Словарный запас ребенка в 3 года. Как расширить словарный запас ребёнка? Развитие речи и подготовка к школе

При рождении ребенка молодые родители испытывают не только счастье, но и легкое недоумение, ведь теперь на них лежит ответственность за развитие маленького человека. Главным вопросом станет словарный запас ребенка и грамотные методы по его расширению. Богатство лексикона свидетельствует о развитом интеллекте, поэтому так важно уделить этому вопросу много внимания.

Возрастные нормы

Существуют строгие нормы по степени развития лексикона детей. До года ребенок знает в среднем 3–4 слова, с возрастом количество увеличивается, и в течение второго года доходит до 50 слов, а в 3 года – до 700 слов (минимально 250). В 4 года развитие малыша позволяет знать порядка 250–700 слов. К поступлению в первый класс лексикон дошкольников должен составлять около 3,5 тыс. слов.

Указанные рамки не распространяются на точное произношение каждого слова, что в маленьком возрасте для ребенка по факту невозможно. Речь здесь идет об активном и пассивном словарях. Ребенок не обязан в собственные 7 лет говорить, используя 3,5 тыс. слов, но узнавать и понимать значение уже нужно. Также допускаются отклонения в большую сторону, когда ребенок в два года знает около сотни слов.

Современные приемы позволяют дошкольнику в течение каждого года жизни выучить слова сверх нормы, но нужно ли это на самом деле? Для развития полезны словесные игры, но бесконтрольный поток информации может негативно отразиться на нервной системе малыша.

Способы и методы расширения словарного запаса детей

Естественно, словарный запас ребенка пополняется не за один день, поэтому специалистами были разработаны специализированные методики, чтобы расширить лексикон подрастающего человека. Они все разделены по возрасту и уровню развития детей.

Главной рекомендацией, чтобы пополнить словарный запас ребенка, является провождение большего количества времени за разговорами с малышом, не забывая хвалить его успехи. Но не стоит говорить в одиночку, родительские монологи не разовьют речь у детей.

Художественная литература

Чтение художественной литературы как нельзя лучше скажется на увеличении активного словарного запаса детей. Влияние литературы на формирование грамотной речи доказано как специалистами, так и на практике. Подходящим вариантом станут книги А. С. Пушкина. Не стоит брать книги для школьников и взрослых, детские сказки – вариант, который подойдет.

Пока ребенок в младшей группе, он вряд ли будет уметь читать, поэтому ответственность за лексикон ляжет на родителей. Темп чтения не должен быть слишком стремительным, иначе ребенку будет трудно уловить смысл художественной литературы. Когда малыш начнет читать, лучше покупать ему книги с яркими иллюстрациями, это позволит активизировать зрительную память.

Интересны методы, в основе которых лежит тяга детей к сложным словам. Порой из художественной книги ребенок не запомнит ни одного стандартного слова, но услышав термин из научной литературы, ринется повторять словосочетание с серьезным лицом.

Игровое обучение

Действенные методы и приемы включают в себя настольные игры и другие развлекательные мероприятия. Для дошкольников отлично подойдут речевые игры. В них составляют словосочетания, отвечают на вопросы по принципу викторины, развивая не только лексикон, но и общую эрудицию. К тому же настольные игры могут продолжительное время занимать внимание дошкольников.

Для старших дошкольников подойдут все виды детских кроссвордов. Они удачно справятся сразу с несколькими задачами: расширение лексикона, тренировка памяти и развитие любознательности.

Для активизации лексикона детей рекомендуют игры в слова (аналогия с игрой в города) и в синонимы, где ребенку требуется назвать как можно большее количество слов, схожих по смыслу с названным. Играть можно даже в общественном транспорте, дошкольников увлечет подобное занятие.

Общение

Этот способ проверен миллионами родителей по всему миру. Если после работы не остается сил пообщаться с собственным отпрыском, то вряд ли у него появится обширный лексикон, если кто-то не занимаются с ним дополнительно.

При общении важно дать чаду высказать свое мнение. Это улучшит словарный запас ребенка, а также научит выражать мысли и отстаивать собственное мнение при необходимости. Во время разговоров или пауз следует обратить внимание на новые слова. Важна визуальная составляющая, с ней малышу станет легче запомнить новое слово.

Другие методы и способы

  • Игровая форма помогает обучаться, поэтому расклейка на стенах специальных картинок с названиями изображенных предметов (если малыш умеет читать) дает толчок развитию.
  • Разгадывание интересных загадок и выучивание наизусть забавных стихов в младшей и средней группе дают результаты в среднем выше, чем у сверстников, с которыми не занимаются дома.
  • Лучше выбрать книгу с картинками, которые можно красочно описать словами, используя синонимы. Стремитесь при чтении или рассказе сказок либо художественной литературы увеличивать количество описаний характера, внешности и поведения героев.
  • Работе с синонимами по традиции уделяется достаточное количество времени. После формирования минимального набора слов, которым овладел ребенок, следует расширять его, проводя аналогию с уже изученным материалом.
  • Проработка антонимов станет следующим шагом. Она позволит закрепить изученный объем слов, а также позволит узнать ряд новых. Эти методы и приемы лучше проявят себя в виде игры, иначе ребенку станет скучно.
  • Чтение художественной литературы в идеале сопровождается обсуждением с ребенком главных моментов, иначе активного словарного запаса не станет хватать для четкого выражения мыслей в будущем. Лексикон станет в основном пассивным.

Влияние художественной литературы сильнее всего проявляется при подготовке дошкольников к первому классу, в этом родители убеждаются на практике. Такое же по силе влияние на дошкольников окажет активизация изученных слов при общении с родителями или сверстниками.

Ошибкой станет попытка научить ребенка в 3 года читать, писать и говорить научными терминами. В этом возрасте главным занятием малыша становятся развивающие игры, не нужно выращивать вундеркинда. Развитие должно соответствовать возрасту, перегружать неокрепший интеллект вредно.


Мы радуемся первым словам малыша, запоминаем, как он их сказал, в какой ситуации, с какой интонацией. Но незаметно летит год за годом, крохе уже и 3, и 4 года, а для него и высокая гора, и широкая река имеют одно обозначение: большая. Взрослого человека он продолжает называть большим. “Правильно, ты еще маленький!”
Конечно, 3 и 4 года — еще не возраст классических почемучек, но в преддверии этого феномена нам нельзя оставаться только наблюдателями. Именно пассивность родителей приводит к обеднению словарного запаса детей. С подачи взрослого укореняются в обиходе малыша слова большой — маленький, в то время как каждый из нас может без особого напряжения подобрать около 10 синонимов и антонимов к этим словам. Так почему не научить этому ребенка? Разнообразие значений этих двух слов они слышат и в нашей речи, и в сказках.
Предлагаемые вашему вниманию маленькие сказки были апробированы родителями и гувернерами в повседневной работе с детьми старше трех лет.

Сказки даны в определенной последовательности: новое значение слова большой в первой сказке закрепляется, уточняется в последующем тексте, и тут же вводится другое, новое значение этого слова. Для более яркого запечатления используются антонимы (большой —маленький, крупный —мелкий и т. д.) и сравнения (больше —меньше и др.).
Не торопите ребенка, возвращайтесь еще и еще раз к одной и той же сказке, вместе с ним отыскивайте синонимы и антонимы, сравнения. Малышу легче разобраться с определениями и уточнениями, если перевести их в плоскость реальных жизненных ситуаций. Приучайте малыша рассуждать, что значит “большой, огромный мир”; пусть на реальных предметах сначала покажет, какое яблоко больше, какое меньше. В следующий раз он сможет ответить, какой камень крупнее, а со временем сам даст точное определение: “Эта палка толще, но короче”. Услышав такой ответ, вы можете по достоинству оценить меру собственного педагогического таланта.
Сюжеты сказок взяты из окружающего природного мира, такого понятного, доступного ребенку с самого раннего возраста. Содержание текстов поможет обогатить малыша реальными знаниями о жизни знакомых и давно любимых персонажей, способствовать формированию любви к родному краю, бережному отношению ко всему живому, развитию нравственных качеств.

БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ

Лисята родились в теплой, уютной норке под корнями старого дерева.
“Какие вы еще маленькие, крохотные!” — каждый раз приговаривала мама-лиса, любовно прилизывая шерстку малышей.
Как-то раз мама-лиса строго сказала: “Дети! Я ненадолго отлучусь, а вы сидите тихо, из норки не вылезайте. Ждите меня. Я скоро вернусь!”
Отправилась лиса на охоту, а лисятам стало скучно одним, решили они мир посмотреть. Подползли к краю норы, высунули мордочки. Так и вывалились из норки. Сидят, оглядываются, принюхиваются. Солнышко пригревает, ветерок шелестит маленькими блестящими листиками. Тихо, тепло, пахнет цветами, совсем не страшно.
Самый маленький лисенок Туся был послушным сыном, но и ему тоже не хотелось оставаться одному. Вылез он из норки, сел и решил: “Если будет страшно, успею спрятаться!” Решил и сразу успокоился.
Глядит Туся вокруг, удивляется. Кусты такие большие, а деревья еще больше. Стоят, шумят, верхушками небо подпирают. На поляне лисята гоняются за пестрой бабочкой. Бабочка порхает, весело машет крылышками у самых мордочек лисят, совсем не боится их. Удивляется Туся: “Такая маленькая, меньше меня, а храбрая!”
Но вот бабочка улетела, а на соседний куст уселась сорока-белобока, большая, черно-белая. Только подбежали к ней лисята, чтобы познакомиться поближе, а она испуганно взмахнула крыльями и улетела. Опять удивляется Туся: “Такая большая, намного больше бабочки, а боится!”
И тут лисенка одолело сомнение: “Как же так? Мама говорит, что мы маленькие, а какие же мы маленькие, если большая сорока нас боится? Наверное, ошибается! Мы все большие, и я большой!” И тут же вспомнил бабочку. “Я большой, это так! А храбрый? Наверное, храбрый! — успокоил себя Туся. — Надо проверить”.
Смотрит лисенок — мимо ежик бежит по своим ежиным делам. Бежит, торопится, пыхтит. “Меньше меня!” — подумал храбрый Туся и легонько толкнул его в бок. Ой! Что это? Уколол Туся лапку о колючки ежа. Больно-то как!
Кубарем скатился малыш в норку, забился в самый дальний угол и жалобно заскулил. Тем временем вернулась мама-лиса. Попало лисятам за то, что не слушаются, а Тусю она пожалела: “Маленький ты мой! Надо маму слушаться, ума-разума набираться, тогда и не попадешь в беду. Мир такой огромный, а вы такие еще маленькие!”
“Не хочу быть маленьким, хочу быть большим!” — хнычет Туся. “Растите, растите! Всему свое время, — смеется мама-лиса, — а пока и такие, маленькие, вы для меня лучше всех на свете!”

ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ

“Сегодня пойдем на дальнее поле колоски и зерна собирать, запасы на зиму готовить”, — сказала мышатам мышка-мать.
“Возьмите меня с собой, я уже большая!” — стала просить маму маленькая Фаня.
“Хорошо! — согласилась мама. — Только предупреждаю, дочка, не пищать!”
Выскочили мышки из норки и побежали быстро-быстро. Густая трава шумит над головой, солнышка не видно. Некогда Фане оглядываться по сторонам, только успевай под ноги смотреть, под высокие корни подныривать, через низкие перепрыгивать. Отставать нельзя — потеряешься.
Видит мышка-мать — устали детки. Остановилась. Малыши уселись вокруг, отдыхают, а Фаня и говорит: “Какая большая трава, ничего вокруг не видно. Скоро она кончится?”
Мышка-мать строго отвечает: “Большая, а точнее высокая трава нас скрывает от врагов. В высокой траве мы в безопасности. Бежишь, а она даже не шелохнется, не выдает нас”.
Вдруг что-то зашуршало совсем рядом, кто-то огромный пробежал. Испугались мышата, а мама успокаивает их: “Не бойтесь, это наш сосед суслик. Он нас не обидит, он тоже на поле спешит”.
“Он такой большой, выше тебя!” — шумят мышата.
“Он хоть и выше, но такой же грызун, как и мы!” — объяснила мышка-мать.
Передохнули мышата и снова в путь. Бежит со всеми Фаня, а сама думает: “Большая трава — значит, высокая. В высокой траве нам не страшно. Большой суслик — значит, высокий. А может не высокий?”
Кончился лес, впереди поле. Выглянула Фаня из травы и ахнула: “Смотрите, красота какая! Трава маленькая, вокруг светло, все видно, просторно!”
“Не радуйся понапрасну! — остерегает дочку мышка-мать. — Трава здесь низкая, спрятаться некуда, опасность нас подстерегает на каждом шагу: на земле — лисы, высоко в небе — ястребы. И это днем, а ночью совы, филины жить спокойно не дают. Только успевай оглядываться вокруг!”
Вскочила мышка-мать на высокий пенек, осторожно огляделась вокруг, спрыгнула и говорит: “Пока все спокойно, будем колоски и зерна собирать. Зорко следите по сторонам. Чуть что — сразу ныряйте в высокую траву, прижмитесь к земле и не шевелитесь, а уж если я голос подам, тогда убегайте с поля не раздумывая. Иначе попадете в беду!”
Набрала дружная семейка запасов, кто сколько смог и успел, и благополучно тронулись все в обратный путь. Идут не спеша, с тяжелой ношей быстро не побежишь. Фаня идет последней, еле ногами перебирает, но не хнычет, не пищит. Маленькая, а понимает, что всем нелегко. Идет и думает: “Конечно, по низкой траве легче бегать, да и веселее, все вокруг видно. Зато как опасно!”
Так незаметно и дошла малышка до дома, устала и сразу же легла спать в свою мягкую крохотную постельку. Засыпает, а сама все думает: “Оказывается, большая трава — это высокая, а маленькая — низкая”. Думала, думала и крепко уснула.
И снились малютке высокая трава и пестрые цветы над головой, а еще выше нежное голубое небо и ласковое теплое солнышко. Под ногами, совсем внизу, в тихой прохладе стелилась мягкая травка-муравка, и веселые мышата кувыркались, скакали и прыгали в ней, а на маленьком пригорочке сидела мышка-мать, охраняла покой семьи и ласково улыбалась, как может улыбаться только мама.

КРУПНЫЙ — МЕЛКИЙ

Рыщет волк по лесу, добычу ищет. Бежит он по темному бору, а сверху огромная шишка — бух! Больно треснула волка по спине. Поднял волк голову, а сверху смотрит на него испуганная белочка: “Извини, волк. Сорвалась шишка с ветки”.
“И что ты за непоседа такая! — заворчал волк. — Смотрю я на тебя и удивляюсь: скачешь день-деньской с ветки на ветку, с дерева на дерево. Смотри, сколько шишек висит, да так низко!”
“Верно, низко! — соглашается белочка. — Да только внизу маленькие шишки, орешки в них мелкие. А наверху шишки большие, в них орехи крупные, сладкие”.
“Как рассуждает белка! Большие орехи называет крупными, маленькие — мелкими. Умная!” — с уважением подумал волк.
Бежит дальше, навстречу еж идет, корзину еле тащит. Заглянул волк в корзину, похвалил ежа: “Молодец! Большие ягоды набрал!”
Приятно ежу, улыбается: “Да, крупные! Ежат-внучат побалую”.
“Ишь ты, как говорит: крупные ягоды!” — отметил волк.
Подошел к реке, а там медведь по брюхо в воде стоит, что-то разглядывает.
“Что потерял, сосед?” — участливо спрашивает волк.
“Да не потерял, рыбу ловлю!” — отвечает мишка.
“Чего же ты ждешь? — удивляется волк. — Вокруг тебя столько рыбешек снует, да шустрые какие!”
“Да мелочь все это! — говорит медведь. — Мелкая рыбешка — одна морока, сплошные кости. Я жду, когда крупная подплывет. Уж ее-то я не упущу!”
“Опять я оплошал! — сокрушается волк. — Рыба-то бывает крупная и мелкая!” И вдруг увидел под кустом мышку. Сидит, лапками что-то быстро-быстро перебирает. “Съесть ее, что ли? — думает волк. — Да уж больно мелкая. Не трону!” Пригляделся, а мышка в одну сторону откладывает зерна помельче, в другую — покрупнее. “Знаю, знаю! — обрадовался волк. — Это крупные и мелкие зерна. Значит, запасы к зиме готовит”.
Оглянулся серый, заяц идет, до земли согнулся, тащит на спине охапку свежей моркови.
“Эй, косой! — окликнул волк заяца. — Почему несешь вместе и крупную, и мелкую морковку? Непорядок!”
“Да некогда мне было выбирать, где крупнее, где мельче! — оправдывается заяц. — Быстрее надергал, пока собак в огороде не было, да бежать!”
“И то верно, — думает волк. — Я тоже, как увижу стадо, выбираю овцу покрупнее, а там — как получится. Плохо воровать — выбирать некогда”.

ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ

Повстречались как-то раз на опушке котенок и зайчонок. “Ой, какие у тебя большие уши, так и торчат выше головы, совсем некрасиво!” — фыркнул котенок.
“А моя мама говорит, что у меня длинные уши! Во всем лесу длиннее
ушей ни у кого нет. Я должен ими гордиться! А еще они помогают мне: чуть шевельну, чуть ими в сторону поведу — любой шорох услышу. Нам, зайцам, ухо надо всегда держать востро, не то беда!”
“Фи! — опыть фыркнул котенок. — Смотри, какой у меня хвост большой, пушистый, а у тебя такой маленький, такой крохотный, ну просто комочек пуха!”
“Да не маленький и не крохотный, а короткий. Точнее, куцый хвост! — засмеялся зайчонок. — Нам, зайцам, длинный хвост ни к чему”.
“А мне вот очень нужен мой длинный пушистый хвост!” — послышалось вдруг откуда-то сверху. Зайчонок и котенок подняли мордочки вверх, смотрят — а над ними высоко на елке маленькая белочка сидит. “Мне мой хвост помогает прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево”, — пояснила она.
“А у меня не только уши, у меня и ноги длинные! — расхвастался зайчонок. — Чуть услышу подозрительный шорох, время зря не теряю, прыг — и был таков! Только меня и видели! Нас, зайцев, уши да ноги спасают”.
“Да что ты все твердишь, как ты спасаться умеешь! — возмутился котенок. — Ты что, всех боишься?”
“Врагов у меня в лесу много! Боюсь”, — сокрушенно вздохнул зайка.
“А вот у меня ног почти не видно”, — послышалось снизу. Глянули все вниз, а перед ними ежик стоит.
“Ой, верно! — удивился котенок. — Такие маленькие ножки!”
“Не маленькие, а короткие, — уточнил ежик. — Да я не тужу. Как только почую опасность, мигом ножки подожму, свернусь клубочком, выставлю иголки, тогда уж меня никто не тронет! А длинные ноги быстро не уберешь, как ни спеши”.
Возвращаясь домой, котенок твердил: “Главное, запомнить: большие ноги и уши правильнее называть длинными, а маленькие — короткими. Все в лесу знают, я один не знал. Просто стыд и позор!” И вдруг малыш остановился как вкопанный. “Какой же я глупый! — с ужасом сказал он себе. — Я никогда ничего такого себе даже и не представлял! Оказывается, одним нужны длинные уши, другим — короткие ноги. А мне? Что нужно мне? Может, вместо мягкой шерстки шубку в колючках, как у ежа? Побегу, спрошу у мамы. Мама все знает!” — решил котенок.

ШИРОКИЙ — УЗКИЙ

Весело прыгал лягушонок Квакша вдоль ручья, налетел на ежа, еле увернулся. “Ты что здесь стоишь? — закричал он ежу. — Чуть колючками своими меня до смерти не заколол!”
“Я тебя не трогал, — миролюбиво ответил ежик. — Вот стою, прикидываю, как бы через ручей перебраться”.
“Ха! — отозвался лягушонок. — Вот уж проблема! По мне что большая река, что маленький ручей. Ноги у меня длинные, прыгаю я высоко, далеко и плавать хорошо умею”.
“У меня ноги короткие, но плавать я тоже умею. Только недолго, устаю быстро, — признался ежик. — Поэтому узкий ручей я еще одолею, а вот широкую реку приходится обходить стороной”.
Засел лягушонок в густых камышах, чтобы никто ему не мешал, и стал думать: “Интересно ежик говорит! Большую реку называет широкой, маленький ручей — узким. Только бы не забыть!”
Выглянул из камышей лягушонок — утка плывет. “Все твердят, что утки умные. Вот сейчас и проверим!” — решил Квакша.
Запрятался лягушонок понадежней в высоких камышах, а как утка подплыла ближе, он возьми и спроси ее: “Утка, утка, а ты знаешь, что широким бывает?”
“Как не знать! — спокойно отвечает утка. — У меня на лапках перепонки широкие, шире твоих. Нырну, быстро тебя догоню! А уж клюв такой широкий, что как схвачу за ногу, ни за что не вырвешься!”
“И впрямь поймает!” — с ужасом подумал Квакша и как выпрыгнет на берег. Угодил, бедняга, в крапиву. Сидит, не шелохнется. Отдышался и скорее прочь от ручья прямо в лес.
В лесу тихо, прохладно. Слышит лягушонок — стучит кто-то. Любопытство его разобрало. Поскакал, остановился под деревом, слушает — сверху стук доносится. Поднял голову — высоко на дереве дятел сидит, клювом кору долбит, да так увлекся, ничего кругом не замечает. Постучал Квакша лапкой по дереву, позвал: “Дятел, а дятел! Я нынче узнал, что бывает широким, а что узким!”
“Вот уж открытие! — отозвался дятел. — У меня с малолетства клюв узкий, острый, как шило, в любую щель пролезает. Я им достаю из-под коры личинок, гусениц. Спасаю лес!”
“Вот оно что! — ахнул лягушонок. — Все знают, что бывает широким, что узким. Один только я непросвещенным расту!”

ТОЛСТЫЙ — ТОНКИЙ

Топает Мишутка по лесу, с ноги на ногу переваливается. Вокруг лес шумит, а ему не страшно. Рядом мама-медведица такая большая, такая сильная.
Вошли они в орешник. Внизу мелкие орехи растут. Их медвежонок не хочет есть. А самые спелые, крупные высоко растут, маленькому Мишутке не дотянуться. Прыгал-прыгал, пыхтел-пыхтел малыш и надумал по стволу до верха добраться. Только обхватил ветку лапами, шум, треск поднялся! Свалился медвежонок в овраг, ударился о пенек и заревел.
Спустилась в овраг медведица, стала укорять сына: “Ты что это придумал? Зачем лезть на ветку собрался? Или не видишь, какая она тонкая?”
“Как это — тонкая?” — не понял Мишутка.
“Эх ты, маленький глупыш! — вздохнула медведица. — Смотри, стоят рядом осина и липа. У осины ствол тонкий. А у липы?”
“А у липы большой!” — уверенно заявил Мишутка.
“Не большой! Нужно говорить: толстый. Понял? И запомни, что лазить можно только по толстому дереву”.
“Как же я узнаю, толстое дерево или тонкое, если рядом не будет осины?” — насупился медвежонок.
“На первых порах попробуй обхватить ствол дерева лапами, — посоветовала мама-медведица. — Не обхватишь — значит, толстое дерево. Лезь смело, не бойся. Обхватишь — значит, тонкое, лучше не лезь. И дерево зря сломаешь, погубишь, и сам упадешь, ушибешься”.
“Вот спасибо! — радостно рявкнул Мишутка во все горло. — Я давно приметил одно дерево, на нем пчелы улей соорудили. Уж оно-то, точно, выше и толще осины будет. Теперь я доберусь до меда!”
Попыталась было медведица остановить сына, да куда там! Убежал медвежонок, не догнать.
На следующий день Мишутка уныло брел по лесу, весь покусанный пчелами —от макушки до пят. Солнышко светит, птички щебечут, а ему весь свет не мил. Глядь — а на полянке среди высокой травы и цветов заяц лежит.
“Эй, косой, загораешь?” — спрашивает медвежонок.
“Да нет, некогда, интересную книгу читаю!” — откликнулся зайчик.
Подошел Мишутка, лег рядом, глядит — верно, книга, да такая большая.
“Не большая, а толстая! Учись изъясняться точнее!” — поправил заяц.
“Толстая? — переспросил Мишутка и поежился, вспомнив дерево с ульем. — А я толстое не люблю! По мне бы лучше тонкое!”
“А ты хоть читать-то умеешь?” — подозрительно уставился на собеседника заяц.
“Учусь! — хмуро признался Мишутка. — Хожу в лесную школу к сове. Только она меня чаще ругает, чем хвалит”.
“За что же?” — полюбопытствовал заяц.
“То просплю, то книжку дома забуду. И писать не умею. Лапа у меня толстая, а ручки и карандаши такие тонкие, вот и ломаются часто”, — пожаловался медвежонок.
“Эх ты! — вздохнул заяц. — На тебя не угодишь: то толстое для тебя плохо, то тонкое не нравится. Учись! Ученье — свет, а неученье — тьма”.
“Как это?” — не понял Мишутка, оглянулся, а зайца след уж давно простыл.

ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЕНОК

Решил щенок: “Все! Я уже большой. Пойду путешествовать по родному краю!” Решил и сделал.
Шел он, шел и зашел в лес. Идет по тропинке, куцым хвостиком помахивает, по сторонам поглядывает. Вдруг затрещали кусты, из чащи навстречу щенку выскочил олененок.
Испугался щенок, задрожал, хвостик поджал и жалобно заскулил: “Не ешь меня, большой зверь! Я такой маленький!”
“Ты что? — удивился олененок. — Не бойся меня, я и сам боюсь! И не съем я тебя. Мы, олени, едим только листья и траву”.
“Да? — прошептал щенок, у которого от страха голос пропал. — Но ведь ты такой большой, как наш пес Барбос. А Барбос — сердитый пес!”
“Я большой? — опять удивился олененок. — Я еще маленький, у меня рожки еще совсем крошечные, только начали расти. Мама говорит, что я еще ребенок!”
“И я маленький! И меня мама называет ребенком! — радостно затявкал щенок, а когда успокоился, спросил: —
А разве маленькие бывают такими большими?”
“Как бы это тебе объяснить? — нерешительно начал олененок. — Это просто у тебя ноги короче, чем у меня, а у меня шея длиннее и туловище крупнее. Понятно?”
“Понятно!” — медленно протянул щенок, хотя ему стало совсем ничего не понятно.
Пошел щенок дальше. Идет, ругает олененка: “Вот какой! Совсем меня запутал! Как же так получается? Я маленький — я ребенок. Это понятно. Но ведь он же большой? И ноги у него длинные, и шея длинная, он даже выше Барбоса будет, а говорит, что он тоже ребенок! Может, он меня обманул? Зачем?”
Вдруг в траве что-то зашевелилось. Замер малыш, во все глаза смотрит в траву, ничего нет. “Видно, показалось!” — успокоил себя щенок. Только он хотел идти дальше, а в траве опять что-то непонятное зашевелилось, да как хлопнется! Перед самым носом малыша уселась лягушка. Щенок от неожиданности подскочил на месте, а потом грозно, как Барбос, прорычал: “Как ты смеешь, такая маленькая, пугать больших!”
“Ква-ква-ква! — засмеялась лягушка. — Щенок, он и есть щенок, да еще такой крохотный!”
“Ну нет! — запротестовал щенок. — Это ты маленькая, а я большой!”
“Милый малыш! — назидательно сказала лягушка. — Ты только начинаешь жить, я же взрослая лягушка. Поучись-ка ты, дружок, уважать старших!” Сказала и неторопливо поскакала своей дорогой.
Щенок даже головой замотал: “Лягушка такая маленькая — а взрослая, я такой большой — а ребенок? А олененок? Он
еще больше лягушки — и тоже ребенок! Совсем я запутался. Кто же мне все объяснит? Мама! Конечно, мама! Она все знает!”
Щенок со всех ног бросился домой. Бежал-бежал, добежал до дома, но у крыльца навстречу ему выскочила мыш-ка-норушка, сама маленькая, глазки — бусинки, ножки короткие, хвостик длинный.
“Мышка! — жалобно всхлипнул щенок. — Я совсем запутался! Ты такая маленькая, крохотная, признайся, ты взрослая мышь или мышонок — маленький ребенок?”
“Ой! — пискнула мышь. — Я спешу, но так уж и быть, помогу тебе. Только прежде посмотри по сторонам: нет ли поблизости кошки?”
“Нет, нигде нет! Растолкуй мне все по порядку!” — радостно завилял малыш хвостиком.
Забралась мышка на высокий пенек, уселась на задние лапки и торжественно объявила: “Все не так просто. У меня есть детки-мышата, я взрослая мышь. Нас, взрослых, иногда называют большими. И это, сам понимаешь, совсем не зависит от роста. А вот ты — маленький ребенок, потому что у тебя есть мама, но своих деток еще нет. Детей тоже не совсем точно, хотя и довольно часто, называют маленькими, что также не зависит от их роста. Так-то, малыш!” — пискнула мышка и поспешно юркнула под крыльцо, почуяв поблизости кошку.
“Ну что, все думаешь?” — важно шагая мимо, спросила кошка.
“Думаю!” — честно признался щенок. Уж очень много нового ему рассказала мышь.

Развитие речи ребенка начинается уже с первого полугодия его жизни.Богатый словарный запас – это, как минимум, возможность ясно выражать свои мысли. Существуют возрастные нормы и способы, которые подскажут, как увеличить словарный запас ребенка.


Словарный запас ребенка: возрастные нормы


Средние возрастные нормы представлены в следующих показателях словарного запаса:

· до года – 3-4 слова;

· 1 год 3 мес. – 6 слов;

· 1 год 6 мес. – от 7 до 20 слов;

· 1 год 9 мес. – в среднем 20 слов;

· 2 года – 50 слов;

· 3 года – 250 – 700 слов;

· 4 года – 1500 – 2000 слов;

· 5 лет – 3000 слов;

· 7 лет – 3500 слов.

1 год - 1 год 3 месяца. Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!», «Дай ляля» - «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов.
К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Как увеличить словарный запас ребенка: способы


Существуют вполне доступные способы, которые помогут расширить словарный запас ребенка . Рассмотрите варианты.

· с самого рождения постоянного говорите с ребенком;

· читайте ребенку вслух (рассказ должен содержать описание характера героя и иметь сюжет); отдельно выделяйте из прочитанного новые для ребенка слова и выражения; со временем начните обсуждать с ребенком прочитанное;

· вместе рассматривайте книги с картинками, описывайте словами героев, сюжеты, составляйте разные истории;

· показываем и рассказываем – куда бы вы ни пошли (ни поехали), захватите оттуда любую вещь-напоминание, а дома, среди семьи вы и ребенок покажете эту вещь, расскажете, где были, что происходило; у ребенка может быть целая сокровищница таких предметов, которые можно перебирать время от времени и говорить о том, что с ними связано;

· проводите беседы – ребенок должен не только слушать вас, но и говорить с вами в диалоге; дискуссии, проблемная постановка вопросов – это стимул для развития словарного запаса;

· учите новые слова всегда и везде: обращайте внимание ребенка на новые слова в магазине, на рынке, на бигбордах и т.п.;

· давайте ребенку длинные и странные слова – удивительно, но дети быстрее запоминают странное название динозавра, чем совершенно обычное, короткое слово;

· расширяйте и совершенствуйте толковый словарь ребенка – чаще спрашивайте«Что ты имел в виду» (узнаете, правильно ли ребенок понимает значение слов),«Можешь объяснить это другими словами?» (поможете расширить словарный запас);

· играйте в речевые игры;

· для дошкольника/школьника используйте наклейки с новыми словами (клейте по всему дому), пишите слова на магнитной доске, записки на холодильнике и т.п.;

· загадывайте ребенку загадки;

· учите с ребенком смешные стихи;

· чем шире словарный запас окружающих ребенка людей, тем богаче словарный запас самого ребенка – расширяйте свой словарный запас; всегда используйте больше слов для описания и оценки событий, пейзажей, человека, поступков ребенка и других людей.

Словарный запас обычного взрослого человека составляет около 100 000 слов. Если приложить достаточно усилий, то ваш ребенок может не только достичь, но и превзойти этот показатель.

Словарный запас является своего рода визитной карточкой ребенка. Богатый лексикон выдает в обладателе эрудированность, хорошую память и отличные умственные способности. Неудивительно, что каждый заботливый родитель стремится увеличить словарный запас ребенка. О том, как это сделать, вы узнаете из этой статьи.

Примерно с 2-3 лет малыш начинает активно пополнять свой словарный запас, каждый день ребенок может радовать вас новыми интересными фразами и выражениями. Увеличить словарный запас ребенка за пару интенсивных занятий не получится, расширение личного лексикона в идеале будет продолжаться всю жизнь. Скорость освоения и качественное содержание словарного запаса зависит от окружающей среды, в том числе от тех привычек и знаний, которые вы заложите в раннем детстве.

Ориентировочные возрастные нормы словарного запаса ребенка от 1 года до 7 лет представлены в таблице

Формула наполнения личного лексикона проста. Чтобы ребенок регулярно «применял слово на практике», он сначала должен его где-то услышать, понять его значение, запомнить (включить в ) и потренировать в разных предложениях (включить в ). Именно на этой формуле построены рекомендации по увеличению словарного запаса.

Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов увеличения пассивного словаря. Читайте перед сном или по желанию ребенка. В качестве литературы можно использовать детские сказки, стихи, прибаутки. Кстати, отличный эффект для развития речи дают произведения для детей А.С. Пушкина. Стоит отметить, что скорость чтения должна быть оптимальной для ребенка (не слишком быстрой).

Читайте вместе как можно чаще, и перед вами не будет стоять вопроса, как пополнить словарный запас ребенка 3 лет. Книги в этом лучшие помощники.


Перед мамой стоит непростая задача: как научить ребенка говорить слова правильно, как помочь формированию красивой родной речи. Слова взрослых – единственная возможность крохотного малыша освоить язык. Поэтому как можно чаще разговаривайте с ребенком, называйте предметы, которые привлекают его внимание, рассказывайте о них. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и не запомнит.

Используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная». Есть разница?

Как показывает практика, богатый словарный запас родителя автоматически передается детям. А активные диалоги помогут расширить словарный запас ребенка 5 лет.


Старайтесь как можно чаще вовлекать ребенка в диалог. После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребенок поступил на месте героя. У малышей, которые только начинают говорить, можно спросить, как говорят персонажи из сказки (как говорит собачка, кошка и так далее).

В качестве предмета для обсуждения может быть абсолютно любая тема: пейзаж на улице, погода, время года, праздники, мультфильм. Внимательно слушайте ребенка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Такие обсуждения помогут обогатить словарный запас ребенка 6 лет и более младших детей. Живой интерес к ребенку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса!

Ученые доказали, дети лучше запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме. Поэтому освойте и регулярно практикуйте

Словарная работа (развитие словарного запаса ребёнка) – это целенаправленный процесс, направленный на обогащение словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Многих родителей интересует как расширить словарный запас ребёнка , но они не совсем понимают о составе словарного запаса малыша.

Весь словарный запас ребёнка можно разделить на две большие части – это активный словарь ребёнка и пассивный словарь ребёнка.

Активный словарный запас ребёнка – это те слова, которые ребёнок не только понимает, но и использует в своей речи регулярно.

Пассивный словарь ребёнка – это те слова, значение которых ребёнок понимает, но не применяет эти слова в своей повседневной речи.

Таким образом, основная задача словарной работы с дошкольниками будет заключатся в обогащении пассивного словаря детей и помощи в активизации активного словарного запаса.

Как расширяется словарь ребёнка дошкольного возраста?

Примерно с 6 -6,5 месяцев ребёнок начинает понимать не только интонацию, но и содержание речи взрослого. С 10 – 11 месяцев дети понимают значение практически всех слов, которые произносит взрослый. С 1 года (раннее детство) начинается самый благоприятный период для развития речи ребёнка. За 3 года ребёнок осваивает коллосальное количество слов, которые составляют не только пассивный, но и активный словарь малыша. В 1 год ребёнок способен произносить 8 -12 слов. В 2 года он произносит уже 300 – 400 слов. В 3 года ребёнок знает и употребляет 1500 слов; в 4 года – 1900 слов; в 5 лет – 2 – 2,5 тыс. слов; а в 6 – 7 лет – 3,5 – 4 тыс. слов. Вот так интенсивно развивается словарный состав речи ребёнка. Но слова усваиваются не сами по себе. Для того, чтобы развитие речи шло именно таким темпом и не было задержки речевого развития необходима ежедневная целенаправленная работа по обогащению и активизации детского словаря.

Так как дети разного возраста находятся в разных условиях развития речи, то и содержание словарной работы на разных возрастных этапах будет немного отличаться, одно только останется неизменным – это обогащение детского словарного запаса . Содержание словарной работы включает в себя лексику (слова) необходимую для общения, для удовлетворения своих потребностей, для познания окружающего мира и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети должны усвоить:

Бытовой словарь (название посуды, игрушек, предметов обихода и гигиены);

Природоведческий словарь (названия растений, животных, птиц, которые находятся в непосредственном окружении ребёнка и он их может наблюдать, явлений природы и т.д.)

Обществоведческий словарь (слова, обозначающие труд людей, праздники, традиции, человеческие ценности);

Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие чувства, эмоции, переживания, черты характера и т.д.)

Лексика, обозначающая пространство, время и количество.

С помощью чего и как можно расширить словарный запас ребёнка?

Во-первых, с самого рождения необходимо разговаривать с малышом, постоянно комментировать свои действия и действия Вашего ребёнка. В словарной работе до года важную роль играет устное народное творчество. Дети просто обожают различные пестушки, потешки, прибаутки, приговорки, короткие стишки. Эти незамысловатые произведения способствуют обогащению словаря детей. Слова в них не только повторяются, но и оказывают на ребёнка эмоциональное воздействие, поэтому быстро запоминаются.

После года применяются различные методы для расширения словарного запаса ребёнка .

Второй метод – рассматривание картин и картинок . Специфика этого метода в том, что преобладающее место при рассматривании картинок занимает Ваша речь (толкование слов, сравнение их по смыслу, объяснение и т.д.).

Благодаря рассматриванию картин и картинок растёт пассивный словарь малыша, в речь ребёнка вводятся новые слова, он учится видеть и понимать смысл изображенного. Моя дочь просто обожает рассматривать картинки из своих книжек. Я не просто перечисляю изображённые предметы, а пытаюсь объединить их в один сюжет, мы с ней сочиняем целые истории по картинкам. Те слова, которые вводятся в лексикон ребёнка, следует повторять несколько раз. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо задавать вопросы, сопровождать рассматривание картин или картинок стихами, загадками.

Третий метод по обогащению детского словаря – чтение детям художественной литературы.

Словарная работа выступает как важное звено в работе над текстом. Данный метод можно активно применять не раньше двух лет. Только с двух лет ребёнок начинает понимать контекстную речь (смысл рассказов, сказок). Когда Вы читаете ребёнку произведения художественной литературы, Вы произносите одни и те же слова в разных сочетаниях, в разных контекстах. После трёх лет по ходу прочтения важно задавать ребёнку вопросы по поводу прочитанного, тем самым Вы будете активизировать словарный запас ребёнка. Главное, чтобы эти вопросы были непринуждёнными, а ребёнку было интересно на них отвечать. Кроме того, во многих литературных произведениях встречаются слова непонятные для детей, важно объяснить значения всех непонятных слов.

Прекрасным средством формирования словаря детей является использование пословиц, поговорок, потешек, .

Следующим методом словарной работы будет рассматривание игрушек .

Чаще всего этот метод используется для активизации словаря детей. Для развития детского словаря подойдут все виды игрушек. Особое значение в использовании этого метода имеет кукла. Эта игрушка подходит как для мальчиков, так и для девочек. В лексикон ребёнка входит название частей тела, одежды, обуви, посуды, предметов мебели, предметов гигиены, в общем, практически весь бытовой словарь. Детей старшего дошкольного возраста знакомят и с материалом, из которого сделана игрушка или её части, поэтому важно в доме иметь игрушки из разных материалов и разной фактуры. Также в старшем дошкольном возрастедети осваивают обобщающие слова. Лучше всего обогащать детский словарь обобщающими словами через игру. Например, устроить для любимой куклы или любимого зайки день рождения. И в процессе этой игры подумать, как поставить мебель , какую одежду надеть, какую посуду поставить на стол, из каких овощей и фруктов приготовить угощение и т.д.

И последним пятым методом словарной работы будут являться дидактические игры и лексические упражнения .

– широко распространённый метод словарной работы. Это так называемые обучающие или по-другому, развивающие игры .

проводятся с игрушками, предметами, картинками и на словесной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, в которое входит запас слов, который должен освоить ребёнок. Играя с ребёнком в дидактическую игру, важно добиваться активизации намеченных слов.