В античной армии казнили каждого десятого. Во славу богов и во исполнение их воли. Традиции децимации живы

Едва ли можно считать легионера идеальным воином - как и всякий человек, он мог иметь склонность смухлевать (да и вообще, офицерская мудрость гласит, что куда солдата ни целуй - везде ж**а, и когда стране нужны герои, п***а рождает му**ков, так что лучше обращаться с ними строго). Но чтобы это не приняло массового характера и не отразилось на боеспособности древнеримских Heeres , их за это подвергали наказаниям. Каким?

Армия Рима представляла собой великолепный боевой механизм. Легионеры были прекрасно обучены, отлично экипированы, их вели в бой опытные военачальники. Однако колоссальные успехи римлян нельзя объяснить только тренированностью и оснащенностью легионеров.

У римской армии было то, чего не было у других, даже самых развитых народов. Это «тайное» оружие называлось - дисциплина. Только настоящая воинская дисциплина могла спаять легионеров в устрашающую боевую машину. Ни в одной армии древнего мира дисциплина не была столь суровой, а повиновение военачальникам таким беспрекословным как в римских войсках. Сами римляне по праву считали дисциплину основой всех своих военных успехов, называли ее главной гордостью, оплотом и вернейшим стражем своей державы.

Дисциплина в римской армии была основана на огромной власти военачальника и беспощадной суровости наказаний. Полководец имел право практически неограниченно распоряжаться жизнью и смертью своих легионеров. Военачальник мог подвергнуть телесным наказаниям или казнить даже высших командиров самого знатного происхождения. От консулов, которые в период республики осуществляли верховное командование, такая же непререкаемая власть распространялась и на нижестоящих командиров.

Децимация

Это наказание, а точнее сказать казнь, была наиболее жестоким средством поддержания дисциплины и даже самими римлянами считалась крайним средством. Этой казни подвергали не отдельных лиц, а целые подразделения, легион, а иногда и несколько легионов. Казнь налагалась за трусость перед лицом противника, позорное бегство с поля боя или злостное неподчинение приказам высшего военачальника.

Заключалась процедура децимации в том, что в провинившемся отряде по жребию отбирали каждого десятого солдата. Затем, тех легионеров, на кого пал жребий, перед строем всего войска забивали на смерть камнями или палками. Остальные солдаты наказанного отряда, которых миновал несчастливый жребий, подвергались воздействию позорящего наказания, им вместо пшеницы выдавали для еды ячмень, а также приказывали ставить свои палатки вне воинского лагеря. Позор для оставшихся в живых состоял в том, что, по мнению римлян, пища из ячменя полагаюсь не свободным людям, а животным и рабам, т.е. человек подвергшийся такому наказанию, как бы временно утрачивал свой высокий социальный статус воина и гражданина и перемещался на уровень скота.

Как пример, приведу случай, когда децимации подвергались целые воинские подразделения.

Во время войны с восставшими рабами под руководством гладиатора Спартака, римские легионы потерпели несколько позорных поражений. Получивший командование разбитой армией Марк Красс (не путать с Карлом Марксом - прим. ) счел необходимым децимировать бежавшие с поля боя легионы, дабы его солдаты боялись своего полководца больше чем врагов-гладиаторов и несколько раз подумали, прежде чем обратиться в бегство. Надо сказать, что своей цели Красс достиг, стойкость его легионов существенно возросла и в конце концов армия восставших потерпела полное поражение.

Следует заметить, что римские полководцы не всегда хотели терять каждого десятого солдата из провинившегося подразделения. В таких случаях применялась казнь каждого двадцатого и сотого легионера. Нельзя не упомянуть о случае, когда проигравшие битву легионы сами, добровольно, требовали подвергнуть себя этому суровейшему наказанию. По свидетельству Юлия Цезаря, его легионеры были так пристыжены после поражения от войск Помпея в битве при Диррахии (и им было от чего умирать со стыда - в той битве ветераны Цезаря панически побежали под ударом войск Помпея, состоящих в основном из молодых солдат), что стали требовать от своего императора, дабы тот децемировал их. Цезарь, однако, слишком ценил своих бойцов и не захотел воспользоваться этим предложением, а наказал только знаменосцев, побросавших свои знамена.

Фустуарий

Это самое распространенное наказание за серьезные проступки налагаемое индивидуально, на конкретных лиц. Фустуарий представлял собой избиение виновного солдата камнями или папками. Историк Полибий оставил нам описание этой экзекуции. Вот как она проходила:

«Трибун берет палку и ею как бы только касается осужденного; вслед за этим все легионеры бьют его камнями и палками. Наказуемых забивают большею частью тут же, в самом лагере, а если кто-нибудь и выходит еще живым, то не на радость себе. Да и какая ему радость, если возврат на родину ему не дозволен, и никто из родственников не осмелится принять такого человека к себе в дом. Поэтому раз постигло кого подобное наказание, он погиб бесповоротно».

Как видно из этой цитаты, как и в случае с децимацией, этот вид наказания имел продолжение и после самой экзекуции и не заканчивался на самой процедуре фустуария. Выжившего ждало вечное изгнание, без права возвращения на родину к своим родным и близким.

Смертная казнь

Смертью карались трусость, измена, шпионство, неповиновение начальству, возмущение к неповиновению других солдат. Чаще всего преступнику рубили голову топором или мечом. Казнь производилась за пределами лагеря. В соответствии с законом вырывали яму определенной длины и глубины, в которую ставили преступника, Далее следовал звук трубы, и особо назначенные солдаты приводили в исполнение приговор в присутствии трибунов и центурионов. Казненного хоронили тут же. Так обстояло дело, если наказанию подлежал один человек или небольшая группа лиц.

Но вот если осужденных на смерть было много, то тогда для этого наказания не было определенной обычаем формы смерти.

Вероятно, не было и определенного сопутствующего ритуала и похоже, что все зависело от воли того, по чьему приказу проводилось это мероприятие. Вот несколько примеров:

Массовое уничтожение постигло четырехтысячный легион, посланный против Пирра защищать город Региум. Вместо исполнения приказа легион сам овладел этим городом, избил в нем жителей, провозгласил свою независимость и таким образом совершил акт дезертирства и государственной измены. Десять лет спустя, когда Пирр покинул Италию, остатки возмутившегося легиона были взяты в плен и отведены в Рим, где ежедневно казнили из них по пятьдесят человек, пока не истребили всех. Никакой жалости к изменникам римляне не проявили.

Не знали пощады римляне и к перебежчикам в неприятельский лагерь. Несмотря на их количество, всех предавали мучительной смерти. Однажды триста семьдесят дезертиров достались в руки Фабию Максиму. Он отправил их в Рим. Там их жестоко избивали, затем сбросили с Тарпейской скалы. Марцелл взял в плен в Сицилии до двух тысяч перебежчиков. Их сначала секли розгами, после чего отрубили всем головы. Та же участь постигла перебежчиков из римских союзных войск, которые после битвы с карфагенянами при Заме были выданы обратно Сципиону. Не менее жестоко поступил с перебежчиками Павел Эмилий (опять же не путать - на сей раз с Пашей Эмильевичем - прим. ) после своей победы над македонским царем Персеем. Он велел всех их бросить под ноги слонам, которые растоптали их…

Позорные наказания

Эта разновидность наказаний применялась гораздо чаще, чем упомянутые выше. Цель этих дисциплинарных воздействий заключалась в том, чтобы, выставив провинившихся в смешном или унизительном положении, пробудить в них чувство стыда. Проявившим трусость легионерам военачальник мог, например, приказать стоять босиком, без пояса, в одной нижней рубахе а центре лагеря, иногда с куском дерна или жердью в руках, копать ненужные канавы или носить взад и вперед камни. Рассказывают, что когда один из легионов отказался идти в тяжелый поход, консул приказал мятежникам выйти без оружия и поясов, окружил их своими вооруженными легионами и велел рубить солому на виду у всего войска. Как можно заметить, и здесь имеет место временное понижение социального статуса виновного, которого заставляли заниматься несвойственной и нелепой работой и кроме того, как бы временно исключали из числа мужчин, ведь солдатская рубашка, не подпоясанная воинским поясом, свисала ниже колен, что делало ее похожей на женскую одежду. Намек здесь налицо: ведь и в наши дни очень немногие мужчины без стыда согласятся переодеться в женское платье, а уж что должны были чувствовать легионеры в те времена…

Интересно то, что римляне отличались известным демократизмом в применении наказаний этого вида и в случае необходимости его жертвами с равной легкостью становились как простые воины, так и военачальники. Это прекрасно подтверждают два эпизода из биографии знаменитого римского полководца Домиция Корбулона во время действий подчиненных ему войск в горной Армении. Некий Пакций Орфит, командир части вспомогательных войск в армии Корбулона, нарушил недвусмысленный приказ командующего, запрещающий атаковать противника и отдал приказ о наступлении. Армяне, бывшие в тот момент врагами римлян, выстояли и ответным ударом обратили римлян в паническое бегство, причем паника распространилась и на войска римлян не участвовавшие в этой стычке. Корбулон, дабы примерно наказать беглецов, распорядился чтобы беглецы, вернувшиеся к основной армии, с этого момента разбивали свои палатки только за оградой лагеря. Это было позорно, ибо такое символическое унижение применялось обычно к тем подразделениям, которые пережили процедуру децимации. В другой раз Корбулон обнаружил, что некий Эмилий Руф, являвшийся префектом в частях вспомогательной кавалерии, мало того, что довел дело до того, что его отряд бежал с поля боя, так еще и не заботится о снабжении своих людей надлежащим вооружением и снаряжением. В качестве наказания Корбулон приказал этому Руфу явиться к палатке командующего, а затем велел своим ликторам раздеть того донага. Голый.и униженный, Руф был принужден стоять по стойке «смирно» до тех пор, пока полководец не смилостивился и не отпустил его.
С большей или меньшей периодичностью применялись:

Денежный штраф или частичная конфискация добытых трофеев;
- временное лишение оружия;
- военные упражнения с поклажей;
- знаменитая порка центурионами легионеров виноградной лозой. Жезл из виноградной лозы - витис, давал центуриону право наказывать римских граждан, и эта власть была такова, что изображение именно этого атрибута обозначает соответствующий чин. Центурион и витис - понятия нераздельные, по свидетельству Тацита, одного из центурионов солдаты прозвали «Подай другую», так часто этот зверюга ломал свои жезлы о спины подчиненных (надо сказать, что «благодарные» подчиненные припомнили ему его прегрешения перед ними и во время бунта закололи окончательно доставшего их центуриона).

Судя по всему, центурион сам определял тот момент, когда ему нужно было «взбодрить» подчиненных ударом витиса, ничье разрешение для этого ему не требовалось и если он считал, что подчиненный нерадив, то бедолага, по словам римского поэта Ювенала:

«... по башке получал суковатою палкой, если ленилась кирка и медленно шло укрепление». Нужно добавить, что такие удары не считались позорящими честь воина.

Публичная порка перед центурией когортой или целым легионом - гораздо более позорное наказание;
- сокращение жалованья;
- исправительные работы;
- разжалование по чину или по роду войска;
Разжалование по роду войска означало перевод в менее престижный род войск: например, из легиона - во вспомогательные войска, из конницы - в пехоту. Для подвергнутого наказанию воина все это сопровождалось немалым позором. Однако, известны и случаи, когда о таком переводе совершенно добровольно просили старые и заслуженные бойцы. Это происходило тогда, когда их собственное подразделение подвергалось такому унизительному разгрому или столь себя запятнало, что нахождение в его рядах само по себе сулило немалый урон для воинской чести - было предпочтительнее уйти самому, пусть даже и с понижением в звании, чем оставаться среди тех, кто опозорил себя;

Позорное увольнение со службы без наград и привилегий (которое иногда постигало целые отряды); налагавшаяся как на целые воинские части, так и на отдельных воинов в случае проступков, при наказании за которые можно было избежать смертной казни. В случае целых подразделений позорная отставка сопровождалась так называемым забвением памяти, которое выражалось в уничтожении любых официальных письменных упоминаний о данной воинской части. Любопытно, что подлежали уничтожению даже казармы подразделения, подвергнутого децимации, позорной отставке или разгромленного в бою.

К примеру, прославленный X Легион, прекрасно проявивший себя в армии Цезаря (этот легион был своего рода личной гвардией - «преторской когортой»), был с бесчестием распущен по приказу Октавиана Августа за свою непокорность и склонность к бунту. То же приключилось и с III Галльским легионом в правление Элагабала, и с III Августовым легионом (в 238 г.); последний выступал против Гордиана I и Гордиана II в Африке, поэтому Гордиан III, внук первого и племянник второго, признанный императором римским сенатом, решил наказать соединение, способствовавшее гибели его деда и дяди.

Индивидуальное увольнение было не менее тяжкой карой. Во времена республики этот процесс происходил так: военачальник вызывал из строя подлежащего исключению и объявлял ему: «Ты мне больше не нужен». Солдат слагал оружие, военные атрибуты и знаки отличия, даже снимал обувь. После этого он на всю жизнь считался обесчещенным. Он не мог занимать никакой общественной должности, не имел права жить не только в Риме, но и не находил себе приюта на родине. Этот позор был так велик, что его нелегко переносили даже христиане, которые подвергались ему из-за своей веры. Были случаи, когда они вновь возвращались к язычеству, лишь бы остаться в армии.


Посмотрел вчера "Постскриптум" Пушкова с сюжетом о «децимации» в Красной Армии. Что нашёл по этому поводу: все отсылки (если они есть в набросах) сводятся к цитате из мемуаров Троцкого «Моя жизнь». Или просто к цитате в кавычках, сопровождаемой словами «как вспоминает Троцкий», порой без упоминания авторства. Чаще без кавычек - в рамках ставшего обычным приговора «как известно».
Самый крупный фрагмент из приводимых в качестве доказательства:
Соколов Борис Вадимович
Михаил Тухачевский

«Свежий полк, на который мы так рассчитывали, снялся с фронта во главе с комиссаром и командиром, захватил со штыками наперевес пароход и погрузился на него, чтобы отплыть в Нижний. Волна тревоги прошла по фронту. Все стали озираться на реку. Положение казалось почти безнадежным. Штаб оставался на месте, хотя неприятель был на расстоянии километра-двух и снаряды рвались по соседству. Я поговорил с неизменным Маркиным (знаменитый матрос, помощник Троцкого в наркомате иностранных дел, публикатор секретных договоров России с союзниками, а в те дни — комиссар Волжской флотилии. — Б. С.). Во главе двух десятков боевиков он на импровизированной канонерке подъехал к пароходу с дезертирами и потребовал от них сдачи под жерлом пушки. От исхода этой внутренней операции зависело в данный момент всё. Одного ружейного выстрела было бы достаточно для катастрофы. Дезертиры сдались без сопротивления. Пароход причалил к пристани, дезертиры высадились, я назначил полевой трибунал, который приговорил к расстрелу командира, комиссара и известное число солдат. К загнившей ране было приложено каленое железо. Я объяснил полку обстановку, не скрывая и не смягчая ничего. В состав солдат было вкраплено некоторое количество коммунистов. Под новым командованием и с новым самочувствием полк вернулся на позиции. Все произошло так быстро, что враг не успел воспользоваться потрясением». http://militera.lib.ru/bio/sokolov/04.html

То же самое, только корреспондент заменил примечание Б.В. Соколова в скобках своим примечанием:
«На Волге стоял наготове пароход для штаба... Свежий полк, на который мы так рассчитывали, снялся с фронта во главе с комиссаром и командиром, захватил со штыками наперевес пароход и погрузился на него, чтобы отплыть в Нижний. Волна тревоги прошла по фронту. Все стали озираться на реку. Положение казалось почти безнадежным. Штаб оставался на месте, хотя неприятель был на расстоянии километра-двух и снаряды рвались по соседству. Я переговорил с неизменным Маркиным (Николай Григорьевич Маркин, 1893 - 1918, участник революции 1917 года в России и Гражданской войны, доверенное лицо Льва Троцкого, организатор Волжской военной флотилии, комиссар прим. ред. ). Во главе двух десятков боевиков он на импровизированной канонерке подъехал к пароходу с дезертирами и потребовал от них сдачи под жерлом пушки. От исхода этой внутренней операции зависело в данный момент все. Одного ружейного выстрела было бы достаточно для катастрофы. Дезертиры сдались без сопротивления. Пароход причалил к пристани, дезертиры высадились, я назначил полевой трибунал, который приговорил к расстрелу командира, комиссара и известное число солдат. К загнившей ране было приложено каленое железо. Я объяснил полку обстановку, не скрывая и не смягчая ничего. В состав солдат было вкраплено некоторое количество коммунистов. Под новым командованием и с новым самочувствием полк вернулся на позиции. Все произошло так быстро, что враг не успел воспользоваться потрясением. ...» Михаил Бирин «БИЗНЕС Online ».

Потом обычно - продолжение типа: «Децимация потом применялась в Красной армии повсеместно вплоть до окончания Гражданской войны». Или так, со ссылкой на тот же труд:

«Троцкий принялся наводить порядок в армии самыми драконовскими методами. Так, он приказал расстрелять каждого десятого солдата 2-го Петроградского полка, самовольно бежавшего со своих боевых позиций, и создать заградительные отряды. По признанию Троцкого, "к загнившей ране было приложено каленое железо"» Дмитрий Жвания . http://www.sensusnovus.ru/analytics/2013/07/26/16859.html
Ещё:
«Нарком Троцкий своим личным примером показал красным командирам, как нужно восстанавливать дисциплину. 10 августа 1918 года он прибыл в Свияжск для участия в боях за Казань. Когда 2-й Петроградский полк самовольно бежал с поля боя, Троцкий применил в отношении дезертиров древнеримский ритуал децимации (казнь каждого десятого по жребию). 31 августа Троцкий лично расстрелял 20 человек из числа самовольно отступивших частей 5-й армии». Источник : http://maxpark.com/community/5100/content/2540986
Лично расстрелял! Или:
«Троцкий своим примером показывал, как нужно прививать дисциплину в новой армии и применял по отношению к дезертирам древнеримский ритуал децимации (казнь каждого десятого по жребию). Меры оказались эффективными». Источник : Что вы наверняка не знали о Красной армии
Русская Семерка russian7.ru
Писатель Широкорад в «Великой речной войне» даёт некоторые подробности - к сожалению, опять же без ссылок на источники, но речь, тем не менее, о том же случае:
«Под Свияжском Троцкий ввел первые заградительные отряды, позже успешно использованные Сталиным. Тогда же наркомвоенмор осуществил и первую децимацию — расстрел каждого десятого бойца вместе с командирами. В ночь на 29 августа 1918 г. 2-й Нумерной Петроградский полк под натиском превосходящих сил В. О. Каппеля оставил позиции и бежал. Разъяренный Троцкий потребовал расстрелять комиссара полка Пантелеева и командира Гнеушева. В три приема расстреляли 41 человека. Вблизи Вязовых трупы расстрелянных побросали в воду и для верности поутюжили винтами катеров».
- на этот отрывок ссылается и Википедия в статье "Троцкий в Свияжске ".

Мемуары соратника Каппеля В.О. Вырыпаева (Базил Вирипаефф, 1891-1977) «Каппелевцы» не дают и этих дополнительных подробностей:


«8-го августа на красный фронт прибыл комиссар по военным делам Лев Троцкий. Он нашёл красную армию в состоянии полного развала, паники и деморализации и начал полную реорганизацию. Его методами были непрестанная пропаганда среди красных войск, усиление организационной работы и беспощадные меры по отношению к дезертирам и трусам. Во время своего пребывания в Свияжске он издал приказ о том, что комиссары и командиры бегущих с фронта отрядов будут расстреливаться на месте. Ждать первого случая применения этого приказа долго не пришлось: отряд петроградских рабочих, неопытных, не пристрелянных, был атакован одной из наших групп и постыдно бежал, и не только бежал, но захватил пароход, на котором рабочие-солдаты намеревались доехать до Нижнего Новгорода. Троцкий окружил этот пароход судами Волжской речной флотилии, оставшимися верными советам, заставил повстанцев сдаться и расстрелял на месте не только командира и комиссара отряда, но каждого десятого солдата. В боях под Казанью он расстрелял более двадцати красных командиров, неспособных занимать свои должности. Он не щадил никого. В войсках вводилась такая дисциплина, какой не было и в старой армии.»

Эмигрировавший из России в 1922 году Вырыпаев мог это черпнуть у того же эмигранта Троцкого. Или Троцкий у Вырыпаева.

Больше - ничего.
Часто говорится о «первой децимации» - с намёком на вторую и третью etc. Если бы таковые были - то, конечно, такое уточнение корректно. Однако не удалось найти ни у кого о том, что эта практика вышла за рамки описываемого случая в Свияжске. Зачем тогда такое ненавязчивое уточнение? - вопрос.

На данном фундаменте построен перестроечный фильм о Троцком 1993 года и репортаж В. Пушкова во вчерашнем «Постскриптуме». Рекламируется по ТВ фильм «Троцкий» с Колчаком-Хабенским в роли Троцкого. Насколько вообще можно доверять этим строкам тщеславного, уязвлённого изгнанием, «красного Наполеона» данном случае - римского Луция Апрония) Льва Давыдовича? Большой вопрос.
= =

«Была применена в августе 1918 года Л. Д. Троцким для наказания 2-го Петроградского полка Красной Армии, самовольно бежавшего со своих боевых позиций»
Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — Т. 3. — С. 316. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00560-0.

Нашёл эту энциклопедию, на стр. 316 написано так:
«19 октября было опубликовано обращение В.И. Ленина «К рабочим и красноармейцам Петрограда» с призывом защищать город до последней капли крови». В этот момент на Петроградский фронт прибыл нарком по военным и мор.делам Л.Д. Троцкий . Теперь по его приказу за отступление расстреливали каждого десятого красноармейца»
- ни номера приказа, ни ссылки на какой другой источник. Пока одни мемуары Троцкого.
***
Ссылка на сам текст Троцкого: http://www.1917.com/Marxism/Trotsky/My_Life/My_Life-00-02-10.html

Редко какой исторический фильм о Римской армии обходится без сцены децимации. Хотя это один из распространенных исторических мифов…

Традиция децимации - казни каждого десятого человека восходит к человеческим жертвоприношениям язычников, которые хотели умилостивить богов и достичь таким образом своих целей. Название казни произошло от имени одной из трех парок, Децимы - богинь Судьбы в древнеримской мифологии, именно Децима отмеряла длину жизни каждого человека с помощью посоха. (Ну, автор, что ты такое пишешь… Децима отмеряла нить не «посохом», а наматывала на веретено — это же так очевидно. Кроме того, зачем такие загогулины в истории слова «децимация», ведь оно происходит от простого латинского decimus, т.е. «десятый». Ведь были еще центезимация – казнь каждого сотого и вицезимация – каждого двадцатого. А богинь Центезы или Вицезимы какой-то никогда не было, зато были слова centum, «сотня», и vicesimus, «двадцатый».)

Чаще всего такие казни использовали для поддержания дисциплины в армии, когда за провинность целой воинской части - потерю знамени, бегство, трусость или дезертирство ритуально убивали каждого десятого солдата. Особенно славился традицией децимации Древний Рим, в котором такое наказание применяли к провинившимся легионам.

От Аппия Клавдия до Луция апрония

Историк Тит Ливий писал о том, что римский консул аппий Клавдий Красс в 471 году децимировал целый легион за то, что в бою против этрусков воины дрогнули после нападения на них с тыла, и бежали, оставив поле боя - этот случай считается самым ранними задокументированным случаем децимации в истории.

Философ Плутарх в труде «Красс» упоминал, что при восстании Спартака на третьем году войны полководцу Марку Люцинию Крассу, чтобы восстановить дисциплину, децимировал два легиона из шести «за неоднократное поражение на поле боя». По свидетельству Аппиана Александрийского (труд «Гражданские войны») было убито 4 000 человек. став, по словам историка, «для своих солдат страшнее врага», Красс сумел преградить путь восставшим и разбил крупные части Спартака.

Еще один римский военачальник, прославившийся децимацией, стал Луций Апроний; в18 году н.э. он был назначен проконсулом в африканские владения Рима, и в 20 году в Нумидии при подавлении восстание вождя мусуламиев Такфарината он провел массовые казни в когорте одного из легионов. Полководец Аппий Клавдий, проводя децимацию, мог лично убивать дубинкой провинившихся солдат, а другой военачальник - Тит Малиний казнил собственного сына, за то, что тот вступил в бой без его разрешения, хотя и победил при этом в бою.

Во славу богов и во исполнение их воли

Зрелище казней было устрашающим: провинившаяся воинская часть разбивалась на десятки, каждый из которых жребием определял, кому сужено умереть за остальных. После определения «сакральной жертвы» девять оставшихся воинов убивали десятого, навсегда связывая себя его кровью: они либо забивали дубинками вчерашнего соратника, либо забивали до смерти камнями. от жребия воина не могли спасти ни заслуги, ни регалии: «Такова воля богов!» - считали сослуживцы.

Уцелевшие воины после казни получали весьма скудное пропитание и не допускались в лагерь, оставаясь на открытой местности на ночь до тех пор, пока не искупят свою вину.

Но почему опытные ветераны так безропотно сносили такие жестокости?

Религиовед и писатель, профессор философии Роман Светлов в книге «Пирр и военная история его времени» объясняет крайнюю жестокость деминации и подчинение ей целых воинских частей священным статусом полководца, который был представителем обожествляемого императора, и чья воля была «волей самих богов». Военачальник в Древнем Риме выполнял не только функции командира, но и жреца, устраивая перед сражениями жертвоприношения или гадания: например, рассматривая печень закланного тельца или наблюдая за птицами: обычно для таких целей в армии Рима возили с собой цыплят, которых перед сражением кормили. Аппетит цыплят предсказывал победу, если же птицы отказывались есть, в битву вступать не следовало.

Подчинение полководцу становилось подчинением воле небес, а нарушение приказа могло навлечь их гнев на целую армию и даже на целую страну.

И только христиане - против

Историк Лев Гумилев в работе «Хунны в Азии и Eвропе» упоминает об единственном случае, когда римский легион отказался выполнять приказ и был полностью децимирован: это произошло в 268 году в Галлии, куда император Макимин послал некий Фиванский легион, состоявший из христиан, чтобы подавить бунт багаудов. Узнав, что им придется убивать единоверцев, легионеры наотрез отказались выполнять приказ, что повлекло за собой две децимации, а затем легион был полностью истреблен римлянами. По другой версии - христиане отказались приносить жертвы языческим богам. Однако при этом Гумилев ссылается на англичанина Джона Робертсона, автора «Истории христианской церкви», и многие современные историки считают этот эпизод неправдоподобным.

Традиции децимации живы

Римские традиции децимации вполне спешно применялись на практике в Азии, например, в войсках Чингисхана за малейшую провинность убивали каждого десятого солдата, а за бегство с поля боя наказание десятикратно умножалось: за одного воина казнили десятерых, за десять - убивали сотню, за сотню - казнили тысячу.

Децимацию применяли и на Руси для устрашения населения, например, чтобы сохранить строевой лес у Финского залива, Петр 1 велел казнить каждого десятого браконьера, для чего по берегам Невы и на Ладоге через каждые пять верст срубили виселицы. А после подавления восстания Ивана Булавина он повелел казнить каждого десятого казака (Алексей Шкваров, «Донское казачество на прибалтийском театре»), посчитав бунт дезертирством. Децимация, как мера наказания, была прописана в «Воинском уставе» Петра от 1716 года.

О массовых казнях вспомнили во время гражданской войны: финский автор Арто Астикайнен пишет, что известен случай, когда финны расстреляли пленных красноармейцев по принципу децимации - каждого десятого; всего на льду реки Хуруслахти было убито 80 бойцов; казнь русских стала известна под названием «Хуруслахтской лотереи».

По приказу наркома Троцкого в конце зимы 1918 года был расстрелян каждый десятый солдат из Второго Петроградского полка, дрогнувшего на поле боя под Казанью, всего 41 человек («Революция и гражданская война в России», издательство «Терра»), а при обороне Петрограда нарком приказал расстреливать каждого десятого отступившего красноармейца.

Армия Рима представляла собой великолепный боевой механизм. Легионеры были прекрасно обучены, отлично экипированы, их вели в бой опытные военачальники. Однако колоссальные успехи римлян нельзя объяснить только тренированностью и оснащенностью легионеров.
У римской армии было то, чего не было у других, даже самых развитых народов. Это "тайное" оружие называлось - дисциплина. Только настоящая воинская дисциплина могла спаять легионеров в устрашающую боевую машину. Ни в одной армии древнего мира дисциплина не была столь суровой, а повиновение военачальникам таким беспрекословным как в римских войсках. Сами римляне по праву считали дисциплину основой всех своих военных успехов л называли ее главной гордостью, оплотом и вернейшим стражем своей державы.
Дисциплина в римской армии была основана на огромной власти военачальника и беспощадной суровости наказаний. Полководец имел право практически неограниченно распоряжаться жизнью и смертью своих легионеров. Военачальник мог подвергнуть телесным наказаниям или казнить даже высших командиров самого знатного происхождения. От консулов, которые в период республики осуществляли верховное командование, такая же непререкаемая власть распространялась и на нижестоящих командиров.

Децимация

Это наказание, а точнее сказать казнь, была наиболее жестоким средством поддержания дисциплины и даже самими римлянами считалась крайним средством. Этой казни подвергали не отдельных лиц, а целые подразделения, легион, а иногда и несколько легионов. Казнь налагалась за трусость перед лицом противника, позорное бегство с поля боя или злостное неподчинение приказам высшего военачальника. Заключалась процедура децимации в том, что в провинившемся отряде по жребию отбирали каждого десятого солдата. Затем, тех легионеров, на кого пал жребий, перед строем всего войска забивали на смерть камнями или палками. Остальные солдаты наказанного отряда, которых миновал несчастливый жребий, подвергались воздействию позорящего наказания, им вместо пшеницы выдавали для еды ячмень, а также приказывали ставить свои палатки вне воинского лагеря. Позор для оставшихся в живых состоял в том, что, по мнению римлян, пища из ячменя полагаюсь не свободным людям, а животным и рабам, т.е. человек подвергшийся такому наказанию, как бы временно утрачивал свой высокий социальный статус воина и гражданина и перемещался на уровень скота.
Как пример, приведу случай, когда децимации подвергались целые воинские подразделения.
Во время войны с восставшими рабами под руководством гладиатора Спартака, римские легионы потерпели несколько позорных поражений. Получивший командование разбитой армией Марк Красс счел необходимым децимировать бежавшие с поля боя легионы, дабы его солдаты боялись своего полководца больше чем врагов-гладиаторов и несколько раз подумали, прежде чем обратиться в бегство. Надо сказать, что своей цели Красс достиг, стойкость его легионов существенно возросла и в конце концов армия восставших потерпела полное поражение.
Следует заметить, что римские полководцы не всегда хотели терять каждого десятого солдата из провинившегося подразделения. В таких случаях применялась казнь каждого двадцатого и сотого легионера. Нельзя не упомянуть о случае, когда проигравшие битву легионы сами, добровольно, требовали подвергнуть себя этому суровейшему наказанию. По свидетельству Юлия Цезаря, его легионеры были так пристыжены после поражения от войск Помпея в битве при Диррахии (и им было от чего умирать со стыда - в той битве ветераны Цезаря панически побежали под ударом войск Помпея, состоящих в основном из молодых солдат), что стали требовать от своего императора, дабы тот децемировал их. Цезарь, однако, слишком ценил своих бойцов и не захотел воспользоваться этим предложением, а наказал только знаменосцев, побросавших свои знамена.

Фустуарий

Это самое распространенное наказание за серьезные проступки налагаемое индивидуально, на конкретных лиц. Фустуарий представлял собой избиение виновного солдата камнями или папками. Историк Полибий оставил нам описание этой экзекуции. Вот как она проходила:
"Трибун берет палку и ею как бы только касается осужденного; вслед за этим все легионеры бьют его камнями и палками. Наказуемых забивают большею частью тут же, в самом лагере, а если кто-нибудь и выходит еще живым, то не на радость себе. Да и какая ему радость, если возврат на родину ему не дозволен, и никто из родственников не осмелится принять такого человека к себе в дом. Поэтому раз постигло кого подобное наказание, он погиб бесповоротно".
Как видно из этой цитаты, как и в случае с децимацией, этот вид наказания имел продолжение и после самой экзекуции и не заканчивался на самой процедуре фустуария. Выжившего ждало вечное изгнание, без права возвращения на родину к своим родным и близким.

Смертная казнь

Смертью карались трусость, измена, шпионство, неповиновение начальству, возмущение к неповиновению других солдат. Чаще всего преступнику рубили голову топором или мечом. Казнь производилась за пределами лагеря. В соответствии с законом вырывали яму определенной длины и глубины, в которую ставили преступника, Далее следовал звук трубы, и особо назначенные солдаты приводили в исполнение приговор в присутствии трибунов и центурионов. Казненного хоронили тут же. Так обстояло дело, если наказанию подлежал один человек или небольшая группа лиц.
Но вот если осужденных на смерть было много, то тогда для этого наказания не было определенной обычаем формы смерти.
Вероятно, не было и определенного сопутствующего ритуала и похоже, что все зависело от воли того, по чьему приказу проводилось это мероприятие. Вот несколько примеров:
Массовое уничтожение постигло четырехтысячный легион, посланный против Пирра защищать город Региум. Вместо исполнения приказа легион сам овладел этим городом, избил в нем жителей, провозгласил свою независимость и таким образом совершил акт дезертирства и государственной измены. Десять лет спустя, когда Пирр покинул Италию, остатки возмутившегося легиона были взяты в плен и отведены в Рим, где ежедневно казнили из них по пятьдесят человек, пока не истребили всех. Никакой жалости к изменникам римляне не проявили.
Не знали пощады римляне и к перебежчикам в неприятельский лагерь. Несмотря на их количество, всех предавали мучительной смерти. Однажды триста семьдесят дезертиров достались в руки Фабию Максиму. Он отправил их в Рим. Там их жестоко избивали, затем сбросили с Тарпейской скалы. Марцелл взял в плен в Сицилии до двух тысяч перебежчиков. Их сначала секли розгами, после чего отрубили всем головы. Та же участь постигла перебежчиков из римских союзных войск, которые после битвы с карфагенянами при Заме были выданы обратно Сципиону. Не менее жестоко поступил с перебежчиками Павел Эмилий после своей победы над македонским царем Персеем. Он велел всех их бросить под ноги слонам, которые растоптали их...

Позорные наказания

Эта разновидность наказаний применялась гораздо чаще, чем упомянутые выше. Цель этих дисциплинарных воздействий заключалась в том, чтобы, выставив провинившихся в смешном или унизительном положении, пробудить в них чувство стыда. Проявившим трусость легионерам военачальник мог, например, приказать стоять босиком, без пояса, в одной нижней рубахе а центре лагеря, иногда с куском дерна или жердью в руках, копать ненужные канавы или носить взад и вперед камни. Рассказывают, что когда один из легионов отказался идти в тяжелый поход, консул приказал мятежникам выйти без оружия и поясов, окружил их своими вооруженными легионами и велел рубить солому на виду у всего войска. Как можно заметить, и здесь имеет место временное понижение социального статуса виновного, которого заставляли заниматься несвойственной и нелепой работой и кроме того, как бы временно исключали из числа мужчин, ведь солдатская рубашка, не подпоясанная воинским поясом, свисала ниже колен, что делало ее похожей на женскую одежду. Намек здесь налицо: ведь и в наши дни очень немногие мужчины без стыда согласятся переодеться в женское платье, а уж что должны были чувствовать легионеры в те времена...
Интересно то, что римляне отличались известным демократизмом в применении наказаний этого вида и в случае необходимости его жертвами с равной легкостью становились как простые воины, так и военачальники. Это прекрасно подтверждают два эпизода из биографии знаменитого римского полководца Домиция Корбулона во время действий подчиненных ему войск в горной Армении. Некий Пакций Орфит, командир части вспомогательных войск в армии Корбулона, нарушил недвусмысленный приказ командующего, запрещающий атаковать противника и отдал приказ о наступлении. Армяне, бывшие в тот момент врагами римлян, выстояли и ответным ударом обратили римлян в паническое бегство, причем паника распространилась и на войска римлян не участвовавшие в этой стычке. Корбулон, дабы примерно наказать беглецов, распорядился чтобы беглецы, вернувшиеся к основной армии, с этого момента разбивали свои палатки только за оградой лагеря. Это было позорно, ибо такое символическое унижение применялось обычно к тем подразделениям, которые пережили процедуру децимации. В другой раз Корбулон обнаружил, что некий Эмилий Руф, являвшийся префектом в частях вспомогательной кавалерии, мало того, что довел дело до того, что его отряд бежал с поля боя, так еще и не заботится о снабжении своих людей надлежащим вооружением и снаряжением. В качестве наказания Корбулон приказал этому Руфу явиться к палатке командующего, а затем велел своим ликторам раздеть того донага. Голый.и униженный, Руф был принужден стоять по стойке "смирно" до тех пор, пока полководец не смилостивился и не отпустил его.
С большей или меньшей периодичностью применялись:
- денежный штраф или частичная конфискация добытых трофеев;
- временное лишение оружия;
- военные упражнения с поклажей;
- знаменитая порка центурионами легионеров виноградной лозой. Жезл из виноградной лозы - витис, давал центуриону право наказывать римских граждан, и эта власть была такова, что изображение именно этого атрибута обозначает соответствующий чин. Центурион и витис - понятия нераздельные, по свидетельству Тацита.одного из центурионов солдаты прозвали "Подай другую", так часто этот зверюга ломал свои жезлы о спины подчиненных (надо сказать, что "благодарные" подчиненные припомнили ему его прегрешения перед ними и во время бунта закололи окончательно доставшего их центуриона).
Судя по всему, центурион сам определял тот момент, когда ему нужно было "взбодрить" подчиненных ударом витиса, ничье разрешение для этого ему не требовалось и если он считал, что подчиненный нерадив, то бедолага, по словам римского поэта Ювенала:
"... по башке получал суковатою палкой, если ленилась кирка и медленно шло укрепление".
Нужно добавить, что такие удары не считались позорящими честь воина.
- публичная порка перед центурией когортой или целым легионом - гораздо более позорное наказание;
- сокращение жалованья;
- исправительные работы;
- разжалование по чину или по роду войска;
разжалование по роду войска означало перевод в менее престижный род войск: например, из легиона - во вспомогательные войска, из конницы - в пехоту. Для подвергнутого наказанию воина все это сопровождалось немалым позором. Однако, известны и случаи, когда о таком переводе совершенно добровольно просили старые и заслуженные бойцы. Это происходило тогда, когда их собственное подразделение подвергалось такому унизительному разгрому или столь себя запятнало, что нахождение в его рядах само по себе сулило немалый урон для воинской чести - было предпочтительнее уйти самому, пусть даже и с понижением в звании, чем оставаться среди тех, кто опозорил себя;
- позорное увольнение со службы без наград и привилегий (которое иногда постигало целые отряды); налагавшаяся как на целые воинские части, так и на отдельных воинов в случае проступков, при наказании за которые можно было избежать смертной казни. В случае целых подразделений позорная отставка сопровождалась так называемым забвением памяти, которое выражалось в уничтожении любых официальных письменных упоминаний о данной воинской части. Любопытно, что подлежали уничтожению даже казармы подразделения, подвергнутого децимации, позорной отставке или разгромленного в бою.
К примеру, прославленный X Легион, прекрасно проявивший себя в армии Цезаря (этот легион был своего рода личной гвардией - "преторской когортой"), был с бесчестием распущен по приказу Октавиана Августа за свою непокорность и склонность к бунту. То же приключилось и с III Галльским легионом в правление Элагабала, и с III Августовым легионом (в 238 г.); последний выступал против Гордиана I и Гордиана II в Африке, поэтому Гордиан III, внук первого и племянник второго, признанный императором римским сенатом, решил наказать соединение, способствовавшее гибели его деда и дяди.
Индивидуальное увольнение было не менее тяжкой карой. Во времена республики этот процесс происходил так: военачальник вызывал из строя подлежащего исключению и объявлял ему: "Ты мне больше не нужен". Солдат слагал оружие, военные атрибуты и знаки отличия, даже снимал обувь. После этого он на всю жизнь считался обесчещенным. Он не мог занимать никакой общественной должности, не имел права жить не только в Риме, но и не находил себе приюта на родине. Этот позор был так велик, что его нелегко переносили даже христиане, которые подвергались ему из-за своей веры. Были случаи, когда они вновь возвращались к язычеству, лишь бы остаться в армии.