Культура Руси в XII - первой половине XIII в. История в историях

Переход к феодальной раздробленности означал не только дальнейшее развитие старых культурных центров (Киева и Новгорода), но и возникновение новых. Это явление отчетливо проявилось в летописании. XII - XIII вв. время расцвета летописания местных феодальных центров. Старейший из них, естественно, Новгород, где общерусские летописи велись еще в предшествующую эпоху. Однако в XII - XIII вв. новгородское летописание уделяет все больше внимания местным событиям. Нам известны и здешние летописцы - священник Герман Воята (XII в.), пономарь Тимофей (XIII в.). В XIII в. начинается и псковское летописание.

С начала XII в. возникает летописная традиция в Ростово-Суздальской земле. Владимирский летописный свод 1177 г., задуманный еще при Андрее Боголюбском и созданный при Всеволоде Большое Гнездо, ставил своей целью показать ведущую роль Ростово-Суздальского края в Русской земле, а в самой Ростово-Суздальской земле - роль Владимира в качестве столицы. В Галицко-Волынской земле при князе Данииле Романовиче также возникает княжеское летописание. Даниил, который "дерз и храбор" и в котором нет ни единого порока, выступает как идеальный герой. Для Галицко-Волынской летописи характерна особая яркость, красочность изложения, порой оно превращается в связный рассказ, лишенный хронологической сетки.

При всем "местном патриотизме" летописцев отдельных земель их объединяет глубокий интерес к общерусским событиям. Так, например, наиболее подробный рассказ об убийстве Андрея Боголюбского сохранился в южной, киевской летописи. Единство Русской земли не подвергается сомнению ни одним из летописцев. "Свой" князь является для них лишь лучшим выразителем интересов не только своего княжества, но и всей земли.

Это стремление к единению русских земель, к преодолению междоусобиц особенно ярко проявилось в "Слове о полку Игореве", гениальном произведении русской литературы, повествующем о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В неподчинении воле старейшего князя, князя киевского, в стремлении провести поход силами только своей земли видит автор "Слова" причину неудачи Игоря, несмотря на храбрость князей и их дружин. С горечью говорит он о княжеских распрях, о том, что "рекоста брат брату: "се мое, а то мое же". И начяша князи про малое "се великое" молвити, а сами на себе крамолу ковати".

Автор "Слова" - первоклассный художник, мастер поэтической метафоры и ритмической прозы. Ярко проявились эти его качества, например, в описании утра перед битвой: "Другаго дни велми рано кровавыя зори свет поведают; черныя тучи с моря идут, хотя прикрыти 4 солнца, а в них трепещут синий молнии. Быти грому великому!" Скорбь о павших русских воинах и одновременно гордость их мужеством звучат в рассказе о поражении русских дружин: "Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы; ту кровавого вина не доста; ту пир докончаша храбрии русичи, сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую". К лучшим страницам лирической поэзии в отечественной словесности можно отнести "плач" Ярославны, жены князя Игоря, по своему мужу. Недаром "Слово о полку Игореве" служило и служит источником вдохновения для многих поэтов и художников вплоть до наших дней.

Одно из самых талантливых произведений XII - XIII вв. - дошедшее до нас в двух основных редакциях "Слово" и "Моление" Даниила Заточника. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности. Обедневший княжеский слуга, возможно, дружинник, мелкий феодал, Даниил с грустью говорит о всесилии богатства: "Богат муж возглаголет, то вси на него воскликнут". Тяжело приходится попавшему в беду умному и талантливому человеку. Даниил, правда, сам признает, что он "на рати не велми храбр", но зато "крепок в замыслех". Пусть перед неудачником и открывается немало путей выхода из его бед, но все они - бесчестны или унизительны. При княжеском дворе он обречен ходить в лаптях ("лыченице"), "черленый" же сапог ожидает его лишь на боярском дворе. Но ведь это холопство. Нет надежды и на друзей: они "отвергошася" его, потому что не может он ставить "пред ними трапезы, многоразличными брашьны украшены". Что еще остается? "Аще бы умел красти...", но и этот выход неприемлем для него, ибо "девка погубляет свою красоту блуднею, а муж свою честь татбою". Не хочет Даниил и жениться "у богатаго тестя": ведь "зла жена и до смерти сушит". Не привлекает его и монастырь, хотя там он жил бы припеваючи: ведь чернецы "возвращаются на мирское житие", "обидят села", "ангелский имея на себе образ, а блудной нрав". Нет, считает Даниил Заточник, лучше умереть в нищете, чем "восприимши ангелский образ, богу солгати". Остается только одно "продолжен живот в нищете".

Высоки и чисто литературные достоинства произведения Даниила Заточника. Он великолепный мастер рифмованной игры словами: "Кому Переславль, а мне гореславль; кому Боголюбово, а мне горе лютое; кому Белоозеро, а мне чернее смолы; кому Лачеозеро, а мне, на нем седя, плач горький; кому Новгород, а мне и углы опали".

Новая тема вошла в русскую письменность с Батыевым нашествием. Страшное бедствие, обрушившееся на Русскую землю, глубоко потрясло авторов XIII в. Первый отклик на это нашествие - произведение, само название которого уже звучит трагически: "Слово о погибели Русской земли". "Слово" дошло до нас не полностью. Начинается оно с описания красоты, богатства, величия, могущества страны до Батыева нашествия: "О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!" Этот торжественно-радостный мотив как бы внезапно прерывается словами: "А в ты дни болезнь крестияном от великаго Ярослава и до Володимера, и до нынешнего Ярослава и до брата его Юрья князя володимерьскаго".

Также по свежим следам Батыева нашествия была создана "Повесть о разорении Рязани Батыем", составная часть целого цикла повестей о "чудотворной" иконе Николы Зарайского. Это произведение тоже окрашено в трагические тона, но вместе с тем призывает к вооруженной борьбе против захватчиков. Рязанский князь Федор Юрьевич приносит дары Батыю, но Батый, проведав о красоте его жены Евпраксии, требует к себе и ее, на что следует гордый ответ: "Аще нас приодолееши, то и женами нашими владете начнеши". Князь Федор Юрьевич гибнет в битве, а его жена вместе с малолетним сыном кончает жизнь самоубийством. Рязанские полки во главе с князем Юрием Ингваревичем выступают на бой. Но "удальцы и резвецы резанские" погибают в битве, сожжена Рязань, где "вси вкупе мертвы лежаше". И все же сопротивление продолжается. В борьбу вступает рязанский боярин Евпатий Коловрат со своей дружиной и нападает на "станы Батыевы". И Коловрат, и почти все его воины гибнут в неравной схватке, поразив своим мужеством даже врагов. Автор Повести не видел выхода из трагического положения: слишком неравны были силы. Пафос Повести в призыве к пусть безнадежному, но активному сопротивлению, к тому, чтобы "смертию живота купити", погибнуть, но не покориться захватчику.

Возможно, уже в XIII в. возникает мысль о том, что самопожертвование может привести и к победе над врагом. Речь идет о "Повести о Меркурии Смоленском", точная датировка которой еще не установлена. Предполагается, что предание, легшее в ее основу, возникло близко к временам нашествия. В повести рассказывается о юноше Меркурии, пошедшем на верную гибель, чтобы отогнать Батыя от родного города. Меркурий убил множество врагов, в том числе "исполина", предводителя вражеского войска, враги в страхе бегут, но сын "исполина" отсекает Меркурию голову. Юноша умирает не сразу: с отрубленной головой в руках он подходит к вратам спасенного им Смоленска и только там падает бездыханным. Меркурий, вступая в бой, знал, что его ждет: "явившаяся" ему богородица предсказала ему и победу, и смерть. Но он все же решил спасти свой город ценой жизни.

Восстания против ордынского гнета, начало объединения сил Руси в борьбе с Ордой уже в XIV в. привели к появлению новых произведений, проникнутых духом не только героической жертвенности, но и победоносного оптимизма.

В XII - XIII вв. на Руси было создано много выдающихся произведений архитектуры. Особенно интересные постройки сохранились в Новгороде Великом и в городах Владимиро-Суздальской земли.

Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм, скупость в украшениях. Из памятников начала XII в. выделяются прежде всего работы мастера Петра, воздвигнувшего соборы в Антониеве и Юрьеве монастырях. Ему же приписывается создание по заказу Мстислава Великого церкви Николы на Ярославовом дворище, напротив детинца. Значительно менее монументальна, но столь же строга последняя из княжеских церквей, построенных в Новгороде, церковь Спаса на Нередице (1198), сравнительно скромный и изящный храм. Церковь эта была уничтожена гитлеровцами во время Великой Отечественной войны, однако полностью восстановлена, за исключением фресок, большая часть которых безвозвратно утрачена. Благодаря работам Новгородской археологической экспедиции нам стало известно имя одного из главных мастеров, расписывавших храм Спаса на Нередице, - это был выходец из Византии новгородский священник Олисей Петрович Гречин. Он расписал также надвратную церковь Ризположения у Пречистенских ворот Новгородского детинца.

В Новгороде XII - XIII вв. строились не только мощные монастырские и княжеские церкви, но и уличные храмы, небольшие сооружения, возводившиеся жителями той или иной новгородской улицы. Такова церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185 - 1192), построенная жителями Лукиной улицы.

Нашествие Батыя не затронуло Новгород непосредственно, однако вывоз в Орду ремесленников и сбор ордынской дани тяжело сказались на каменном строительстве в Новгороде. После Батыева нашествия до конца XIII в. в Новгороде строят только крепости и деревянные церкви. Ни один каменный храм не был воздвигнут до 1292 г. (церковь Николы на Липне).

Иной характер, чем в Новгороде, носило каменное зодчество во Владимиро-Суздальской земле. Прежде всего, оно отличалось по материалу. Большинство новгородских храмов построено из кирпича, а во Владимиро-Суздальской земле широко применяли местный белый камень-известняк. Отсюда вытекает и любовь владимиро-суздальских зодчих к каменной резьбе.

Древнейшие постройки Владимиро-Суздальской земли носят еще достаточно суровый характер. Такова церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше рядом с Суздалем (1152), воздвигнутая при Юрии Долгоруком. Храм был дворцовой церковью князя и поставлен на месте легендарной встречи "святых" князей Бориса и Глеба при их роковой поездке в Киев. Это сравнительно небольшое, но очень массивное сооружение, напоминающее скорее крепость, чем церковь.

Основные характерные черты владимиро-суздальского зодчества сложились в постройках, относящихся ко времени княжения Андрея Боголюбского, когда усиленно обстраивались Владимир, Боголюбово и т. д. Во Владимире были воздвигнуты величественный Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота (дошедшие до наших дней в сильно перестроенном виде), в Боголюбове княжеский замок, а неподалеку от него - шедевр русской средневековой архитектуры церковь Покрова на Нерли.

У всех этих сооружений есть некоторые общие, характерные черты. Так, в них находят немало элементов господствовавшего в то время в Западной Европе романского архитектурного стиля. Одной из причин, возможно, было участие в строительстве приезжих зодчих. При огромном размахе строительства своих, местных мастеров могло не хватать. Вместе с тем Андрей Боголюбский, стремившийся к обособлению Владимира от Киева, не хотел привлекать киевских мастеров. Поэтому в сооружении храмов и дворцов принимали участие мастера, по словам летописца, "из всех земель", в том числе из Германской империи, по преданию, присланные Фридрихом Барбароссой. Возможно, в наличии романских черт отразились общие тенденции развития европейского, в том числе и русского, искусства.

Для владимиро-суздальских сооружений времени Андрея Боголюбского характерна четкость архитектурных форм и линий. Гладь стены членится выступающими пилястрами; обязателен резной аркатурный пояс из небольших рельефных арок - и на стенах, и на подкупольных барабанах. Часто встречаются барельефы людей, животных и растений. Однако все эти резные элементы занимают небольшую часть стены и резко выделяются на гладком фоне. Потому храмы этого периода одновременно и торжественно-суровы и нарядны.

В конце XII - начале XIII в. владимиро-суздальское зодчество, сохраняя общие с предшествующим временем черты, становится значительно пышнее, декоративнее. Типичный образец архитектуры нового периода Дмитриевский собор во Владимире (1194 - 1197), построенный при Всеволоде Большое Гнездо. Вся верхняя половина собора, портал и подкупольный барабан покрыты исключительно тонкой и невероятно затейливой резьбой. Эта резьба носит во многом светский характер. Из 566 резных камней только 46 изображений связаны с христианской символикой. Здесь множество фантастических и сказочных растений, птиц и зверей, сцены борьбы, охоты, скульптурная иллюстрация к популярной в Древней Руси повести об Александре Македонском, изображающая его вознесение на небо. Большое количество львов, барсов, орлов, сказочных двуглавых зверей служит олицетворением княжеской власти: со львами, барсами, орлами, порой даже с крокодилами было принято сравнивать князей в древнерусской письменности. Прославлению княжеской власти служат рельефы собора.

Эти традиции были развиты в построенном в Юрьеве-Польском при князе Юрии Георгиевском соборе, посвященном его небесному патрону (1234). Сложной и тонкой каменной резьбой, в которой причудливо сплелись церковные, античные и русские народные мотивы (вроде кентавра в русском кафтане), был покрыт уже весь собор - от подножия до кровли. Как и Дмитриевский собор, Георгиевский воспевал могущество княжеской власти.

Своеобразные архитектурные школы сложились также в Полоцкой, Галицко-Волынской, Чернигово-Северской и других землях.

Процесс интенсивного культурного подъема, развития местных культурных центров был насильственно прерван Батыевым нашествием.

Особенности культуры XII-XIII веков

Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции .

В XII-XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич.

В культуре Новгорода и Пскова проявились черты, соответствующие духу вечевых порядков и высокой активности городского населения. Культура Владимиро-Суздальской Руси дала образцы торжественности и пышности. Они были призваны подчеркнуть силу и значение владимирских князей.

Накопление научных знаний

Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная переводная литература. Но внимание переводчиков всё больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о Вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории. Религиозное объяснение того, что происходит в природе, не способствовало, конечно, развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии и географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи. По уровню этих знаний и их применению на практике Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы.

Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способствовали и торговые связи, и военные походы, и путешествия. Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте. Русские богомольцы посещали Царьград и Иерусалим.

На Руси появились свои врачеватели - лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит .

Литература

С XII века начинается новый период в истории русского летописания. Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве. Местные летописцы уделяли внимание прежде всего событиям, происходящим в своей земле. Владимиро-суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Поэтому владимирские летописцы рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских. Своеобразием отличалось новгородское летописание. В нём фигура князя, наоборот, отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.

Возникают новые жанры литературы. Очень популярными были поучения . На склоне лет Владимир Мономах пишет своё знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего Средневековья. Центральной идеей «Поучения детям» является идея укрепления единства Древнерусского государства. Именно эта идея пронизывает рассказ князя о собственной жизни, его наставления о необходимости соблюдать законы и традиции, как государственные, так и семейные, жить праведно, помогать нищим, чтить старших, честно выполнять свой воинский долг.

Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника . Автор, служилый человек, прожил нелёгкую жизнь, побывал в заточении. Он размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Даниил - сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называет «честью и милостью» и противопоставляет этому почётному делу унизительную службу у надменных бояр, которые творят произвол над простыми людьми. Он создаёт идеальный образ князя - защитника всех обездоленных, который «силой и грозой» сможет установить твёрдый порядок, оградить своих подданных от произвола «сильных людей», преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность страны.

Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины. Наиболее остро и пронзительно звучали эти ноты в произведении неизвестного автора «Слово о полку Игореве» .

В основу «Слова...» положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 года . Но не описание этого похода является целью автора, оно служит ему лишь поводом для размышления о судьбах Русской земли. Сквозь канву поэтического изложения явственно проступают очень важные для своего времени вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение? Почему в двухвековой борьбе со Степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения?

Автор чётко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!» Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри: «Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу». Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов.

Зодчество

Наиболее зримо местные культурные традиции проявились в архитектуре. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиросуздальским художественным школам. При этом всё строительство на Русской земле теперь вели русские мастера.

Каменное зодчество в Новгородской земле утратило свою былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна и прекрасно вписывалась в окружающий пейзаж. Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли - Пскове, Ладоге.

В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия. Неизвестные зодчие поставили храм на самом берегу Волхова, на виду проплывавших мимо купеческих и рыбацких ладей. Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб, вырастает из каменистой земли.

В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник - церковь Спаса на Нере- дице. Церковь была расписана фресками. На одной из них изображён князь Ярослав - отец Александра Невского.

Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимире-Суздальском княжестве. Церковная архитектура отличалась здесь подчёркнутой пышностью и торжественностью.

В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведён Успенский собор. Место для храма выбрали на редкость удачно - на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени - 32 метра. Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.

При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры - неповторимый по своей утончённости храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалёку от своих палат после кончины любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня». Изысканная простота её архитектурных линий гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.

Слайд 2

Особенности культуры 12-13 веков

Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции. В 12-13 веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимирна-Клязьме, Галич.

Слайд 3

Слайд 4

Накопление научных знаний.

Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная переводная литература. Но внимание переводчиков все больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории. Религиозное объяснение того, что происходит в природе, не способствовало, конечно, развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.

Слайд 5

Новгородская берестяная грамота

  • Слайд 6

    Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способствовали и торговые связи, и военные походы, и путешествия. Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте. Русские богомольцы посещали Царьград и Иерусалим. На Руси появились свои врачеватели – лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

    Слайд 7

    Литература.

    С 12 века начинается новый период в истории русского летописания. Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве. Местные летописцы уделяли прежде всего внимание событиям, происходящим в своей земле. Владимиро-суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Поэтому владимирские летописцы рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских. Своеобразием отличалось новгородское летописание. В нем фигура князя, наоборот, отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.

    начала XII по XV вв. на Руси была феодальная раздробленность. Единое государство распалось на самостоятельные земли и княжества. Период с XII до начала XIII вв. для Руси – это период феодальной раздробленности до монголо-татарского нашествия. Рассмотрим культуру русских земель указанного периода.

    В XII–начале XIII в. на Руси появляются и развиваются новые культурные центры. Господство культуры Новгорода и Киева сменяется «полицентризмом», то есть наличием множества самобытных местных культур. Эту тенденцию можно отнести к положительным сторонам эпохи феодальной раздробленности на Руси.

    С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. В условиях феодальной раздробленности оно приобретает областной характер. Увеличивается количество центров летописания. Появляются родовые княжеские летописи.

    · В 1177 г. оформляется Владимирский летописный свод. В целом во Владимирских летописях говорится о необходимости единой и сильной власти владимирского князя, который является преемником власти киевских великих князей. Андрей Боголюбский и его брат Всеволод Большое Гнездо принимали личное участие при составлении летописей.

    · Летописание Галицко-Волынской земли более сдержанно и скупо, в нем мало религиозных мотивов. Зато особой яркостью отличается описание личности Даниила Романовича Галицкого – идеального героя, своеобразного символа этой земли. В летописи отразились и факты междоусобной борьбы за власть.

    · В Новгородских летописях много места уделено хозяйственным вопросам. Прослеживается интерес к европейской политике. Стиль новгородских летописей отличается простотой и деловитостью.

    В целом летописцы не ограничивались описанием местных событий, а старались придать летописанию общерусский характер.

    Самым знаменитым произведением русской литературы этого периода стало «Слово о полку Игореве» – поэма о неудачном походе Новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Четко прослеживается политическая идея автора – раздробленность Руси, распри князей ослабляют русские земли и отдают их на легкую добычу иноземным завоевателям.

    В русских землях продолжает развиваться письменность и грамотность. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты , обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, владельческие записи, учебные упражнения и т. п. Письмо использовалось не только для создания книг, но и в быту, и для создания государственных и юридических актов. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи – граффити – на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.

    Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. В аристократической среде широко было распространено знание иностранных языков. Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях. Образованность ценилась очень высоко. В литературе того времени обнаружено много высказываний о пользе книг.

    Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях. Но монастырские писцы не могли удовлетворить возросшую потребность в книгах среди городского населения. Появляются переписчики книг. Многие князья содержали при себе переписчиков книг. Но основными очагами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви.

    В архитектуре русских земель XII-начала XIII в . сохранялись общие черты, но также вырабатывались и местные ее особенности. Во внешнем оформлении построек заметно влияние романского стиля.

    · Зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный характер. Во Владимиро-Суздальской земле основным материалом для сооружения храмов служил местный белый известняк. Известняк позволял активно использовать стены для каменной резьбы. Известна знаменитая резьба Дмитриевского собора во Владимире. Отдельные изображения посвящены религиозным сюжетам, но более всего встречаются изображения сцен охоты, борьбы, пиров, бытовых ситуаций, зверей и птиц. Шедевром мировой архитектуры является Покровский собор на реке Нерль, построенный по указанию А. Боголюбского.

    · Новгородское строительство велось в основном из кирпича и отличалось простотой форм и минимумом внешних украшений. Церкви естественно вписывались в окружающую природу.

    Продолжает развиваться мозаика, фреска и станковая живопись (иконопись). Но и в живописи проявились местные особенности.

    5. Культура формирующейся

    великорусской народности (XIII-XV вв.)

    В

    условиях феодальной раздробленности и влияния соседних народов появились особенности в языке, обычаях, культуре у народов разных частей Руси. Древнерусская народность распалась на три: русскую, украинскую и белорусскую.

    В историко-культурном процессе XIII-XV вв. выделяют два периода:

    1-й период: 1240 – середина XIV в. Это время заметного упадка во всех областях культуры в связи с монголо-татарским игом и экспансией со стороны немецких, шведских, датских захватчиков, литовских и польских феодалов.

    2-й период: середина XIV-конец XV вв. В этот период был подъем национального самосознания, возрождение русской культуры. Центр общественно-политической и культурной жизни в это время сместился на северо-восток, где с середины XIV в. установилась гегемония Москвы. Этот период связан с развитием русской народности, борьбой против ордынского ига.

    Духовная культура. Несмотря на тяжесть монголо-татарского ига, в XIV-XV вв. на Руси развивалось книжное дело. В XIV в. пергамент заменяется бумагой, и книги становятся более доступными. Широко было распространено чтение вслух. Продолжается летописание. Первым общерусским сводом стала Троицкая летопись (Москва, начало XV в.), возник Московский свод (1479 г.). В XIV-XV в. расширяется кругозор русских людей. Составляются рукописные сборники, в которых содержатся подлинные описания Царьграда (Константинополя), Палестины, Западной Европы. Афанасий Никитин написал «Хождение за три моря». В 1466-1472 гг. он совершил небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию, и все интересно и подробно описал. Его данные – прекрасный источник для географов, этнографов и др., они превосходят записки португальского мореплавателя Васко да Гамы, который совершил три плавания в Индию!

    Главной темой фольклора была борьба против монголо-татар. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Усиливается идея общерусского единства.

    В середине XV в. после падения Византии (ее захватили турки в 1453 г.) Россия становится центром православия. Культура страны испытывает значительное влияние церкви.

    В XIII веке появляются новгородская и ростовская школы живописи, а в XIV в. – тверская, псковская, московская, вологодская школы живописи. XIV век – это время расцвета живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал византиец Феофан Грек. Он расписывал церкви и соборы. В конце XIV в. Ф. Грек переезжает в Москву. К этому времени в Москве уже сложилась самобытная художественная традиция. Под руководством Ф. Грека проходили основные художественные работы: росписи Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Величайшими художниками были Андрей Рублев и Даниил Черный. А. Рублев написал икону «Троица».

    Материальная культура. В XIII веке архитектура переживает пору упадка и застоя. Кадры строителей по существу были уничтожены или уведены в плен, подорвана техническая преемственность. Первые 50 лет монголо-татарского ига на Руси не было построено ни одного города. С начала XIV в. строительство сосредоточилось в двух районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древнейшей Владимирской земле (Москва и Тверь). В Пскове развивалось оборонное зодчество. На рубеже XIII-XIV вв. появились первые каменные постройки Московского Кремля. Но они до наших дней не сохранились. Строятся Троице-Сергиев монастырь, собор Спасо-Андроникова монастыря. Во второй половине XV в. наблюдается расцвет зодчества в Москве. Это связано с государственным могуществом России. Из Италии был приглашен знаменитый архитектор, инженер Аристотель Фиораванти. Он строил Успенский собор в Москве и ряд других соборов, отливал колокола, строил крепости.

    В конце XV века под руководством итальянского архитектора (из Венеции) Марка Фрязина была построена Грановитая палата, предназначенная для торжественных приемов. Ее авторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

    При Иване III началось строительство стен и башен нового Кремля, поскольку белокаменные укрепления эпохи Дм. Донского обветшали и уже не были достаточно надежной защитой. В 1485 г. была заложена первая башня – Тайницкая. В ней находился тайник с родником воды на случай осады.

    Вывод: В XIV-XV вв. в условиях борьбы за национальное освобождение, в обстановке патриотического подъема происходило объединение северо-восточной Руси. Москва стала центром формирующейся великорусской народности. Идея единства страны прослеживается в литературе, искусстве. Наблюдается интерес к Руси домонгольского периода. Происходит своеобразное возрождение культуры.

    § 1 Подъем культуры древней Руси

    Феодальная раздробленность не привела к упадку Древнерусской культуры, напротив, начался ее подъем, что выразилось в появлении многочисленных местных культурных центров со своими культурными традициями. Культура каждого княжества отличалась самобытностью и неповторимостью, что в целом обогащало Древнерусскую культуру.

    Крупнейшими центрами культуры того времени на Руси были Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме и Галич.

    Новгородская культура отражала вечевые порядки, активность жителей города. Культура Владимиро-Суздальского княжества уделяла большое внимание сильной княжеской власти.

    Большую роль в культуре Руси XII-XIII веков сыграла переводная церковная литература. Однако внимание переводчиков все больше привлекали произведения, в которых была информация о Вселенной, о других странах, животном и растительном мире, медицине.

    На Руси в это время появились врачеватели-лекари, например, монах Киево-Печерского монастыря Агапит. Значительно пополнились географические знания о других странах: Китае, Индии, Ближнем Востоке, Египте, Европе. Этому способствовала торговля, военные походы русской дружины и посещение святых земель в Иерусалиме богомольцами.

    § 2 Древнерусская литература

    К памятникам древнерусской литературы XII-XIII веков относятся летописи, поучения, произведения-рассуждения о княжеской власти, былины и сказания о необходимости единства государства.

    Особенностью летописания данного периода было то, что летописи теперь велись в каждом княжестве, отражая его особенности. Летописцы Владимира описывали историю владимирских князей как правопреемников киевских князей. Летописи Новгорода отражали вечевые традиции и жизнь города.

    Большой популярностью среди населения пользовалось «Поучение Владимира Мономаха», где он дает наставления о необходимости соблюдения законов и традиций не только в государстве, но и в семье. Это будет способствовать укреплению государства.

    В «Молении» Даниил Заточник рассуждает о смысле жизни, гармонии, и об идеальном правителе государства - сильном справедливом князе, защитнике своих подданных от произвола бояр, который может защитить Русь от внешних врагов.

    Особое место среди памятников древнерусской литературы занимает произведение неизвестного автора «Слово о полку Игореве». В нем описывается неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря в 1185 году. Автор в своих рассуждениях о поражении Игоря называет главную причину этого - междоусобицы князей. Он призывает их к единению, в пример приводит князя Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым сильным государством, успешно отражая набеги степняков.

    § 3 Архитектура XII-XIII веков

    Особенно отчетливо самобытность и неповторимость культуры отдельных княжеств отразилась в архитектуре. Каменное зодчество Новгородской земли отличалось простотой, выразительностью, сочетанием с местной природой. К памятникам новгородской архитектуры относятся церковь Святого Георгия в Ладоге и церковь Спаса на Нередице в Новгороде.

    Во Владимиро-Суздальском княжестве, которое претендовало на роль великого княжества, строились в большом количестве храмы, которые отличались своей монументальностью, пышностью и торжественностью. При Андрее Боголюбском во Владимире был построен Успенский собор, который по высоте 32 метра превосходил Софийский собор в Киеве. При нем же была построена изящная однокупольная церковь - храм Покрова-на-Нерли с декоративной скульптурой. Она считается одним из чудес русской архитектуры, «поэмой из камня».

    В конце XII века Всеволод Большое гнездо воздвигнул во Владимире еще один собор - Дмитриевский. Особенностью его является то, что он украшен причудливой каменной резьбой с изображением фигурок людей, животных, растений.

    Кроме церквей зодчие строили и светские здания, в которых использовались традиции древнерусского «хоромного строения”. Например, Боголюбовский княжеский дворец и комплекс княжеских дворцовых построек в Галиче.

    § 4 Древнерусская живопись

    Живопись Руси XII-XIII веков отличалась тем, что иконописцы стали отступать от строгих религиозных канонов (правил) при написании икон: лики святых писали с живых людей, использовали яркие краски, бытовые сюжеты. В лицах святых было меньше строгости, они начали приобретать славянские черты.

    Часто на иконах святые походили на князей-заказчиков. Например, икона Дмитрия Солунского была заказана Всеволодом Большое Гнездо. Считается, что на иконе изображен в облике святого сам князь, т.к. Всеволод это языческое имя князя, а Дмитрий - христианское.

    Взлет русской культуры был прерван монголо-татарским нашествием в начале XIII века. Церкви, монастыри, библиотеки были разрушены, иконы, книги сожжены, лучшие мастера-ремесленники угнаны в рабство.

    § 5 Краткие итоги урока

    Таким образом, в период феодальной раздробленности до монголо-татарского нашествия русская культура переживала подъем, стала более разнообразной и самобытной. В произведениях культуры отчетливо звучал призыв к единению государства.

    Использованные изображения: