Влияние окружающей среды на поведение. Что вас поддержит

Развитие поведения

Типы поведения животных складываются в результате сложного взаимодействия внешних стимулов и состояния внутренней среды организма. Однако любой тип поведения определяется тем, каким образом животное обрабатывает поступающую к нему информацию. Внутренние системы обработки информации формируются в процессе развития от оплодотворенного яйца к зародышу и взрослому животному; этот процесс называется онтогенезом. Изучая онтогенез, мы можем выявить способы взаимодействия генетической информации и информации, полученной из окружающей среды (или путем научения), что в конечном счете формирует соответствующий тип поведения животных.

Онтогенез

Почти все живые организмы построены из одних и тех же веществ, причем различия между видами определяются различиями в способах объединения этих основных веществ. Механизмы, контролирующие такое объединение, изучены слабо, однако известно, что гены контролируют развитие, детерминируя синтез белков, которые регулируют сложную организацию процессов онтогенеза.

Однако эти регуляторные белки эффективны лишь настолько, насколько развивающийся организм чувствителен к информации, которую они несут. Действие регуляторной молекулы основано не на создании некой системы, соответствующей какому-то определенному плану, напротив, эта молекула вызывает специфическую реакцию в клетках, на поверхности которых находятся рецепторы для регуляторных молекул. Таким образом, ответ развивающегося зародыша на продукт регуляторного гена зависит от внутренней организации зародыша ко времени образования этого регулятора. Кроме того, этот регулятор функционирует только при определенных условиях внутренней среды организма. В качестве примера рассмотрим сначала некоторые аспекты эмбриогенеза у видов с относительно простым поведенческим репертуаром.

Aplysia - лишенная раковины морская улитка, масса которой может достигать 4,5 кг. Как типичная улитка, Aplysia - настоящийгермафродит. Оплодотворение у нее внутреннее, и обычно образуются цепи, включающие до 10 и более копулирующих животных, причем каждая улитка оплодотворяет соседнюю, в то время как сама оплодотворяется другой. После оплодотворения Aplysia откладывает более миллиона яиц, соединенных в длинный шнур. Сначала шнур выталкивается из репродуктивного мешка сокращением мышц последнего. Когда шнур достигает достаточной длины, улитка захватывает его конец в складку верхней губы и, двигая головой взад и вперед, помогает высвобождению яиц из репродуктивного мешка (рис. 3.1). Специальная железа секретирует клейкое вещество, с помощью которого шнур склеивается, образуя более компактную массу в виде беспорядочного мотка. Наконец, улитка крепко прижимает головой эту массу яиц к твердому субстрату (рис. 3.1), где они и остаются до вылупления. Вся эта серия последовательных действий при откладке яиц-жест-ко зафиксированный поведенческий стереотип. Во время этого процесса у животного увеличивается частота сокращений


сердца и частота дыхательных движений, оно полностью прекращает питаться и передвигаться.

Шеллер и Аксель (Scheller, Axel, 1981) обнаружили, что эта последовательность действий контролируется генами на разных уровнях, как во время эмбриогенеза, так и в процессе ее осуществления. Клетки, которые дают начало всей нервной системе аплизии, являются потомками нескольких клеток, располагающихся в стенке тела зародыша. На ранних стадиях развития эти преднервные клетки синтезируют специфический белок, названный гормоном откладывания яиц (ELH-egg-laying hormone). Полагают, что все эти преднервные клетки являются потомками единственной клетки зародыша, в которой реализуется способность соответствующего гена кодировать синтез ELH. Во всех других клетках зародыша также имеется этот ген, но в них он не функционирует. Клетки, синтезирующие ELH, продолжают делиться и перемещаются к своему окончательному местоположению в развивающемся организме, где дифференцируются в нервные клетки взрослой особи. Поэтому у взрослой улитки некоторые нервные клетки наследуют способность синтезировать ELH, а другие - нет.

Ко времени полового созревания все эти системы улитки занимают соответствующее им местоположение. В надлежащее время начинают вырабатываться другие гормоны, которые и приводят клетки, синтезирующие ELH, в состояние полной работоспособности. Выделяющийся ELH заставляет возбуждаться соседние нейроны (т. е. в данном случае гормон действует как нейромедиатор). Этот гормон циркулирует и в крови, заставляя сокращаться специфические мышечные волокна и действуя, таким образом, как гормон; в результате приводится в действие сложный комплекс координированного поведения откладки яиц. На примере таких фиксированных действий отчетливо видна вся важность координации процессов эмбриогенеза, активности генов, действия нейромедиаторов, нервов и мышц, приводящей к реализации поведения, столь существенного для размножения улитки.

У аплизии гены непосредственно контролируют развитие стереотипных форм поведения. И если гены на каком-то уровне (например, в эмбриогенезе, когда происходит закладка общего плана строения) контролируют становление поведения в целом, то различные средовые факторы могут в разной степени модифицировать те или иные формы поведения, появившиеся в эмбриогенезе. Фенотипический эффект одних и тех же генов может быть различен в зависимости от того, в каких условиях развивается животное. Например, у ракообразного Gammarus глаза обычно красного цвета. Форд и Хаксли (Ford, Huxley, 1927) обнаружили у Gammarus мутацию, которая влияет на скорость образования глазного пигмента во время определенной стадии онтогенеза. Если на этой стадии развития температуру


окружающей среды повысить до некоторого уровня, то глаза остаются красными, при более высоких температурах они становятся шоколадно-коричневыми, а при промежуточных температурах - промежуточного цвета. Учитывая огромную сложность биохимических процессов, принимающих участие в экспрессии генов, в процессах роста и дифференцировки клеток (Ham, Veomett, 1980), не приходится удивляться, что среда, в которой протекают данные процессы, влияет на развитие этих клеток. Присущие животным стабилизирующие, или регуляторные механизмы в какой-то степени исправляют отклонения и контролируют скорость и направление процессов развития. Иногда одна и та же структура или один и тот же тип поведения развиваются разными путями - явление, известное под названием эквифинальностъ. Тем не менее отклонения от обычного пути развития неизбежны. В некоторых случаях эти отклонения могут быть летальными, в других же они приводят к возникновению различий между особями, несущими один и тот же генотип.

Некоторые ранние этологи считали, что гены непосредственно детерминируют поведение. Так, Лоренц (Lorenz, 1965) полагал, что генетическое детерминирование аналогично архитектурному проекту здания. Генетический проект представляет собой некий план создания взрослого животного. Признавая, что для строительства здания нужны кирпичи, раствор и рабочая сила, Лоренц определил четкие различия между условиями, необходимыми для воплощения проекта в здание, и информацией, которая содержится в проекте и от которой зависят характеристики готового сооружения. Исследователи, критиковавшие эту точку зрения (например, Lehrman, 1970), считали, что если архитектурный проект изоморфен строению, которое он представляет, то этого нельзя сказать в случае генетического проекта. Ведь между измерениями, указанными на архитектурном проекте, и измерениями построенного здания существует однозначное соответствие, какого не может быть в онтогенезе. Даже если верно то, что в каждом гене закодирован определенный ключевой фермент, все же это сильно отличается от проекта. Представление о том, что информацию, получаемую в процессе развития от генов, можно отделить от информации, получаемой из окружающей среды, было критически воспринято Хеббом (Hebb, 1953), который считал, что спрашивать, насколько данный тип поведения зависит от генетических, а насколько от средовых факторов, - это все равно, что спрашивать, насколько площадь поля зависит от его длины, а насколько - от ширины.

Большой интерес исследователей к изучению онтогенеза поведения объяснялся их желанием продемонстрировать разнообразие путей, по которым развиваются различные типы поведения. Оказалось, что существует целый спектр процессов, различающихся по влиянию на них факторов окружающей среды, - от относительно независимых до полностью зависимых.

Генетический детерминизм ранних этологов привел к признанию того, что влияние генов и влияние окружающей среды сложным образом связано друг с другом, однако связь эта не такая, как полагал Лоренц (Lorenz, 1965), - связь проекта и построенного на его основе здания; скорее она носит эпигенетический характер, т.е. каждая стадия развития создает основу для следующей стадии, а не предопределяет ее. По мнению Брауна (Brown, 1975), процессы эпигенеза суммарно можно представить следующим образом. Начиная с оплодотворенного яйца, или зиготы (P 1), фенотип организма во время следующей стадии развития (Р 2) будет определяться генами, которые детерминируют его рост и дифференцировку в данный период (G 1), и условиями среды (E 1), в которой протекает развитие; т. е. зигота плюс гены плюс окружающая среда будут определять фенотип на следующей стадии:

Фенотип (Р 3) на следующей стадии развития будет определяться взаимодействием фенотипа Р 2 , генов G 2 и условий окружающей среды (Е 2); это приведет к развитию фенотипа Р 3:


Эта запись показывает, что все три элемента - ген, окружающая среда и исходный фенотип - играют определенную роль в нормальном развитии. Развитие может достичь следующей стадии только в том случае, если развивающееся животное обладает соответствующим фенотипом, если у него синтезируются правильные генные продукты и если условия среды не выходят за рамки определенных границ.

На ранних стадиях развития (P 1 + G 1 + Е 1 --> Р 2) средовой компонент E 1 представляет собой в основном биохимическое окружение, в котором находится ранний зародыш. На более поздней стадии развития (Р 2 + G 2 + Е 2 --> Р 3) средовой компонент Е 2 может быть представлен веществами яйца. После вылупления из яйца или рождения окружающая среда животного включает информацию, получаемую его органами чувств, а также биохимические вещества, получаемые в процессе питания и другими способами. В этой ситуации может иметь место научение, которое постоянно влияет на поведенческий фенотип (Р 3) животного.

Связь между врожденным и приобретенным поведением удобно изучать, сравнивая птенцов выводковых (у которых вылупление происходит на поздних стадиях развития) и птенцовых (у которых вылупление имеет место на ранних стадиях) видов птиц. Если сравнивать птенцов этих птиц на одной и той же стадии развития, например на стадии, когда появляются первые перья, то оказывается, что птенец выводковой птицы находится в это время еще в яйце, тогда как птенец птенцовой птицы уже вылупился. Ко времени вылупления выводковой птицы молодая птенцовая имела возможность уже многому научиться, тогда как выводковый птенец учиться еще и не начинал. И что особенно интересно - мы обнаружили, что выводковая птица может обладать такими врожденными навыками которые птенцовой птице приходится осваивать. Например, белоголовая воробьиная овсянка, относящаяся к птенцовым птицам, заучивает видоспецифическую песню с первых дней своей жизни в гнезде. Напротив, птицы, относящиеся к выводковым, проходят ранние стадии развития в яйце и при вылуплении уже обладают способностью к нормальной вокализации, хотя раньше никогда не слышали звуки, издаваемые родителями.

Мы склонны думать, что происходящие внутри яйца события представляют собой лишь физические процессы созревания; иными словами, мы считаем, что факторы, влияющие на этот процесс, предопределены. Однако мы не должны забывать, что нормальная среда белоголовой воробьиной овсянки также предопределена в том смысле, что в критический для научения песне период птенцы в гнезде обычно слышат песню своего вида.

На последующих стадиях развития Р 3 + G 3 + Е 3 --> Р 4 . К этой стадии влияние приобретенного опыта будет заметно как у птенцовых, так и у выводковых птиц. Поведение, которое несомненно складывается под влиянием опыта, нельзя назвать «врожденным». Однако здесь есть небольшое принципиальное отличие от ситуации, складывающейся на ранних стадиях развития. Степень предопределенности средовых факторов зависит в основном от изменчивости окружающей среды. Внутри яйца среда обычно изменяется незначительно, поэтому мы склонны считать поведение только что вылупившегося птенца врожденным. Однако вне яйца среда также может изменяться очень незначительно, и это зависит от экологических условий, типичных для вида. Таким образом, постнатальное поведение птенцовых птиц может быть точно так же предопределено, как и постнатальное поведение выводковых. Если с эволюционной точки зрения важно, чтобы развитие давало какой-то конкретный конечный результат, как это отчетливо видно в случае с песней у воробьиных птиц, то мы можем ожидать, что влияние окружающей среды будет таким, чтобы обеспечить этот результат.

Влияние окружающей среды на поведение

Некоторые формы поведения проявляются только на определенных стадиях развития. Иногда такое поведение развивается, по-видимому, без какой бы то ни


было заметной тренировки. Например, голуби в определенном возрасте начинают махать крыльями и неуверенно летать, но с практикой их летательные способности улучшаются. Однако Громан (Grohmann, 1939) в ставшем теперь классическим эксперименте выращивал группу голубей в трубах, в которых они не могли двигать крыльями. Другая группа такого же возраста развивалась без ограничений. Когда эти развивавшиеся на свободе голуби достигли стадии, на которой они могли удовлетворительно летать, были освобождены голуби из труб. Оказалось, что они также способны летать сразу же после освобождения. У мутантных цыплят, лишенных оперения, развиваются нормальные вестибулярные рефлексы, проявляющиеся в движениях крыльев, хотя эти рефлексы совершенно бесполезны (Provine, 1981). На первый взгляд кажется очевидным, что поведение не зависит от средовых факторов, но не следует считать, что способность к полету развивается независимо от онтогенетических возможностей. Вероятнее все же, способность к полету зависит от некоторых существенных условий, хотя наши знания о них фрагментарны (Ham, Veomett, 1980). Сходный пример - вокализация у голубей и домашних кур, которая весьма стереотипна и проявляется на определенных стадиях развития. Она зависит не от слухового опыта, а от определенного гормонального состояния, являющегося частью общего созревания.

Многие типы движений развиваются при очевидном отсутствии тренировок или примера (Hinde, 1970). Однако результаты изучения некоторых форм поведения в эмбриогенезе позволили предположить, что в них фрагментарно и неполно включены движения, которые, возможно, влияют на процесс развития (например, Кио, 1932, 1967; Kraijt, 1964; Anthoney, 1968). В качестве примера мы рассмотрим работу Куо (Кио, 1932) по развитию поведения у куриных зародышей. Куо делал окна в скорлупе яйца и непосредственно наблюдал за поведением зародыша (рис. 3.2). Он обнаружил, что зародыш постоянно подвергается воздействию различных сигналов, возникающих как внутри яйца в результате его собственной активности, так и поступающих снаружи. Можно было наблюдать различные движения, в том числе начальные пассивные движения головы, вызванные сокращениями сердца. Активные движения головы развиваются в течение нескольких дней и сопровождаются открыванием и закрыванием клюва. К семнадцатому дню наблюдаются движения, похожие на клевание. Некоторые исследователи полагают, что таким образом цыпленок учится клевать (например, Lehrman, 1953; Schneirla, 1965). Другие (например, Thorpe, 1963; Lorenz, 1965) поднимают эту идею на смех. Независимо от того, имеет место научение или нет, не приходится сомневаться в том, что развивающийся зародыш отвечает на различные сигналы, поступающие как изнутри яйца, так и из внешней среды, и что эти сигналы влияют на эмбриональное развитие. Так, Маргарет Винс (Margaret Vince, 1969) показала, что сигналы, исходящие от зародыша, могут влиять на развитие других яиц в гнезде, синхронизируя вылупление. Готтлиб (Gottlieb, 1971) обнаружил, что утиные зародыши начинают реагировать на сигналы матери за пять дней до вылупления и что такой опыт может влиять на последующее поведение утят. Однако другие исследователи (например, Hamburger, 1963) получили данные, свидетельствующие о том, что движения у куриных за-


родышей развиваются при отсутствии сенсорной стимуляции, и что на типы движений, которые проявляются позднее в онтогенезе, не обязательно оказывают влияние движения раннего зародыша (см. Gottlieb, 1970).

Читатели, должно быть, помнят, что потомство разных видов развивается разными путями. Если утята и козлята способны бегать сразу же после появления на свет, то птенцы черного дрозда и котята в этом возрасте беспомощны. Нас не удивляет утверждение о том, что на постна-тальное развитие последних влияет опыт. Так должны ли мы удивляться тому, что животное, находящееся в яйце или в утробе матери и проходящее такие же стадии общего развития, подвергается воздействию определенных сигналов. По-видимому, нет принципиальной разницы между защитными приспособлениями, окружающими утенка в яйце, и защитой молодых черных дроздов в гнезде. Точно так же, по-видимому, невелики принципиальные различия между влиянием среды в том и в другом случае. Для нормального развития потомства каждого вида важны определенные типы жизненного опыта. Например, взрослая кошка не будет обладать нормальным зрением, если в течение первых месяцев жизни у нее возникают какие-либо нарушения в координации зрения двумя глазами, например, при искусственном косоглазии или при выключении каждого глаза поочередно (через день), так чтобы оба глаза не функционировали вместе (Hubel, Wiesel, 1965). Опыт, который необходим для нормального развития животного, различен у разных видов.

РЕФЕРАТ
по дисциплине:
на тему: «Влияние окружающей среды на психическое здоровье человека»

1. Проблемы психического здоровья человека - связь с факторами окружающей среды 4

2. Природные ритмы и поведение человека 6

3. Влияние погодных условий и антропогенного на психику человека 10

3.1. Влияние погодных условий на поведение людей 10

3.2. Влияние антропогенных факторов на психику человека 11

4. Влияние ландшафта на психику человека 15

Введение
Проблема отношения человека и окружающей среды - это одна из наиболее сложных проблем общества: человек - биосоциальное существо. Человек в процессе жизнедеятельности непрерывно взаимодействует со средой обитания, со всем многообразием факторов, характеризующих среду. В процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы. Тот факт, что наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния.

Среди многочисленных видов и форм взаимодействия человека со средой обычно наиболее явно выявляются два аспекта. Один из них, наиболее изученный и постоянно дополняемый, – это влияние окружающей природы на человека, на его физические и психические функции, его здоровье и благополучие. Второй аспект – это влияние человека на среду и отражение этого влияния, преображающего, окультуривающего, но порой приводящего к деградации среды в сознании человека, т. е. осознание и осмысление антропогенного воздействия. Оба эти аспекта тесно связаны с поведением человека. Для нас представляет интерес такой вопрос, как зависимость поведения человека, его психического состояния от влияния окружающей среды. Многие авторы, обсуждая психологические аспекты поведения человека в различных условиях среды, используют термин «психологическая экология», включая в него, в основном, вопросы влияния на психику человека экстремальных факторов природной среды.

^ 1. Проблемы психического здоровья человека - связь с факторами окружающей среды
Проблема сохранения психического здоровья населения является одной из наиболее актуальных. Признается, что наряду с генетическими факторами, большое значение в развитии тех или иных психических расстройств как длительных, так и временных, преходящих, имеют внешние факторы – психосоциальный стресс, негативные события жизни и другие факторы среды, в том числе физические и химические. Здесь мы переходим к такой проблеме, как роль ухудшения качества среды в провоцировании психических расстройств, или к проблемам экологической психиатрии.

Представления об экологической обусловленности ряда нарушений психического здоровья, являющиеся предметом рассмотрения экологической психиатрии, развивались исходя из признания и все более глубокого изучения роли внешних факторов в патогенезе психических расстройств. На X Всемирном психиатрическом конгрессе в Мадриде в 1996 г. экологически обусловленные нарушения психического здоровья были отнесены к новым проблемам психиатрии, что свидетельствует о важности этой проблематики.

Патогенез экологически обусловленных психических расстройств обоснованно связывают с концепцией стресса Г. Селье, введенной в медицину и в физиологию в 30-х годах XX века, которая рассматривает стресс как неспецифическую реакцию человеческого организма, возникающую в ответ на повышенные требования среды, и дает ей определение «адаптационный синдром». Такое определение приемлемо для стрессов, вызванных самыми различными причинами, и характеризует механизмы адаптации разнообразных живых систем. Стресс как у животных, так и у человека является неспецифической нейрогуморальной реакцией организма, осуществляемой путем мобилизации нервной и гуморальной систем для адаптации к предъявленным требованиям среды.
В связи с представлениями о стрессе большое значение приобретает трактовка такого понятия, как «экстремальность среды обитания». Среда обитания человека является источником «стрессорных» воздействий. Это прежде всего факторы воздействия физического и химического стрессов.

Факторы физического стресса связаны с нарушениями светового, акустического или вибрационного режима, а также уровня . Как правило, отклонение от норм этих факторов характерно для городской или производственной среды, где чаще всего и в наибольшей степени нарушаются условия, к которым эволюционно адаптирован человеческий организм.

Факторы химического стресса чрезвычайно многообразны. В последние годы синтезировано более 7 тыс. различных веществ, ранее чуждых для биосферы, - ксенобиотиков (от греч. xenos - чужой и biote - жизнь). Редуценты в естественных экосистемах не справляются с таким количеством чуждых веществ, для разложения которых в природе не существует специализированных биохимических механизмов, поэтому ксенобиотики представляют собой опасный вид загрязнений. Организм человека также не справляется с этими чужеродными искусственными веществами, ибо не имеет средств их детоксикации.

Наряду с физическими и химическими факторами, определяющими степень экстремальности среды, большое значение имеют психологический и информационный факторы (осознание степени экологической опасности или безопасности). Экологическая психиатрия занимается изучением психологических и психиатрических последствий техногенных и природных катастроф, изучением природной цикличности состояния психического здоровья населения, в т.ч. распространенность аффективных расстройств, анализ влияния экологического загрязнения на психическое здоровье населения.

^ 2. Природные ритмы и поведение человека
Изучением поведения человека, его психического состояния от влияния окружающей среды занимаются такие дисциплины, как классическая экология, экология человека, экологическая психология и социальная экология, а также психологическая (поведенческая) география.

Наиболее общие позиции в этом плане занимает психологическая (поведенческая) география, рассматривающая социологические и психологические аспекты восприятия человеком окружающей природы, ландшафтов, природных явлений в том числе катастрофических (Дж. Голд, 1999).

Рассмотрим связь естественных циклических изменений в природе и поведения человека. Несмотря на то, что сущность человека и его поведение определяются его социальной составляющей, нельзя забывать о биологической (прежде всего, нейробиологической) основе поведения человека в условиях окружающей среды.

Известно, что базовые циклические поведенческие реакции человека, его настроение и субъективное самочувствие, многие проявления работоспособности, активности неразрывно связаны с суточным ритмом, прежде всего, ритмом сна и бодрствования. В свою очередь, этот ритм сформировался в результате многих миллионов лет адаптации к условиям внешней среды, в частности естественной смены светлого и темного времени суток. Помимо этого, существует ряд других ритмов, которые также влияют на состояние человека. Наличие циркадианного (околосуточного) ритма поведенческой активности человека является наиболее ярким и заметным проявлением связи поведения и природных циклических явлений.

С точки зрения экологии человека, имеет большое значение соблюдение физиологического режима сна, т. е. цикл сон-бодрствование. Нормальное протекание этого цикла является важным компонентом здорового образа жизни и эффективной адаптации к среде.

С развитием цивилизации жизнь и экология человека претерпели значительные изменения. Изменились режимы труда, теперь человек может трудиться по ночам. Вся дальнейшая жизнь человечества, со всеми атрибутами цивилизации – технологиями, круглосуточными потоками информации, конвейерными безостановочными производственными процессами, транспортными потоками, не зависящими от времени дня и ночи, предусматривает посменную работу персонала, в том числе в ночное время.

Одним из принципиальных положений современного подхода к построению организаций и развитию бизнеса является приоритетность производственных потребностей и вторичность потребностей персонала. Это касается в первую очередь сна. Т.е. в глобальном масштабе, особенно в развитых странах, потребность человека во сне удовлетворяется не полностью. В то же время потребность в сне индивидуальна, существует физиологически обоснованная норма сна (7 – 7,5 ч), однако как показывает статистика, она повсеместно не выполняется или нарушается. В самых разных странах, причем в большей степени в более развитых, огромное количество людей недосыпает. Последнее влечет за собой трудно поддающееся учету число производственных ошибок, аварийных ситуаций, возникающих у людей стрессов и прочих последствий, для здоровья и жизни людей.

Циклическая поведенческая зависимость человека от природы, от окружающей среды проявляется и во многом другом. Так, настроение человека, состояние его аффективной сферы во многом зависят от сезона года. Это ярко проявляется в виде так называемых сезонных депрессий (аффективных расстройств), характерных особенно для северных стран. Под этим понимают депрессивные состояния, с большим постоянством возникающие у определенной части населения с началом осени, достигающие максимума своих проявлений зимой и прекращающиеся с наступлением весны.

По современной классификации эти расстройства психического здоровья относятся к одному из подтипов больших депрессивных расстройств. По данным медицинской статистики, в США диагноз сезонного аффективного расстройства ставится ежегодно как минимум 6 % населения, в дополнение к этому еще от 10 до 20 % населения имеют так называемые субсиндромальные проявления этого расстройства (т. е. отдельные симптомы присутствуют, но диагноз не ставится ввиду недостаточности критериев).

Данное расстройство психического здоровья привлекает большое внимание медицинской науки, поскольку имеет неблагоприятные последствия в социальной и медицинской сфере (снижение работоспособности, повышение обращаемости к врачам, увеличение преждевременная смерть вследствие суицида).

На примере изучения причин этого состояния легко проследить современные представления о влиянии природных факторов на поведение человека. По современным представлениям, ключевым фактором возникновения сезонных депрессий является укорочение светового дня, свой вклад в развитие этих состояний вносят также генетическая предрасположенность, нарушения обмена некоторых нейромедиаторов мозга, разбалансировка циркадианных ритмов. Сезонные депрессии заметно более выражены по мере продвижения из тропических в средние широты и далее на север, наиболее подвержено им население нордических стран. Эти состояния особенно выражены среди пожилых людей и подростков, причем считают даже, что среди подростков в большей степени, поскольку в их поведении симптомы сезонной депрессии часто скрываются под маской симптомов отклоняющегося поведения, что затрудняет выявление этого расстройства.

Роль сезонности в поведении человека иллюстрируется не только ухудшением настроения с наступлением осени, но и весенним подъемом активности и сопутствующим обострением психических расстройств. В своей знаменитой и некогда очень популярной книге «Гениальность и помешательство» Чезаре Ломброзо приводит множество примеров повышения творческой активности выдающихся писателей, поэтов, композиторов и ученых в весенний период года. Этот факт хорошо известен из творчества многих авторов, неоднократно отмечавших благотворное влияние весны на поэтическое настроение, работоспособность, способность творить и генерировать новые идеи.

В то же время психиатрам также хорошо известно, что весна является периодом наиболее частого обострения психических расстройств. Биологическая причина данного явления усматривается в изменениях нейроэндокринной регуляции в организме, повышении напряжения стресс-реализующих систем.

Одной из проблем современности является проблема самоубийств, которая имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, и следовательно, является одной из проблем экологии человека.

Самоубийство является глобальной проблемой общественного здоровья (в мире совершается ежегодно до 1 млн. самоубийств) и актуальной медико-социальной проблемой в большинстве развитых стран. Например, в США уровень самоубийств составляет 15 на 100.000 населения, в Германии - 18 на 100.000 чел. Наиболее высокие уровни (порядка 40 на 100.000) наблюдаются в странах Балтии, в Российской Федерации и Беларуси.

Применительно к такому сложному и многогранному явлению, как самоубийство, исследователи отмечают, как одну из причин, естественную природную цикличность, в качестве провоцирующего сезонного фактора выступает весенний период. Уровень завершенных суицидов, по разным данным, в апреле примерно на 20-30 % выше, чем в среднем в году. Несмотря на различия, наблюдаемые в разных странах, многие авторы считают, что для всего западного мира высокий уровень завершенного суицида в апреле-мае является характерной чертой суицидального поведения.
^ 3. Влияние погодных условий и антропогенного загрязнения окружающей среды на психику человека
3.1. Влияние погодных условий на поведение людей

Ряд авторов обращает внимание на роль погодных условий в провоцировании депрессии, агрессии и соответственно аутоагрессии. Вообще существует отдельная большая проблема – влияние погоды на физическое состояние, вегетативные функции и настроение людей. Данная проблема рассматривается отдельной наукой - медицинской климатологией. Имеются обширный экспериментальный материал и многочисленные медико-биологические наблюдения, позволяющие выделить так называемые метеотропные реакции человеческого организма, т.е. комплекс вегетативных, эмоциональных и поведенческих изменений, связанных с погодными условиями.

Метеотропные реакции человеческого организма могут быть нормальными и патологическими, отражающими повышенную чувствительность некоторых людей на изменения погодных условий. Эти реакции являются апериодическими. Они, как давно замечено, связаны в основном с переменами погодных условий, т. е. с моментами контрастности таких показателей, как барометрическое давление, температура, влажность, электромагнитные возмущения.

Основные проявления метеореакций у человека связаны с вегетативной нервной системой организма и затрагивают колебания артериального и венозного давления, изменения влажности и температуры кожных покровов, изменения нейроэндокринной регуляции и различных видов обмена веществ. К факторам, которые непосредственно оказывают влияние на организм, относятся магнитные поля, атмосферное давление, температура, скорость движения и относительная влажность воздуха, плотность кислорода (его весовое содержание в воздухе).

Особенно хорошо исследован такой аспект этой проблемы, как изменения температуры внешней среды и связь жаркой погоды, особенно в городах, с агрессивностью. Ведущий автор по данной проблеме Леонард Берковиц (2002) указывает на исследования, в которых было выявлено, что массовые беспорядки в США в период борьбы чернокожего населения за свои права (конец 60-х, начало 70-х годов) всегда имели связь с высокой температурой внешней среды.

Однако нас с позиций экологии человека особенно интересует возможная роль антропогенного загрязнения как фактора, влияющего на поведение человека.
^ 3.2. Влияние антропогенных факторов на психику человека
Бурное развитие производственных сил, вызванное НТР, сопровождается стремительным ростом отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, «биосферу», что приводит к деградации биосферы и, соответственно, на человека.

Основными антропогенными источниками опасных и вредных факторов окружающей среды являются технологическое оборудование и технологические процессы промышленных предприятий. Промышленные загрязнения составляют группу биотических факторов, которая включает физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Эти факторы влияют на все элементы биосферы.

Рост промышленного производства сопровождается непрерывным ростом воздействия производственной среды на биосферу. Считается, что каждые 10-12 лет объем производства удваивается, соответственно также возрастает объем выбросов в окружающую среду: газообразных, твердых и жидких, а также энергетически. При этом имеет место загрязнение атмосферы, водного бассейна и почвы.

О катастрофическом масштабе промышленных загрязнений свидетельствует практика. Так, от сжигания различных видов топлива в атмосферу ежегодно поступает до 150 млн.т. углекислого газа. Растущее содержание в атмосфере углекислого газа создает «парниковый эффект» и нежелательные климатические изменения, т.е. происходит потепление климата. А это, как было ранее отмечено, может привести к увеличению агрессивности в поведении людей.

На поведение человека, вызывающее стрессовое состояние, большое влияние оказывает шум, возникающий в окружающей среде, в результате работы производственных объектов. Громкий постоянный шум неминуемо вызывает нежелательные физиологические и психологические реакции. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку, приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. У людей довольно скоро возникают в шумной обстановке чувство утомления, душевного опустошения, разбитости. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

Наиболее важным примером неблагоприятного влияния служит радиоактивное загрязнение. Иллюстрацией этого положения является тот факт, что аварии на атомных электростанциях и другие техногенные аварийные события, сопровождающиеся радиоактивным загрязнением, произошедшие в ХХ в., имели значительные психологические и медицинские последствия. Причем порой именно психологический компонент оказывался тем фактором, который определял вовлечение в стрессовую ситуацию больших контингентов населения.

Из всех перечисленных техногенных катастроф чернобыльская авария 1986г, безусловно, выделятся по масштабности событий и степени социально-психологических последствий для населения. Во многих сообщениях делается вывод, что чернобыльская авария привела у пострадавших к росту уверенности в наличии заболеваний и психологическому стрессу. Квазиэпидемиологические исследования общей популяции находят повышенный уровень дисстресса у пострадавших от аварии на ЧАЭС по сравнению с контрольной группой. Исследования выявили высокий уровень соматических жалоб, тревоги, депрессии, симптомов посттравматического стрессового расстройства у ликвидаторов аварии.

Интересны результаты изучения психического здоровья населения, проживающего на территории, прилегающей к Семипалатинскому атомному полигону, в котором было выявлено, что наряду с ростом различных психических расстройств наблюдается резкий рост суицидального поведения. Авторы сопоставили среднегодовой индекс завершенных суицидов в целом по России за последние 20 лет (20,5 на 100.000 населения) с показателями Семипалатинского региона. Индекс самоубийств у населения, проживающего в пределах 60-километровой зоны от атомного полигона, достигал 87,7, в зоне дальности от 60 до 120 км он составил 29,1; более 120 к м - 17,3 на 100.000 населения. Таким образом, данные свидетельствуют о прямой зависимости коэффициента суицидальности населения от близости к атомному полигону.

