаются со скоростью около 10 км/сутки, изменяя свою конфигурацию.

Домашнее задание

Прочитайте § 7. Выполните практическую работу. Используя физическую карту океанов в контурной карте, нанесите и подпишите Северо-Атлантический и Южно-Атлантический круговороты течений.

Список литературы

Основна я

1. География. Земля и люди. 7 класс: Учебник для общеобраз. уч. / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, серия «Сферы». - М.: Просвещение, 2011.

2. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас, серия «Сферы».

Дополнительная

1. Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2007. - 284 с.

2. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

3. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 160 с.

4. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. - М.: Баласс, изд. дом РАО, 2011. - 160 с.

1. Русское географическое общество ().

3. Учебное пособие по географии ().

4. Географический справочник ().

1. Составьте классификацию движений воды в океане, исходя из причины их возникновения. Заполните схему

2. Чем цунами отличается от штормовых ветровых волн?

Цунами - это волны, которые возникают в результате моретрясений, а ветровые волны - результат деятельности ветра. Цунами - это поступательное движение воды, а ветровые волны - колебательные.

3. Какое значение имеют океанические течения?

Океанические течения влияют на климат территории, Холодные течения приносят похолодание и сухость, а теплые - потепление и осадки. Также течения переносят органические вещества, способствуя их распределение их по океанах.

4. Используя карту океанов в атласе, нанесите на контурную карту:

а) места самых высоких приливов - зелёным цветом

б) тёплые течения Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Куросио, Южное Пассатное, Северное Пассатное, Бразильское и Гвианское - красным цветом

в) холодные течения Перуанское, Лабрадорское, Канарское, Западных Ветров, Бенгельское - синим цветом

Подпишите течения начальными буквами их названий

5. Представьте, что случилась авария на нефтеналивном танкере в районе экватора у восточных берегов Южной Америки. В результате аварии произошёл разлив нефти. В каких районах океана могут обнаружиться следы этой аварии? Для ответа используйте карту океанов в атласе.

Следы этой аварии могут обнаружиться в любой части океана, потому что течения разнесут нефть. Например, Северное пассатное течение перенесет нефть в течение Гольфстрим, то в свою очередь в Северо-Атлантическое, потом - в Канарское или в Норвежское. Южное пассатное течение перенесет нефть в Бразильское течение, потом в течение Западных Ветров и потом по южной части Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

1. Введение

Морская вода – очень подвижная среда, поэтому в природе она находится в непрерывном движении. Это движение вызывают различные причины и прежде всего ветер. Он возбуждает поверхность течения в океане, которые переносят огромные массы воды из одних районов в другие. Однако непосредственное влияние ветра распространяется на сравнительно небольшое (до 300 м) расстояние от поверхности. Подвижность вод океана проявляется и в вертикальных колебательных движениях – таких, например, как волны и приливы. С последними связаны и горизонтальные движения воды – приливные течения. Ниже в толще воды и в придонных горизонтах перемещение происходит медленно и имеет направления, связанные с рельефом дна.

2. Движение вод Мирового океана

Рис.1. Схема циркуляции вод Мирового океана.

Поверхностные течения образуют два больших круговорота, разделенных противотечением в районе экватора. Водоворот северного полушария вращается по часовой стрелке, а южного - против. При сопоставлении этой схемы с течениями реального океана можно увидеть значительное сходство между ними для Атлантического и Тихого океанов. В то же время нельзя не заметить, что реальный океан имеет более сложную систему противотечений у границ континентов, где, например, располагаются Лабрадорское течение (Северная Атлантика) и Аляскинское возвратное течение (Тихий океан). Кроме того, течения у западных окраин океанов отличаются большими скоростями перемещения воды, чем у восточных. Ветры прилагают к поверхности океана пару сил, вращающих воду в северном полушарии по часовой стрелке, а в южном - против нее. Большие водовороты океанических течений возникают в результате действия этой пары вращающих сил. Важно подчеркнуть, что ветры и течения не относятся «один к одному». Например, наличие быстрого течения Гольфстрим у западных берегов Северной Атлантики не означает, что в этом районе дуют особенно сильные ветры. Баланс между вращающей парой сил среднего поля ветра и результирующими течениями складывается на площади всего океана. Кроме того, течения аккумулируют огромное количество энергии. Поэтому сдвиг в поле среднего ветра не приводит автоматически к сдвигу больших океанических водоворотов.

На водовороты, приводимые в движение ветром, накладывается другая циркуляция, термохалинная («халина» - соленость). Вместе температура и соленость определяют плотность воды. Океан переносит тепло из тропических широт в полярные. Этот перенос осуществляется при участии таких крупных течений, как Гольфстрим, но существует также и возвратный сток холодной воды в направлении тропиков. Он происходит в основном на глубинах, расположенных ниже слоя возбуждаемых ветром водоворотов. Ветровая и термохалинная циркуляции представляют собой составные части общей циркуляции океана и взаимодействуют друг с другом. Так, если термохалинные условия объясняют в основном конвективные движения воды (опускание холодной тяжелой воды в полярных районах и ее последующий сток к тропикам), то именно ветры вызывают расхождение (дивергенцию) поверхностных вод и фактически «выкачивают» холодную воду обратно к поверхности, завершая цикл.

Представления о термохалинной циркуляции менее полны, чем о ветровой, но некоторые особенности этого процесса более или менее известны. Считается, что образование морских льдов в море Уэдделла и в Норвежском море имеет важное значение для формирования холодной плотной воды, распространяющейся у дна в Южной и Северной Атлантике. В оба района поступает вода повышенной солености, которая охлаждается зимой до температуры замерзания. При замерзании воды значительная часть содержащихся в ней солей не включается в новообразующийся лед. В результате соленость и плотность остающейся незамерзшей воды увеличиваются. Эта тяжелая вода опускается ко дну. Обычно ее соответственно называют антарктической донной и североатлантической глубинной водой.

Другая важная особенность термохалинной циркуляции связана с плотностной стратификацией океана и ее влиянием на перемешивание. Плотность воды в океане с глубиной возрастает и линии постоянной плотности идут почти горизонтально. Воду с разными характеристиками значительно легче перемешать в направлении линий постоянной плотности, чем поперек них.

Термохалинную циркуляцию трудно с определенностью охарактеризовать. По сути, и горизонтальная адвекция (перенос воды морскими течениями), и диффузия должны играть важную роль в термохалинной циркуляции. Определение относительного значения этих двух процессов в каком-либо районе или ситуации представляет важную задачу.

Главные черты поверхностной циркуляции вод мирового океана определяются ветровыми течениями. Важно отметить, что движение водных масс в Атлантическом и Тихом океанах очень сходно. И в том и в другом океане существуют два огромных антициклонических круговых течения, разделенных экваториальным противотечением. В обоих океанах есть, кроме того, мощные западные (в северном полушарии) пограничные течения (Гольфстрим в Атлантическом и Куросио в Тихом) и такие же по характеру, но более слабые восточные течения (в южном полушарии) - Бразильское и Восточно-Австралийское. Вдоль их западных побережий прослеживаются холодные течения - Ойясио в Тихом океане, Лабрадорское и Гренландское течения в Северной Атлантике. Кроме того, в восточной части каждого бассейна к северу от основного круговорота обнаружен циклонический круговорот меньшего масштаба.

Некоторые различия между океанами связаны с различиями в очертаниях их бассейнов. Атлантический, Индийский и Тихий океаны имеют разную форму. Но некоторые из различий определяются особенностями поля ветра, как, например, в Индийском океане. Циркуляция в южной части Индийского океана в основных чертах сходна с циркуляцией в южных бассейнах Атлантического и Тихого океанов. Но в северной части Индийского океана она явно подчиняется муссонным ветрам, где в период летнего и зимнего муссонов картина циркуляции полностью меняется.

По ряду причин по мере приближения к берегу отклонения от общей картины циркуляции становятся все более существенными. В результате взаимодействия основных климатических характеристик течений с такими же характеристиками побережий часто возникают устойчивые или квазиустойчивые вихри. Заметные отклонения от средней картины циркуляции могут вызывать у побережий и местные ветры. В отдельных районах возмущающими факторами режима циркуляции служат речной сток и приливы.

В центральных районах океанов средние характеристики течений вычисляются по малому количеству точных данных и потому особенно ненадежны.

Западные пограничные течения - Гольфстрим и Куросио

Известно, что западные пограничные течения в северном полушарии (Гольфстрим и Куросио) лучше развиты, чем их аналоги в южном полушарии.

Представляя себе в общем плане циркуляцию океанических вод в виде системы обширных антициклонических вихрей, необходимо отметить, что течения, в сумме образующие круговороты, весьма сильно отличаются в их разных участках. Западные пограничные течения, такие, как Гольфстрим и Куросио, - узкие, быстрые, глубокие потоки с довольно хорошо выраженными границами. Направленные к экватору течения на другой сторонне океанических бассейнов, такие, как Калифорнийское, Перуанское и Бенгальское, напротив, широкие, слабые и неглубокие потоки с расплывчатыми границами, некоторые исследователи даже считают, что эти границы есть смысл проводить на мористой стороне течений такого типа.

Калифорнийское течение считается наиболее изученным из них. Глубина этого потока ограничивается в основном верхним 500-метровым слое. Оно складывается из ряда крупных вихрей, наложенных на слабый, но широкий поток воды, направленный к экватору. Скорости и направления движения воды, измеренные в зоне Калифорнийского течения, в любой данный момент могут оказаться совершенно отличными от средних значений. Такая же картина, видимо, характерна и для других восточных пограничных течений.

Прибрежный поток воды обычно отличается особой сложностью, и при описании его часто выделяют из более широкой системы вдольбереговых течений, присваивая ему другое название.

В зоне многих восточных пограничных течений главным фактором, определяющим распределение температуры, солености и химических характеристик воды на поверхности, является апвеллинг. Апвеллинг имеет важное биологическое значение, так как благодаря ему глубинные воды выносят питательные вещества в верхние слои воды и тем способствуют увеличению продуктивности фитопланктона. Зоны апвеллинга - это биологически самые продуктивные районы мира.

3. Циркуляция глубинных вод

Основные факторы, определяющие циркуляцию глубинных вод, - температура и соленость.

В приполярных районах Мирового океана вода на поверхности охлаждается. При образовании льда из него выделяются соли, которые дополнительно осолоняют воду. В результате вода становится более плотной и опускается на глубину. Области интенсивного образования глубинных вод находятся на севере Атлантического океана у Гренландии и в морях Уэдделла и Росса у Антарктиды.

География 7 класс

Тема урока: Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений .

Дата проведения…………….

Цель: раскрывая причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.

Задачи:

· Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.

· Продолжить обучение работе с контурными картами, формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности, читать карты атласа.

· Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа).

Средства обучения: физическая карта полушарий, карта океанов, карты атласа, компьютер, презентация «Путешествие по Океану»

Тип урока: географический практикум

Ход урока

I. Организационный момент

1. Вступительное слово учителя

Мы много знаем об открытиях и исследованиях в нашем предмете география. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет. Девизом нашего урока пусть будут слова китайской мудрости: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

II. Новая тема. Слайд — тема урока

1. Разъяснение учителем цели урока, его задач

2. Знакомство с алгоритмической карточкой практической работы

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся Прием «Запев»:

· Кто из вас летом бывал на море?

· Кто хоть раз был на реке?

· Кто любит прогулки в дождь?

· Кто любит гулять во время снегопада?

· Кто пил когда-нибудь воду из источника?

· Кто любит минеральную воду?

· Кто любит лимонад?

· С каким веществом связаны все эти вопросы? (Вода)

Именно вода — вода океанов — героиня нашего сегодняшнего урока.

Составление комплексной сравнительной характеристики двух океанов

Цель: Используя полученные на предыдущих уроках умения и знания, дать комплексную сравнительную характеристику двух океанов.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, карта атласа, карта-алгоритм практической работы, источники информации.

Океан наибольший участок, часть Мирового океана, ограниченная материками.

Комплексная характеристика — выявление и оценка разных особенностей объекта с целью его полного описания.

Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу (у каждого ученика):

План характеристики

Название океанов

Индийский

1. Площадь, млн км2

2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана

3. В каких климатических поясах расположен

4. Наибольшие моря и заливы

5. Проливы, которые соединяют с другими океанами

6. Океанические течения и их особенности

7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан

8. Средняя глубина, м

9. Максимальная глубина, м, место

10. Температура воды в поверхностном слое, ° С

11. Солёность воды, ‰

12. Представители растительного и животного мира

Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните , чем они вызваны.

IV. Проверка знаний. Мозговой штурм

1. Откуда произошло слово «Океан»?

(Происходит от названия мифической реки Океан, которая, по сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши.В переводе с древнегреческого означает «большая река, которая омывает Землю».)Слайд

Океан — наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками.

2. Вспомним, какую площадь Земли занимают Мировой океан и суша.

После ответа учащихся — обращение к «шпаргалке»

3. Сколько океанов на Земле?

Показ на карте океанов и ответ учащихся.

На нашей Земле океанов — четыре:

Индийский — самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий -

А буйный, глубокий и самый великий!

3. Проблемный вопрос:

На картах Тихого и Индийского океанов встречается особое условное обозначение красного цвета. Что оно означает?

(Это коралловые рифы. В тропических и экваториальных широтах они отличаются богатством форм жизни. Эти рифы — отмель, образовавшаяся в результатежизнедеятельности коралловых полипов — морских организмов с твердым известковым скелетом. Лучше всего кораллы чувствуют себя на глубине до 50 м при температуре +23… 25 ° С и средней солёности 35 ‰.)

Учитель: О причудливых странных существах, живущих в коралловых рифах, вы должны не только узнать из загадочного письма, которое пришло к нам морской почтой, но и рассказать

4. Прием «Угадай-ка»

Слайд «Загадочное письмо» :

Ответы учащихся:

(учитель демонстрирует натуральные объекты из коллекции кабинета географии и слайды с иллюстрациями, ученик читает комментарии):

1. Рыба-зебра . Ее нельзя касаться — в ярком плавнике на спине скрыты острые колючки с ядом.

2. Морской петух и вправду похож на петуха: весь пестрый, а плавники, как петушиный хвост, топорщатся. «Язык» морского петуха похож на ворчание, хрюканье или храп.

3. Рыба-звездочёт . Рыба примечательна своим способом охоты. Зароется в песок, только глаза и флажок на языке торчат. Красный флажок, будто червячок, шевелится. Но кто этого «червячка» захочет проглотить, сам в зубах у звездочета окажется.

4. Над коралловыми зарослями живут рыба-шар и рыба-ёж . В спокойном состоянии — рыбы как рыбы. Но стоит появиться хищнику, они, заглатывая воду, раздуваются до огромных размеров, превращаясь в шары, ощетинившиеся иглами.

5. На коралловом рифе, в прозрачной воде, пронизанной солнечными лучами, живут странные рыбы, празднично яркие и многоцветные, как мотыльки. Их так и называют — рыбы-бабочки.

Они «разрисованы» такими яркими полосами и пятнами, что сам контур тела рыбки исчезает из виду. Рыбы-бабочки чрезвычайно юркие и подвижные существа.

6. Рыба-собачка . Ее можно узнать по рожкам на голове. Живет морская собачка у берегов среди скал и камней.

7. Рыба-попугай . Прозвали ее так за яркую окраску и «птичий» рот. Прочными, выросшими, как клюв, зубами рыба-попугай обкусывает коралловые веточки, питаясь растущими на них водорослями. Но самым удивительным является то, что ночью рыба-попугай опускается на дно и строит вокруг себя домик-кокон из слизи. Так она маскируется от хищников.

8. Рыба-бычок очень хорошо уживается в одной маленькой песчаной норке с креветкой. Живут, не ссорясь, и обязанности разделяют поровну. Креветка чистит норку, как маленький бульдозер, перемещая перед собой кучу песка, а бычок охраняет норку и добывает пищу на двоих.

9. Морские коньки меняют свой цвет, чтобы не отличаться от растений. Они, вроде кенгуру, своих мальков носят в сумке на животе. Когда все спокойно, мальки выплывают погулять.

10. Коралловые пещеры полны морских обитателей. Среди них встречаются красные, полосатые, с огромными глазами рыбы-белки . Некоторые из них плавают на боку, а другие — вообще «вверх ногами». Возможно, такие позы рыбки выбирают для того, чтобы их светлое брюшко не привлекало внимание хищников. Иногда они даже отдыхают в таком положении на потолке пещеры.

11. Хищная морская звезда акантастер . Вся колючками ощетинилась, за это ее прозвали терновым венцом. Питается акантастер коралловыми полипами. Где звезда проползет, кораллы превращаются в белые скелеты без признаков жизни. Жители рифа гибнут или идут в другие места.

5. Прием- « Фотозагадка»:

Узнать обитателей океана по фотографиям(экран)

Слайд — Выполнение задания № 2 практической работы:

Указать черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объяснить причины.

Схема поверхностных течений

2. Повторение изученного (слайд 1)

· Что называется водными массами?

· Какие типы водных масс вы знаете?

· Какими свойствами характеризуются водные массы?

· Каковы закономерности в распределении температуры, солености воды в океане?

3. Актуализация знаний

Прочитаю вам письмо, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора БанифатьевичаВрунгеля. Я думаю, что все вы с ним знакомы. Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.

Как-то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде». Вышли в море. И все-таки должен сказать: хорошо в море!Недаром, знаете, еще древние греки говаривали,что море все невзгоды смывает с души человека.
Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь —везде море.

Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому,лег на койку и заснул как убитый. А через два часа,бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело.

На первый взгляд — ничего, конечно, особенного:то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.

Капитан дальнего плавания
Врунгель Христофор Бонифатьевич.

Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.

· По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту? Учащиеся: предлагают различные варианты передвижения.

Тема нашего урока сегодня - это океанические течения. (слайд 2)
Хороший способ передвижения - это передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями. На ваш взгляд, какие вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Учащиеся предлагают вопросы).
Учитель (слайд 3): Я так сформулировала те вопросы,которые вы предложили. А теперь будем искать на них ответы, тем самым попробуем помочь капитану Врунгелю.

· Что называют океаническим течением?

· По какой причине возникают течения?

· Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?

· Какие бывают виды течений?

· Течения - это один из видов движения вод Океана.

· На ваш взгляд, что такое океаническое течение? Как вы понимаете это понятие? (Ответы учащихся).

Океанические течения - это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния (слайд 4)

Посмотрите на карту атласа (стр. 2-3) и скажите,как на карте обозначены течения? Что обозначает красный и синий цвет?

Какова причина приводит к образованию течений?(Постоянные ветры)

Какие главные причины образования ветров? (слайд 4)

· постоянные ветры

· рельеф дна

· очертания материков

· отклоняющаяся сила вращения Земли вокруг своей оси.

Течения, возникшие под влиянием ветров,называются ветровыми. (слайд 5) Теперь приступаем к работе на контурной карте (стр.1-2):

1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.

Все ли течения бывают ветровыми? (Нет)

Поток воды при встрече с каким-либо объектом делится, огибая пре-пятствие с разных сторон. Так и в океане: течение, встречая препят-ствие, чаще всего разделяется на два сточных течения. (слайд 5)

Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. Далее образование Ангольского течения показывает один из учеников.

При столкновении течения Западных ветров,которое является вет-ровым течением, образуется одно сточное течение, а течение Запад-ных ветров продолжает двигаться дальше. Но есть случаи,когда вет-ровое течение в результате столкновения с материком перестает су-ществовать, а вместо него образуются два сточных течения. Найдите примеры на карте. (Калифорнийское и Аляскинское, Восточно-Австралийское и Межпассатное, Куросио и Межпассатное.)

2. Нанесите на контурные карты два сточных течения более толстыми стрелками.

А теперь найдите закономерности циркуляции течений. Если ученики не видят таких закономерностей, учитель дает подсказку:

Посмотрите на Тихий океан. (рис.29, стр. 78)Сравните направления течений в север-ном и южном полушариях.

В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане. (слайд 6)

Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.

Найдите на карте самое крупное ветровое течение, в каком направлении несут свои воды? (Течение Западных ветров)

Рассказ ученика о течении Западных ветров. (слайд 7) (Приложение 3).Самое крупное течение - это течение Западных ветров. Оно образует кольцо вокруг Антарктиды.Длина этого течения 30 000 км, ширина - несколько тысяч километров, скорость - 3,5 км/ч.
- А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. (слайд 8)

Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.

Для этого вы должны будете заполнить следующую табличку. И будем надеяться, что эти записи попадут в руки капитана.

Выполнение работы.

5. Закрепление: Впиши недостающий текст. (слайд 9)

1. Течение - это……

2. Течение возникает под действием …

3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) … Теплое (нарисуй) …

4. Течения, возникшие под влиянием ветров, называются …

5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)

6. Домашнее задание (слайд 10)

Наибольшее географическое значение имеют поверхностные течения. Они оказывают существенное влияние на климат, с ними должны считаться мореплаватели.

Прежде считали, что направление поверхностных течений совпадает с направлением ветров. На небольших водных пространствах это до некоторой степени соответствует действительности. Но в открытом океане, где достаточно глубоко, сказывается уже вращение Земли, отклоняющее течение от направления ветров в Северном полушарии вправо, а в Южном влево.

Подходя к берегу или мелководью из открытого океана, течение разделяется и меняет направление. В тех случаях, когда берег прямолинеен, а течение направлено к нему перпендикулярно, наблюдается раздвоение течения на две одинаковые струи. Одна струя уходит направо вдоль берега, а другая - налево. Приближаясь к берегу под углом, течение раздваивается на две струи разной величины. Большая струя уходит вдоль берега в сторону тупого угла, а меньшая - в сторону острого. Если берег образует выступ, то приближающееся к нему течение разрезается им на две струи, проходящие справа и слева от выступа.

Основные поверхностные течения возникают под воздействием пассатов, дующих над океанами круглый год.

Рассмотрим течения Тихого океана. Течение, вызванное северо-восточным пассатом, образует с ним угол в 45°, отклоняясь вправо от господствующего направления ветра. Поэтому течение направлено с востока на запад вдоль экватора, несколько севернее его (стрелка 1). Это течение обязано своим существованием северовосточному пассату. Его называют Северным пассатным.

Юго-восточный пассат создает Южное пассатное течение (стрелка 2), отклоняющееся от направления пассата влево на 45°. Оно направлено так же, как и предыдущее, с востока на запад, но проходит южнее экватора.

Оба пассатные (экваториальные) течения, идя параллельно экватору, достигают восточного берега материков и раздваиваются, причем одна струя уходит вдоль берега к северу, а другая - к югу. На чертеже эти ветви обозначены стрелками 3,4,5 и 6. Южная ветвь Северного пассатного течения (стрелка 4) и северная ветвь Южного пассатного течения (стрелка 6) идут навстречу друг другу. Встретившись, они сливаются и по зоне экваториального затишья направляются с запада па восток (стрелка 7), образуя экваториальное противотечение. Оно очень хорошо выражено в Тихом океане.

Правая ветвь Северного пассатного течения (стрелка 3) идет к северу вдоль восточного берега материка. Под воздействием. вращения Земли оно постепенно отклоняется вправо, отжимается от берега и около 40-й параллели уходит на восток в открытый океан (стрелка 5). Здесь его подхватывают юго-западные ветры и заставляют дернуться направления с запада на восток. Достигнув западного берега материка, течение раздваивается, его правая ветвь (стрелка 9) идет к югу, отклоняясь вращением Земли вправо, и потому отжимается от берега. Дойдя до Северного пассатного (экваториального) течения, эта ветвь сливается с ним и образует замкнутое северное экваториальное кольцо течений (стрелки 1, 3, 8 и 9).

Левая ветвь течения (стрелка 10) идет к северу, отклоняется вращением Земли вправо, прижимается к западному берегу материка и поэтому следует за изгибами берега и особенностями рельефа дна. Это течение несет из субтропиков воду повышенной солености. Встретившись с более холодной, но менее соленой полярной водой, оно уходит в глубину.

Северо-восточные ветры, дующие из приполярного пространства, также создают течение (стрелка 11). Оно, неся очень холодную воду, идет к югу вдоль восточных берегов материка Евразии.

В Южном полушарии левая ветвь Южного пассатного течения (стрелка 5) направляется к югу вдоль восточного берега Австралии, вращением Земли отклоняется влево и отжимается от берега. Около 40-й параллели (так же как и в Северном полушарии) оно уходит в открытый океан, подхватывается северо-западными ветрами и направляется с запада на восток (стрелка 12). У западных берегов Америки течение раздваивается. Левая ветвь уходит вдоль берега материка к северу. Отклоняясь вращением Земли влево, это течение (стрелка 13) отжимается от берега и смыкается с Южным пассатным течением, образуя южное экваториальное кольцо течений, аналогичное северному (стрелки 2, 5, 12 и 13). Правая же ветвь (стрелка 14) мимо южной оконечности Америки уходит на восток в соседний океан. Очевидно, что с запада из соседнего океана через пролив также должно входить аналогичное течение (стрелка 15).

Рассмотрите физическую карту мира, где показаны течения. Вам не трудно будет понять, почему Тихий и Атлантический океаны имеют по два экваториальных кольца течений - к северу и к югу от экватора, а Индийский - только одно в Южном полушарии. К северу от экватора океаническое пространство недостаточно для образования кольца течений.

Карта показывает, что в Тихом и Атлантическом океанах очертания западных берегов и расположенные около них многочисленные острова создают более сложную картину течений, чем изображенная на схеме.

Перейдем к схеме течений в Атлантическом океане. Здесь Южное пассатное (экваториальное) течение (стрелка 2) направляется из Южной части Гвинейского залива к западу между экватором и 15-й параллелью. Подойдя к выступу южноамериканского материка, оно разрезается на две струи. Левая ветвь течения, показанная стрелкой 5 на схеме, уходит на юг вдоль берегов Бразилии. Это течение называется Бразильским. Правая струя (стрелка 6) продолжает двигаться на запад-северо-запад вдоль северного побережья Южной Америки, в частности около Гвианы. Это Гвианское течение. Через проливы между Малыми Антильскими о-вами оно входит в Карибское море.

Северное пассатное (экваториальное) течение (стрелка 1), начинаясь у о-вов Зеленого Мыса, идет на запад между 5-й северной параллелью и северным тропиком. Встретив Большие Антильские о-ва, оно разрезается ими. Южная ветвь (стрелка 4) входит в Карибское море, а затем вместе с Гвианским течением - в Мексиканский залив. Северная ветвь, называемая Антильским течением, следует к северу от Больших Антильских о-вов (стрелка 3).

