Основные ошибки в написании имени числительного. Морфологические ошибки

Упражнение 1.

Просклоняйте.

37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.

Упражнение 2.

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га.
2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг.
3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1.
4) Кедры живут до 800-850 лет.
5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.
6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки.
7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий - 4300 километров.
8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов.
9) Разность между 87 и 54 составляет 33.
10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.
3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVIв., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5) Вгонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

Упражнение 4.

Выберите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти- пятерых) женщин; (три- трое) красивых (коня- коней); (шесть- шестеро) работниц завода; (четыре- четверо) (ножницы- ножниц); (два- двое) знакомых (лица- лиц); (четыре- четверо) (студентки- студенток).

Упражнение 5.

Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно.
2) Олимпиада длилась трое дней.
3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
5) Четверо учениц получили дополнительное задание.
6) С докладом выступили трое профессоров.
7) На учения прибыло семеро генералов.

Тест по теме "Употребление числительных в речи"

1. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного триста пятьдесят?

А) Р. п. трехсот пятидесяти

Б) Т. п. триста пятьюдесятью

В) Д. п. тремстам пятидесяти

Г) П. п. о трехстах пятидесяти

2. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного семьсот шестьдесят девять?

А) Р. п. семисот шестидесяти девяти

Б) Д. п. семиста шестидесяти девяти

В) Т. п. семьюстами шестьюдесятью девятью

Г) П. п. (о) семистах шестидесяти девяти

3. В каком сочетании слов имеется ошибка?

А) семеро котят

Б) нас четверо

В) пятеро женщин

Г) трое детей

4. В каком варианте словосочетание построено правильно?

А) к полуторам годам

Б) с двумястами рублями

В) около четыреста студентов

Г) перед шестнадцатым апрелем

5. В каком сочетании слов имеется ошибка?

А) увеличить в 1,8 раза

Б) двухтысячный год

В) три пятых метров

Г) нет трехсот рублей

6. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

А) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.

Б) Температура дошла до тридцати девяти градусов.

В) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.

Г) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.

7. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

А) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.

Б) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.

В) Наше село в полутораста километрах от города.

Г) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза.

Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один - «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.


Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных - «трёхсот» (р.п.), »(о) трёхстах (п.п.), - то исчезает - «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.


Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение - мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) - наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».


Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных - «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.


Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).


Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» - уже недопустимый вариант.

Образование и употребление имени числительного также подчиняется определенным правилам, несоблюдение которых ведет к речевым ошибкам. Нормы употребления числительных в современном русском языке своеоеобразны и специфичны. Имя числительное – лексически замкнутая категория, не пополняющаяся сегодня новыми единицами. Однако употребление имен числительных представляет собой серьезную речевую проблему. Так, например, сложные числительные типа восемьдесят, семьсот – единственная группа слов, в которых склоняются обе части: восьмьюдесятью, семьюстами (твор. пад.), о восьмидесяти, о семистах (предл. пад.) – в современной речи практически утратила систему склонения. Это нарушение той нормы, которая является императивной, то есть обязательной для всех говорящих на данном языке. В современной разговорной речи склоняемость сложных числительных утрачивается, чему способствует и профессиональная речь математиков, однако в официальной речи норма требует склонения обеих частей сложных числительных.

Правила склонения чрезвычайно просты:

    при склонении составных числительных изменяются все входящие в него слова: библиотека пополнилась пятьюстами сорока тремя книгами; о пятистах сорока трех книгах мы вели речь; у пятисот сорока трех студентов появились студенческие билеты;

    при склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: встречаемся двадцать пятого, в тысяча девятьсот сорок первом году;

Слово тысяча выступает в функции и существительного и числительного, поэтому в тв.п можно употребить – тысячью и тысячей. Диспозитивны нормы форм тв.п. – восьмью и восемью, но литературный язык предпочитает первую форму.

При образовании словосочетаний «числительное + существительное во мн. ч.» используются собирательные (до 5) и количественные (с5) числительные: трое друзей, пятеро солдат, восемь суток. Собирательные числительные (двое, трое, …, десятеро) в официальной речи не употребляются, хотя по значению совпадают с количественными числительными. Но и в разговорной речи их употребление ограничено: они не сочетаются с наименованиями лиц женского рода, с неодушевленными существительными, с наименованиями высоких званий, должностей (герой, генерал, профессор и т.п.).

Собирательные числительные сочетаются с наименованиями лиц мужского пола (кроме названий высоких званий, должностей ): двое мальчиков, шестеро солдат ; сназваниями детенышей : семеро козлят, пятеро волчат ; с субстантивированными прилагательными : семеро конных, четверо военных ; с существительными, имеющими форму только мн.ч.: двое часов, четверо ножниц, пятеро суток ; с существительными: дети, ребята, люди - трое ребят, четверо незнакомцев . Сочетания типа 22, 23, 24, 32, 33, 34 102, 103, 104, суток в русском языке невозможны, так как они требуют при себе формы собирательного числительного, которое не может входить в составное числительное. В случае необходимости следует пользоваться синонимическими выражениями с лексической заменой: прошло 22 дня, закончились двадцать вторые сутки и т. п. Как видим,собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола. Нельзя сказать: из пятерых дочерей ; а также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных: нельзя сказать – трое волков .

В сочетаниях с существительными женского рода в русском языке используется числительное «обе», а с существительными мужского рода - «оба »: с обоими берегами и по обеим рекам.

От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного «полтора». Мужской и средний род принимают форму полтора в именительном и винительном, а в остальных – полутора; женский род полторы – в именительном и винительном, а в остальных – полутора: ограничиться полутора метрами, прибавить к полутора тысячам.

Затруднения наблюдаются и при употреблении дробных и смешанных чисел. В каком числе ставить существительные «процент», «центнер», если при них имеется смешанное число? Следует говорить: сорок с половиной процентов, но пять и пять десятых метра, так как при смешанном числе существительным управляет дробь.

21 + 22. Нормы употребления глаголов и глагольных форм

Образование и использование в речи глагола и глагольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотреблениюя часть речи. Ошибки при использовании глагола и его форм связаны с:

    неправильным образованием;

    незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;

    несоблюдением чередований в основе глагола;

    ненормативным образованием форм повелительного наклонения;

    неверным образованием видовых пар глаголов.

Среди русских глаголов есть группа слов, называемых недостаточными глаголами. Обычно эти глаголы лишены формы 1 (иногда 2) лица единственного числа настоящего и будущего времени. Так, в нельзя в языке (если это не делается с особой стилистической целью) сказать: я телюсь или отпочковываюсь, теку или ржавею , так как эти действия обозначают процессы, происходящие в неживой природе или в животном и растительном мире, к ним также относятся действия, связанные с особенностями функционирования человеческого организма (рассосаться, слипнуться) и отвлеченными значениями (гласить, заключаться).

Отсутствуют в системе языка и формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. д.

Другая группа слов образует так называемые изобилующие глаголы: полоскать, кудахтать, мурлыкать, капать, двигать, плескать, рыскать, колыхаться, брызгать – которые предполагают две формы настоящего времени: напр., кудахчут и кудахтают . Следует отметить разговорный характер второй формы. А в других же глаголах дублетные формы выражают смысловую дифференциацию: так, брызгать (брызгает) – «спрыскивать, окроплять», а брызгать (брызжет) – «разлетаться каплями, разбрасывать капли».

Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия : нельзя сказать жгет, берегет, стерегет следует жжет, бережет, стережет. Использование форм типа обусловливать – обуславливать , подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне относится к диспозитивной норме употребления, но формы с – О являются достоянием книжной речи. По этой причине верной следует признать фразы: Развитие науки обусловливает технический прогресс. В конце занятия следует подытоживать все сказанное. Из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается более короткой. Не следует употреблять в речи просторечные формы: бегим, хочим , (следует – бежим, хотим ) так эти глаголы имеют особую систему спряжения, называютсяразноспрягаемыми.

Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те ) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму - поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.

Речевые ошибки при образовании видовых пар глагола возникают при замене разнокорневых видовых пар однокорневыми (класть – накласть, ложить - положить ) и при образовании несуществующего в системе языка глагола (делить – разделивать ). Норма предполагает использование пары класть и положить, делить и разделить, прокладывать и проложить.

Нужно быть осторожнее и с двувидовыми глаголами типа ранить, казнить, велеть, женить . В их использовании ошибка понимания влечет за собой ошибку говорения и письма, когда носителем языка двувидовой глагол ощущается как одновидовой: он поженился на ней.

Видовой разнобой (или временной разнобой) может возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени. (Следует: как только попадешь… ) Подобная ошибка случается также с неправильным употреблением причастия на -щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (Следует: имевшие место в15 веке ) Ошибки на залоговый разнобой могут быть связаны с неправильным выбором залога глагола, в том числе залога причастия: Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загогрска, известны во всем мире. Или: Несмолкаемые аплодисменты. (Следует: выпускаемые… несмолкающие. )

При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну-, обычно сохраняют его (мокнуть - мокнувший, липнуть –липнувший,глохнуть- глохнувший), а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнуть промокший, прилипнуть – прилипший, оглохнуть – оглохший.) В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший и др. )

Речевая ошибка может возникнуть при злоупотреблении одинаковыми формами глагола (в частности, формами причастия, деепричастия, инфинитива.): Нельзя зимой допускать оставлять воду замерзать в трубах . (Следует: Воду нельзя зимой оставлять в трубах, так как она может замерзнуть). Птицы, прилетающие с юга и занимающие пустующие гнезда, высиживают птенцов. (Следует: Птицы, которые прилетают с юга и занимают пустующие гнезда…)

Достаточно частотны в речи ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм на – ся Глаголы на - ся нельзя употреблять, если у них совпадают два значения – страдательное и возвратное: Огурцы моются под струей холодной воды. Горожане, гуляющиеся по бульвару . (Следует: Огурцы моют под струей холодной воды. Горожане гуляющие по бульвару.) Однако если речь идет об автоматическом действии, форма на –ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически. Форму на –ся предпочитают в научных текстах,когда важно акцентировать внимание не на субъекте, а на объекте действия: В докладе рассматриваются следующие вопросы.

При употреблении деепричастий нужно помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, от глаголов каждого из трех залогов: действительного, страдательного и среднего: гулять – гуляя, остановиться – остановившись, обсуждаться – обсуждаясь . Однако от ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др . Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну-: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть , также от части глаголов 1спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу. Деепричастие с суффиксом –учи, -ючи кроме будучи употребляются как правило в народно-поэтической речи: глядючи, играючи, думаючи

Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах - с суффиксами –в и -вши: написав – написавши, закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши . В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом-в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел закрывши глаза. (Следует: Он сидел, закрыв глаза.) Возможны варианты замерев – замерши, затерев –затёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только выведя ( не выведши ), выметя (не выметши), обретя (не обретши), отвезя (не отвезши), ошибясь (не ошибившись), пронеся (не пронесши) и т.д.

В парах положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепив – скрепя (согласиться скрепя сердце), сломив – сломя (броситься сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в фразеологических выражениях. Устарелый оттенок наблюдается также в формах вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, ухватя и др.

Неупотребительны в современном языке формы бежа, жгя, ища, нося, пиша, коля, пляша, ходя, хохоча,чеша и др.

Пяснение:

1. Собирательные числительные используются ограниченно, а именно:

С существительными мужского и общего рода , называющими лиц мужского пола : двое друзей, трое сирот . Следует отметить, что в некоторых случаях собирательные числительные вносят сниженный стилистический оттенок (двое генерало в ; следует сказать: два генерала );

С существительными, имеющими формы только множественного числа : двое ножниц , четверо суток (при дальнейшем счёте предпочитаются формы с количественными числительными: пять суток );

С существительными дети, ребята, люди , а также с существительным лицо в значении «человек »: двое детей, трое незнакомых лиц ;

С личными местоимениями мы, вы, они : нас двое ;

С субстантивированными (имеющими значение существительных) числительными и прилагательными, обозначающими лица: вошли двое, трое больных .

2. Собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола : трое работниц (правильно : три работницы ), а также с существительными, обозначающими названия животных : двое медведей (правильно : два медведя ).

3 . Употребляя собирательные числительные оба, обе , следует учитывать, что

С существительными мужского пола сочетается числительное оба : обоим студентам выдали книги ;

С существительными женского пола сочетается числительное обе : обеим подругам приходилось рано вставать ;

С существительными женского и мужского пола - числительное оба : брат и сестра вошли в аудиторию. Оба опоздали .

4. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа , так как у них отсутствует категория рода. Нельзя сказать: у обоих ворот (нет формы именительного падежа: оба - обе ворота ), нужно: у тех и у других ворот .

5 . Иногда с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать три, тридцать четыре и т.п. ) необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, не имеющими форму единственного числа (ножницы, сутки, сани и др. ). В таких случаях следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки - день , двадцать четыре дня ) или с заменой падежа (в течение двадцати двух суток ).

6. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова.

В сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части слова.

Падеж 50-80 200-400 500-900
И.п пятьдесят двести пятьсот
Р.п пятидесяти двухсот пятисот
Д.п пятидесяти двумстам пятистам
В.п пятьдесят двести пятьсот
Т.п пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П.п о пятидесяти о двухстах о пятистах

Склонение числительных 40, 90, 100.

Падеж
И.п сорок девяносто сто
Р.п сорока девяноста ста
Д.п сорока девяноста ста
В.п сорок девяносто сто
Т.п сорока девяноста ста
П.п о сорока о девяноста о ста

Склонение составных количественных числительных (на примере 5764).

7. Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –А-.

8. Слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. При смешанном числе существительным управляет дробная часть, а не целое число. Существительное при этом употребляется в родительном падеже единственного числа: 7 и 2/3 кг. (семь и две третьих килограмма , НО: семь килограммов ).

10 . Во всех падежах, кроме именительного и винительного, существительное при числительном полтора (полторы ) ставится во множественном числе (полтора ведра; НО: более полутора вёдер ).

11 . Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей (полтора, полтораста ) и для всех остальных (полутора, полутораста ).