Многие специалисты отмечают, что в понятие «радиационный стресс» в качестве важнейшего компонента входит психоэмоциональный стресс, когда осознание опасности, таящейся в невоспринимаемом органами чувств воздействии радиации, становится основным повреждающим фактором у лиц, отличающихся слабой стрессоустойчивостью.

Еще одним из экологических загрязнителей, являются электромагнитные неионизирующие излучения. Эти воздействия не являются последствиями аварийных или катастрофических явлений, не вызывают (или значительно реже вызывают) в общественном сознании чувства страха и опасений за свое здоровье. Исходя из этого, наблюдаемые эффекты в большей степени можно рассматривать как результат биологического действия на поведение человека.

Например, у людей, проживающих в непосредственной близости от линий высоковольтных электропередач и испытывающих воздействие повышенных уровней электромагнитных полей с частотой 50-60 Hz, выявляется связь между экспозицией и степенью выраженности психической нестабильности и затруднений в решении стандартных тестов, что свидетельствует об определенном биологическом действии этих неионизирующих излучений

Каковы возможные механизмы влияния электромагнитных полей и излучений различной частоты и энергии на психологическое здоровье человека? Наиболее четкие представления о таких механизмах возможны на основе концепции о стрессовом характере воздействия электромагнитных ионизирующих и неионизирующих излучений на живые организмы (Барабой В.А., Сутковой Д.А., 1997). Согласно этой концепции, любое электромагнитное излучение, среди прочих биологических эффектов, в том числе влечет за собой активизацию свободнорадикальных окислительных процессов в липидных мембранах клеток живого организма, т.е. активизацию важнейшего внутреннего атрибута стрессового состояния, каким является перекисное окисление липидов биомембран. Сопутствующие этому явлению сдвиги в гормональном гомеостазе, возникающие после облучения, воздействуя на самые разнообразные рецепторные структуры организма, могут способствовать формированию различных предпатологических и патологических состояний.

Эти данные свидетельствуют о том, что поведение и эмоциональная сфера человека зависят от природных и техногенных факторов внешней среды. Нарушения психического здоровья имеют множество причин, начиная от генетических и кончая социально-психологическими, но в их возникновение могут вносить свой вклад окружающая обстановка, степень выраженности экологического стресса.

^ 4. Влияние ландшафта на психику человека
Зависимость настроения и поведения от природных явлений проявляется не только в корреляциях с такими глобальными циклическими явлениями, как сезонность или смена дня и ночи.

Поведение и эмоции человека существенно зависят от погоды и ландшафта. Ландшафт является одним из основных факторов окружающей среды, оказывающих влияние на эмоциональное состояние человека. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние.

Обогащенный ландшафт, например, сочетающий горы, долины, реки или берег моря, безусловно, благотворно влияет на настроение человека. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему, положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние человека. После пребывания в городе, человек, оказавшись на лугу, в лесу, в парке, всегда чувствует облегчение. Тот, кто был взволнован, успокаивается, кто чувствовал упадок сил, ощущает бодрость и свежесть. Оказалось, что такое влияние на человека оказывает не только голубое небо, свежий воздух, но и рельеф местности, разнообразие растительности, то есть ландшафт в целом.

Напротив, однообразный и суровый ландшафт Крайнего Севера или экваториальных пустынь оказывает угнетающее влияние на психику. Такие условия существования рассматриваются как экстремальные. Исследования показали, что необходимы меры психологической разгрузки и специальные тренировки для нормального функционирования в условиях подобных ландшафтов. Разумеется, при этом действует комплекс факторов (ландшафт, температура, скорость движения воздуха и т. д.), так что влияние одного лишь ландшафта выделить трудно.

В медицине хорошо известно благотворное воздействие на организм обогащенных ландшафтов. В «Салернском кодексе здоровья», своеобразной краткой энциклопедии здорового образа жизни, написанной в эпоху Возрождения, есть такая рекомендация: «Утром на горы свой взор обрати, а под вечер на воды». Современное учение о лечении природными факторами (натуропатия) и курортная практика широко использует влияние ландшафта и природных красот на человеческий организм и психику.

Городской ландшафт также оказывает влияние на психику человека. И поэтому он не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы).

Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт.

В размещении зеленых насаждений необходимо соблюдать принцип равномерности и непрерывности для обеспечения поступления свежего загородного воздуха во все жилые зоны города. Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр.

Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.

Заключение
Проблема экологии человека является актуальной проблемой, т.к. загрязнение окружающей среды - атмосферного воз-духа, рек, озер, морей, почвы и другие воздействия окружающей среды оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье и психику человека.

Значительное влияние на здоровье и психику человека оказывают техногенные загрязнения окружающей среды. Они приводят к увеличению стрессовых состояний у людей. Наиболее важным из них является радиационное загрязнение среды, вызывающие серьезные нарушения в психике человека, вплоть до случаев самоубийства.

Также одним из воздействий, оказывающих неблагоприятное воздействие на психику человека, являются звуки и шумы большой мощности, которые поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок, стрессовые состояния.

Серьезное воздействие на самочувствие человека также оказывает климат, воздействуя на него через погодные факторы, биоритмы природы. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев, учащаются случаи депрессии, агрессии и соответственно аутоагрессии людей.

Окружающий человека ландшафт также может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние.

Все это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на людей. Однако мы до сих пор не осознаем всей важности и глобальности той проблемы, которая стоит перед человечеством относительно защиты экологии и, следовательно, человека. Не все пути к преодолению данной проблемы решены, и нам предстоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать и быть здоровым.

Список литературы
1. Акимова Т.А., Кузьмин A.П., Хаскин В.В.Экология. Природа - Человек - Техника: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 343 с.

2. Беттен Л. Г. «Погода в нашей жизни», Издательство «Мир», Москва, 1985г.

3. Китаев-Смык Л.А. Стресс и психологическая экология //Природа, 1989, №7,С.- 98-105.

4. Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 624 с: ил.

5. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология.- М.: Издательство: Дрофа, 2004.- 416с.

Учеными был проведен эксперимент, который показал, что получение стресса сразу после рождения может спровоцировать развитие шизофрении. Человек мог никогда не стать шизофреником. Но именно внешний фактор, который вызвал в нем , спровоцировал развитие шизофренических патологий в мозгу.

Выбирайте тех, с кем общаетесь

Выбирайте тех, с кем общаетесь. Пообщавшись некоторое время с человеком, вы со временем начинаете думать и говорить точно так же, как и он. Но можно этого избежать лишь в том случае, когда вы замечаете что-то в другом человеке и следите за тем, чтобы в вас это качество не проявилось. Вы наблюдаете, что нового в вас появляется. В вас могут проявляться как хорошие черты, так и плохие. Но не делать ничего плохого из того, что постоянно делает ваш знакомый.

Вы перенимаете на себя все, что есть в другом человеке, но вместе с тем выбираете, что оставить, а что отвергнуть. Вы это делаете так: прослеживаете, что нового в вас появилось, и решаете, оставить это в себе или прекратить развивать, поступая иным образом.

Зачастую человек живет неосознанно и все-таки набирается некоторых привычек от других, потому что не контролирует процесс их развития в себе в течение всего общения с новыми знакомыми. Вы повторяете, делаете то же, что и другие люди, не останавливаете себя в проявлениях, выражениях, отчего со временем это становится вашей привычкой. Если не хотите набраться плохих привычек от новых знакомых, просто не делайте того, что и они. Контролируйте себя, наблюдайте, какие новые поступки и черты у вас появляются, продолжайте делать так, как делали раньше, до общения с этими людьми, если вам не хочется менять себя. Другими словами, «гните свою линию», что бы другой человек ни делал и ни прививал со своей стороны.

Обратите внимание, как становятся похожими люди друг на друга после долгого общения. Они ведут себя так, словно их воспитывали одни и те же родители. Это естественный процесс, когда человек перенимает качества и привычки, которые присущи его окружению и ярко выражены в нем.

Если вам нравятся качества, которые проявляет другой человек в вашем присутствии, тогда не сопротивляйтесь процессу «передачи»: вы вскоре сами начнете вести себя точно так же. Но если вам не нравятся те суждения и поступки, которые делает другой человек, лучше прекратите с ним общение либо будьте внимательны к себе: каждый раз пресекайте в себе совершение поступков и развитие качеств, которыми не хотите обладать. Сразу же поступайте так, как бы вам хотелось и как считаете нужным. Будьте осознаны и внимательны. Только от вас зависит, проявятся у вас качества другого человека или нет.

Плохая окружающая среда

Следует понимать, что окружение может быть не только хорошим, но и плохим. Пока вы являлись маленьким ребенком, не было выбора, в какой окружающей среде расти. Ваши родители – это первая среда, в которую вы попадаете. Как отмечает , именно родители становятся первыми факторами, которые развивают нездоровую психику человека.

Далее к этому процессу подключаются соседи, воспитатели, учителя, друзья, СМИ и общество в целом. Ежедневно на вас воздействуют различными факторами, некоторые из которых вызывают стресс. Все, что вызывает у вас негативные эмоции, заставляет развивать в себе психические и эмоциональные отклонения. Это происходит неосознанно и незаметно. Вам остается только наблюдать результаты воздействия той среды, в которой вы пребываете постоянно.

Мы привыкли винить в провалах недостаток силы воли или нехватку таланта, а причинами успеха считать упорный труд, старательность и твёрдость характера. Конечно, все это важно. Но если вы проанализируете факторы, влияющие на поведение людей, то поймете, что мотивацию и талант часто переоценивают .

В большинстве случаев, гораздо важнее среда, в которой находится человек. В своей статье Джеймс Клир рассказывает, почему все происходит именно так и как создать подходящую среду для успешного достижения целей.

Роль формы континентов в истории человечества

В знаменитой книге «Ружья, микробы и сталь» (Guns, Germs, and Steel) исследователь Джаред Даймонд акцентирует внимание на том, что материки имеют разную форму. Этот (на первый взгляд не особо важный) факт существенно повлиял на историю человечества.

Например, протяженность Америки и Африки с севера на юг больше, чем с запада на восток. А Евразия наоборот, вытянута с востока на запад. Когда начало распространяться сельское хозяйство, фермеры Евразии получили в свое распоряжение более выгодные земли, вытянутые вдоль одной широты. Условия схожи (количество солнечных дней в году, осадки, сезонные изменения погоды), поэтому успешно вырастив то или иное растение в одном регионе, его можно было успешно культивировать и в других частях континента.

А вот жителям Америки и Африки пришлось столкнуться с менее благоприятными условиями. Климат совершенно разный (сравните, например, погоду в Канаде и Флориде). В каждом климатическом поясе приходилось выращивать свои растения. Из-за этого сельское хозяйство на материках развивалось в несколько раз медленнее, чем на территории Евразии.

Поскольку продуктов питания в Европе и Азии было в избытке, их население увеличивалось быстрыми темпами. Огромное количество людей позволяло создавать более сильные армии и разрабатывать новые технологии.

Конечно, на ход истории влияли и другие факторы. Но можно с уверенностью сказать, что форма континентов - важная причина того, что именно европейцы пришли к власти и смогли подчинить себе племена Северной и Южной Америки, а не наоборот.

Окружающая среда и ее влияние на поведение людей

Представьте себе фермера, который пытается вырастить помидоры в условиях канадской зимы. Он может быть самым талантливым в мире, но это не улучшит конечный результат. Снег не заменит растению почву.

Нет никаких свидетельств того, что европейские или азиатские крестьяне были более знающими, умелыми или мотивированными, чем их собратья в других уголках мира. Тем не менее, они смогли поднять сельское хозяйство в 2-3 раза быстрее.

Чтобы добиться успеха в сжатые сроки, вы должны находиться в среде, которая этому способствует, а не мешает.

Как создать благоприятную среду для изменений

Есть три стратегии, которые действительно работают.

  • Автоматизируйте правильные решения

Создайте среду, которая будет принимать решения за вас.

Например, купите тарелки меньшего размера, если хотите похудеть. Ученый Брайан Вансинк из Корнельского университета доказал, что люди съедают на 22% меньше, просто заменив тарелку диаметром 30 сантиметров на тарелку диаметром 25 сантиметров. А приложения, автоматически блокирующие доступ к социальным сетям, помогут вам в борьбе с прокрастинацией, успешно заменив подкачавшую силу воли.

  • Встраивайте полезные привычки в поток ежедневных дел

Несколько лет назад сеть магазинов «PetSmart» изменила процесс оплаты. Когда покупатель проводил картой по считывающему устройству, на экране появлялось предложение пожертвовать деньги фонду, спасающему бездомных животных. Это позволило собрать около 40 миллионов долларов за год!

Вы можете применить аналогичную стратегию, вплетая полезные привычки в поток своих ежедневных дел.

Хотите играть на музыкальном инструменте? Поставьте его в центре своей гостиной. Планируете начать ходить в спортзал? Шансы на регулярные занятия возрастут, если клуб расположен по пути с работы домой.

Применяйте эту хитрость как можно чаще.

  • Исключите любое негативное влияние

Крестьяне не могли убрать барьеры, сдерживающие развитие сельского хозяйства в их регионе, но вы-то можете! Например, одна из японских компаний, производящих телевизоры, усовершенствовала пространство на заводах таким образом, чтобы избежать лишних поворотов и наклонов рабочих.

Вам под силу, скажем, сделать процесс перехода к здоровому питанию проще, не покупая вредную еду или убрав ее в самый дальний угол своего холодильника.

Всегда помните о влиянии окружающей среды

Мы склонны обвинять окружение, когда дела идут плохо . Потеряв работу, человек сетует на состояние экономики. Проиграв на соревнованиях, утверждает, что виновато нечестное судейство. Опоздав на работу, ссылается на пробки.

Но, добиваясь успеха, мы забываем о влиянии среды. Занял высокую позицию в компании? Исключительно из-за таланта и привлекательности. Победил в турнире? Только благодаря блестящей технике. Прибыл на встречу заблаговременно? Лишь потому, что организован.

Важно помнить, что среда оказывает на нас как негативное, так и позитивное влияние. Люди, которые с легкостью придерживаются полезных привычек, извлекают преимущества из окружающей среды, что очень им помогает. А то, что мы называем отсутствием силы воли, чаще всего является индикатором неудачной среды.

Чтобы добиться успеха с легкостью, сначала обеспечьте себе благоприятное окружение.

Курсовая работа

по биологии

Экология человека. Человек в экстремальных условиях.

10 э/ю класс

Ученик: Жариков Юрий

Учитель: Борис Светлана Ивановна

Черноголовка, 2000.

Введение

Экология Человека

Природный ландшавт

Звук и шум

Загрязнение окружающей среды

Ионизирующее излучение

Человек в экстремальных условиях

Заключение

Список литературы

1.Введение.

Понятие “Экология” было предложено Эрнстом Геккелем в 1866 году как
название раздела биологии, изучающего вопросы взаимодействия организмов
и окружающей среды. Возникновение науки “Экология” стало возможным
благодаря накоплению достаточного количества сведений о многообразных
живых организмах и особенностях их образа жизни. Ученые стали понимать,
что взаимоотношения живых организмов с окружающей средой подчиняются
определенным закономерностям. Сейчас понятие “Экология” приобрело
широкое значение. Возникли новые направления, отражающие условия
существования и развития различных объектов, явлений, процессов.
Предметом исследования экологии человека являются все стороны
жизнедеятельности человека, вопросы сохранения и развития здоровья людей
с учетом взаимосвязи его с окружающей природной и социальной средой.
Среди естественных наук экология впервые включила в себя интересы
человека и превратилась из чисто естественной биологической в
социальнобиологическую науку.

2.Экология человека.

Возникновение и развитие человека происходило в определенной природной
среде. Она формировала малые и большие человеческие расы, культурные
типы древних людей. Человек – биосоциальное существо. Он вышел из
природы, но и остался в ней. Он рождается, мужает, стареет и умирает по
ее законам, хотя и видоизмененным социальными условиями жизни. Из
природы, или видоизменяя ее, человек получает пищу, воду, воздух, все
остальное, необходимое для его жизни. На него действуют космические
излучения, солнечный свет, климат, погода. Умирая, человек своим телом
входит в природный биологический цикл. Люди преобразуют природу и
оказываются под воздействием не только чисто природной среды, но и той,
которая создана ими самими. Этот огромный комплекс взаимосвязей человека
и окружающей его среды исследует экология человека.

