Творчество евгения баратынского. Возвращение в Россию. Материалы о Евгении Баратынском

Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) (1800 -1844)

В глуши тамбовской

он открыл

степной тоски очарованье.

С. Бирюков

Творения Евгения Абрамовича Боратынского по праву вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Имя Боратынского принадлежит к числу почетнейших имен нового поколения русских поэтов.

романтической поэзии он самостоятельный поэт, не подражатель, но творец, и в том роде, в котором он пишет, доныне никто с ним не сравнялся", - справедливо заметил известный журналист и историк Н.А. Полевой, подготовивший к изданию первый поэтический сборник Е.А.Баратынского. Высоко ценили его творчество А.С.Пушкин и В.Г.Белинский, И.С. Тургенев и Л.Н.Толстой, А.А.Блок и И.А.Бунин.

Большая часть детских лет будущего поэта прошла в имении Мара Кирсановского уезда. Он рос в дружном семейном кругу, был окружён всеобщим вниманием. Отец и мать не чаяли в нём души. Мальчик был смышлёным, спокойным и очень послушным. "Это такой ребенок, что я в жизни моей не видывал такого добронравного и хорошего дитя...",- сообщал Абрам Андреевич своему отцу. В пять лет Евгений уже знал русскую грамоту, рано научился говорить по-французски. Успехами в учёбе он был во многом обязан своему воспитателю итальянцу Джьячинто Боргезе. Евгений питал к нему нежную привязанность, сохранённую на всю жизнь.

Весной 1812 года Евгений Баратынский уехал в Петербург для определения в Пажеский корпус, самое привилегированное военное учебное заведение тогдашней России. Вначале его учёба шла неплохо, но вскоре юный Баратынский стал успевать значительно хуже. Создав с группой приятелей некое "тайное общество мстителей" корпусному начальству, он стал непременным участником разного рода весёлых, но небезобидных проделок. Они выходили за рамки обычных шалостей, довольно широко распространённых в элитных учебных заведениях. Впрочем, одна из них оказалась действительно серьёзным проступком, и наказание не заставило себя ждать: решением государя Баратынский был исключен из Пажеского корпуса с запретом несения любой государственной службы, за исключением армейской в чине рядового.

Почти три года Евгений, отданный на попечение дяди, провёл в Подвойском, родовом имении семьи в Смоленской губернии, и Маре. Как раз в эти годы он всё более ощущал потребность в творчестве: "...Нынче, в минуты отдохновения, я перевожу и сочиняю небольшие пиесы и, по правде говоря, ничто я не люблю так, как поэзию. Я очень желал бы стать автором". Еще в 12 лет он написал на французском языке первое стихотворение, посвящённое матери. В Подвойском Евгений написал и поставил несколько пьес для "домашних развлечений".

Осенью 1818 году Баратынский уехал в Петербург, а вскоре был зачислен рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Тогда же он познакомился с лучшими столичными литераторами, особенно сблизился с молодыми поэтами-лицеистами, игравшими заметную роль в культурной жизни Петербурга, - А.А. Дельвигом и В.К. Кюхельбекером. Это стало отличной школой для начинающего поэта. Судя по всему, именно Дельвиг познакомил Баратынского с Пушкиным. Пушкин стал внимательным и доброжелательным критиком первых литературных опытов Баратынского.

В самом начале 1819 года на страницах столичных журналов впервые появились стихи поэта. Его имя с каждым стихотворением, вынесенным на суд читателей, становилось всё известнее и популярнее. На Баратынского начинали смотреть как на одного из самых многообещающих поэтов России.

В январе 1820 года Евгений Баратынский был произведён в унтер-офицеры и переведён в Нейшлотский пехотный полк, расквартированный в Финляндии. Поэт и его друзья единодушно расценили изменение места службы как ссылку. В "Послании к барону Дельвигу" читаем:

Исчезли радости, как в вихре слабый звук,

Как блеск зарницы полуночной!

И я, певец утех, пою утрату их,

И вкруг меня скалы суровы,

И воды чуждые шумят у ног моих,

И на ногах моих оковы.

Баратынскому в известной мере повезло. В суровой Финляндии он нашёл новых друзей, принявших горячее участие в его судьбе. Много лет спустя, рассуждая о том, что значили в его судьбе то время и та далёкая страна, Боратынский писал: "Я думаю о ней с признательностью: в этой стране я нашёл много добрых людей..., этот край был пестуном моей поэзии".

Стремительно росла поэтическая слава Баратынского. Имя автора популярных поэм "Пиры" и "Эда", великолепных элегий "Разуверение" и "Признание" становилось всё более известным широкому кругу читателей и авторитетным в среде собратьев по перу.

