Л канторович лауреат нобелевской премии. Леонид канторович. Некоторые труды Л.В. Канторовича

Фото 1: Река Рона. Прованс, Франция.


1. Живописная река Рона (фр. Rhone) берёт своё начало в Швейцарских Альпах на высоте 1753 метра. После Рона течёт по территории Швейцарии, проходя через Женевское озеро, а затем пересекает французский (Юг Франции) и впадает в Лионский залив Средиземного моря. Общая протяжённость Роны составляет 812 километров, при площади бассейна 98 тысяч квадратных километров. Притоки Роны: Ардеш, Сона, Эн, Дюранс, Изер.

2. Прованс, Франция.

На фото 1: река Рона , Прованс, Франция. Левобережье реки Роны это естественная граница французской исторической провинции Прованс. 3 департамента на Юге Франции: Вар, Воклюз и составляют около 90% территории Прованса. Живописные виноградники, старинные и замки, всё это ежегодно привелекает порядочное число туристов, желающих насладиться красотами Роны и Прованса. Крупные города на реке Рона это Лион, столица французского Прованса, портовый город Марсель, Авиньон, живописнейший город Тараскон, Арль,

3. Достопримечательности Прованса на реке Роне.

Прованс, Франция, это удивительный по разнообразию природных ландшафтов и исторических достопримечательностей. Круиз по Роне это один из интереснейших способов познакомиться с этим популярнейшим французским регионом. Удивительные города Юга Франции, природные заповедники, старинные замки и конечно же виноградники не оставят Вас равнодушным перед чарами Прованса. Окрестности Лиона, затем старинный Авиньон, где можно наслаждаться архитектурой величественных дворцов и соборов Франции, бродить по старинным фахверковым улочкам, утопающими в зелени садов и парков. После Авиньона можно отправиться в живописнейший заповедник Камарг.

4. Заповедник Камарг в дельте Роны, Прованс, Франция.

Фото 5. Река Рона, заповедник Камарг, Прованс.

Отдельно хочется отметить , что находится в дельте реки Рона. Места очень удивительные и живописные. Площадь заповедника около 900 квадратных километров и на этих болотистых пустошах обитают более 400 видов птиц и многочисленные стаи розовых фламинго. Кроме того в Камарге можно встретить диких белых лошадей и чёрных быков. Это одно из немногих мест в Европе, где они живут в естественной среде обитания. Чёрные быки из Камарга весьма ценятся в соседней Испании, где коррида до сих пор в почёте.

Фото 7. Белые лошади Камарга, река Рона, департамент Буш-дю-Рон.

Возле Камарга расположены два небольших городка департамента Буш-дю-Рон, это Эг-Морт и Сент-Мари-де-ла-Мер. Оба очень живописные и совсем не туристические, именно в таких местах можно узнать настоящую повседневную жизнь французской глубинки. Ближайшие к Камаргу крупные города это Монпелье и Марсель.

5. Город Сент-Мари-де-ла-Мер, река Рона, Прованс, Франция.

Фото 4: Отель в Сент-Мари-де-ла-Мер, восток Камарга близ дельты реки Рона.

Отправляясь в круиз по Роне или просто путешествуя вдоль этой живописной реки на Юге Франции обязательно посетите , что находится поблизости от дельты реки Рона. Сент-Мари-де-ла-Мер относится к департаменту Буш-дю-Рон, Прованс, Франция. Примечательно, что название департамента переводится как «устье Роны». Сент-Мари-де-ла-Мер интересен для любителей пляжного отдыха, два его потрясающих песчаных пляжа Бамбу Пальм Бич и Saintes-Maries-de-la-Mer Beach вошли в рейтинг топ-10 лучших пляжных мест во Франции по версии «The Gurdian».

Фото 5: красные крыши Сент-Мари-де-ла-Мер, близ дельты реки Рона, Прованс, Франция.

Кроме пляжного отдыха Сент-Мари-де-ла-Мер может похвастаться стандартным набором исторических достопримечательностей, присущим почти любому старинному городу Юга Франции. Собор Нотр-Дам-де-ла-Мер, возведённый в 11 веке, скорее напоминает донжон рыцарского замка, но подойдя поближе обнаруживаешь, что эта каменная башня высотой около 34 метро является главным нефом Собора Нотр-Дам-де-ла-Мер (). Да, времена тогда были суровые и набеги норманнов, разграбивших и частично уничтоживших Сент-Мари-де-ла-Мер в 960 году были ещё свежи в памяти древних зодчих этого собора.

Фото 6: Дельта, река Рона. Прованс, Франция


Сент-Мари-де-ла-Мер это начальный пункт почти всех экскурсионных программ по заповденику Камарг, о котором написано чуть выше. Многие гости этого города приезжают в эти пустынные места Прованса, в дельту Роны, исключительно из-за возможности посмотреть на тростниковые лагуны Камарга, где живут розовые фламинго, белые лошади и чёрные быки. Последние, кстати, пользуются огромной популярностью у любителей корриды в Испании.

6. Река Рона, город Арль.

Фото 6: древнеримский виадук через реку Рону в окрестностях Арля, Прованс, Франция.

Расположенный в 45 километрах от Средиземноморского побережья — один из интереснейших городов Прованса на берегах реки Роны. В 2 километрах от Арля Рона разделяется на два рукава: Большую Рону и Малую Рону, фактически именно здесь начинается дельта Роны и вместе с ней заповедник Камарг.

Город имеет огромное историческое прошлое. Укреплённое поселение существовало ещё в доримскую эпоху, но наивысший рассвет Арля пришёлся на время правления Юлия Цезаря, когда город поддержал будущего императора в борьбе против Помпея. После удачной кампании по покорению «Дальней Галлии» ветераны прославленного 6-го легиона поселились в Арле на берегах Роны и под их чутким руководством были построены на удивление хорошо сохранившиеся театр, амфитеатр на 15 тысяч человек, термы, виадук и грандиозный мост в окрестностях Арля.

Для описания своей реки французы используют выражение «роданиен», что означает «ронская колея»: это очень точно отражает внешний вид долин Роны и Соны, глубоко врезавшихся в поверхность земли и устремившихся в сторону Средиземного моря.
Название реке дали древние кельты (Рона Великая Река), затем это название приняли пришедшие на ее берега греки, а за ними римляне, именовавшие ее Роданус.
В верхнем и среднем течении Рона - вплоть до Лиона - питается в основном талыми водами снежников и ледников. Для реки характерны летнее половодье и зимняя межень, так как Рона берет начало на Ронском леднике в Лепонтинских Альпах, на высоте 1753 м. (Иногда называют цифру 2150 м.).
Эти горы находятся на территории Швейцарии, а их название идет от народа лепонтийцев, в древности живших здесь. Свыше 3/4 бассейна Роны расположено в горах.
Рядом с истоком Роны находится Стратегически важный перевал Гримзель: в XVII-XIX вв. здесь шли упорные бои между французами и австрийцами, и тот, кто на время овладевал перевалом, контролировал самый короткий путь между Центральной и Южной Европой.
В верхнем течении река образует пойму, в которой находится созданное ее водами Женевское озеро (Леман) самое большое по площади озеро Альп, второе по величине (после венгерского Балатона) пресноводное озеро Центральной Европы, глубиной 310 м. Озеро - естественная граница между Швейцарией и Францией.
Далее, в своем среднем и нижнем течении, Рона протекает почти строго с севера на юг, по 270-километровой Ронской низменности, находящейся на юго-востоке Франции, отделяющей Альпы от Центрального Французского массива - плато и плоскогорья в центре и на юге Франции. Долина заметно террасирована, сложена аллювиальными отложениями и является одним из важнейших сельскохозяйственных районов Франции. Здесь выращивают зерновые, виноград и садовые культуры. Ронская низменность - ровная, без значительных перепадов высот, и по ней пролегают важнейшие железнодорожные и автомобильные пути, связывающие север и юг Франции.
Чем ниже по течению, тем доля дождевого питания выше. У Роны несколько больших притоков, но наиболее крупный - Сона. У места впадения Соны в Рону стоит город - самый большой город на реке. По площади агломерации Лион самый большой во Франции, а по численности населения агломерации второй (после Парижа), Место слияния Роны и Соны расположено на высоте 174 м над уровнем моря, там, где высятся три исторических холма Лиона: Фурвьер, Круа-Русс и Дюшер.
Фурвьер - это бывшее римское поселение Лугдунум, В 43 г до н. э. римский сенат принял решение основать здесь колонию, этот год считается официальной датой основания Лиона. На холме сохранились археологические памятники древнеримской эпохи: античный форум, одеон и храм Кибелы. Во все последующие века Лион имел важнейшее экономическое, социальное, религиозное и военное значение.
После впадения Соны в Рону река становится гораздо полноводнее, особенно зимой. Около Авиньона Рона выходит на аллювиальную низменность, и от города Арль начинается обширная заболоченная Ронская дельта. В этом месте река распадается на два рукава - Большую и Малую Рону, создавшие крупный остров Ла-Камарг и лагуны.
Оба рукава Роны впадают в Лионский залив, .

История

Первые люди начали осваивать долину Роны в незапамятные времена: на ее берегах сохранились пещерные жилища древних людей эпохи палеолита. Рона была важнейшим водным путем со времен греков и римлян, соединяя земли галлов со средиземноморским побережьем. Благодаря Роне греки оказали культурное влияние на всю Западную Европу. По течению Роны находятся старинные швейцарские и французские города, достойные внимания и восхищения.
До того как были построены железные дороги и автомагистрали, Рона была важнейшим торговым путем, соединявшим внутренние районы Франции (Лион) и побережье Средиземного моря (Марсель). Активное судоходство на Роне начинается примерно в 200 км выше Лиона.
Вплоть до XIX в. навигация на Роне была нелегкой: мешали быстрые течения, мели, разливы. Путешественникам приходилось передвигаться в так называемых «кошдо» - баржах на лошадиной или человеческой тяге. Путь от Лиона до Марселя вниз по Роне занимал три недели.
Первый пароход появился на Роне около Лиона в 1783 г., и вскоре на тот же путь уходило всего трое суток.
Сейчас тем же маршрутом ходят баржи грузоподъемностью до 5 тыс. т.
Начиная с 1948 г на Роне активно строят обводные каналы. К тому времени уже был построен (в 1925 г.) канал Марсель-Рона. Он был сооружен с тем, чтобы обойти дельту с ее песчаными наносами; канал проходил через Арль на восток и далее - через лагуну Этан-де-Бер и тоннель Ров длиной 7,2 км - до самого Марселя.
Из-за наводнений и крутого уклона в верховьях и среднем течении Рона малосудоходна, зато обладает отличным гидроэнергетическим потенциалом. Рона и ее притоки Изер и Дюранс имеют важное гидроэнергетическое значение. Всего на Роне - более десяти ГЭС; крупнейшие - Женисена и Донзер-Мандрагон, мощностью до 300 тыс. кВт.
Основное течение Роны зарегулировано. Через систему каналов воды реки активно разбираются для орошения, а также для водоснабжения Лазурного берега. Из-за этого навигация на Роне невозможна без шлюзов, которые открыты в дневное время, а для работы ночью требуется делать специальный запрос.

Природа

Когда-то в Роне было много рыбы, но вследствие загрязнения вод ее запасы оскудели, и большую часть улова составляет форель, которую разводят в речных садках и прудах. Исключение составляют карл и сом: в Малой Роне (рукав) ловят сомов весом до 120 кг.
С целью сохранить уникальную природу Роны был создан региональный парк-заповедник в заболоченной местности в дельте Роны площадью 820 км 2 . Эта территория старых солончаков, тростниковых зарослей, морских лагун и песчаных островов - последняя земля в Европе, где сохранились реликтовые полустепные природные комплексы.
На песчаных отмелях Камарга гнездятся 400 видов пернатых, среди которых розовые фламинго, белые цапли, ибисы, лебеди и множество видов уток: чирки, кряквы, свиязи, серые утки, широконоски и другие. Здесь растет уникальный финикийский можжевельник высотой до 7 м и диаметром ствола до 50 см. Среди растений также известны лаванда морская и солерос (саликорния), синий чертополох, гребенщик.
Еще Рону называют «винной рекой»: долина Роны - второй производитель вина во Франции (после Лангедок-Руссийона), поставляющий около 1 миллиарда бутылок вина в год.

Общая информация

Местоположение: Западная Европа. Протекает по территории Швейцарии и Франции.
Способ питания: в верховьях (до Лиона) ледниковое с летним половодьем и зимней меженью, ниже по течению - преимущественно дождевое.
Исток: кантон Вале (Швейцария) на Ронском леднике в Лепонтинских Альпах.
Устье: Лионский залив Средиземного моря (Франция).
Крупнейшие притоки: Эн, Сона, Ардеш, Гар (правые); Арв, Изер, Дром, Дюранс (левые).
Крупнейшие города: , Сьон, Мартиньи, Бриг (Швейцария); Лион, Валанс, Монтелимар, Арль (Франция).
Крупнейший порт: Лион (Франция).

Цифры

Длина: 813 км (291 км по территории Швейцарии, 522 км - по территории Франции).
Общая площадь поверхности: 54 км 2 .
Площадь бассейна: 98 000 км 2 .
Средний расход воды: в устье - 1780 м 3 /с, максимальный - 12 500 м 3 /с, минимальный - 360 м 3 /с.
Скорость течения: до 10 км/час.
Высота истока: 1753 м.
Площадь дельты: свыше 12 000 км 2 .

Экономика

Речное судоходство.
Оросительные и судоходные каналы.
Электроэнергетика (каскад ГЭС (15 млрд кВт ч в 2007 г) и четыре АЭС, использующие воду реки для охлаждения реакторов).
Сфера услуг: туризм, транспорт.

Климат и погода

Умеренно континентальный на севере, средиземноморский на юге.
Средняя температура на севере: +3°С в январе, +19°С в июле.
Средняя температура на юге: +7°С в январе, +21°С в июле.
Среднегодовое количество осадков на севере: 850 мм.
Среднегодовое количество осадков на юге: 600 мм.

Достопримечательности

■ Женевское озеро (Леман);
■ Женевский фонтан;
■ Региональный парк-заповедник Камарг;
■ Долина Роны;
■ Равнина Бреса;
■ Ронский ледник;
город Лион : собор Сен-Жан (XII в.), базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер (XIX в.), металлическая башня Фурвьер (конец XIX в., кварталы Круа-Русс, Вье-Лион и Прескиль, холм Фурвьер, набережные Сент-Ангуан и Ромена Роллана, площади Белькур и Карно;
город Вьен : Вьенская пирамида, церковь Св. Павла (IV в.), церковь Сен-Андре-ле-Ба (IX в.), соборная базилика Св. Маврикия (XI XVI вв.).
город Турнон-сюр-Рон : лицей Габриэль-Фор (XVI в.), замок Турнон (ХIV-ХVI вв.), подвесной мост (XIX в.);
город Монтелимар : замок Адемар (XII в.), замок Гриньян (ХVI-ХVII вв.);
город Авиньон : скала Рок-де-Дом, мост Сен-Бенезе (XII в.), церковь Сен-Дидье (XIV в.), Папский дворец XIV в.), мэрия (XIV в.);
город Арль : древнеримская городская стена, термы Константина, некрополь Алискамп, театр и амфитеатр (I в. до н. э.), церковь Св. Трофима (Х)I-ХV вв.).

Любопытные факты

■ Камаргский черный бык - непременный участник «коре камаргез»: южной-французской разновидности корриды. Игра появилась в XIX в., она бескровна (для быка): тореадор (здесь его зовут разетер) должен сорвать с бычьей головы розетку (кокарду) Перед началом «коре камергез» проходит церемония «энсьерро»: бычков прогоняют по улицам городов Прованса, а молодые горожане пытаются их обогнать.
■ На Роне случаются большие наводнения. В конце 2011 г река вышла из берегов, вода подобралась к окраинам Марселя и грозила затопить весь город.
■ До XVI в. город Эг-Морт был одним из важнейших портов на средиземноморском побережье Франции. Людовик IX Святой в XIII в. отправлялся отсюда в крестовые походы. Но река Рона выносила в устье столько ила, что море начало мелеть и Эг-Морт потерял со временем выход к морю. Население занялось виноградарством и добычей соли.
■ В Лионе насчитывается от 700 до 800 ресторанов; самое большое количество на душу населения во всей Франции; большая часть отнесена к ресторанам категории трех-пяти «звезд».
■ Камаргская белая лошадь обитает на болотах и пустошах дельты Роны со времен верхнего палеолита. На самом деле лошади не белые, а серой масти, и совсем невысоки: до 1,5 м в холке. В отличие от других диких лошадей эти обладают очень спокойным характером и необычайно послушны.
■ Женевский фонтан на Роне - один из самых больших в мире: высота - 140 м, скорость потока около 500 л/с, скорость струи - 200 км/ч. Установлен в 1951 г на насосной станции, находящейся в озере, чтобы использовать воду прямо из озера. Работает ежедневно, кроме дней с сильным ветром и крепким морозом.
■ Швейцарские ученые выражают опасение, что Ронский ледник может исчезнуть к 2100 г. Начиная с середины XIX в. он таял ускоренными темпами, особенно в начале XXI в., когда длина ледового языка сократилась на 10 м.
■ Жанна Луиза Кальман (1875-1997 гг.) - старейшая из живших на Земле людей (из числа тех, чьи даты рождения и смерти известны), родилась в Арле.

Река Рона - один из самых величественных водных потоков Швейцарии и Франции. Она имеет важное значение для промышленности, сельского хозяйства и культуры.

Характеристика

Протяжённость реки достигает 812 км. Общая её площадь равна 98 тыс. кв. км. Начинается река в Швейцарии. Свои истоки Рона берёт из Лепонтинских Альп, в местах таяния ледников. Вначале она направляется на юго-запад, пересекая На карте выше можно увидеть, как проходит Видно, что потом водный поток идёт через порт Лион и впадает в средиземноморские воды Огромная дельта Роны (чуть больше 12000 кв. км) расходится на два рукава. К правым притокам стремительной реки относятся Сона, Ардеш и Эн, а к левым - Дюранс, Изер и Дром.

Основные моменты

Согласно мифам, река была названа в честь Рона, который был смелым, быстрым, своенравным, целеустремлённым и мог повести каждого за собой. Этот водоём берёт начало в Швейцарии, проходит через Женеву. У порта Лион в него впадает более спокойный водоток Сона, который также был назван в честь женщины из мифов. Часто их изображения и скульптуры можно увидеть во французской архитектуре.

По берегам Роны расположились многочисленные города, например, Бриг и Арль, Авиньон и Лион, Женева и Сьон, а также Мортелимар и Валанс.

Судоходство

Так как река Рона является отличным вариантом для передвижения судов, транспортное сообщение между всеми прибрежными городами осуществляется очень хорошо. Даже суда с осадкой в 4 метра спокойно могут проходить по водным просторам этого потока. Такое особенное русло получилось благодаря построению многочисленных а также шлюзов. Их насчитывается 13 по всей реке. Это позволяет судам подниматься почти на 165 метров выше, чем уровень морской воды в Лионе (самый крупный порт на реке Рона). Кроме этой функции, шлюзы в сумме с дамбами образуют своеобразные мосты. В других же можно передвигаться лишь на речных судах, особенно если это касается движения вверх по реке.

Значение реки

Благодаря таким особенностям, Рона была признана главной артерией транспортной системы во Франции. Многочисленные мосты украшают речные просторы, а созданы они для транспортного, железнодорожного сообщения и даже для передвижения пешеходов. Еще одним важным качеством реки является особая роль в электроснабжении всех близ лежащих городов, многие АЭС, ГЭС, ветряные электростанции работают за счет водных ресурсов Роны. Речная вода служит отличным подспорьем для развития французской промышленности. Ко всему прочему Рона считается сердцем сельского хозяйства во Франции. Орошение и обогащение расположенных неподалеку пастбищ и виноградников, полей возможно только благодаря тому, что рядом проходит эта река. В Швейцарии ее ресурсы не имеют такого значения, так как в пределах этого государства проходит только ее верхняя часть.

Прибрежная зона и загрязнение

Из-за того, что берега Роны усеяны промышленными предприятиями и электростанциями, было решено укрепить прибрежную зону при помощи бетонных плит, из-за этого часть местной флоры и фауны не смогли существовать дальше. Южная часть реки считается наиболее загрязнённой. Тут категорически запрещена рыбная ловля. Причиной этому послужили частые выбросы в воду. Самые крупные из них были совершены в 2008 году (утечка урана), 2011 (после взрыва на АЭС «Маркуль»).

Достопримечательности

Главной особенностью этого водотока стала любовь туристов к здешним достопримечательностям и красивым пейзажам. Часто можно увидеть, как гости Франции с мостов через бинокль разглядывают культурные, архитектурные и природные достояния, которыми окружена река Рона. В каждом городе и деревне имеются многочисленные церкви, часовни и соборы. Самыми знаменитыми из них считаются Нотр-Дам, Сэйнт, церковь Святого Николая и другие. Тут можно увидеть и красивейшие замки из разных исторических эпох. Многие из них расположены на горах или возвышенностях. Имеются и великолепные башни, откуда открываются потрясающие панорамные виды. Долина реки Рона также поражает великолепием. Тут раскинулись шикарные виноградники, история которых началась задолго на нашей эры.

Самый крупный порт на реке

Главной достопримечательностью Роны по праву назван порт Лион. Это крупнейший портовой центр Франции, который в то же время является и самым старым в стране. Расположился он между столицей Франции и Марселем. Это современный промышленный и торговый центр, имеющий богатую историю. Многонаселённый город занимает во Франции третье место по количеству проживающих на его территории людей. Общее число граждан достигает почти 500 тысяч человек. Центром Лиона считается район Рона-Альпы. Этот крупный город прославился на весь мир благодаря своему медицинскому значению. Ведь именно тут разместился главный в Европе Исследовательский Центр по борьбе с раковыми заболеваниями.

Студенты со всей Франции съезжаются в Лион, чтобы обучаться в четырех лучших университетах страны. А туристы всего мира объединяются, с любовью посещая старинные архитектурные строения эпохи правления римлян. Каждое из них находится под бдительной охраной ЮНЕСКО. Порт на реках Рона и Сона имеет и другое название, звучит оно как Эдуар Эррио. Благодаря им Лион имеет свободный выход в морские просторы Средиземноморья. Также река Рона обеспечивает сообщение между французскими и европейскими городами. Именно поэтому порт Лион считается не только речным, но и морским. Через него осуществляются грузовые и пассажирские перевозки.

Подведём итоги

Рона - река, которая стала настоящим достоянием и гордостью Франции и Швейцарии. В эти уникальные места приезжает очень много туристов. Здесь всегда можно провести незабываемый отдых, наполненный насыщенной экскурсионной программой, вкусными блюдами, захватывающими видами, богатым историческим наследием, отражённым в каждом строении давних эпох. Найти реку достаточно просто. Сначала нужно отыскать Женевское озеро на карте. На ней сразу видно, где начинается русло Роны.

Зарождаясь в глубине мощного ледника в Лепонтинских Альпах, пересекая Швейцарию и наполняя Женевское озеро - большая европейская река Рона несет свои воды по низменности, названной в ее честь. По ходу течения Роны расположился второй крупный город Франции - Лион и стоят множество ГЭС, в совокупности обеспечивающие электроэнергией значительную территорию страны. А прежде чем влиться в Средиземное море, воды Роны образуют огромную дельту - уникальный природный заповедник Европы.

ВОДНЫЙ ПУТЬ «ИЗ ГАЛЛОВ В ГРЕКИ»

В городах, что расположены по течению Роны, установлены памятники реке - в виде бородатого крепкого мужчины с искаженным яростью лицом. На французском языке название реки - Рон, но в русском это слово произносится в женском роде - Рона.

Зато Сона крупнейший приток Роны - изображается на тех же памятниках в виде законной жены Рона - нежной и доброй. Характер правого притока Роны передан точно: она тихая и полноводная.

Для описания своей реки французы используют выражение «роданиен», что означает «ронская колея»: это очень точно отражает внешний вид долин Роны и Соны, глубоко врезавшихся в поверхность земли и устремившихся в сторону Средиземного моря.

Название реке дали древние кельты (Рона Великая Река), затем это название приняли пришедшие на ее берега греки, а за ними римляне, именовавшие ее Роданус.

В верхнем и среднем течении Рона - вплоть до Лиона - питается в основном талыми водами снежников и ледников. Для реки характерны летнее половодье и зимняя межень, так как Рона берет начало на Ронском леднике в Лепонтинских Альпах, на высоте 1753 м. (Иногда называют цифру 2150 м.)

Эти горы находятся на территории Швейцарии, а их название идет от народа лепонтийцев, в древности живших здесь. Свыше 3/4 бассейна Роны расположено в горах.

Рядом с истоком Роны находится стратегически важный перевал Грим-зель: в XVII-XIX вв. здесь шли упорные бои между французами и австрийцами, и тот, кто на время овладевал перевалом, контролировал самый короткий путь между Центральной и Южной Европой.

В верхнем течении река образует пойму, в которой находится созданное ее водами Женевское озеро (Леман) самое большое по площади озеро Альп, второе по величине (после венгерского Балатона) пресноводное озеро Центральной Европы, глубиной 310 м. Озеро - естественная граница между Швейцарией и Францией.

Далее, в своем среднем и нижнем течении, Рона протекает почти строго с севера на юг, по 270-километровой Ронской низменности, находящейся на юго-востоке Франции, отделяющей Альпы от Центрального Французского массива - плато и плоскогорья в центре и на юге Франции. Долина заметно террасирована, сложена аллювиальными отложениями и является одним из важнейших сельскохозяйственных районов Франции. Здесь выращивают зерновые, виноград и садовые культуры. Ронская низменность - ровная, без значительных перепадов высот, и по ней пролегают важнейшие железнодорожные и автомобильные пути, связывающие север и юг Франции.

Чем ниже по течению, тем доля дождевого питания выше. У Роны несколько больших притоков, но наиболее крупный - Сона. У места впадения Соны в Рону стоит город Лион - самый большой город на реке. По площади агломерации Лион самый большой во Франции, а по численности населения агломерации второй (после Парижа). Место слияния Роны и Соны расположено на высоте 174 м над уровнем моря, там, где высятся три исторических холма Лиона: Фурвьер, Круа-Русс и Дюшер.

Фурвьер - это бывшее римское поселение Лугдунум. В 43 г до н. э. римский сенат принял решение основать здесь колонию, этот год считается официальной датой основания Лиона. На холме сохранились археологические памятники древнеримской эпохи: античный форум, одеон и храм Кибелы. Во все последующие века Лион имел важнейшее экономическое, социальное, религиозное и военное значение.

После впадения Соны в Рону река становится гораздо полноводнее, особенно зимой. Около Авиньона Рона выходит на аллювиальную низменность, и от города Арль начинается обширная заболоченная Ронская дельта. В этом месте река распадается на два рукава Большую и Малую Рону, создавшие крупный остров Ла-Камарг и лагуны.

Оба рукава Роны впадают в Лионский залив Средиземного моря.

Течение Роны настолько мощное, а сама река - вместе с многочисленными притоками - такая полноводная, что на ней построено более десятка крупных ГЭС и сооружено более двадцати небольших водохранилищ. Около 24% мощности ГЭС Франции приходится на бассейн Роны, который соединен каналами с реками Рейн, Мозель, Мез, Сена и Луара. Из наиболее крупных - канал Рона-Рейн длиной 375 км, построенный в период с 1784 по 1833 г.

КРАСОТА И СИЛА РОНЫ

Рона протекает по самым живописным местам юга Франции, являясь важнейшей частью естественного ландшафта, созданного в течение тысяч лет водами реки.

Первые люди начали осваивать долину Роны в незапамятные времена: на ее берегах сохранились пещерные жилища древних людей эпохи палеолита. Рона была важнейшим водным путем со времен греков и римлян, соединяя земли галлов со средиземноморским побережьем. Благодаря Роне греки оказали культурное влияние на всю Западную Европу. По течению Роны находятся старинные швейцарские и французские города, достойные внимания и восхищения.

До того как были построены железные дороги и автомагистрали, Рона была важнейшим торговым путем, соединявшим внутренние районы Франции (Лион) и побережье Средиземного моря (Марсель). Активное судоходство на Роне начинается примерно в 200 км выше Лиона.

Вплоть до XIX в. навигация на Роне была нелегкой: мешали быстрые течения, мели, разливы. Путешественникам приходилось передвигаться в так называемых «кошдо» - баржах на лошадиной или человеческой тяге. Путь от Лиона до Марселя вниз по Роне занимал три недели.

Первый пароход появился на Роне около Лиона в 1783 г., и вскоре на тот же путь уходило всего трое суток. Сейчас тем же маршрутом ходят баржи грузоподъемностью до 5 тыс. т.

Начиная с 1948 г на Роне активно строят обводные каналы. К тому времени уже был построен (в 1925 г.) канал Марсель-Рона. Он был сооружен с тем, чтобы обойти дельту с ее песчаными наносами; канал проходил через Арль на восток и далее - через лагуну Этан-де-Бер и тоннель Ров длиной 7,2 км - до самого Марселя.

Из-за наводнений и крутого уклона в верховьях и среднем течении Рона малосудоходна, зато обладает отличным гидроэнергетическим потенциалом. Рона и ее притоки Изер и Дюранс имеют важное гидроэнергетическое значение. Всего на Роне - более десяти ГЭС; крупнейшие - Женисена и Донзер-Мандрагон, мощностью до 300 тыс. кВт.

Основное течение Роны зарегулировано. Через систему каналов воды реки активно разбираются для орошения, а также для водоснабжения Лазурного берега. Из-за этого навигация на Роне невозможна без шлюзов, которые открыты в дневное время, а для работы ночью требуется делать специальный запрос.

Когда-то в Роне было много рыбы, но вследствие загрязнения вод ее запасы оскудели, и большую часть улова составляет форель, которую разводят в речных садках и прудах. Исключение составляют карп и сом: в Малой Роне (рукав) ловят сомов весом до 120 кг.

С целью сохранить уникальную природу Роны был создан региональный парк-заповедник в заболоченной местности Камарг в дельте Роны площадью 820 км2 Эта территория старых солончаков, тростниковых зарослей, морских лагун и песчаных островов - последняя земля в Европе, где сохранились реликтовые полустепные природные комплексы.

На песчаных отмелях Камарга гнездятся 400 видов пернатых, среди которых розовые фламинго, белые цапли, ибисы, лебеди и множество видов уток: чирки, кряквы, свиязи, серые утки, широконоски и другие. Здесь растет уникальный финикийский можжевельник высотой до 7 м и диаметром ствола до 50 см. Среди растений также известны лаванда морская и солерос (саликорния), синий чертополох, гребенщик.

Еще Рону называют «винной рекой»: долина Роны - второй производитель вина во Франции (после Лангедок-Руссийона), поставляющий около 1 миллиарда бутылок вина в год.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В Лионе насчитывается от 700 до 800 ресторанов: самое большое количество на душу населения во всей Франции; большая часть отнесена к ресторанам категории трех-пяти «звезд».

■ Камаргская белая лошадь обитает на болотах и пустошах дельты Роны со времен верхнего палеолита. На самом деле лошади не белые, а серой масти, и совсем невысоки: до 1,5 м в холке. В отличие от других диких лошадей эти обладают очень спокойным характером и необычайно послушны.

■ Женевский фонтан на Роне - один из самых больших в мире: высота - 140 м, скорость потока около 500 л/с, скорость струи - 200 км/ч. Установлен в 1951 г на насосной станции, находящейся в озере, чтобы использовать воду прямо из озера. Работает ежедневно, кроме дней с сильным ветром и крепким морозом.

■ Швейцарские ученые выражают опасение, что Ронский ледник может исчезнуть к 2100 г. Начиная с середины XIX в. он таял ускоренными темпами, особенно в начале XXI в., когда длина ледового языка сократилась на 10 м.

■ Жанна Луиза Кальман (1875-1997 гг.) - старейшая из живших на Земле людей (из числа тех, чьи даты рождения и смерти известны), родилась в Арле.

■ Камаргский черный бык - непременный участник «коре камаргез»: южной-французской разновидности корриды. Игра появилась в XIX в., она бескровна (для быка); тореадор (здесь его зовут разетер) должен сорвать с бычьей головы розетку (кокарду). Перед началом «коре камергез» проходит церемония «энсьерро»; бычков прогоняют по улицам городов Прованса, а молодые горожане пытаются их обогнать.

■ На Роне случаются большие наводнения. В конце 2011 г река вышла из берегов, вода подобралась к окраинам Марселя и грозила затопить весь город.

■ До XVI в. город Эг-Морт был одним из важнейших портов на средиземноморском побережье Франции. Людовик IX Святой в XIII в. отправлялся отсюда в крестовые походы. Но река Рона выносила в устье столько ила, что море начало мелеть и Эг-Морт потерял со временем выход к морю. Население занялось виноградарством и добычей соли.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Женевское озеро (Леман);
■ Женевский фонтан;
■ Региональный парк-заповедник Камарг;
■ Долина Роны;
■ Равнина Бреса;
■ Ронский ледник;
■ г. Лион: собор Сен-Жан (XII в.), базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер (XIX в.), металлическая башня Фурвьер (конец XIX в.), кварталы Круа-Русс, Вье-Лион и Прескиль, холм Фурвьер, набережные Сент-Антуан и Ромена Роллана, площади Белькур и Кар но,
■ г. Вьен: Вьенская пирамида, церковь Св. Павла (IV в.). церковь Сен-Андре-ле-Ба (IX в.), соборная базилика Св. Маврикия (XI-XVI вв.).
г. Турнон-сюр-Рон: лицей Габриэль-Фор (XVI в.), замок Турнон (XIV-XVI вв.). подвесной мост (XIX в.);
■ г. Монтелимар: замок Адемар (XII в.), замок Гриньян (XVI-XVII вв.);
■ г. Авиньон: скала Рок-де-Дом, мост Сен-Бенезе (XII в.), церковь Сен-Дидье (XIV в.), Папский дворец XIV в.), мэрия (XIV в.);
■ г. Арль: древнеримская городская стена, термы Константина, некрополь Алискамп, театр и амфитеатр (I в. до н. э), церковь Св. Трофима (XII-XV вв.).

Атлас. Целый мир в твоих руках № 114

Леонид Витальевич Канторович

Канторович - единственный советский экономист, удостоенный высшего признания в научном мире - Нобелевской премии. Канторовичу были присуждены также почетные степени университетами Глазго, Гренобля, Ниццы, Хельсинки, Парижа. Он являлся членом Американской академии наук и искусств.

Леонид Витальевич Канторович родился 19 января 1912 года в Санкт-Петербурге, в семье врача. Во время гражданской войны его семья бежала на год в Белоруссию. В 1922 году умер его отец, Виталий Канторович, оставив сына на воспитание матери, урожденной Паулины Закс.

В 1926 году Леонид поступил в Ленинградский университет, где изучал не только естественные дисциплины, но и политэкономию, современную историю, математику. В 1930 году в возрасте 18 лет он закончил математический факультет Ленинградского университета, после чего, оставаясь в университете на преподавательской работе, продолжал занятия на кафедре математики. В том же 1930 году на первый Всесоюзный математический конгресс он отправил работу по теории рядов, вызвавшую большой интерес. В 22 года Леонид получил звание профессора, а еще через год без защиты диссертации был удостоен ученой степени доктора физико-математических наук.

Вплоть до 1960 года он работал в Ленинграде, на механико-математическом факультете ЛГУ и Ленинградском отделении Математического института АН СССР. Здесь он разработал модель линейного программирования для оптимизации подхода к процессу использования ресурсов.

В тридцатые годы, в период интенсивного экономического и индустриального развития Советского Союза, Канторович был в авангарде математических исследований и стремился применить свои теоретические разработки в практике растущей советской экономики. Такая возможность представилась в 1938 году, когда он был назначен консультантом в лабораторию фанерной фабрики. В том же году Канторович женился на Наталье Ильиной, враче по профессии. Их дети - сын и дочь - стали экономистами.

На фанерной же фабрике перед ним поставили задачу разработать такой метод распределения ресурсов, который мог бы максимизировать производительность оборудования.

Вот что писал сам Канторович о примененном им на практике методе линейного программирования:

«История его начинается с 1938 года, когда в порядке научной консультации было предпринято изучение чисто практической задачи - выбора наилучшей производственной программы загрузки лущильных станков для фанерного треста. Оказалось, что эта задача носит своеобразный характер и не поддается решению известными средствами классического математического анализа. Стало ясно и то, что эта задача не случайная, изолированная, а является типичным представителем целого нового класса задач, к которым приводят вопросы нахождения наилучшего производственного плана. Поэтому-то решение этой задачи представилось столь интересным и найденный новый метод ее эффективного решения сразу нашел разнообразные применения.

Основной идеей линейно-программной модели является рассмотрение производственного плана в расчлененной форме, составленного из элементарных производственных способов.

Каждый способ (производственный процесс) описывается вектором, компоненты которого означают (в зависимости от знака) нормы выхода или затрат определенного вида продукции, труда, оборудования и т.п. Совокупность всех способов записывается в виде таблицы чисел (матрицы), содержащей основную исходную информацию об исследуемой модели.

В линейном программировании принимается, в соответствии с его названием, гипотеза линейности: предполагается, что каждый производственный процесс может быть применен с любой кратностью (интенсивностью), что при этом выход продукции и затраты увеличиваются пропорционально, а также что результаты различных процессов суммируются. Каждый план представляется тогда в виде набора некоторого числа основных способов, примененных с той или иной интенсивностью. Эти интенсивности (переменные) должны быть определены с учетом необходимых ограничений. Например, чтобы расходование труда, сырья, оборудования не превосходило наличных или предоставленных ресурсов, либо чтобы были обеспечены намеченные объемы выпуска продукции. При этом ставится задача оптимизации плана, то есть чтобы план был в известном смысле наилучшим - его результаты при определенных условиях достигались бы с наименьшими затратами, или при данных затратах и ресурсах получался бы максимальный выпуск продукции нужного состава. Таким образом, в задачу входит еще целевая функция, максимум или минимум которой реализуется как раз при оптимальном плане».

Впоследствии сходная методология была независимо разработана на Западе Т.Ч. Купмансом и другими экономистами.

В 1942 году Канторович завершает свой основной труд «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов». Ученый расширил сферу применения линейного программирования и ввел математический аппарат для решения так называемой транспортной задачи, для обоснования метода «рационального раскроя промышленных материалов». Результаты исследований нашли конкретное применение в советской оборонной промышленности. За это Канторович в 1949 году получил звание лауреата Сталинской премии.

В 1951 году ученый (совместно с математиком, специалистом в области геометрии В.А. Залгаллером) опубликовал книгу, описывающую работу по использованию линейного программирования для повышения эффективности транспортного строительства в Ленинграде. Через семь лет он опубликовал самую, видимо, известную свою работу «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов». В ней он сделал далеко идущие выводы по идеальной организации социалистической экономики для достижения высокой эффективности в использовании ресурсов. В особенности рекомендовал шире использовать скрытые цены при распределении ресурсов по СССР и даже применить процентную ставку для выражения скрытой цены времени при планировании капиталовложений.

Хотя некоторые советские ученые с опаской относились к этим новым методам планирования, постепенно методы Канторовича были признаны советской экономикой.

В Новосибирске он жил и трудился до 1971 года. В этот период он избирается действительным членом АН СССР по специальности «математика и экономика» (1964), ему была присуждена Ленинская премия за разработку оптимизационного подхода к плановому управлению экономикой (1965).

«С 1971 года и до своей кончины академик Канторович живет и работает в Москве, он руководит лабораториями в Институте управления народным хозяйством Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ) и во Всесоюзном НИИ системных исследований Госплана СССР и АН СССР, - пишут Р.С. Белоусов и Д.С. Докучаев. - К этому времени Канторович уже завоевал мировое признание, чему способствовали некоторые его зарубежные коллеги, и в частности наш бывший соотечественник, выдающийся американский экономист Василий Леонтьев. Канторович стал почетным доктором многих иностранных университетов и членом ведущих зарубежных академий».