Как поставить дикцию самостоятельно в домашних условиях. Упражнения для дикции . Слушание своего голоса по диктофонным записям

Грамотная, хорошо поставленная речь - непременный атрибут любого руководителя или человека, общающегося с широкой аудиторией. При этом важно не только быть отлично осведомленным относительно предмета общения и уметь донести до слушателей все основные мысли беседы, но и владеть навыками владения речевым аппаратом и обладать сильным голосом (посылом), способным достичь самых отдаленных уголков большого зала.

Основные компоненты профессиональной дикции
  • Речевая грамотность.
  • Хорошо развитый артикуляционный (речевой) аппарат. Он включает в себя подвижность мышц языка, губ, а также отсутствие челюстных зажимов.
  • Отсутствие речевых дефектов, к которым относятся: заикание, ротацизм (картавость) и сигматизм (погрешности в произношении свистящих или шипящих звуков)
  • Правильно поставленное дыхание как фактор, влияющий на длительность произношения большого объема информации без вынужденных пауз, а также на силу голосового посыла.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
Для достижения быстрого результата такие занятия рекомендуется проводить ежедневно и как можно чаще, при наличии благоприятных условий (наличие теплого помещения, отсутствие посторонних и несколько минут свободного времени). Упражнения дают больший эффект, если проводятся комплексно.
  1. «Хоботок». Вытягивайте губы трубочкой как можно сильнее. Вращайте «хоботком» поочередно по часовой стрелке и против нее. Повторите 10-12 раз.
  2. «Улыбка». Растяните губы как можно шире, зафиксировав их в таком положении на несколько секунд. Расслабьте мышцы рта и повторите упражнение еще 8-10 раз.
  3. Чередование «хоботка» с «улыбкой». При этом выдерживайте время, фиксируя губя в исходном и последующих положениях. Сделайте такое упражнение 6-8 раз.
  4. «Перекресток». Приоткройте рот и широко улыбнитесь. Кончиком языка перекрестно касайтесь уголков рту и верхних и нижних передних зубов. Повторите 10-12 раз.
  5. «Лопатка и укол». Приоткройте рот и, широко улыбнувшись, положите язык на нижнюю губу, стараясь расслабить его как можно сильнее. Подержите язык в таком положении 5-6 секунд, после чего напрягите язык и совершите им несколько «колющих» движений. Сделайте 8-10 повторов.
Исправление картавости
Вопреки общепринятому мнению, картавость в большинстве случаев достаточно легко исправима даже у взрослых людей. Чаще всего ее причина кроется в слаборазвитой подвижности языка. Поэтому сочетайте основные упражнения по исправлению ротацизма с тренингами по развитию двигательной активности языка.
  1. Щелканье языком, или - цоканье. Вспомните пример из детства, когда мы подражали таким образом цоканью конских копыт. Повторяйте упражнение в разном темпе в течение 1-2 минут, следя за тем, чтобы кончик языка не заворачивался вниз.
  2. «Автомобиль». Длительно произносите звук «Д», подложив под язык ручку от зубной щетки и создавая ею легкие вибрации, в результате которых звук станет произноситься как «ДР». По прошествии 1-2 недель попробуйте делать это упражнение без помощи постороннего предмета, и очень скоро «ДР» станет звучать как четкое «Р». Длительность этого упражнения должна быть примерно около 1 минуты.
  3. «Трактор». Этот, на первый взгляд, незатейливый тренинг, на практике оказывается очень действенным. Произносите слово «трактор», акцентируя внимание на звуке «Р» в первом слоге этого слова. Повторяйте тренинг ежедневно при каждом удобном случае, и результат не заставит себя ждать.
Исправление сигматизма
  • Для того, чтобы «приучить» язык находиться в переднем межзубном пространстве, начинайте тренинги с задувания свечи или дутья на срез листа бумаги. Старайтесь заводить при этом кончик языка за нижние резцы. Вначале звук будет произноситься шепеляво, но когда ваш язык привыкнет верно направлять воздушную струю, постепенно начнут происходить изменения звука ближе к «С».
  • Произносите слоги, начинающиеся со звука «С» с последующей мягкой гласной (ся, сю, си, се); когда вы получите положительный эффект в произношении, переходите на слоги с твердой гласной (са, су, сы, со, сэ)
  • Закрепив верное звучание звука «С», можно переходить к работе над звуками «З» и «Ц», по тому же принципу, что и с работой над «С».
Лечение заикания
Причиной спонтанного заикания обычно является страх перед общением - и, как следствие, внутренняя фиксация на этом дефекте, еще более усугубляющая положение логопата (человека, страдающего тем или иным дефектом речи). Если вы хотите решить эту проблему без помощи специалиста, попробуйте следующие методы:
  1. Медитативное чтение. Включите расслабляющую музыку без голосового фона, создайте расслабляющую обстановку в помещении и не спеша читайте наизусть стихотворение (лучше всего написанное в форме гекзаметра). Проводите такие тренинги ежедневно по вечерам, когда вы свободны от дел и проблем. Уделяйте занятиям 15-20 минут ежедневно. Спустя 2-3 недели попробуйте читать текст без музыки в том же медленном темпе. Со временем ваша речь приобретет плавность и размеренность.
  2. Отличное средство при избавлении от заикания - пение. Составьте для себя «репертуар» из напевных мелодий, предпочтительно фольклорных песен, и проводите песенные тренинги в свободное время.
  3. При общении научитесь находить паузы для того, чтобы собраться с мыслями. Четко сформулированная заранее мысль избавит вас от страха оказаться непонятым и позволит четко изложить свое мнение.
Правильное владение дыханием и силой голоса
Для того, чтобы овладеть техникой голосового посыла, важно уметь пользоваться своим дыханием. Очень хорошие результаты дает специально разработанная методика А. Н. Стрельниковой, которую активно используют актеры, политики и другие люди, деятельность которых напрямую связана с публичным общением. Поскольку этот метод требует глубокого изучения, обратитесь непосредственно к авторской работе, которую вы легко найдете в интернете.
Профессиональная, четкая дикция - это достижимо, важно лишь верить в результат и стремиться к своей цели!

