Папа римский в 8 м веке. Королевские игры. Как Генрих VIII победил Папу Римского. Папа Иоанн XXI

Алексей Георгиевич Арбатов
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Образование:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Вероисповедание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Партия:
Основные идеи:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алексе́й Гео́ргиевич Арба́тов (родился 17 января ) - российский политический деятель, политолог. Действительный член Российской академии наук (с 2011 года). Сын академика Георгия Аркадьевича Арбатова .

Биография

Инициатор и создатель научной концепции Ежегодника «Разоружение и Безопасность» ИМЭМО РАН - уникального в России научного издания, главная цель которого - исследование комплекса вопросов, связанных с укреплением международной стабильности прежде всего под углом зрения обеспечения национальных интересов России . Является ответственным редактором, научным руководителем авторского коллектива и автором Ежегодника.

Участник многих совместных с зарубежными учеными научно-исследовательских проектов по проблемам стратегических наступательных и оборонительных вооружений и соблюдения международных договоров по контролю над вооружениями, выполненных совместно с Центром Генри Стимсона (США , Вашингтон), а также Гарвардским университетом, Корпорацией РЭНД, Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира (СИПРИ), Лондонским международным институтом стратегических исследований, Институтом Восток-Запад и др.

Является активным участником крупнейших научных форумов и конференций по проблемам предотвращения войны и обеспечения мира: Дартмутского движения, Пагуошского комитета , Ассоциации Содействия ООН и многих других. Член ученых советов ИМЭМО РАН, Института США и Канады РАН и Института Европы РАН. Состоит в научном совете при МИД РФ, а также является членом Комиссии Бликса по оружию массового уничтожения, Совета директоров СИПРИ, членом Международного совета Центра демократического контроля над вооруженными силами (Женева), Института глобальных конфликтов в университете Нотр-Дам (США), Российского Пагуошского комитета при Президиуме РАН , Института Восток-Запад.

Взгляды А. Г. Арбатова на проблему сокращения ядерных вооружений РФ и США (поддержка договора СНВ-2) подверглись критике С. Т. Брезкуном в рамках спонтанной дискуссии на страницах газеты «Военно-промышленный курьер» (2000-е годы).

15 августа 2016 г. в журнале "Огонек" выступил со статьей "Осторожно, грабли!", в которой поставил перед российским обществом вопрос о военно-политической ориентации России - "к чему мы идем в контактах с внешним миром" .

Политическая деятельность

В - - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва (избран по федеральному списку Общественного объединения «Яблоко»). Член Комитета по обороне.

В - - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва (избран по федеральному списку «Яблоко»). Заместитель председателя Комитета по обороне.

В - - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва (избран по федеральному списку «Яблоко»). Заместитель председателя Комитета по обороне.

Инициатор федерального закона «О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации». Закон вступил в силу. Автор проектов федеральных законов: «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О бюджетной классификации Российской Федерации“».

С активно участвует в деятельности «Яблока». В настоящее время член Политического Комитета Российской объединённой демократической партии «ЯБЛОКО».

Труды

  • Безопасность в ядерный век и политика Вашингтона (1980);
  • Военно-стратегический паритет и политика США (1984);
  • Смертельные рубежи. Советский взгляд на ядерную стратегию, вооружения и переговоры (1988, на англ.яз.);
  • Оборонительная достаточность и безопасность (1990);
  • Военная реформа в России: дилеммы, препятствия, перспективы (1997, на англ. яз.);
  • Российская национальная идея и внешняя политика (1998);
  • Безопасность: российский выбор (1999).
  • А. Арбатов, П. Ромашкин, "ЯБЛОКО: оборона и безопасность России" (2004)
  • A. Arbatov, V. Dvorkin, V. Evseev, "Beyond nuclear deterrence: transforming the U.S.-Russian equation" (2006)
  • Уравнение безопасности (2010)
  • A. Arbatov, V. Dvorkin, "Outer Space: Weapons, Diplomacy, and Security" (2010).

Напишите отзыв о статье "Арбатов, Алексей Георгиевич"

Примечания

Ссылки

  • на официальном сайте РАН
  • в БЭКМ
  • в справочнике РСМД

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Арбатов, Алексей Георгиевич

И теперь, когда они вернулись сюда лишь как «осколки» этого чудесного мира, им хотелось быть ближе к прошлому, которое вернуть было уже невозможно... Каждому из присутствовавших Совершенные тихо дарили Очищение (consolementum), ласково возлагая свои волшебные руки на их уставшие, поникшие головы. Пока все «уходящие» не были, наконец-то, готовы.
В полном молчании люди поочерёдно ложились прямо на каменный пол, скрещивая на груди худые руки, и совершенно спокойно закрывали глаза, будто всего лишь собирались ко сну... Матери прижимали к себе детей, не желая с ними расставаться. Ещё через мгновение вся огромная зала превратилась в тихую усыпальницу уснувших навеки пяти сотен хороших людей... Катар. Верных и Светлых последователей Радомира и Магдалины.
Их души дружно улетели туда, где ждали их гордые, смелые «братья». Где мир был ласковым и добрым. Где не надо было больше бояться, что по чьей-то злой, кровожадной воле тебе перережут горло или попросту швырнут в «очистительный» папский костёр.
Сердце сжала острая боль... Слёзы горячими ручьями текли по щекам, но я их даже не замечала. Светлые, красивые и чистые люди ушли из жизни... по собственному желанию. Ушли, чтобы не сдаваться убийцам. Чтобы уйти так, как они сами этого хотели. Чтобы не влачить убогую, скитальческую жизнь в своей же гордой и родной земле – Окситании.
– Зачем они это сделали, Север? Почему не боролись?..
– Боролись – с чем, Изидора? Их бой был полностью проигран. Они просто выбрали, КАК они хотели уйти.
– Но ведь они ушли самоубийством!.. А разве это не карается кармой? Разве это не заставило их и там, в том другом мире, так же страдать?
– Нет, Изидора... Они ведь просто «ушли», выводя из физического тела свои души. А это ведь самый натуральный процесс. Они не применяли насилия. Они просто «ушли».
С глубокой грустью я смотрела на эту страшную усыпальницу, в холодной, совершенной тишине которой время от времени звенели падающие капли. Это природа начинала потихоньку создавать свой вечный саван – дань умершим... Так, через годы, капля за каплей, каждое тело постепенно превратится в каменную гробницу, не позволяя никому глумиться над усопшими...
– Нашла ли когда-либо эту усыпальницу церковь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.

Она пишет стихи, любит узкие юбки (обязательно от итальянских кутюрье), мечтает научиться танцевать аргентинское танго. А вообще-то она очень серьезный человек, кандидат наук, политолог. Надежда Арбатова – жена Алексея Арбатова, заместителя председателя комитета по обороне Госдумы, видного члена партии "Яблоко".

Надежда Арбатова: Мы познакомились, когда поступали в МГИМО, и потом, в годы учебы, обоюдный интерес друг к другу только креп. Не поженились мы, думаю, лишь потому, что были очень молоды.

Я вышла замуж за другого человека. Он был немного старше меня, работал дипломатом, большую часть времени проводил за границей. А я продолжала учиться и жить со своими родителями.

Прошло несколько лет. И вот я, молодой специалист, устраиваюсь на работу в ИМЭМО - Институт мировой экономики и международных отношений - и встречаю там аспиранта Алексея Арбатова. Нам уже было по двадцать пять лет, тогда-то все и началось.

Я прекрасно помню, как это произошло. Было лето, жаркий день, вот-вот должна была разразиться гроза. Я сидела в своей комнате - вдруг открылась дверь и вошел Алеша с букетом цветов: "Ты знаешь, я отдыхал в Эстонии, на островах, сплошь покрытых вереском. И мне захотелось, чтобы ты эти острова увидела". В 1976 году, в первое лето после свадьбы, мы отдыхали на тех самых островах.

Людмила Пивоварова: Что вас привлекло в Алексее Георгиевиче?

Н.А.: Он великодушный, интеллигентный, спокойный, открытый. В нем и в восемнадцать лет чувствовался мужской характер. Помимо всего прочего, он был просто красавец. Я вам покажу фотографии, и вы поймете (смеется).

Но я никогда не смогла бы полюбить глупого мужчину. Даже если бы он обладал внешностью Алена Делона, который мне, кстати, не нравится.

Л.П.: По характеру вы с мужем похожи?

Н.А.: Нет, он довольно сдержанный человек - наверное, так и подобает мужчине. Его эмоции внутри. У меня же все чувства наружу. Радуюсь ли, переживаю, нравится человек или нет, это всегда видно. Только с возрастом я научилась владеть собой.

Л.П.: Можно ли найти эмоциям полезное применение?

Н.А.: Ищу всю жизнь. В детстве писала стихи - пишу их и сегодня. Когда училась в школе, ходила в литературный кружок в очень известный тогда Дом пионеров на Чистых прудах. Цикл моих рассказов занял первое место на конкурсе московских школьников.

Кроме этого, немного занималась балетом.

Л.П.: У вас такие разносторонние интересы...

Н.А.: В этом ничего особенного нет - я все время чем-то занималась. Мне даже прочили карьеру балерины, но я всегда танцевала ради собственного удовольствия. До сих пор очень люблю танцевать. Хочу пойти в школу латиноамериканских танцев. У меня непреодолимое желание станцевать аргентинское танго по-настоящему!

Л.П.: Вы, наверное, и в спортивный зал ходите?

Н.А.: Я уже много лет занимаюсь аэробикой. Утром обязательно сорокаминутная гимнастика. Это мой личный комплекс, я его сама придумала.

Л.П.: А как у вас с мужем развивалась профессиональная карьера?

Н.А.: Мы оба работали в ИМЭМО. Алеша изучал вопросы, связанные с контролем над вооружениями, и военно-политические отношения СССР и США. Он рано защитил докторскую, стал заведовать отделом.

Я специализировалась на внешней политике Италии, этой теме посвящена моя первая книжка. Вторая была о южном фланге НАТО. Последняя книга называется "Внешняя политика ельцинской России". Она написана на английском языке и будет опубликована в Швеции, где я работала в прошлом году. Меня туда пригласили как российского политолога в рамках проекта "Россия и Европа".

В ИМЭМО я руковожу подразделением, которое занимается европейской безопасностью и интеграцией. Уже практически готова к защите моя докторская диссертация.

Л.П.: У вас никогда не возникало желания поменять место службы?

Н.А.: Я очень предана Академии наук. Во всех странах мира академическое сообщество самое интересное и либеральное.

Л.П.: Совместная работа в ИМЭМО влияла на ваши семейные отношения?

Н.А.: Мы никогда не работали в прямом подчинении друг у друга. Я не считаю, что супруги обязаны двадцать четыре часа в сутки быть вместе. В ИМЭМО мы даже не обедали вдвоем.

Л.П.: А почему Алексей Георгиевич ушел в политику?

Н.А.: Ученому, который долго занимался теоретическими проблемами, хочется найти своим знаниям практическое применение, сделать что-то конкретное. Дума ему такую возможность дала. Он работает в комитете по обороне, в той области, в которой действительно весьма компетентен.

Но и науку Алексей не оставил - в институте у него свой научный центр.

Л.П.: Изменился ли Алексей Георгиевич после того, как стал депутатом?

Н.А.: Академическая среда по сравнению с думской просто тепличная. Когда попадаешь в пекло политических страстей, ценность приобретают твои бойцовские качества, а не деликатность и хорошие манеры.

Алеша много ездит, приумножает знания, рождающие скорбь. Поэтому, мне кажется, жизнерадостности в нем поубавилось. Он теперь профессиональный политик, но при этом не стал циником, что случается крайне часто. Все проблемы, с которыми сталкивается, он принимает близко к сердцу.

Л.П.: Есть ли какие-то принципы или молчаливые договоренности, на которых вы строите семейные отношения?

Н.А.: Уважение интересов. Знаете, бывают такие гармоничные союзы, в которых жены, как чеховская Душечка, полностью растворяются в проблемах мужей. Меня, конечно, интересует работа мужа, но не до самозабвения. Я не Душечка.

Л.П.: Я знаю, у вас дочь совсем взрослая.

Н.А.: Ей двадцать два года. Катя окончила юрфак МГИМО, работает в юридической службе группы "Медиа-МОСТ". Катя для меня не только дочь, но и близкий друг.

Мы стараемся относиться друг к другу с пониманием. Часто помогает шутка. В детстве, если дочь на нас обижалась, Алеша ей говорил: "Кать, человеку без чувства юмора нет места в нашей семье".

Л.П.: Ваш свекор - академик Георгий Арбатов. Помогало ли вам в жизни это родство?

Н.А.: Скорее, накладывало определенные обязательства, Я всегда помнила, что мои faux pas , неосторожные шаги, как говорят французы, могли быть использованы против Алешиного папы.

Враги Георгия Аркадьевича, который был заметной политической фигурой, с неприязнью относились и к его сыну - моему мужу, и ко мне. Иногда было достаточно сказать, что я невестка Арбатова, чтобы сильно осложнить себе жизнь.

Л.П.: Кто в вашей семье главный?

Н.А.: Хозяйство на мне. Алеша от домашних забот полностью освобожден. Он так занят, что может раз в месяц сходить со мной в магазин за продуктами, и только. Но лидер в нашей семье Алеша. Я не смогла бы жить с подкаблучником.

Л.П.: Есть у вас в семье какие-то традиции? Например, завтрак в постель вам муж не подает?

Н.А.: Одно время Алексей достаточно часто приносил завтрак в постель. Но я ему сказала, что мне больше нравится завтракать вместе с ним на кухне. А традиции, конечно, есть. Алексей, например, любит дарить цветы - просто так, без всякого повода.

Л.П.: Это после стольких-то прожитых вместе лет...

Н.А.: Семейная жизнь может превратиться в рутину и через год после свадьбы. Чтобы этого не произошло, нужно предпринимать некоторые усилия - не стоять на месте, развиваться духовно и интеллектуально, за собой следить. Надо, чтобы не только быт связывал, но и взаимный друг к другу интерес у супругов оставался.

Л.П.: Вы хороший кулинар?

Н.А.: Да, я люблю готовить, особенно когда есть время. Причем готовить не просто так, а по старинным рецептам. Это неплохой способ отвлечься и поднять себе настроение. Я единственная, кто в нашей атеистической семье печет пасхальные куличи...

Л.П.: Вы верующая?

Н.А.: В философском смысле - да. Меня, правда, не крестили: с папой, работавшим в Генштабе, и дедушкой - военным строителем это было невозможно. А теперь, когда все пошли креститься, у меня возник внутренний протест.

Общение с Богом - процесс интимный. Настоящий верующий просто должен следовать заповедям, а для этого необязательно носить крест. Лучше иметь духовного наставника, которому ты можешь довериться. Но это все теоретические соображения - мне, к сожалению, подобный человек не повстречался.

Л.П.: Вы часто выходите в свет?

Н.А.: Смотря что под этим подразумевать. Я очень люблю консерваторию. Хожу туда по крайней мере раз в месяц, часто без мужа. Я вообще более светский человек, чем он.

Л.П.: В одежде вы придерживаетесь какого-то стиля?

Н.А.: Близкое знакомство с итальянскими историей и культурой повлияло и на мои вкусы. Мне очень нравится итальянская мода. Никто не шьет узкие юбки так, как это делают итальянцы. Их юбки обязательно подчеркивают достоинства женской фигуры.

Л.П.: Вы ощущаете себя европейкой?

Н.А.: Что вы имеете в виду?

Л.П.: Стиль жизни...

Н.А.: Да, хотя машину не вожу. В институтские времена ездила, потом был очень большой перерыв. Сейчас хочу получить права, чтобы стать независимой и в этом смысле. А пока перемещаюсь в метро. Но европейка я прежде всего потому, что Россия - часть Европы.

(1951-01-17 ) (68 лет)

Биография

Инициатор и создатель научной концепции Ежегодника «Разоружение и Безопасность» ИМЭМО РАН - уникального в России научного издания, главная цель которого - исследование комплекса вопросов, связанных с укреплением международной стабильности прежде всего под углом зрения обеспечения национальных интересов России . Является ответственным редактором, научным руководителем авторского коллектива и автором Ежегодника.

Участник многих совместных с зарубежными учеными научно-исследовательских проектов по проблемам стратегических наступательных и оборонительных вооружений и соблюдения международных договоров по контролю над вооружениями, выполненных совместно с Центром Генри Стимсона (США , Вашингтон), а также Гарвардским университетом, Корпорацией РЭНД, Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира (СИПРИ), Лондонским международным институтом стратегических исследований, Институтом Восток-Запад и др.

Является активным участником крупнейших научных форумов и конференций по проблемам предотвращения войны и обеспечения мира: Дартмутского движения, Пагуошского комитета , Ассоциации Содействия ООН и многих других. Член ученых советов ИМЭМО РАН, Института США и Канады РАН и Института Европы РАН. Состоит в научном совете при МИД России, а также является членом Комиссии Бликса по оружию массового уничтожения, Совета директоров СИПРИ, членом Международного совета Центра демократического контроля над вооруженными силами (Женева), Института глобальных конфликтов в университете Нотр-Дам (США), Российского Пагуошского комитета при Президиуме РАН , Института Восток-Запад.

Взгляды А. Г. Арбатова на проблему сокращения ядерных вооружений России и США (поддержка договора СНВ-2) подверглись критике С. Т. Брезкуном в рамках спонтанной дискуссии на страницах газеты «Военно-промышленный курьер» (2000-е годы).

15 августа 2016 года в журнале «Огонёк » выступил со статьей «Осторожно, грабли!», в которой поставил перед российским обществом вопрос о военно-политической ориентации России - «к чему мы идем в контактах с внешним миром» .

На протяжении многих веков католическая церковь избирает лучшего и достойнейшего лидера, призванного возглавить многомиллионную паству. Однако среди 266 пап римских не все были образцами веры и послушания. Некоторые из них запомнились жестокими наказаниями, шокирующими скандалами и темными финансовыми делишками.

Стефан VI

Этот понтифик приказал эксгумировать тело своего предшественника Формоза и провести над ним жестокий суд. Тело предыдущего папы и противника Стефана VI было одето в папские одежды и посажено в кресло подсудимого. Трупу задавали вопросы, на которые отвечал сам действующий понтифик. В завершении суда тело Формоза приговорили к жестокому наказанию. Ему отрубили три пальца руки, которыми он благословлял верующих, а затем разрубили тело на части и сбросили в Тибр. Такой поступок пришелся не по нраву римлянам и многим представителям церкви, и Папа Стефан VI был посажен в тюрьму, где его задушили. Изрубленное на части тело Формоза выловили и перезахоронили в папской могиле.

Иоанн XII

Этот понтифик по праву считается самым аморальным папой не только его периода, но и за всю историю католической церкви. Вступив на папский престол в возрасте 18 лет, Иоанн превратил свой дворец в бордель и играл на пожертвования верующих. Даже союзник папы Оттон I в личной беседе обвинил Иоанна XII в убийствах, клятвопреступлении, богохульстве и инцесте с сестрами. По некоторым данным, Иоанн XII умер от рук мужа, которому жена изменила с понтификом. Застав их в постели, разъяренный муж избил папу. В результате побоев понтифик скончался через три дня.

Бенедикт IX

Этот понтифик восходил на престол трижды. В первый раз, по противоречивым данным, ему было от 12 до 20 лет. В любом случае он был одним из самых молодых и самых позорных пап в истории церкви. Немецкий историк отозвался о Бенедикте, как о демоне из ада, взошедшем на католический престол в образе священника. Его обвиняли в убийствах, воровстве и прелюбодеяниях. По словам римского историка, в папском дворце Бенедикт IX жил как восточный султан, окруженный богатствами и наложницами.

Бонифаций VIII

Этот папа хоть и не претендует на звание самого грешного, однако и не является образцом послушания и веры. После восхождения на престол он возвел памятники себе по всему Риму и объявил, что сексуальные отношения с несовершеннолетними мальчиками не более греховны, чем потирание ладоней.

За время правления он снес целый город из-за политических разногласий и заработал себе смертного врага в лице великого Данте Алигьери. Любопытно, что Бонифаций находится в восьмом круге ада в произведении Данте «Божественная Комедия».

Сикст IV

Этого понтифика обвиняли в педофилии и содомии, а также в том, что один из его племянников был продуктом инцеста между Сикстом и его младшей сестрой. Однако сложно отследить правдивость этих обвинений из-за того, что у понтифика было немало влиятельных врагов. В чем Сикста IV несомненно можно обвинить, так это в непотизме. Практически все его племянники были кардиналами, а один из них даже стал папой. Кроме негативного отпечатка в истории церкви, Сикст был верным покровителем искусства, науки и архитектуры. Он заказал строительство знаменитой Сикстинской капеллы, а также восстановил немало разрушенных церквей в Риме.

Иннокентий VIII

Иннокентий взошел на папский престол по протекции семьи дела Ровере, к которой принадлежал его предшественник. Это единственный понтифик, открыто признавший своих внебрачных детей, которых было восемь. Кроме того, Иннокентий пошел на поводу у Генриха Крамера, печально известного автора «Молота Ведьм», и издал буллу, призывающую наказывать ведьм за связь с дьяволом, что привело к знаменитым инквизиционным процессам, направленным против женщин по всей Европе.

Александр VI

На конклаве за Александра проголосовало всего 7 человек, и он пошел на подкуп, практически выкупив престол у других кандидатов. В миру Родриго Борджиа, он стал папой в 1492 году. Его правление характеризовалось кровосмесительными связями, оргиями и огромным количеством денег. После убийства его любимого сына понтифик пересмотрел свои взгляды на распущенные нравы и успокоился, однако не стал менее жестоким. По его приказу был повешен знаменитый и популярный Джироламо Савонарола, обвинявший Александра и других пап в порочности. После того как Александру не удалось подкупить монаха, он приказал схватить и заключить Савонаролу, а затем приговорил к публичной казни. Этот поступок значительно приблизил Реформацию.

Юлий II

Юлия II часто называют самым беспощадным папой. Он был властным, вспыльчивым и невероятно активным, даже сам участвовал в военных походах в Италии, причем в первых рядах. Его правление привело к расширению папских владений и падению Венеции. Больше всего Юлий II известен своей меценатской деятельностью, превзошедшей даже усилия его дяди Сикста. Однако умер Юлий от осложнений после сифилиса, которым заразился в результате связей с представительницами древнейшей профессии. К закату жизни понтифика его ступы были почти полностью покрыты язвами, настолько, что верующие не могли преклоняться пред ними и целовать их.

Лев X

Лев Х принадлежал к семье Медичи и был прославленным покровителем искусства и знатным транжирой. Кроме того, что он растратил всю казну, оставленную Юлием II, его траты значительно превышали доходы папства. Для того чтобы обеспечить свой роскошный стиль жизни, понтифик начал продавать индульгенции и кардинальские посты. Такое отношение к греху и отпущению привело к возмущениям со стороны духовенства и даже мирян. Разразился скандал, на углях которого созрели планы реформаторского движения.

Павел IV

Павел взошел на престол в преклонном возрасте, однако за четыре года своего правления создал абсолютную автократию и увеличил влияние инквизиции. Самый страшный его приказ - отправка всех евреев в гетто и унижения, которым они подвергались, проживая там. По приказу понтифика были уничтожены и синагоги, практикующие в Риме. Павел IV был настолько ненавистен народу, что после его смерти жители Рима уничтожили все его статуи и изображения.

Урбан VIII

Правление этого понтифика ознаменовалось печально известным процессом над Галилео. Деспотичный папа Урбан не оценил попытку ученого распространить свой труд, посвященный гелиоцентрической системе мира, и лично председательствовал в суде. Он предложил Галилео публично отказаться от своих слов или встать на костер, как Джордано Бруно. Галилео предпочел сохранить жизнь, а церковь принесла свои извинения за подобное отношение только через несколько веков.

Иннокентий III – Папа Римский, правящий Римско-Католической церковью с 8 января 1198 года по 16 июня 1216 года. Иннокентий Третий был одним из самых молодых и в то же время – наиболее образованных и влиятельных понтификов Средневековой эпохи. Именно он сумел установить власть церкви в Европе, расширить границы папского государства и сделать своими личными вассалами 11 королей. Любимым изречением Иннокентия III была фраза, приписываемая историками Папе Григорию Седьмому: «Папа занимает середину между Богом и человеком. Он меньше Господа, но он выше человека».Одни историки считают Иннокентия III мудрым и дальновидным правителем и реформатором церкви, а другие – диктатором в папской тиаре, начавшим крестовый поход против христиан и способствовавшим расцвету инквизиции. Истина, как всегда, находится где-то посередине.

Иннокентий III: рождение, образование и первые шаги к Папскому престолу
Тот, кто 8 января 1198 года взошел на Папский престол и взял себе имя Иннокентий III, родился в знатной семье в Италии, в коммуне Гавиньяно (вблизи города Ананья) и при рождении получил имя Лотарио Конти, граф Сеньи, граф Лаваньи. Точный год рождения будущего Папы Римского неизвестен – по одним данным, это 1160 год, а по другим – 1161. Отцом Лотарио был граф Тразимондо из рода Конти – рода, из которого происходили 9 Пап Римских. Мать Иннокентия III, Клариссия Скотти, родилась в знатной и влиятельной семье римского патриция. Но наибольшую роль в становлении будущего понтифика сыграл его дядя Паоло Сколари, больше известный как Папа Римский Климент III.

По воспоминаниям современников, Лотарио с детства отличался настойчивостью, целеустремленностью и выдающими интеллектуальными способностями. Как и все дети из знатных семей, он получил начальное образование на дому. Затем будущий Папа изучал богословие в Парижском университете и юриспруденцию – в Болонском университете. Причем в Болонии учителем Лотарио был сам Угуций Пизанский – один из самых известных филологов и правоведов того времени.

После завершения обучения Лотарио Конти совершил паломничество в Кентербери, в собор, где в 1170 году принял мученическую смерть архиепископ Томас Бекет. После возвращения в Рим будущий понтифик занимал различные достаточно высокие должности в духовенстве и слыл как среди служителей церкви, так и среди мирян одним из лучших юристов Италии.

В сентябре 1190 года Папа Римский Климент III возвел своего племянника в кардинальский сан. Так как на тот момент Лотарио было только 30 лет, он стал одним из самых молодых кардиналов в окружении Папы, и многие представители высокого духовенства отнеслись к нему предвзято. Поэтому закономерно, что после смерти Климента III в 1191 году новоизбранный Папа Римский Целестин III отослал молодого кардинала нести духовную службу в Ананью.

Впрочем, историки рассматривают и другую причину опалы кардинала Лотарио Конти во времена папства Целестина III. Целестин III принадлежал роду Орсини, который враждовал с родом матери Лотарио. Поэтому возможно, что именно семейная вражда подвигла понтифика выслать кардинала Лотарио с Папского дворца.

Годы опалы в Ананье

Во время жизни в Ананье будущий Папа Римский большую часть времени проводил в библиотеке. Он изучал труды предыдущих правителей Римско-Католической церкви, а также расширял свои познания в юриспруденции. Вероятно, именно в эти годы Лотарио Конти прочитал трактат Григория Седьмого, в котором были описаны 27 пунктов папской власти. На основе принципов, описанных в этом трактате, Иннокентий III во время своего папства выстраивал взаимоотношения церкви со светскими властями. Также, по мнению историков XIX века, именно из трудов Григория Седьмого он почерпнул идею, что Папа Римский занимает на Земле место Христа.

В период с 1191 по 1198 год будущий понтифик написал сотни писем, в которых описывал и богословские идеи и теории, и вопросы, касающиеся средневекового права, и свои размышления на тему укрепления роли церкви в Европе. Часть из этих писем сохранилась, и по ним историки сделали однозначный вывод, что Иннокентий III был одним из самых образованных людей того времени.

Также во время пребывания в Ананье будущим Папой Римским был написан его самый известных трудов – трактат «De Miseria Humanae conditionis» (лат. –«О ничтожестве жребия человеческого»).

Избрание на престол и первые реформы

8 января 1198 года Папа Целестин III умер, и в тот же день кардиналы единоголосно избрали Лотарио Конти новым Папой Римским. Причем причина такого решения верховного духовенства церкви остается загадкой по сей день. Одни историки считают, что сам Целестин III перед самой смертью назначил опального кардинала своим преемником, а другие утверждают, что кардиналы выбрали Лотарио по личным мотивам, а Целестин III хотел видеть на престоле после себя Джованни Колонна. Церемония принятия Лотарио Конти папской тиары была очень пышной и на ней присутствовала и знать Италии, и правители ряда европейских государств.

Сразу же после становления понтификом Иннокентий III начал проводить внутренние реформы в церкви. В частности, он усилил и усовершенствовал бюрократический аппарат, благодаря чему получил больший по сравнению с предшественником контроль и над казной, и над высокопоставленным духовенством, не входящим в ближайшее окружение понтифика.

Следующим его шагом стало распространение власти церкви в Италии и расширение границ папского государства путем присоединения Анконской марки и Сполето. Иннокентий III сумел добиться от перфекта Рима принесения вассальской клятвы. И после того, как глава вечного города стал вассалом Папы Римского, его примеру последовали многие аристократы Италии.

Установление власти Римско-Католической церкви в Европе

Иннокентий III по просьбе королевы Сицилии, Констанции Норманской, в 1198 году стал опекуном малолетнего наследника престола Фридриха II Штауфена, получив таким образом временный контроль над королевством. Также он сумел грамотно воспользоваться смутой в Германии, и оказав в 1208 году поддержку кандидату в короли Оттону IV, посадил его на трон. Прочем, Оттон не оправдал надежд Иннокентия III, и через год был свергнут, а престол занял ставленник и вассал Папы Римского Фридрих II. Помимо короля Германии, вассалами понтифика стали правители Франции, Португалии, Леона, Норвегии, Венгрии, Швеции, Арагона и Англии.

Также Папа Римский благословил создание ордена Францисканцев и Тевтонского ордена – одним из самых влиятельных рыцарских католических орденов в эпоху Средневековья.

Четвертый крестовый поход

Четвертый крестовый поход был начат Папой Иннокентием III с целью отвоевать у мусульман Иерусалим. Однако до Святого города рыцари так и не добрались – у войска попросту не хватило денег на то, чтобы переправиться через Средиземное море. Поэтому крестоносцы сначала захватили Зару, а затем – Константинополь. И хотя Иннокентий III сначала пытался остановить войско, в последствии он не только простил большую часть участников похода, но и возглавил процесс формирования на руинах Константинополя Латинской империи, поставив в ее главе своего вассала.

Смерть

Идея освободить Иерусалим из-под власти мусульман так и не покинула Иннокентия III, и в 1216 году он направился на север Италии, чтобы примирить города Пизу и Геную. Также он планировал получить у правителей этих городов деньги для организации пятого крестового похода. Однако в дороге понтифик заразился малярией и скоропостижно скончался в возрасте 55 (по другим версиям – 56) лет. Погребение Иннокентия III состоялось в Перудже. Но в 1891 году его останки были перезахоронены в Латеранском дворце в Риме.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .