Неолитическая революция, ее значение в истории. Неолитическая революция. Становление цивилизации

Студент , изучивший раздел I , должен:

  • знать : мирохозяйственные процессы, происходившие в условиях "неолитической революции"; причины и следствия глобального разрыва цивилизации на "Восток" и "Запад"; особенности развития экономики восточных деспотий, античного мира, европейского и российского феодализма; экономики прединдустриальной цивилизации;
  • уметь: определять и находить реликты доиндустриальных цивилизаций в экономической жизни современных стран и народов;
  • владеть : навыками самостоятельного поиска и систематизации историко-экономического материала из литературных, статистических и интернет-источников с целью пополнения собственных знаний истории доиндустриальных цивилизаций.

Расколотый мир "человека производящего"

Неолитическая революция – медленный процесс созревания цивилизации

Мы – экономисты – люди гуманные и предпочитаем говорить и писать о созидании, а не о разрушении. Мы не любим резких движений, так как стремительные процессы зачастую деструктивны. Многие из нас не интересуются войнами и политическими революциями, ибо чем больше люди борются, тем меньше они работают. А ведь только в труде создается богатство обществ.

Экономист, какой бы отраслью науки он ни занимался, так или иначе разрабатывает проблемы производства. Возьмите любой экономический текст, и вы обязательно встретите это хорошо знакомое всем слово – производство.

Однако дать определение процессу производства нелегко. Мало кто задумывался о том, что производство вообще, а тем более производство общественное, очень молодое явление. Поэтому и плохо знакомое большинству из нас.

По мере накопления археологических знаний все далее вглубь веков удаляется от нас период появления человека на земле. Говорят, что предки современного человека появились на территории современной Эфиопии 2,5 млн лет назад. И бо́льшую часть своей истории человек ничего не производил. Как же жили люди, ничего не производя? А так же, как живут некоторые северные народы России до сих пор, потребляя все то, что в готовом виде дает им природа. Охота, рыболовство и собирательство – вот сфера человеческой деятельности в течение многих тысяч лет . Даже огнем человек овладел всего каких-то 500 тыс. лет назад. И лишь 300 тыс. лет назад заговорил и стал строить наземные жилища. И где бы ни появились человеческие сообщества, стада, племена, родовые объединения, всюду человек сосуществовал с природой, не выделяясь из нее, примерно одинаковым способом. С экономической точки зрения бо́льшую часть человеческой истории занимала огромная эпоха потребляющего хозяйства. Нет, не будем преувеличивать и утверждать, что в далекие доцивилизационные времена человек ничего не производил вообще. С тех пор как человек прожарил для себя кусок мяса или соединил два куска шкуры, превратив их в подобие плаща, он уже начал производственную деятельность, но эта деятельность долго носила характер инстинктивных импульсов. Тем не менее человек отличался от животных хотя бы тем, что заботился не только о себе, но и об общине, добычу съедал не на месте охоты, а нес в пещеру для всех. И это уже показывало, что на земле появились, а это произошло около 100 тыс. лет назад, разумные существа, которых мы гордо именуем Homo sapiens .

Так почему мы не можем придать примитивной хозяйственной деятельности человека статус производства?

Потому что производство – это сознательное, постоянно повторяющееся преобразование веществ и сил природы с заранее поставленной целью создать материальные и нематериальные блага, способные удовлетворить возрастающие человеческие потребности .

Такого рода производство появилось совсем недавно – всего каких-то 10–12 тыс. лет назад. Из 2,5 млн лет существования человека на земле! Человеческая цивилизация еще очень молода. Более того, человечество даже еще не расселилось как следует по земле. Большинство людей и сегодня живет там, где оно исторически появилось – в Азии и в некоторых благоприятных зонах Африки.

С легкой руки английского археолога В. Г. Чайлда период перехода человеческих сообществ к производящему хозяйству называется неолитической революцией. Исторические и археологические данные подтверждают, что этот относительно длительный, но революционный процесс произошел в эпоху неолита, когда большинство орудий труда еще оставались каменными, но человек уже научился пользоваться металлическими орудиями, сначала медными, а затем более прочными бронзовыми. И произошло это в различных ареалах расселения людей в период с XII по III тысячелетие до н.э. Наиболее бурно процесс перехода к производящему хозяйству осуществлялся в VI– IV вв. до н.э. Примерная карта неолитических культур выглядит так :

Именно в период неолита появились земледелие и скотоводство, искусственное орошение, гончарный круг и горн, обжиг глиняной посуды, прядение и ткачество. Наконец, именно в эпоху неолита появилась письменность – первая знаковая форма передачи информации . При повсеместном распространении кочевого образа жизни в этот период появляется оседлость и соответствующая ей форма хозяйства, когда человек не просто присваивает предметы потребления, а воспроизводит их. Именно переход к воспроизводству благ, т.е. к постоянному сознательному повторению процесса производства, и придает неолитическим преобразованиям статус революции. Революция – это кардинальное изменение качества социально-экономической жизни. Иной раз в сознании людей слово революция ассоциируется с краткосрочными и взрывными процессами. Однако в экономике понятия "быстро" или "медленно" очень трудно связывать исключительно с астрономическим временем. Здесь главное – понять сущность происходящих процессов. Календарная протяженность изменений не отрицает их кардинальности, революционности.

Неолит принес человечеству возможность сделать первый шаг па пути к свободе. Правда, пока только к свободе от господства сил природы .

  • Уже понятно, что не следует преувеличивать человеческий прогресс. Огромная масса людей на профессиональном или любительском уровне и сегодня занимается охотой, рыболовством и собирательством.
  • В вопросе о разумности человека много спорного. Грубо округленно современный человек живет в среднем около 75 лет. Треть своей жизни, 25 лет, человек просто спит. Еще примерно треть жизни тратит на удовлетворение своих биологических потребностей: готовит пищу, ест, пьет, занимается поиском одежды, приведением в порядок жилища, производит детей, занимается гигиеной своего тела, просто гуляет, разминая затекшее тело. Остается для разумной деятельности всего 25 лет. И чего только мы ни делаем, чтобы сократить это время? Курим, злоупотребляем алкоголем и наркотиками, мучаем ближних своих, бесконечно воюем друг с другом в переносном и, к сожалению, буквальном смысле слова, бездумно тратим время на массу бессмысленных поступков. Вот мы какие, Homos sapiens!
  • Валянский С. И., Калюжный Д. В. Другая история Руси. От Европы до Монголии. М.: Вече, 2001. С. 11; citycat.ru/historycentre/. Легко увидеть, что все эти даты приходятся на период "неолитической революции", с которого и начинается цивилизация.

Ученые говорят о революциях научно-технических, информационных… Здесь же речь пойдет о революции, которая продлилась тысячелетия, но тем не менее была колоссальным скачком в истории человечества, свершением, без которого весь его последующий прогресс, включая нашу современную цивилизацию, просто не мог бы состояться.

Перенесемся мысленно на 600, скажем, тысяч лет назад, и мы увидим дикий лик земли, мир девственных лесов и первозданных степей, среди которых лишь редко-редко можно заметить дымок костра - стоянку первобытного человека.

Признаки неолитической революции

Шли тысячелетия, многие сотни тысячелетий. Люди менялись, они стали по внешнему облику почти совсем такими, как сегодня. Сложнее стали их орудия охоты, совершеннее жилища, обильнее одежда. Но по-прежнему редки были их костры среди необозримых просторов дикой природы и по-прежнему продолжали они бродить с места на место в поисках дичи и съедобных растений. Так было еще 12 тысяч лет назад.

Прошло еще две-три тысячи лет, и картина эта изменилась. Во многих районах планеты мы смогли бы теперь увидеть пейзаж, очень похожий на многие уголки нынешней сельской местности: колосящиеся хлебные поля, пастбища со стадами овец и коров, большие поселки с сотнями домов, чьи глинобитные стены тесно прилепились друг к другу, как в современных аулах Дагестана. Это уже знакомый нам облик земли, правда, еще без больших городов, но уже с деревнями, с полями, стадами, с оседлой устоявшейся жизнью и с производящим хозяйством. Этот новый облик мира сложился не сразу, а развивался постепенно, но все же за сравнительно короткий срок, ибо два тысячелетия на фоне предшествующих миллионов лет человеческой эволюции, конечно же, срок небольшой.

У историков это время получило имя эпохи неолитической революции. Именно в ней, в этой первой в истории человечества революции, были заложены предпосылки всех последующих, ибо это был переход от присваивающего хозяйства к производящему (от собирательства и охоты - к земледелию и скотоводству). Человек перестал только брать то, что ему в готовом виде давала не всегда достаточно щедрая природа, и начал сам, своим трудом приумножать растительное и животное богатство земли. Там, где на сотнях и тысячах квадратных километров природных угодий едва-едва могла прокормиться дарами природы горстка людей, теперь урожаи могли прокормить население целого государства.

Начало неолитической революции

Ввел термин «неолитическая революция» в научный обиход известный английский археолог Гордон Чайлд. Он назвал ее так по имени периода, в который она совершалась, - неолита, или новокаменного века. В дальнейшем выяснилось, что началась она даже раньше, еще в мезолите (среднекаменном веке), но термин успел стать привычным, и менять его было незачем. Что касается места, где она началась, то теперь уже твердо установлено, что раньше всего одомашнивание как диких злаков, так и животных произошло в странах Ближнего Востока. Возможно, вполне независимо, хотя и несколько позднее, это было сделано на Дальнем Востоке,- и, наконец, бесспорно, независимо, но значительно позже земледелие возникло в Америке.

За два-три последних десятилетия новые успехи археологии и других исторических наук позволили внести определенную ясность во многие прежде совершенно не разработанные вопросы развития производящего хозяйства. На основе этих открытий и написана статья. Есть три вечных вопроса истории: когда? как? и почему? Последний вопрос, «почему?», обычно и возникает последним, когда на первые два ответы уже даны, и дать ответ на него бывает особенно трудно. Когда и как произошла неолитическая революция, археологам удалось установить более или менее точно. Но вот почему она произошла раньше в Передней Азии, а не в Южной или Восточной, почему в Азии она началась 12 тысяч лет назад, а в Америке на 5 тысяч лет позже и, наконец, что мешало ей совершиться еще раньше? Общепринятого ответа на эти вопросы все еще нет.

Одни считают, что неолитическая революция совершилась, когда постепенно сложился необходимый для земледельца комплекс орудий, знаний и навыков, и тогда уж земледелие возникло как бы само собой. Но и землекопные орудия, колья да мотыги, и кремневые лезвия жатвенных ножей, и навыки сбора семян диких злаков были известны в течение тысяч лет, задолго до земледелия. Уже упоминавшийся Гордон Чайлд предложил иное объяснение. Переход к земледелию, по его мнению, был вызван внезапным резким сдвигом в климате. Усиливающаяся засуха сгоняла людей к немногим остающимся оазисам.

Однако сейчас данные раскопок показывают, что раньше всего к земледелию и скотоводству в Передней Азии перешли не в оазисах, а в предгорных районах, где засуха еще не сказывалась так остро. С другой стороны, в Австралии, где усыхание проходило очень быстро, земледелие так и не появилось.

Последствия неолитической революции

Любое историческое событие зависит от множества постоянных и переменных, случайных и закономерных факторов, с трудом поддающихся учету. Важные сдвиги, переломы в развитии совершаются тогда, когда множество различных факторов, подготовленных предшествующим развитием, начинают действовать в одном направлении. Изменения климата, бесспорно, сыграли свою роль в процессе возникновения земледелия, и роль эта была немаловажной, но не единственной. Весьма большую роль сыграли и особенности фауны и флоры Передней Азии, с большим количеством пригодных для одомашнивания видов, и наличие у тамошних жителей необходимых навыков, знаний, орудий, значительный удельный вес собирательства в хозяйстве.

Что же касается климата, то его изменения влияли на жизнь людей двояким образом. С одной стороны, оскудение лесов и степей дичью вынуждало все более и более настойчиво искать новые источники питания. С другой - расширившиеся площади степей привели к появлению целых полей диких хлебных злаков. Собирательство злаков, ставшее основным источником пищи, дополнялось рыболовством, охотой. Хозяйство стало более комплексным, люди стали жить более оседло, численность их увеличилась, так как пресная лепешка хоть и уступала по вкусу и питательности жареной дичи, но зато появлялась «на столе» более регулярно. Среди орудий лук и стрелы отошли на второе место, уступив первенство жатвенным ножам с кремневыми лезвиями.

11-12 тысяч лет назад, когда в Средней и Северной Европе люди стремились к рекам и морским побережьям, чтобы рыболовством и сбором съедобных моллюсков дополнить скудеющие охотничьи ресурсы, когда в Америке предки индейцев еще охотились на мамонтов и мастодонтов, во многих местах Передней Азии люди уже жили оседло, сочетая охоту и рыболовство с регулярным сбором дикорастущих растений. Их поселки, на месте которых сейчас находят ступки, песты, мотыжки и зернотерки, порою достигали довольно больших размеров. Люди рождались, жили и умирали в круглых хижинах-полуземлянках с тростниковыми крышами, с очагом в центре и даже покойников нередко хоронили здесь же, под каменными плитами, которыми устилали пол. Словом вели образ жизни, о котором этнографы говорят: «накануне земледелия». Жители Передней Азии X тысячелетия до н. э. еще не сеяли, но уже постоянно собирали урожай.

Племена собирателей урожая этнографы наблюдали еще в XIX веке. У индейских племен области Великих Озер этот урожай давал дикий рис, заросли которого в изобилии имелись и в самих озерах, и на впадающих в них тихих речках. Индейцы не только собирали рис, но отчасти и ухаживали за ним, оберегали от поклева птиц. Они не сеяли, но оставляли часть колосьев нетронутыми для самосева.

Мезолитические обитатели Передней Азии, очевидно, столь же сильно зависели от сбора дикорастущих злаков, как и индейцы оджибве. Но в отличие от оджибве они перешли уже к настоящему земледелию. Очевидно, продолжающееся потепление и участившиеся засухи привели к тому, что дикорастущих злаков стало не хватать. В мезолитической Передней Азии начало революции заключалось в переходе от развитого собирательства к земледелию, вначале, возможно, к разбрасыванию семян диких растений и к искусственному обводнению и поливу тех участков, на которых разбрасывали эти семена.

Вот тут-то и пригодились навыки и знания, добытые в предшествующее время: умение изготовлять нужные орудия, знание полезных свойств растений, условий их созревания. Переход к скотоводству находился в неразрывной связи со становлением земледелия. В Передней Азии были не только необходимые дикорастущие злаки, но и животные, которые поддавались одомашниванию, - свиньи, козы, овцы, коровы. Собирательство однолетних растений, созревающих только один раз в году, не столько научило, сколько в буквальном смысле вынудило человека создавать запасы. Когда же появились запасы зерна, появилась и возможность не убивать сразу добытых на охоте молодых животных, а оставлять их на время на стоянке. Так началось их одомашнивание.

Вторая промышленная революция - это, кроме всего прочего, первый спутник в космосе, первый человек на луне. Первая промышленная революция сопровождалась дымом, взметнувшимся в небо Европы из труб первых фабрик и заводов, первыми паровозами и пароходами. Неолитическая революция знаменовалась первыми полями вокруг отныне оседлых поселений и первыми загонами для скота. Может быть, по современным понятиям это выглядит не столь уж эффектно, зато было, во всяком случае, не менее важно.

Самый трудный шаг - это первый шаг. Как всякая подлинная революция, неолитическая, после того как она раз совершилась, начала свое победоносное и быстрое шествие по земному шару: где самостоятельно возникал ее новый очаг, где это происходило в результате заимствования у соседей культурных растений, домашних животных или хотя бы необходимого опыта. Конечно, еще далеко не выяснены пути, которыми неолитическая революция совершалась в том или ином районе земли. Но в целом картина уже более или менее ясна.

В VII-V тысячелетии до н. э. по всей Передней Азии и Юго-Восточной Европе, в частности Балканскому полуострову, были разбросаны уже поселки земледельцев, возделывавших просо, ячмень и пшеницу, чечевицу, горох и другие культуры, разводивших свиней, крупный и мелкий рогатый скот. Возможно, впрочем, что Юго-Восточная Европа входила в очаг древнейшего в мире земледелия. Немногим позднее следы производящей экономики отмечены и в Средней Азии.

В конце VI тысячелетия до н. э. из Юго-Восточной Европы по речным долинам земледелие и скотоводство проникли и в Центральную Европу, большие пространства которой были заняты тогда дубравами и смешанными лесами. Поэтому здесь людям пришлось выжигать лес, причем зола удобряла землю, и мотыгами возделывать участок вокруг селения. Когда земля переставала родить, переселялись на новое место, неподалеку от прежнего.

Немного позднее производящее хозяйство распространяется на Северное Причерноморье, но здесь, в засушливых степях, земледелие быстро уступило пальму первенства скотоводству. Именно тут, по-видимому, впервые была одомашнена лошадь.

В III тысячелетии до н. э. земледелие и скотоводство достигли уже берегов Скандинавии и Англии, завершая свое распространение по Европе и сразу же резко изменяя ее лицо. Исследования, проведенные в Дании и некоторых других странах, показали, как резко и внезапно изменился в них характер растительности, когда первые скотоводы и земледельцы повели борьбу с лесом, когда на расчищенных с помощью огня пространствах впервые стали пасти скот и возделывать зерновые культуры. Пыльцевой анализ, например, показал, что из лесов Северной Европы почти повсюду быстро исчез вяз, потому что здесь, в условиях нехватки травянистых пастбищ, его ветки использовались как корм для скота (так и сейчас поступают с ветками березы на севере Карелии и в Сибири).

В Египте первые земледельцы появились не позднее V тысячелетия до н. э. В Египте не было надобности бороться с лесом, зато необходимо было регулировать разливы Нила. Поэтому здесь, как и в Месопотамии, рано развилась поливная, ирригационная, система земледелия. Из Египта и других частей Северной Африки земледелие и скотоводство, видоизменяясь и приспосабливаясь к местным условиям, постепенно распространились по остальной Африке.

На Индостанском полуострове земледелие раньше всего возникло не в долинах Инда и Ганга и не на плодородной в будущем равнине Декана, а в горных долинах Белуджистана. Там начало его датируется IV тысячелетием до н. э но уже в первой половине III тысячелетия до н. э. земледельцы спустились с гор, быстро освоили ирригацию и начали получать по два урожая в год.

Когда в точности появились земледелие и скотоводство в Восточной и Юго-Восточной Азии, пока не выяснено. Различные ученые отстаивают разные даты: от III тысячелетия до н. э. и чуть ли не до X тысячелетия до н. э. Нет пока и однозначного ответа на вопрос, возникла ли здесь производящая экономика самостоятельно или же под каким-то воздействием извне.

Во всяком случае, не позднее IV тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхэ были уже многочисленные поселки оседлых земледельцев, возделывавших просо. Приблизительно в это же время на севере Индокитайского полуострова стали возделывать рис, который затем распространился на север, везде, где это позволял климат, сменил менее эффективную культуру проса и в конце концов приобрел для человечества, пожалуй, большее значение, чем пшеница.

В той же Юго-Восточной Азии впервые стали возделывать корнеплоды - ямс, таро и другие. Когда в точности это случилось, тоже еще неизвестно. Корнеплоды в целом имели гораздо меньшее значение для судеб человечества, чем зерновые культуры, так как они быстро гнили, и поэтому длительное хранение их невозможно. Однако именно эти культуры помогли человеку заселить неудобные для зернового земледелия острова Океании.

Все попытки доказать, что земледелие в Америке появилось под воздействием культур Старого Света, пока успехом не увенчались. Напротив, сейчас накапливается все больше данных о том, что неолитическая революция в Америке совершалась самостоятельно в V-III тысячелетиях до и. э. В Центральной Америке, как и в Передней Азии, усыхание климата и одновременное исчезновение крупных животных побудило охотников обратить большее внимание на собирательство диких растений. От собирательства индейцы Мексики очень медленно стали переходить к выращиванию тыквы, перца, бобов, кабачков и своей главной продовольственной культуры - кукурузы.

Помимо Мексики и соседних с ней областей Центральной Америки, становление земледелия в IV-III тысячелетиях до н. э. происходило и в Южной Америке, на перуанском побережье, где довольно рано начали выращивать тыкву-горлянку, фасоль и хлопок, а со II тысячелетия до н. э. и кукурузу.

Пример с Америкой, где земледелие возникло самостоятельно, хорошо иллюстрирует соотношение случайного и закономерного в процессе исторического развития. То, что земледелие впервые зародилось в Передней Азии, в общем-то, относится к числу случайностей. Но то, что земледелие и скотоводство, рано или поздно, но неизбежно должны были зародиться на земле, коль скоро на ней существовало человечество в данном природном окружении, было неизбежно.

И от того, когда и где зарождалось производящее хозяйство, какие конкретные формы оно приобретало, то есть от того, что: в первом приближении можно назвать случайными факторами, зависело очень многое, если не в историческом развитии всего человечества, то, по крайней мере, в судьбах отдельных его частей, в судьбах отдельных районов и целых материков.

Те области, где переход к производящему хозяйству совершился раньше, вырвались вперед. Те, где по причинам природного порядка или каким-либо еще этот переход долго был невозможен, например Арктика или Австралия, оказались обречены на длительное отставание. Племена, которые могли заимствовать достижения своих близких или далеких соседей, обмениваться идеями, навыками, земледельческими культурами и домашними животными, развивались быстрее, чем те, которые жили в условиях относительной изоляции.

Наконец, даже в областях, где неолитическая революция успешно совершалась, многое тоже зависело от случайностей. Например, то, что в Америке из животных, пригодных для одомашнивания, помимо собак и морских свинок, были только лама и альпака, относится к числу случайностей. Но именно этот, в общем-то случайный фактор и послужил причиной того, что доколумбова Америка развивалась хотя и в одном направлении со Старым Светом, но более медленными темпами. Отсутствие большинства домашних животных и зерновых культур на островах Океании - тоже часто случайность. Но в результате этой случайности Океания в целом отставала даже от Америки.

Таким образом, неолитическая революция не только смогла за очень короткий срок (два-три тысячелетия на фоне предшествовавших сотен тысяч и даже миллионов лет развития человека, и в самом деле, очень короткий срок) преобразить лицо земли, создать возделанные поля, каналы и стада домашних животных на месте девственных лесов, непроходимых болот и нетронутой степи. Она, помимо всего прочего, резко усилила неравномерность развития отдельных частей человечества.

В пятидесятых годах прошлого века сенсацию вызвали раскопки Иерихона - многослойного археологического памятника в Палестине. На этом месте люди жили почти непрерывно в течение многих тысячелетий. Слой бронзового века на нем образован развалинами города, стены которого, по древнему преданию, рухнули от звуков труб осаждавшего его войска. Слой мезолита (среднекаменного века) составляют остатки небольшой стоянки собирателей и охотников. Между этими двумя слоями зажат мощный неолитический слой, занятый остатками поселения ранних земледельцев. Эти земледельцы жили в глинобитных домах, но еще не умели изготовлять глиняную посуду. По-видимому, у них было довольно много зерна. В слое найдены кости самого древнего домашнего кота в мире, и может быть, приручение его было вызвано потребностями борьбы с мышами, этими вечными врагами зерновых запасов. А само поселение земледельцев VII-VI тысячелетий до н. э., лишь недавно начавших свой стремительный бросок к цивилизации, уже было обнесено мощной стеной из бутового камня.

Вскорости выяснилось, что Иерихон не составляет исключения. Чатал-Гуюк, поселение VII тысячелетия до н. э., раскопанное в Южной Турции, тоже было обнесено мощной стеной и процветало более тысячи лет.

Дома чатал-гуюкцев состояли из небольшой комнаты и одного-двух хозяйственных помещений. Вдоль стен комнаты, как и сейчас еще во многих жилищах Передней и Средней Азии, шли глинобитные возвышения-дежанки, застланные циновками. На них сидели, спали, рожали детей и под ними же находили свое пристанище черепа и кости умерших.

Помимо Иерихона и Чатал-Гуюка, в Азии, Африке, Европе и Америке найдено много других поселений ранних земледельцев и скотоводов. Одни из них богаче, другие беднее; одни больше, другие меньше, одни обнесены стенами, другие открыты и никак не защищены. Но все вместе они знаменуют собой начало новой эпохи.

Казалось бы, уж коль скоро человек привык питаться кашей и лепешками из зерен, злаков, то большое ли значение имеет то, как он эти зерна получает: собрал он их в диких зарослях или на специально засеянном поле. Оказывается, имеет, и очень большое. Именно благодаря тому, что появились поля, появились вслед за ними и постоянные относительно крупные поселения - не как редкое исключение, а как общее правило. Вслед за ними возникли и города, и вся наша цивилизация.

До сих пор человек производил многое - орудия, одежду, жилища, но основными средствами производства были его руки и созданные этими руками искусственные их «продолжения» - топоры, копья, ножи и другие орудия. Теперь же появилось совершенно новое и непохожее на прежние средство производства - земля, искусственно созданная культурная почва. Да, почва культурного поля сделана искусственно: она размельчена, разрыхлена, очищена от сорняков и кустарников, она структурно, качественно не меньше отличается от почвы целинной, чем, скажем, отшлифованный, отточенный каменный топор - от природного булыжника. В природе такой земли нет, как не бывает в ней бумажных цветов или скал из железобетона.

Сделать нож, копье, топор при умении может каждый. В каменном веке, как правило, каждый их сам для себя и делал. Собирать грибы, ягоды, коренья тоже можно и в одиночку. На самых крупных животных, таких, как слоны, африканцы, вооруженные ножами и копьями, обычно охотились группами по пять-шесть человек.

Но попробуйте-ка в одиночку или хотя бы втроем превратить участок девственного леса в поле! Это нереальная задача даже для человека, вооруженного железным топором и железной лопатой.

Труд первобытного земледельца - это труд, который порой, например, при освоении нового участка земли из-под леса, одновременно занимает многие десятки людей, и мужчин, и женщин, а вот при возделывании огорода труд становится, так сказать, семейным. В охотничьем и собирательском хозяйстве почти никогда не бывало так, чтобы муж и жена трудились рядом. С началом земледелия и скотоводства резко возросло хозяйственное значение семейных связей. И вместе с тем возросла, усложнилась и роль общины.

Неолитическая революция привела к тому, что впервые в истории земледельцы и скотоводы стали производить больше, чем им было нужно для удовлетворения минимальных жизненных потребностей, притом не в виде исключения, а постоянно. Появился регулярный прибавочный продукт, появился и регулярный обеспеченный досуг.

Конечно, даже самые примитивные охотники и собиратели отнюдь не были с утра до ночи заняты беспрестанными поисками пищи. И у них временами бывало достаточно досуга. Но беда была в том, что досуг этот распределялся нерегулярно, редко был продолжительным и далеко не всегда сытым.

Другое дело - земледелец. У него несколько раз в году бывает страдная пора, но, во-первых, над ним не висит дамокловым мечом угроза голодовок, а во-вторых, регулярно каждый год в одни и те же месяцы бывает время, когда амбары полны зерна, все полевые работы закончены, и люди могут посвятить свое время чему угодно - празднествам, обрядам, играм, строительству общинных зданий или вырезанию деревянной скульптуры.

Нашу эпоху часто называют эпохой демографического взрыва. Но нынешний «взрыв»- не первый и не самый большой в человеческой истории. По подсчетам некоторых ученых, во Франции, например, в эпоху палеолита жило от 5 до 15 тысяч человек, все население Англии эпохи мезолита не превышало 7500 человек. В эпоху же развитого энеолита, около пяти тысяч лет назад, население Франции составляло 5 миллионов.

Есть народная пословица: один ум хорошо, а два лучше. А здесь на смену каждому прежнему уму пришла тысяча новых и тысяча новых пар рук на смену прежней паре. С ростом производительности труда, с появлением прибавочного продукта отпала надобность в том, чтобы каждый отдельный человек или каждая семья участвовали бы в добывании пищи. Появились квалифицированные специалисты, целые группы ремесленников, которые не столько работали в поле, сколько были заняты изготовлением орудий, украшений, посуды. А кроме того, создались условия и для появления людей, которые не столько рубят, копают и сеют, сколько говорят, где копать, что рубить и когда сеять. Короче, появилась вместе с усложнением производства потребность в его организаторах, полностью или частично освобожденных от других занятий. Они объединяли общину для коллективных работ, определяли их порядок, ведали распределением и хранением запасов, представляли общину в ее общении с соседями. Возрастал авторитет отдельных лиц - вождей, старейшин, предводителей.

Те же потребности производства привели к тому, что в раннеземледельческих обществах существенно возросло значение положительных знаний, зачатков будущей науки, например календаря. Хранение и накопление таких знаний стало жизненно важным делом. Однако в сознании ранних земледельцев положительные знания были смешаны с верой в сверхъестественное, с религией и магией. Поэтому функции хранителей знаний обычно сосредоточивались у жрецов, знахарей, которые, как и организаторы-предводители, начали выделяться из среды рядовых общинников.

Так наметилась возможность социального неравенства, и одновременно появилась возможность неравенства имущественного, опять же потому, что люди стали производить больше, чем было нужно для удовлетворения их минимальных потребностей. Конкретные проблемы возникновения социального неравенства, эксплуатации, кланов, государства очень сложны, дискуссионны, и здесь не ставится задача их осветить. Равным образом не говорим мы здесь подробно и о сдвигах в духовной культуре, в искусстве, в религиозных представлениях, которые также были неразрывно связаны с возникновением производящего хозяйства.

Музыковеды создали специальные исследования о тех отличиях, которые существуют между музыкой и песнями бродячих охотничьих и оседлых земледельческих народов. Но это лишь частное отражение тех важных различий, которые существуют между ними в отношении к миру и в его восприятии.

Жизнь охотника протекает от одного дня к другому, она полна случайностей и неожиданностей. Она требует от него знания природы, но главным образом в мелочах - в отдельных приметах, в чтении следов. Не случайно в языках охотничьих племен часто бывает множество названий для отдельных видов птиц, зверей, деревьев, разные слова для разных их возрастов и состояний, но часто отсутствует общее понятие «дерево» или «птица».

Сельское хозяйство гораздо более, чем собирательство или охота, способствовало формированию абстрактного мышления, умения обобщать, предсказывать, предвидеть и планировать, причем на долгий срок. Охота не менее тяжелый труд, чем земледелие. Но результаты охоты даются в руки сразу, их можно тут же съесть, зато труднее сохранить.

Земледелец волей-неволей оказывается гораздо бережливее охотника. Земледельческие работы сменяют друг друга на протяжении многих месяцев: расчистка участка, пахота или мотыжение, сев или посадка рассады, пропалывание, окучивание, полив, охрана всходов от потравы и лишь потом уборка урожая. Все это воспитывает упорство, терпение, целеустремленность.

Мы уже упоминали о том, что потребность точно знать время, когда следует начинать пахать, когда - сеять, потребовала создания точного календаря, ведения астрономических наблюдений за звездами и солнцем. Именно у неолитических и энеолитических (только начавших освоение металлов) племен, все благосостояние которых зависело от урожая, мы наблюдаем исключительную роль календаря в жизни, своего рода культ календаря. Это было и у майя, и у ацтеков, и у древних египтян, и у западноевропейских создателей мегалитических обсерваторий типа знаменитого Стоунхенджа. Ведь и наш нынешний календарь в своих основах был разработан в древней Месопотамии. С такой «научной разработкой» понятия времени и его измерения связаны и психологические сдвиги в отношении ко времени, представление о ценности времени, которое довольно слабо было развито у первобытных охотников.

По-иному, по-новому воспринимает оседлый земледелец не только время, но и пространство. Бродячие охотники воспринимают его, так сказать, маршрутно, линейно. Когда их просят, они обычно рисуют не карту территории, а схему маршрутов, направлений и ориентиров. Напротив, первобытный оседлый земледелец воспринимает пространство именно как площадь, как территорию. При этом своя деревня рисуется ему как центр мира, а все окружающее пространство, четко сориентированное по странам света, представляется в виде концентрических кругов, все более и более от него удаленных, последним из которых является «край света».

Развитие ориентировки по странам света само по себе тоже связано с этим мироощущением, так как в системе ориентировки бродячих охотников оно обычно подменяется определениями типа «вверх по реке - вниз по реке», «лицом к морю - лицом от моря» и так далее. Как бы ни были наивны и примитивны географические и космогонические представления ранних земледельцев, все же только они смогли стать той основой, на которой затем развились географические знания, знания о земле вообще, а не только о своих маршрутах в поисках зверя.

Как это ни парадоксально, охотник, которому приходилось порой преодолевать огромные расстояния, знал лишь свою охотничью тропу, а не землю в целом. Потребовалась постоянная точка зрения оседлого земледельца, создателя колосящихся полей, чтобы осознать ценность измерения земли как площади, чтобы, обернувшись с вершины холма, проникнуть мыслью за линию горизонта, чтобы из своей деревни увидеть мир.

Неолит завершающий этап каменного века и начало истории цивилизации. В эпоху неолита произошел грандиозный переворот, названный английским ученым Гордоном Чайльдом неолитической революцией. Неолитическая революция это переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства, рыболовства) к хозяйству производящему (земледелию и скотоводству). Этот период фундаментальных преобразований занял от 2 до 4 тыс. лет и привел к целенаправленному воспроизводству главных продуктов питания на базе развития земледелия и скотоводства. До настоящего времени человечество продолжает жить за счёт выделившиеся в неолите в отдельные виды деятельности земледелия и скотоводства. Уже 6-7 тыс. лет назад начали выращивать все те злаки, овощи и фрукты, которые кормят нас и сегодня. В дальнейшем число их увеличилось не намного, но лишь шло их распространение на новые территории. Так, пшеницу, ячмень, просо и чечевицу, освоенные человеком неолита, выращивают ныне в разных районах земного шара. Пшеница была царицей неолита, и хлеб на нашем столе изобретен тогда же. Предполагают, что именно неолитический человек освоил большинство полезных растений. Труд первых земледельцев был весьма тяжелым. Сколько физических усилий требовалось, чтобы вскопать землю простой палкой-копалкой, костяной или роговой мотыгой, чтобы роговым серпом или кремниевым лезвием колосок за колоском срезать жесткие стебли злаков и, наконец, растереть зерна на каменной плите зернотерке. Но труд земледельца возмещался, ибо появился более устойчивый источник обеспечения, нежели собирательство.

Неолит период бури и натиска в доместикации. Все те животные, которых начал одомашнивать неолитический человек корова, бык, овца, коза, свинья, разные породы птиц разводят и сегодня. В наши дни, как 7 тыс. лет назад, эти животные дают человеку мясо, молоко, масло и сыр.
Размещено на реф.рф
Однако, первые земледельцы изначально использовали только мясо, шкуры и шерсть и лишь спустя некоторое время по достоинству оценили и включили в свой рацион питания молоко. Одомашненные лошади и крупный рогатый скот имели ещё одно преимущество. Кроме мяса, шерсти, шкуры и молока, они давали человеку свою энергию, став рабочим скотом и транспортным средством. Приручив лошадь, человек получил возможность стремительного преодоления огромных пространств. Без лошади трудно представить процесс развития цивилизации. К концу неолита в доместикации наступило некоторое затишье. Был уже создан своего рода грандиозный золотой фонд домашних животных и началось их распространение по Земле.

Таким образом, в эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Усилилась неравномерность в историческом развитии, и человечество пошло в цивилизацию разными путями и разными темпами.

В неолите сам процесс перехода к земледелию скотоводству был куда более сложным, чем, к примеру, переход от палеолита к мезолиту. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока ещё не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер.
Размещено на реф.рф
Так, где природные условия не способствовали возникновению и развитию земледелия и скотоводства, неолитический человек вел образ жизни своих предков палеолитических и мезолитических охотников и рыболовов. Высокоорганизованная охота и рыболовство ещё долго были основным или даже единственным видом хозяйства. Многие охотники и рыболовы не знали земледелия даже как вспомогательного вида хозяйствования. Если к конце неолита в Месопотамии, Египте, в Индии и Китае преобладало земледелие, то в Европе оно было развито значительно меньше, а в остальных областях земного шара вообще находилось в зачаточном состоянии. На первых порах производящее хозяйство сочеталось с присваивающим. Но каждая последующая эпоха способствовала развитию земледелия, скотоводство и рыболовства, а охоту и собирательство все более и более сводила на нет.

Неолитическая революция – это произошедший в эпоху неолита (нового каменного века, 8 – 5 тысячелетия до нашей эры) переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и скотоводство), создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.

По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 - 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад.

Одомашнивание коз и овец, научились выращивать пшеницу, ячмень и горох. На территории Передней Азии все это к 7-6 тысячелетию до н.э.

Данное явление стало объектом изучения исследователей в 19-ом веке, а Гордон Чайлд в середине ХХ века переосмыслил его и ввел само понятие «неолитическая революция», которая, кроме появления производящего хозяйства, включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности - атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.

Другие изменения:

Специализация культуры имеет ещё одну сторону - она сама является важнейшим фактором роста производительности труда. Теперь работник материального производства заинтересован в производстве не только необходимого, но и избыточного продукта с тем, чтобы обменять его на услугу, продукт духовной деятельности - шамана, колдуна, певца, сказителя, врачевателя и т. д. В то же время, последние заинтересованы в производстве продукции, востребованной производителями материальных благ, что является важнейшим стимулом для духовного творчества.

С переходом к земледелию и скотоводству объектом поклонения стали иные боги - ответственные за производство, создатели - творцы, демиурги - порождающие новый продукт: зерно, животных и самого человека. Создаются и иные праздники: сельскохозяйственного цикла у земледельцев, природного цикла обновления степей и домашних животных - у скотоводов. Объекты поклонения приобретают зооморфную, а позднее антропоморфную форму. Важную роль начинают играть солярные (солнечные) и астральные (звёздные) культы.

Итак, последствия неолитической революции:

· Появление новых орудий труда из камня, полированных, тщательно отделанных, многофункциональных

· Регулирование возделывание злаков и выращивание животных

· Второе разделение труда (после земледелия и скотоводства) – выделение ремесла (гончарное производство, прядение, ткачество)

· Появление пахотного земледелия (изобретение сохи и плуга) С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье.

· Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы индивидуального (семейного) хоз-ва и появляются зачатки частной собственности на землю

· От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство).

· Создание постоянных поселений, деревень, городищ (предшественников городов), т.к. захоронения производились в/под жилищами + ведение с/х работ; выделение строительства как особой сферы хоз деятельности

· Управление – особая сфера труда (зачатки администрации, власти вождя)

· Переход к соседской общине, расслоение внутри общины

· Формирование крупных межобщинных объединений – племен, особенно в районах орошаемого земледелия; расширение военных столкновений между ними

· Усложнение и дифференциация религиозных верований, возникновение племенных богов, формирование политеизма (многобожия)

Внутри соседского коллектива произошло выделение знатных семей, возвысившихся над родовыми общинниками. В свою очередь, среди простых общинников постепенно выделялись, с одной стороны, зажиточные крестьяне, а с другой – бедняки, искавшие приемлемые условия существования и социальную защиту у влиятельных и богатых семей. Все это привело к созданию сложной системы личностных форм связей и подчинения, которые откладывали существенный отпечаток на социально-экономические отношения. Значит, это все предпосылки для появления первых цивилизаций.

(ПРО ЦИВИЛИЗАЦИИ НЕ НАДО – она не говорила ничего подобного!!)

В X – IX тыс. до н.э. наметился переход к качественно новому этапу развития каменного века, получившему название неолита – нового каменного века. Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью. Жизнь родовой общины стала более обеспеченной, стабильной, люди стали меньше зависеть от природной среды, значительно повысилось общественное благосостояние.

В III тыс. до н.э. появились колесные перевозки. Скорость передвижения людей увеличилась в 10 раз (с 3,7 до 35-38 км/ч). Появилась возможность для далеких миграций значительных масс людей и целых этносов.

Становление производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стимулировало развитие биологических знаний и в первую очередь это связано с доместикацией. Одомашнивание животных и растений предполагает использование фундаментального биологического явления – искусственного отбора (селекции). Люди были еще очень далеки от понимания сущности искусственного отбора, но уже умели использовать этот метод для совершенствования своей хозяйственной деятельности. Опыт селекции передается из поколения в поколение.

Первичными очагами земледелия и скотоводства являлись (в разное время): Передняя Азия, Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Центральная Америка, Южная Америка.

Первым злаком, который люди одомашнили был ячмень. В X – VIII тыс. до н.э. его уже сеяли в Малой Азии и Палестине. Во второй половине VII – первой половине VI тыс. до н.э. культивировались уже 14 видов растений, среди которых главную роль играли пшеница, ячмень и горох.

Скотоводство сложилось на две тысячи лет позже. В VII – VI тыс. до н.э. в Средней Азии, Северной Африке и на Балканах были одомашнены продуктовые животные, поставщики мяса. Позже были одомашнены тягловые животные (осел, верблюд V тыс. до н.э., северный олень, лошадь IV тыс. до н.э.), которые были основным источником механических усилий до появления первых машин. Уже на самых начальных стадиях скотоводства стихийно возникает отбор лучших особей на племя.

Неолитическая революция была первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых появилась цивилизация, а вместе с ней и наука.

Предпосылки становление науки.

Мифологические образы периодического вмешательства хаотических сил в космическую организацию со временем трансформировались в систему представлений о мировых циклах. Такая система впоследствии вошла почти во все ранние философские учения. Появилось понятие мировой катастрофы, которое представляет собой переход от одного космического цикла к другому.

Представления о мировой космической катастрофе были связаны с новыми структурами сознания – абстрактными категориями будущего, пространства, времени и космоса.

Развитие критической функции мышления, самосознания, установки на обоснования знания, становление всеобщих понятий, категорий мышления («бытие», «ничто», «пространство», «сущее», «несущее» и т.д.) выступили познавательными предпосылками генезиса науки. Эти предпосылки формировались в процессе разрешения противоречий в системе сознания:

А) между мифологическим видением мира и накапливающимся рациональным знанием, абстрактным мышлением;

Б) самой системе мифологии – между различными противоречащими друг другу мифами как следствие рационального упорядочения и систематизации мифологии;

В) между рациональными знаниями и возрастающими потребностями в таких знаниях.

Разрешение этих противоречий осуществлялось посредством:

    систематизации и логического упорядочения мифов;

    накопления обобщения и систематизации рациональных знаний;

    развития абстрактного мышления, категориального аппарата сознания;

    критической функции мозга;

    сферы самосознания.

Сложились следующие познавательные предпосылки становления науки:

    систематизация мифов;

    накопление и обобщение рациональных знаний;

(эти три предпосылки сложились уже в первых цивилизациях Древнего Востока – Древнем Египте и Древнем Вавилоне)

4. идея рационального обоснования знания как важнейшее условие возникновения теоретического самосознания – формируется в древнегреческой цивилизации.

    Биологические знания в государствах Азии и Восточного Средиземноморья.

Древнейшие (IV тысячелетие до н.э.) сведения о биологических объектах в Месопотамии содержатся в клинописных табличках. Во многих из них приводятся списки животных и растений. Народы Месопотамии делили животный мир на «рыб», т.е. водных животных вообще, членистых, змей, птиц и четвероногих. Среди четвероногих они различали плотоядных (собаки, гиены, львы) и травоядных (ослы, лошади, верблюды). Растения подразделяли на деревья, овощи, пряности, лекарственные травы. В вавилонских и ассирийских медицинских табличках описаны различные болезни и способы их лечения, однако сведения о строении и деятельности органов человека отсутствуют. По мнению вавилонян, жизнь связана с кровью, а печень – главный орган жизни, содержащий запас крови. Органом мышления считали сердце.

Значительные успехи были достигнуты народами Месопотамии при выведении новых пород домашних животных, в частности верховых лошадей. В XIV в. до н.э. (в Хеттском государстве) Киккули из Митаннии (область в Малой Азии в верховьях Евфрата) написал трактат о коневодстве, который является самой древней из дошедших до нас рукописей, полностью посвященной биологической теме, и вероятно, одно из самых первых сочинений по биологии, сохранивших имя автора – Киккули из Митаннии.

В Месопотамии были выведены крупные породы ослов, рабочих лошадей, овец и крупного рогатого скота. Здесь, а также в некоторых других странах Азии и Европы скрещивали домашний рогатый скот с диким туром. Путем спаривания осла с кобылой впервые был получен мул. В Древней Месопотамии было открыто искусственное опыление финиковой пальмы, которое привело к получению большого разнообразия этого дерева.

Биологические знания и воззрения Египта очень близки к представлениям ассиро-вавилонян. В так называемом папирусе Эберса, датируемым XVI в. до н. э., содержится уже довольно дифференцированная анатомическая терминология, связанная с описанием заболеваний различных органов. Египтяне считали, что сердце является важнейшим органом тела, а биение пульса показывает, что «голос сердца может быть услышан во всех членах». В папирусе Эберса перечислено большое число лекарственных растений, простой перечень которых, показывает, как много культурных растений было освоено в древнем Египте. Больших успехов достигло земледелие: египтяне культивировали в то время несколько видов хлебных злаков, множество различных овощей, фруктовых деревьев, лен и маслину. В Египте разводили крупный рогатый скот, лошадей, ослов, овец, коз, свиней. Были одомашнены одногорбный верблюд, несколько видов антилоп, кошка, гуси, утки, лебеди, голуби. Из Индии были завезены куры. Подобно китайцам, египтяне практиковали инкубацию куриных яиц в особого рода печках.

Благодаря селекции было выведено много новых пород животных и растений, заложена база современной аграрной культуры. Развитие скотоводства позволило освоить новые зоологические, ветеринарные знания и навыки. Развитие земледелия способствовало накоплению ботанических, агрохимических и гидротехнических (в связи с мелиорацией и ирригацией) знаний.

В эпоху класообразования от системы биологических знаний постепенно отделилась медицина. Основой этого процесса является изменение отношения к человеку. Человек начинает осознавать свое кардинальное отличие не только от природы, ее предметов и процессов, но и от других людей. Человек осознает себя как самоценное существо. В сознании появляются новые элементы, представляющие собой зачаточные формы смысложизненных ориентиров. Человек впервые сталкивается с проблемой своего существования. А это значит, что и поддержание жизни человека, его работоспособности приобретает особую ценность и значимость. Приоритетной сферой деятельности становится медицинская практика. Развивается древнейшая традиция лечебного применения средств растительного происхождения (травы, цветы, плоды, кора деревьев и т.д.) и средств минерального и животного происхождения (жир, части организмов животных и др.). Создаются приемы санитарии и гигиены, появляются физиотерапевтические процедуры, массаж, иглотерапия, диетика, разрабатываются новые хирургические приемы и соответственно металлические хирургические инструменты (скальпель, щипцы и др.). Совершенствуется акушерство – одна из первых медицинских специальностей.

    Биологические знания в Индии и Китае.

Древние обитатели Индии уже в середине III тысячелетия до н.э. выращивали много культурных растений и разводили рогатый скот, собак, голубей. В Индии впервые были одомашнены куры, и уже в глубокой древности был приручен слон.

Анатомия, физиология и эмбриология вызывали к себе интерес в Индии только в связи с медициной, которая в течение очень долгого времени носила магико-религиозный характер. Но уже с VIII века до н.э. начинает проявляться тенденция к обособлению медицины от религии магии. Она получила широкое выражение в одном из главных медицинских сочинений индийцев «Аюр-веды» (VI в. до н.э.). В индийских медицинских сочинениях VI – I вв. до н.э. проводилась мысль о наличии у живых существ неизменных наследственных качеств, которыми объясняется сходство детей с родителями. Великие памятники индийского народного эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», восходящие к VI – V вв.до н.э. донесли до нас яркие образы точных описаний явлений природы. Они содержат многие сведения по экологии животных и растений, описания их образа жизни.

Уже в первом тысячелетии до н.э. в индийской философии возникли материалистические течения, согласно которым единственным источником познания мира является восприятие органами чувств предметов внешнего мира, помимо которых в природе ничего не существует. Из комбинаций четырех материальных элементов (земли, воды, воздуха и огня) образуются все тела природы, в том числе и живые организмы – растения и животные. После смерти они распадаются на те же элементы.

Одним из крупнейших очагов возникновения многих важных видов культурных растений и домашних животных был древний Китай. В течение почти всего II тысячелетия до н.э. в Китае существовало очень интенсивное земледельческое и скотоводческое хозяйство. Разведение шелковичного червя началось здесь.

В древнейших китайских натурфилософских сочинениях, созданных в IX – VII вв. до н.э., развивались представления о том, что все вещи состоят из полярных по своей природе материальных частиц. При их взаимодействии возникают пять основных стихий, или элементов – вода, дерево, огонь, земля и металл, - которые дают начало всему многообразию мира, включая растения, животных и человека.

Анатомия в Китае вследствие действовавшего на протяжении тысячелетий строгого запрета касаться ножом как живого, так и мертвого тела была до крайности примитивной: расположение и форму органов знали лишь в самых общих чертах.