Предмет и метод статистики как общественной науки. Проблемы оценки научной деятельности

Тема 1. Понятие, предмет и методы правовой статистики.
1. Укажите автора термина «статистика»:

а) Дж. Граунт;

б) У. Петти;

в) Г. Ахенваль;

а) М.Н. Гернет;

б) А.А. Герцензон;

в) С.С. Остроумов;

г) В.Н. Кудрявцев.
3. Наука, занимающаяся изучением количественных показателей деятельности правоохранительных органов и органов юстиции, – это:

а) уголовная статистика;

б) правовая статистика;

в) правоохранительная статистика;

г) статистика органов дознания.

4. Современное понимание термина «статистика» имеет следующие значения:

а) совокупность цифровых данных и сведений о массовых общественных явлениях;

б) вид практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации информации о количественной стороне массовых общественных явлений и процессов;

в) общественная наука;

г) методология общественных наук.

5. Правовая статистика и социальная статистика соотносятся между собой следующим образом:

а) это одна и та же наука;

б) правовая статистика включает в свой состав социальную статистику;

в) правовая статистика является отраслью социальной статистики;

г) эти науки между собой не связаны.

6. Правовая статистика является отраслью:

а) общей теории статистики;

б) экономической статистики;

в) социальной статистики;

г) статистики политики.

7. Предметом правовой статистики являются:

а) количественная сторона качественно однородных массовых правовых явлений и процессов, тенденции и закономерности их развития в конкретных условиях места и времени;

б) количественные закономерности преступности и судимости;

в) проблемы профилактики преступности и борьбы с нею;

г) количественно-качественные параметры гражданских правонарушений.
8. К специфическому признаку сугубо правовой статистики следует отнести:

а) массовость изучаемых явлений и процессов;

б) правовую или юридическую значимость изучаемых явлений и процессов;

в) изучение общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени;

г) изучение общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.

9. К явлениям правового характера относятся:

а) преступность и мероприятия по борьбе с ней;

б) гражданские правонарушения, ставшие объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитражном суде;

в) административные нарушения и мероприятия по борьбе с ними;

г) гражданские отношения, возникающие в повседневной жизни.

10. В составе правовой статистики выделяются следующие отрасли:

а) уголовно-правовая статистика;

б) гражданско-правовая статистика;

в) моральная статистика;

г) административно-правовая статистика.

11. В составе уголовно-правовой статистики в соответствии с основными стадиями уголовного процесса выделяют следующие разделы:

а) статистика предварительного расследования;

б) статистика уголовного судопроизводства;

в) статистика исполнения приговоров;

г) статистика исполнения судебных решений.

12. В составе гражданско-правовой статистики в соответствии с основными стадиями гражданского процесса выделяют следующие разделы:

а) статистика искового судопроизводства;

в) статистика исполнения судебных решений;

г) статистика исполнения приговоров. Правовая статистика

13. Объектом уголовно-правовой статистики являются:

а) количественная сторона преступности;

б) количественная сторона судимости;

в) количественная сторона деятельности государственных органов по борьбе с преступностью и исправлению правонарушителей;

г) все правоотношения, регулируемые ГК РФ и УК РФ.

14. Объектом статистики предварительного расследования является:

15. Объектом статистики уголовного судопроизводства является:

а) преступность и деятельность органов предварительного расследования;

б) судимость и деятельность судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия;

в) деятельность судов всех инстанций по рассмотрению гражданских споров;

г) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы.

16. Объектом статистики исполнения приговоров является:

б) судимость и деятельность судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия;

в) деятельность судов всех инстанций по рассмотрению гражданских споров;

г) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы по реализации назначенного судом уголовного наказания и других мер уголовно-правового характера за совершение преступлений. Понятие, предмет и методы правовой статистики

17. Объектом криминологической статистики являются:

а) количественные характеристики преступности и ее причин;

б) количественные характеристики личности преступника;

в) количественные характеристики профилактической деятельности по предупреждению преступности;

г) количественные характеристики судимости.

18. Статистика о личности потерпевших и роли их поведения в развитии преступления – это:

а) моральная статистика;

б) криминологическая статистика;

в) статистика виктимности;

г) социальная статистика.

19. Объектом гражданско-правовой статистики являются:

а) все правоотношения, регулируемые ГК РФ;

б) правоотношения, ставшие предметом спора, разрешаемого судом общей юрисдикции;

в) правоотношения, ставшие предметом спора, разрешаемого

в арбитраже;

г) правоотношения, утверждаемые нотариатом.

20. Статистика гражданского судопроизводства отражает:

а) деятельность судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия;

б) результаты работы судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских споров;

в) деятельность специализированных судов и мировых судей по рассмотрению гражданских споров;

г) деятельность арбитражных судов по рассмотрению экономических и других споров.

21. Статистика исполнения судебных решений отражает:

а) деятельность судебных исполнителей по приведению в исполнение решений судов по гражданским делам;

б) судимость и деятельность судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия;

в) деятельность судов всех инстанций по рассмотрению гражданских споров; Правовая статистика

г) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы по реализации назначенного судом уголовного наказания и других мер уголовно-правового характера за совершение преступлений.

22. Объектом административно-правовой статистики являются:

а) количественная сторона административных нарушений;

б) количественная сторона мер административного воздействия;

в) количественная сторона деятельности органов внутренних

г) количественная сторона деятельности судов и других органов юстиции.

23. Укажите раздел правовой статистики, отражающий деятельность прокуратуры:

а) статистика уголовного судопроизводства;

б) статистика гражданского судопроизводства;

в) статистика прокурорского надзора;

г) статистика виктимности.

24. Укажите, какие методы изучения правовых явлений относятся непосредственно к статистическим методам:

а) метод группировок;

б) метод диалектического познания;

в) табличный метод;

г) индексы.

25. Согласно диалектическому методу познания правовые явления и процессы рассматриваются:

а) в динамике;

б) во взаимосвязи;

в) в сравнении и сопоставлении;

г) независимо от времени и пространства.

26. Укажите стадии полного статистического исследования:

а) подготовительная работа;

б) статистическое наблюдение;

в) сводка и группировка собранного материала;

г) анализ собранных и сгруппированных данных на основе

применения обобщающих статистических показателей.
27. Первым этапом статистического исследования является:

а) статистическое наблюдение;

б) сводка и группировка статистических материалов;

в) анализ статистического материала;

г) пилотажное обследование.

28. Укажите, как называются закономерности, которые проявляются только в массовом процессе (при достаточно большом числе фактов проявления исследуемого явления или процесса):

а) корреляционные;

б) стохастические;

в) динамические;

г) статистические.

29.Предметом правовой статистики служат количественные закономерности тех явлений и процессов, которые входят в сферу деятельности:

а) всех государственных органов;

б) правоохранительных органов;

в) административных органов;

г) органов юстиции.

30. К функциям правовой статистики относятся следующие функции:

а) идеологическая;

б) познавательная;

в) информационная;

г) управленческая.

Тема 2. Статистическое наблюдение в правовой статистике
1. Стадия статистического исследования, представляющая собой научно организованный сбор данных о правовых и юридически значимых явлениях и процессах путем регистрации устанавливаемых фактов в учетных документах, называется:

а) сбором статистических данных;

б) статистическим наблюдением;

в) сводкой статистических данных;

г) научной обработкой статистических данных.

2. Укажите требования, предъявляемые к статистическому наблюдению:

а) достоверность и полнота исходной информации;

б) систематический характер;

в) несопоставимость данных по времени;

г) несопоставимость данных по территории.

3. На достоверность данных статистического наблюдения правовых явлений влияют следующие причины:

а) профессиональность статистического персонала;

в) сроки проведения статистического наблюдения;

г) социальное содержание статистических показателей.

Статистическое наблюдение в правовой статистике

4. Сопоставимость единиц статистического наблюдения правовых явлений достигается:

а) единством методов регистрации (учета) данных;

б) единством программы наблюдения;

в) единством сроков и времени наблюдения;

г) единством территориальных границ наблюдения.

5. Совокупность социально-правовых явлений и процессов, которые подлежат наблюдению, в статистике называется:

а) единицей наблюдения;

б) объектом наблюдения;

в) единицей измерения;

г) субъектом наблюдения.

6. При определении объекта статистического наблюдения необходимо четко установить:

а) территориальные границы объекта наблюдения;

б) временные границы объекта наблюдения;

в) существенные признаки объекта наблюдения, отличающие

его от других объектов;

г) все существующие признаки объекта наблюдения.

7. Конкретными объектами наблюдения в уголовно-правовой статистике являются:

а) преступления;

б) лица, совершившие преступления;

в) наказания;

г) аморальные проступки.

8. В уголовно-правовой статистике преступность измеряется:

а) численностью лиц, потерпевших от преступлений;

б) числом зарегистрированных преступлений;

в) численностью лиц, совершивших преступления;

г) числом уголовных дел, рассмотренных судами всех инстанций.

9. Конкретными объектами регистрации в гражданско-правовой статистике являются:

а) суды первой инстанции, рассматривающие гражданские

б) споры о гражданском праве; Правовая статистика

в) стороны гражданского процесса;

г) судебные решения.

10. Объектами наблюдения в административно-правовой статистике являются:

а) административные правонарушения;

б) лица, совершившие административные правонарушения;

в) меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда;

г) меры административной ответственности.

11. Непосредственный источник, откуда поступает первичная статистическая информация, в статистике называется:

а) объектом наблюдения;

б) единицей измерения;

в) отчетной единицей;

г) единицей наблюдения.

12. Первичный элемент объекта наблюдения, признаки которого подлежат регистрации в процессе наблюдения, называется:

а) единицей совокупности;

б) единицей наблюдения;

в) единицей измерения;

г) элементом наблюдения.

13. В уголовно-правовой статистике единицами измерения преступности служат:

а) мера наказания;

б) уголовное дело;

в) преступление;

г) лицо, совершившее преступление.

14. Перечень вопросов, на которые в ходе статистического исследования должны быть получены ответы по каждой единице

наблюдения, называется:

а) планом наблюдения;

б) программой наблюдения;

в) классификатором наблюдения;

г) статистическим формуляром наблюдения. Статистическое наблюдение в правовой статистике

15. Инструментарий статистического наблюдения составляют:

а) канцелярские принадлежности;

б) статистический формуляр;

в) инструкция по заполнению статистического формуляра;

г) список статистического персонала.

16. В статистическом наблюдении используют следующие виды статистических формуляров:

а) личный;

б) индивидуальный;

в) списочный;

г) общий.

17. Основными формами статистического наблюдения являются:

а) анкетный опрос;

б) отчетность;

в) специально организованное статистическое наблюдение;

г) наблюдение основного массива.

18. По характеру представления данных подразделяют следующие виды статистической отчетности:

а) официальная общегосударственная отчетность;

б) сезонная отчетность;

в) внутриведомственная отчетность;

г) выборочная отчетность.

19. Сбор сведений с помощью специально организованных единовременных обследований, переписей и других методов сбора информации называется:

а) отчетностью;

б) специально организованным статистическим наблюдением;

в) специально организованным статистическим исследованием;

г) пилотажным обследованием.

20. Основными способами сбора статистического материала являются:

а) непосредственное наблюдение;

б) документальный учет; Правовая статистика

в) самотестирование;

г) опрос.

21. В зависимости от времени регистрации фактов различают следующие виды статистического наблюдения:

а) текущее (непрерывное);

б) периодическое;

в) временное;

г) единовременное.

22. В зависимости от степени охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

а) сплошное;

б) текущее;

в) несплошное;

г) анкетное.

23. Статистическое наблюдение, при котором обследованию подлежат только наиболее крупные или существенные единицы совокупности, называется:

б) монографическим;

в) выборочным;

г) аналитическим.

24. Способ статистического наблюдения, применяемый для глубокого изучения единичных объектов совокупности, обладающих типичными или характерными особенностями в криминологическом или социально-правовом отношении, называется:

а) наблюдением основного массива;

б) монографическим;

в) выборочным;

г) аналитическим.

25. Статистическое наблюдение, при котором обследованию подлежит только определенная и строго установленная часть исходной совокупности, называется:

а) сплошным;

б) монографическим;

в) выборочным;

г) аналитическим. Статистическое наблюдение в правовой статистике

26. Укажите условия правильной организации выборочного обследования:

а) отбираемые единицы должны в уменьшенном масштабе

представлять всю исходную совокупность;

б) число взятых в выборку единиц должно быть достаточно

в) сплошное обследование единиц наблюдения;

г) выбор отдельных единиц должен происходить таким образом,

чтобы каждая единица совокупности имела равные шансы со всеми

другими единицами совокупности попасть в выборку.

27. Способ статистического наблюдения, основанный на непосредственном восприятии и регистрации исследователем фактов и событий, касающихся изучаемого явления, называется:

а) документальным способом наблюдения;

б) непосредственным наблюдением;

в) опросом;

г) сплошным наблюдением.

28. Обязательными структурными частями анкеты являются:

а) вводная часть;

б) статусная часть;

в) основная часть;

г) заключительная часть.
29. Вопросы анкеты, требующие однозначных ответов «да»

или «нет», называются:

а) дихотомические;

б) открытые;

в) закрытые;

г) однозначные.

30. Вид интервью, при котором предполагается периодическое обращение к одним и тем же лицам в целях выяснения динамики их взглядов через определенные промежутки времени, называется:

а) свободным;

б) панельным;

в) стандартизованным;

Федеральная служба государственной статистики находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.04.2004 № 188 основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:

  • представление в установленном порядке статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ , органам государственной власти , средствам массовой информации, организациям и гражданам , а также международным организациям;
  • разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;
  • разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
  • сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;
  • контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , законодательства РФ в области государственной статистики;
  • развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;
  • обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;
  • реализация обязательств РФ, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах , осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Методология статистических показателей, формы и методы сбора и обработки статистических данных, установленные ФСГС, являются официальными статистическими стандартами РФ.

В своей основной деятельности ФСГС руководствуется федеральными статистическими программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти , органов государственной власти субъектов РФ , научных и других организаций и утверждаются ФСГС по согласованию с Правительством РФ.

Основной задачей статистических органов страны является обеспечение гласности и доступности общей (не индивидуальной) информации, а также гарантия достоверности, точности и правдивости учтенных данных. Кроме того, задачами ФСГС являются:

  • представление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти , общественности, а также международным организациям;
  • координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, обеспечение условий для использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;
  • разработка экономико-статистической информации, ее анализ , составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;
  • гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;
  • предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов.

В результате реформирования экономики РФ изменилась и структура органов статистики. Местные районные статистические регистратуры упразднены и образованы межрайонные отделы статистики, которые являются представительствами территориальных органов статистики. Организация статистических органов России сейчас находится на стадии реформирования. На рис. 1.2 представлена схема органов статистики РФ на 2004 г.

Рис. 1.2. Схема органов статистики Российской Федерации на 2004 г.

В настоящее время можно отметить основные направления, по которым должны быть произведены реформы:

  • соблюдение основного закона статистического учета - гласности и доступности информации при сохранении конфиденциальности индивидуальных показателей (коммерческой тайны);
  • реформирование методологических и организационных основ статистики: изменение общих задач и принципов ведения хозяйства приводит к изменению теоретических положений науки;
  • совершенствование системы сбора и обработки информации путем введения таких форм наблюдения, как цензы, регистры (реестры), переписи и др.;
  • изменение (усовершенствование) методологии исчисления некоторых статистических показателей, характеризующих состояние экономики РФ, с учетом международных стандартов, иностранного опыта ведения статистического учета, систематизация всех показателей и приведение их в порядок, отвечающий вопросам и требованиям времени, с учетом системы национальных счетов (СНС);
  • обеспечение взаимосвязи статистических показателей, характеризующих уровень развития общественной жизни страны;
  • учет тенденции компьютеризации.

В ходе реформирования статистической науки должна быть создана единая информационная база (система), которая будет включать в себя информационные базы всех статистических органов, находящихся на более низкой ступени иерархической лестницы организации государственной статистики. В настоящее время проведена большая работа по организации работы статистических органов, но она еще не закончена, и предстоит еще много внимания уделить совершенствованию этого очень важного для государства информационного института.

Наряду с государственными статистическими службами существует ведомственная статистика, которая ведется в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в объединениях и фирмах различных отраслей экономики. Ведомственная статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руководства, принятия управленческих решений, планирования деятельности предприятия или органа власти. На небольших предприятиях этой работой, как правило, занимается либо главный бухгалтер , либо непосредственно сам руководитель. На крупных предприятиях с разветвленной собственной региональной структурой или большой численностью, на крупных производствах организуются целые отделы или управления, занимающиеся анализом статистической информации. К этой работе привлекаются специалисты в области статистики, математики, бухгалтерского учета и экономического анализа, менеджеры и технологи. Подобная «команда», вооруженная современными средствами вычислительной техники, опираясь на методологию, предлагаемую теорией статистики и используя современные методики анализа, помогает строить эффективные стратегии развития бизнеса , а также эффективно организовывать деятельность органов государственной власти. Управлять сложными социальными и экономическими системами, не располагая оперативной, полной и достоверной статистической информацией, невозможно.

Таким образом, перед органами государственной и ведомственной статистикой стоит очень важная задача теоретического обоснования объема и состава статистической информации, которая соответствовала бы современным условиям развития экономики, способствовала рационализации в системе учета и статистики и минимизированию затрат на выполнение этой функции.

Проблема оценки качества деятельности отдельного ученого и научных коллективов возникла с момента зарождения самой науки и во все времена так или иначе была одной из актуальных проблем. Однако эта проблема тяжелая для решения и касается взаимоотношений как внутри самой науки, так и ее взаимодействия с обществом.

Возможны различные варианты оценки любого вида творческой деятельности, однако во всех сферах - и в науке тоже - наиболее объективным является оценка по конечному результату, а не по процедуре его достижения и потраченными на это усилиями. Так, оценивать довольно трудно, а иногда и невозможно. Поэтому обычно оценивают результат текущей работы ученых или научного коллектива.

Методика оценки качества научной деятельности чем-то напоминает процедуру выявления победителей в спортивных соревнованиях, когда лучших определяют, ориентируясь на те или иные достигнутые спортсменами количественные показатели (время пробега, длина прыжка и др.).

Однако вплоть до начала XX в., Когда наукой занималась очень небольшое количество людей, которые шли в нее прежде всего по призванию и по сути из альтруистических соображений, вклад ученого научное сообщество фактически оценивало только за содержательными качественными критериями.

Механизм такой оценки был неизвестен и не поддавался количественному описанию, но интуитивно все признавали, что личный вклад Гаусса или Чебышева в математику, Ньютона и Эйнштейна в физике, Менделя или Вавилова в биологию настолько значимым, что превосходит вклад других исследователей в соответствующей отрасли науки.

Когда занятия наукой стало достаточно массовым одних качественных критериев для оценки научной деятельности стало недостаточно. Поэтому все настойчивее требованием времени стала необходимость оценки с использованием количественных параметров научной деятельности.

Особенно важной такая объективная оценка, когда речь идет о тех или иных "отличия" научного коллектива или отдельного ученого - государственное бюджетное финансирование научных исследований, выделение грантов или поощрения отдельных исследователей в виде присуждения им премий, медалей, ученых степеней и званий.

Однако по сути вообще нет никаких объективных количественных критериев оценки качества научной деятельности в научного сообщества. Относительно конкретного исследователя она исключительно субъективный характер - в виде волевых решений, голосований на ученых советах, рецензий на научные работы и в других аналогичных формах. Решить эту проблему помогает наукометрия.

Содействие безопасности

Показатели оценки научности

Наукометрия как отрасль науковедения

Проблемой оценки ученых занимается наукометрия - отрасль науковедения, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики научной информации.

Основные задачи наукометрии решают специализовании институты и информационные службы. Однако для частных поисковых задач реального пользователя можно выбрать некоторые методы, которые дают ему возможность точнее ориентироваться в информационном поле своей предметной области.

Наукометрические методы

Из множества изученных и испытанных наукометрических методов для решения информационных задач пользователя больше подходят такие методы, как статистический, подсчета количества публикаций, цитат-индекс.

Статистический метод

Статистический метод использует такие измерители, как количество ученых, журналов, заказов на годовые комплекты журналов в библиотеках и информационных центрах. В этом методе выделяют временные динамические зависимости и стационарные распределения.

Временная динамика количества журналов предполагает использование двух индикаторов: количество журналов и заданные промежутки времени. Причем из двух задействованных распределением индикаторов лишь один (количество журналов) является в полном смысле индикатором (измерителем). Именно его значение откладывается на оси абсцисс. Временная динамика количества соавторов в библиометрические анализе предусматривает основной индикатор: статьи в целом, написаны несколькими авторами; долю работ по 1,2, 3,4 и более авторами; среднее количество авторов статей.

Значение феномена соавторства для информационного поиска заключается в том, что производительность и соавторство коррелируют между собой. Это позволяет выделить ядро наиболее активных исследователей, количество которых, как правило, невелика, и большое количество авторов, сотрудничающих в незначительном количестве статей.

Распределение журналов по спросу на них в библиотеках и информационных центрах в значительной степени отражает их актуальность и может быть использован при формировании библиотечного фонда. Но для пользователя в самостоятельном информационном поиске более подходит оценки публикаций, размещенных в различных журналах.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796-1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822-1911 гг.) и К. Пирсон (1857-1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х-ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689-1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711-1765 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), К. Ф. Герман (1767-1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789-1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810-1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835-1893 гг.), А. И. Чупров (1842-1908 гг.).

А. А. Чупров (1874-1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849-1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864-1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856-1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В. С. Немчинова (1894-1964 гг.), В. Н. Старовского (1905-1975 гг.), А. Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л. В. Некраша (1886-1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

3) плановыми;

4) отчетными;

5) прогностическими.

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Статистика - самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и методы исследования, которая возникла из потребностей общественной жизни. Статистика - это наука, изучающая количественную сторону всех социально-экономических явлений. Термин «статистика» происходит от латинского слова «статус», которое обозначает «положение, порядок».

В первый раз его употребил немецкий ученый Г. Ахенваль (1719-1772). Главной задачей статистики является математически правильно описать собранные сведения. Статистику можно назвать специальным разделом математики, которая описывает ту или иную сторону жизнедеятельности человека.

Статистика использует самые различные математические методы и приемы, чтобы человек мог проанализировать ту или иную проблему.

Статистика может оказать неоценимую помощь любому руководителю на любом предприятии, если уметь ею правильно пользоваться.

На сегодняшний день термин «статистика» применяется в трех значениях:

1) особая отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, которые характеризуют социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отдельных отраслей экономики или предприятий;

2) наука, которая занимается разработкой теоретических положений и методов, употребляемых в статистической практике;

3) статистика – статистические данные, представленные в отчетности предприятий, отраслей экономики, а также данные, публикуемые в сборниках, различных справочниках, бюллетенях и т. п.

Объект статистики – явления и процессы социально-экономической жизни общества, в которых отображаются и находят свое выражение социально-экономические отношения людей.

Общая теория статистики является методологической основой, ядром всех отраслевых статистик. Она разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений и является наиболее общей категорией статистики.

Задачами экономической статистики являются разработка и анализ синтетических показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Социальная статистика вырабатывает систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений.

Статистика – общественная наука, которая занимается сбором информации различного характера, ее упорядочиванием, сопоставлением, анализом и интерпретацией (объяснением). Она обладает следующими отличительными особенностями:

1) изучает количественную сторону общественных явлений.

Данная сторона явления представляет его величину, размер, объем и имеет числовое измерение;


2) исследует качественную сторону массовых явлений. Предоставленная сторона явления выражает его специфику, внутреннюю особенность, отличающую его от других явлений. Качественная и количественная стороны явления всегда существуют вместе, образуют одно единое целое.

Все общественные явления и события протекают во времени и пространстве, и в отношении любого из них всегда можно определить, в какое время оно возникло и где оно развивается. Таким образом, статистика изучает явления в конкретных условиях места и времени.

Постигаемые статистикой явления и процессы общественной жизни находятся в постоянном изменении и развитии. На базе сбора, обработки и анализа массовых данных об изменении изучаемых явлений и процессов обнаруживается статистическая закономерность. В статистических закономерностях проявляются действия общественных законов, определяющих существование и развитие социально-экономических отношений в обществе.

Предметом статистики является исследование общественных явлений, динамики и направления их развития. При помощи статистических показателей статистика устанавливает количественную сторону общественного явления, наблюдает закономерности перехода количества в качество на примере данного общественного явления. На основании предоставленных наблюдений статистика производит анализ полученных данных в конкретных условиях места и времени.

Статистика занимается исследованием социально-экономических явлений и процессов, которые носят массовый характер, а также изучает множество определяющих их факторов.

Для выведения и подтверждения своих теоретических законов большинство общественных наук пользуются статистикой. Заключениями, сформированными на статистических исследованиях, пользуются экономика, история, социология, политология и множество других гуманитарных наук. Статистика необходима и общественным наукам для подтверждения их теоретической основы, и ее практическая роль очень велика. Ни крупные предприятия, ни серьезные производства, разрабатывая стратегию экономического и социального развития объекта, не могут обойтись без анализа данных статистического учета. Для этого на предприятиях и производствах организовываются специальные аналитические отделы и службы, привлекающие специалистов, которые закончили профессиональную подготовку по данной дисциплине.

Статистика, как и любая другая наука, обладает определенной совокупностью методов изучения своего предмета. Методы статистики выбираются в зависимости от изучаемого явления и конкретного предмета исследования (связи, закономерности или развития).

Методы в статистике образуются в совокупности из разработанных и применяемых специфических способов и приемов исследования общественных явлений. К ним имеют отношение наблюдение, сводка и группировка данных, исчисление обобщающих показателей на основе специальных методов (метод средних, индексов и т. д.). В связи с этим различают три этапа работы со статистическими данными:

1) сбор – это массовое научно-организованное наблюдение, посредством которого получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления. Данный статистический учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц является информационной базой для статистических обобщений, для формулирования выводов об изучаемом явлении или процессе;

2) группировка и сводка. Под этими данными понимают распределение множества фактов (единиц) на однородные группы и подгруппы, итоговый подсчет по каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы;

3) обработка и анализ. Статистический анализ заключает стадию статистического исследования. Он содержит в себе обработку статистических данных, которые были получены при сводке, интерпретацию полученных результатов с целью получения объективных выводов о состоянии изучаемого явления и о закономерностях его развития. В процессе статистического анализа исследуются структура, динамика и взаимосвязь общественных явлений и процессов.

Основными этапами статистического анализа являются:

1) утверждение фактов и установление их оценки;

2) выявление характерных особенностей и причин явления;

3) сравнение явления с нормативными, плановыми и другими явлениями, которые приняты за базу сравнения;

4) формулирование выводов, прогнозов, предположений и гипотез;

5) статистическую проверку выдвинутых предположений (гипотез).