Как погиб геркулес. Двенадцать подвигов геракла кратко. Мучительная смерть героя

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского “Плутишка кот” и проанализировать её.

  • формировать читательские умения (читать, работать с текстом произведения, правильно называть произведение, определять тему и жанр);
  • способствовать обогащению словарного запаса языка детей;
  • наблюдать за выразительными средствами языка;
  • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;
  • развивать элементы проектной деятельности.

Оборудование:

  • Учебник Л.А. Ефросинина “Литературное чтение 2 класс”
  • Рабочая тетрадь Л.А. Ефросинина “Литературное чтение 2 класс” часть 2
  • Листочки для изготовления модели обложек, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Беседа по теме чтения:
  3. С какой темой начали работать в этой четверти?

    Мы продолжаем знакомиться с произведениями о животных. Сегодня у нас урок слушания и итогом урока будет выпуск книги-самоделки.

    Откройте учебник на странице 18.

    Послушайте.

  4. Слушание произведения.
  5. Произведение читает учитель.

  6. Беседа после слушания. Выявление первичного восприятия.
  7. Понравилось ли вам это произведение?

    Что вам понравилось?

    Кто главные герои произведения?

  8. Моделирование обложки.
  9. Давайте составим модель обложки.

    Что слушали? Определите жанр. Покажите на модели.

    О чём или о ком эта сказка? Покажите на модели.

    /Ушинский/

    Какой заголовок выбрал для своего произведения автор?

    /Плутишка кот/

    Как называется произведение?

    /Сказка о животных Ушинского “Плутишка кот”/

  10. Работа с текстом прослушанного произведения.
  11. Почему так озаглавлена сказка? Плутишка кот.

    /Плутишка – хитрый, любит хитрить, лукавить/

    /Он такой вор и разбойник/

    Как обращается козел да баран к коту, когда его жалеют?

    /Котик-коток, серенький лобок!/

    Как они говорят, когда сердятся на кота?

    /Ах ты, серый кот, бестолковый твой лоб!/

    Сначала потренируемся. Найдите ту фразу, которая вам больше понравилась. Прочитайте её соседу.

    Прочитайте в первой части последний абзац.

    Как вы думаете, что значит рядить? избыть?

    /Обсуждать, толковать; избавиться от чего-нибудь/

    А как это объясняет словарик на стр. 21?

  12. Физкультминутка.
  13. А как он ходит?

  14. Работа в тетради.
  15. Найдите строчки, в которых говорится о медведе?

    /Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость – Михайло Потапыч Топтыгин./

    Откройте тетради, запишите “имя”, “отчество”, “фамилию” медведя. Вспомните правило написания имен собственных.

  16. Работа с текстом.
  17. Прочитайте начало 3 части.

    Что предложил белый волк козлу да барану?

    /Силу попробовать/

    Как повели себя козел да баран?

    /Испугались/

    А котишко – серый лобишко?

    /Он решил схитрить, обмануть/

    Обманул, подошли волки к Мише. Прочитайте, как Миша поступил с незваными гостями.

    /Вот Миша крепился-крепился, да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря./

    Как это “на каждую лапу по волку”. Покажите.

    Прочитайте в словаре, что значит “запеть лазаря”.

    /Жаловаться, плакать, стонать./

    Чем же закончилась сказка? Прочитайте.

    /…а котишку – мурлышку ещё за плутни выдрали./

  18. Иллюстрирование произведения.
  19. Переверните листок – модель обложки.

    Как вы себе представляете главного героя? Нарисуйте.

  20. Упражнения по формированию читательских умений.

Итог урока. Домашнее задание.

О ком мы читали? / О коте/

Кто написал это произведение? /Ушинский/

Назовите жанр этого произведения? /Сказка/

Прочитайте дома родителям эту сказку ещё раз и закончите работу в тетради.

А сейчас мы сделаем с вами книжку – самоделку для вашей классной библиотеки.

/Из страничек детей собирается книжка – самоделка с обложкой, выполненной учителем./

Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран:

— Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?

Отвечает им Вася:

— Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала.

— А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козел да баран.

— Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.

— Поделом вору и мука, — говорит козел, — не воруй сметаны!

Вот кот опять плачет:

— Била меня баба, била; била — приговаривала: придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать.

Заревели тут козел да баран:

— Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?

Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть (избежать. — Ред.), — и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.

Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала.

— Ладно, — молвил серый кот, — теперь обогреемся! — да недолго думавши и зажег целый стог сена.

Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость — мужичок-серячок, Михаило Потапыч Топтыгин.

— Пустите, — говорит, — братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.

— Добро пожаловать, мужичок-серячок! — говорит котик. — Откуда идешь?

— Ходил на пчельник, — говорит медведь, — пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

Вот стали они все вместе ночку коротать: козел да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился.

Заснул медведь; козел да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый — и прямо к огню.

— Фу-фу! Что за народ такой! — говорит белый волк козлу да барану. — Давай-ка силу пробовать.

Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка, серый лобишка, повел такую речь:

— Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится — никому несдобровать. Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.

Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря (жаловались на судьбу. — Ред.). Выбрались волки из-под стога еле живы и, поджав хвосты, — давай бог ноги!

Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: «Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем».

Старик и старушка были рады-радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали.

Константин Дмитриевич Ушинский

Плутишка кот

Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран:

Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?

Отвечает им Вася:

Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала.

А за что же на тебя такая беда пришла? - спрашивают козел да баран.

Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.

Поделом вору и мука, - говорит козел, - не воруй сметаны!

Вот кот опять плачет:

Била меня баба, била; била - приговаривала: придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать.

Заревели тут козел да баран:

Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?

Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть (избежать. Ред.), - и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.

Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала.

Ладно, - молвил серый кот, - теперь обогреемся! - да недолго думавши и зажег целый стог сена.

Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость мужичок-серячок, Михаило Потапыч Топтыгин.

Пустите, - говорит, - братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.

Добро пожаловать, мужичок-серячок! - говорит котик. - Откуда идешь?

Ходил на пчельник, - говорит медведь, - пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

Вот стали они все вместе ночку коротать: козел да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился.

Заснул медведь; козел да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый - и прямо к огню.

Фу-фу! Что за народ такой! - говорит белый волк козлу да барану. Давай-ка силу пробовать.

Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка, серый лобишка, повел такую речь:

Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится - никому несдобровать. Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.

Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря (жаловались на судьбу. - Ред.). Выбрались волки из-под стога еле живы и, поджав хвосты, - давай бог ноги!

Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: "Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем".

Старик и старушка были рады-радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали.

О братьях наших меньших

Ответы к стр. 16 — 17

Константин Ушинский
Плутишка кот

Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идёт раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идёт да таково жалобно плачет.
Спрашивают кота козёл да баран:
— Котик-коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?
Отвечает им Вася:
— Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да ещё и удавку на меня припасала.
— А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козёл да баран.
— Эх-эх! За то, что нечаянно сметанишку слизал!
— Поделóм вору и мýка, — говорит козёл, — не воруй сметаны!
Вот кот опять плачет:
— Била меня баба, била; била — приговаривала: придёт ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придётся козла да барана резать.
Заревели тут козёл да баран:
— Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть, — и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

II

Долго бежали кот, козёл да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.
Ночь была тёмная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уже достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбом столкнуться. Стукнулись козёл с бараном, искры из глаз посыпались: береста так и запылала.
— Ладно, — молвил серый кот, — теперь обогреемся! — да недолго думавши и зажёг целый стог сена.
Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость — мужичок-серячок, Михайло Потапыч Топтыгин.
— Пустите, — говорит, — братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.
— Добро пожаловать, мужичок-серячок! — говорит котик. — Откуда идёшь?
— Ходил на пчельник, — говорит медведь, — пчёлок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

III

Вот стали они все вместе ночку коротать: козёл да баран у огня, мурлышка на стог сена залез, а медведь под стог забился.
Заснул медведь; козёл да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один — белый и прямо к огню.
— Фу-фу! Что за народ такой! — говорит белый волк козлу да барану. — Давай-ка силу пробовать.
Заблеяли тут со страху козёл да баран; а котишка — серый лобишко повёл такую речь:
— Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится — никому несдобровать! Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря. Выбрались волки из-под стога еле живыми и, поджав хвосты, — давай бог ноги!
Козёл же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорее домой! «Полно, говорят, — без пути таскаться, ещё не такую беду наживём».
Старик и старушка были рады-радёхоньки, что козёл с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку ещё за плутни выдрали.

1. Как в сказке называют кота? Запиши.

Плутишка, котишко-мурлышко, серый лобишко, котик-коток, серенький лобок.

2. Как можно сказать по-другому? Запиши.

Судить да рядить — рассуждать .
Запеть лазаря — жаловаться, плакать .
Плутишка — хитрец, обманщик .

3. Собери загадку ⇒ и отгадай. Запиши отгадку.

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

4. Кто пожаловал в гости к коту, козлу да барану? Запиши «имя», «отчество» и «фамилию» гостя.

Михайло Потапыч Топтыгин.

5. Составь план сказки (запиши или нарисуй). Подготовь пересказ.

1. Побег кота, козла и барана.
2. Гость, Михайло Потапыч Топтыгин.
3. Расправа медведя с волками.

6 ∗ . Допиши предложение словами из текста. Как отнеслись к возвращению козла, барана и кота? Подчеркни.