Когда вы слушаете другого человека, первое, что воспринимает и анализирует ваш мозг, – это не слова, не смысл сказанного, а интонация, тембр и скорость речи. Если голос неприятный, что бы ни говорил собеседник, вы будете отгораживаться от него, относиться к сказанному им с сомнением и недоверием, воспринимать сказанное в штыки. Если интонации неуверенные, то собеседник не убедит вас в своей правоте, даже если на его стороне – сотня блестящих аргументов. Мы устроены так, что считываем невербальную информацию намного быстрее вербальной, и невербальное восприятие влияет на нас даже сильнее, чем мы можем себе представить. В конце концов, с точки зрения эволюции умение человека общаться словами – новинка. А вот восприятие интонации, тембра, мимики и жестов глубоко укоренено в нашей природе. Ребенка нужно учить говорить, но его не нужно учить понимать, что мама с папой злятся. Поэтому, если вы хотите стать хорошим оратором, работайте над звучанием голоса, интонациями, тембром и темпом речи.

Почему слушатели вам не верят

Вы провели презентацию: написали хороший текст, подобрали яркую визуальную составляющую, надели лучший костюм, долго готовились. Но аудиторию не убедили, потому что ваш голос звучал неуверенно. Подсознательно люди воспринимают как неуверенность или неискренность такие невербальные сигналы:
  • Частое покашливание.
  • Спазмы голоса.
  • Нервные смешки.
  • Выражение лица и интонации, которые не соответствуют сказанному.
Вы кашляли, потому что были простужены. Голос срывался из-за того, что вы устали. Шутками и смешками вы хотели разрядить обстановку. Объяснения не имеют значения для слушателей. Они сами не поняли, почему не поверили вам. Как бы ни складывались обстоятельства, избегайте четырех перечисленных сигналов, а для этого работайте над своими голосовыми возможностями. Слово – ваш инструмент, и он всегда должен быть всегда в хорошем состоянии.

Что делать, чтобы вам верили: голосовые упражнения

1.Читайте четверостишия «с умом». Выбирайте любые четверостишия, которые вам нравятся, и читайте их вслух. Сначала произносите каждую строку на одном выдохе, а между строками добирайте воздух. Потом читайте по две строки на выдохе. Наконец, произносите четверостишие на одном выдохе. Выполняйте упражнение в строгой последовательности: одна строка, две строки, четыре строки на одном выдохе. Читайте без напряжения, пускай слова льются свободно и естественно, в комфортном для вас темпе.

Примеры четверостиший для тренировок:

Я боюсь потерять это светлое чудо, что в глазах твоих влажных застыло в молчанье, я боюсь этой ночи, в которой не буду прикасаться лицом к твоей розе дыханья. (Федерико Гарсиа Лорка) Луна не знает, что она луна, И светится, не ведая об этом. Песок песку непостижим. Предметам Не осознать, что форма им дана. (Хорхе Луис Борхес) Забыть ли старую любовь И не грустить о ней? Забыть ли старую любовь И дружбу прежних дней? (Роберт Бернс) 2.Читайте вслух стихи, на полтора тона повышая каждую строку. Громкость и интонация должны подниматься вверх по строчкам, как по ступенькам. Лучше, если стихотворение будет завершаться восклицательным предложением, но это не обязательно. Для начала подбирайте короткие стихи, потом можете читать таким образом длинные, но заранее рассчитывайте начальную громкость, чтобы на последней строке речь не срывалась. Пример стихотворения: Где-то в пещере, в прибрежном краю, Горе свое от людей утаю. Там я обдумаю Злую судьбу мою, Злую, угрюмую участь мою. Лживая женщина, клятвам твоим Время пришло разлететься как дым. Смейся с возлюбленным Ты над загубленным, Над обесславленным счастьем моим! (Роберт Бернс) 3.Выберите для тренировок текст, содержание которого даст вам возможность продемонстрировать разные выразительные средства: силу, высоту, тембр, изменения темпа. Я не буду приводить отрывок, потому что он должен быть достаточно большим: не меньше страницы стихотворного текста и не меньше половины страницы прозы. Сначала прочитайте текст про себя, проанализируйте его: о чем текст, с какой интонацией его следует читать. Желательно, чтобы в отрывке были диалоги: авторский текст читайте спокойно, а вот каждому персонажу, который высказывается, придумайте свой тембр, регистр и интонации. Отработайте отрывок, чтобы он звучал одновременно и выразительно, и без напряжения. 4.Используйте упражнения, построенные на междометиях. Профессиональные дикторы используют такие понятия, как «опора звука», «звонкость», «свобода мышц нижней челюсти». Все это компоненты благозвучного звучания речи, и все они тренируются с помощью междометий. Дело в том, что междометия произносятся естественно и непринужденно, это помогает найти основной тон своего голоса. Поэтому читайте короткие стихи с междометиями: Например: Ах! Свободный я какой! Так и льется голос мой! 5.Тренируйте правильное направление звука и четкость произношение. Для этого используйте скороговорки для каждого согласного звука. Не забывайте, что скороговорки нужно читать медленно, с преувеличенно четкой, нарочитой артикуляцией. Даже если можете произнести скороговорку быстро, сначала прочтите ее намного медленнее естественного темпа. Подбирайте скороговорки группами для постановки похожих звуков: «б» и «п», «з» и «с», «д» и «т». В беглой речи эти звуки звучат похоже, и если у вас плохая дикция, слушатели будут их путать.

Для тренировки звуков «б» и «п»:

Был бы бык, а мясо будет. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Для четкого произношения «в» и «ф»:

Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойдет к Лавру – Лавру про Фрола наврет.

Для правильного произношения «г», «к» и «х»:

Хихоньки да хахоньки – доходишки махоньки. Ни себе не гож, ни людям не пригож.

Для звуков «л» и «ль»:

Маленькое дело лучше любого безделья. Клава клала лук на полку, угощала им Николку.

Для звуков «ч» и «щ»:

Чешуя у щучки, щетинки у чушки. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Почему пора поработать над дикцией

Дикция – правильное произношение звуков и слов. Еще совсем недавно артикуляцию называли «вежливостью актера». Но сейчас можно слыть хорошим оратором, даже если у вас есть дефекты дикции: если уж популярные актеры и вокалисты не всегда исправляют дикцию, то чего требовать от людей, чья работа не связана напрямую с речью? Но если вы не выговариваете отдельные звуки, вас сложнее понять. А значит, потребуется больше усилий, фантазии, опыта, чтобы завладеть вниманием аудитории и расположить ее к себе. Поэтому я всегда рекомендую исправить дефекты произношения. Иногда исправить дикцию можно только под руководством логопеда. У большинства дефектов – физиологические или психологические причины. Если вы физически не в состоянии произнести «л», «р» или другой звук, помочь может только логопед. Но если в целом вы способны произвести звук, только в разговоре часто его глотаете или произносите неправильно, исправить положение помогут специальные упражнения для дикции:
  • Упражнение для постановки гласных звуков. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на долю секунды и на выдохе произносите согласные звуки, делая небольшую паузу после каждого: «а», «и», «о», «у», «ы», «э». Сначала артикулируйте звуки беззвучно, затем шепотом, тихо, громче и громко. Так же тренируйтесь и с йотированными звуками «е», «ё», «ю» и «я».
  • Упражнение для постановки согласных звуков. Согласные отрабатываются в слогах с гласными: «ба», «би», «бо», «бу». Принцип тот же: сделайте глубокий вдох, после короткой задержки дыхания на выдохе произносите слоги, делая между ними небольшие паузы. Постепенно присоединяйте к слогам второй и третий согласный: «бом», «бам», «бум» и так далее. Наконец, выпишите и проговаривайте по такому же принципу слова со сложными сочетаниями звуков. Сложные сочетания – это, например, три согласных подряд: взлет, брандспойт.
  • Упражнение для улучшения дикции со сложными сочетаниями согласных. Есть несколько вариантов упражнений со сложными сочетаниями звуков. Кроме того, что они тренируют дикцию, они развивают певческий голос. Вы возразите, что не собираетесь заниматься вокалом, но дело не в пении: чем лучше развиты ваши голосовые навыки, тем лучше звучат ваши выступления. И тем интереснее аудитории вас слушать. Поэтому тренируйтесь, например, с такими сочетаниями звуков:дли-тли-А тли-дли-А лилл–А (Будь внимательны, тяните второй звук «л» в сочетании). ли-лилл-А гли-А дли тли зжд (Произносите слитно, как слово, а не набор звуков). зжди-А зждр зждрр зждррр зждри-А
  • Читайте скороговорки. В отличие от упражнений на постановку правильного направления звука, чтобы улучшить дикцию, нужно проговаривать скороговорки так же, как и отдельные звуки: сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко. Темп наращивайте постепенно: сначала читайте скороговорку преувеличенно медленно, затем медленно, в естественном темпе, быстрее и быстро. Прорабатывайте скороговорки на все согласные звуки.

