Понятие император. В чем разница между титулами «царь», «король», «император»? Значение термина «император»

ок. 333-262 до н.э.) - представитель стоицизма в Древней Греции. Основатель этого философского направления в истории философии.

Стоицизм получил свое название от места, в котором находилась эта школа - Расписной стои - портика, который был украшен фресками. По имени этого места Зенона и его учеников стали называть стоиками.

Зенон из Китиона дожил до преклонного возраста. По некоторым источникам, он покончил жизнь самоубийством, воздерживаясь от пищи. Написал очень много произведений, но от большинства из них остались или отрывки, или названия. Также мало сохранилось из творчества других представителей стоицизма: Клеанфа (ок. 330-ок. 230 до н.э.), который руководил школой в строго ортодоксальном духе и прожил около ста лет, также покончив с собой (уморил себя голодом); Хрисиппа (ок. 281/277-208/205 до н.э.), умершего то ли от неразбавленного вина, то ли от хохота.

Диоген Лаэртский излагает взгляды стоической философии целиком, всех стоиков вместе.

Система стоической философии складывается из трех частей: логики, физики и этики. Зенон и другие стоики сравнивали философию или с организмом, или с садом, или с яйцом. Так, сравнивая философию с яйцом, они говорили, что желток - это этика, белок - физика, скорлупа - логика. Сравнивая же ее с организмом, они полагали, что жилы и кости соответствуют логике, мясо - этике, душа - физике. По мнению стоиков, все три части философии заслуживают рассмотрения, так как логика должна скрепляггь систему, физика - давать знания о природе, этика - учить жить «согласно природе».

Разработка вопросов логики происходит в период распространения влияния логического учения Аристотеля. В своей логике Зенон обращается прежде всего к языку, речи как форме, в которой выражается мысль. Логика распадается на риторику, занимающуюся правилами, которым подчиняется беседа, и диалектику, занимающуюся правилами связного изложения. Последняя подразделяется на собственно логику, которая занимается «обозначаемым», и грамматику, которая занимается словом, или «обозначающим».

Наибольший вклад внесен стоиками в учение об обозначаемом как словесно выраженном («лектон»). «Лектоном» стоики обозначали определенное содержание мышления, которое словесно выражено, оформлено. Основная мысль, которую проводили стоики, состояла в том, что «лектон» существует только в словесном выражении (или вообще в знаковом оформлении). В то же время сам знак, слово не существует без лектона. Теория лектона есть теория значений слов, первый подход к этой проблеме, которая получила свое всестороннее выражение в последующей истории философии, особенно в современной аналитической философии.

Теория лектона занимает особое место в гносеологии стоицизма и является сенсуалистической, полагающей, что все знание рождается из ощущений. Ощущения и восприятия закрепляются в памяти и порождают представления. Эти представления перерабатываются, выделяются повторяющиеся, и таким образом формируются понятия. Понятие - это своего рода «подобие» предмета, это как отпечаток предмета в душе.

Стоики выдвинули в своей гносеологии понятие «каталепсис» - схватывание, постижение. В процесс познания стоики включали момент «согласия» субъекта, своего рода волевой акт, присутствующий в познавательном акте. Таким образом, познание, согласно стоикам, совершается в ввде возникновения ощущений, восприятий существующего предмета, запечатлевания этого предмета в душе и возникновения согласия субъекта. Весь этот процесс называется у стоиков «каталептической фантасией».

Согласие субъекта - это логическое постижение, схватывание, которое и является разумной деятельностью.

Описанный процесс образования понятий происходит у стоиков посредством чувственного восприятия и сознательной деятельности ума. Но кроме этого процесса стоики признавали такое образование понятий, которое происходит само по себе. Они называли такие понятия предвосхищениями первых, их антиципациями. К ним относили всевозможные общепринятые понятия, понятия обыденного сознания.

В то же время стоики признавали наличие научных понятий, которые требуют для своего усвоения обучения и воспитания. Самые общие научные понятия стойки называли категориями, из которых высшей категорией для стоиков было «сущее».

Они полагали, что существуют только такие тела, которые имеют субстрат (субстанцию). Качества тел также телесны, материальны. Все в мире состоит из четырех стихий: огня, воздуха, воды, земли. Как и Гераклит, они считали, что первоначалом мира выступает огонь. Однако в мире они различают два начала: пассивную материю и движущее начало - логос, или Бог. По словам Диогена Лаэртского, «начал во всем сущем они признают два: деятельное и страдательное. Страдательное начало есть бескачественная сущность, то есть вещество; а деятельное - разум, в ней содержащийся, то есть Бог. Он вечен, и он - творец всего, что в ней имеется» [Диоген Лаэртский. VII, 134].

