Послушайте маяковский средства художественной выразительности. «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского. Образы и символы

После прочтения стихотворения Маяковского "Послушайте", становится понятно, что это некий крик души писателя. А начинается оно с просьбы, которая обращена к читателю и другим людям. В своем стихотворении он задает риторические вопросы, спорит сам с собой убеждая через это, что необходимо бороться с бессилием, горем и страданиями, которыми наполнен весь мир.

Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо, а реальный человек с сильными, рабочими руками. Именно этот Бог и оказывает помощь лирическому герою. Также в стихотворении есть и "они" - люди, которые оставили свои попытки дотянуться до звезд. Поэт проводит своеобразное сравнение, показанное на звездах, ведь для одних это нечто большее, называемое жемчужинами, а для других - звезды ничего не значат.
Можно заметить, что лирический герой в этом стихотворении очень болезненно относится к вопросам Земли и ситуации с миром - ему не все равно, он пытается бороться с надвигающими проблемами.

При прочтении стихотворения видно, что поэт не ругает и не учит наро, а говорит от чистого сердца - спокойно, тем самым исповедуется. Этим тоном Маяковский хочет доказать миру, что важно для человека прежде всего мечта и цель, а после уже все остальное. Звезды в данном случае и есть та, мечта, к которой должен стремиться каждый человек.

В конце же, когда лирический герой достигает своей мечты - достает звезду, то понимает, ему больше ничего не страшно.

Также данное стихотворение поднимает проблему того, что человек стал забывать, для чего он живет, поддаваясь каким-то лживым идеалам, теряя самого себя.

Своим произведением он толкает читателя задуматься над вопросом о смысле жизни, который устанавливает себе каждый человек самостоятельно.

Анализ стихотворения Послушайте! Маяковского

В этом стихотворении Маяковского ярко проявляется его авторский стиль: особое построение строф, обилие восклицаний, энергия...

Вот поэт обращается к слушателю на "Вы" или к слушателям: "Послушайте!" Как часто и бывает, Владимир Маяковский использует парадокс в основе стиха: кто-то зажигает звезды. Это утверждается аксиомой, хотя читатель понимает, что звезды светятся сами по себе. Однако этот парадокс глубоко задевает, ведь он метафоричен, в его основе - сравнение звезды с огоньком, свечкой (в церкви), маяком. Существовало множество легенд в древности, что некое доброе божество зажигает это свет, а другое - гасит его. Что-то зарождает жизнь, что-то ее обрывает...

Из такой поэтической аксиомы следует вывод: кому нужно то, что звезды зажигают? У всего есть причина... Маяковский расширяет сознание читателя, сбивает его с привычных мыслей.

И далее рисуется история Того, кому нужны звезды. Как Он прибегает в метелях полуденной пыли (так и представляется жаркое солнце лета в этом оксюмороне) к самому Богу, боится, что уже поздно. Проситель даже плачет, целует руку Создателя. (Рука рабочая - "жилистая".) И просит, просит хотя бы одну звезду. Он клянется, что не перенесет отказа. Здесь поэт использует словосочетание "беззвездная мука" как беспросветное страдание. Дальше его психологическое состояние несколько меняется. Получив, видимо, положительный ответ, он внешне спокоен - он сделал все, что в его силах. Но проситель еще очень волнуется. И теперь он говорит кому-то, что будет Звезда. Обязательно.

Где же разгадка: кому и зачем нужны звезды. (Маяковский дает понять, что зажигает из Демиург.) каждый, наверное, ответил сам для себя. И все же, в стихотворении есть Проситель, кому, действительно, это важно. Но и он говорит с кем-то на "ты". Этому собеседнику свет звезд очень нужен... кому-то не должно быть страшно. Действительно, если на улице не кромешная тьма, если есть хоть одна звездочка (хоть лучик надежды в ситуации), то уже не так страшно. Можно представить образ женщины или ребенка.

В финале опять звучат все те же вопросы, но немного по другому. Ведь загорается звезда всегда (даже если ее не видно с Земли), так это кому-то нужно.

Интересно, что атеист Маяковский говорит, по сути, о вере. Свет, который барит людям Вселенная, равен психологической надежде. То есть напрашивается вывод, что людям нужна вера.

Впрочем, вопросы в стихотворении так и остаются риторическими.

Анализ стихотворения Послушайте! по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Еще люблю, еще томлюсь Фета

    Лирика Фета нередко отличалась элементами философского отношения к действительности и некоторой печали. Как правило, его тоскливые настроения связывает с фигурой Марии Лазич, возлюбленной, которую он утратил

  • Анализ стихотворения Зеркало Бунина

    Реальность и вымысел являются собой вещами, которые пересекаются, грань между ними является достаточно размытой. Зеркало является образом вызова судьбе, оно является мистическим элементом

  • Анализ стихотворения Есенина Я помню любимая помню

    Стихотворение «Я помню, любимая, помню» было написано Есениным в 1925 г. По многим свидетельствам оно было посвящено актрисе Августе Миклашевской. Поэт, как известно, был очень влюбчивым человеком, что всегда отражалось в его творчестве

  • Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) Лермонтова

    Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».

  • Анализ стихотворения На пруде Бунина

    Произведение, которое описывает утро на водоеме, расположенном недалеко от маленького поселение, было написано в 1887 году. Автор только начинает свой творческий путь и многому учиться у своего наставника в лице Фета

Творчество В.В. Маяковского припадает на период Серебряного века поэзии. В стихах Маяковского с первых строк чувствуется вызов обществу. Но стихотворение «Послушайте» относится к любовной лирике поэта. Ознакомившись с произведением автора, не сразу становится понятным, о чем он хотел сказать. Тем не менее оно носит скрытый глубокий смысл.

«Послушайте» было написано в 1914 году. Этот период значится в истории, как начало Первой мировой войны и переворота в Российской империи. Маяковский был сторонником Революции в стране, он считал ее открытием для новых возможностей молодого поколения. До начала переворота Маяковский являлся членом общины футуристов, которые призывали отойти от прежних предпочтений в литературе и творчестве. Они считали нужным не читать больше таких авторов как Пушкин, Лермонтов, Толстой. «Будетляне» (футуристы) делали акцент на том, что обществу нужны более экспрессивные и эпатажные молодые люди, которые знают, что необходимо для счастливого будущего.

Главная тема стихотворения

Произведение «Послушайте» не похоже на другие шедевры поэта, оно выглядит как вопрос и мольба, обращенные к обществу. В нем автор пытается найти жизненный смысл - это главная тема стихотворения. Он как бы взывает к невидимому слушателю. Поэт рассуждает, что «кто-то» зажигает звезды на небе, и он управляет нашей судьбой, ведь ему это нужно. «Послушайте» является ярким произведением из раннего Маяковского, автор написал его в 20 лет. В стихе чувствуется неопределенность поэта в жизни, его непризнание и непонимание обществом.

Не просто так использован здесь символ «звезды», для автора путеводная звезда являлась жизненным кредо, музой для творчества. Маяковский подразумевает под зажженными звездами на небе новых светил поэзии, в том числе и себя самого. И кто-то решает, будет ли загораться еще одна звезда на небе, то есть примет ли общество и руководящие должности творчество новоиспеченного автора. Здесь поэт касается темы о Боге, у которого просит, чтобы на небе загорелась еще одна звезда, иначе он не перенесет эту «беззвездную муку». Здесь очень ярко выражается важность признания поэта обществом, что несет для него главный смысл существования.

В стихотворении раскрыта тема одиночества, которая переполняла душу поэта, терзала его изнутри. Он говорит, что для кого-то звезды лишь «плевочки». Но для него, скрытого героя, не имеющего четкого определения в сюжете, они целый мир. Автор называет их жемчужинами. В этом произведении переплетаются чувства лиризма и трагизма бытия Маяковского В.В.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано белым стилем и с яркой ритмичностью, что присуще творчеству Маяковского. Оно создано с применением ярких эпитетов и метафор, самым заметным является сравнение звезд с «плевочками» и жемчужинами в одной строфе. Начинается стих с восклицания, которое занимает слух читателя, после этого следует несколько философских вопросов. Читатель выступает здесь больше в роли слушателя. Дальше разворачивает сам сюжет, в котором кто-то просит появление новой звезды на небе у самого Бога. Автор использует повторение начальных строк в конце стихотворения, но в финале эти слова звучат более уверенно и жизнеутверждающе. Этот прием называется кольцевой композицией.

Каждый читатель может трактовать стихотворение по-своему. В нем все так же будут присутствовать боль и крик души поэта. Этим произведением автор пытался достучаться к сердцам слушателей, добиться всеобщего признания и понимания своего авангардного и модернистского творчества.

Главная тема этого стихотворения – нужда в понимании. Автор хотел донести до нас то, как важно порой человеку видеть, что он кому-то нужен, что его чувствуют, ценят как личность, уважают его интересы, волнующие его проблемы. Взрывная сила этого произведения доносится до нас свысока, подобно раскатам грома. Маяковский достигает этого с помощью определенных художественных средств: множества вопросительных и восклицательных знаков, резкое противопоставление («плевочки» – жемчужина), строгий ритм.
Единожды прочтённое это стихотворение оставляет в душе след «грубой» действительности. В нём звучит правдивая, до резкости откровенная речь:

«…врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку…»

Так же в нём прослеживается кольцевая композиция. С каждой последующей строкой нарастает мощь, и, с особой быстротой, бежит время. Напряженность растет, но вдруг время останавливается, замедляется, и всё начинается заново. Затем идёт повторение главного вопроса, который автор задает себе и нам:
«Ведь если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?»
Здесь слышно смутное, едва уловимое настроение тревожной печали, поиска возвышенных чувств. Лирический герой взывает к людям. Он пытается обратить их внимание на то, что так важно для него в этой жизни: на звёзды, на небо, на Вселенную. Но никто не слышит его, он остаётся непонятым, одиноким.
В этом стихотворении рождается душевный протест против серой обывательской среды, где нет высоких духовных идеалов. В самом начале звучит просьба, обращенная к людям: «Послушайте!». Поэт жалуется на человеческое равнодушие и не желает с ним мириться, пытаясь убедить в своей точке зрения читателей. Это произведение является криком его страждущей души. Ведь, несмотря на все невзгоды, которые приносит жизнь, люди рождаются для счастья.

Так же для усилия особого эффекта Маяковский использует анафору:
«Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти «плевочки» жемчужиной?»

Поэт откровенен с нами, каждая деталь важна в описании той реальности, которую преподносит нам Маяковский. Он настолько нуждается в человеческом понимании, что рисует Бога в облике обычного человека с «жилистыми руками».
Множество гласных ударных звуков: у, е, ё, а – помогают автору создать образ «умоляющего человека». Непрерывное употребление глаголов, таких как: «врывается», «плачет», «просит», «клянется» – передает динамику событий и их эмоциональный накал. Голоса автора и лирического героя сливаются воедино. Целостность образа помогает понять истинный смысл произведения, который, казалось, и так лежит на поверхности, однако он совсем неоднозначен.
Почти во всей поэзии Маяковского звучат ноты грусти, одиночества, постоянной духовной борьбы. В каждом стихотворении мы читаем авторскую душу. Вся жизнь Маяковского отражается в сотворенных им же строках. Язык автора понятен не каждому, и смысл, порой, наши современники совсем искажают. Но не только он в те времена пытался найти способ «внедрить в сердца людей свои мысли», множество поэтов искали новые пути. Маяковский, безусловно, был одним из лучших. И если вам трудно понять смысл его произведений, то нужно хотя бы научиться уважать его личность.

В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие бунтарские идеи, но есть в его поэтическом наследии и чуткая, нежная лирика. К ней относится и стихотворение «Послушайте», изучаемое в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Послушайте» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» .

История создания

Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 г. Молодой поэт уже успел выдать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться трогательным раздумьям.

Тема

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды - человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука» . Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Жанр

Разбор произведения доказывает, что по жанру - это элегия с элементами обращения. Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Большинство строк не рифмуется, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Текст не изобилует художественными средствами, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия тем. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звезд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры - «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты - «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» .

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны. Так

Анализ стихотворения Послушайте Маяковского

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. В начале XX века в поэтическом российском обществе возникало множество литературных течений. Одним из ярких представителей новой волны был . Стихотворение «Послушайте», созданное в 1913 г., - страстный душевный порыв поэта, в котором он выражает свои самые сокровенные мысли.

2. Жанр произведения - лирическое стихотворение, монолог-исповедь главного героя.

3. Основная тема произведения - философское размышление автора о смысле человеческой жизни. Это размышление основано на наблюдении за звездами - символами бесконечности мироздания. Накануне Первой мировой войны не только в России, но и во всем мире наблюдался духовный кризис. Значительный технический прогресс не приводил к торжеству добра и справедливости. Человечество мучительно искало выход из создавшейся ситуации.

Общество было проникнуто безверием и ожиданием неизбежного конца. Маяковский, обладая чуткой и ранимой душой, также задыхался в этой атмосфере. Он видит главную проблему общества в равнодушии людей, увлеченных только собственными сиюминутными интересами. Произведение начинается со страстного обращения к людям - «Послушайте!». Автор пытается обратить на себя внимание, чтобы донести свою мысль. Для этого он задает неожиданный вопрос о причинах появления звезд.

Бесполезной человеческой суете он противопоставляет серьезное философское размышление. Люди бесцельно проживают свою жизнь, думая, что занимаются чем-то важным. Их физическое существование ничтожно по сравнению с вечным небосводом. Но звезды не могли возникнуть из ниоткуда. Вероятно, их появление тоже связано с чьей-то страстной мольбой, значит «это кому-нибудь нужно?».

Маяковский аллегорически сравнивает процесс появления новых звезд с действием высших сил. Но бог создает звезды не по собственной инициативе, ему это безразлично. Только человеческая мольба способна повлиять на божественное решение. Следовательно, звезды возникают в результате желания людей, которые действительно нуждаются в этом. Автор уверен, что пока это происходит, не все еще потеряно. Человечество может спастись, если будет сохранять в себе лучшие устремления и надежды.

4. Композиция. Произведение имеет кольцевую композицию, благодаря повторению фразы «кому-нибудь нужно». Можно выделить три части: постановка вопроса, авторское размышление, вывод.

6. Выразительные средства. Произведение является исключением из оригинального стиля Маяковского. В нем нет неологизмов и искаженных слов. Благодаря этому оно воспринимается как предельно искренний и чистый порыв поэта. Единственный новаторский прием - развернутое сравнение: «звезды-плевочки-жемчужины». Самый яркий эпитет - «жилистая» рука бога.

7. Основная мысль произведения - потерявшее смысл жизни человечество может вновь найти его, только обратившись к вечным законам мироздания. Первым шагом на этом нелегком пути должно стать простое наблюдение за звездами, которое способно внести в душу умиротворение, покой и ощущение счастья.