На какие материки распалась гондвана. Почему разломилась Пангея? Куда исчезла Гондвана? Но даже если расширение планеты в целом и есть, оно не может быть большим

Цифровой ресурс может использоваться для обучения в рамках программы средней школы (углубленного уровня).

Компьютерная модель иллюстрирует математические модели строения кристаллических тел. Демонстрируются ромбическая, тригональная, триклинная и кубическая решетки.

Краткая теория

Решетка Браве является математической моделью, отражающей трансляционную симметрию кристалла. Все многообразие кристаллов может быть описано с помощью 14 типов кристаллических решеток – решеток Браве . Их принято группировать в семь систем – сингоний , различающихся видом элементарной ячейки: триклинную, моноклинную, ромбическую, тетрагональную, тригональную, гексагональную и кубическую.

Понятие решетки Браве связано с основными трансляционными векторами . Основным трансляционным вектором называется минимальный в данном направлении вектор перехода из данной точки в ближайшую эквивалентную. В трехмерном случае таких некомпланарных векторов будет три (обозначим , , ). Задав нулевую точку, можно построить совокупность точек по правилу:

Работа с моделью

Компьютерная программа позволяет наблюдать принцип построения решеток Браве (Общие сведения ) и общий вид четырех вариантов решеток. Демонстрируются ромбическая, тригональная, триклинная и кубическая решетки.

Данная модель может быть применена в качестве иллюстрации на уроках изучения нового материала в 10 классе по теме «Кристаллические тела». В общем курсе физики так подробно кристаллические решетки не рассматриваются. Поэтому оптимально эту модель использовать на элективных курсах и в классах, изучающих физику углубленно.

Пример планирования урока с использованием модели

Тема «Кристаллические тела»

Цель урока: рассмотреть физические свойства кристаллов с точки зрения их молекулярного строения, ввести понятия моно и поликристаллы, анизотропия.

№ п/п Этапы урока Время, мин Приемы и методы
1 Организационный момент 2
2 Анализ контрольной работы по теме «Термодинамика» 20 Фронтальная беседа
3 Объяснение нового материала по теме «Строение, свойства кристаллических тел» 20 Объяснение нового материала с использованием модели «Решетки Браве»
4 Объяснение домашнего задания 3

Таблица 1.

Примеры вопросов и заданий