Какие рифмы использует поэт в стихотворение берёзы рубцов

Стихотворение «Березы» - грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой. Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, чита­тель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав дру­гую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов не знал, где похоронена мать: она умерла в Воло­где во время эпидемии в годы войны и похоронена была в брат­ской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами. Поэт не боится традиционной рифмы «березы - слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы - слезы» и «берез - слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звуча­нию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья пада­ют с берез»). Наряду с листопадом - центральным образом звучаще­го мира - в этом стихотворении важен элегический на­строй лирического героя, противоречивость чувств которо­го Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»). Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчест­ва поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ве­тер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоми­нает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, кото­рой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя вы­двигается при этом на передний план. Эту же предельную ис­кренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства. Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотво­рении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творче­стве Н. Рубцова в целом. Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта. Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдох­новения к самым острым душевным переживаниям и стремил­ся запечатлеть их в поэтической форме.

Конспект открытого урока по литературному чтению

В 4 «А» классе

Николай Рубцов «Березы».

Учитель: Дзотцоева Л Б

Дигора

2016г

Цели: - формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности

Развивать эмоциональную отзывчивость, воображение, умение представлять картину, нарисованную автором, понимать его чувства

Развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление.

Учебные задачи

Учить слушать стихотворения о природе русских поэтов;

Воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;

Учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

Высказывать своё отношение к прослушанному произведению;

Называть стихотворение, определять тему;

Оборудование: презентация, видеоролик, листы самооценки, конверты с заданиями для групп.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, друзья! .

Какое у вас настроение?

Мне тоже радостно от встречи с вами.

Нам сегодня предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, а сопровождать нас будут музыка и живопись. Работать нужно внимательно, потому что в конце урока вы будете заполнять «лестницу достижений».

II. Актуализация, мотивация, целеполагание.

Картины-слайды о березе, последняя картина Левитана «Березовая роща».

2). Исследовательская работа (фронтальная работа)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о березе)

Да, березка – это милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины, ее издавна считают символом России. Воспета она в музыке, живописи и конечно, поэзии.

Что вы видите на картине?

Как вы думаете, нравится ли картина автору?

Да, я согласна, художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой русской природы и русской березы.

III. Вступительное слово учителя.

А сколько стихов о ней сложено!

Какие стихи о березе вы помните? Тогда я вам помогу (отрывок стих-я на слайде)

Да, ребята, береза вдохновила на творчество, не только художников и музыкантов, но и простого мальчишку, ставшего впоследствии известным русским поэтом.

Многие знают его имя! Я думаю, что и вы знакомы с Николаем Михайловичем Рубцовым.

(фото Николая Рубцова)

Простой деревенский мальчишка, воспитывавшийся в детском доме в трудное послевоенное время. Яркими впечатлениями, которые запали запали в душу маленького Николая, были простые русские березки под его окном. И даже через много лет эти воспоминания его не оставили. Береза у Рубцова – символ связи времен, символ родного дома. Так и появилось стихотворение «Березы». Это тема нашего урока. Мы познакомимся с произведением и раскроем его идею и смысл.

IV. Первичное восприятие произведения.

Послушайте стихотворение и попробуйте понять, какие чувства хотел передать поэт? (Чтение учителем)

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

V. Беседа. Эмоциональный настрой.

Какие чувства хотел передать поэт?

Понравилось ли вам стихотворение?

А что вам понравилось?

Ну, если понравилось, то прочитаем его еще раз и отметим слова, значение ко-торых не понятны.

VI. Словарная работа.

Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?

ОГРАД, (ПРОЗА, НЕВОЛЬНО, ОЧНЕТСЯ)

Кто может объяснить значение этого слова?

Давайте обратимся к словарю. (Работа со словарем и зачитывание значение слов оград и невольно).

VII. Физминутка.

VIII. Анализ содержания стихотворения.

Ребята, а сейчас у меня просьба – прочитайте еще раз это произведение и я задам вам вопросы, поэтому читайте вдумчиво.

О чем оно?

Только ли тема березы затронута в стихотворении?

О РОДИНЕ….. Найдите слова в тексте.

О ДЕТСТВЕ……Найдите в тексте.

О ГИБЕЛИ ОТЦА…. Найдите в тексте.

А какие слова украшают это стихотворение?

(ЭПИТЕТЫ- На слайде

Олицетворения – на слайде

Сравнения – на слайде)

Так какие воспоминания пробуждают березы? (вспоминает детство, берёзу над могилой матери, гибель отца на войне)

Почему при виде берез у поэта набегают слезы? Как поэт сам отвечает на этот вопрос? (с первых лет я с ними жил и рос)

Как вы думаете, что хотел показать поэт, создавая стихотворение? (Хотел пробудить в наших душах самые сокровенные нежные струны, умение сопереживать, видеть красоту природы, сострадание, любить свою Родину так, как любил её он)

Правильно, ребята, даже тот момент, который вызвал у вас чувство жалости, говорит о том, что вы – вы солидарны с автором.

Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдохновения к острым душевным переживаниям и стремился запечатлеть их в поэтической форме.

IX . Работа над выразительным чтением.

Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача – научиться читать это стихотворение так, чтобы передать душевное состояние.

От чьего имени написано это произведение?

Да, ребята, это грустный рассказ лирического героя о себе.

А почему оно плавно и мелодично? (Потому что использованы рифмы).

А что такое рифма?

Назовите рифмующиеся слова в этом произведении.

Я предлагаю провести конкурс чтецов. (2 человека)

Молодцы, ребята, вы были выразительны.

X. Работа с проектами .

А сейчас я снова предлагаю вам поработать в группах.

Нарисовать иллюстрацию к произведению Н. Рубцова «Березы».

А если у кого-то из вас возникнет желание, может сочинить несколько строк к своей работе.

(Выполнение работы под музыку)

Защита работ.

XI. Рефлексия.

  • Ребята, мы познакомились с произведением Н. Рубцова «Березы». Береза – прекрасное, исконно русское дерево. Поделитесь вашими ощущениями от урока.

XII. Домашнее задание.

Дома попробуйте выучить стихотворение «Березы» наизусть или выразительно прочитать и нарисовать иллюстрацию.

XIII. Стихотворение Рубцова «Березы» затронуло самые сокровенные струны моего сердца.

Приложите свою ладошку на грудь, послушайте… А вашего?

Урок окончен.


«Березы» Николай Рубцов

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад…

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…

Анализ стихотворения Рубцова «Березы»

Береза – исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным утешением тем, кто потерял своих близких.

В русской поэзии береза является одним из знаковых литературных образов, неким связующим звеном между всем тем, что так дорого простому человеку. Это дерево всегда ассоциируется с родным краем и вызывает ностальгические воспоминания. В частности, поэт Николай Рубцов в своем одноименном стихотворении, написанном в 1957 году, признается, что шорох падающих березовых листьев вызывает у него слезы на глазах. «Станет как-то радостно и больно, будто кто-то шепчет о любви», — отмечает автор.

В воспоминаниях поэта береза ассоциируется не столько с радостными, сколько с печальными событиями . Хотя бы потому, что это дерево высажено на могиле умершей матери, которая ушла из жизни, когда Николаю Рубцов было всего 6 лет. И именно с осенним березовым листопадом связано известие о том, что «на войне отца убила пуля».

В тот момент, когда создавалось это произведение, Николая Рубцов уже знал о том, что его отце не погиб на фронте, а вернулся после войны в другой город, где обзавелся новой семьей. При этом вчерашний фронтовик даже не вспомнил о своем единственном сыне, который был отдан на воспитание в детский дом после смерти матери. Поэтому автор предпочитает считать отца погибшим, но эту душевную рану он так и не сможет залечить. И каждый раз, видя, как шумят березы, Николай Рубцов вспоминает, в том числе, и о предательстве отца, которого мысленно успел оплакать и похоронить.

В последней строфе стихотворения поэт обращается к родине со словами: «Русь моя, люблю твои березы!». В этой фразе заложен очень глубинный философский смысл, который раскрывает суть славянской души. Русский человек всегда легко забывает хорошее, но долго помнит то, что причинило ему боль. И именно за это качество Николай Рубцов так трепетно относится к березам, потому что при виде их у него «набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез». А значит, он продолжает жить, любить и ненавидеть, чувствовать, страдать и помнить о том, что вопреки всему остается человеком, который с гордостью несет свой жизненный крест и не ждет милости от судьбы, принимая выпавшие на свою долю испытания с мужеством и благородством.

5 389 0

Береза – исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным утешением тем, кто потерял своих близких.

В русской поэзии береза является одним из знаковых литературных образов, неким связующим звеном между всем тем, что так дорого простому человеку. Это дерево всегда ассоциируется с родным краем и вызывает ностальгические воспоминания. В частности, в своем одноименном стихотворении, написанном в 1957 году, признается, что шорох падающих березовых листьев вызывает у него слезы на глазах. «Станет как-то радостно и больно, будто кто-то шепчет о любви», - отмечает автор.

В воспоминаниях поэта береза ассоциируется не столько с радостными, сколько с печальными событиями. Хотя бы потому, что это дерево высажено на могиле умершей матери, которая ушла из жизни, когда Николаю Рубцов было всего 6 лет. И именно с осенним березовым листопадом связано известие о том, что «на войне отца убила пуля».

В тот момент, когда создавалось это произведение, уже знал о том, что его отце не погиб на фронте, а вернулся после войны в другой город, где обзавелся новой семьей. При этом вчерашний фронтовик даже не вспомнил о своем единственном сыне, который был отдан на воспитание в детский дом после смерти матери. Поэтому автор предпочитает считать отца погибшим, но эту душевную рану он так и не сможет залечить. И каждый раз, видя, как шумят березы, Николай Рубцов вспоминает, в том числе, и о предательстве отца, которого мысленно успел оплакать и похоронить.

В последней строфе стихотворения поэт обращается к родине со словами: «Русь моя, люблю твои березы!». В этой фразе заложен очень глубинный философский смысл, который раскрывает суть славянской души. Русский человек всегда легко забывает хорошее, но долго помнит то, что причинило ему боль. И именно за это качество Николай Рубцов так трепетно относится к березам, потому что при виде их у него «набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез». А значит, он продолжает жить, любить и ненавидеть, чувствовать, страдать и помнить о том, что вопреки всему остается человеком, который с гордостью несет свой жизненный крест и не ждет милости от судьбы, принимая выпавшие на свою долю испытания с мужеством и благородством.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Стихотворение «Березы» - грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.

Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, чита­тель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав дру­гую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов гге знал, где похоронена мать: она умерла в Воло­где во время эпидемии в годы войны и похоронена была в брат­ской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.

Поэт не боится традиционной рифмы «березы - слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы - слезы» и «берез - слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звуча­нию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья пада­ют с берез»).

Наряду с листопадом - центральным образом звучаще­го мира - в этом стихотворении важен элегический на­строй лирического героя, противоречивость чувств которо­го Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).

Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчест­ва поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ве­тер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоми­нает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, кото­рой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя вы­двигается при этом на передний план. Эту же предельную ис­кренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства.

Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотво­рении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творче­стве Н. Рубцова в целом.