Бернс честная бедность краткое содержание. Роберт Бёрнс "Честная бедность": анализ стихотворения

«Честная бедность» - одно из наиболее резких обличительных стихотворений Бернса, созданных в годы французской революции (1789) под впечатлением книги американского революционного публициста Томаса Пейна "Права человека". «Честная бедность» стала широко распространённой в шотландском народе песней. Многие современники называли это стих-е "Марсельезой простых людей".

Шотландский в своем стихотворении рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью. Основным же является тема честности с самим собой, душевная чистота. Автор призывает людей не стесняться своего положения-той нищеты, которая их окружает. Просит их не стыдиться того, кто они есть и не сравнивать себя с так называемой «знатью». А тех, кто делает это, наоборот, ругает и называет «жалкими». Доказательство этому мы видим уже в первых строчках стих-я:

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее

Тот самый жалкий из людей

Трусливый раб и прочее.

Почему «Честная бедность»? Для чего именно такое название дал своему стих-ю автор? Я думаю, потому что за дорогими лошадьми, роскошными домами, пышными одеждами, морем драгоценных камней и прочими вещами, по мнению Бернса, зачастую скрывались только подлость, лживость, глупость и прочие отрицательные качества, свойственные «фальшивым» людям. Он знает что люди честные, совестливые, чтящие мораль - зачастую остаются ни с чем в этой жизни и составляют класс бедных. А те, кто хитрее, подлее и обладает большей частью подобных качеств-и есть «верхушка», «знать». Потому бедность и есть честная. Ведь если посмотреть сквозь дорогие вещи, всю пышность одежд и роскошные драгоценности, то за ней кроется очень много лжи, она есть фундамент всего этого. А если взглянуть на то, что есть у обычного бедного крестьянина, то на что не смотри, все, что есть- досталось по честности и своести. Ведь зачастую идя за моралью и по зову справедливости, мы остаемся по итогу ни с чем в материальном плане, зато он честны с собой. Настоящее достоинство человека -- в его уме и трудолюбии, так считает Бернс. Шелковым платьем нельзя прикрыть глупость, в дорогом вине не утопишь нечестность.

По сюжету стихотворения мы видим, что здесь противопоставлены друг другу лживые богатые - честным бедным. Что раскрывается нам с помощью сравнения жизни одних и других

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

По композиции стихотворение напоминает стандартная народную песню (которой и стало впоследствии). Есть куплет, с определенным смыслом, после которого идет постоянный повтор определенных слов, которые служат своеобразным напевом.

При всем при том,

При всем при том

Подобные повторы наблюдаются практически во всех народных песнях. Первая часть припева остается неизменной, другая же постоянно меняется, и относится по тематике к предыдущему куплету, что образует стандартную схему связанных между собой смысловых частей, имеющих начало, средину и конец.

Сам тон стихотворения и его настроение не кажется трагичным, несмотря на то, что его роль обличить всяческие пороки лживых и нечестных и противопоставить их честным нищим. Бернс был сам крестьянином-человеком из народа, и потому писал простым и несложным слогом, обычными простыми словами, понятными любому смертному. Отсюда и берет истоки его простая и приподнимающая дух поэзия. Читая «Честную бедность» понимаешь, почему многие строки его произведений стали лозунгами, афоризмами. Посвятив свое творчество простым людям, этот поэт заслуженно получил всенародное признание и любовь. Так же, энергичности и эмоциональности стих-ю прибавляют частые риторические восклицания:

Богатство -Штамп на золотом

А золотой -Мы сами!

Или же можно наблюдать то же самое в конце третьего припева:

Бревно останется бревном

И в орденах, и в лентах!

И так практически в конце каждого куплета, кроме второго.

Здесь так же присутствует большое количество фонетических повторов (аллитерация) некоторых сонорных согласных звуков, а в частности [л”], [м], [н], что, в свою очередь, придает еще больше приподнятости настроению и задают ритм: Лирический герой не отделяет себя от толпы, а наоборот объединяет себя с такими же людьми, как и он:

  • 1. Пускай бедны мы с вами
  • 2. Мы хлеб едим и воду пьем
  • 3. Мы укрываемся тряпьем

Он действует от лица народа, выражает его мысли в своем стихотворении, рассказывая об их повседневной жизни. Он не стремиться выделиться, он призывает объединить всех, кто «брат» его духовный и материальный, что опять же показывает нам его как выразителя мыслей «простых смертных», кто никогда не знал что такое шикарные вина, пышные платья и дорогие заморские развлечения.

Главную роль в простоте этого стих-я сыграл, конечно же, его размер. Не груженный, не громоздкий, легкий и простой двусложный ямб-лучший выбор для стихотворения данной тематики. Как уже неоднократно говорилось, стихи Бернса легко ложатся на музыку и запоминаются, поэтому и по ритму и смыслу «ЧБ» легко превратилась в широко распространённую шотландскую народную песню, отдаленно напоминающую примитивные сочинения более раннего времени, которыми люди сопровождали свой труд или какие-либо игры.

Практически каждая строчка проникнута позитивными настроениями, верой в лучшее будущее на то, что справедливость восторжествует. Автор не стесняется, и напрямую высказывает свою позицию с гордой уверенностью и устремленным в будущее взглядом:

Настанет день и час пробьет

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Опять же, читая эти строки, невольно сам начинаешь верить в его слова. И в большинстве эти стихи написаны были для того, чтобы поднять тем самым народный дух и не дать ему упасть. Чтобы поддержать каждого, кто уже устал от всех бед, свалившихся на него в таком положении, и смог смотреть дальше. В каком-то смысле, можно смело сказать, что Бернс мог, смело поднимать восстания и быть народным вождем, так как буквально угадывает мысли каждого человека, находящегося в таком положении.

Основную идею стих-я мы понимаем через антитезу-постоянное противопоставление бедности и богатства, честности и лживости, например через предметы быта или из рассказов о повседневной жизни:

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

обличительный стихотворение антитеза

Знатным, но глупым и невежественным людям поэт противопоставляет умных и честных тружеников. Бедняки часто бывают очень достойными людьми. Хороший человек может скрываться и за плохим платьем. И наоборот, кто носит богатые одежды, тот часто оказывается «дураком и плутом». Поэтому Бёрнс призывает нас «судить не по платью», а бедняков -- не стыдиться своей бедности.

Для усиления эффекта антитезы, а так же придания особой легкости и эмоциональности стих-ю, поэтом употребляются частые повторы и сравнения (см. выше). В наши дни стих-е популярно по своей тематике. Оно легко запоминается и может стать очень популярным, если будет переложено каким-либо современным исполнителем на новую музыку. Например, как те же песни Цоя или Высоцкого, которые так любит петь молодежь у костра. Сейчас она не особо популярна, но существует в исполнении таких малоизвестных певцов как Мария Черкаская, Ефрем Флакс и т.д, а так же известно ее воспроизведение на спектакле «Робин Гуд» на постановке одного из Московских музыкальных театров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ стихотворения Р . Бернса " Честная бедность "

«Честная бедность» - одно из наиболее резких обличительных стихотворений Бернса, созданных в годы французской революции (1789) под впечатлением книги американского революционного публициста Томаса Пейна "Права человека". «Честная бедность» стала широко распространённой в шотландском народе песней. Многие современники называли это стих-е "Марсельезой простых людей".

Шотландский в своем стихотворении рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью. Основным же является тема честности с самим собой, душевная чистота. Автор призывает людей не стесняться своего положения-той нищеты, которая их окружает. Просит их не стыдиться того, кто они есть и не сравнивать себя с так называемой «знатью». А тех, кто делает это, наоборот, ругает и называет «жалкими». Доказательство этому мы видим уже в первых строчках стих-я:

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее

Тот самый жалкий из людей

Трусливый раб и прочее.

Почему «Честная бедность»? Для чего именно такое название дал своему стих-ю автор? Я думаю, потому что за дорогими лошадьми, роскошными домами, пышными одеждами, морем драгоценных камней и прочими вещами, по мнению Бернса, зачастую скрывались только подлость, лживость, глупость и прочие отрицательные качества, свойственные «фальшивым» людям. Он знает что люди честные, совестливые, чтящие мораль - зачастую остаются ни с чем в этой жизни и составляют класс бедных. А те, кто хитрее, подлее и обладает большей частью подобных качеств-и есть «верхушка», «знать». Потому бедность и есть честная. Ведь если посмотреть сквозь дорогие вещи, всю пышность одежд и роскошные драгоценности, то за ней кроется очень много лжи, она есть фундамент всего этого. А если взглянуть на то, что есть у обычного бедного крестьянина, то на что не смотри, все, что есть- досталось по честности и своести. Ведь зачастую идя за моралью и по зову справедливости, мы остаемся по итогу ни с чем в материальном плане, зато он честны с собой. Настоящее достоинство человека -- в его уме и трудолюбии, так считает Бернс. Шелковым платьем нельзя прикрыть глупость, в дорогом вине не утопишь нечестность.

По сюжету стихотворения мы видим, что здесь противопоставлены друг другу лживые богатые - честным бедным. Что раскрывается нам с помощью сравнения жизни одних и других

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

По композиции стихотворение напоминает стандартная народную песню (которой и стало впоследствии). Есть куплет, с определенным смыслом, после которого идет постоянный повтор определенных слов, которые служат своеобразным напевом.

При всем при том,

При всем при том

Подобные повторы наблюдаются практически во всех народных песнях. Первая часть припева остается неизменной, другая же постоянно меняется, и относится по тематике к предыдущему куплету, что образует стандартную схему связанных между собой смысловых частей, имеющих начало, средину и конец.

Сам тон стихотворения и его настроение не кажется трагичным, несмотря на то, что его роль обличить всяческие пороки лживых и нечестных и противопоставить их честным нищим. Бернс был сам крестьянином-человеком из народа, и потому писал простым и несложным слогом, обычными простыми словами, понятными любому смертному. Отсюда и берет истоки его простая и приподнимающая дух поэзия. Читая «Честную бедность» понимаешь, почему многие строки его произведений стали лозунгами, афоризмами. Посвятив свое творчество простым людям, этот поэт заслуженно получил всенародное признание и любовь. Так же, энергичности и эмоциональности стих-ю прибавляют частые риторические восклицания:

Богатство -Штамп на золотом

А золотой -Мы сами!

Или же можно наблюдать то же самое в конце третьего припева:

Бревно останется бревном

И в орденах, и в лентах!

И так практически в конце каждого куплета, кроме второго.

Здесь так же присутствует большое количество фонетических повторов (аллитерация) некоторых сонорных согласных звуков, а в частности [л”], [м], [н], что, в свою очередь, придает еще больше приподнятости настроению и задают ритм: Лирический герой не отделяет себя от толпы, а наоборот объединяет себя с такими же людьми, как и он:

1. Пускай бедны мы с вами

2. Мы хлеб едим и воду пьем

3. Мы укрываемся тряпьем

Он действует от лица народа, выражает его мысли в своем стихотворении, рассказывая об их повседневной жизни. Он не стремиться выделиться, он призывает объединить всех, кто «брат» его духовный и материальный, что опять же показывает нам его как выразителя мыслей «простых смертных», кто никогда не знал что такое шикарные вина, пышные платья и дорогие заморские развлечения.

Главную роль в простоте этого стих-я сыграл, конечно же, его размер. Не груженный, не громоздкий, легкий и простой двусложный ямб-лучший выбор для стихотворения данной тематики. Как уже неоднократно говорилось, стихи Бернса легко ложатся на музыку и запоминаются, поэтому и по ритму и смыслу «ЧБ» легко превратилась в широко распространённую шотландскую народную песню, отдаленно напоминающую примитивные сочинения более раннего времени, которыми люди сопровождали свой труд или какие-либо игры.

Практически каждая строчка проникнута позитивными настроениями, верой в лучшее будущее на то, что справедливость восторжествует. Автор не стесняется, и напрямую высказывает свою позицию с гордой уверенностью и устремленным в будущее взглядом:

Настанет день и час пробьет

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Опять же, читая эти строки, невольно сам начинаешь верить в его слова. И в большинстве эти стихи написаны были для того, чтобы поднять тем самым народный дух и не дать ему упасть. Чтобы поддержать каждого, кто уже устал от всех бед, свалившихся на него в таком положении, и смог смотреть дальше. В каком-то смысле, можно смело сказать, что Бернс мог, смело поднимать восстания и быть народным вождем, так как буквально угадывает мысли каждого человека, находящегося в таком положении.

Основную идею стих-я мы понимаем через антитезу-постоянное противопоставление бедности и богатства, честности и лживости, например через предметы быта или из рассказов о повседневной жизни:

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

обличительный стихотворение антитеза

Знатным, но глупым и невежественным людям поэт противопоставляет умных и честных тружеников. Бедняки часто бывают очень достойными людьми. Хороший человек может скрываться и за плохим платьем. И наоборот, кто носит богатые одежды, тот часто оказывается «дураком и плутом». Поэтому Бёрнс призывает нас «судить не по платью», а бедняков -- не стыдиться своей бедности.

Для усиления эффекта антитезы, а так же придания особой легкости и эмоциональности стих-ю, поэтом употребляются частые повторы и сравнения (см. выше). В наши дни стих-е популярно по своей тематике. Оно легко запоминается и может стать очень популярным, если будет переложено каким-либо современным исполнителем на новую музыку. Например, как те же песни Цоя или Высоцкого, которые так любит петь молодежь у костра. Сейчас она не особо популярна, но существует в исполнении таких малоизвестных певцов как Мария Черкаская, Ефрем Флакс и т.д, а так же известно ее воспроизведение на спектакле «Робин Гуд» на постановке одного из Московских музыкальных театров.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особливості стилю Р. Бернса, тематика творів. Короткий опис найвідоміших віршів поета, головні герої. Внесок Василя Мисика в українську бернсіану. Роль П. Грабовського й І. Франка як популяризаторів і перекладачів Бернса. М. Лукаш і його переклади поета.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2010

    Гнівне й нещадне викриття суспільства в сатиричній поемі Р. Бернса "Два собаки". Антирелігійна тема в творчості Р. Бернса. Балада "Джон Ячмінне зерно" як полум’яний патріотичний гімн. Розкриття завдання поета та поезії в алегоричній поемі "Видіння".

    контрольная работа , добавлен 07.11.2016

    Предпосылки возникновения и первые шаги Французской революции, поэтизация революционных идей Вольтером и Руссо. Особенности песен и прозы, посвященных революции и победе над феодализмом во Франции. Применение античных образов в данном виде искусства.

    реферат , добавлен 24.07.2009

    Классификация понятия перевода поэтических произведений различными лингвистами. Общие требования и лексические вопросы перевода художественной прозы на примере поэмы "Ворон", стихотворения Марины Цветаевой "Родина" и "Мое сердце в горах" Р. Бернса.

    дипломная работа , добавлен 01.07.2015

    Понятие о двусложных размерах стиха, особенностях стихотворной речи. Чтение стихотворения "Няне". Сообщение "История создания стихотворения "Зимнее утро"". Выставка иллюстраций к стихотворению, нарисованных самими детьми. Литературоведческие минутки.

    конспект урока , добавлен 05.07.2013

    История написания стихотворения Ахматовой "Я пришла к поэту в гости", посвященного Блоку. Описание эмоционального впечатления от дружеского визита писателя. Творчество Ахматовой с позиции акмеизма. Анализ стихотворения с синтаксической точки зрения.

    презентация , добавлен 01.06.2012

    История создания стихотворения Державина "Властителям и судиям", характеристика его темы и идеи, особенности основных образов. Создание и формирование автором особой поэтической системы. Художественное своеобразие и значение произведения в литературе.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Интерпретация проблемы террора в "классической" исторической литературе. Политическая история Французской революции XVIII в. Марксистская историография о феномене террора во Французской революции XVIII в. Последние работы, посвященные проблеме террора.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2016

    Общая характеристика биографии К. Томана. Анализ стихотворения "Солнечные часы". Рассмотрение основных особенностей послевоенного сборника "Месяцы". Анализ издания общего литературного манифеста "Чешский модерн". Знакомство с творчеством с А. Совы.

    доклад , добавлен 05.07.2014

    Детские и юношеские годы Александра Блока, его работа в период революции и последние годы жизни. Любовь к женщинам, нашедшая свое отображение в творчестве поэта. Тематическое наполнение циклов стихотворений "Распутья", "Город", "Возмездие", "Кармен".

Стихотворение величайшего шотландского поэта Роберта Бернса «Честная бедность» написано на мотив известной народной песни. Простым и легким языком поэт высказывает не только свои, но и народные представления о честности и достоинстве, добре и зле.

Р. Бернс утверждает, что если человек честен, но неимущ, ему нет причин стыдиться своей бедности, ведь богатство можно приобрести и потерять, растратить и накопить снова, а вот высокие внутренние качества человека не купишь ни за какие деньги: «Богатство - штамп на золотом, а золотой - мы сами!»

Знатью поэт называет не тех, кто одевается в шелка и пьет вино, а тех, кто не боится честного труда, потому что даже самое звучное имя, доставшееся про рождении гордецу, глупцу и нахалу, не сможет добавить ему ума, чести и порядочности:

Бревно останется бревном,

И в орденах и в лентах!

Испытывая презрение к титулам и званиям, автор стихотворения утверждает, что в человеке следует ценить не пустые слова, а реальные поступки, его отношение к себе и другим людям:

Король лакея своего

Назначит генералом,

Но он не сможет никого

Назначить честным малым.

Поэт верит, что наступят времена, когда его надежды сбудутся, все люди станут братьями и сестрами, а

Уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Читая стихотворение Роберта Бернса понимаешь, почему многие строки его произведений стали лозунгами, афоризмами. Посвятив свое творчество народу, этот поэт заслуженно получил всенародное признание и любовь.

Поэт Роберт Бернс широко известен во всем мире. Бернс был сыном крестьянина, поэтому его поэзия тесно связана с народом, с его чаяниями, мыслями, бедами и радостями. Поэт писал о том, что близко и понятно простым людям, многие его произведения похожи на народные песни и баллады.

В стихотворении «Честная бедность» автор ищет ответы на волнующие его вопросы - почему человек беден, как вырваться ему из нищеты, не растеряв при этом чистоту души. Глубокому смыслу стихотворения сопутствует задорная шотландская веселость. Автор призывает не стесняться бедности. Он считает, что лучше быть бедным, но уважаемым человеком, чем добывать себе богатство нечестным путем. Самое главное достоинство человека состоит в уме и трудолюбии, а этого не купить за деньги. Дорогая одежда, украшения, кареты и дворцы не являются показателями Ума, о чем свидетельствуют строки

Вот этот шут - природный лорд.

Ему должны мы кланяться.

Но пусть он чопорен и горд,

Бревно бревном останется!

Король может пожаловать титул, наградить орденом, но не в силах наделить человека умом. Поэт с оптимизмом верит, что «настанет день и час пробьет, когда уму и чести на всей земле придет черед стоять на первом месте». Стихотворение вселяет в простых людей веру в свои силы и возможности, пробуждая в них человеческое достоинство. Тем не менее, как мне кажется, славное время, о котором грезил поэт, когда ум будет стоять на первом месте общечеловеческих ценностей, еще не наступило. Именно сейчас, в жестоком современном мире выживают те, кто хитрее, жестче, безжалостнее, кто готов идти «по головам». Часто умные образованные люди не находят применения своим знаниям. Для легкой наживы многие используют принцип «купи-продай». Нам остается лишь надеяться, что «будет день, когда кругом все люди станут братья», а достойные человеческие качества будут оцениваться соответственно.

Кто честным кормится трудом, -

таких зову я знатью.

Недавно на уроке литературы мы познакомились с творчеством замечательного шотландского поэта Роберта Бернса. Внук и сын земледельцев, сам фермер, он на собственном опыте познал все радости и горести простой трудовой жизни. «Если бы мне не было известно, кто он такой, - писал о нем Вальтер Скотт, - я бы принял его за очень умного фермера старой шотландской закваски, не из этих теперешних землевладельцев, которые держат батраков для тяжкого труда, а за настоящего «доброго хозяина», который сам ходит за плугом». Его не испортили ни почести, ни слава, и в своих стихах он говорил о своем народе то, что знал и чувствовал.

Мне кажется, стихотворение «Честная бедность», которое открывает сборник его стихов, может служить своеобразным эпиграфом ко всему творчеству этого оригинального поэта. Берне убежден, что богатство и чины ничто по сравнению с истинными ценностями. Знатен не тот, кто богат и одет в шелка, а тот, кто «честным кормится трудом» и не стыдится «честной бедности своей». Бедность не порок. А настоящее богатство - сам человек, обладающий умом и чувством собственного достоинства:

Богатство - штамп на золотом,

А золотой - Мы сами!

Можно получить наследство, звание и чин, но никого нельзя назначить честным и порядочным. «Награды, лесть и прочее не заменяют ум и честь» - утверждает поэт.

Главная мысль, которой проникнуто все стихотворение, - вера поэта в то, что когда-нибудь

Настанет день и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Речь его свободная и уверенная, мы не чувствуем назойливости или нравоучения. Простым и понятным языком выражает поэт свои мысли, он убежден в собственной правоте. Его стихи и по сей день любят в Шотландии, многие поэты мира переводят его стихи на языки своих народов, потому что Роберт Берне не только выдающийся поэт, но и просто человек, мечтающий о мире, в котором не будет неравенства, несправедливости, лжи и обмана, где не останется ни одного подлеца, живущего чужим трудом, и «все люди станут брат


Из ответов на множество вопросов: почему человек беден, что поможет ему вырваться из нищеты, как сохранить чистоту в душе, при этом имея возможность обогатиться и т. п. Стихотворение "Честная бедность" написано на мотив народной песни, поэтому его серьезный текст сочетается с шотландской веселостью. Задорная легкость ритма служит своеобразным аккомпанементом глубокому смыслу стихотворения. Бернс...

Солдат" (Командир) и "Зори здесь тихие" (старшина Васков) К.Молчанова, "Октябрь" В.Мурадели (Иван Тимофеевич), "Катерина Измайлова" Д.Шостаковича (Борис Тимофеевич) и многие другие. Александр Ведерников постоянно совмещал работу в театре с активной концертной деятельностью. Он провел бесчисленное множество филармонических концертов, записал более 30 компакт-дисков с романсами, песнями, ариями, ...

ить по-шотландски в Англии считалось «немножко некультурным». Борьба шотландцев за независимость в особенно резкой форме не проявлялась, но в скрытом виде не прекращалась. В той или иной форме шотландцы протестовали против английской государственности. Шотландия, страна в значительной степени земледельческая, острее чувствовала гнет капитализма и разорение им деревни. Крестьяне, согнанные с земли...

Поэтому так близок и дорог он народам других стран. 3. ВИЛЬЯМ МЕЙКПИС ТЕККЕРЕЙ. Творчество Теккерея составляет одну из вершин английской литературы XIX века. Теккерей, как и Диккенс, является создателем английского реалистического социального романа. Реализм Диккенса и реализм Теккерея как бы дополняют друг друга. Как справедливо замечает английский прогрессивный критик Т.А. Джексон в своей...

Стихотворение величайшего шотландского поэта Роберта Бернса «Честная бедность» написано на мотив известной народной песни. Простым и легким языком поэт высказывает не только свои, но и народные представления о честности и достоинстве, добре и зле.

Р. Бернс утверждает, что если человек честен, но неимущ, ему нет причин стыдиться своей бедности, ведь богатство можно приобрести и потерять, растратить и накопить снова, а вот высокие внутренние качества человека не купишь ни за какие деньги: «Богатство - штамп на золотом, а золотой - мы сами!»

Знатью поэт называет не тех, кто одевается в шелка и пьет вино, а тех, кто не боится честного труда, потому что даже самое звучное имя, доставшееся про рождении гордецу, глупцу и нахалу, не сможет добавить ему ума, чести и порядочности:

Бревно останется бревном,

И в орденах и в лентах!

Испытывая презрение к титулам и званиям, автор стихотворения утверждает, что в человеке следует ценить не пустые слова, а реальные поступки, его отношение к себе и другим людям:

Король лакея своего

Назначит генералом,

Но он не сможет никого

Назначить честным малым.

Поэт верит, что наступят времена, когда его надежды сбудутся, все люди станут братьями и сестрами, а

… уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Читая стихотворение Роберта Бернса понимаешь, почему многие строки его произведений стали лозунгами, афоризмами. Посвятив свое творчество народу, этот поэт заслуженно получил всенародное признание и любовь.

Поэт Роберт Бернс широко известен во всем мире. Бернс был сыном крестьянина, поэтому его поэзия тесно связана с народом, с его чаяниями, мыслями, бедами и радостями. Поэт писал о том, что близко и понятно простым людям, многие его произведения похожи на народные песни и баллады.

В стихотворении «Честная бедность» автор ищет ответы на волнующие его вопросы - почему человек беден, как вырваться ему из нищеты, не растеряв при этом чистоту души. Глубокому смыслу стихотворения сопутствует задорная шотландская веселость. Автор призывает не стесняться бедности. Он считает, что лучше быть бедным, но уважаемым человеком, чем добывать себе богатство нечестным путем. Самое главное достоинство человека состоит в уме и трудолюбии, а этого не купить за деньги. Дорогая одежда, украшения, кареты и дворцы не являются показателями Ума, о чем свидетельствуют строки

Вот этот шут - природный лорд.

Ему должны мы кланяться.

Но пусть он чопорен и горд,

Бревно бревном останется!

Король может пожаловать титул, наградить орденом, но не в силах наделить человека умом. Поэт с оптимизмом верит, что «настанет день и час пробьет, когда уму и чести на всей земле придет черед стоять на первом месте». Стихотворение вселяет в простых людей веру в свои силы и возможности, пробуждая в них человеческое достоинство. Тем не менее, как мне кажется, славное время, о котором грезил поэт, когда ум будет стоять на первом месте общечеловеческих ценностей, еще не наступило. Именно сейчас, в жестоком современном мире выживают те, кто хитрее, жестче, безжалостнее, кто готов идти «по головам». Часто умные образованные люди не находят применения своим знаниям. Для легкой наживы многие используют принцип «купи-продай». Нам остается лишь надеяться, что «будет день, когда кругом все люди станут братья», а достойные человеческие качества будут оцениваться соответственно.

Кто честным кормится трудом, -

таких зову я знатью.

Недавно на уроке литературы мы познакомились с творчеством замечательного шотландского поэта Роберта Бернса. Внук и сын земледельцев, сам фермер, он на собственном опыте познал все радости и горести простой трудовой жизни. «Если бы мне не было известно, кто он такой, - писал о нем Вальтер Скотт, - я бы принял его за очень умного фермера старой шотландской закваски, не из этих теперешних землевладельцев, которые держат батраков для тяжкого труда, а за настоящего «доброго хозяина», который сам ходит за плугом». Его не испортили ни почести, ни слава, и в своих стихах он говорил о своем народе то, что знал и чувствовал.

Мне кажется, стихотворение «Честная бедность», которое открывает сборник его стихов, может служить своеобразным эпиграфом ко всему творчеству этого оригинального поэта. Берне убежден, что богатство и чины ничто по сравнению с истинными ценностями. Знатен не тот, кто богат и одет в шелка, а тот, кто «честным кормится трудом» и не стыдится «честной бедности своей». Бедность не порок. А настоящее богатство - сам человек, обладающий умом и чувством собственного достоинства:

Богатство - штамп на золотом,

А золотой - Мы сами!

Можно получить наследство, звание и чин, но никого нельзя назначить честным и порядочным. «Награды, лесть и прочее не заменяют ум и честь» - утверждает поэт.

Главная мысль, которой проникнуто все стихотворение, - вера поэта в то, что когда-нибудь

Настанет день и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Речь его свободная и уверенная, мы не чувствуем назойливости или нравоучения. Простым и понятным языком выражает поэт свои мысли, он убежден в собственной правоте. Его стихи и по сей день любят в Шотландии, многие поэты мира переводят его стихи на языки своих народов, потому что Роберт Берне не только выдающийся поэт, но и просто человек, мечтающий о мире, в котором не будет неравенства, несправедливости, лжи и обмана, где не останется ни одного подлеца, живущего чужим трудом, и «все люди станут братья!»

Вальтер Скотт вспоминал: «В нем ощущалась большая скромность, простота и непринужденность… Во всем его облике чувствовались ум и сила, и только глаза выдавали его поэтическую натуру и темперамент. Большие и темные, они горели, когда он толковал о чем-нибудь с силой и увлечением. Никогда в жизни я не видел таких глаз. Его речь была полна свободы и уверенности, без малейшего самодовольства. Он высказывал свои убеждения твердо, но сдержанно и скромно. Стихи свои читал неторопливо, выразительно и с большой силой…»

Будущий поэт родился близ шотландского города Эйр, в семье бедного фермера. Своей земли у семьи не было. Приходилось арендовать у помещика. С детских лет Роберт работал в поле, помогал отцу. Приходилось много трудиться. Но каменистая почва давала скудный урожай. О бедности семьи свидетельствует и тот факт, что у Роберта и его брата была одна пара башмаков на двоих, поэтому, когда пришла пора ходить в школу, они учились по очереди.

Рис. 1. Портрет. Роберт Бернс. 1759 - 1796 ()

Несмотря на бедность, в семье царила атмосфера любви и доброты. Матушка с детства прививала любовь к шотландской культуре, пела народные песни, рассказывала сказки. Отец занимался воспитанием сыновей и даже написал для них книгу «Наставления о вере и благочестии». О своем отце Роберт напишет теплые слова:

Был честный фермер мой отец.

Он не имел достатка,

Но от наследников своих

Он требовал порядка.

Учил достоинство хранить,

Хоть нет гроша в карманах.

Страшнее - чести изменить,

Чем быть в отрепьях рваных.

Поэтический дар рано проснулся в Роберте. В записной книжке он напишет: «Рифма и мелодия стиха стали голосом моего сердца. Я жаждал общения с людьми, обладал природной живостью характера, умением все замечать, обо всем составлять свои суждения».

Свои наблюдения и размышления Роберт отражает в стихах, которые часто сочиняет, идя за плугом. Бернс воспевает жизнь простого народа, нелегкий труд крестьян, пахарей, угольщиков, пастухов и кузнецов - «тех, кто сердцем чист, душою прям и прожил так, как надо», тех, кто по-настоящему любит свою землю и восхищается ее упоительной красотой. Поэт пишет о тех, кто умеет ценить дружбу и любовь:

Ни громкий чин, ни папский ранг,

Ни Лондонский богатый банк

Блаженства не дают.

Но награда из наград -

Слеза любви, участья взгляд,

Улыбка добрых глаз!

А коль в беду мы попадем,

И в ней мы доброе найдем.

Пускай беда нам тяжела,

Но в ней ты узнаешь,

Как отличить добро от зла,

Где правда, а где ложь.

Робкая попытка Бернса опубликовать свои стихи неожиданно для бедного крестьянина увенчалась успехом. В 1786 году вышла его первая книга стихов, всего 600 экземпляров. Они разошлись в несколько дней! Книгу читали всюду! Сборник дошел до столицы Шотландии - Эдинбурга, и оттуда пришло письмо поэта Блэклока с хвалебным отзывом и обещанием поддержки талантливому поэту.

27 ноября 1786 г. на чужой лошади, без единого рекомендательного письма и почти без денег Бернс отправился в столицу, захватив с собой свои новые произведения. Эдинбург с восторгом встретил «поэта-пахаря», «поэтическое чудо из провинции» . Здесь будут напечатаны следующие сборники стихов, поэмы.

Стихи Бернса покорили читателей своей искренностью, простотой, чистотой. Они близки к народным балладам и песням, любовь к которым поэт впитал с молоком матери. Бернс первым показал шотландцам и англичанам значение народной речи, издав в 27 лет сборник «Стихотворения, преимущественно написанные на шотландском диалекте», а затем ему удалось собрать и подготовить к изданию произведения шотландского поэтического фольклора: народные предания, баллады, песни, поэмы. Можно сказать, Роберт Бернс заново открыл для своей Родины сокровищницу народного творчества.

В одном из своих последних стихотворений поэт восклицал:

Да здравствует право писать!

Правдивой страницы лишь тот боится,

Кто вынужден правду скрывать.

Всю свою жизнь поэт доискивался до правды. О какой же правде идет речь?

Честная бедность.

Рис. 2. Крестьянское семейство. Худ. Луи Ленен ()

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее,

Тот самый жалкий из людей,

Трусливый раб и прочее.

При всем при том,

При всем при том,

Пускай бедны мы с вами,

Богатство -

Штамп на золотом,

А золотой -

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

При всем при том,

При всем при том,

Судите не по платью.

Кто честным кормится трудом,

Таких зову я знатью,

Рис. 3. Придворные ()

Вот этот шут - природный лорд.

Ему должны мы кланяться.

Но пусть он чопорен и горд,

Бревно бревном останется!

При всем при том,

При всем при том,

Хоть весь он в позументах, -

Бревно останется бревном

И в орденах, и в лентах!

Король лакея своего

Назначит генералом,

Но он не может никого

Назначить честным малым.

При всем при том,

При всем при том,

Награды, лесть

Не заменяют

Ум и честь

И все такое прочее!

Настанет день и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

При всем при том,

При всем при том,

Могу вам предсказать я,

Что будет день,

Когда кругом

Все люди станут братья!

Особенности композиции:

куплет + припев;

рефрен (повтор строк в припеве);

антитеза (художественное противопоставление).

Примеры противопоставления (антитезы):

Вывод : жизнь бедняка сурова, полна лишений и горя, однако если выбирать между честной бедностью и подлым богатством, Роберт Бернс на стороне бедняков.

В стихотворении «Честная бедность» Роберт Бернс беспощаден к богачам. Его критика поражает своей дерзкой прямотой. Он называет лорда - шутом и бревном (т.е. болваном), генерала - лакеем. Поэт сочувствует королю, который окружил себя лжецами и глупцами.

Бернс мечтает о времени, когда честность и порядочность получат заслуженную награду:

Настанет день и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Самому поэту не довелось дожить до того дня. Он умер в 37 лет. Тяжелый, изнурительный труд, постоянные лишения, нужда - все это приблизило его преждевременную смерть.

В русской литературе поэзия Бернса становится популярной с начала 19 века. Так, например, И. С. Тургенев писал Некрасову: «Я уверен наперед, что ты придешь в восторг от Бернса и с наслаждением возьмёшься cкоро переводить его. Бернс - это чистый родник поэзии».

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Рекомендованное домашнее задание
    1. Внимательно рассмотрите иллюстрации к стихотворению Бернса «Честная бедность». Какой композиционный прием они усиливают?
    2. Подумайте над тем, с какой интонацией нужно читать стихотворение «Честная бедность». (грустной или жизнеутверждающей?)