Как снять напряжение с дыхательной и окологортанной мускулатуры?

Вернемся к невербальным сигналам, которые мешает слушателям поверить вам: покашливание, срывающийся, слишком тихий или высокий голос, неуверенный тон – это часто результат чрезмерного напряжения мускулатуры. Для улучшения дикции и развития своих ораторских навыков используйте не только упражнения, но и специальную гимнастику.
  • Упражнение «Тяну канат». Ноги на ширине плеч. Представьте, что над вами висит канат: поднимите руки, станьте на цыпочки, сделайте вдох, а на долгом выдохе тяните невидимый канат вниз. Делайте это с усилием, сгибая руки и приседая. Должно возникнуть напряжение в мышцах шеи и грудной клетки. Повторите 3 раза беззвучно, а затем на расслаблении произносите «Ба-ба-баба».
  • «Стекает лицо». Эту гимнастику используют актеры. Представьте, что ваше лицо потекло: челюсть, язык, щеки и губы стекают вниз. Язык при этом ложится на нижнюю губу. Проведите рукой по лицу, чтобы почувствовать, насколько расслаблена нижняя челюсть. Затем наклоните голову и потрясите ей, чтобы губы и щеки завибрировали. Сначала делайте это беззвучно, а когда станет хорошо получаться, произносите «Амба-ба-ба-ба», чтобы проверить, насколько свободно звучите.
Развитие ораторских навыков и произношения зависит от вашего физического состояния, поэтому не пренебрегайте гигиеническим массажем лица, обращайте внимание на положение тела, позу. Когда вы говорите, плечи должны быть развернуты, но без напряжения, голова поднята. Неправильная поза тоже способна создавать «зажимы» мускулатуры, которые мешают свободному звучанию. Работа над развитием произношения должна быть систематической. Лучше заниматься 15-30 минут каждые 6 дней в неделю, чем по 2 часа раз в неделю. Самостоятельно тренироваться сложно: каждому человеку нужен индивидуальный комплекс занятий. Поэтому приходите в мою Школу ораторского искусства «Ораторис», и я составлю для вас подходящий план занятий. Я провожу индивидуальные и групповые уроки: на них вы узнаете не только о том, как улучшить произношение, но и как написать успешный текст выступления, как побороть страх сцены и научиться убеждать слушателей. От природы лишь некоторые владеют чётким, правильным произношением. В детском возрасте с проблемой речи сталкивается практически каждый второй ребёнок, но и решить её намного легче. Взрослый, задумывающийся о том, как улучшить дикцию, сталкивается с собственной привычкой говорить неправильно. Это усложняет работу над собой, и исправление речи занимает больше времени.

Предлагает вам 5 шагов, позволяющих улучшить качество речи. Если вы решили прорабатывать свою речь, следует бороться с желанием отложить на потом: только частые занятия дадут результат.

Шаг 1: тренируем органы артикуляции

Эти упражнения разработаны логопедами и направлены на исправление детских недостатков в произношении. Но на взрослых они действуют ничуть не хуже.

К органам артикуляции относятся губы, зубы, челюсти, нёбо, альвеолы, язык. Повторение упражнений: для детей - 5 раз, для взрослых - 25-30 раз.


  • рот открываем как можно шире, напрягая мышцы лица и шеи, удерживаем и на счёт «5» закрываем;

  • сомкнутые губы сложить в трубочку, вытянуть вперед, удержать 5-10 секунд;

  • игра в «змею»: быстро показывать и прятать язык, улыбнувшись;

  • показать язык, «протащить» его сквозь сомкнутые зубы туда-назад, массируя его;

  • поочередно надувать щеки и постукивать по ним кончиками пальцев, массируя;

  • «исследовать» рот языком: водить кончиком по нёбу, щекам, зубам;

  • качели: широко открыть рот, улыбнувшись, на счет «раз» - опустить язык на нижнюю челюсть, «два» - поднять к верхним зубам;

  • неподвижно и расслаблено удерживать высунутый язык на нижней челюсти минимум 5-10 секунд.

Для взрослого человека эта тренировка не так трудна, как для ребёнка. Если малыш устал и не хочет выполнять нужное количество повторений, можно продолжить через пару часов. Нельзя заставлять заниматься: это только усугубит ситуацию, и ребёнок попросту закроется от вас.

Шаг 2: усложнённая тренировка артикуляции

Все занятия выполняются в домашних условиях и подходят для взрослых и детей. Если ребёнок уже умеет читать или рассказывать стихи, можно адаптировать все занятия и для него.

Читать вслух, чтобы повысить чёткость речи - это отлично, но для более качественной отработки звуков рекомендуется использовать обычную пробку. Закусываем её зубами (сильно не надо, просто удерживать) и читаем книгу вслух, поём любимую песню, повторяем за диктором аудиокниги. Губы должны быть напряжены. Достаточно заниматься 10-20 минут в день.

Читаем стихотворение или книгу вслух, стараясь чётко произносить все звуки и выполняем физические упражнения. Подойдут бег, приседания, махи ногами и руками. Важно, чтобы дыхание начало сбиваться. Тогда произносить привычные слова станет тяжелее, потребуются дополнительные усилия. Лучше гимнастики и не придумаешь.

Это упражнение только для взрослых, так как детям не рекомендуется давать облизывать мелкие предметы. Нужны простые, гладкие, чистые камушки. Такие можно купить или найти в реке и прокипятить.


Кладём в рот несколько камней, чтобы говорить было сложно, и начинаем читать, разговаривать сами с собой. Такое занятие прекрасно тренирует чёткость произношения.

Произношение странных бессмыслиц даёт отличный результат. «БДТТТРЗ, ВВГГРРРРХС, МРЦЦЭПН» - важно хорошо проговаривать середину этих слов, не проглатывать окончание.

Эта зарядка позволяет быстро улучшить дикцию. Для ребёнка можно ко всему прочему посоветовать надеть на шею чистые мамины бусы на прочтой нитке, нижний конец их взять в рот и перебирать бусины языком, сначала в одну сторону, затем - в другую. Многие родители делают специальные бусы для этого упражнения, нанизывая бусины разной фактуры, размера.

Если ребёнок очень плохо говорит для своего возраста, не спешите вести его к неврологу. Посетите стоматолога для осмотра рта, измерения уздечки под языком и губами.

Шаг 3: логопедический массаж

Массаж повысит кровоток в органах речи, улучшит дикцию и чёткость речи. Прорабатывая каждый сантиметр языка, мы усиливаем кровоток, заставляем даже самые слабые части мышцы работать. Массаж можно делать и взрослым, главное - знать, как правильно.


  • для маленьких детей массаж важно проводить с общением, интересной сказкой, чтобы не допустить появление отвержения;

  • выдерживаем плавный переход от массирования лица и шеи к работе с языком;

  • движения мягкие, нежные: попеременно то поглаживаем, то стучим кончиками пальцев, чтобы получилась вибрация;

  • можно использовать для массажа языка ложечку, зубную щётку;

  • большими пальцами делаем круговые движения на обеих сторонах языка, рисуем восьмерки;

  • под язык подкладывается платок или салфетка, чтобы избежать капающей слюны.

Шаг 4: скороговорки

Про речевые упражнения с помощью скороговорок написано немало. Жаль, что многие упорно игнорируют эту простую тренировку речевого аппарата. Даже несколько повторений в день поможет в улучшении артикуляции. Добавив упражнение с камушками во рту или пробкой, можно увеличить эффект скороговорки в два раза.

Главное правило выбора текста для занятия - акцент на звуках, с которыми у ребёнка есть проблемы. Чтобы усовершенствовать занятия, можно придумывать свои скороговорки.

Шаг 5: следим за дыханием

Чтобы узнать, как обстоят дела с совершенствованием речи, очень полезно будет записать рассказ на видео или аудио. Порой нам кажется, что мы говорим чисто, но окружающим так не кажется. Для исправления речевых ошибок важно научиться полноценно дышать. Бывает, что слова и буквы путаются, потому что человек привык говорить, проглатывая половину слов. Приучите себя поддерживать ровное дыхание во время речи.

От того, как быстро мы говорим, зависит понимание нашей речи окружающими. С детьми эта проблема решается примером взрослых. Если все в семье говорят правильно, размеренно, тогда у ребёнка перед глазами будет правильный пример.

Не пренебрегайте возможностью улучшить свою речь и речь детей. Умение внятно, чётко, доступно излагать свои мысли пригодится во всех жизненных ситуациях!

Вы не сможете не обратить внимания на свою речь. В подавляющем большинстве случаев люди, начиная заниматься этим вопросом, приходят в ужас от того, как она разговаривают.

Имеется в виду конкретно произношение. Ведь все мы вырастаем в определенной языковой группе, где преобладает специфический местный говор или откровенный суржик.

По этой причине мы подготовили небольшой материал на тему развития дикции . На это нас подвигло возмущение, вызванное такими словами некоторых телеведущих, как: «пасатрел» вместо «посмотрел», «скаал» вместо «сказал» и т.п.

А ведь во все времена четкая дикция и правильная речь считались признаком образованности и развитости человека.

Именно поэтому нельзя быть или рассчитывать на , если такие простые вещи, как дикция находятся у вас на неприлично низком уровне.

К слову сказать, мы уже рассказывали про . Обратите на них внимание.

Сделаем последнее отступление. Наверняка вы слышали поговорку: «Встречают по одежке, а провожают по уму» . Это во многом справедливое замечание. То же самое касается и дикции.

Когда вы впервые встречаетесь с незнакомцем, он в первую очередь обращает внимание на вашу внешность и манеру говорить.

Если ваши слова беспорядочны, а их звучание напоминает зажеванную в магнитофоне пленку, то едва ли человек проникнется к вам симпатией или доверием после первого общения.

Поэтому важность хорошей дикции для любого человека сложно переоценить.

Как улучшить дикцию

Перед тем, как переходить к конкретным советам, нужно выяснить значение самого термина.

Дикция (от лат. dictio — произношение) — четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.

На сегодняшний день во многих крупных городах существуют различные организации, предлагающие курсы по улучшению дикции и постановке голоса.

Возможно, для кого-то это является единственным вариантом работы над собой. Однако мы уверены, что при небольшом усилии воли, вы даже в домашнем режиме сможете исправить проблемы с произношением.

Тут главное иметь упорство, желание измениться, и регулярную практику. Все остальное – дело времени.

Поэтому предлагаем вам наиболее действенные методы улучшения дикции. Ознакомьтесь с ними и начинайте действовать сейчас же.

Упражнения для дикции

Классическим примером работы надо собой является древнегреческий оратор Демосфен. Этот выдающийся грек обладал очень плохим произношением и чрезвычайно стыдился этого.

Надо сказать, что это было то время, когда ораторское мастерство, риторика и красноречие ценились едва ли не как самые высшие ценности личности.

Чтобы преодолеть себя и достигнуть успеха, Демосфен набирал в рот маленькие камешки и старался максимально четко декламировать вслух известных поэтов.

Затем он бежал на крутой подъем горы, и когда дыхания совсем не хватало, он снова читал стихи, делая невероятные усилия над собой.

Последнее его упражнение заключалось в том, чтобы перекричать морской прибой. Когда волны ударялись о берег, он что есть мочи обращался к воображаемой аудитории, продолжая рассказывать ей стихотворения.

Эти забавные и, казалось бы, глупые занятия привели к тому, что Демосфен стал одним из самых выдающихся и известных в ораторов. На сегодняшний день ни одна книга об искусстве красноречия не обходится без упоминания о нем.

Так что какой бы плохой не была ваша речь сегодня – вы можете исправить ее, поэтому дерзайте!

А теперь перейдем к самим упражнениям.

Тренировка артикуляционного аппарата

  • «Забор» — сомкните зубы и широко улыбнитесь. Удерживайте это положение десять секунд и возвращайтесь в исходное положение. Следите за тем, чтобы хорошо был виден верхний и нижний ряд зубов. Повторите упражнение несколько раз.
  • «Трубочка» — не размыкая зубов, вытяните губы вперед. Можете при этом тянуть звук «у-у-у-у» десять секунд. Повторите упражнение.
  • «Иголочка» — откройте рот и как можно дальше вытяните острый язык. Удерживайте это положение пять секунд. Затем расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.
  • «Блин» — покажите своему отражению язык, положив его на нижнюю губу и сделав как можно шире. Повторите.
  • «Облизываем губы» — расслабьте нижнюю челюсть и постарайтесь удерживать ее в одном положении. Облизните верхнюю губу, вытягивая язык как можно сильнее. Повторите то же самое действие с нижней губой.
  • «Качели» — касайтесь языком поочередно верхней и нижней губы. Выполняйте упражнение в медленном темпе и старайтесь не двигать подбородком.
  • «Хомяк» — сомкните губы и надавите изнутри языком на щеку в течение пяти секунд. Повторите манипуляцию и с другой щекой.

Тренировка дыхания

Поэтому уделите этому хотя бы немного внимания, тем более что тут ничего сложного нет. Дыхательных гимнастик существует сотни, какую из них выбрать – решать вам.

  • Станьте ровно, ноги на ширине плеч. Сделайте глубокий вдох, а затем, медленно выдыхая воздух, спокойно прочитайте любое четверостишие. Повторите несколько раз.
  • Учитесь дышать «животом». Не будем вдаваться в тонкости физиологического строения диафрагмы, а просто поясним: делая вдох, воображайте, что воздух попадает в живот, а не в легкие. Это очень важный, и едва ли не основной пункт в дыхательной гимнастике.
  • Если вы много ходите, попробуйте в процессе ходьбы декламировать стихотворения так, чтобы ваше дыхание не мешало вам. Организм сам подскажет нужный ритм.
  • Это упражнение можно делать в любом положении тела. Сделайте глубокий вдох, а затем, медленно выдыхая воздух, тяните звук «м-м-м-м». Чередуйте его со звуками «м-м-м-э-э-э», «м-м-м-о-о-о», «м-м-м-у-у-у», «м-м-м-а-а-а», «м-м-м-ы-ы-ы», «м-м-м-и-и-и».

Здесь важно понимать, что делая упражнения для дикции, дыхание играет не какую-то мистическую роль, а вполне себе физиологическую. Поэтому самое главное, чтобы ваш осознал важность дыхательной гимнастики.

Наблюдая за своим дыханием хотя бы по несколько минут в день, вы удивитесь, полученным результатам.

Скороговорки для развития дикции

Скороговорки, которые используются для развития дикция, бывают самые разные. В интернете их можно найти очень много. В принципе, не играет большой роли, какие именно скороговорки вы используете.

Главное, чтобы они тренировали произношение всех букв алфавита.

Ниже мы приводим классические скороговорки, которые активируют все мышцы речевого аппарата русскоязычного человека.

Имейте в виду, что все картинки оптимизированы под социальные сети, поэтому можете смело сохранять их себе на стену.

Кстати, вам может понравиться популярная скороговорка про японцев: . Обязательно ее прочитайте!

А для настоящих ценителей мы подготовили на русском языке.

Напоследок приведем стихотворение известного поэта Валерия Брюсова, которое часто используют дикторы, для подготовки к выступлению. Оно включает в себя труднопроизносимые слова, помогающие сделать качественную гимнастику речевого аппарата.

И если вы не любите скороговорки, то для развития дикции достаточно будет регулярно читать этот стих.

Буря с берега

Если эта статья была для вас полезной и вы любите – сохраняйте ее в соц. сетях и подписывайтесь на любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Дикция – это ясное, точное, отчетливое произношение слов, словосочетаний, предложений. Она определяет разборчивость речи и ее восприятие другими людьми. Развитая дикция нужна в повседневной жизни при общении с окружающими, для успешного карьерного роста во многих сферах бизнеса, а что уж говорить о людях, профессия которых обязывает иметь поставленную речь (певцы, дикторы, ораторы, актеры и т.д.).

Другой вопрос – как развить дикцию – содержит более глубокий смысл, поэтому рассмотрим несколько способов комплексно улучшающих этот навык.

Развитие дикции подразумевает работу над постановкой голоса и правильного дыхания. Для этого можно выполнять ряд упражнений самостоятельно:

  • Развиваем дыхание. Встаньте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, положите одну руку на грудь, а вторую – на живот. Дышите медленно, чувствуя поток воздуха. Вы должны выпячивать живот вперед, а грудь при этом должна оставаться неподвижной. Так вы разрабатываете диафрагму.
  • Находясь в том же положении, резким движением носом вдохните как можно больше воздуха. Задержите дыхание на 3-5 секунд и так же резко выдохните через рот.
  • Вдохните ртом как можно больше воздуха. При выдохе произносите согласные буквы (а,о,у,ы,э,и), как будто вытягивая их. У вас получится сплошной поток плавных переходов («ааааооооууууыыыыээээиии»). Старайтесь, чтобы каждая буква звучала громко и отчетливо.
  • Во время этого упражнения все время держите рот закрытым. Вдохните как можно сильнее через нос. При выдохе попробуйте «мычать», затягивая букву «м». Контролируйте, чтобы это действие длилось долго, и звук был максимально громким.
  • Вдохните больше воздуха, а при выдохе «рычите», произнося букву «р». Не факт, что это получится с первого раза, но после нескольких попыток вы увидите результат.

Тренировать дыхание нужно регулярно. Эти упражнения не займут более 15-20 минут в день (каждому заданию уделяйте не более 3 минут). Практикуйтесь перед зеркалом и следите за правильностью выполнения. Наше тело не всегда в точности выполняет то, чего мы от него хотим.

Развиваем дикцию

Одновременно с постановкой голоса можно развивать дикцию и речь. Для этих целей лучше всего подойдут скороговорки. Но перед их произношением нужно как следует размять мышцы языка, лица, артикуляционный аппарат и губы. Это помогут сделать следующие упражнения:

  • Высуньте язык полностью, как можно дальше. Затем верните его в прежнее положение. Продолжайте выполнять эти манипуляции в течение 2-3 минут.
  • Толкните языком щеку. Вы должны как будто «уколоть» ее. Сделайте то же самое со второй щекой. Продолжайте выполнять действия в течение 4 минут.
  • Рот держите закрытым. Начинайте двигать языком, как будто чистите им зубы с внутренней стороны. Делайте это непрерывно и интенсивно в течение 3 минут.
  • Высуньте язык и выполняйте им вращательные движения. Сделайте 20 раз вправо и столько же влево.
  • В этом упражнении развиваем мышцы губ. Вытягиваем их в форму уточки (трубочкой), затем растягиваем широкую улыбку. Чередуем эти движения в течение 2 минут.
  • Надуйте щеки. Начинайте крутить получившийся воображаемый «пузырь» по кругу. Выполняйте действие не менее 3 минут.
  • Слегка покусывайте нижними зубами верхнюю губу и наоборот. Занимайтесь перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Длится упражнение не менее 3 минут.
  • Очень эффективный способ – это построение всяких рожиц. Корчите гримасы, выпучивайте глаза, показывайте язык. Делайте все, что можете придумать, со своим лицом, позвольте себе подурачиться. Лучше это делать перед зеркалом в течение 3 минут.

Очень полезно выполнять эти упражнения перед публичным выступлением, чтобы размять мышцы и артикуляционный аппарат.

После разминки можно приступить непосредственно к скороговоркам. Вот одни из самых эффективных:

  1. Магнат Егор на горе загорал, на магната Егора магнит упал.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, а пили дрова.
  3. Расскажи про скороговорки. Про какие скороговорки? Про скороговорки, про скороговорки, про скороговорочки мои!
  4. Расскажи мне про сосиски! Про какие про сосиски? Может, про покупки? А, ну да, про покупки.
  5. Трансплантация брандспойта отдавала дилетантством.

Чтобы развить внятную речь, можно пользоваться не только этими скороговорками. Для дикции подойдут любые, которые вы сможете найти. Произносите их чаще, но только после разминки. Есть из придуманных, обучившись которой вы однозначно значительно улучшите вашу дикцию. Также вы можете самостоятельно.

Вот еще несколько эффективных упражнений для развития дикции:

  • Зачитывайте свое любимое стихотворение, резко подчеркивая интонационно окончание каждого слова.
  • Откройте обычный словарь русского языка. Выберите слова, которые кажутся вам самыми труднопроизносимыми. Повторяйте их до тех пор, пока не научитесь выговаривать каждое из них без труда.
  • Встаньте перед зеркалом и зачитайте наизусть отрывок из любимого прозаического произведения. Контролируйте произношение, эмоциональность, мимику лица.
  • Если скороговорки кажутся вам слишком легким заданием, перед их произнесением положите в рот несколько мелких орешков. Теперь говорите, максимально приближаясь к правильному произношению.
  • Прочитайте отрывок из любимого произведения с закрытым ртом.
  • Если вы занимаетесь спортом, вам подойдет следующее упражнение. Наденьте наушники и повторяйте все, что говорят в плеере (текст песни или аудио-книга) во время бега. Это усложняет произношение. Но не кричите слишком громко, чтобы не пугать окружающих.

Грамотную речь невозможно развить, выполняя лишь вышеперечисленные упражнения. Хотите проверить, насколько поставлена и развита ваша речь? Представьте себя на месте вашего слушателя. Достаточно ли вы эрудированны и уверены в себе, чтобы вас хотелось слушать часами? Если ответ отрицательный, вам есть над чем работать.

Как развивать дикцию, мы разобрались, теперь попробуем развить свою речь и сделать ее богатой. Для этого подойдут некоторые методики:

Добиться заметных результатов в развитие своей дикции и при этом поставить речь можно примерно за 3 месяца, с учетом каждодневных занятий.

Станиславский о развитии дикции

По словам Станиславского, слово – самый конкретный выразитель мысли человека. О том, как выработать дикцию, он говорит в трех разделах второго тома «Работы актера над собой». Ниже приведены правила и упражнения, составленные на основе рекомендаций Станиславского:

  1. Часто мы посещаем лекции, семинары, тренинги, но попросту засыпаем на них, потому что нам скучно. При этом лектор говорит четко и понятно, дефектов речи у него не наблюдается. Проблема кроется в эмоциональной окраске. Читайте и говорите выразительно.
  2. Нужно уметь говорить в разных тонах. Развить это умение поможет следующее упражнение. Читайте стихотворение вслух таким образом, чтобы одна строчка звучала громко, вторая – тихо и так до конца произведения.
  3. Потренироваться в проявлении разных эмоций можно, читая одну и ту же фразу, но с разными эмоциональными оттенками. Например, можно говорить одно и то же с грустью, радостью, отчаянием, гневом, удивлением.

Дикцию и речь поставить не так трудно, как научиться работать с эмоциями.

Слушайте себя

Как понять, что дикция и голос улучшились, что вы работаете в правильном направлении? Конечно, нужно послушать себя. Запишите свою речь на диктофон и оцените, что изменилось, чего вы добились, а что еще нужно корректировать. Сделайте выводы о том, как разработать дикцию конкретно в вашем случае, на что надавить, а чему уделить меньше внимания.

Оценивать голос желательно на «свежую голову», то есть, спустя несколько часов после тренировки речи, полностью отдохнув и будучи в хорошем настроении. Тогда оценка будет более объективной, а вы поймете, как развить дикцию и избежать новых ошибок. Записывайте свой голос до тех пор, пока произношение не покажется вам идеальным.

Мы разобрались, как развить свою дикцию, как правильно тренировать речь и сделать ее эмоциональной. Занимайтесь регулярно, и даже в домашних условиях вам удастся достичь весомых результатов и больше не останавливаться на волнующей вас проблеме — как поставить и натренировать дикцию.