Указанные четыре стихии, согласно стоикам, взаимодействуют и образуют «пневматический тонус», под которым они подразумевают напряжение, возникающее под воздействием теплого воздуха и огня и являющееся источником вещей.

Стоики последовательно стояли на позициях детерминизма и считали, что все в мире подчинено причинной зависимости. При этом они доводили свою концепцию детерминизма до фатализма, утверждая, что мир развивается периодическими циклами, постоянно возвращаясь к начальной стадии, после того как он исчерпает свои возможности: он превращается в огонь, погибая в мировом пожаре.

Космос стоики представляли как разумное существо (подобно Платону). Вот как свидетельствует Диоген Лаэртский: «Весь мир есть живое существо, одушевленное и разумное, а ведущая часть в нем - это эфир... Мир един, конечен и шарообразен с виду, потому что такой вид удобнее всего для движения» .

Бога они понимали пантеистически, как растворенного в природе, смешанного с материей. В то же время Бог вечен, так как продолжает существовать после гибели мира. Бог для стоиков это мировой разум, мировой дух, пневма. Эта пневма представляет собой физическую смесь воздуха и огня. Стоики придавали огню особое значение и считали, что чем больше в пневме огня, тем она духовнее. Пневма - это логос космоса, в котором (логосе) содержатся семена всех вещей. Бог - это своего рода «сперматический логос». Он - космос, рассматриваемый со стороны активного начала, присущего ему. Плотин писал в отношении стоиков, что для них «сам Бог не что иное, как материя в известном состоянии» (Эннеады. VI, 1, 27).

Душа для стоиков выступает как «теплая и огненная пневма», имеющая свои части. Всего стоики насчитывали восемь частей души, в которые входят ведущая часть, пять чувств, способность речи и сперматическое начало. Ведущая часть души выражается в способностях восприятия, согласия, желания, разума. Диоген Лаэртский пишет: стоики утверждают, что «душа - это дыхание, врожденное в нас, поэтому она телесна и остается жить после смерти; однако же она подвержена разрушению, и неразрушима только душа целого, частицами которой являются души живых существ» . Таким образом, теория души стоиков по своим исходным установкам все-таки признает бессмертие души, которая выступает в этом случае «душой целого», т.е. Бога.

Теология стоиков также противоречива, так как признает, с одной стороны, то, что материя смешана с Богом, а с другой - то, что Бог продолжает существовать после того, как гибнет мир в мировом пожаре. Бог, согласно стоикам, существует, и они выводят это существование из логических аргументов.

Стоицизм появился в то время, когда основной задачей философии стало исследование не проблем бытия или познания, а этических проблем. Главной задачей этики было изучение вопроса, в чем состоит высшее благо? Стоицизм отвечает на этот вопрос, как и многие другие античные мыслители: в счастье. Счастье Зенон понимал как жизнь согласно природе, что означает жить в соответствии с добродетелью. А добродетель - это то, что совершенно в соответствии с разумом. Зло же - это то, что противоположно добродетели, порок. Все остальное, кроме добродетели и порока, относится к безразличным вещам (адиафора). Добродетель и порок выбираются человеком добровольно. В то же время стоики считали, что все в природе подчинено строгой необходимости, судьба правит миром. Поэтому возникал вопрос: каким же образом возможна свобода, выбор между добром и злом? С точки зрения стоицизма, человек в идеале должен мужественно, стоически подчиняться судьбе, так как противиться ей бессмысленно. Человек не может хотеть того, что не в его власти. Поэтому идеал стоика это смирение по отношению к судьбе, покой (атараксия) или терпение (анатея). Счастье стоического мудреца «состоит в том, что он не желает никакого счастья».

Все блага стоики делили на четыре добродетели: благоразумие, умеренность, справедливость, мужество. Зло же - это пороки, которые противоположны добродетели: неразумие, необузданность, несправедливость, трусость. Между добродетелями и пороками находится все то, что от нас не зависит, т.е. безразличные вещи, а именно: жизнь и смерть, слава и бесславие, труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье.

Между добродетелью и пороком, по мнению стоиков, нет промежуточного состояния. Все люди или добродетельны, или порочны. Стоики разделяли всех людей на мудрецов и глупцов. Мудрец обладает всеми добродетелями, он счастлив и свободен, глупец же порочен и жалок. Отрицая наличие среднего между добром и злом, мудрецом и глупцом, стоики все же вводят понятие совершенствования. Однако совершенствующиеся люди, по мнению стоиков, также неразумны и жалки по сравнению с истинным мудрецом.

Для стоицизма бесстрастие (атараксия) было путем к блаженству, поэтому они первыми разработали теорию страстей. Для них страсти делились на положительные и отрицательные. Положительные - это радость, осторожность, воля. Отрицательные это печаль, страх, вожделение, наслаждение. Стоики отрицали как позиции крайних гедонистов (киренаиков), так и позиции умеренных гедонистов (эпикурейцев). Поэтому они считали, что человек стремится не к удовольствию, а к самосохранению, которое возможно только при жизни в согласии с природой.

Позиция стоиков в том, чтобы бороться со страстями и противопоставлять негативным эмоциям положительные, например, страху - предусмотрительность, вожделению - волю. Хотя стоики не пренебрегали различными нравственными и физическими благами, но стремления к ним рассматривали как животные чувства, которые не заслуживают человеческого отношения. С ихточки зрения, главное - наше эмоциональное отношение к самим себе и миру и понимание того, что есть истинное добро и зло. И еще следует понять, что между добром и злом находится полоса нравственно нейтрального, которое не зависит от воли человека. Поэтому его необходимо принимать как оно есть, так как не в нашей воле его изменить. Главное в этике стоиков состоит в утверждении, что обстоятельства нашей жизни от нас не зависят, зависит же от нас лишь наше отношение к этим вещам.

Из всего сказанного вытекает понимание стоиками свободы. Это понимание предвосхищало идею (которая получила в дальнейшем свое значительное развитие) свободы как познанной необходимости. Отсюда и проповедь стоиками пассивности, при которой человек примиряется со всем происходящим вокруг.

Однако несмотря на свою автаркию (отрешенность) стоики не отрицали социальных ценностей. Они признавали важность для человеческой жизни таких социальных институтов, как семья, государство и т.д. Более того, они призывали к социальному единству, считая, что люди по своей природе едины и должны преодолеть все те барьеры, которые их разъединяют, и прийти к своего рода космическому братству, космополитизму. По Зенону, «космос - огромное государство с единым государственным устройством и одним законом. Естественный разум предписывает, что следует делать, и запрещает то, чего делать не следует». Отсюда у Зенона вытекает введение обычаев: общность жен, запрещение сооружать храмы в городах, отмена денег. В этом учении стоиков проявился еще один вариант преобразования общественной жизни на основе государственного регулирования.

Отличное определение

Неполное определение

Правители больших и маленьких стран, наделенные недоступной простому народу властью, всегда были этому самому народу интересны. Причем не только современные, но и давно ставшие частью истории. Почему одним достаются власть и привилегии, а другим, образно выражаясь, лачуга и беспросветность? Как могущественные цари и императоры приходили к власти, чем прославились на ответственном посту, что сделали для жителей своей страны? Эти и другие подобные вопросы частенько волнуют умы не только историков, но и простых обывателей. Так кто же такие царь и император? Каковы отличия этих титулов и есть ли у них сходства?

Царь и император: определения терминов

правитель единой страны с одной либо несколькими нациями и единым государственным языком. Чаще всего так именовали монарха в славянских странах. Если наций в государстве несколько, одна из них должна занимать главенствующую позицию либо иметь значительное численное превосходство.

Император – глава империи , объединяющей несколько ранее независимых стран, которые были завоеваны.

Так есть ли разница между данными титулами и в чем она состоит?

Царь управляет единым государством, которое заселено представителями одного преобладающего народа. Такое суверенное государство именуется царством . На территории царства возможно сосуществование нескольких народов, если один из них занимает главенствующую позицию, а остальные численно ему уступают (национальные меньшинства). Все (или абсолютное большинство) жителей царства говорят на одном языке, который признан государственным. Царь также знает этот язык в совершенстве.

Империя имеет более сложную структуру. Обычно такое государство состоит из нескольких ранее независимых стран, которые завоевал император или его предок. Причем территориально части такой страны могут быть на значительном удалении друг от друга. Огромный размер империи и ее сложная структура, а также тот факт, что ее территорию населяют множество отдельных народов , делает возможным равноправное сосуществование нескольких языков, многие из которых могут быть незнакомы императору.

Одному человеку, как бы одарен он ни был, сложно уследить за громадной территорией такого государства, как империя. Поэтому император назначает своих доверенных вассалов на должности правителей отдельных частей государства (провинций, королевств и так далее). Такие правители могут именоваться наместниками, прокураторами, королями, князьями… И другими подобными титулами. Название здесь не отражает сути полномочий «первого лица» части империи. Будучи царями и королями, такие правители остаются вассалами императора. Особенно ответственным, способным и достойным доверия подчиненным император доверяет управление окраинными территориями своего огромного государства.

Титул царя – наследственный . Что это значит? Все достаточно просто: после смерти действующего монарха титул переходит его ближайшему родственнику. Чаще всего это старший сын (или дочь, если это предусмотрено законами царства). Если сына или дочери нет, титулом может завладеть брат, племянник или дядя почившего государя. И так далее по «цепочке» родственных связей.

