Отливка царь колокола. Интересная информация о царь-колоколе. Подъем из литейной ямы

Вес царь-колокола, находящегося в Московском Кремле равен 201 тонне 924 килограммам.

Памятник знаменит тем, что при проведении чеканных работ в мае 1737 года, случился пожар и колокол был поврежден – от него откололся кусок весом 11,5 тонн (около пяти пудов на тогдашнее исчисление веса). Подготовительные работы по изготовлению гиганта заняли более полутора лет, на плавку металла потребовалось 36 часов, а сам процесс литья занял 1 час 12 минут. Дата отливки колокола – 25 ноября 1735 года. После окончания литья, мастера приступили к чеканным работам, в ходе которых и случился пожар, по одной из версий, загорелись леса, установленные вокруг колокола. При тушении пожара, на раскаленный металл попала вода, что привело к его повреждению. В литейной яме, колокол простоял более ста лет. В 1836 году Царь-колокол был извлечен из места хранения и установлен на территории Московского Кремля.

История создания Царь-колокола

Размеры памятника впечатляют и по сей день: его высота (вместе с ушками равна 6,14 м), диаметр колокола - 6,6 м).

Для изготовления колокола, императрица повелела сыну фельдмаршала Миниха найти в Париже мастера. Придворец предложил взяться за эту работу королевскому механику Жерменю, но тот счел предложение шуткой и отказался от проекта.

Вес царь-колокола равен 201 тонне 924 килограммам.

За отливку взялись русские мастера: Иван Моторин и его сын Михаил. Производилась отливка на Пушечном дворе (расположенном на Ивановской площади) в специально подготовленной земляной форме глубиной порядка десяти метров, кожух был защищен от колоссального давления расплавленного металла слоем плотно утрамбованной земли и кирпичной кладкой. Глиняная болванка определяла внутреннюю форму сооружения, изображения и надписи были нанесены мастерами П.Галкиным, П.Серебряковым, Кохтевым, П. Луковниковым и В.Кобелевым.

После завершения процесса отлива, колокол разместили на железной решетке, которая крепилась на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над плавильной ямой была сооружена деревянная обрешетка, которая и стала причиной пожара. Версия раскола Царь-колокола принимается не всеми историками, существует предположение, что десять сквозных продольных трещин появились в результате нарушения технологии изготовления – остывающее изделие могли оставить на стержне, вследствие чего и произошло его частичное разрушение, а пожар стал лишь благовидным предлогом для оправдания. Доказательствами этой версии считается и тот факт, что за работу мастер получил всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел, в то время как за отливку колоколов для Троице-Сергиевой Лавры и Новодевичьего монастыря меньших размеров и сложности, мастеру выдали по 8000 рублей за каждый.

Для того, чтобы выполнить отливку гигантского сооружения, был использован не только новый металл в количестве 1276 пудов, но и сплав металла Большого Успенского колокола (отлитого русским мастером Григорием Александровым), который был расколот во время пожара в Кремле в 1701 году. В состав сплава Царь-колокола входят:

В процессе подготовки отлива, постоянно возникали непредвиденные обстоятельства, которые требовали оперативного решения: окончательный процесс выплавки оказался успешным лишь с третьего раза, первые два окончились неудачно – при первой попытке вышли из строя две плавильные печи, во второй раз случился пожар. Иван Моторин скончался до окончания выплавки колокола, его дело достойно завершил сын Михаил.

Восстановление Царь-колокола

Первоначально Царь-колокол должен был быть действующим, его планировалось подвесить на звоннице колокольни Ивана Великого после сооружения нескольких галерей на разных высотах. Целью постройки галерей, соединенных с колокольней, было придание устойчивости всему комплексу сооружений и его защите от сверхмощного звона Царь-колокола. Реализации проекта помешал пожар 1737 года, уничтоживший часть города вокруг Царь-колокола.

Попытки поднять сооружение в 1792 и 1819 году закончились неудачей, массивный памятник провел в земле более века. В 1836 году операцию по извлечению колокола из земного заточения, возглавил Огюст Монферран. Святейшие особы, находившиеся ранее у власти, так же пытались найти способы поднять колокол на поверхность. Так император Павел I в 1792 году в один из визитов в Москву дал задание механику J. Guirt придумать способ переместить колокол на другое место. Но составленный инженером проект не был реализован по причине боязни, что при поднятии гигант сломается. Несколькими годами позже, Император Александр I так же поставил задачу генералу Fabre переставить памятник. Но Царь-колокол оказался на поверхности лишь во времена правления Николая I. Изначально, император решил построить для гиганта колокольню, но реставрация колокола оказалась невозможной из-за размеров медного великана.

Операция по поднятию колокола из земли состояла из нескольких этапов. Вокруг сооружения была произведена выемка земли, на глубине 30 футов и сооружен сруб для укрепления стенок конструкции. Затем несколько насосов откачали полностью воду и был произведен осмотр памятника. Подъем начался рано утром, от максимальной нагрузки два каната лопнули и крепежный блок отскочил в леса. По этой причине произошел перекос и гигант начал заваливаться на бок. Исправить ситуацию смогла лишь смелость одного из рабочих, который спустился в яму и устроил подборку из дубовых бревен. Колосс был опущен на подпорку и подъем остановили. Причиной неудачи стали канаты, которые отсырели и частично прогнили, в ожидании прибытия Монферрана. Были заказаны новые тросы и количество воротов увеличили до двадцати. Новую операцию назначили на 23 июля, она оказалась успешной и заняла 42 минуты 33 секунды, колосс был извлечен и водружен на полозья, которые доставили Царь-колокол на изготовленный заранее постамент. Несмотря на вековое забвение, литейный памятник полностью сохранил свой первоначальный вид и после очистки на нем отчетливо проступили барельефы царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны.

Вес «братьев» Царь – колокола

Кроме грандиозного исторического сооружения, покоящегося на территории Московского Кремля, известны Царь-колокола, которые были изготовлены в начале ХII века и в 1654 году. Последний колокол имел вес порядка 130 тонн. В 1748 году был отлит колокол, который так же был назван царским, его вес составлял 64 тонны или 4 тысячи пудов. Он был уничтожен в 1930 году. Самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры так же носит имя «Царь». Самый массивный современный колокол был отлит в 2004 году, весит он 72 тонны. Металлический гигант является символикой на марках, картинах, денежных знаках. Выпущенные в эпоху революции 1917 года и мгновенно обесценившиеся деньги «керенки» с изображением Царь-колокола, в народе были прозваны «колокольчиками». Спустя многие годы, памятник литейного искусства по-прежнему остается одним из самым массивных и величественных сооружений в мировой культуре.

Царь-колокол (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Что такое Царь-колокол и где его можно увидеть, знают практически все. Однако мало кому известна история этой интереснейшей московской достопримечательности. Сегодня Царь-колокол находится на территории Кремля - прикоснуться к нему и сфотографироваться на память может любой турист. А началась история создания этого огромного колокола с царя Ивана III. В то время правители России негласно соревновались между собой в том, кто сделает самый большой колокол, превосходящий все предыдущие по весу, размеру и силе звучания. При Иване III был отлит колокол весом 8 тонн. При его сыне Василии III сделали 16-тонный колокол.

Известный французский механик короля Жермень отказался от предложения изготовить Царь-колокол. Он просто-напросто решил, что это шутка, потому что не представлял, как можно сделать колокол такого огромного размера. В итоге за работу взялся русский мастер Иван Моторин.

Иван Грозный пошел дальше и повелел отлить колокол в 35 тонн. Рекордным для того времени стал колокол весом 128 тонн, изготовленный в 1654 году по указу царя Алексея Михайловича. Он стал украшением храма Ивана Великого в Кремле. Однако вскоре тяжелый колокол упал и разбился. Позже был сделан Большой успенский колокол, который тоже затем разбился.

В 1730 году императрица Анна Иоановна решила во что бы то ни стало сделать самый большой колокол и оставить тем самым память о своем правлении. Она приказала переделать уже имеющийся Большой успенский колокол таким образом, чтобы его вес был 160 тонн. Стоит отметить, что на такую работу соглашались далеко не все мастера. Так, известный французский механик короля Жермень отказался от предложения. Он просто-напросто решил, что это шутка, потому что не представлял, как можно изготовить колокол такого огромного размера. В итоге за работу взялся русский мастер Иван Моторин.

Сначала он сделал небольшую пробную модель весом 12 пудов и отправил все свои чертежи и схему подъема на утверждение в Санкт-Петербург. На подготовку к изготовлению Царь-колокола ушло более полутора лет. Сам же колокол отлили 25 ноября 1735 года. Размеры Царь-колокола были поистине огромны: высота 6,14 метра, нижний диаметр - 6,6 метра. Мастер Иван Моторин не дожил до завершения работы, поэтому его дело продолжил сын Михаил. Кстати, в общей сложности над созданием Царь-колокола трудились около 200 человек: кузнецы, слесари, столяры, скульпторы, резчики и многие другие.

Увы, поднять колокол не смогли - он так и остался в литейной яме. Через два года случился пожар, и Царь-колокол пришлось спасать. Чтобы уникальное изделие не расплавилось, его поливали водой. Но в итоге металл дал 11 трещин, от Царь-колокола отвалился внушительный кусок весом более 11 тонн.

Целый век колокол находился в яме, поскольку никто не решался поднять такую махину. Только в 1834 году создатель петербургских достопримечательностей: Александровской колонны и Исаакиевского собора - Огюст Монферран с помощью сложных приспособлений смог вытащить этот памятник русского литейного искусства и установить его на постамент. Интересно, что внутри постамента сохранен язык от неизвестного колокола. На сегодняшний день Царь-колокол - уникальное произведение искусства. Ему нет равных во всем мире - это самый большой колокол по весу и размерам.

Литейщик Иван Моторин был настоящим профессионалом. Он отлил многие колокола, находящиеся в Кремле, в том числе Набатный. Для Царь-колокола он придумал очень красивый орнамент и скульптурные украшения.

Царь-колокол никогда не звонил, зато он стал, пожалуй, самым известным колоколом в мире. Причем не только благодаря своим внушительным габаритам, а и весу, который составляет около 202 тонн. Но и это еще не все его достоинства: наш исполин впечатляет своим внешним декором, не говоря уже об истории создания – интересной, удивительной, неповторимой и где-то еще не до конца исследованной. Прикоснуться к Царь-колоколу – значит, прикоснуться к самой Истории, а сфотографироваться с ним на память равноценно путешествию во времени: ощущение такое, будто оказываешься в далеком прошлом…

Царь-колокол и Архангельский собор на Соборной площади в Кремле

История создания

Царь-колокол в том виде, каким мы его видим сегодня, существует полтора столетия. Однако, если быть объективными, летопись этой уникальной достопримечательности начинается с эпохи царя Ивана III Васильевича, правившего на Руси с 1462 по 1505 год. В его бытность появился самый большой по тем временам колокол, весивший 8 тонн. Когда на престол взошел его сын Василий III, он приказал отлить «свой» колокол, который бы превосходил отцовский – весом в 16 тонн. Все это напоминало некое соревнование: чей колокол окажется больше.

Когда к власти пришел Иван IV, он же Грозный, то решил не отставать от своего отца и деда и пошел еще дальше, повелев отлить колокол в 35 тонн. Но и эта величина оказалась не предельной. Свою лепту в «колокольное производство» решил внести и царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, повелевший в 1654 году отлить нового исполина, весившего целых 128 тонн и украсившего собой храм Ивана Великого в Кремле. Увы, через некоторое время этот колокол упал и разбился, не выдержав, по всей видимости, собственной тяжести.


Императрица Анна Иоанновна решила превзойти всех предшественников и в память о своем правлении повелела отлить из обломков прежнего новый колокол, увеличив при этом количество металла до 160 тонн (10 тысяч пудов). В 1730 году замысел государыни начал воплощаться в жизнь. Правда, в реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. Француз не представлял себе, как можно изготовить столь внушительный колокол.

А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали - он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную 12-пудовую модель. Одновременно он отправил в Санкт-Петербург все свои чертежи и наброски, не забыв описать схему подъема будущего великана. После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, мастер приступил к изготовлению Царь-колокола.

Работы по его изготовлению растянулись по времени больше, чем на полтора года, и вот 25 ноября 1735 г. грандиозное изделие было отлито. Формирование Царь-колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Правда, был риск, что кожух мог не выдержать массу расплавленного металла, поэтому литейщики решили подстраховаться: пространство между литейной ямой и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей.

К сожалению, И. Моторин до завершения работ не дожил, и дело всей его жизни было продолжено сыном Михаилом. Финальная плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах и продолжалась в общей сложности почти двое суток. Собственно отливка заняла чуть больше часа. Многие туристы, кстати, интересуются: каков состав этого сплава? Согласно проведенному лабораторному анализу, Царь-колокол в основном состоит из меди (84,51%). Анализ также показал наличие олова (13,21%), серы (1,25%). Нашли свое место в сплаве и благородные металлы: золота и серебра там 72 и 525 кг соответственно, в процентном отношении – 0,036% и 0,25%.

Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая в свою очередь держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Стоит отметить, что в общей сложности над созданием этого монументального изделия трудилось около двух сотен человек – кузнецы и скульпторы, резчики и слесари, столяры и многие другие.


Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме. А через два года, как на беду, случился сильный пожар, который мог расплавить это чудо литейного искусства до основания. Чтобы этого не случилось, Царь-колокол поливали водой. Однако сохранить его в целости и сохранности, к сожалению, не получилось. Хотя он и не расплавился, но во многих местах – их насчитали одиннадцать – дал трещину. А еще от него отвалился внушительный фрагмент, весивший свыше 11 тонн.

Не поверите, но Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, четвертой дочери царя Ивана V – он к слову, приходился царю Петру I братом и даже был его соправителем – находился в яме… целый век. Почему так долго? Просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. И неизвестно, сколько еще времени изделие пролежало бы в этом месте, если бы не Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Он разработал сложные приспособления, благодаря которым уникальный памятник отечественного литейного искусства все же был вытянут на поверхность и установлен на белый каменный постамент.

Особенности внешнего убранства

Постамент под изделием был создан по проекту того же Монферрана. Вершину Царь-колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, что тоже является разработкой французского архитектора, которого, к слову, на русский манер называли Августом Августовичем, иногда – Августом Антоновичем.


Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь мы можем видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча.

Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы. Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. Так, в нижней части, под изображением императрицы, в круглом медальоне можно прочесть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».


Туристы во время экскурсий часто интересуются: почему на колоколе, который был отлит по велению Анны Иоанновны, запечатлена не только она, но и Алексей Михайлович? Какое отношение второй царь из династии Романовых, правивший во второй половине XVII века, имеет к «детищу» императрицы, эпоха которой пришлась на первую половину следующего столетия? Напомним, что Царь-колокол был изготовлен из старого колокола, отлитого в правление Алексея Михайловича. Изображенный в рост царь в парадном одеянии, со скипетром и державой в руках служит напоминанием об этом историческом факте.

А вот имя скульптора, создавшего удивительное орнаментальное убранство Царь-колокола, со временем было забыто. Упоминались лишь имена Петра Галкина, Василия Кобелева, Петра Серебрякова и Петра Кохтева, известных в то время мастеров пьедестального дела. Однако они были всего лишь помощниками неизвестного мастера. И если бы не архивные материалы, обнаруженные хранителем, старшим научным сотрудником музеев Московского Кремля Инной Костиной, узнать, кто был этот скульптор, возможно, не удалось бы до сих пор. Но зато теперь мы его знаем и можем назвать – это Федор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Это невероятная легенда переносит нас… куда бы вы думали? В конец XVII - начало XVIII веков, то есть в петровские времена. Именно тогда, согласно преданию, и была отлита эта достопримечательность с мировой известностью.


Сюжет легенды таков. Победив в Полтавской битве, царь с войском вернулся в Москву, и в честь исторического триумфа над шведами в столице звонили во все колокола. Лишь один колокол «отказывался» подавать голос, и, думается, вы уже догадались, какой из них. Звонари изо всех сил старались раскачать его язык, но тщетно. Петр I разгневался не на шутку и направил им на помощь роту военных. Только из этого тоже ничего не вышло – их старания привели к тому, что у Царь-колокола оторвался язык, он так и не зазвонил. В народе, узнав об этом, метко подметили, что колокол упрямее самого государя.

Известный своим крутым нравом Петр рассвирепел еще больше, и, взяв в руку дубинку, которую он якобы отобрал у шведского короля Карла XII, изо всех сил ударил ею по колоколу. Удар оказался настолько сильным, что от изделия отломился целый кусок, а сам он, страшно загудев и начав вибрировать, провалился сквозь землю – причем, в буквальном смысле. Старообрядцы и сектанты увидели в этом некий знак и решили, что Царь-колокол если когда-то еще окажется на поверхности и зазвонит, то это будет в день Страшного суда.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.

В течение многих лет не раз звучали предложения использовать Царь-колокол по его прямому предназначению, и для этого его всего лишь нужно спаять. Специалисты же уверяют, что все труды будут напрасными, так как, по их мнению, чистое звучание получить от этого исполина не удастся.

Посещение Царь-колокола


Допуск на территорию Московского Кремля осуществляется с 10 до 17 часов ежедневно, кроме четверга.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади стоит 500 руб., для студентов и пенсионеров действует скидка 50%, лица до 16 лет и льготные категории граждан посещают Кремль бесплатно. Помимо осмотра Царь-колокола и Царь-пушки, единый билет дает возможность увидеть Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, а также несколько постоянных экспозиций и текущих выставок

Как добраться

Добираетесь на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля, и выходите. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль.

Купив билет, поднимаетесь в Кутафью башню, затем проходите по мосту и, миновав Троицкую башню, оказываетесь на территории Кремля. Теперь вам нужно дойти до Сенатской площади, повернуть направо и направиться к колокольне Ивана Великого. Пройдя мимо Царь-пушки, с другой стороны вы увидите этот уникальный шедевр русского художественного литья - Царь-колокол.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Для этого на вырыли котлован глубиной 10 метров, и поместили туда форму. Неподалеку рабочие построили 4 литейные печи. Для лучшего звучания колокола в сплав из меди и олова добавили 525 кг серебра и 72 кг золота. Украсили Царь-колокол орнамент и барельефные портреты царя Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.

По официальной версии, во время пожара 1737 года сгорели деревянные балки, на которых держался колокол. Чтобы он не расплавился, начали лить воду. Из-за перепада температур от колокола откололся кусок, весом 11,5 тонны.

Но историю с пожаром могли придумать для путеводителей, а трещины, вероятно, появились из-за неправильного охлаждения - технологической ошибки литейщика. Возможно, поэтому Моторин попросил за работу всего 1 000 рублей, тогда как за литье более простых колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой Лавры он получил 6 000 рублей за каждый.

В 1836 году архитектор Огюст Монферран поднял Царь-колокол на постамент и поместил на его вершине шар и золоченый крест - символ державы. Так в Московском появился памятник литейного искусства.

Но у Царь-колокола были «прадед», «дед» и «отец».

В 1600 году Андрей Чохов отлил по приказу Бориса Годунова огромный колокол «Царь». Он весил около 40 тонн и находился в специально построенной клети. Но во время пожара в начале XVII века он упал и разбился.

В 1652 Алексей Михайлович поручил изготовить новый Царь-колокол Даниле и Емельяну Даниловым. «Дед» весил 130 тонн, но не отличался прочностью: при рождественских звонах 1654 года он разбился. Перелить колокол Алексей Михайлович доверил Александру Григорьеву. Вес нового колокола достиг уже 160 тонн. Его басовый звон звучал над Москвой более тридцати лет, но при пожаре 1701 года «отец» упал и разбился. Из осколков по приказу императрицы Анны Иоанновны отлили новый колокол.

В 1747 году мастер Слизов предлагал перелить Царь-колокол, а архитектор Форстенберг хотел даже впаять вышибленный край и уверял, что звук не пострадает.

Александр III даже хотел поставить в Кремле гигантскую Царь-колокольню. Но от дорогостоящей идеи пришлось отказаться. Больше гигантских колоколов на Руси не отливали.

Говорят, что... ...Царь-Колокол перекрасили для маскировки во время Великой Отечественной войны.
...изначально отливку Царь-колокола предложили королевских золотых дел мастеру французу Жерменю. В ответ он рассмеялся: «Никто в мире этого сделать не сможет, господа», и от работы отказался.
...Царь-колокол разбил тяжелой рукой Петр Великий. Когда царь вернулся в Москву после Полтавского сражения, он приказал в честь победы звонить во все колокола. Но Царь-колокол не зазвонил, как ни старались звонари раскачать его тяжелый язык. Петр разгневался и прислал в помощь звонарям роту гвардейцев. Язык колокола сорвался, но он не зазвонил. Петр в бешенстве ударил по колоколу дубинкой, и от него откололся кусок, а сам колокол загудел и ушел в землю.

25 ноября 2015 года исполнилось 280 лет одному из самых гигантских, но к сожалению молчаливых колоколов в мире. Знаменитый Царь — колокол, стоящий на постаменте в Московском Кремле, так ни разу в своей истории не позвонил.

Но, справедливости ради, стоит сказать, что отливали колокол для вполне практических целей, а его молчание - такое же стечение обстоятельств, как и пресловутый наклон Пизанской башни.

Молчаливый гигант с истерзанной судьбой сегодня выполняет роль уникального памятника русскому литейному искусству XVIII века. Судьба у дедушки — долгожителя незавидная, и за свои почти три столетия претерпел немало испытаний.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Сегодня известно, что — это один из самых больших колоколов в мире. За свои размеры и избыточный вес, он занимает вторую строчку в мировом рейтинге. Его масса — 203 тонны, и уступает он лишь Великому колоколу Дхаммазеди (Бирма), масса которого составляет 297 тонн. Но есть одно любопытное дополнение, позволяющее подняться нашему дедушке — имениннику на первую строчку рейтинга.

Дело в том, что в 1608 году, во время междоусобных войн в Бирме, португальский наемник Фелиппе де Брито-э-Никоте захватил пагоду Шведагон и похитил колокол, намереваясь перелить его на пушки. Однако при перевозке по воде в месте слияния рек Баго и Янгон плоты, на которых располагался колокол, перевернулись, и он утонул.

Великий колокол до сих пор находится в том же месте под слоем ила, но все попытки поднять его на поверхность пока не увенчались успехом.

Итак, 203 тонны воцарившейся громовой тишины. Своими внушительными размерами обязан амбициям императрицы Анны Иоанновны, повелевающей отлить нового гиганта из кусков разбившегося старого колокола. Дело в том, что у нашего царь — колокола богатая родословная, с не менее богатой кармой, к сожалению скорее грустной, чем богатой.

Сам он был отлит в 1730 году «из того, что было» — из остатков колокола, изготовленного в 1654 году и весившего 128 тонн. Чтобы звонить в него, требовались усилия около ста человек! Большой Успенский царь — колокол, в отличии от нашего царь — колокола, простоял 24 года после отливки, прежде чем нашелся умелец, сумевший поднять его и подвесить в Успенской звоннице. Это событие случилось в 1679 г. Уже тогда его голос считался одним из самых громких в столице, перекрывающий голоса всех других колоколов.

Однако 19 июня 1701 г. во время пожара в Кремле колокол упал и разбился. Примечательно, что разбившийся при пожаре колокол также был отлит из остатков колокола, который был выполнен по приказу царя Алексея Михайловича небрежным мастером-пушкарем на скорую руку. Его размеры были скромнее, а сам он прозвонил всего несколько раз, и в один из первых господских праздников, во время благовеста раскололся на множество кусков. Любопытно, что мастер скончался от чумы в этом же году, после случившегося. Совпадение.

Примечательно, что и этот колокол был отлит из предшественника. В начале XVII в. по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол. Это и был как бы прадед нынешнего Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле. Для того чтобы его повесить, срубили рядом с «Иваном Великим» башенку из дубовых бревен, где и поместили колокол на высоте 4 м от земли. Весил он «всего» 35 тонн и тоже разбился во время пожара.

Польский шляхтич Самуил Маскевич, который видел, как звонили в него, рассказывает, что к языку колокола были привязаны два каната, за которые брались по 12 человек и тянули язык попеременно то в одну, то в другую сторону. Раздавался низкий, торжественный гул.

Как мы с Вами выяснили — родословная длинная, а карма плохая.

Итак, в 1730 г. императрица Анна Иоанновна повелела из сохранившихся кусков отлить новый, с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тысяч пудов. Сыну фельдмаршала Миниха было поручено для этой работы найти в Париже мастера. Миних предложил эту работу выполнить королевскому механику Жерменю, но тот посчитал это шуткой - отлить колокол такого размера.

После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным в 1733-1735 годах на Пушечном дворе.

Окончательно колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ. При литье постоянно возникали непредвиденные ситуации.

Во время отливки 28 ноября 1734 г. произошла авария. Медь из плавильных печей не только потекла в «колокольный образец», но и разлилась по литейной, что привело к пожару. На ликвидацию его последствий Михаилу Моторину с помощниками, потребовался год.

Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и его дело завершил его сын Михаил.

25 ноября начался заключительный этап в отливке колокола. Чтобы предотвратить повторение пожара, около 400 человек с пожарными трубами находились все время у литейной ямы. Металл, расплавленный в четырех плавильных печах за 36 часов, начали вливать в форму. Сама отливка прошла всего за 1 час 12 минут.

Надпись на колоколе гласит, что отлил его в 1733 г. Иван Моторин, хотя на самом деле он был отлит в 1735 г. Михаилом Моториным.

Неточность надписи свидетельствует о том, что Царь-колокол отлили по форме, изготовленной первоначально.

Вычисленная величина массы колокола приводится во многих справочниках, однако она не совсем верна.

Истинная масса этого гиганта — 12 327 пудов 19 фунтов = 201 т 924 кг = 200 т, с точностью до десятка тонн, так как точное значение пуда — 16,380 кг, а фунта -0,4095 кг.

Высота — 6 метров 24 сантиметра, диаметр 6 метров 60 сантиметров.

После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с очередным пожаром.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 10 продольных сквозных трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился.

Однако, современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол, изготовленный из пластичной колокольной бронзы, мог расколоться во время пожара, и предполагают, что трещины возникли из-за допущенных нарушений в технологии (остывающий после отливки колокол мог быть оставлен на стержне и треснул из-за обжимания), а пожар мог стать удобным оправданием.

В пользу этой версии говорит то, что в 1736 году Моторин получает за отливку Царь-колокола всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел «за труды и ради обновления колокольного завода», пострадавшего от пожара. А позже за отливку колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры он просит 8000 рублей за колокол

Повреждения колокола были настолько серьезны, что работы по отделке его украшений прекратили, и он около 100 лет пролежал в литейной яме.

Только в 1836 г. его оттуда подняли и установили на постаменте у «Ивана Великого».



В 1979 г. во время реставрации колокола из его трещины взяли кусочек металла и произвели химический анализ. Исследования показали, что колокол отлит из бронзы, т. е. сплава меди с оловом, и легирующих элементов, которые добавляют в сплав для придания ему определенных свойств.

Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди - 84,51 %, олова - 13,21 %, серы - 1,25 %, золота - 0,036 % (72 кг), серебра - 0,25 % (525 кг)

После реставрации колокола стали отчетливо видны его рельефные украшения. Можно рассмотреть парадные портреты Анны Иоанновны и Алексея Михайловича, изображения святых, орнаменты, надписи. Все эти украшения были вырезаны из дерева скульптором Федором Медведевым, а затем выдавлены на внутренней поверхности кожуха.

В работах по украшению колокола принимали участие Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Серебряков, Петр Кохтев, которые обучались по приказу Петра I пьедестальному и формовочному делу за границей.


1890 год. Москвичи внимательно изучают знаменитый шедевр русского литейного искусства на площади Ивана Великого

Царь-колокол никогда не звонил — это мы уже знаем. Добавим лишь, что для него никогда даже не отливали язык. А тот, что лежит на постаменте, взяли у другого.

Самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры также называется «Царь». Отлитый в 1748 году «Царь-колокол» весил 4 тыс.пудов (64 т), но был уничтожен в 1930 году. В 2004 году на колокольню лавры был поднят новый «Царь-колокол» весом 72 т.

Царь-колокол изображен на тысячерублевых белогвардейских купюрах, выпускавшихся генералом Деникиным в Крыму во время Гражданской войны. Деньги, обесценившиеся почти мгновенно и не имевшие практически никакой покупательной способности, в народе прозвали «колокольчиками».


В 1941 году в Царь-колоколе был размещен узел связи Кремлевского полка, а сам он был перекрашен и укрыт защитной сеткой, чтобы уберечь его от авиаударов.

Время от времени возобновляются разговоры о том, чтобы спаять колокол, но специалисты утверждают, что в этом случае у него не будет чистого звучания.

Со временем уникальный памятник стал одним из причин появления анекдота о великой стране, где есть Царь-пушка, которая не стреляет, Царь-колокол, который не звонит и т. д.

Царь-колокол является памятником литейного искусства русских мастеров, о котором писано, «что подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».