Кем и когда была оскорблена гордость карандышева. ​Юлий Капитоныч Карандышев - характеристика персонажа

КАРАНДЫШЕВ

КАРАНДЫШЕВ - центральный персонаж драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Амбиция - ключевое слово к объяснению личности К. Амбициозность бедного человека - художественное открытие Ф.М.Достоевского (Макар Девушкин в «Бедных людях», Парадоксалист в «Записках из подполья», Мозгляков в «Дядюшкином сне», Смешной человек в «Сне смешного человека»). В отличие от Достоевского, раскрывающего «самосознание бедного человека» (М.М.Бахтин), Островский показывает в пьесе душевную жизнь К. и то, как она искажается, оказавшись во власти амбиций. Три года унизительного ожидания, насмешек, уколов самолюбия, равнодушия со стороны Ларисы и, наконец, как вознаграждение «за постоянство» - согласие на свадьбу. К. и не скрывает, что жаждет реванша, возможности «пове-личаться». Он впервые в жизни чувствует себя не просто «равным» остальным, но и превознесенным над всеми в силу оказанного ему Ларисой предпочтения. «Голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь».

«Наткнулся» К. на Паратова и оказался с «бесчеловечной жестокостью» осмеян и унижен им. Обед, задуманный К. как демонстрация своего торжества, кончился тем, что гости его подпоили и уехали к цыганам, увезя с собой Ларису. Монолог К. о «смешном человеке» - вопль его оскорбленного самолюбия. С этого момента К. оказывается во власти собственной обиды: «Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня».

Излишняя «литературность» этих слов подсказывает, что К. решает сыграть роль «рокового» героя, которую когда-то разыгрывал в доме Огудаловых: «дикие взгляды» бросал, «отчаянным» прикидывался. «Раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех».

Пистолет, схваченный со стола; напыщенность и выспренность реплик, обращенных к Ларисе («О, не раскайтесь!», «Вы должны быть моей»); «наполеоновский» жест («Кладет руку за борт сюртука») - все это не что иное, как смехотворное подражание «печорин-ским» страстям, более всего напоминающее о Грушницком. Только увидев умирающую от его выстрела Ларису, К. понимает, что он наделал. В угоду тщеславию, дешевой позе, теша свое самолюбие, он погубил свое счастье. Прощальная нежность Ларисы обращена к человеку с потрясенной душой, охваченному чувством раскаяния.

Первый исполнитель роли К. - М.П.Садовский (1878). Среди других исполнителей - С.А.Мартинсон (1940).

Лит. см.. к статье «ЛАРИСА».

Н.А.Шалимова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "КАРАНДЫШЕВ" в других словарях:

    Карандаш или карандыш человек очень небольшого роста. В Затишье Тургенева читаем: Вошел старичок низенький и толстенький, из породы людей, называемых коротышками и карандашами. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бесприданница (значения). Бесприданница Жанр: драма

    Жестокий романс Жанр мелодра … Википедия

    Вещь. Слова и выражения в художественном произведении обращены не только к действительности, но и к другим словам и выражениям, входящим в строй того же произведения. Правила и приемы их употребления и сочетания зависят от стиля произведения в… … История слов

    Островский А.Н. Островский Александр Николаевич (1823 1886) Русский драматург, театральный деятель. Афоризмы, цитаты Островский А.Н. биография Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и… … Сводная энциклопедия афоризмов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бесприданница (значения). Бесприданница … Википедия

    Николай Яковлев Имя при рождении: Николай Капитонович Яковлев Дата рождения: 25 апреля (7 мая) 1869(1869 05 07) Место рождения: Рязань … Википедия

    Бесприданница (фильм, 1936) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Бесприданница (фильм). «Бесприданница» Жанр драма Режиссёр Яков Протазанов Александр Роу Автор сценария … Википедия

    Род. 21 ноября 1918 г., в Киеве, ум. 15 июня 2001 г. Актер театра и кино, выпускник Школы киноактера при киностудии "Мосфильм" (1940). Работал в ЦТСА (1940 46), в Театре студии киноактера (с 1946), в последние годы в театре "Школа… … Большая биографическая энциклопедия

Карандышев образ и характеристика по плану

1. Символичность Карандышева . Эпоха, изображенная в " ", знаменовала собой быстрое вступление России в фазу капиталистического развития. Сила и власть постепенно переходили в руки ограниченного числа людей, сумевших сколотить состояние. На этом фоне особенно заметна убогая жизнь мелкого чиновничества, к которому принадлежит Карандышев. Карандышев не способен проявить инициативу. Он просто плывет по течению, занимая скромную чиновничью должность. Ограниченные финансовые возможности развивают в нем робость и нездоровое чувство собственного достоинства. Главная цель Юлия Капитоныча - доказать окружающим, что он ничем не хуже людей, обладающих сказочным богатством. В этом заключается трагедия всей его жизни.

2. Поведение и манера держать себя . Карандышев очень болезненно воспринимает все высказывания на свой счет, даже вполне безобидные. Ему кажется, что за ними скрывается насмешка над его бедностью. Отсюда проистекает его подчеркнутая строгая вежливость и стремление показать себя в лучшем виде. Однако чем больше Юлий Капитоныч старается, тем смешнее выглядит в глазах окружающих.

3. Карандышев и Лариса. Заручившись согласием Ларисы и ее матери на брак, Карандышев преображается. В нем просыпаются все прежде скрытые честолюбивые мечты. В понимании Юлия Капитоныча его свадьба с молодой и очень красивой девушкой доказывает всему обществу, что его просто недооценивали до этого. Возможно, Карандышев и любит Ларису, но это чувство отходит на второй план перед удачной возможностью собственного триумфа. Ему очень важно пригласить на свадьбу самых влиятельных людей и покрасоваться перед ними. Для Юлия Капитоныча - просто дорогая игрушка, случайно доставшаяся в его руки. Еще не обладая правами мужа, он начинает делать ей замечанию по поводу, как ему кажется, недостойного поведения для девушки.

4. Отношение к Карандышеву других героев . Ничтожество Карандышева и его тайные мечты ни для кого не секрет. Остальные герои просто по-разному реагируют на этого окрыленного предстоящей свадьбой человека. Объединяющим всех чувством по отношению к Карандышеву является презрение, выражающееся в разной степени. Презрения практически не скрывают и Вожеватов. Паратова от откровенных насмешек над женихом удерживает жалость к положению Ларисы. В разговоре Харита Игнатьевна также довольно-таки часто намекает на очень незавидное положение Карандышева. Однако устав от бесконечных поисков жениха для дочери, она согласна и на такой вариант. В очень сложном положении находится Лариса. Согласившись на брак от отчаяния, она уже устала от Карандышева и его поведения. Презирая жениха, она испытывает к нему, в отличие от остальных, настоящую жалость, ведь их объединяет бедность.

5. Показательные сцены с участием Карандышева . Карандышев выглядит невероятно глупо с самого первого появления, когда он приглашает гостей на свадьбу. Ему не терпится пригласить Кнурова, который даже не удостаивает его внимания. Юлий Капитоныч не стесняется высказывать свой замысел в разговоре с Ларисой. Фактически он признается, что свадьба для него - не счастье с любимой женщиной, а всего лишь удовлетворение собственного самолюбия. Одновременно смех и жалость вызывает Карандышев на торжественном обеде. Основательно выпив, он не замечает насмешек гостей, пытается создать видимость достатка. Вершина унижения Юлия Капитоныча - его запрет петь для Ларисы, который она немедленно нарушает. В финальной сцене Лариса откровенно оскорбляет Карандышева, который, унижаясь все больше и больше, уговаривает ее уехать с ним. Убив девушку, Юлий Капитоныч доказал, что был совершенно ее недостоин.

6. Заключение. Карандышев - яркий литературный пример того, насколько может быть исковеркана душа человека под влиянием бедности. Юлий Капитоныч от природы добрый и честный человек. Только беспросветная нужда развила в нем болезненное самолюбие и, в конце концов, привела к убийству ни в чем не повинной девушки.

Молодой, но бедный чиновник, который относится не столько к богатым, сколько к бедным. Будучи эгоистом, обладающим чувством собственного достоинства, сквозь весь сюжет пьесы А. Н. Островского пытается заглушить или побороть чувство зависти к богатым людям. Очень интересный персонаж произведения тем, что в нем постоянно борется чувство любви к Ларисе Огудаловой с чувством тщеславия и превосходства над богатыми благодаря тому же чувству к Ларисе. Ведь, по сути, своим согласием, она отдает предпочтение Карандышеву, а не богатому Паратову.

Карандышев, который, по его мнению, совершает высокий поступок, беря в жены девушку без приданного, ведь на ней по этой причине никто не хотел жениться, хоть кавалеров было достаточно. А с другой стороны, ему постоянно напоминают, что согласие Ларисы - дурное стечение обстоятельств. Понимая, что его положение довольно-таки шатко, даже на правах официального жениха, он имеет мало прав в этом доме. Осознавая себя аутсайдером на лавке запасных, он злится, не чувствуя полного превосходства.

Карандышев не принимает путь смирения, который предлагает ему Лариса. Она помогает найти выход из тупиковых взаимоотношений, путем нежности и ласки, сочувствия и одобрения. Она просит его увезти в деревню и там начать тихую кроткую семейную жизнь. И все было бы хорошо. Но помним, что у Карандышева полно своих внутренних проблем, с которыми ему тяжело совладать. Уехав из города, он лишится минуты славы и превосходства над богатым и напыщенным Паратовым. Его уязвленное самолюбие не может этого допустить и он решает венчаться в городе «Чтоб не сказали, что мы прячемся».

А. Н. Островский, показывая такие сцены, осуждает подобные эгоистичные проявления, которые не помогают человеку стать самостоятельным и сознательным. Наоборот, наталкивают на путь такой же выдуманный, с искривленным сознанием и восприятием мира, как у самого Паратова. Ведь такие люди, как он лишены моральных принципов и жизненных устоев.

Эгоизм и самолюбие проявляются в конце пьесы, где Карандышев вначале бросается к ногам со словами о любви, а потом искусственный жест, схожий с наполеоновской манерой поведения. С одной стороны, ситуация уже ушла из-под контроля. Он потерял свой шанс обрести счастье с женщиной, которую любит. Понимая, что уже ничего исправить нельзя, Лариса не вернется к нему, даже после позора, он все равно пытается остановить ее, рассказывая ей правду, пусть, даже, очень горькую. А с другой стороны - самоутверждение при помощи женщины, которая ему якобы «не пара». И если он не может иметь право на нее при жизни, то он показывает свое право над мертвой.

Именно этими качествами и отличается герой от всех остальных действующих лиц. Его постоянное стремление восторжествовать над своими богатыми соперниками, вечный поиск мести, пусть даже самой маленькой и ничтожной. Как не раз говорил Карандышев, его самолюбие не одиножды было оскорблено и унижено. И, что теперь он жаждет славы, чтоб все завидовали и хотели «подружиться» с ним, как с обладателем прекрасного трофея. И именно по этой причине он терпит все издевательства и насмешки, поскольку все время пытался стать в позу знатного человека, богатого жениха, благородного кавалера, но попыткам суждено было остаться попытками.

.

Характеристика героя

Карандышев Юлий Капитоныч — «молодой человек, небогатый чиновник». К. обладает болезненным чувством собственного достоинства. Самолюбие — его самая главная черта. Лариса для К. — не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над Паратовым.

К. ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу. Несмотря на это, К. все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств. Даже будучи почти официальным женихом, К. воспринимается Огудаловыми как «как запасной вариант». Все это унижает героя, лишает его чувства победы.

К. отказывается заслужить любовь Ларисы кротостью и преданностью («поддержите меня,…отнеситесь ко мне нежно, с лаской!» — просит его Лариса). Раздраженное самолюбие героя берет верх над любовью. Поведением К. руководит желание победить Паратова. На просьбы Ларисы уехать подальше от города К. отвечает: «Только венчаться - непременно здесь; чтоб не сказали, что… я не жених вам, не пара…» По Островскому, такое чрезмерное самолюбие приводит к стремлению жить выдуманной, иллюзорной жизнью, к отказу от истинных жизненных ценностей. Это особенно ясно в финальной сцене. Когда К. понимает, что своей любовью он уже не увлечет Ларису, он убивает героиню. «Не доставайся же ты никому!» — произносит он, решая судьбу женщины, которая ему «не пара». К. не может обладать живой Ларисой и утверждает свою власть над нею мертвой. Совершенное им убийство — это последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими его во всем: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». В этом К. особенно смешон и жалок.

В пьесе «Бесприданница» тема «Маленького человека» находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы. Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: «Ну что такое Карандышев?» Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: «Ну что знакомство для меня?» Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны.

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: «Ведь он у нас чудак». Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, «что просто жалость было смотреть на Карандышева». Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца.

Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: «Мне тоже во фраке прикажете?». И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: «Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек». Но это ее «что-нибудь» говорит о совсем немногих ее достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа Карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания. Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять. Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

Ведь теперь он «из ничего, да в люди попал», став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас «повеличаться». Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: «Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.» И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он «соломинка, за которую хватается утопающий».

«Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен», умоляет он Ларису. Карандышев вероятно, понимает, что он и есть такая «соломинка». Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она» любит его.

Его мстительность и злоба видны уже в его словах: «Не обижайте! А меня обижать можно?» Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: «Жестоко, бесчеловечно жестоко». Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток. Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием. Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не, понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. "Торжествующий» над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно. Оборотная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова. Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться.

В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: «Я смешной человек». Великая перемена в нем происходит. Он способе признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек.

Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий её с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах. Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису.

Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его «вещью». И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А.Н. Островского жалок. Но случайно ли то, что слова о «вещи» писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не одарил ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше её в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет у драме другого, более «достойного» персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большое значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории «униженных и оскорбленных», о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток, озлоблен и решителен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.