Природный ландшафт. Одна из сторон использования природных ресурсов
человеком – отдых на лоне природы. Космос, погода планеты являются очень
важными факторами, от которых зависит жизнь и здоровье людей. Но и
такие местные факторы, как ландшафт, картина природы, местность могут
также действовать на наше физическое и эмоциональное состояние. После
пребывания в квартире, оказавшись на лугу, в лесу, в парке, всегда
чувствуете облегчение. Тот, кто был взволнован, успокаивается, кто
чувствовал упадок сил, ощущает бодрость и свежесть. Оказалось, что такое
влияние на человека оказывает не только голубое небо, свежий воздух, но
и рельеф местности, разнообразие растительности, то есть ландшафт в
целом.

Природное окружение несет определенную информацию о его состоянии -
через форму, цвет, звук. Информация, усваиваясь, оказывает существенное
влияние на организм и поведение человека. Так, эстетически
привлекательная форма природного окружения возбуждает определенное
отношение к нему, что сопровождается сильными положительными эффектами:
радостью, удовольствием, любовью, наслаждением. Эти переживания
включаются в жизненные процессы личности, создавая ощущение бодрости,
желания и потребность действовать.

Звук и шум. Человек всегда жил в мире звука. Еще в давние времена рев
зверя предупреждал нашего прародителя об опасности, шелест листьев,
журчание ручья наполняли его душу спокойствием, воинственный боевой клич
помогал устрашать неприятеля. Из всех живущих существ только человек в
полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника,
носителя звуков. Он внес в мир звуков речь и музыку, сделал звук своим
помощником. Естественные природные звуки мы склонны воспринимать как
тишину. К сожалению, современный человек вносит в звуковой
ландшафт много шумов. Шум оказывает особое, отрицательное влияние на
умственную деятельность и легко может нарушить естественное течение
жизни. Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов
болезненные реакции. Звук от пролетающего реактивного самолета,
например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность
ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто
лежащие яйца птиц в гнезде. Транспортный или производственный шум
действует угнетающе на человека - утомляет, раздражает, мешает
сосредоточиться. Как только он смолкает, человек испытывает чувство
облегчения и покоя.

Уровень шума в 20-30 децибел (ЦБ) практически безвреден для
человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна
человеческая жизнь. Для “громких звуков” допустимая граница составляет
примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое
ощущение, а в 150 - становится для него непереносимым. Звук в 180
децибел вызывает усталость металла, а при 190 - заклепки вырываются из
конструкций. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”.
Звон колокола медленно убивал человека.

Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон.
Систематическое недосыпание и бессонница ведут к тяжелым нервным
расстройствам. Поэтому защите сна от шумовых раздражителей должно
уделяться большое внимание.

Загрязнение окружающей среды. До 85% всех заболеваний современного
человека связаны с неблагоприятными условиями окружающей среды,
возникающими по его же вине – шум, курение, загрязнение окружающей среды
и т.д.

Большинство экологически негативных последствий деятельности людей
проявляется в изменении атмосферы - ее физического и химического
состава. Техногенные воздействия на атмосферу стали причиной таких
глобальных изменений, как “парниковый эффект”, разрушение озонового
слоя, выпадение кислотных дождей. Именно загрязнение атмосферы в
наибольшей мере истощает адаптационные возможности человеческого
организма. Атмосфера обладает мощной способностью к самоочищению от
загрязняющих веществ. Движение воздуха приводит к рассеиванию примесей.
Пылевые частицы выпадают из воздуха на земную поверхность под действием
силы тяжести и дождевых потоков. Многие газы растворяются во влаге
облаков и с дождями также достигают почвы. Воздух очищается от пыли и
газа в кронах лесных деревьев. Под воздействием солнечного света в
атмосфере погибают болезнетворные микробы. Но в настоящее время объем
ежегодно выбрасываемых в атмосферу вредных веществ в мире резко возрос и
составляет многие миллионы тонн. Это превышает пределы способности
атмосферы к самоочищению. Особенно неблагоприятно складывается
экологическая обстановка в городах, где сосредоточены крупнейшие
промышленные объекты.

Загрязнение атмосферы может принять опасный характер в течение
какого-то определенного времени на той или иной территории. Это может
произойти как в результате аварийных ситуаций, так и вследствие
изменения погодных условий. При изменении температур туман, загрязненный
дымом, прижимается к поверхности земли, образуя так называемый “смог”,
вызывающий раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных
путей, а также обострение заболеваний легких. Описаны случаи, когда это
приводило к трагическим последствиям - повышению смертности больных
детей и стариков.

Ионизирующее излучение. Ионизирующее излучение любого вида и
происхождения (не обязательно связанного с авариями атомных реакторов)
становится в наше время грозной опасностью для человечества. И чем
дальше, тем больше, т.к. уровень радиационного загрязнения биосферы хотя
и медленно, но повышается. Ионизирующие излучения - это любые
излучения, взаимодействие которых со средой приводит к образованию
положительно и отрицательно заряженных частиц, называемых ионами.
Наибольшую долю естественного фона (около 70%) ионизирующих излучений
составляют природные источники, в то время, как доля источников, которые
связаны с приборами медицинских учреждений - 29%, а всех остальных м
около 1%. Несмотря на такое соотношение, общественность волнуют именно
остальные источники. Авария на ЧАЭС не изменила фон в среднем по стране.
Но для жителей районов, непосредственно затронутых катастрофой, величины
и соотношения доз радиации от разных источников существенно отличаются
от средних по странe. Ионизирующая радиация, как и другие постоянно
действующие физические и химические факторы окружающей среды, в
определенных пределах необходимы для нормальной жизнедеятельности. Таким
благоприятным воздействием на человека обладают малые дозы ионизирующей
радиации, свойственные природному радиационному фону, к которому за
миллионы лет эволюции адаптирована жизнь на нашей планете. Известно, что
воздействие ионизирующей радиации в очень малых дозах стимулирует
развитие и рост растений. Десятки тысяч больных улучшают состояние
своего здоровья на всемирно известных курортах с источниками минеральных
вод, обладающих повышенным содержанием радона. Оздоровительный эффект
достигается путем кратковременного дозированного облучения больных
радоном и дочерними продуктами его распада на уровне повышенного
природного радиационного фона. Малые дозы вызывают активацию
восстановительных процессов, благодаря чему ускоряется выздоровление. В
нашем столетии человечество подвергается воздействию ионизирующего
излучения от искусственных источников, создаваемых для медицинских,
научных, технических и военных целей. Опасность для человека могут
представлять главным образом подобные техногенные источники. Радиация -
явление потенциально опасное, поэтому облучение человека подлежит
контролю и нормированию. Нельзя допускать необоснованного воздействия
радиации. Основной принцип радиационной защиты заключается в обеспечении
как можно более низкого, разумно достижимого уровня воздействия..
Источниками опасного для жизни излучения могут быть испытания ядерного
оружия, аварии на АЭС, некоторое специальное оборудование.

Это далеко не полный перечень тех факторов, от которых во многом зависит
жизнь и здоровье всех живущих на Земле людей. Однако, даже из
приведенных данных понятно, что на всех этапах исторического развития,
начиная с первобытнообщинного строя, от человека требовалась
исключительная выносливость и сила, чтобы справиться с теми испытаниями,
которые выпадали на его долю во взаимоотношениях с природой.

3.Человек в экстремальных условиях.

Экстремальными условиями считаются опасные условия среды, к которым
организм не имеет должных адаптаций. Человек, как и любой другой живой
организм, приспособлен к жизни в определенных условиях температуры,
освещенности, влажности, гравитации, излучений, высоты над уровнем моря
и т.д. Эти свойства выработались у него в процессе эволюционного
развития. Попадая в экстремальные условия, человек может адаптироваться
к ним до определенных пределов. Например, большинство людей на Земле
живет на высоте до 3000 м над уровнем моря. Около 15 млн. человек – на
высоте до 4800. Но на высоте выше 5500 м человек не может жить
постоянно. У него резко ухудшается здоровье, происходит стремительное
развитие болезней, что может привести к неминуемой гибели, если не
вернуться к привычным условиям жизни. Это связано с очень низким
парциальным давлением вдыхаемых и выдыхаемых газов, большим перепадом
дневных и ночных температур, повышенной солнечной радиацией, а также
высокой плотностью высокоэнергетических тяжелых частиц. Основную
проблему для человеческого организма в таких условиях представляет
перенос атмосферного кислорода к клеткам. Примером могут служить
альпинисты — покорители высокогорных вершин. 8- тысячники Гималаев
они могут покорять только в кислородных масках и находиться на такой
высоте можно не более часов.

Еще одним видом экстремальных условий является влажность. Высокая
влажность характерна для тропических лесов. Лесные заросли почти не
пропускают света, преграждая путь ультрафиолетовым лучам. Здесь жарко и
влажно, как в теплице. Средняя температура +28С (колебания в пределах
3-9С), средняя относительная влажность 95% ночью и 60-70% днем. Ветры в
лесах очень слабые. Воздух насыщен углекислым газом и полон запахов,
испарений, микроскопических волосков, чешуек и волокон. Уровень
испарений здесь в 3 раза выше средних показателей планеты в целом.
Примером адаптации к таким экстремальным условиям могут служить размеры
людей, живущих в тропических лесах. Они ниже ростом и весят меньше тех,
которые живут на открытых местах. Их средний вес 39.8 кг при росте 144
см. Для жителей саванны эти показатели равны 62.5 кг и 169 см. По
сравнению с представителями других групп населения потребление кислорода
при физической нагрузке, объем легких и частота пульса у них выше
среднего.

Температура окружающей среды представляет собой важнейший и зачастую
ограничивающий жизненные возможности экологический фактор и вид
экстремальных условий, который практически каждый человек в течение
жизни может испытать на себе. Мы живем и комфортно себя чувствуем в
довольно узком интервале температур. В природе же температура не
постоянна и может колебаться в довольно широких пределах (+60…. – 60С).

Резкие колебания температуры – сильные морозы или зной – неблагоприятно
действуют на здоровье людей. Однако существует много приспособлений для
борьбы с охлаждением или перегревом.

Возьмем, к примеру, экстремальные условия Севера. Акклиматизация
эскимосов (а они и сейчас живут в условиях ледникового периода)
основывается на вазомоторно-нервных регуляциях. Звери на севере
приспосабливают свой организм к пониженной отдаче энергии. У некоторых
это вызывает даже необходимость зимней спячки. Люди в тех же
обстоятельствах реагируют повышенной отдачей энергии. Это требует
развития способности добывать себе достаточное количество пищи, а также
влияет на выбор еды. Она должна быть максимально полезной человеку.
Эскимосская пища для нас была бы несъедобной, поскольку она должна
содержать большое количество чистого жира. Обычный ужин, например,
происходит следующим образом: эскимос отрезает длинную полоску сырого
подкожного сала, заталкивает к себе в рот столько, сколько войдет, возле
самых губ отхватывает порцию ножом, а остальное вежливо передает
сидящему рядом. И в других случаях в Арктике, кроме мяса, не подается
ничего, а единственной зеленью у эскимосов является заквашенное
содержимое оленьих желудков, представляющее собой переваренные
лишайники.

Как показывает опыт полярных экспедиций прошлых и нынешних лет, далеко
не все из них смогли выдержать суровые условия полярного Севера (или
Антарктиды) и приспособиться к ним.

Многие погибли из-за неправильно подобранного питания и снаряжения.

Морозы, разразившиеся в одну из зим в Западной Европе,

привели к катастрофическим последствиям и сопровождались
человеческими жертвами. В те же дни в Верхоянске (полюс холода) при
температуре –57С школьники 8-9 лет ходили на занятия в школу, а табуны
чистопородных домашних лошадей, сопровождаемые пастухами, паслись как
обычно.

Невесомость - это относительно новый вид экстремальных условий,
возникший в результате освоения человеком космических пространств.
Перед первым полетом человека в космос некоторые ученые утверждали, что
он не сможет работать в состоянии невесомости и, более того, полагали,
что психика нормального человека не выдержит встречи с невесомостью.
Полет первого космонавта опроверг эти прогнозы. Проявление невесомости
начинает проявляться с нарушения деятельности вестибулярного аппарата,
внутреннего уха, зрения, кожной и мышечной чувствительности. Человек
испытывает ощущение, будто он совершает полет головой вниз. Как
выраженность, так и продолжительность этих симптом индивидуальна. По
мере увеличения срока пребывания в невесомости они ослабевают но, как
правило, вновь возникают в первые часы и дни после возвращения на Землю
в условиях земной силы тяжести. В невесомости нет гидростатического
давления крови, а поэтому начинается действие реакций, вызванных
невесомостью самой крови. Происходит перераспределение крови: из нижней
части она устремляется в верхнюю. Это приводит к сдвигам в обмене
веществ сердечной мышцы и постепенному ее ослаблению. Кроме того,
появляются симптомы, связанные с отсутствием нагрузки на костно-мышечную
систему. Развивается атрофия мышц, ответственных за организацию позы в
условиях действия силы земного тяготения. В связи с потерей солей
кальция и фосфора изменяется прочность скелета, особенно в
продолжительных полетах. И тем не менее в условиях невесомости человек
может приспособиться к отсутствию гравитации и гидростатическому
давлению крови.

Человек – существо социальное. Поэтому, кроме природных экстремальных
ситуаций, могут возникать и критические ситуации, связанные с жизнью
человека в обществе. В течение сравнительно короткого отрезка своей
истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права,
мировых войн. Условия жизни – скученность, страх, недоедание, болезни –
являются причиной серьезных, порой непереносимых страданий для многих
людей. В таких условиях возникают острые физические, психические и
социальные стрессы создающие угрозу для жизни. здоровья и благополучия
людей.

Воздействие стресса сказывается на основных физиологических реакциях
центральной нервной системы, а также на деятельности желез внутренней
секреции. Биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными
железами (гормоны), совместно с нервными импульсами оказывают влияние
практически на каждую клетку организма.

Однако и в стрессовых условиях у человека развиваются адаптивные
явления.






Адаптация человека – это процесс, в результате которого организм
постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к
определенным факторам окружающей среды и таким образом получает
возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, и решать
задачи, ранее неразрешимые.

Транспортные происшествия являются катастрофической эпидемией нашего
времени. В течении 10 лет во всем мире при дорожных происшествиях
погибли 22 млн. человек. Конечно, не всегда дорожно-транспортное
происшествие можно отнести к экстремальным условиям. Но бывают случаи,
когда во время ДТП люди действительно попадают в экстремальную
ситуацию. Например, 22 июля 1970 года в Дели паводковой волной с шоссе
в ближайший овраг было смыто 25 автобусов, 5 такси и один военный
автомобиль. Лишились жизни большое количество людей, Причиной смерти
было не только само ДТП, но и паника, возникшая среди людей.

Как правило, наибольшие по количеству жертв – железнодорожные и морские
катастрофы, связанные с крупными пассажирскими перевозками.

2 марта 1944 года в тоннеле неподалеку от Салерно в Италии остановился
поезд с солдатами, едущими в отпуск: в дыму задохнулись 526 человек.
Когда 22 октября 1949 года вблизи городка Новы Двор в Польше сошел с
рельсов скорый поезд Гданьск – Варшава, это стоило жизни двум сотням
человек. Самой крупной железнодорожной катастрофой была авария
экспресса на мосту восточнее Хайдарабада а Индии 28 сентября 1954 года:
поезд рухнул в реку, погибли 1172 человека. На утонувшем пароме
«Ускудар» в Стамбуле нашли свою смерть 238 человек. И другие факты.

В отличие от природных катастроф, транспортные происшествия – явление в
первую очередь социальное. С развитием новых современных видов
транспорта возникают и новые проблемы.

В последнее время мы стали свидетелями разительного паления осторожности
и повышенной рискованности людей. Это явление общего порядка в системе
человек – машина. Мы привыкли к эффективности техники и мало принимаем
во внимание возможность ее отказа. Кое-кто просто забывает, чем грозит
подобная беспечность и кому за нее придется расплачиваться.

То же касается опасных производств, на которых работают с высоко
токсичными микроорганизмами, с радиоактивными веществами, и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и
искусственной среде. Это процесс, в результате которого человек
постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным
факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в
условиях, ранее не совместимых с жизнью. Полная адаптация человека в
экстремальных ситуациях сохраняет возможность интеллектуальной
деятельности, соответствующее ситуации поведение и продолжение рода.
Однако нужно помнить, что продолжительные, интенсивные, многократно
повторяющиеся нагрузки вызывают реакции, приводящие в конечном счете к
подрыву физического здоровья.

Список используемой литературы.

И.М.Мамедов, И.Т.Суравегина. Экология (учебное пособие). 9-11 классы.

В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сивоглазов. Биология.

Й.Дворжак. Земля, люди, катастрофы.

Б.Т.Величковский и др. Здоровье людей и окружающая среда (учебное
пособие).