В Мексиканском заливе создается излишек воды. Помимо вод Гвианского и южной ветви Северного пассатного течений, сюда ежегодно вливается 600 км3 воды, которую приносит впадающая в залив Миссисипи - одна из величайших рек мира. В результате уровень воды Мексиканского залива у Флоридского пролива оказывается выше, чем в Атлантическом океане. Поэтому через Флоридский пролив между Флоридой, Кубой и Багамскими о-вами устремляется в Атлантический океан сильное сточное «течение из залива» - Гольфстрим. К нему с востока присоединяются воды Антильского течения, делая его еще более мощным.

Гольфстрим, отклоняясь вправо, у мыса Гаттерас покидает берег Америки и уходит вдоль 40-й параллели на восток в открытый океан (стрелка 8). На пути до Азорских о-вов его воды вследствие сильного испарения делаются более солеными. Около Азорских о-вов Гольфстрим раздваивается. Меньшая струя уходит вправо, в сторону острого угла, и, проходя мимо Канарских о-вов, получает название Канарского течения. Оно замыкает северное экваториальное кольцо течений (стрелка 9).

Внутри этого кольца находится Саргассово море, единственное море, у которого нет берегов, так как оно ограничено только течениями. Левая, более мощная ветвь Гольфстрима, направленная в сторону тупого угла, уходит на север, к берегам Европы. Это - Северо-Атлантическое течение (стрелка 10).

К западу от Ирландии вдоль подводного порога, тянущегося от Исландии через Фарерские о-ва к Шотландии, от него отделяется струя, уходящая к Исландии. Она образует течение Ирмингера, приносящее теплую воду к южным и западным берегам Исландии. Именно поэтому у берегов Исландии море никогда не замерзает.

Большая часть вод Северо-Атлантического течения, пройдя подводный порог, прижимается вращением Земли к Скандинавии. Это теплое Норвежское течение, благодаря которому зима в Норвегии мягкая. Море и фиорды здесь всегда свободны от льда.

У мыса Нордкап Норвежское течение разделяется. Левая ветвь (Шпицбергенское течение) идет вдоль мелководья Баренцева моря к северу до Шпицбергена, препятствуя образованию льда у его западных берегов. Правая же ветвь (Нордкапское течение) входит в Баренцево море.

В Северном Ледовитом океане существуют течения, идущие от Новосибирских о-вов через Северный полюс в Атлантический океан. Они приносят стволы сибирских деревьев к берегам Гренландии. Благодаря этим же течениям в Гренландию попали предметы с раздавленного льдами судна «Жаннетта».

Основным течением является здесь Восточно-Гренландское, идущее вдоль восточных берегов Гренландии.

Оно-то и увлекало льдину с первой дрейфующей станцией «Северный полюс». К западу от Гренландии, в Баффиновом заливе, начинается очень холодное Лабрадорское течение, выносящее в Атлантический океан огромные ледяные горы - айсберги.

В Индийском океане к югу от экватора течения соответствуют рассмотренным нами схемам течений Тихого и Атлантического океанов. В этом можно убедиться, изучая карту течений Мирового океана.

ВЛИЯНИЕ МОРСКИХ ТЕЧЕНИЙ НА КЛИМАТ И СУДОХОДСТВО

Морские течения оказывают значительное влияние на климат прибрежных частей материков. В обоих полушариях между экватором и 40-й параллелью восточные берега материка теплее, чем западные. В умеренной зоне соотношение обратное: восточные берега материка холоднее западных. В странах Западной Европы зимы мягкие, а в районах Северной Америки, расположенных в тех же широтах,- суровые.

Особенно заметен контраст между сравнительно мягким климатом Скандинавии и климатом Гренландии, покрытой мощной толщей льда.

Изучение морских течений необходимо для судоходства. Даже при небольшой скорости экваториальных течений Атлантического океана - от 20 до 65 км в сутки - необходимо учитывать их. За сутки такое течение может сместить корабль с принятого курса на 40-50 км в сторону.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .