Грибники напуганные приближающейся грозой и внезапно потемневшим. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные члены предложения

Подготовка к ЕГЭ: задание 16. Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах. Вариант 1.

Максимова Ольга Андреевна

Хомко Даниил Романович
Лубянова Анастасия Алексеевна
Кузьмин Егор Дмитриевич
Барсук Ольга Вадимовна
Бевз Егор Дмитриевич
Клементьева Евгения Вячеславовна
Крылова Полина Владимировна
Григоренко Софья Константиновна
Шветов Артемий Андреевич
Фомина Екатерина Владимировна
Загуменная Алла Александровна
Кузнецов Максим Игоревич
Сыроварова Кристина Андреевна
Леймер Николай Сергеевич
Арутюнова Юлианна Арменовна
Кирилов Михаил Вячеславович
Полевнёва Елизавета Владимировна

Мезенцева Александра Юрьевна
Потапенко Илья Александрович
Калугина Анастасия Ильинична
Репич Елизавета Васильевна
Лось Полина Павловна

Сафронов Сергей Александрович
Мурашов Евгений Сергеевич
Ефимова Дарья Сергеевна
Майорова Екатерина Евгеньевна

Баранова Анна Андреевна
Филиппенко Юлия Сергеевна
Вольманова Татьяна Игоревна
Малин Максим Михайлович
Полежаев Георгий Викторович
Олисова Анастасия Александровна

Мамедов Эльтун Вагиф оглы
Гаврилова Ксения Сергеевна
Боронов Иван Алексеевич

Подготовка к ЕГЭ: задание 16. Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах. Вариант 2.

Максимова Ольга Андреевна
Крылова Полина Владимировна
Кириллова Елизавета Александровна
Калугина Анастасия Ильинична
Олисова Анастасия Александровна
Ефимова Дарья Сергеевна
Полевнёва Елизавета Владимировна
Арутюнова Юлианна Арменовна
Леймер Николай Сергеевич
Клементьева Евгения Вячеславовна
Лубянова Анастасия Алексеевна
Фомина Екатерина Владимировна
Олигерова Александра Николаевна
Барсук Ольга Вадимовна
Потапенко Илья Александрович
Малин Максим Михайлович
Хомко Даниил Романович
Кузнецов Максим Игоревич
Кузьмин Егор Дмитриевич
Шветов Артемий Андреевич
Загуменная Алла Александровна
Григоренко Софья Константиновна
Бевз Егор Дмитриевич
Миролюбова Александра Николаевна
Мезенцева Александра Юрьевна
Казмерчук Анастасия Евгеньевна
Гаврилова Ксения Сергеевна
Сыроварова Кристина Андреевна
Кирилов Михаил Вячеславович
Лось Полина Павловна
Майорова Екатерина Евгеньевна
Мурашов Евгений Сергеевич
Андреева Анастасия Александровна
Сафронов Сергей Александрович
Филиппенко Юлия Сергеевна

Теория

ЗАДАНИЕ 16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыжепалевым комком подле тёмно-красных стеблей (3) терпеливо дожидалась ночи.

Ответ: _______

2. В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву (5) пожелтевшую от солнца.

Ответ: _______

3. Испуганный (1) шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4) колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.

Ответ: _______

4. А он меж тем (1) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понёсся впереди всех (5) размахивая саблей.

Ответ: _______

5. Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.

Ответ: _______

6. Обрадованные такими приятными надеждами (1) мы пошли гулять (2) и (3) сидя на скамейке (4) наперебой говорили о предстоящей поездке.

Ответ: _______

7. Паруса (1) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полёту (4) напряглись (5) звеня натянутой тетивой.

Ответ: _______

8. Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) поражавший приезжих своей красотой (4) принадлежал леснику.

Ответ: _______

9. Азазелло (1) облегчённо отдуваясь (2) откинулся на спинку скамейки (3) закрыв спиной (4) крупно вырезанное на ней (5) «Нюра».

Ответ: _______

10. Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише и тише.

Ответ: _______

11. До неё как будто спал я (1) спрятанный в темноте (2) но явилась она (3) разбудила (4) вывела на свет (5) связав всё вокруг меня в непрерывную нить.

Ответ: _______

12. Глядя на приближающиеся танки (1) и (2) ловя в прицел маленькие фигурки фашистов (3) сержант услышал крик (4) оглушивший его (5) и (6) заставивший невольно вздрогнуть.

Ответ: _______

13. Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.

Ответ: _______

14. Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

Ответ: _______

15. Я (1) встревоженный (2) и (3) огорчённый до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход.
Ответ: _______

16. Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всём (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4) и изложить свою просьбу.

Ответ: _______

17. Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2) засунул руки в карманы расстёгнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5) и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7) принялся шагать сосредоточенно и энергично.

Ответ: _______

18. Контуры деревьев (1) обрызганных дождём (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями.

Ответ: _______

19. Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.

Ответ: _______

20. Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.

Ответ: _______

21. Туман (1) расстилаясь по ложбинам (2) и над рекою (3) журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное существо.

Ответ: _______

22. Горделиво выгнувший шею (1) лебедь подплыл к берегу и (2) встряхнувшись (3) и (4) замахав крыльями (5) направился к кормушке.

Ответ: _______

23. Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (3) бросились бежать (4) сломя голову.

Ответ: _______

24. Мальчик вспыхнул (1) постоял (2) насупив брови (3) и пошёл прочь (4) подшвыривая носком (5) лежавшие повсюду (6) сухие прошлогодние листья.

Ответ: _______

25. Заря (1) зажжённая всходящим солнцем (2) загорелась (3) полыхая всеми оттенками алых и жёлтых красок (4) и (5) освещая всё вокруг.

Ответ: _______

26. У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чём-то тихо беседуя (3) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.

Ответ: _______

27. Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.

Ответ: _______

28. Книги (1) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.

Ответ: _______

29. Археологи расположились на берегу реки (1) быстро бегущей к морю (2) и кишащей рыбой (3) и (4) установив палатки (5) отправились на раскопки.

Ответ: _______

30. Похожее на раскалённый шар (1) солнце (2) нестерпимо сияя (3) медленно поднялось из-за леса (4) умытого ночным дождём.

Ответ: _______

31. Изгибаясь тёмной дугой (1) и пугая своим мрачным видом (2) тянулся лес (3) перепутанный хмелем (4) заваленный свалившимися деревьями (5) хмурый (6) и нелюдимый.

Ответ: _______

32. Побежали по деревенским улицам (1) сверкающие на солнце ручейки (2) сердито пенясь вокруг встречных каменьев (3) и (4) быстро вертя щепки и гусиный пух (5) похожий на снежинки.

Ответ: _______

33. Воробьи (1) стаями обсыпавшие придорожные вётлы (2) кричали радостно (3) и возбуждённо (4) рассказывая всем о наступившей весне.

Ответ: _______

34. Над чёрными нивами (1) курясь (2) вился лёгкий парок (3) наполнявший воздух ароматом оттаявшей земли (4) ожидающей земледельцев.

Ответ: _______

35. Навстречу шёл большой обоз русских мужиков (1) привозивший провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными и ранеными солдатами в серых шинелях.

Ответ: _______

36. Звенела (1) качаясь в тени столбиками (2) мошкара (3) обжигающая тело укусами (4) и нестерпимо надоедливая.

Ответ: _______

37. Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.

Ответ: _______

38. Мастера (1) привезённые из города (2) работали (3) не покладая рук (4) помня о будущем щедром вознаграждении.

Ответ: _______

39. Машенька (1) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой верёвки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.

Ответ: _______

40. Увидев меня у иконописца (1) и (2) желая узнать подробности его малоизвестного искусства (3) этот грустный мечтатель (4) уединённый в самого себя (5) очень обрадовался.

Ответ: _______

41. Нагнувшись (1) дед заговорил (2) тихо поглаживая голову мою маленькой жёсткой рукою (3) окрашенной в жёлтый цвет (4) особенно заметный на кривых ногтях.

Ответ: _______

42. Иногда он ложился на седалище (1) покрытое мною дёрном (2) и поучал меня (3) как бы с трудом вытаскивая слова (4) и постоянно запинаясь.

Ответ: _______

43. Открыв осторожно тяжёлую корку переплёта (1) дед надевал очки в серебряной оправе (2) и (3) глядя на эту надпись (4) долго двигал носом (5) прилаживая очки.

Ответ: _______

44. Тут и я (1) не стерпев больше (2) весь вскипел слезами (3) соскочил с печи (4) и бросился к ним (5) рыдая от радости.

Ответ: _______

45. Он бегал по кухне (1) смешно (2) неуклюже подпрыгивая (3) и размахивал очками перед носом своим (4) желая надеть их.

Ответ: _______

46. А иногда дед вдруг останавливался среди комнаты или у окна и долго стоял (1) закрыв глаза (2) и (3) подняв лицо (4) остолбеневший (5) безмолвный.

Ответ: _______

47. Скворцу (1) отнятому ею у кота (2) бабушка обрезала сломанное крыло (3) на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку (4) и (5) вылечив птицу (6) учила её говорить.

Ответ: _______

48. Дед (1) тёмный (2) и немой (3) стоял у окна (4) вслушиваясь в работу людей (5) разорявших его добро.

Ответ: _______

49. И вот я (1) немножко испуганный грозящим нашествием буйного дяди (2) но гордый поручением (3) возложенным на меня (4) торчу в окне (5) осматривая улицу.

Ответ: _______

50. Отвалившись на вышитую шерстями спинку старинного кресла (1) и всё плотнее прижимаясь к ней (2) вскинув голову (3) и глядя в потолок (4) он тихо и задумчиво рассказывал про старину.

Ответ: _______

51. Дед был нездоров (1) сидел на постели без рубахи (2) накрыв плечи длинным полотенцем (3) и (4) ежеминутно отирая обильный пот (5) дышал часто.

Ответ: _______

52. Дед зажёг серную спичку (1) осветив синим огнём своё лицо хорька (2) измазанное сажей (3) и (4) высмотрев свечу на столе (5) присел рядом с бабушкой.

Ответ: _______

53. Накинув на голову тяжёлый долушубок (1) и (2) сунув ноги в чьи-то сапоги (3) я выволокся в сени и обомлел (4) ослеплённый яркой игрою огня (5) и оглушённый криками деда.

Ответ: _______

54. Выпрямив сутулую спину (1) вскинув голову (2) и ласково глядя на круглое лицо Казанской Божией матери (3) бабушка широко (4) истово крестилась.

Ответ: _______

55. В мастерской (1) усадив меня на груду приготовленной в краску шерсти (2) и заботливо окутав ею до плеч (3) Григорий Иванович (4) понюхивая восходивший над котлами пар (5) задумчиво напевал.

Ответ: _______

56. Освещаемая огнём (1) она металась по двору (2) всюду поспевая (3) и всем распоряжаясь (4) всё видя.

Ответ: _______

57. Иногда дед (1) проснувшись раньше бабушки (2) всходил на чердак (3) и (4) заставая её за молитвой (5) слушал некоторое время её шёпот (6) презрительно кривя топкие тёмные губы (7) и что-то шепча.

Ответ: _______

58. Торопливым ручьём музыка бежала откуда-то издали (1) просачиваясь сквозь пол и стены (2) и (3) волнуя сердце (4) выманивала непонятное чувство (5) грустное и беспокойное.

Ответ: _______

59. Огромный конь (1) взмахивая густою гривой (2) и цапая её белыми зубами за плечо (3) срывал шёлковую головку с волос (4) заглядывал в лицо ей весёлым глазом (5) и (6) встряхивая иней с ресниц (7) тихонько ржал.

Ответ: _______

60. Крысобой вынул из рук у легионера (1) стоявшего у подножия бронзовой статуи (2) бич (3) и (4) несильно размахнувшись (5) ударил арестованного по плечам.

Ответ: _______

61. Вбросив меч в ножны (1) командир ударил плетью лошадь по шее (2) выровняв её (3) и поскакал в переулок (4) переходя в галоп.

Ответ: _______

62. Лежащий на ложе в грозовом полумраке (1) прокуратор сам наливал себе вино в чашу (2) по временам притрагиваясь к хлебу (3) крошил его (4) глотая маленькими кусочками.

Ответ: _______

63. Покинув верхнюю площадку сада перед балконом (1) он по лестнице спустился на следующую террасу сада (2) и (3) повернув направо (4) вышел к казармам (5) расположенным на территории дворца.

Ответ: _______

64. Повернув во дворе за угол (1) и осмотревшись (2) гость оказался у каменной террасы жилого дома (3) увитой плющом (4) и осмотрелся.

Ответ: _______

65. Горбоносый красавец (1) принарядившийся для великого праздника (2) шёл бодро (3) обгоняя прохожих (4) спешащих домой к праздничной трапезе (5) и оживлённо беседующих.

Ответ: _______

66. Насвистывая какую-то тихую песенку (1) всадник неспешной рысью пробирался по пустынным улицам Нижнего Города (2) направляясь к Антониевой башне (3) и изредка поглядывая на нигде не виданные в мире пятисвечия (4) пылающие над храмом.

Ответ: _______

67. На самом верху холма (1) прислонясь к правому откосу (2) и начиная собою улицу (3) стоял приземистый одноэтажный дом (4) окрашенный грязно-розовой краской.

Ответ: _______

68. Сказки она сказывает тихо (1) таинственно (2) наклонясь к моему лицу (3) и (4) заглядывая в глаза мне расширенными зрачками (5) точно вливая в сердце моё силу (6) приподнимающую меня.

Ответ: _______

69. Бабушка (1) сидя около меня (2) чесала волосы (3) и морщилась (4) что-то нашёптывая.

Ответ: _______

70. Мать (1) закинув руки за голову (2) стоит (3) прислонясь к стене (4) твёрдо (5) и неподвижно.

Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всем (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4)и (5) изложить свою просьбу.
Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2)засунул руки в карманы расстегнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5)и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7)принялся шагать сосредоточенно и энергично.
Контуры деревьев (1) обрызганных дождем (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями.
Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.
Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.
Освещенный луною (1) туман (2) расстилаясь по ложбинам и над рекою (3)журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное существо.
Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (3) бросились бежать (4) сломя голову.
Заря (1) зажженная всходившим солнцем (2) запылала (3) полыхая всеми оттенками алых и желтых красок (4) и (5) освещая все вокруг.
У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чем-то тихо беседуя (3) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.
Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.
Книги (1) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.
Археологи расположились на берегу реки (1) быстро бежавшей тут к морю (2) и кишащей рыбами (3) и (4) установив палатки (5) отправились на раскопки.
Изгибаясь темной дугой (1) и пугая своим мрачным видом (2) тянулся лес (3) перепутанный хмелем (4) заваленный свалившимися деревьями (5) хмурый (6) и нелюдимый.
Воробьи (1) стаями обсыпавшие придорожные вётлы (2) кричали радостно (3) и возбужденно (4) рассказывая всем о наступившей весне.
Звенела (1) качаясь в тени столбиками (2) мошкара (3) обжигающая тело укусами (4) и нестерпимо надоедливая.
Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.
Работники (1) привезенные из города (2) работали (3) не покладая рук (4) помня о будущем щедром вознаграждении.
Машенька (1) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой веревки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.
Увидев меня у иконописца (1) и (2) желая узнать подробности его малоизвестного искусства (3) этот грустный мечтатель (4) уединенный в самого себя (5) очень обрадовался.
Навстречу шел большой обоз русских мужиков (1) привозивших провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.
ПОЧЕМУ И ГДЕ СТОЯТ ЗАПЯТЫЕ?CРОЧНО, ПОЖАЛУЙСТА!

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными,
Что входит в понятие обособленное определение?
- причастный оборот: футболист, забивший мяч
- распространенное прилагательное:
- два и более одиночных определения:
- несогласованное определение, выраженное косвенным падежом существительного,


Что входит в понятие обособленное обстоятельство?
-
деепричастный оборот

Например: Он сердито швырнул окурок, зашипевший в луже , засунул руки в карманы расстёгнутого, развеваемого ветром пальто и, нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда , принялся шагать сосредоточенно и энергично. (А. Серафимович)

В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (окурок (к а к о й?), зашипевший в луже) , и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (принялся шагать (как?), нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда ). Причем внутри первого деепричастного оборота есть причастный оборот: голову (какую?) еще не успевшую проясниться от дообеденных уроков.
На обособление (значит на постановку знаков препинания) второстепенных членов влияет:

1) Порядок слов, т.е место второстепенного члена по отношению к определяемому слову. а) Перевозчиков из деревни Часовни, лежащей на берегу , набежало множество, предлагая свои услуги.
(Обособлено определение, выраженное причастным
оборотом, стоящим после определяемого слова деревни ).

Обратите внимание!

б) Снасть состояла из брошенной поперёк реки бечевы с поводками из тонких шнуров и волосяной лесы.
(Причастный оборот не обособлен, так как он находится перед определяемым словом бечевы .)
2) Наличие личного местоимения а) Зараженный примером своего дяди , я начал подражать ему. Я, зараженный примером своего дяди , начал подражать ему.
б) Изнеможённый, растерянный , он начал припоминать все молитвы. Он, изнеможенный, растерянный , начал припоминать все молитвы. Он начал припоминать все молитвы, изнеможенный, растерянный.
(Обособлены причастный оборот, одиночные определения, так как относятся к личному местоимению.)
3) Наличие определённых предлогов при именах существительных, являющихся второстепенными членами предложения. Немку, несмотря на её полную безобидность , прислуга не любит.
Благодаря связям и подвижности зяmя , Авроре удавалось большинство своих писем пересылать жениху через курьеров.
4) Добавочное обстоятельственное значение во второстепенном члене. Движимый добрым чувством , Абрумка вынул одну конфетку из банки, подал её мальчику. (Обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, так как имеет добавочное причинное значение: подал конфетку, потому что был движим добрым чувством.)

Рассмотрим подробнее некоторые случаи обособления.
Обособленные определения
1) Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастными оборотами или распространенными прилагательными, если стоят после определяемого существительного:

Особенно любил я беседы с ночными извозчиками , бедными подгорными крестьянами , прибывшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой.
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море , всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек .

2) Обособляются согласованные и несогласованные определения, если относятся к личному местоимению, независимо от места в предложении:

Жёлтый, высохший, с лысиною на всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе.
Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (По И. Тургеневу)

3) Обособляются распространённые или одиночные определения, если они стоят перед определяемым существительным и имеют обстоятельственное значение причины, уступки, условия:

Исполненный недоумения , возвратился Юний на площадь.(Т.)
Рассерженный нами , пёс бешено лаял и рвался с цепи. (К. Седых)

4) Обособляются два и более одиночных определения, если они стоят после определяемого слова, и особенно в тех случаях, когда определяемому существительному предшествует ещё одно определение:

Острый топор Епифана неутомимо гнал от комля к вершине нервущуюся щ е п у , длинную и широкую . (К. Седых)
Полусмешная вражда , старинная и глубоко укоренившаяся , готова была, казалось, прекратиться от пугливости лошади. (П.)
Из чёрной тучи , огромной и грозной , веером рассыпались молнии. (Акс.)
С нею был юноша , красивый и сильный. (М.Г.)

5) Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенным падежом существительного, стоящие после определяемого слова и имеющие характер дополнительного (добавочного) сообщения:

Маленький Т е м а , бледный, с широко раскрытыми глазами , стоял перед сломленным цветком.
Повар , в грязном белом фартуке, белокурый, ленивый, молодой, из бывших крепостных , Аким собирается разводить плиту.
Отец , седой, хмурый по обыкновению, в белом кителе , что-то озабоченно соображает.(По Н. Гарину-Михайловскому)

6) Обособляются определения, если они оторваны от определяемого слова:

Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сама себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые. (М.Г.)
М о р о з к а протискался в дверях и стал рядом с Дубовым, сумрачный и злой . (Ф.)
Это были броненосцы второго класса, старые, с малым ходом .(Н.-Пр.)
Е пи ф а н встретил его с колом в руке, тёмный от гнева . (К.Седых.)

7) Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного:

Мысль, страшнее прежней , заставила его содрогнуться.(Г.-М.)
Какой свет , тоньше и чище солнечного света , разлился по всем твоим членам, по мачейшим складкам твоей одежды? (Т.)


определ.слово согласованные и несогласованные определения
согласованные и неогласованные распространенные определение определ.слово
личное местоимение
согласованные и несогласованные распространенные определение

определ.слово два и более одиночных определения
молодые и веселые
Добавочное обстоятельственное значение определ.слово
Несмотря на..
Вопреки
По причине и др ..
определ.слово Несмотря на...
Вопреки
По причине и др..



Обособленные обстоятельства
1) Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении:

Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры, возвратив ему его достояние.
Облегчив душу благим намерением , Кирилла Петрович пустился рысью к усадьбе и въехал прямо на двор.
Он приближался, держа фуражку , наполненную вишнями. (По А.Пушкину)

2) Обособляются два или несколько одиночных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями:

Аграфена принялась помогать ей, охая и причитая . (К. Седых)
Девочка, улыбаясь и лопоча , протягивала ручонки.
Солнце, искрясь и сверкая , играло на гребнях волн.(М.Г.)

3) Обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, особенно если они стоят в начале или в середине предложения:

Поднявшись , Семён вышел в сени, зачерпнул в кадушке ковш холодной воды и пил, не отрываясь , пока не заныли зубы.
Засмеявшись , все вышли в сени.
Бабы, перебраниваясь , разошлись по домам.(По К. Седых)

4) Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, при отсутствии, по причине, в случае, при наличии, ввиду, несмотря на:

Казак мой, вопреки приказаниям , спал крепким сном.
К счастью, по причине неудачной охоты , наши кони не были измучены.
Несмотря на страх , я пошёл по галереям подземелья.(Кор.)
В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад, несмотря на все предосторожности . (М.-С.)


Обратите внимание!
Не обособляются фразеологизмы , в состав которых входят деепричастия:

И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя . Николай работал засучив рукава.

Не обособляются деепричастия с наречным значением (они обычно отвечают на вопросы как? каким образом? в каком положении?);

Ирина стояла не двигаясь . Обломов принимал гостей лежа . Казак отошёл не торопясь . (Шол.) Я наблюдал эту сцену не отрываясь. По дороге к большому городу не спеша идёт мальчик. (Г.) В Нехлюдове не переставая в продолжение этих двух дней шла внутренняя, не сознаваемая им борьба.(Т.)

Рассмотрим следующие примеры.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Эта сибирская река рассекала большие горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно.
1) 1,4 2) 2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

В этом примере есть причастие и деепричастие с зависимыми словами: (7) нависавшие (над чем?) над ней; нависавшие (как?) угрюмо (причастный оборот) и вырвавшись (к у д а?) на простор (4) (деепричастный оборот). Согласованное определение находится после определяемого слова, значит, выделяем его с двух сторон (1 и 2 запятые). Обособленное обстоятельство также выделяется с двух сторон (3 и 4 запятые), хотя находится в препозиции: оно выражено деепричастным оборотом, который обособляется независимо от его места в предложении. Правильный ответ - 4.

Обратите внимание на этот случай!
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рассыпанные по подоконнику (1) жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле.
1) 1,2 2)2,3,4 3)2 4) 1,2,3,4

В этом предложении причастный оборот рассыпанные по подоконнику находится в препозиции, т.е. в позиции перед определяемым словом семена , поэтому запятую на месте (1) не ставим. А вот следующие два причастных оборота суетливо прыгающих по ветвям берёзы и что-то высматривающих на земле стоят после определяемого слова синичек , значит, ставим одну запятую (2). На месте цифр (3) и (4) запятые вообще не ставим, т.к. союз И соединяет однородные причастные обороты. Правильный ответ - 3.

Упражнения для тренировки.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (7) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле тёмно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.
1) 1,2 2) 2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.
1) 1,2,3,4 2) 2,3 3)1 4) 3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Испуганный (1) шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4) колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.
1) 1,2,3,5 2) 2,3,5 3) 2,3,4,5 4) 3,5

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
А он меж тем (7) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понесся (5) как молодой борзой пёс (6) красивейший (7) быстрейший (5) и молодший всех в стае.
1)1,3,4,5,6,7 2) 1,2,3,5,7 3) 2,3,4,5,6,8 4)1,3,4,6,7

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Но вот (7) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.
1) 1,2,3,4,5,6 2) 2,3,4,5,6 3)1,2,4,5 4)1,2,4,5,6

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обрадованные такими приятными надеждами (7) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.
1) 1,2,4 2) 1,3,4 3) 3,4 4) 1,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Паруса (7) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полёту (4) звенели (5) натянутой тетивой.
1) 1,2,4 2) 1,4 3) 2,3,4 4) 1,4,5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дом (7) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Азазелло (7) облегчённо отдуваясь (2) откинулся на спинку скамейки (3) закрыв спиной (4) крупно вырезанное на ней (5) «Нюра».
1) 1,2,3,4 2)1,2,3 3)1,2,3,5 4) 1,2,4,5

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (б) и тише.
1) 1,2,3,4,5 2) 2,4,5 3) 1,3,4,5 4) 1,2,4,5

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вот-вот раскроются почки (1) и выпустят каждая по зелёному листочку (2) такому мягкому (3) светленькому (4) душистому (5) и точно покрытому лаком.
1) 1,2,3,4,5 2) 2,3,4 3) 2,3,4,5 4) 3,4,5

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За это время Тимофей (1) и Роман успели крепко сжиться (2) и (5) несмотря на разницу в возрасте (4) стать большими друзьями.
1) 2,3,4 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 2,3,4

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.
1) 1,2,3,4,5, 2) 1,2,3,4,6 3) 2,3,5,6 4) 1,2,4,5

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.
1) 1,2,4,5 2) 1,2,3,5 3) 1,2,5 4) 2,4,5

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я (1) встревоженный (2) и (3) огорчённый до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.
1) 1,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 4,5 4) 3,4,5

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всём (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4)и (5) изложить свою просьбу.
1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 3,4 4) 2,3

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2) засунул руки в карманы расстегнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5) и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7) принялся шагать сосредоточенно и энергично.
1) 1,2,4,7 2) 1,2,3,4,5,6,7 3) 1,2,4,5 4) 1,2,4,5,6

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Контуры деревьев (1) обрызганных дождём (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,4,5 3) 2,3,4,5 4) 1,4

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.
1) 1,2,4,5,6 2) 1,3,4,5,6 3) 1,2,5,6 4) 1,2,4,6

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.
1) 1,3,4 2) 1,2,3 3) 3,4 4) 2,3

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Освещённый луною (1) туман (2) расстилаясь по ложбинам и над рекою (3) журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное существо.
1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,4

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Горделиво выгнувший шею (1) лебедь подплыл к берегу и (2) встряхнувшись (5) и (4) замахав крыльями (5) направился к кормушке.
1) 1,2,3,5 2) 2,3,4,5 3) 2,5 4) 1,2,5

23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (5) бросились бежать (4) сломя голову.
1) 3,4 2) 2,3,4 3) 1,3 4) 1,3,4

24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мальчик вспыхнул (1) постоял (2) насупив брови (5) и пошёл прочь (4) подшвыривая носком (5) лежавшие повсюду (6) сухие прошлогодние листья.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3,4,5,6 3) 1,3,4,5,6 4) 1,2,4,5

25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Заря (1) зажжённая всходившим солнцем (2) запылала (3) полыхая всеми оттенками алых и жёлтых красок (4) и (5) освещая все вокруг.
1) 1,3 2) 1,2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3,4,5

26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чём- то тихо беседуя (5) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.
1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 1,2,5 4) 4,5

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.
1) 1,2,3,4 2) 1,4,5 3) 1,2,4,5 4) 2,3,4,5

28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Книги (7) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.
1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 3,4

29. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Археологи расположились на берегу реки (7) быстро бежавшей тут к морю (2) и кишащей рыбами (3) и (4) установив палатки (5) отправились на раскопки.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,3,4,5 3) 4,5 4) 1,4,5

30. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Похожее на раскалённый шар (7) солнце медленно выплыло (2) из-под горизонта (2) жгучее (3) и ослепительное.
1) 1,2,3 2) 1,3 3) 2 4) 2,3

31. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Изгибаясь тёмной дугой (7) и пугая своим мрачным видом (2) тянулся лес (3) перепутанный хмелем (4) заваленный свалившимися деревьями (5) хмурый (6) и нелюдимый.
1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5,6 3) 3,4,5 4) 4,5,6

32. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Побежали по деревенским улицам (7) сверкающие на солнце ручейки (2) сердито пенясь вокруг встречных каменьев (3) и (4) быстро вертя щепки и гусиный пух.
1) 2,3,4 2) 1 3) 2 4) 2, 3

33. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Воробьи (7) стаями обсыпавшие придорожные ветлы (2) кричали радостно (3) и возбужденно (4) рассказывая всем о наступившей весне.
1)1,2,3 2) 2,4 3) 1,2,3,4 4)1,2,4

34. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Над чёрными нивами (7) курясь (2) вился легкий парок (3) наполнявший воздух ароматом оттаявшей земли (4) ожидающей земледельцев.
1) 1,2,3,4 2) 3,4 3) 2,3,4 4) 3

35. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Навстречу шёл большой обоз русских мужиков (1) привозивших провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.
1) 1,2,3 2) 2, 3, 3) 1,3 4) 3

36. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Звенела (7) качаясь в тени столбиками (2) мошкара (3) обжигающая тело укусами (4) и нестерпимо надоедливая.
1) 2,3 2) 1,2,3 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4

37. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.
1) 1,2.5 2) 1,2,3,4 3) 2,5 4) 1,2,3,5

38. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Работники (1) привезённые из города (2) работали (3) не покладая рук (4) помня о будущем щедром вознаграждении.
1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3

39. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Машенька (7) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой верёвки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.
1) 1,2,3,4,5 2) 3,4,5 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3

40. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Увидев меня у иконописца (1) и (2) желая узнать подробности его малоизвестного искусства (3) этот грустный мечтатель (4) уединённый в самого себя (5) очень обрадовался.
1) 2,3,4 2) 1,2,3,4,5 3) 3,4,5 4) 2,3,4,5

Задание В 5 Среди предложений (указаны) найдите предложение с…(вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами и т. д.). Напишите номер (номера) этого предложения. Крайник О. М. ФГБОУ ВПО «Алт. ГПА»

Обособленные члены предложения Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются о б о с о б л е н н ы м и, например: Он сердито швырнул окурок, зашипевший в луже, засунул руки в карманы расстегнутого, развеваемого ветром пальто и, нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда, принялся шагать сосредоточенно и энергично. В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (окурок к а к о й? зашипевший в луже), и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (принялся шагать к а к? нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда).

П р и л о ж е н и е - это особый вид определения. Оно выражается существительным, которое ставится в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное: утёс -великан, утеса-великана, утесомвеликаном.

Выделите обособленные приложения в следующих примерах Когда приезжали в Ясную Поляну взрослые сыновья Льва Николаевича этакие 35 -летние и 45 -летние бородатые дяди они всегда казались мне старше отца. этакие 35 -летние и 45 -летние бородатые дяди

Этот частокол – западня для деревенских котов любителей рыбы Тут в чайную пришел Аркашка Кебин по прозвищу Танцующий Шива

В «Последнем сроке» от нас вот так ушла старуха Анна, в «Прощании с Матёрой» - Матёра остров на реке Ангаре Один из бывших его служащих отпрыск почтенного рода предложил мне поселиться на несколько месяцев в пригородном доме своих обедневших родственников отпрыск почтенного рода

Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое… Павлуши

1. Декабристу Николаю Бестужеву, талантливому художнику, присылали всё необходимое для рисования, и он создал портреты первых революционеров. 2. На диванах, на креслах, на полу - повсюду были игрушки. 3. Эти игрушки забывали даже в строгом, деловом кабинете Ильи Петровича Чайковского, начальника Камско-Воткинского горного завода. 4. Голос Шаляпина впечатлял проникновенностью, интонационным богатством, умением вложить эмоциональную окраску в каждую музыкальную фразу. 5. Пение Шаляпина - искусство тонкой фразировки, искусство певческих интонаций и одновременно ярких красок. 6. Слушатель мог часто заметить, как меняется голос Шаляпина: в одной партии перед нами голос старца, в другой - полного сил героя, в третьей - мудрого созерцателя, в четвертой - хмельного забулдыги. 7. Вот почему есть явно ощутимая разница в «голосе» Ивана Грозного и Бориса Годунова - двух русских царей, воплощенных Шаляпиным. 8. Толстой позировал Крамскому в мужицкой рубахе серо-синего цвета, какие часто можно было видеть на крестьянах Тульской губернии. 9. В одну из таких весенних ночей, на рассвете, Сохач услышал наконец, как в воздухе далеко и протяжно пронеслось печальное курлыканье - это летел журавлиный косяк. 10. Последней прилетала болотная птица, начиная с крошечных куличковпесочников, ходивших на проволочных ножках, и кончая неуклюжими цаплями.

11. Большие речные жуки с поломанными ногами шныряют по маленькой поверхности, карабкаясь на карасей и перескакивая через лягушек. 12. Около возов с птицей и около ведер с рыбой ходит старец-любитель в меховом картузе, железных очках и калошах, похожих на два броненосца. 13. Трубная площадь, небольшой кусочек Москвы, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется. 14. Ещё в студенческие годы Бородин не мог видеть страданий больных людей - с ним случались обмороки. 15. Беспокойство исчезло, как только Бородин приехал в Гейдельберг, небольшой старинный городок, который славился старинным университетом и прекрасно оборудованными химическими лабораториями. 16. Осенью 1860 года друзья отправились на первый международный съезд химиков, проходивший в одном из городов Германии. 17. Палагея Ардалионовна хотела женить своего сына, и они приезжали смотреть невесту, то есть тетушку мою Татьяну Степановну. 18. В начале октября 1897 года Савва Иванович Мамонтов, директор Московской частной оперы, представил артистам своего театра нового, второго дирижера Рахманонова. 19. Иван Алексеевич Бунин - уникальнейший русский писатель, известный всему миру. 20. Прославленный полководец, Жуков пользовался непререкаемым авторитетом в армии и правительстве нашего государства.

21. Как поэт нового времени, Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму. 22. В тени ветвей Петя увидел горлинку - небольшую серую птицу, похожую на голубя. 23. Лев Толстой - наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир» - одна из самых замечательных книг нашего времени. 24. Богучарово, имение князя Болконского, лежало в некрасивой местности, покрытой полями и срубленными и несрубленными еловыми с берёзой лесами. 25. В зале говорили свидетели - торопливо, обесцвеченными голосами, судьи - неохотно и безучастно. 26. Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины и однажды позорно купила вместо петрушки - хрен! 27. Мой приход - я это мог заметить - сначала несколько смутил гостей. 28. Даже мои хозяева - если они были дома - открывали окна и, слушая, хвалили музыканта. 29. Она озорно, по-девичьи, глянула на него снизу вверх. 30. Все улыбнулись, кроме молоденького лейтенанта, стоявшего поодаль. 1, 3, 7, 13, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 24.

В 5. Среди предложений 1– 11 найдите предложения с обособленными приложениями (1)Громадный порт, один из самых больших портов мира, всегда был переполнен судами. (2) В него заходили темно-ржавые гиганты-броненосцы. (3) Весной и осенью здесь развивались сотни флагов со всех концов земного шара, и с утра до вечера раздавались команды на всевозможных языках. (4)От судов к бесчисленным складам туда и обратно по колеблющимся сходням сновали грузчики: русские босяки, смуглые турки, коренастые мускулистые персы. (5)Часто в порт заходили прелестные двух-трехмачтовые суда - итальянские шхуны. (6)Сюда же изредка заплывали и какие-то диковинные узкие суда, под черными просмоленными парусами, с грязной тряпкой вместо флага. (7)Матросы такого судна - совершенно голые, бронзовые, маленькие люди, - издавая гортанные звуки, с непостижимой быстротой убирали рваные паруса, и мгновенно судно делалось как мертвое. (8)И так же загадочно, темной ночью, не зажигая огней, оно беззвучно исчезало из порта. (9)Порт - место постоянной бойкой торговли. (10)Окрестные и дальние рыбаки свозили в город рыбу: весною - мелкую камсу, миллионами наполнявшую доверху их баркасы, летом - уродливую камбалу, осенью - макрель, а зимой - белугу, выловленную часто с большой опасностью для жизни. (11)Все эти люди - матросы разных наций, рыбаки, весёлые юнги, лодочники, грузчики, контрабандисты, - все они были молоды, здоровы, пропитаны ядреным запахом моря и рыбы, знали тяжесть труда, любили прелесть и ужас ежедневного риска, а на суше предавались с наслаждением бешеному разгулу. 1, 2, 5, 7, 11

А. С. Серафимович

ПРИМЕЧАНИЯ

Впервые напечатано в газете "Курьер", 1903, 27 февраля, No 1, с подзаголовком "Набросок". По признанию писателя, в рассказе отразились впечатления студенческих лет. "В студенческие годы я жил в большой нужде, так как войсковая стипендия плохо кормила; приходилось бегать по грошовым урокам часто на далекие, окраинные улицы Петербурга. Занятие это, отнимавшее много сил и энергии, не только не давало удовлетворения, но и порождало иногда настроения, близкие к отчаянию. В рассказе "Некогда" я описываю урок, который давал в замкнутом, полутаинственном доме богомольного старовера, скряги-купца... Другой урок я давал в квартире новочеркасской женщины-врача. Она хотела, чтобы сын ее непременно учился на круглые пятерки. И когда сын приносил пятерку с минусом, мать закатывала истерику. В конце концов она меня прогнала" (т. II, стр. 431). В архиве писателя частично сохранился газетный текст рассказа с авторской правкой, относящейся к дореволюционному периоду. Правка носит стилистический характер. Писатель стремится освободить фразу от лишних слов, ищет более точный и выразительный образ. Например, фраза "Дождь все так же косо мелькал, и на мокрой, залитой мостовой вскакивали пузыри..." (стр. 132) после правки стала звучать так: "Дождь все так же косо мелькал в свете фонаря, и на мокрой, поблескивающей мостовой вскакивали пузыри..." и т. д. При включении рассказа в собрание сочинений (Полн. собр. соч., М.--Л. 1930, т. XII) эта правка не была учтена: вероятно, за давностью времени писатель забыл о ней.