Ватикан – один из главных паразитических центров нашей планеты. Сколько дивизий у Папы Римского? Cколько дивизий у Ватикана

Леонида Бершидского, в которой тот жаловался на попытки Владимира Путина изображать из себя юмориста, которые в последнее время якобы стали настолько безвкусными и несмешными, что быстро превращают страну в «государство-изгой». Честно говоря, я не уверен, что способен дать оценку сценическим качествам Путина, хотя, если судить по последнему опросу «Левада-центра», показавшему, что рейтинг российского президента составляет 63%, он явно не выглядит - по крайней мере, в глазах россиян - Дейном Куком (Dane Cook) мировой политики.

Я хотел бы поговорить о другом - о странной фиксации Бершидского на мнениях различных западных звезд. Возьмем, например, несколько отрывков из его колонки:

«Наступление на НКО, которое глава “Голоса” Григорий Мелконьянц назвал “политическим заказным убийством”, заставило поддерживающего Amnesty International основателя группы Dire Straits - стареющего рокера Марка Нопфлера (Mark Knopfler) - отменить намеченные концерты в Москве и Санкт-Петербурге.«Я всегда любил выступать в России и горячо люблю эту страну и ее народ. Надеюсь, что нынешний климат скоро сменится», - сообщил Нопфлер на своем сайте...

Но пока репрессивную политику Путина осуждают многочисленные знаменитости вроде Нопфлера и Мадонны, его собственные комические гастроли вряд ли помогут России улучшить собственную репутацию на мировой арене»

Если оглянуться на последние 20 лет и попытаться понять, как в западных столицах принимались наиболее значимые экономические и политические решения - решение воевать в Ираке, решения спасать крупные финансовые институты, решение продолжать войну с терроризмом, решение внедрять в Европе «экспансионистскую экономию», - одна из вещей, о которых даже не придет в голову спрашивать, это: «А что же думал о происходящем Марк Нопфлер?»

Западные знаменитости чуть не охрипли от крика, выступая против политики Джорджа Буша-младшего, но ничего не добились, потому что, как все понимают, у звезд нет политической власти. Они не способны оказывать значимое влияние на политиков и почти никогда не формируют общественное мнение. Если вы попробуете составить «список вещей, против которых выступали западные звезды и которые все равно произошли», это будет все равно, что составлять «список ошибок президентской кампании Ромни» - у вас просто получится «список всего».

Я уверен, что Марк Нопфлер - очень хороший и честный человек, который любит свою жену, заботится о своих детях и не обижает свою собаку (или кошку или кого он там держит дома). Но нужно понимать, что его мнение о Владимире Путине ни в коей мере не может сказаться на положении России в мировой системе и, уж тем более, оно само по себе не способно превратить Россию в «государство-изгой». Когда речь идет о политике - тем более о политике на международном уровне - знаменитости ничего не значат. Фактически, чтобы понять, насколько они ни при чем, достаточно слегка поинтересоваться новейшей историей на чуть более глубоком, чем поверхностный, уровне. Очень странно, что об этом приходится специально говорить, однако Бершидский - не первый и бесспорно не последний автор, готовый тратить кучу времени на то, чтобы писать о такой абсолютно неинтересной вещи, как мнения звезд. «[Впишите любую знаменитость] осуждает Путина!» - обычный заголовок для западной прессы примерно последних 13 лет, и он наверняка еще долго не утратит популярности.

Однако даже если бы знаменитости каким-то волшебным образом могли влиять на положение России в мировой системе, далеко не факт, что они влияли бы на него отрицательно. В конце концов, российские олигархи любят приглашать на свои частные вечеринки перворазрядных (да и второразрядных) голливудских звезд, и список актеров, музыкантов и шоуменов, с готовностью выступающих в России, - намного длиннее списка тех, кто не хочет этого делать. Не нужно этому удивляться, потому что в основе индустрии развлечений, в сущности, лежат деньги, а россияне их сейчас охотно тратят. Если человечество вдруг чудесным образом не изменится, знаменитостей, готовых слетать в Москву за пару миллионов долларов, всегда будет больше, чем тех, кто откажется от такого предложения.

