Помещики кто они где жили. Помещик - это кто? Кто такой дикий помещик? Помещик в России - кто это

Веков.

Первоначально (в XVI - XVIII веках) так называли владельца имения, которое предоставлялось служилому человеку (дворянину) по обязательствам службы - военной (в основном) или государственной - на срок службы или пожизненно, в рамках поместной системы . Этим временным и договорным характером владения помещик отличался от вотчинника , владевшего землёй по наследственному праву.

В начале XVIII века, после установления подушной подати и рекрутской повинности, поместья, de facto, слились с вотчинами. Указ Петра I от 14 марта 1714 года («Указ о единонаследии ») юридически оформил это слияние; оба вида земельной собственности были объединены под именем недвижимых имуществ. Отменив этот указ, императрица Анна Иоанновна , указом 17 марта 1731 года, подтвердила, тем не менее, соединение поместий и вотчин и установила для тех и других одинаковый порядок наследования. В 1746 году Елизавета Петровна запретила кому бы то ни было, кроме дворян, покупать крестьян и землю. Монопольное право на владение населёнными землями было законодательно закреплено в 1762 году в Манифесте о вольности дворянства . В результате, помещиками стали называть владельцев земель, населённых и обрабатываемых крестьянами ; в отличие от землевладельцев, - тех, которые владели землёй без крестьян. После освобождения крестьян в результате реформы , помещиками называли землевладельцев из потомственных дворян.

Основные земли помещиков находились в центральных губерниях Европейской России и на Украине; в Сибири помещиков практически не было. Имущественное положение помещиков было очень неоднородно. Основным показателем состоятельности помещиков в 1-й половине XIX века было душевладение. К мельчайшим относились владельцы 1-20 душ (среди них: неимущие - владельцы до 10 душ; малоимущие - владельцы 10-20 душ); мелкопоместные - владельцы от 21 до 100 душ; средние - владельцы от 101 до 500 душ; крупные - владельцы от 501 до 1000 душ; крупнейшие - имевшие более 1000 душ крепостных.

По данным 10-й ревизии (1859-1860 гг.), в России было 103,2 тыс. помещиков, владевших 10,7 млн. душ. Дворяне, имевшие не свыше 100 душ, составляли 41,6 % от всех помещиков и владели 3,2 % крепостных. Крупнейшие помещики (свыше 1000 душ), которых было только 3,8 %, имели в своей собственности 43,7 % всех помещичьих крестьян.

С отменой крепостного права основным показателем благосостояния помещиков стала их земельная собственность. В 1862 году помещики имели 87,2 млн. десятин земли, в 1877 - 73,1 млн. десятин, а в 1905 году - 53,2 млн. десятин. Хотя правительство всячески поддерживало дворянское землевладение, оно неуклонно уменьшалось. Значительное количество земли помещики сдавали в аренду. Уменьшалось число помещиков среди дворян: в 1877 году они составляли 56 %, в 1895 - 40 %, а в 1905 -30 % от всех дворянских семей. К 1905 году более чем по 50 тыс. десятин земли имели 155 крупнейших землевладельцев-помещиков; всего им принадлежало 16,1 млн. десятин земли (в целом по России, 30 тыс. семей помещиков владели 70 млн. десятин земли).

Напишите отзыв о статье "Помещик"

Литература

  • Ключевский В. О. О поместной системе в России. Курс Русской истории.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Беккер С. Миф о русском дворянстве. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 344 с.

Отрывок, характеризующий Помещик

– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.

Помещики или дворянство в XVIII веке, составляя военное сословие, жили в провинциальных городах и столицах. Хотя Петр III разрешил дворянам не служить, но вековые привычки укореняются крепко и надолго; дворянство по-прежнему тяготело к военной службе и по-прежнему отцы еще в колыбели записывали в гвардию своих детей. В деревнях жили старики, дряхлые, болезненные, неспособные к отправлению военной или другой службы, или же вышедшие в отставку. В иных поместьях жили жены ушедших на войну и вели уединенную жизнь.
Усадьбы мелких и средних помещиков, за весьма редкими исключениями, строились деревянные, одноэтажные, с резьбой, и со светелками; окна были довольно широки, стекла с мелким переплетом. В средине - крыльцо, разделявшее дом на две половины: жилую и для гостей. От крыльца по обе стороны шли решетки, образуя как бы террасу. Просторные сени, не имеющие никакого хозяйственного назначения, соединяли обе половины дома. В передней комнате или зале передняя стена была увешана образами, из которых многие были в ценных киотах; перед иконами теплились лампады. Видное место в комнате занимал дубовый стол; кругом, вдоль стен, шли лавки. Такова приемная комната в доме не богатого помещика. В жилых комнатах тоже в переднем углу образа. Кроме лавок, стояло с полдюжины стульев простой, не затейливой работы. Печь из узорчатых разноцветных изразцов с лежанкой. Жилых комнат было немного, но зато были разные холодные, коридоры, чуланы, кладовые с платьем, съестными припасами. В сараях или амбарах хранилось много всякой всячины, и старая изломанная мебель, и сундуки с платьем, которое надевалось в самые торжественные праздники. Тут же было и много съестных припасов, сушеных грибов, наливок и т.д.
Отслужив известный срок в военной службе, достигши первого чина, молодой человек отправлялся в деревню, женился, и никакая карьера уже не манила его вдаль, в столицу; честолюбие его вполне удовлетворялось деревенской жизнью с ее занятиями и развлечениями. Хозяйство было не сложно; редко кто занимался изучением и применением у себя на практике новых приемов более усовершенствованного земледелия или скотоводства. Большинство держалось старины, завещанной отцами и дедами; нарушение какого-нибудь обычая или даже привычки, усвоенной предками, считалось оскорблением памяти умерших. Родители завещали чтить какой-нибудь обряд, как святыню; уважение к памяти и заветам родичей доходило до того, что многие не решались даже перемещать в доме мебель, посуду, оклеить комнаты обоями или изменить распределение комнат.
В деревне, если мало было соседей помещиков, то главным собеседником был священник местной сельской церкви. Если он был человек не глупый, то мог приобрести большое влияние на помещика или старушку-помещицу, и часто, для своих эгоистических целей, поддерживал в них суеверие, которое употреблял, как орудие мщения, если они чем-нибудь прогневили его. Соседи съезжались на храмовые праздники, именины и т.п. и проводили по несколько дней у своих гостеприимных хозяев. Время в гостях шло однообразно: утром - завтрак, потом обед, закуски, заедки, чай и ужин. Наши предки любили плотно покушать; даже в небогатых помещичьих семьях обед отличался обилием блюд и продолжался необычайно долго. За обедом подавались и горячие щи и холодная со льдом ботвинья с осетриной, грибы жареные в сметане, утки или индейки со всевозможными соленьями, отварными грибами, моченой брусникой, смородиной и т.д., и разные сдобные пироги. Все это приготовлялось очень жирно. Подчиванию не было конца. Чарочки и рюмки, наполненные вином, медом, веселили сердце, горячили кровь и располагали общество к веселой, дружной беседе, взаимному обмену мыслей и чувств. По вечерам, особенно зимой, устраивали танцы; некоторые помещики привозили свою музыку, т.е. две - три скрипки. Такие не громоздкие инструменты легко укладывались в экипажи, а музыканты исполняли в дороге должность лакеев. Молодежь танцевала; более пожилые дамы и мужчины играли в карты, вели задушевные разговоры. Уставши слушать менуэты, господа приказывали музыкантам играть русские песни. И раздавался грустный, щемящий сердце мотив русской песни. Вековое рабство отразилось на народной поэзии. В песнях вылилась вся душа народа-страдальца, вся кротость и терпение, с которыми русский человек привык сносить свою долгую, тяжкую неволю. Смолкли печальные звуки, забыты на минуту все страдания, чарка зелена-вина заглушает поднявшийся в душе вопль, и разгульное, разудалое веселье вмиг охватывает всех. Под такие веселые (плясовые) песни не сиделось и степенным старикам, - все пускались в пляс. Устали гости, на смену им являлись дворовые девушки и парни на потеху опьяневших господ.
Долгие зимние вечера проводились в кругу знакомых, за разными играми в фанты и картами. Тогда не знали возбуждающих страсти карточных игр; по большей части играли в риверсис, за который садились только для провождения времени пожилые люди. На святках и масленице устраивали катанье с гор, рядились в самые замысловатые костюмы и разъезжали по знакомым. Рядилась и дворня, изображая медведей, волков, индюшек, петухов, журавлей. Крепостные девушки пели подблюдные песни, гадали. Некоторые виды гаданья сохранились и до сих пор, например, наводить зеркало на луну, подслушивать в церкви и многие другие.
Летом время проводилось в охоте, ужении рыбы, прогулках за грибами. Охота с тенетами на зайца была любимой забавой тогдашних помещиков. Охота велась так. Тенета ставились полукругом, охватывая большую часть леса, другой полукруг образовали сами охотники с трещотками, за тенетами, спрятавшись за кусты, стояли охотники, которые должны были загонять зверя в тенета. Все хранили молчание, не производили никакого шума, чтобы не испугать зверя. Когда ловчий подавал сигнал; "эй, ребята! дружно на зверя" - все, стоявшие с трещотками, приводят их в действие, поднимается оглушительный шум трещоток и гиканье голосов. Ошеломленный зверь бежит к тому месту, где было тихо, т.е. к тенетам. Близко подпустив зверя, охотники около тенет, не участвовавшие в общем шуме, теперь дружно, разом вскрикивают; зверь, пораженный неожиданностью, бросается в тенета и здесь его ловят живьем или убивают.
Не менее приятным удовольствием считалась и рыбная ловля неводом или на удочку. Страстные любители ловили рыбу и зимой. Едва замерзнет река и лед станет на столько крепок, что может выдержать известную тяжесть, как уже любители отправляются с неводом. Рядом с главной прорубью, откуда тащить рыбу, делают другую, на которую ложится всякий, желающий полюбоваться приятным зрелищем. Вся глубина реки, как на ладони до дна; рыбы с необыкновенным проворством шныряют туда и сюда и, наконец, не минуют западни. А ловля удочкой! Что за наслаждение в теплую летнюю ночь в легком челноке, тихо покачивающемся на гладкой поверхности реки, следить за рыбой. Вот потянула, потянула... Сердце замирает от волнения, не дышишь, не шевелишься, чтобы не испугать приближающихся рыбок... Вот опять потянула, клюнула, - и пленница готова. Но случается просидеть и целую ночь в бесплодных ожиданиях, нетерпении, тревоге.
При этих развлечениях, наполнявших праздное время бар, досуга было много. Чтобы наполнить его, помещики придумывали себе развлечения, соответствовавшие их вкусу. Так, например, один, прослуживши молодость в гусарском полку, держал у себя в деревне несколько человек, изображавших гусаров, одевал их в гусарские мундиры, учил военным упражнениям. Они стояли у него на часах, ездили за ним конвоем, стреляли и становились во фронт перед его окнами; у крыльца была будка для часовых. Другой обучал крепостных играть на трубах. В 12 часов доморощенные музыканты играли на колокольне и выбивали зорю перед окном помещика. Иные были страстные охотники до собак, кошек, птиц. Такие забавы были преимущественно у людей пожилых и бездетных. Не было детей,- и заводили собак, кошек, попугаев, окружали их самыми нежными заботами и попечениями, кормили с одного стола, укладывали спать на мягких постелях, нарочно приготовленных. Беда дворовой девушке, если она, по рассеянности, не точно исполняла свои обязанности относительно барских фаворитов.
Были и любители соловьёв. Прелестное, нежное пение на воле этой птички не доставляло любителям и малой доли того наслаждения, какое они испытывали, слыша песенки в комнатах. Покупали несколько соловьев и в клетках ставили в комнате. Приобретя хорошего соловья, помещик приглашал к себе соседа, такого же страстного любителя соловьиного пения, и вот за чайным столом усаживались они и приготовлялись слушать чудное пение. Шипел самовар, обдавая густым паром сидевишх; ароматный напиток располагал к дружеской беседе. Уже не одну чашку чая выпили гость и хозяин, подливая рому; а упрямый соловей молчит, как будто смеясь над слушателями. Напрасно другие старые соловьи легонько и робко перекликаются, как бы стараясь втянуть в общий концерт новичка, но все напрасно. И гость и хозяин начинают терять терпение. Гость уже взялся за стакан вина, как бы желая утешиться. И вдруг раздались чудные звуки, нежная трель... Остальные соловьи смолкли, дав ему простор. Гость и хозяин замерли в восторге.
Если в окрестностях жило много помещиков, выезды бывали часто. Побудительными причинами были то именины, то храмовый праздник, то крестины или свадьбы.
Свадьбы большею частью устраивались чрез посредство третьего лица. Молодой человек, узнавши, что по соседству есть девушка, достойная быть его женой, разузнавал об ее родителях, о приданом и характере девушки, приезжал в дом ее родителей раза два. Редко случалось, чтобы жених вступал в разговоры с невестой; иногда он не бывал даже и в доме невесты, а прямо посылал какую-нибудь знакомую или родственницу-старушку, игравшую роль свахи, узнать- желают ли родители отдать за него дочь, и затем уже приезжал сам. Приезд жениха ожидался очень торжественно: приглашали родственников; все приводилось в наилучший порядок; комнаты украшались всем, что было лучшего в доме; мыли, чистили и принаряжались; и господа, и прислуга надевали нарядные платья, вынимали из кладовых все заветные сокровища, как-то: старинную посуду, ковры и прочее, тщательно припрятанные до поры, до времени. Жених приезжал также с родственниками. После взаимных приветствий, рекомендаций, поклонов и обниманий, жених формально делал предложение. Звали невесту, и священник сейчас же благословлял их. Затем усаживались за стол с чаем, кофе, разными закусками. Беседа продолжалась далеко за полночь. За ужином жених и невеста не могли ничего есть, потому что беспрестанно вставали и отвечали поклонами на поздравления гостей. Если усадьба жениха была далеко от дома невесты, то он оставался ночевать в деревне, или на рассвете уезжал домой. На другой день снова приезжал к невесте, привозил ей подарки, а также и погребец с вином, чтобы угощать дворовых людей ее. Невеста, со своей стороны, тоже делала подарки прислуге жениха. Самая свадьба праздновалась три дня. От венца новобрачные, в сопровождении многочисленной свиты, родственников и знакомых, торжественно подъезжали к усадьбе жениха. Музыка приветствовала молодых, начинались поздравления. Затем новобрачные и гости садились за ужин, который продолжался несколько часов. После ужина следовали "сахары", т.е. стол, уставленный разными сластями, чаем и кофе. У дворян, в половине XVIII века, существовал обычай, который и теперь еще встречается у наших крестьян, а именно: после "сахаров", новобрачную отводили в спальную, раздавали ее молодые женщины и ее родственницы; простившись с молодыми супругами, все оставались в других комнатах, чтобы еще в этот вечер или, вернее, ночью принести свои поздравления новобрачным. Иногда в таком ожидании проходило несколько часов. И все-таки, несмотря на скуку ожидания, утомления, после целого дня хлопот, этот обычай упорно держался долгое время; обойти его не решались и люди образованные для тогдашнего времени. На другой день устраивался так называемый "княжой пир", который был гораздо веселее свадебного ужина. Торжественный обряд венчания как бы удерживал всех от веселья; гости сидели чинно, изредка перекидываясь незначительной фразой с соседом. За то "княжой пир" имел другой характер. Отдохнувши после свадебной церемонии, гости чувствовали себя свободнее, веселее, точно гора свалилась с плеч. Все оживлялись, танцевали, играли в разные игры. Гости оставались и на третий день и уезжали только к вечеру. Проводив гостей, молодые отправлялись с визитами к родственникам и соседям; визиты продолжались иногда более недели.
В столицы ездили очень редко; редко также ездили и в ближайшие губернские и уездные города, вследствие неудобных путей сообщения. Но раз выбравшись из деревни, проводили вне ее по несколько месяцев и даже целую зиму.
В городе те же развлечения наполняли жизнь помещиков, те же приемы знакомых, карточные игры для взрослых и танцы для молодежи; в городе посещения гостей были чаще, так как это было удобнее, чем в деревне, где зимние сугробы, распутица и бездорожье весной мешали частому общению.
Едва развивающееся драматическое искусство увлекало всех; все со страстью устраивали спектакли; даже и небогатые помещики имели театры, где давались представления преимущественно летом, так как импровизированные театры - были наскоро сколоченные балаганы; зимой играть в них было невозможно. В спектаклях участвовали также и дети. Какое несказанное удовольствие доставляли такие празднества маленьким актерам, и какое воспитательное значение имели эти спектакли! Выучивание ролей сближало детей, вырабатывало дикцию, развивало наблюдательность, а похвалы взрослых служили лучшей наградой за труд и поощряли детей к усовершенствованию игры.
Так жили в половине и конце XVIII века небогатые помещики, занимаясь своим небольшим хозяйством и в тесном кругу своих знакомых находили полное удовлетворение своим интересам. Перейдем теперь в другую сферу, взглянем на быт богатых помещиков, знатных вельмож Екатерининской эпохи. В то время небогатые и средние помещики весьма редко ездили в столицы; Москва в XVIII веке была центром знатных вельмож. Громадные каменныё дома, которые ныне почти все обращены в учебные заведения, принадлежали сильным временщикам царствований Елизаветы и Екатерины II. Проводя зиму в Москве или в Петербурге, вельможи на лето уезжали в подгородные имения или даже отдаленные жалованные поместья и вели там жизнь, достойную восточных сатрапов.
Еще доныне сохранились кое-где остатки старинных поместий ХVІІІ века. Я припоминаю одно из имений, принадлежавшее графу Завадовскому, пожалованное ему Екатериной II (Ляличи Суражский район Брянская область). Имение, переходя из рук в руки, теряло по частям роскошное убранство. Продавались то мебель, то картины и другие вещи. Нетронутой осталась великолепная опочивальня, устроенная Завадовским для Екатерины, когда она посещала его, по дороге в Крым. Широкая липовая и дубовая аллея вели к чугунным воротам барского дома; на обширном дворе, усыпанном мелким желтым песком, красовался затейливый дворец, окруженный множеством каменных флигелей и служб. Лицевая сторона дома была обращена в сад, оканчивающейся вековым парком. Там, где природа не щедро наделила местность своими благами, искусство являлось на помощь и делало чудеса. За несколько верст проводили воду, устраивали фонтаны, водопады, причудливые гроты, выкапывали пруды. Труд крепостного был дешев, барские же затеи велики. В саду знатного вельможи возвышались оранжереи с редкими тропическими растениями и нежными плодами юга.
Внутренность дома соответствовала внешнему великолепию. Лестница, устланная бархатным ковром, уставленная растениями, вела в роскошную приемную, с дорогой мебелью, обитой атласом или бархатом. По стенам зеркала и картины в золоченых рамках; роскошные люстры искрятся причудливыми переливами света; на столах разные предметы роскоши, всюду блеск золота и дорогих предметов. Зала для больших празднеств устраивалась в два света с хорами, с которых гремел оркестр музыки. Весело и привольно жилось в то время вельможам. Давались блестящие празднества, шумные пикники и маскарады. Праздная, веселая жизнь, радушие и гостеприимство хозяев привлекали массу гостей; нередко на праздники съезжались из города и уездов. С утра до вечера дом был наполнен гостями. Каменные флигеля отдавались в полное распоряжение посетителей. Там могли они оставаться, сколько хотели; у них была особая прислуга, они, если желали, могли обедать у себя и не являться к общему столу. Такая свобода нравилась гостям; они по неделям проводили в гостеприимном дворце вельможи.
День начинался поздно; уставши после бала накануне, хозяева и гости поднимались с постели за полдень. После роскошно сервированного завтрака, общество разделялось. Хозяин с некоторыми из гостей отправлялся на охоту. Охота решена была заранее. За несколько дней съезжались завзятые охотники и псари со сворами собак. Накануне доезжачий получал приказание, и на другой день, уже с утра, все было готово к охоте, - ждали только появления охотников. Лошади фыркали, нетерпеливо выбивая копытами землю; егеря, в изукрашенных серебром кафтанах, в ожидании похаживали около лошадей, перекидываясь между собою изредка словом, другим и покрикивая на лаявших собак. Наконец, господа вышли, сели на коней, егеря затрубили в трубы, собаки с визгом бросились вперед, поскакали и охотники по большой дороге и быстро исчезли из вида, оставляя за собою столб пыли; вдали слышатся неясные голоса и доносятся звуки труб.
Другие гости выбирали занятие по вкусу. Дамы, в сопровождении мужчин, блестящими кавалькадами отправлялись на прогулку, иные уходили, кто куда хотел, катались на лодке или с ружьем и легавой собакой бродили по окрестностям, высматривая дупелей или куропаток. К вечеру общество возвращалось домой. За столом шли шумные, оживленные разговоры об удавшейся охоте, делались планы насчет следующих забав; светские кавалеры занимали дам каламбурами и анекдотами. Вино лилось рекой, оркестр музыкантов, составленный из крепостных хозяина, гремел с хор; появились доморощенные певцы и певицы. Для потехи и развлечения знатные вельможи имели карликов, карлиц и шутов. Мода, господствовавшая в то время при дворе, естественно находила подражание и на высших ступенях общественной иерархии. Когда бывали многочисленные собрания гостей, выводили карликов и карлиц. Над ними беспощадно издевались, заставляя уродливо кривляться и плясать; но шутов некоторые побаивались, потому что иногда довольно остроумные ответы, в виде загадок, задевали самолюбие гостей, не пользовавшихся расположением хозяина, значит, и его любимца-шута. Чтобы не вызвать неудовольствие хозяина, гости должны были молча проглатывать невкусные пилюли.
Отношение помещиков к крепостным и дворовым были различны, смотря по развитие и общественному положению дворян. В небольших помещичьих усадьбах, конечно, отношения к крепостным были проще, гуманнее. Большая простота нравов, большая патриархальность делали менее заметной разницу в окружающих условиях крепостных и барина. Если барин одевался в грубую из льняного холста рубашку, поношенный кафтан, а барыня и барышни в какие-нибудь "шушуны" и ситцевые платья, если барин сам ездил на пашню, жнитво и сенокос, а не поручал управляющему, сам видел нужды мужика, выслушивал жалобы, просьбы, если барыни сами ходили по грибы с сонными девушками, гадали, вместе с ними варили варенье и исполняли многие другие хозяйственные дела, то, понятно, в отношениях их господствовало более простоты, доброты. В глазах крепостных, барин - отец родной, хотя и строгий, в гневе никого не пощадит, но, вместе с тем, добрый, хороший человек, который всегда готов помочь нужде крестьянской и за правду никого не обидит. В среднем помещичьем быту нередко старинный дворовый человек, известный своей преданностью, выросший и состарившийся в хоромах своего барина, пользовался его расположением. Такому верному слуге поручали исполнять более или менее важные дела. Если он был к этому еще и грамотный,- он становился советником во всех важнейших случаях.
Таким преданным людям поручали детей, которые до школьного возраста проводили большую часть времени с дядькой. Дядька одевал ребенка, забавлял его разными играми, сопутствовал на прогулках. Когда приходило время отдавать в школу, то верный и преданный дядька отправлялся с молодым баричем в губернский город или столицу; продолжал оставаться, когда юноша, окончив училище, поступал в полк; по окончании службы возвращался с ним в деревню. Иногда один человек служил и деду, и, сыну, и внуку; естественно, что привязанность росла и передавалась потомству. Нередко несколько поколений дворовых людей занимали одни и те же должности, исполняли одни и те же обязанности. Были между дворовыми особые грамотеи-старики. Им как то в молодости удалось выучиться грамоте. Потом природный ум, быстрое соображение и случай встречи с людьми знающими, столкновение с судами, научали их искусству вести тяжебные дела, и одно выигранное дело, при помощи такого доморощенного поверенного, навсегда укрепляло за ним репутацию опытного ходатая, и внушало к нему всеобщее уважение со стороны помещиков. Такие поверенные ездили в города, подавали прошения, отстаивали в суде дела своих клиентов или, не доводя дело до тяжбы с соседом, всегда позорившей честно старинное имя помещика, они старались примирить тяжущихся, вели долгие переговоры с противной стороной и, смотря по обстоятельствам, делали уступки, или прибегали к суду.
В барских хоромах, в горницах был большой штат женской прислуги. Помимо домашних работ, женщины, девушки, даже девочки занимались рукодельем, шили в пяльцах, вязали, плели кружева, пряли, сучили шерсть. Все эти работы производились в девичьей, под присмотром, "барской барыни", женщины особенно преданной барыне, а потому и пользовавшейся почетом со стороны всей дворни. "Барская барыня", овладев доверием своей госпожи и сумев угодить ее вкусу, безусловно распоряжалась дворней. В работе с дворовыми женщинами участвовали иногда и сами помещицы, преимущественно старые. Строго выговаривалось нерадивой работнице. Сработав известный урок, женщина или девочка показывали барыне, и беда, если повторялась ошибка. Лицо барыни пылало гневом, ременная плетка, с визгом прорезывая воздух, опускалась на плечи виновной, раздавались всхлипыванья.
Кому не известны няни старого времени, их привязанность и горячая любовь к чужому ребенку, неусыпный уход и заботы. Няни занимали привилегированное место по своему значению; их заслуги ценили; нередко няня была членом дворянской семьи. Они имели большое влияние на детей, они были первыми воспитательницами барчат, как девочек, так и мальчиков. Часто влияние их было крайне вредно. Невежественные, они часто вселяли суеверный страх в сердца своих воспитанников пред такими явлениями, причины которых не умели объяснить или же объясняли по-своему. Сказки их также действовали сильно на юное воображение и развивали крайнюю впечатлительность; но все же искренняя, почти материнская привязанность к детям заставляла несколько примиряться с их недостатками.
Чем более разницы в общественном положении у разных классов населения, тем более отчуждения; чем богаче жили помещики, чем знатнее они были - тем неприступнее они были для крестьян, тем менее обращалось внимания на прислугу и дворовых, окружавших их. Лишь бы поддерживалась наружная благопристойность, лишь бы барин сам не натолкнулся на какой-нибудь крупный беспорядок. Тогда расправа коротка: провинившегося ссылали в деревню или отдавали в солдаты, девушке отрезывали косу, отправляли в деревню ходить за коровами, выдавали замуж за самого неприглядного крестьянина. Богатые помещики не входили сами в хозяйство, чтобы не беспокоить себя, а поручали все управляющему. Если помещик редко бывал в имении, а жил в столице, то управляющий, не забывая себя, обдирал крестьян и посылал деньги в столицу, где они обменивались на заморские вина, да на раззолоченные кафтаны и разные другие предметы роскоши. И присутствие барина в деревне не удерживало управляющего от злоупотреблений. Крупные помещики не вмешивались и в домашнее хозяйство; им было все равно, сыта или голодна дворовая прислуга, как она себя ведет. Словом, крепостные были не люди для помещика, а куклы на пружинах, исполняющие беспрекословно барскую волю. Поэтому на глазах барина поддерживался кое-какой порядок, за то на самом деле господствовала полнейшая распущенность нравов, пьянство, разврат.
Знатные и богатые бары, особенно их временщики, окружали себя многочисленной дворней. Штат дворовой прислуги достигал до 200-300 и даже 500 человек. В деревнях прислуги держали больше, чем в городах. В городе были повара, дворецкие, буфетчик, камердинеры, выездные, лакей, множество, так называемых, сенных девушек, состоявших при барыне, музыканты, конюхи, егеря и т.д. В деревнях к ним прибавлялся еще целый персонал ремесленников, мастеровых, кузнецов, портных, сапожников, столяров и других. Помещик, желая иметь всё под руками, обучал многим ремеслам и искусствам своих дворовых, посылал их в Москву или Петербург для усовершенствования в музыке, пении и драматическом искусстве. У знатных вельмож времен Екатерины были свои домашние театры, на которых фигурировали доморощенные комики и трагики. Обучали и разным наукам; были случаи, что крепостные выучивались классическим языкам, отечествоведению, медицине.
Нередко дворовый, получивший солидное образование, делался воспитателем молодого барченка, и в этой деятельности, не уступал сменявшим его гувернерам-иностранцам. При том подобострастии, с которым относились к иностранцам наши бары прошлого века, всякий бродяга-иностранец, бежавший, быть может, от преследования закона за какое-нибудь гнусное преступление, принимался у нас с распростертыми объятиями, делался воспитателем детей знатных русских вельмож, сколачивал себе состояние. Но бывали нередко случаи, что учитель, француз или немец, не умевший прилично держаться, на первых же порах показывал, что он за птица, и с позором изгонялся.
Роскошь, пустившая корни в царствовании Елизаветы Петровны, еще более усилилась в последующее царствование Петра ІІІ и Екатерины ІІ. От двора она распространилась между вельможами, окружающими Двор. Всякий старался перещеголять другого штатом прислуги, лучшим столом, заграничными экипажами, дорогим нарядом. Роскошь доходила до того, что все выписывали из-за границы, и мебель, и экипажи, и одежду. Кафтаны перестали обшивать галунами, а вышивали настоящим серебром или золотом. Так, например, платье Шереметева ослепляло количеством золота, и было очень тяжело от нашитого на него золота и серебра; у Чернышева ливрея пажей была шита серебром. Шувалов роскошью и богатством превосходил почти всех других. Дом его был наполнен поражающей роскошью; стол роскошный: десерт такой, какой редко встречался тогда. У него в изобилии были ананасы, составлявшие тогда большую редкость. Сам он одевался в шитые золотом и украшенные дорогими кружевами мундиры, имел бриллиантовые пуговицы.
Вслед за богатым дворянством тянулось и среднее; роскошь усиливалась; число дворовых росло при каждом помещике. Это было обременительно для крестьян; с них брали увеличенные поборы натурой для содержания всей этой, часто праздношатающейся, толпы рабов. Не смотря на то, что дворовым, по-видимому, лучше жилось, чем крестьянам, их лучше кормили, одевали в лучшее платье, учили грамоте и ремеслам, за них барин платил подати, но нравственное рабство их было тяжелее, - сильнее тяготел над ними произвол помещика. Постоянно находясь на глазах у барина, дворовые трепетали за каждый свой шаг, за каждое слово; барская воля для них была выше законов государя для крепостных людей. Больно оскорблялось самолюбие, попиралось человеческое достоинство, когда вдруг артист или артистка за какое-нибудь неловкое движение, или плохо исполненный речитатив, награждались пощечиной со стороны мецената-барина. Часто, по капризу помещика, комики должны были браться за исполнение трагических ролей, но перемещались и худшим образом. Почему-либо не понравившийся музыкант или архитектор переходил к сохе и бороне. Молодой человек, получивший серьезное музыкальное образование в Италии, должен был целые вечера потешать барина своей игрой.
Помещик безусловно располагал судьбой своих крестьян. Он мог продать, переселить своих крепостных, отдать в рекруты, женить на ком хотел и т.д. Хотя в законе требуется свободное согласие вступающих в брак, но это обходилось. Крестьянин не смел без дозволения барина вступать в брак, ни женить сына, ни выдать замуж дочь. Иногда помещик приказывал миру женить бобыля-скитальца в течение известного срока и миром завести ему хозяйство; в противном случае грозил выдать за него лучшую девицу в деревне. Иногда брались крестьянские девушки в жены для дворовых людей. Девушек сажали в телегу без предварительных пояснений и увозили; они не ведали, кто из них достанется какому мужу. Если девушка достигла 20 лет, то ее приказывал помещик выдавать замуж в течение полугода (уложение Орлова); если же к назначенному сроку не приищется жених, то брать штрафу ежегодно с богатого дома 50 рублей, с среднего - 25 рублей, а тех, которые не могли откупиться, подвергать наказанию. Впрочем, помещики не приневоливали вступать в брак парней, физически неспособных; с них даже не взимался штраф.
Помещики наблюдали за браками, решительно вмешивались в это дело не столько в видах чистоты нравов, сколько для увеличения численности населения. Помещнки женили по своему усмотрению, например, приказывали, чтобы такой-то Иван, Сидор, женился на Марье и т.д. Если случалось, что крестьянин самовольно, без разрешения помещика, сватал себе невесту, то непокорного подвергали покаянию. Если девушка выдавалась замуж в деревню чужую, то помещик брал за нее так называемые "выводные" деньги. Правительство разрешало этот побор, но не установило размера платы. Иные брали но десяти рублей, другие больше. Княгиня Дашкова брала по сто рублей за "вывод". Строго преследовались также семейные разделы. Распоряжаясь безусловно судьбою крестьян, помещик имел право наказывать провинившихся крепостных ссылкой в Сибирь или отдачей в солдаты. Но, кроме этих наказаний, разрешенных помещикам законом, они присвоили себе право "отечески" расправляться с крепостными.
Многие исторические памятники и монографии эпохи крепостного права изобилуют массой фактов, показывающих, как бесчеловечно обращались иные дворяне с провинившимися крепостными и как сравнительно слабы были карательные меры относительно кровожадных помещиков со стороны правительства. Провинилась девушка, плохо сработала урок, заданный барыней, или не кончила его, - барыня собственноручно снимала с ноги башмак и отсчитывала им удары по щеке провинившейся. Раскрасневшись от боли и стыда, девушка недвижно стоит на коленях, не делая никакого отпора рассвирепевшей барыне; слезы ручьями струятся по лицу. Но это еще считалось одним из наиболее легких видов наказания. Обычный же вид наказания - сечение плетьми на конюшне. Случалось, что подвергавшиеся такому наказанию через несколько дней умирали. Княгиня Козловская обыкновенно заставляла раздевать донага провинившихся лакеев или девушек, привязывать к столбу и сечь, и сама тоже участвовала в сечении; одной из своих горничных она разодрала рот до ушей из ревности. Помещики отличались друг перед другом в изобретательности наказаний. Одни наказывали раскаленными прутьями, другие - палками, третьи, полагая, что наказание палками опасно, находили, что "кошечки" гораздо целесообразнее: - "и больно, и не опасно, - нельзя причинить увечья". Но и "кошечки", т.е. ременные семихвостки, тоже иногда забивали людей до полусмерти. Иные травили людей собаками, держали по несколько лет в колодках. (Смотри - Дарья Николаевна Салтыкова, по прозвищу "Салтычиха").
Законы, преследовавшие жестокость поещиков, в большинстве случаев сводились к церковному покаянию на год, к посту, сажанию на несколько дней на хлеб и на воду; редко ссылали на поселенье и, в весьма исключительных случаях, отправляли в каторгу. Огромное же большинство истязаний, возмущающих человеческий дух, оставались даже и неизвестными до более позднего времени, когда относительная свобода мысли, слова и человеческой личности пролили свет на это темное царство. Конечно, среди помещиков встречались и добрые, сравнительно гуманно обращавшиеся с крепостными, да и те не могли избегнуть того растлевающего влияния, которое оказывало крепостное право. Право собственности над живыми существами, полное распоряжение их телом и душой, полное унижение человеческого достоинства и, оскорбление всех священных и заветных чувств вошло в кровь и плоть помещиков. В ту эпоху, о которой мы говорим, от этого влияния не могли вполне освободиться и лучшие из них.

А.А. ИСАЕВ
Сборник "Живописная Россия", 1900 г.

) произошло слияние поместий с вотчинами в единый вид собственности дворян - «недвижимые имущества» (имения). Термин «поместье» сохранился и употреблялся в XVIII-XIX вв. как синоним слова «имение». Поскольку владение имением было связано с обязательной государственной службой, то до начала XVIII в. помещики почти не жили в своих имениях. Дворяне пользовались монопольным правом на владение населёнными землями, что было законодательно закреплено в Манифесте о вольности дворянства (). Во 2-й половине XVIII в. резко увеличилось число помещиков, живших в имениях и занимавшихся своим хозяйством. Расширяется барщина , увеличивается барская запашка, усиливается крепостничество . Продукция помещичьего хозяйства всё шире поступает на рынок. Часть помещиков занималась предпринимательством , основывала вотчинные мануфактуры. Генеральное межевание , начавшееся в , укрепило и расширило землевладение помещиков. Сложилась география помещичьего землевладения, в целом сохранившаяся до 1917. Основные земли помещиков находились в центральных губерниях Европейской России и на Украине; в Сибири помещиков практически не было. Имущественное положение помещиков было очень неоднородно. Основным показателем состоятельности помещиков в 1-й половине XIX в. было душевладение. По данным 10-й ревизии ( -60), в России было 103,2 тыс. помещиков, владевших 10,7 млн душ. Дворяне, имевшие не свыше 100 душ, составляли 41,6 % от всех помещиков и владели 3,2 % крепостных . Крупнейшие помещики (свыше 1000 душ), которых было только 3,8 %, имели в своей собственности 43,7 % всех помещичьих крестьян .

Одним из показателей кризиса крепостнической системы были долги помещиков. Накануне Крестьянской реформы было заложено 62 % крепостных. Долг на помещичьи имения составлял почти 400 млн руб., а вся задолженность помещиков кредитным учреждениям равнялась 425 млн руб. Только из начисленных к 1871 543 млн руб. выкупной ссуды (см. Выкупная операция) у помещиков было удержано дореформенных долгов 248 млн руб. Сокращалось и число помещиков, то есть число дворян, владевших землёй: так, в 1836-1858 оно уменьшилось на 8,3 %.

С отменой крепостного права основным показателем благосостояния помещиков стала их земельная собственность, которая неуклонно уменьшалась. В 1862 помещики имели 87,2 млн десятин , в 1877-73,1 млн, в 1905-53,2 млн десятин, хотя правительство всячески поддерживало их землевладение. Особенно быстро сокращалось землевладение помещиков в Центральных промышленных и Северных районах, наиболее медленно - в западных губерниях . Земли помещиков всё больше включались в торговый оборот. За 1863-1904 помещиками было продано 80,4 млн десятин, но в это же время и куплено 45,8 млн десятин, в том числе свыше 1 млн десятин с помощью государства на льготных условиях. Остро нуждавшиеся в деньгах помещики широко практиковали залог своих земель. На 1 ноября 1896 в 31 губернии Европейской России было заложено 14,3 тыс. имений площадью 12,7 млн десятин на сумму 440 млн руб. Значительное количество земли помещики сдавали в аренду . Уменьшалось число помещиков среди дворян. Так, помещики в 1877 составляли 56 %, в 1895 - 40 %, в 1905 - 30 % от всех дворянских семей. Земля распределялась среди помещиков очень неравномерно: 9-10 % владельцев принадлежало 70-73 % всех дворянских земель. Такое соотношение сохранилось до 1917. В 1905 было 155 семей помещиков, владевших более чем по 50 тыс. десятин. Им принадлежало 16,1 млн десятин земли (около 30 % всего дворянского землевладения). Среди них были представители известных дворянских родов (Волконские , Гагарины , Голицыны , Потоцкие , Шереметевы , Щербатовы , Юсуповы и др.). В 1905 30 тыс. семей помещиков владели 70 млн десятин земли, в то время как у 10,5 млн крестьянских дворов было только 75 млн десятин. Царизм всячески сохранял как привилегии дворянства, так и землевладение помещиков, существование которого задерживало капиталистическое развитие сельского хозяйства. Большая часть помещиков вела своё хозяйство с использованием крестьянского труда, орудий и скота (см. Отработки). Помещики в большинстве были не способны перейти к капиталистическому хозяйствованию, так как при этом «… требовалась организация земледелия, как и всякого другого торгово-промышленного предприятия, а не как господского дела» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 186). Лишь незначительная часть помещиков сумела перейти к капиталистическому хозяйству. В. И. Ленин писал в 1906: «В общем и целом современное помещичье хозяйство в России больше держится крепостнически-кабальной, чем капиталистической системой хозяйства» (там же, т. 12, с. 249). Даже крупнейшие помещичьи латифундии не стали основой капиталистического способа производства в сельском хозяйстве.

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 все земли помещиков национализированы на основе Декрета о земле.

Иногда в литературе помещиками называют крупных землевладельцев Российской империи начала XX в. независимо от их сословной принадлежности. Это т. н. новые помещики - купцы и кулаки , купившие дворянские земли.

Термин «помещик» употребляется в литературе также по отношению к крупным земельным собственникам феодального и полуфеодального типа в других странах, например по отношению к земельным собственникам стран Центральной и Восточной Европы, где в период позднего средневековья победил поместный строй (в узком значении термина поместье).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Помещики" в других словарях:

    Юридический словарь

    ПОМЕЩИКИ, в России дворяне землевладельцы … Современная энциклопедия

    В дореволюционной России дворяне землевладельцы. Изначально служилые люди, испомещавшиеся, т. е. получавшие в пользование землю (поместье) за выполнение государственной службы. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 собственностью… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОМЕЩИКИ, в 18 начале 20 вв. дворяне землевладельцы. Первоначально П. назывались служилые люди, испомещавшиеся, т.е. получавшие в пользование землю (поместье) за несение государственной или военной службы. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Землевладельцы Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    В дореволюционной России дворяне землевладельцы. Изначально служилые люди, «испомещавшиеся», т. е. получавшие в пользование землю (поместье) за выполнение государственной службы. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 собственностью… … Политология. Словарь.

    Феодальные землевладельцы в России конца 15 начала 20 вв. Название произошло от древнерусского слова «испомещать», т. е. поселять на определённой территории, которая затем получила наименование Поместье, являвшееся условным видом… … Большая советская энциклопедия

    В России дворяне землевладельцы. Изначально служилые люди, «испомещавшиеся», то есть получавшие в пользование землю (поместье) за выполнение государственной службы. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 собственностью помещика. После … Энциклопедический словарь

    Феод. землевладельцы в дореволюц. России. Назв. П. произошло от поместья. П. являлись гл. опорой самодержавия, к рое сохранило помещичье землевладение и после отмены крепостного права в 1861. Были ликвидированы как класс в результате Окт.… … Советская историческая энциклопедия

    помещики - в дореволюционной России дворяне землевладельцы: Изначально служилые люди, испомещавшиеся, т.е. получавшие в пользование землю (поместье) за государственную службу. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 г. собственностью П.… … Большой юридический словарь

Книги

  • Старосветские помещики. Театральный разъезд после представления новой комедии (аудиокнига CD) , Н. В. Гоголь. В настоящее издание вошли произведения Н. В. Гоголя СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ и ТЕАТРАЛЬНЫЙ РАЗЪЕЗД ПОСЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НОВОЙ КОМЕДИИ в исполнении Игоря…

Изучая историю Европы и России, очень часто сталкиваешься с таким понятием, как помещик. Пропуская мимо ушей слово, мы порой и не задумываемся о его значении. Стоит узнать, помещик - это кто, чем он занимался. Считается ли данное сословие дворянством?

Помещик в России - кто это?

Слово имеет достаточно давние корни и произошло от древнерусского «поместие», то есть выданный за службу земельный надел. Поначалу он по наследству не передавался, это началось лишь в 17 веке. Именно тогда и выделилась особая прослойка общества. Таким образом, помещик - это дворянин, владеющий землей, имеющий ее в собственности, а также обладающий поместьем. Эта социальная прослойка общества была достаточно велика и охватывала совершенно разных людей, от мелких собственников в провинции до богатых вельмож в крупных городах, особенно в столице.

Быт дворянина в 18-19 веках

В указанный временной промежуток помещик - это человек, принадлежавший к военному сословию, дворянам. Жили они как в провинциальных городах, так и в столице. Испокон веков военные люди, даже после разрешения Петра 3 не служить в армии, продолжали записывать своих сыновей, еще качающихся в колыбели, в гвардию.

Поместья и усадьбы у мелкого и среднего дворянства в основном строились деревянные, гораздо реже из камня. Быт был очень прост. Жизнь протекала мирно и достаточно уныло, за исключением редких поездок к соседям и немногочисленных увеселительных мероприятий.

Совсем иначе обстояли дела в столице, где жили состоятельные дворяне. Екатерининский помещик - это человек состоятельный, честолюбивый. Это были люди, как правило, занимавшие высокие посты, проводившие время на балах и увлеченные дворцовыми интригами. Огромные каменные особняки, принадлежавшие некогда им, стоят и поныне.

Под данным словосочетанием не понимается какое-то отдельное сословие, это всего лишь выражение, которое в какой-то степени стало нарицательным после выхода в свет одноименной сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Речь в ней идет о достаточно глупом и недальновидном помещике.

Страдая от безделья и скуки, он вдруг пришел к выводу, что развелось в мире слишком много крестьян, и стал жаловался на это Богу. В итоге решил сам избавиться от досаждающих ему людей. По сюжету сказки «Дикий помещик» в итоге главный персонаж остается один. Однако долгожданная тишина и отсутствие простого люда оборачивается совсем не тем, чем он хотел. Не стало в его доме нормальной еды, некому было за ним ухаживать, что постепенно привело его к полной деградации.

Аллегорический образ помещика - это критика всего общественного уклада того времени, остро отображающая проблему эксплуататора и эксплуатируемых.

С древнейших времен в русском государстве служилое сословие являлось привилегированным. Выходцы из древних княжеских дружин, ратники засечных и пограничных линий; потомки великих князей и мелкие однодворцы, сами обрабатывающие землю и с оружием в руках отстаивающие ее; выходцы из кочевых народов и правнуки немецких рыцарей и греческих вельмож - все они составили с течением времени высший класс общества - дворянство.

В дворянстве сосредотачивались самые лучшие, передовые силы государства и общества. Дворяне не только на протяжении столетий занимали руководящие должности в армии, государственном аппарате, на дипломатической службе, но и подняли на небывалую высоту русскую литературу, музыкальную и театральную культуру; среди русских художников и скульпторов немалый процент составляли представители именно дворянского сословия, дворянами были многие известные первопроходцы, мореплаватели и географы. Представители дворянства внесли неоценимый вклад в русскую науку - медицину, историю, философию, математику и другие.

Любая сторона жизни русского общества была связана с дворянским сословием. Иван Бунин заметил, что «ни одна страна в мире не дала такого дворянства» Цитата по: Соловьев, Б.И. Русское дворянство [Текст] / Б.И. Соловьев, 2003 - С. 6..

В идеальном случае дворянин - помещик, то есть владелец земель и крепостных. Из Большой советской энциклопедии мы узнаем, что «помещики - феодальные землевладельцы в России конца XV - начала XX веков. Название произошло от древнерусского слова «испомещать», то есть поселять на определенной территории, которая затем получила наименование поместье. В XIX - начало XX веков помещиками обычно называли дворян, имевших собственные земли.

Именно в качестве владельцев земель и крепостных дворянство являлось социальной опорой монархии. Право владения населенными землями и получение с них доходов неразрывно связывалось с обязанностью дворян служить царю и Отечеству.

Для полного воссоздания образа помещика XIX века необходимо обратить внимание на бытовые условия его жизни и деятельности.

Как мы знаем, человек раскрывается через предметы, которые его окружают. В рамках данного параграфа мы как раз таки обратим внимание на то, что окружало наших помещиков XIX века, то есть на бытовую сторону их жизни.

Под бытом понимается жизненный уклад, повседневная жизнь Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 тысяч слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - С. 66..

Где же проводил большую часть своего времени русский помещик XIX века? Конечно, в усадьбе. С. Охлябинин утверждает, что «в отечественном культурном наследии русской дворянской усадьбе принадлежит особое место. Без внимания, понимания и любви к этому феномену нет и не может быть понимания отечественной истории, любви к России» Охлябинин, С.Д. Повседневная жизнь русской усадьбы 19 века. [Текст] / Издательство АО «Молодая гвардия», художественное оформление, 2006. - С. 6..

Прежде всего интересно рассмотреть дом помещика XIX века. Оказывается, все строения по русской традиции были деревянными, сообразно достатку каждого, простые и скромные. В домах были все необходимые комнаты: зал, спальни, кабинет, лакейская, буфетная, детские, девичьи, кладовые и комнаты для гостей. Из окон барского дома был виден двор, и можно было наблюдать, что там происходит, а с озерной или речной стороны открывались красочные дали на противоположные берега.

Уклад жизни был также простой, установленный, как говорится, испокон веков. Он имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и благополучию Кудинов, Г.А. Забытая дворянская усадьба [Текст] : рус. старина: по дневникам, записным книжкам, письмам, альбомам, воспоминаниям…: [мемуар. проза] / Г.Кудинов, 2004. - С. 309-311..

Помещики, жившие в имениях безвыездно, вели настоящий деревенский образ жизни и, например, поездка в город за покупками была настоящим событием. Ведь хозяйство было натуральным и почти все производилось в поместье крепостными. Образ жизни помещиков был упорядочен, мужчины занимались устройством имения - полеводством, постройками, винокуренными заводами, а женщины отдавались домоводству.

Уже позже началось преобразование старинных патриархальных усадеб в более представительные и комфортабельные. Г.А. Кудинов отмечает, что «постепенно стали возникать архитектурно-парковые комплексы, регулярные сады преобразовывались в ландшафтные парки» Кудинов, Г.А. Указ. соч. - С. 320.. За границу усадеб стали выносить хозяйственные и промышленные заведения, а крестьян переводить подальше от усадеб, в другие места. В составе дворни появились специалисты строительных профессий и садовники, а вблизи господских домов начали строить флигеля для гостей, мастерские, оранжереи. Но, однако, скромные усадьбы со старым укладом продолжали существовать до конца XIX века.

В загородных резиденциях сложилось разделение внутреннего архитектурного пространства на «парадные апартаменты» и «комнаты для фамилии». В своей работе мы остановимся лишь на некоторых комнатах усадьбы.

Особое значение в доме придавалось гостиной, предназначенной для приема гостей, праздников, музыкальных вечеров. Гостиную заполняла мебель в стиле ампир, изготовленная из цельного красного дерева или карельской березы. Ряды стульев по стенкам, диваны, круглые и овальные столы, столики, рояли, лампы на высоких ножках и кандебляры дополнялись современной французской, итальянской скульптурой. Простенки заполняли зеркала, парадные и полупарадные портреты. Шторы, драпировки, обивка мебели имели светлую расцветку и выполнялись обычно из дорогих тканей (атласа, шелка). Позднее, когда особое внимание стало обращаться на удобство пользования предметами обстановки, вместо шелковой обивки начали употреблять менее изысканную - ситцевую, репсовую Соболев, Н.Н. Стили в мебели. [Текст] / Н.Н. Соболев. - М.: 1995. - С. 327-328..

На внутреннее убранство дома тратились огромные средства, им гордились, его демонстрировали. Каждый хозяин имел свое личное помещение - кабинет, где вершилась подлинная жизнь усадьбы: здесь держали ответ вечно нерадивые управляющие, подсчитывался оброк, обсуждались проекты различных построек. В интерьере чаще всего господствовали «голландский» или «английский» вкусы: дубовая корпусная мебель, дубовые или красного дерева стулья и кресла с неброской обивкой, настольные часы. Вместо стола предпочтение отдавалось секретерам, конторкам.

Хозяйка также располагала собственным помещением - кабинетом, спальней, уборной. Ее роль в дворянском быту по сравнению с веком прошедшим уже не ограничивалась воспитанием детей и участием в хозяйственных делах. Женщины приобщались к поэзии, музыке, рисованию. В кабинете хозяйка усадьбы принимала наиболее близких людей - родственников, друзей, читала, занималась рукоделием.

Обстановка создавалась в соответствии со вкусами и пристрастиями хозяйки, с господствующей модой. Стены окрашивались в светлые тона, оклеивались обоями. Мебель в стиле ампир дополнялась картинами, вышивками, зеркалами. Непременным атрибутом была печь, украшенная рельефными изображениями на темы античной мифологии.

Особое значение, как мы выяснили в ходе исследования, придавалось фарфоровой посуде - чайным и кофейным сервизам Журавская, Э., Женский кабинет // Мир русской усадьбы. - С. 50-52..

Одним из важнейших помещений являлась столовая. Она занимала обширное светлое помещение, необходимое для проведения многолюдных праздников и приемов. Рядом отводилось помещение для буфета и других подсобных служб. «Столовая должна быть блистательно освещена, столовое белье весьма чисто, и воздух комнаты нагрет от 13-16 0 R», - писал знаменитый французский гастроном Брилья-Саварин в остроумной книге «Физиология вкуса», изданной в Париже в 1825 году Брилья-Саварин, А. Физиология вкуса. [Текст] / А. Брилья-Саварин. - М., 1867. - С.180..

Самые обыденные моменты повседневной жизни дворян подчинялись правилам приличия: распорядок дня, одежда, еда и так далее.

День дворянина начинался рано утром. В семь-восемь часов утра начинали работу «присутственные» места, а еще раньше - в шестом часу утра должны были являться в казармы офицеры. К полудню заканчивались смотры и парады, а к часу дня прерывали свою работу присутствия.

Примерно в три-четыре часа дня в распорядке значился обед. После обеда - пора развлечений. Нередко это были театр или концерт. При этом не имело значения, какой шел спектакль или какую музыку играли. Театр был своего рода клубом, местом встреч.

В ходе исследовательской работы мы отметили, что время в жизни русского столичного дворянина разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам - здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба, в которой дворянин уже выступал как верноподданный. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем день «собрании» - на балу или званом вечере. Бал - это совершенно особенное событие в жизни человека XIX века, он оказывался областью непринужденного общения, светского отдыха. Бальный сезон открывался поздней осенью, и самый разгар его приходился на зиму, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а поместные дворяне, окончив полевые работы, целыми обозами ехали в город со взрослыми дочерьми - «на ярмарку невест». В.Ф. Одоевский видит бал как особое пространство, где обнажается сущность жизни именно потому, что участники стараются ее спрятать: «Бал разгорался час от часу сильнее; тонкий чад волновался над бесчисленными тускнеющими свечами; … - и все вертелось, прыгало, бесновалось в сладострастном безумии…» Одоевский, В.Ф. Бал. Саламандра. [Текст] / Одоевский В.Ф. // Сочинения: В 2т. М., 1981г. - Т.1. - С. 76-79..

Основным элементом бала были танцы. Они служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы. Бальный разговор имел свою прелесть - оживленность, свободу и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества, и в невозможной в других обстоятельствах близости.

Но помимо таких радостных моментов как концерты, бал, особое место занимали дуэли.

Дуэль (поединок) - происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением Лотман, Ю.М. Великосветские обеды». [Текст] / Ю.М. Лотман - СПб., Пушкинский фонд, 1996. - С. 71-72..

Бесчестьем считалось как не вызвать оскорбителя на дуэль, так и не ответить на вызов. И то, и другое воспринималось обществом как трусость и, поступивший подобным образом человек, рисковал подвергнуться общественному остракизму, то есть его бы изгнали из государства. Конечно, многие могли бы отнестись к дуэли отрицательно, но мы считаем, что в то время они были единственным способом защиты чести.

Таким образом, оберегая свою честь, дворянин, конечно, учитывал чисто условные, этикетные нормы поведения. Но главное все-таки в том, что он защищал свое человеческое достоинство.

Как уже было отмечено ранее, жизнь дворянина была жестко регламентирована. Распорядок дня, туалеты, самый способ жизни - все было подчинено строгому этикету. Жесткие правила не давали простора индивидуальности и потому неизбежно вызывали протест. В России появились замечательные чудаки и оригиналы, которые становились своего рода знаменитостями, а в Англии возник дендизм.

«Денди - это вся манера жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной», - писал исследователь этого явления культуры Барбе д"Оревильи, - это - «манера жить», вся составленная из тонких оттенков» Барбе д"Оревильи. О дендизме и Джордже Брэммеле. [Текст] / Барбе д"Оревильи - М., 2000. - С. 111-113..

Денди - герой праздной элегантности. Он восстает против правил, принятых в обществе; в каком-то смысле он даже бунтарь, но его бунт - это дерзость воспитанного человека; его поведение всегда вызов, но вызов элегантный. Задача денди - привлечь к себе внимание, заставить говорить о себе.

Характерный признак бытового дендизма - элегантная поза разочарования и пресыщенности. Таков Печорин у Лермонтова, с его безукоризненным бельем, аристократическими манерами и равнодушием. Денди должен держаться победительно, дерзко; должен тщательно следить за своим туалетом, носить усы или бородку; он не снимает шляпы; разваливается на диване.

Искусство дендизма создает сложную систему собственной культуры, которая внешне проявляется, как мы полагаем, в своеобразной поэзии утонченности костюма. Костюм - внешний знак дендизма. В связи со всем этим у нас перед глазами возникает такой образ: элегантный мужчина, безупречный костюм, возможно смокинг, галстук-бабочка, дорогая курительная трубка, ленивые отточенные движения, презрительная улыбка…

Итак, бытовая культура - это культура повседневности. Это все то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью предков приближает к нам далекое прошлое, делает великое более понятным и доступным. Через быт мы можем лучше понять жизнь людей в предшествующие эпохи, в данном случае, жизнь помещиков XIX века. Быт дворян-помещиков был прагматичен, но не лишён изящества. В нём сочетались домовитость, государственные нужды, следование придворному этикету, а подчас находилось место и бунту в виде дендизма.