Между тем, семья и друзья продолжали хлопотать о прощении Евгения Абрамовича и производстве его в офицеры. Деятельное участие в этих хлопотах приняли А.И.Тургенев, Денис Давыдов, финляндский генерал-губернатор А.А.Закревский, В.А.Жуковский. Долгожданное производство в офицеры состоялось, наконец, весной 1825 года, после чего Баратынский вышел в отставку и поселился в Москве. Летом 1826 г. Евгений Абрамович женился на Анастасии Львовне Энгельгардт. Анастасия Львовна была старшей дочерью генерал-майора Л.Н.Энгельгардта, известного боевыми заслугами во времена П.А.Румянцева и А.В.Суворова. По материнской линии она принадлежала к роду Татищевых; её дед был членом литературного кружка Н.И.Новикова. По свидетельствам современников, супруга поэта обладала несомненными художественными способностями и вкусом, и Евгений Абрамович весьма доверял её мнению. Благодаря Анастасии Львовне, хранительнице рукописей Баратынского, мы располагаем ныне множеством произведений, автографы которых утрачены, но остались копии, сделанные её рукой. Это тем более важно, что Баратынский зачастую беспощадно переделывал свои творения до неузнаваемости. Много лет спустя поэт напишет:

О сколько раз к тебе, святой и нежной,

Я приникал главой своей мятежной,

С тобой себе и небу веря вновь.

В Москве Баратынского встретила сильная и авторитетная школа писателей и критиков. Самым заметным среди них был, безусловно, П.А.Вяземский. Баратынского и Вяземского связывала многолетняя дружба, велась обширная переписка. Петр Андреевич прекрасно понимал, что имеет дело с большим мастером. Ценил он и человеческие качества поэта. "Чем более я знаю Баратынского, тем более ценю его ум и сердце...",- писал он А.И.Тургеневу.

Дорожил Евгений Баратынский общением и с И.В.Киреевским, известным литературным критиком и философом. "Ты первый из всех знакомых мне людей, с которыми изливаюсь я без застенчивости: это значит, что никто ещё не внушал мне такой доверенности к душе своей и своему характеру",- писал он Ивану Васильевичу.

Живя в Москве, Евгений Абрамович печатался в здешних и петербургских журналах и альманахах. Наиболее значительным событием для поэта стало издание в 1827 года сборника "Стихотворения Евгения Баратынского". В него вошло лучшее, что было написано им за недолгую пока поэтическую жизнь. Его открывала элегия "Финляндия", принесшая автору литературное признание.

В 1828 году в Петербурге вышла книга "Две повести в стихах", в которую были включены "Граф Нулин" А.С.Пушкина и "Бал" Е.А.Баратынского, что ещё раз подчеркнуло духовную и творческую близость поэтов. Тогда же Баратынский напечатал свои лучшие стихотворения "Последняя смерть" и "На смерть Гёте".

Именно они создадут мнение о Евгении Баратынском как одном из глубоких поэтических лириков девятнадцатого столетия. Здесь раскрылся талант Баратынского-философа, тонкого толкователя смысла человеческой жизни.

Впрочем, Баратынского-творца заботило и другое. Весной 1827 года с молодой женой и новорожденной дочерью он приехал в Мару, и всё чаще и чаще его поэзия обращается к молодости, родным местам:

Судьбой наложенные цепи Упали с рук моих, и вновь Я вижу вас, родные степи, Моя начальная любовь.

"Я не знавал человека, более привязанного к месту своего рождения. Он, как швейцарец, просто одержим был этой, почти неизвестной у нас, болезнью, которую французы называют тоской по родине", - писал о Баратынском поэт Н.М.Коншин, его сослуживец в Финляндии.

Вернувшись осенью в Москву, Баратынский поселился в доме тестя. Год спустя, он приобрёл дом на Спиридоновке и занялся его обустройством. Помимо этого, по хозяйственной надобности он постоянно бывал в многочисленных имениях Баратынских и Энгельгардтов в Московской, Казанской, Тамбовской и Тульской губерниях. Разумеется, поэт не упускал случая заехать в Мару. Здесь жили его мать Александра Федоровна и брат Сергей Абрамович, после смерти А.А.Дельвига женившийся на его вдове Софье Михайловне. Последняя хранила в Маре архив покойного мужа.

В Маре Баратынский словно обретал новые силы. Именно здесь он начал работать над поэмой "Наложница", на одном дыхании написал стихотворения "Запустение" и "Вот верный список впечатлений...".

В апреле 1835 года вышел сборник поэта "Стихотворения Евгения Баратынского". Поэт рассматривал его как своеобразный итог творческого пути… Сборник включал 131 стихотворение и 6 поэм - всё лучшее, что было создано поэтом за полтора десятилетия.

В 1836 году Баратынский с семьёй поселился в подмосковном имении Энгельгардтов Мураново, где по собственному проекту отстроил дом и с необыкновенной увлечённостью занялся хозяйственными делами и воспитанием детей (у Баратынских было 9 детей, двое из которых умерли в детстве). Евгений Абрамович был добрым и спокойным отцом. Его старший сын Лев вспоминал позже: "Отец на детей никогда почти не сердился, прикрикивал на них очень редко и вообще относился к ним нежно; разговаривал он с ними серьезно, а со старшими детьми своими поэт старался держать себя как с друзьями, почти на товарищеской ноге". Письма поэта этого периода пронизаны ощущением счастья: "...Вот тебе рама нашего существования. Вставь в неё прогулки, верховую езду, разговоры, вставь в неё то, чему нет имени: это общее чувство, это итог всех наших впечатлений, который заставляет проснуться весело, гулять весело, обедать весело...".

В 1842 году увидел свет последний прижизненный сборник Баратынского "Сумерки". В основном он разошёлся по знакомым и родственникам. О книге никто не писал, не говорил. Молчали и те, кто получили её из рук самого автора. Современники не поняли поэта. "Когда в 1842 году вышла книга Боратынского "Сумерки",- писал один из них,- она произвела впечатление провидения, явившегося среди удивлённых и недоумевающих лиц, не умевших дать себе отчёта в том, какая это тень и чего она хочет от потомков". Как прав был И.В.Киреевский: "Чтобы дослышать все оттенки лиры Баратынского, надо иметь и тоньше слух, и больше внимания, нежели для других поэтов".

Осенью 1843 года Баратынский с женой и старшими детьми отправился в заграничную поездку. Зиму семья провела в Париже. Парижская жизнь Евгения Абрамовича была наполнена разнообразными встречами, знакомствами, впечатлениями. Много времени он проводил и со своими соотечественниками, живущими в Париже: братьями А.И. и Н.И. Тургеневыми, поэтом и переводчиком Н.М.Сатиным, послом России во Франции Е.П.Балабиным.

Весной 1844 года Баратынские через Марсель морем отправились в Неаполь. Италия давно манила поэта. Отсюда был его учитель Боргезе. Баратынскому всегда казалось, что он понимал и чувствовал Италию. Эту любовь он хотел передать детям и был очень рад, что совместная поездка с ними в страну юношеской увлечённости состоялась. Прекрасное настроение сказалось и на творчестве, и ещё на пароходе Евгений Абрамович написал стихотворение "Пироскаф", светлое, жизнеутверждающее, устремленное вперёд к неизведанному и прекрасному.

Строки "Пироскафа" значили много больше обычных стихотворных строк. Они знаменовали обновление Боратынского - человека и поэта. Очевидно, его ожидал творческий подъем. Тем трагичней и внезапней выглядит ранняя смерть поэта 11 июля 1844 года. Через год его останки были перевезены в Петербург и захоронены на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Смерть поэта не осталась незамеченной. Проникновенные строки посвятил его памяти В.Г.Белинский: "...Читая стихи Баратынского, забываешь о поэте и тем более видишь перед собой человека, с которым можешь не соглашаться, но которому не можешь отказать в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал...".

Трагично сложилась судьба родины поэта - Мары. Проживавшая здесь мать поэта Александра Федоровна Боратынская умерла в 1858 году. После её смерти владельцем имения стал Сергей Баратынский (младший брат поэта). С.А.Баратынский скончался в 1866 г. Его супруга дожила до 1888 г.

С их смертью Мара быстро пришла в упадок. И всё же вплоть до начала XX века здесь ещё многое оставалось таким, каким было при жизни поэта.

В годы революции и гражданской войны усадьба подверглась разрушению. Никакие постройки до наших дней не сохранились. И хотя время не пощадило некогда процветающую Мару, место это притягивает почитателей таланта поэта.

Творчество Евгения Абрамовича Баратынского по-прежнему волнует умы просвещённых людей. Несколько лет в Тамбове существует "Клуб друзей Мары". Тамбовский краевед В.Г.Шпильчин большую часть своей жизни отдал сбору экспонатов для будущего музея Е.А.Боратынского. В его коллекции свыше двухсот предметов - овеществлённая память о поэте. В Тамбовской области достаточно людей, мечтающих возродить имение. Раз так, имя поэта сохранится.

О, если бы предвидеть мог поэт,

Что в Маре через много лет

Его почтить потомки соберутся…

Поля отцов!

Он к вам мечтал вернуться.

От неудач и недругов устав,

Под синь небес, под сень родных дубрав

Из стран чужих душа его стремилась.

Теперь она навек здесь поселилась…

Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земле мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашёл я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я. (Е.Баратынский)

Евгений Абрамович Боратынский (Баратынский; 1800-1844) - русский поэт, друг Пушкина, один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.

Баратынский был «искренним и страстным искателем истины», его творчество отличается глубиной философской мысли, совершенством художественной формы.

Жизненный путь

Он происходил из старинного польского рода, поселившегося в XVII в. в России. Родился поэт 19 февраля 1800 г. в дворянской семье в селе Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Начальное образование получил в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе. В результате серьезной провинности — кражи довольно крупной суммы денег у отца товарища — был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу, кроме военной в качестве рядового. Эта кара сильно потрясла Баратынского (он заболел тяжким нервным расстройством и был близок к самоубийству) и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу.

Хлопоты родных Баратынского о его прощении не увенчались успехом, он уезжает в Петербург и поступает рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Вскоре его производят в унтер-офицеры, с Нейшлотским пехотным полком он отправляется в Финляндию, где проводит около 5 лет. Его восхищала суровая величественная природа Финляндии, он наблюдал за местными нравами, бытом, все это находит отражение в его творчестве.

Первое стихотворение Баратынского было опубликовано с помощью А. Дельвига в журнале «Благонамеренный» в 1819 г. 1823-1824 г.г. – время наибольшей близости Баратынского с К. Рылеевым и А. Бестужевым, которые публикуют его стихи в декабристском альманахе «Полярная звезда». Но гражданская лирика не была призванием Баратынского. Однако известная эпиграмма на военного министра А. Аракчеева «Отчизны враг, слуга царя» (1825 г.) и некоторые другие произведения говорят о довольно оппозиционных настроениях молодого поэта, но мысль изменить основы бытия кажется ему бесперспективной, бесполезной.

Отчизны враг, слуга царя,
К бичу народов - самовластью -
Какой-то адскою любовию горя,
Он не знаком с другою страстью.
Скрываясь от очей, злодействует впотьмах,
Чтобы злодействовать свободней.
Не нужно имени: у всех оно в устах,
Как имя страшное владыки преисподней.

Наконец, 21 апреля 1825 г. Баратынский получает офицерское звание, едет в отпуск и затем выходит в отставку. Происходят изменения и в личной жизни поэта: он женится на Анастасии Львовне Энгельгардт. Она не обладала особенной красотой, но сам поэт сказал о ней в стихотворении «Она»:

Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами - с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.

Брак Баратынского оказался очень счастливым.

Лирика Баратынского 1826-1834 г.г. приобретает все более глубокий философский характер, в ней звучат раздумья о роли поэта и поэзии, о судьбах человечества и искусства, о жизни и смерти, о человеческих страстях и законах вечной красоты…

В 1842 г. Баратынский издает последний сборник стихов «Сумерки», в который вошли стихотворения 1834-1841 г.г. В этот период усиливается мотив разлада окружающей действительности с внутренним миром человека:

Век шествует путём своим железным;


Поэзии ребяческие сны,

Умер Баратынский внезапно, во время путешествия за границу, в Неаполе 29 июня 1844 г. Тело его перевезено в Петербург, где он был похоронен в Александро-Невской лавре рядом с Крыловым, Гнедичем, Карамзиным на Тихвинском кладбище.

В подмосковной усадьбе Мураново, где Баратынский провел последние годы жизни, создан литературно-мемориальный музей Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева «Мураново» — с 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.

Творчество Е. Баратынского

По мнению многих литературоведов, основные линии творчества Баратынского были параллельны творчеству Пушкина: оба начали подражанием господствующим образцам начала века — эротико-элегической поэзии Батюшкова, элегиям Жуковского; оба прошли стадию романтической поэмы; наконец, последний период в творчестве обоих окрашен отчетливым реалистическим стилем письма. Но при сходстве основных линий поэтический стиль Баратынского отличается замечательным своеобразием — «оригинальностью», которую тот же Пушкин в нем так отмечал и ценил («никогда не тащился он по пятам свой век увлекающего гения, подбирая им оброненные колосья: он шел своею дорогою один и независим»).

Как уже было сказано выше, юношеская ошибка и ее последствия наложили сильный отпечаток на судьбу поэта: его творчество отличается резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире «сухой скорби» — безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами.

Есть бытие; но именем каким
Его назвать? Ни сон оно, ни бденье;
Меж них оно, и в человеке им
С безумием граничит разуменье.
Он в полноте понятья своего,
А между тем как волны на него,
Одни других мятежней, своенравней,
Видения бегут со всех сторон:
Как будто бы своей отчизны давней
Стихийному смятенью отдан он;
Но иногда, мечтой воспламененный,
Он видит свет, другим не откровенный.

(«Последняя смерть», 1827 г., отрывок).

Внешний мир, природа для этой лирики — только «пейзажи души», способ символизации внутренних состояний. Все эти черты выводят Баратынского за круг поэтов пушкинской плеяды, делают его творчество близким и родственным поэзии символистов. В то же время, в силу сохранения экономической связи с дворянством, Баратынский, как никто из поэтов плеяды, ощущает свою близость с «благодатным» XVIII веком, — «мощными годами», — периодом высшего сословного расцвета дворянства; он ненавидит надвигающуюся буржуазно-капиталистическую культуру:

Век шествует путем своим железным;
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.

(«Последний поэт», 1835 г., отрывок).

Наряду с элегиями, излюбленными жанрами Баратынского являются характерные «малые жанры» XVIII в.: мадригал, альбомная надпись, эпиграмма. Рационалист, ищущий преодоления своего рационализма, «декадент» по темам и специфическому их заострению, символист некоторыми своими приемами, архаист по языку, по общему характеру стиля — из таких сложных, противоречивых элементов складывается цельный и в высшей степени своеобразный поэтический облик Баратынского, «не общее выраженье» — которое сам поэт справедливо признавал своим основным достоинством.

Не ослеплен я Музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором,
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

(«Муза», 1829 г.).

Лирика Баратынского 1826-1834 г.г. приобретает все более философский характер. В лирике этих лет звучат элегические раздумья о роли поэта и поэзии, о судьбах человечества и искусства, о жизни и смерти, о человеческих страстях и законах вечной красоты…

В 1842 г. Баратынский издает последний сборник стихов «Сумерки», в который вошли стихи, написанные в 1834-1841 г.

Несколько особняком от лирики Баратынского стоят его поэмы, заслоненные от современников творчеством Пушкина.

Глубоко своеобразная поэзия Баратынского была забыта в течение всего столетия, и только в самом его конце символисты, нашедшие в ней столь много родственных себе элементов, возобновили интерес к творчеству Баратынского, провозгласив его одним из трех величайших русских поэтов наряду с Пушкиным и Тютчевым.

Всем известен и многими любим классик русской литературы Евгений Абрамович Баратынский. Биография писателя насыщена множеством различных событий, связанных с частыми переездами и долгой разлукой с родиной. Именно этим ярким моментам жизни автора посвящена наша статья.

Ранние годы

Год рождения Баратынского - 1800, в это время к власти приходит Александр I, либеральное правление которого в будущем будет сменено законами Николая I, что серьезно повлияет на жизнь писателя. 19 марта в имении старинного польского рода (Тамбовская губерния) появился на свет Евгений Баратынский. Воспитывался мальчик в имении Мара матерью и дядькой-итальянцем. Благодаря последнему он рано выучил итальянский язык. А к восьми годам мог свободно общаться и на французском. В 1808 году его отдали в петербургский немецкий пансион, где продолжилось обучение писателя.

После смерти отца Баратынский Евгений Абрамович возвращается в Мару. В это время мать занимается подготовкой сына к поступлению в Пажеский корпус. И благодаря ее стараниям мальчик в 1812 году становится воспитанником этого престижного заведения.

Тамбовская губерния

После окончания Пажеского корпуса Баратынский (биография этого периода не отличается яркими событиями) возвращается к семье в Тамбовскую губернию, где начинает писать стихи. Поначалу его произведения очень слабы с технической точки зрения, но постепенно поэт овладевает мастерством. К 1819 году формируется тот стиль Баратынского, которым писатель гордился и считал основным достоинством своей поэзии.

Петербург

В 1819 год ознаменовался переездом в Петербург и поступлением рядовым в Егерский полк. В этот период знакомится со столичным литературным обществом Баратынский. Биография писателя полна встреч с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, Кюхельбекером, Плетневым. Он становится желанным гостем в литературных салонах.

Благодаря стараниям Дельвига, впервые публикуются произведения Баратынского: «К Кюхельбекеру», «К Креницыну», поэма «Пиры». А в 1823 году появляются сборники стихов поэта.

Финляндия

В 1820 году Баратынского переводят в Нейшлоцкий полк, находящийся в Финляндии. Командует полком родственник поэта - Г. А. Лутковский, поэтому Баратынский живет у него, пользуется немалыми привилегиями и часто посещает Петербург. Однако самого писателя тяготит его положение. Он не принадлежит к солдатскому сословию, но ему не дают офицерского звания, а службу просить он не станет - такое поведение может быть воспринято как неуважение к власти. И со «светом» все меньше и меньше общего имеет Баратынский. Биография дворянина не предусматривала службы в солдатах, отчего писатель чувствовал свою ущербность.

В Финляндии Баратынский проводит пять лет - с 1820 по 1825 год. Это отлучение от родины ярко отразилось в его поэзии: стихотворениях «Водопад», «Финляндия», поэме «Эда».

В 1824 году благодаря ходатайствам друзей Баратынского переводят в Гельсингфорс, где он служит при штабе генерал-губернатора. В этот период поэт влюбляется в замужнюю женщину - А. Ф. Закревскую. Эта любовь принесла ему много страданий, но благодаря ей появились на свет такие стихи, как «Фея», «Оправдание», «Я безрассуден - и не дивно…» и многие другие.

Офицерское звание

То, что поэт долгое время не мог получить офицерское звание, было связано с независимой тональностью его творчества и рядом оппозиционных высказываний, которые очень часто позволял себе в свете Баратынский. Евгений Абрамович дослужился до долгожданного чина только через семь лет (в 1825 году). Это давало поэту возможность самому распоряжаться своей судьбой. В этом же году Баратынский едет в гости к матери в Москву и обратно уже не возвращается, а в 1826-ом он официально уходит в отставку.

Возвращение в Россию

Сразу по возвращении на родину поэт женится на Анастасии Львовне Энгельгардт и поступает на службу в Межевую канцелярию. Жизнь Баратынского становится унылой и монотонной. Семейный быт сглаживает все вызывающие, бунтарские черты характера писателя.

Подобное положение дел сильно повлияло и на творчество Евгения Абрамовича. Его произведения все меньше и меньше ценятся публикой, они уже не имеют столь грандиозного успеха, как ранние творения. Однако писатель не собирается отказываться от новых установок и новаторских идей. Поэзия Баратынского этого периода была не понята критиками и современниками, только Пушкин смог оценить ее. Особого же внимания этого великого писателя была удостоена поэма «Эда».

Отношение к декабристам

Евгений Абрамович не был активным противником политического строя и не примыкал к декабристам, но сама идея тайных обществ его захватила. Однако творчество Баратынского все же отразило и оппозиционное отношение поэта к правительству. Например, элегия «Буря» показала все негодование и возмущение Баратынского, касающееся расправы над декабристами. Для поэта крах движения стал символом поражения идей свободы и лучших человеческих устремлений.

Журнал «Европеец»

В 1831 году друг Баратынского И. В. Киреевский начинает выпускать журнал «Европеец». Евгений Абрамович в знак поддержки стал писать для издания прозаические рассказы, среди которых можно отметить известный «Перстень». Статьи Баратынского для журнала были полны критических замечаний в адрес современных ему литераторов, отзывов о политических событиях. В «Европейце» предстал не только Баратынский-поэт, но и Баратынский-критик, а также политический деятель. Однако журнал был вскоре закрыт, что сильно огорчило писателя, и он впал в тоску.

Последние годы

В последние годы жизни отношения Баратынского с писателями-современниками сильно ухудшились, и поэт оказался в изоляции. Положение усугубляет разрыв со старыми друзьями - Киреевским, Пушкиным, Хомяковым. Итогом стало затворничество писателя и его семьи в имении Мураново, расположенном под Москвой.

Стихи Баратынского о любви в этот период творчества уходят на второй план, уступая место трагически-философским размышлениям о современности и одиночестве. Меняется и стилистика самих произведений - они отличаются разорванностью, нестройностью и крайним надрывом.

В 1843 году Баратынский со старшими детьми отправляется в путешествие за границу. За время поездки писатель посетил Германию, Париж, где свел знакомство с Н. И. Тургеневым, а также Францию. К поэту возвращается вера в будущее и бодрое настроение, что отражается и в творчестве (стихотворение «Пироскаф»).

Баратынский через Марсель морем отправляется в Неаполь, где пишет последнее свое произведение - стихотворение «Дядьке-итальянцу». Еще в Париже, незадолго до отъезда, Баратынский чувствовал себя нездорово, но пренебрег советами врача о вреде жаркого климата и продолжил путешествие. 28 июня 1844 года у поэта случился приступ сильной головной боли, за которым последовала лихорадка, и на следующий день он скончался.

Жена Баратынского, Анастасия Львовна, на 16 лет пережила мужа, а после смерти была похоронена рядом с ним на Тихвинском кладбище.

Особенности лирики

Стихи Баратынского о любви преобладают во всем творчестве поэта. Связано это с тем, что Евгений Абрамович относился к числу романтиков. В его творчестве отразились тяготы и горести современного поэту времени. Большой заслугой Баратынского является его способность ярко изображать внутренний мир человека со свойственными ему противоречиями и сложностями. Поэт очень страстно относился к тому, что описывал, его стихотворения полны беспокойства, тревоги и глубоких переживаний.

Основными для творчества Баратынский считал следующие моменты: мысль, своеобразие и простоту. И согласно этим трем составляющим, творил.

Евгений Баратынский: «Весна»

Знаменитое стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист» представляет собой прекрасный образец пейзажной лирики Баратынского. В произведении с восторгом, трепетом и нежностью описывается возрождение природы. Лирический герой ликует, он счастлив, его душа поет.

Стихотворение просто и легко звучит. Оно не отличается излишне высоким слогом или сложностью структуры, но именно благодаря этому читать может ощутить восторг и трепет автора, его ликование и воспевание расцветающей природы.

Весна была любимым временем года поэта. В письме к матери, написанном в 1815 году, Баратынский отмечал, какое грандиозное влияние оказывает на его душу созерцание преображения и украшения природы в весеннее время. Говорил о радости и ликовании, наполняющем его сердце, о прогулках, дающих ему истинное наслаждение.

Сборник «Сумерки»

Он вышел в 1842 году и был последним сборником стихов Баратынского. В него вошли произведения, написанные с 1835 по 1842 год. Представлены они были лирическим циклом, объединенным образом, который и стал заглавием всей книги. Сумерки здесь предстают символом, который, с одной стороны, знаменует финал жизни и творчества самого Баратынского, а с другой - содержит намек на окончание существования духовности и культуры всего человечества.

Практически не пишет в этом сборнике Баратынский о природе, поэт создает философский жанр эпиграммы, где происходит растворение объекта в отвлечении и обобщении. Примеры таких произведений: «Люблю я вас, богини перья», «На посев леса», «Коттерие» и многие другие.

Поэт выражает свои горестные мысли о судьбах искусства, человечества. Его волнует то, как общество воспринимает и будет воспринимать поэта. Делает много неутешительных выводов.

Поздние стихотворения Баратынского резко отличаются от его раннего творчества. Если раньше главными были четкость и ясность, то теперь писатель часто использует сложный синтаксис, архаическую лексику, ораторские приемы, что сильно затрудняет восприятие.

Музей Баратынского

Музей Евгения Абрамовича Баратынского находится в историческом центре Казани. Он расположен во флигеле усадьбы, когда-то принадлежащей супруге поэта. В имении долгое время жила семья самого писателя, а позднее - его многочисленные потомки.

История музея началась в 1977 году, когда при казанской школе № 34 открылась литературная выставка, посвященная наследию Баратынского. Лишь в 1981-ом музей приобрел статус государственного, а через десять лет переехал в усадьбу, которую так любил Баратынский.

Юбилей (2010 год) писателя отмечался в Казани с широким размахом, и музей принимал в этом активное участие. На его территории прошли лекции о жизни и творчестве Баратынского, были выставлены редкие экспонаты, проведены дополнительные экскурсии для школьников.

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) - русский поэт, родился в семье генерал-адьютанта, владельца поместья в одном из сел Кирсановского уезда. Приближенность родителей к императорскому двору позволила дать мальчику превосходное интеллектуальное и эстетическое воспитание.

В 1812 году двенадцатилетний Баратынский поступает в Санкт-Петербургский немецкий пансион, откуда практически сразу его переводят в Пажеский корпус. Доучиться в этом заведении он не смог, так как был исключен за серьезный проступок. Сам поэт счел наказание слишком строгим, ведь помимо исключения, его последствия крайне негативно сказались на его дальнейшей карьере. Эта юношеская трагедия отпечаталась на всем его творчестве - все его поэтические опусы пронизаны грустью и меланхолией. Первые пробы пера, дошедшие до нас, датируются 1817 годом.

Военная служба

1819 год - начало военной службы в звании рядового лейб-гвардии Егерского полка. Огромное влияние на дальнейшую творческую судьбу начинающего литератора оказало знакомство с поэтом бароном Дельвигом. Общение с Пушкиным, Кюхельбеккером, поэтические вечера в салоне Пономаревой, литературные кружки Плетнева и Жуковского позволили поэту настолько овладеть поэтической техникой, что он занял достойное место среди известных поэтов-романтиков.

Служба в Финляндии

В начале 1820 года Баратынскому было присвоено звание унтер-офицера и его полк отправляется на службу в Финляндию. Суровая красота финских пейзажей и уединенный образ жизни повлияли на характер поэзии - она приобрела удивительный сосредоточенно-элегический характер («Финляндия», «Водопад», первая поэма «Эда»). В период службы в Финляндии стихотворения Баратынского печатаются в альманахе «Полярная звезда», созданном декабристами Бестужевым и Рылеевым.

В 1824 году, благодаря ходатайству друга - адьютанта генерал-губернатора Финляндии Путяты, Баратынский переводится в штаб генерала Закревского в Гельсингфорсе. Там он находит свою любовь - пылкая страсть к жене генерала Анастасии приносит поэту множество мучительных переживаний. Образ возлюбленной неоднократно отражается в творчестве талантливого молодого литератора (поэма «Бал», стихотворения «Мне с упоением заметным», «Нет, обманула вас молва», «Оправдание», «Фея», «Мы пьём в любви отраву сладкую», «Я безрассуден, и не диво…»).

Осенью 1825 года, получив весть о болезни матери, Баратынский отправляется в Москву, где через год, благодаря влиянию Дениса Давыдова, выходит в отставку. Так заканчивается военная карьера талантливого и перспективного молодого поэта.

Московский период.

Женитьба на дочери генерал-майора Анастасии Энгельгардт (они обвенчались летом 1826 года) принесла Баратынскому материальное благополучие и укрепила в московском свете его весьма шаткое положение. В этом же году были изданы поэмы «Эда» и «Пиры» - с этого момента к поэту пришла настоящая известность.

Изданный в 1827 году первый сборник лирических стихотворений подытожил первую половину творческого пути талантливого литератора. Продолжая развитие жанра поэмы («Бал» (1828), «Наложница» (1831)), Баратынский достиг непревзойденного мастерства формы и изящной легкости литературного слога. В это время поэт поступает на гражданскую службу, но вскоре все же решает посвятить себя исключительно литературному творчеству.В это время Баратынский активно участвует в литературной жизни столицы - его сочинения публикуются в альманахе Дельвига «Северные цветы» и журнале Полевого «Московский телеграф», он тесно общается с князем Вяземским и кружком известных столичных литераторов (И. Кириевским, А. Хомяковым, Н. Языковым).

В 1831 году Баратынский готовится сотрудничать с журналом «Европеец», который был основан И. Кириевским, но вскоре после открытия журнал был запрещен. С тех пор вплоть до 1835 года, поэт написал всего несколько стихотворений, он занимается редактированием старых произведений и готовит к изданию новый сборник стихотворений. Изданный в этом же году двухчастный стихотворный сборник представлялся Баратынскому итогом его работы.

Поэзия Баратынского 30-х годов обретает торжественно-скорбный риторический облик, он периодически обращается к архаизмам, лирическая составляющая занимает все менее значительное место в творчестве поэта. 1837 год ознаменовался полным разочарованием в российской современной действительности. Баратынский всерьез задумывается об отъезде за границу.

В 1842 году выходит последний, самый сильный и новаторский сборник стихотворений «Сумерки». Этот цикл отличается композиционной выстроенностью - все стихотворения представляют собой единое поэтическое повествование. Сборник был раскритикован Белинским - это привело к тяжелым моральным последствиям для тонкой ранимой души литератора.

Путешествие по Европе

В 1843 году чета Баратынских с тремя старшими детьми (их всего было 9) отправляется в путешествие по Европе. Проехав через всю Германию, семья останавливается во Франции, где Баратынский знакомится с выдающимися представителями французской литературной жизни того времени - Мериме, Тьерри, Ламартином, Альфредом де Виньи. Несмотря на столь интересные встречи, Европа все же разочаровала поэта. Весной 1844 года Баратынские морем переезжают в Италию. Во время переезда поэт пишет свое последнее стихотворение «Пироскаф». В Неаполе с супругой Баратынского Анастасией случился тяжелый нервный припадок, это ухудшило состояние Евгения Абрамовича, страдавшего интенсивными головными болями и 29 июня (ст. стиль)1844 года поэт скоропостижно умирает. Посмертное издание сочинений Баратынского было осуществлено его сыновьями в 1869, 1883 и 1884 годах.