Означает ли это, что путинское «комедиантство» заслуживает похвалы или что это хорошо, что он сумел разозлить несколько известных эстрадников? Разумеется, нет. Если кто-то хочет выступить против Путина или отменить концерт в России - милости просим. Единственное, что я пытаюсь доказать - что мнения таких людей, как Марк Нопфлер, просто не имеют значения. Если вы хотите что-то понять о вероятном будущем курсе России, вам стоит просто с ходу игнорировать любую статью, которая объясняет вам, почему именно позиция такой-то знаменитости обязательно станет последней соломинкой, которая сломает хребет Путину.

“Сколько у Папы дивизий?” – эта насмешливая фраза Иосифа Сталина, которой советский диктатор прокомментировал просьбу французского министра иностранных дел Пьера Лаваля о свободном исповедовании религии – в том числе и католической – в России вошла в историю в качестве примера пренебрежения духовностью и моралью как таковой.

Кстати, Сталин хорохорился подобным образом в 1935 году – пройдет еще несколько лет и он вынужден будет разрешить свободную деятельность православной церкви и других религиозных общин, ободрявших паству в годы тяжких испытаний второй мировой – коммунистическая трескотня тут уже явно не работала. Но вряд ли Сталин и прочие диктаторы способны понять, как изменять жизнь без танковых дивизий.

Католический мир сейчас готовится к одному из самых важных для себя событий последних десятилетий – причислению к лику святых двух, пожалуй, наиболее выдающихся понтификов ХХ века, Иоанна XXIII и Иоанна Павла II. Наш читатель куда лучше знает “папу-поляка”, чем венецианского патриарха, возглавлявшего католическую церковь всего пять лет. Но такое сочетание кажется естественным: и Иоанн XXIII, и Иоанн Павел II изменили не только церковь, но и мир вокруг себя.

Каждый из них был бы потрясен, если бы его назвали революционером, но как именно эти два понтифика были главными революционерами своего времени, доказавшими, что возможна не только кровавая революция какого-нибудь Ленина или Гитлера, но и революция добра.

Иоанн Павел II перенес останки Иоанна XXIII из папского захоронения в подземной крипте в собор св.Петра. Но я еще помню то, первое захоронение, которое нетрудно было найти – даже спустя десятилетия после смерти Иоанна XXIII оно было буквально усыпано цветами. Итальянцы – и не только они – хранили благодарную память о человеке, который, по сути, почти всю свою жизнь посвятил церковной дипломатической карьере и только на склоне лет стал вначале кардиналом, а потом главой католической церкви – и то только потому, что воспринимался как переходная компромиссная фигура. Тем не менее именно этот “переходный” Папа оказался главным – предшественник Пий XII и преемник Павел VI затерялись в его исторической тени. Но почему?

А потому, что это был первый Папа, который был по-настоящему близок к людям. Я даже не напишу, что почувствовал, что так нужно действовать, чтобы сохранить влияние церкви – нет, просто повинуясь собственному отношению к пастве, поразительно человечному и живому. Классик итальянской литературы Алессандро Мандзони когда-то дал точное описание самоощущения феодала, прислуживавшего за столом семье из народа, а затем удалившегося пообедать в отдельном помещении с равными себе: скромности “в нем было достаточно, чтобы поставить себя ниже этих добрых людей, но не для того, чтобы стать с ними на равную ногу”. Папа Иоанн XXIII был первым, кто стал с прихожанами на равную ногу – люди увидели, что этот старик не унижается и не лукавит, он просто такой же, как и они. И эта народная поддержка позволила Папе начать перемены в самой Церкви, по сути, приостановившиеся после его кончины и возобвновишиеся пять десятилетий спустя, с Папой Франциском. И она же открыла двери ожиданию Иоанна Павла II – человека, по сути своей, очень простого, несмотря на все попытки приписать ему лицедейство: потому что в его время уже никто не верил, что можно на самом деле так жить и так чувствовать. Папа-поляк был воспитан с обостренным чувством неприятия зла, только усилившимся за годы его жизни при гитлеровской и советской оккупации Родины. Иоанн Павел II стал настоящим политическим наследником Иоанна XXIII. Обоих понтификов совершенно не интересовало, сколько у них дивизий – они совершенно искренне верили, что слово и дух могут оказываться сильнее авторитаризма.

Иоанн XXIII вернул Церкви сострадание к бедным людям – став понтификом, он отметил первое Рождество с больными детьми, которые вообще решили, что этот дедушка – св.Николай, а в другое Рождество пришел к заключенным римской тюрьмы. Иоанн Павел II стал Папой-паломником, общающимся с людьми, уже теряющими надежду на перемены – поразительно, что именно он стал символом и мотором этих перемен, сокрушивших коммунистический морок.

Иоанн XXIII впервые за 400 лет встретился с архиепископом Кентерберийским и убрал из молитвы Страстной пятницы антиеврейские мотивы, а Иоанн Павел II посетил в Лондоне королеву Елизавету II, главу англиканства и вошел в римскую синагогу. Каждый из этих шагов был взрывом – но одновременно он сближал людей, которые, казалось, уже не имели никакой духовной возможности сблизиться.

Самое главное, что сказал Иоанн XXIII в своей знаменитой “Беседе при Луне” – “давайте продолжать любить друг друга”. Самое главное, чо сказал Иоанн Павел II в своем первом папском обращении - “не бойтесь!”. Две эти максимы я всегда вспоминаю в самые тяжелые моменты жизни. Я уверен, что если им следовать – они сокрушат любые армии, любых агрессоров, любых мерзавцев, которые встречаются на нашем пути. Католики теперь могут молиться людям, которых Папа Франциск, удивительно похожий на двух своих канонизруемых предшественников, объявит святыми. А мы просто будем помнить, что нужно не бояться любить.
Виталий Портников

Достаточно широко известна фраза тов. Сталина, сказанная министру иностранных дел Франции Пьеру Лавалю (1883-1945) о Папе римском. Вероятно, в русскую историографию она вошла из воспоминаний Уинстона Черчилля. Вот весь фрагмент:


Сталин образца 1935 г.

«Чтобы добиться осязаемых политических результатов в стране, Лаваль нанес трехдневный визит в Москву, где был радушно принят Сталиным. Они вели долгие переговоры, из которых можно здесь воспроизвести один отрывок, нигде до сих пор не опубликованный. Сталин и Молотов, конечно, стремились прежде всего выяснить, какова будет численность французской армии на Западном фронте, сколько дивизий, каков срок службы. После того как с вопросами такого характера было покончено, Лаваль спросил:

«Не можете ли вы сделать что-нибудь для поощрения религии и католиков в России? Это бы так помогло мне в делах с папой».

«Ого! — воскликнул Сталин. — Папа! А у него сколько дивизий? »

Мне не передавали, что ответил на это Лаваль, но он мог бы, конечно, упомянуть о тех легионах, которые не всегда можно узреть на парадах. Лаваль отнюдь не собирался связать Францию какими-либо точно сформулированными обязательствами, на которых Советы имеют обыкновение настаивать» [Черчилль У. Вторая мировая война — М., 1948-1955 — Т. 1. — гл. 8.]. Но довольно часто приводится фраза - якобы ответ Папы (Пия XI): «Можете сообщить моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах ». Пару дней гуглил, так и не смог найти источник. При чём, источник как таковой, то есть любую ссылку на что угодно. Выходит, и эта фраза из той же оперы, что и «принял Россию с сохой и оставил ее с атомным оружием » (как известно, Черчилль, да и вообще кто бы то ни было из лидеров других стран этой фразы о Сталине не произносил).

Папа Пий XI (понтификат 1922-1939)

P.S. В литературе, СМИ (даже Интерфакс) и конечно блогосфере частенько пишут о Пие XII, что ярко свидетельствует о полном отрыве реальной исторической фразы диктатора Джугашвили (Сталина) от реальности. Мемуары Черчилля переводились ещё в СССР, поэтому нет ничего странного в т.ч. эта сталинская фраза уже давно, несколько десятилетий ходит в обиходе. Черчиллю можно верить. Однако, у хитрожопого сэра Уинстона она была произнесена в 1935 году, а понтификат Папы Пия XI завершился с его смертью в 1939-м, и врядли французские дипломатические круги ждали четыре года, чтобы донести фразу Сталина до нового понтифика. Стало быть, кроме сталинской фразы мы ничего точного о «папских дивизиях» не имеем, и ответа Папы не знаем.

10 декабря 2009 года

"РОССИЯ": "Сколько дивизий у Папы Римского"

Если визит президента Медведева в Италию был, в общем-то, рутинным, хотя и весьма плодотворным, то посещение Ватикана и встреча с, как считают католики, 265-м по счету наместником Бога на земле Бенедиктом XVI открыли новую страницу в наших отношениях со Святым Престолом

Утверждают, что в мае 1935 года министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль попросил Сталина улучшить положение католиков в СССР, чтобы не ссориться с могущественным Папой Римским, на что Сталин со свойственным ему брутальным юмором поинтересовался: "Папа? А сколько у него дивизий?".

По другой версии, эта реплика была адресована Черчиллю. Вот как описывает эту сцену в своих воспоминаниях переводчик Сталина Валентин Бережков:

"В 1944 году в обстановке, когда СССР нес главное бремя борьбы против гитлеровской Германии, важно было убедить Сталина в том, что его приняли в компанию западных демократий.

В будущем мире, ради которого наши солдаты проливают кровь на бесчисленных фронтах, - говорил британский премьер своим рассчитанным на историю высокопарным слогом, - наши три великие демократии продемонстрируют всему человечеству, что они как в военное, так и в мирное время останутся верны высоким принципам свободы, достоинства и счастья людей. Вот почему я придаю такое исключительное значение добрососедским отношениям между возрожденной Польшей и Советским Союзом. Из-за свободы и независимости Польши Британия вступила в эту войну. Англичане чувствуют моральную ответственность перед польским народом, его духовными ценностями. Важно и то, что Польша - католическая страна. Нельзя допустить, чтобы внутреннее развитие там осложнило наши отношения с Ватиканом...

А сколько дивизий у Папы Римского? - внезапно прервал Сталин рассуждения Черчилля.

Британский премьер осекся. Он никак не ожидал такого вопроса. Ведь речь шла о моральном влиянии Папы, причем не только в Польше, но и на всем земном шаре. А Сталин, еще раз подтвердив, что уважает только силу, вернул Черчилля на землю из заоблачных далей".

Сталин любил повторять свои шутки. Но вряд ли ему посмели передать ответную остроту Пия ХII:

"Можете сообщить моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах".

Однако и Сталин, и тем более Папа Римский прекрасно знали, что Ватикан силен и в миру. Недаром обращения понтификов в свое время начинались Urbi et Orbi - "К Городу и Миру". И даже если считать, что речь идет только о католическом мире (хотя, разумеется, амбиции Святого Престола им не ограничиваются), то это самая многочисленная из христианских церквей, насчитывающая более миллиарда человек. В то время как православных по разным подсчетам - 250-300 млн.

Католики могли бы быть и еще многочисленнее, если бы князь Владимир в 986 году в ходе знаменитого "испытания вер" не отверг западный вариант христианства из-за претензий Папы Римского на светскую власть и необходимости вести богослужение на непонятном латинском языке (тогда же, если верить летописям, Владимир Красное Солнышко произнес свою сакраментальную отповедь мусульманам, расхваливавшим преимущества ислама: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти...")

Креститель князь Владимир сделал выбор в пользу византийско-греческого обряда, но контакты с Римом находил полезными и важными. Небесным покровителем Руси был полумифический четвертый Папа Римский Климент, мученически погибший в Крыму. Его мощи, открытые в Херсонесе святым Кириллом, считались главной христианской святыней государства.

Отношения Руси и Рима необычайно оживились в 40-50-е годы XIII века в связи с татарским нашествием. Инициатором консолидации перед лицом общей угрозы под эгидой Святого Престола стал князь Даниил Галицкий. Он принял от Папы Иннокентия IV королевский титул и был коронован венцом, присланным из Рима. Состоял в дипломатических сношениях с папской курией и Александр Невский, желавший по примеру Даниила добиться от Папы запрета для крестоносцев на территориальную экспансию в северо-западных землях.

В 1438-1439 годах сначала в Ферраре, а затем во Флоренции прошел Вселенский собор, итогом которого стало подписанное Папой Евгением IV и восточными иерархами соглашение о церковной унии. На соборе присутствовала внушительная делегация Русской православной церкви во главе с митрополитом Киевским и всея Руси Исидором. Возвращаясь из Италии, Исидор возвещал клиру и мирянам благую весть о воссоединении латинской и греческой церквей. Однако в Москве он встретил более чем холодный прием. На третий день после прибытия он был арестован по приказу великого князя Василия II, обвинен в ереси и сослан в монастырь, откуда впоследствии бежал в Литву.

В 1472 году в римском соборе Святого Петра состоялось бракосочетание по латинскому обряду греческой принцессы Софьи Палеолог с московским князем Иваном III, которого на церемонии представляло доверенное лицо (процедура, отсутствующая в православном каноне). Когда кортеж великой княгини приблизился к Москве, митрополит Филипп I заявил, что покинет город, если сопровождающий Софью папский легат явится на шествии с латинским крестом. А в 1523 году старец Псковского монастыря Филофей написал письмо Василию III, в котором выдвинул концепцию Третьего Рима - им стала Москва после завоевания Константинополя крестоносцами.

В "Православном противокатолическом катехизисе" (1916 год) так излагаются главные расхождения двух церквей: "католики учат, будто Римский Папа есть глава всей Церкви и наместник Бога на земле, утверждают, что Папа не может ошибаться, когда рассуждает о вере, и потому называют его непогрешимым, веруют, будто Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына, признают непорочное зачатие Пресвятой Богородицы".

Дипломатические отношения России с Ватиканом были установлены в 1816 году. После польского восстания 1863 года они были разорваны почти на 30 лет. Вторично их прервала Октябрьская революция.

Восстановление дипотношений было результатом личной договоренности Папы Иоанна Павла II и Горбачева 1 декабря 1989 года. Но на уровне представительств, а не посольств. И лишь нынешний визит президента Дмитрия Медведева открыл качественно новую страницу в долгой истории контактов самой большой в мире страны с самым маленьким по территории, но, быть может, самым влиятельным государством на Земле.

Это событие, естественно, усилило интерес к возможности встречи глав двух Церквей. Она возможна лишь при условии, если это мероприятие "будет хорошо подготовлено". С таким заявлением выступил "министр иностранных дел" РПЦ, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Илларион.

Межцерковные проблемы, как напомнил архиепископ Илларион, нужно разрешать "иными средствами, которые не решатся просто путем установления дипломатических отношений". В первую очередь это проблема Западной Украины, где до сих пор существует напряженность во взаимоотношениях православной и униатской церквей.

"Мы ожидаем от Ватикана, от Римско-католической церкви конкретных шагов, которые показали бы, что есть желание идти навстречу, есть желание залечить те раны, которые были нанесены тяжелейшим периодом начала 90-х годов, когда более 500 православных храмов были насильственно захвачены грекокатоликами, а православные верующие были оттуда изгнаны, - озвучил официальную точку зрения РПЦ владыка Илларион. - И мы предлагаем конкретные пути решения тех проблем, которые существуют".

Вместе с тем православные иерархи отмечают, что некоторые подвижки в отношениях Москвы и Ватикана все же налицо. Если о разрешении канонических споров на Украине говорить пока рано, то в самой России Ватикан приостановил свою "экспансию" - напомним, что в конце 90-х - начале 2000-х в России были учреждены епархии католической церкви без предварительного согласования с РПЦ. В таких условиях российская власть "поступала мудро, воздерживаясь от дипломатических отношений с Ватиканом", отметил замглавы ОВЦС иеромонах Филипп Рябых. Теперь же ситуация, "которая характеризовалась наличием католического прозелитизма, переломилась, и католические структуры на территории России открыты к взаимодействию с Русской православной церковью - с церковью большинства", констатировал отец Филипп. Он призвал не забывать и о том, что позиции двух церквей по общегуманитарным вопросам, будь то социальные проблемы или "общее понимание концепции образования в современном мире", зачастую совпадают. Не следует забывать и о том, что нынешние главы католической и православной церквей в отличие от их предшественников уже встречались, будучи "простыми" кардиналом и митрополитом.

Сколько дивизий у Папы Римского?

Если визит президента Медведева в Италию был в общем-то рутинным, хотя и весьма плодотворным, то посещение Ватикана и встреча с 265-м по счету наместником Бога на земле (как считают католики) Бенедиктом XVI открыли новую страницу в наших отношениях со Святым Престолом.
Утверждают, что в мае 1935 года министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль попросил Сталина улучшить положение католиков в СССР, чтобы не ссориться с могущественным Папой Римским, на что Сталин, со свойственным ему брутальным юмором, поинтересовался: «Папа? А сколько у него дивизий?».
По другой версии эта реплика был адресована Черчиллю. Вот как описывает эту сцену в своих воспоминаниях переводчик Сталина Валентин Бережков:
«в 1944 году в обстановке, когда СССР нес главное бремя борьбы против гитлеровской Германии, важно было убедить Сталина в том, что его приняли в компанию западных демократий.
- В будущем мире, ради которого наши солдаты проливают кровь на бесчисленных фронтах, - говорил британский премьер своим, рассчитанным на историю, высокопарным слогом, - наши три великие демократии продемонстрируют всему человечеству, что они как в военное, так и в мирное время останутся верны высоким принципам свободы, достоинства и счастья людей. Вот почему я придаю такое исключительное значение добрососедским отношениям между возрожденной Польшей и Советским Союзом. Из-за свободы и независимости Польши Британия вступила в эту войну. Англичане чувствуют моральную ответственность перед польским народом, его духовными ценностями. Важно и то, что Польша - католическая страна. Нельзя допустить, чтобы внутреннее развитие там осложнило наши отношения с Ватиканом...
- А сколько дивизий у папы римского? - внезапно прервал Сталин рассуждения Черчилля.
Британский премьер осекся. Он никак не ожидал такого вопроса. Ведь речь шла о моральном влиянии папы, причем не только в Польше, но и на всем земном шаре. А Сталин, еще раз подтвердив, что уважает только силу, вернул Черчилля на землю из заоблачных далей».
Сталин любил повторять свои шутки. Но вряд ли ему посмели передать ответную остроту Пия ХII:
"Можете сообщить моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах".
Однако, и Сталин, и, тем более, Папа Римский, прекрасно знали, что Ватикан силен и в миру. Недаром обращения понтификов в свое время начинались «Urbi et Orbi» - «К Городу и Миру». И даже если считать, что речь идет только о католическом мире (хотя, разумеется, амбиции Святого Престола им не ограничиваются), то это - самая многочисленная из христианских церквей, насчитывающая более миллиарда человек. В то время, как православных по разным подсчетам - 250-300 миллионов.
Католики могли бы быть и еще многочисленнее, если бы князь Владимир в 986 году в ходе знаменитого «испытания вер» не отверг западный вариант христианства из-за претензий Папы Римского на светскую власть и необходимости вести богослужение на непонятном латинском языке (тогда же, если верить летописям, Владимир Красное Солнышко произнес свою сакраментальную отповедь мусульманам, расхваливавшим преимущества ислама: «Руси есть веселие пити не можем, без того быти...»).
Креститель князь Владимир сделал выбор в пользу византийско-греческого обряда, но контакты с Римом находил полезными и важными. Небесным покровителем Руси был полумифический четвертый Папа Римский Климент, мученически погибший в Крыму. Его мощи, открытые в Херсонесе святым Кириллом, считались главной христианской святыней государства.
Отношения Руси и Рима необычайно оживились в 40-50 годы XIII века в связи с татарским нашествием. Инициатором консолидации перед лицом общей угрозы под эгидой Святого престола стал князь Даниил Галицкий. Он принял от Папы Иннокентия IV королевский титул и был коронован венцом, присланным из Рима. Состоял в дипломатических сношениях с папской курией и Александр Невский, желавший по примеру Даниила добиться от Папы запрета для крестоносцев на территориальную экспансию в северо-западных землях.
В 1438-1439 годах сначала в Ферраре, а затем во Флоренции прошел Вселенский собор, итогом которого стало подписанное Папой Евгением IV и восточными иерархами соглашение о церковной унии. На соборе присутствовала внушительная делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Киевским и Всея Руси Исидором. Возвращаясь из Италии, Исидор возвещал клиру и мирянам благую весть о воссоединении латинской и греческой церквей. Однако в Москве он встретил более чем холодный прием. На третий день после прибытия он был арестован по приказу великого князя Василия II, обвинен в ереси и сослан в монастырь, откуда впоследствии бежал в Литву.
В 1472 году в римском соборе Святого Петра состоялось бракосочетание по латинскому обряду греческой принцессы Софьи Палеолог с московским князем Иваном III, которого на церемонии представляло доверенное лицо (процедура, отсутствующая в православном каноне). Когда кортеж великой княгини приблизился к Москве, митрополит Филипп I заявил, что покинет город, если сопровождающий Софью папский легат явится на шествии с латинским крестом. А в 1523 старец Псковского монастыря Филофей написал письмо Василию III, в котором выдвинул концепцию Третьего Рима - им стала Москва после завоевания Константинополя крестоносцами.
В «Православном противо-католическом катехизисе» (1916 г.) так излагаются главные расхождения двух церквей: «католики учат, будто римский папа есть глава всей Церкви и наместник Бога на земле, утверждают, что папа не может ошибаться, когда рассуждает о вере, и потому называют его непогрешимым, веруют, будто Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына, признают непорочное зачатие Пресвятой Богородицы…»
Дипломатические отношения России с Ватиканом были установлены в 1816 году. После польского восстания 1863 года они были разорваны почти на 30 лет. Вторично их прервала Октябрьская революция.
Восстановление дипотношений было результатом личной договоренности Папы Иоанна Павла II и Горбачева 1 декабря 1989 года. Но на уровне представительств, а не посольств. И лишь нынешний визит президента Медведева открыл качественно новую страницу в долгой истории контактов самой большой в мире страны с самым маленьким по территории, но, быть может, самым влиятельным государством на Земле.
Это событие, естественно, усилило интерес к возможности встречи глав двух Церквей. Она возможна лишь при условии, если это мероприятие «будет хорошо подготовлено». С таким заявлением выступил «министр иностранных дел» РПЦ, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Илларион.
Межцерковные проблемы, как напомнил архиепископ Иларион, нужно разрешать «иными средствами, которые не решатся просто путем установления дипломатических отношений». В первую очередь это проблема Западной Украины, где до сих пор существует напряженность во взаимоотношениях православной и униатской церквей.

«Мы ожидаем от Ватикана, от Римско-католической церкви конкретных шагов, которые показали бы, что есть желание идти навстречу, есть желание залечить те раны, которые были нанесены тяжелейшим периодом начала 90-х годов, когда более 500 православных храмов были насильственно захвачены греко-католиками, а православные верующие были оттуда изгнаны, -- озвучил официальную точку зрения РПЦ владыка Иларион.—И мы предлагаем конкретные пути решения тех проблем, которые существуют».

Вместе с тем православные иерархи отмечают, что некоторые подвижки в отношениях Москвы и Ватикана все же налицо. Если о разрешении канонических споров на Украине говорить пока рано, то в самой России Ватикан приостановил свою «экспансию» -- напомним, что в конце 90-х—начале 2000-х в России были учреждены епархии католической церкви без предварительного согласования с РПЦ. В таких условиях российская власть «поступала мудро, воздерживаясь от дипломатических отношений с Ватиканом», отметил замглавы ОВЦС иеромонах Филипп Рябых. Теперь же ситуация, «которая характеризовалась наличием католического прозелетизма, переломилась, и католические структуры на территории России открыты к взаимодействию с Русской православной церковью—с церковью большинства», констатировал о. Филипп. Он призвал не забывать и о том, что позиции двух церквей по общегуманитарным вопросам, будь то социальные проблемы или «общее понимание концепции образования в современном мире», зачастую совпадают. Не следует забывать и о том, что нынешние главы католической и православной церквей, в отличие от их предшественников, уже встречались, будучи «простыми» кардиналом и митрополитом.

Алесандр Бангерский,
Спец.корр. «России»,
Ватикан-Москва.