Стать императором может практически каждый. Это даже не совсем шутка. Чтобы заиметь права на такой титул, необходимо «всего лишь» захватить власть (пусть даже путем обмана и – или военного переворота и через некоторое время завоевать пару – тройку соседних государств). Один из ярчайших исторических примеров – Наполеон Бонапарт, сын… лекаря. Не имея не то, чтобы прав на престол, а даже и намека на них, этот талантливый политик смог захватить власть и превратить небольшое королевство в огромную империю. И после этого – очевидно – именовать себя императором.

Традиционно титул «император» носили главы государств Западной Европы. Скорее всего, именно поэтому , знаменитый российский царь, а позже – первый император, решил сменить свой титул. Делалось это главным образом для того, чтобы подчеркнуть стремление России интегрироваться в Европу, познать ее тайны и перенять традиции, стать ее частью. Превращение Петра Первого из царя в императора также было призвано подчеркнуть возросший вес Российского государства на мировой арене.

Первым царем на Руси был . До того, как стал первым российским императором, Петр Великий был последним русским царем. Все правители России после Петра Первого именовали себя императорами. Последним русским императором стал печально известный Николай Второй.

Термин «царь» исконно славянский. Употреблялся он также преимущественно в славянских странах. Царями именовали даже императоров Рима и Византии. Сегодня для ушей носителей русского языка привычно слово «царь» как обозначение монарха, правителя страны вне зависимости от ее размеров и структуры. Например, царями принято называть героев библейских сказаний, правителей древности Соломона и Давида.

Итоги

Царь – титул правителя, обычный для славянских государств. На Руси так официально именовали монархов до середины 18 века. Титул императора более привычен для жителей Западной Европы. Так именовали правителя нескольких объединенных путем завоевания земель или государств. Земли, которые император либо его предки захватили силой и сделали частью своей страны, назывались колониями.

Государство, которым руководит царь, называют царством. Страну, во главе которой стоит император, соответственно, именуют империей. Титул царя в большинстве случаев передавался по линии кровных родичей. Императором мог провозгласить себя любой человек, сумевший прийти к власти и завоевать соседние земли (Наполеон, Гитлер).

Принадлежит обычно (но не всегда) главам империй. Впервые возник в Римской империи; после падения Западной Римской империи (476 г.) сохранился в Византии. На Западе Европы был восстановлен в 800 г. Карлом Великим. Во Франции И. носил Наполеон Бонапарт (1804- 1814 и 1815 г.) и Луи Наполеон (1852-1870 гг.). В 1871 г. титул И. принял король Пруссии, в 1936 г. - Италии, в 1976-1979 гг. - диктатор Центрально-Африканской Республики Бо-касса. В европейской литературе термин "И." применяют к монархам ряда неевропейских стран (напр., китайский И. -до 19.11 г., эфиопский И. - до 1974 г., японский И. - до настоящего времени). В 1721 г. титул И. принял царь Петр I; его носили все последующие российские монархи.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ИМПЕРАТОР" в других словарях:

    - (латин., от imperar повелевать). Прежде титул предводителя римских легионов. Теперь государь, управлявший или управляющий империею. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИМПЕРАТОР лат., от imperare,… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    ИМПЕРАТОР - (лат. imperator повелитель) 1) почетное обращение, которым чествовали в Древнем Риме солдаты своего полководца после значительной победы, причем он сохранял этот титул вплоть до празднования триумфа. Первый надежно засвидетельствованный случай… … Юридическая энциклопедия

    - (латинское imperator повелитель), титул единоличных глав некоторых монархических государств. В России принят Петром I в 1721 в ознаменование Ништадтского мира со Швецией. Последний российский император Николай II … Современная энциклопедия

    ИМПЕРАТОР, императора, муж. (лат. imperator, букв. повелитель). 1. Высший титул монархов; монарх, носящий этот титул. Император Наполеон. 2. В древнем Риме верховный начальник войск (ист.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. impcrator повелитель), титул главы империи. Принят Петром I 22.10.1721 (по просьбе Сената после победы в Северной войне 1700 21); Российское государство объявлено империей. Император обладал верховной самодержавной властью (с 1906… … Русская история

    Император - (латинское imperator повелитель), титул единоличных глав некоторых монархических государств. В России принят Петром I в 1721 в ознаменование Ништадтского мира со Швецией. Последний российский император Николай II. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (лат. imperator повелитель) титул некоторых монархов … Большой Энциклопедический словарь

    Титул некоторых монархов, обозначающий более высокий ранг по сравнению с королём, царём. Первоначально почётный воинский титул в республиканском Риме, которым солдаты награждали полководца после крупной победы. Впервые титулом императора был… … Исторический словарь

    ИМПЕРАТОР, а, муж. Титул нек рых монархов, а также лицо, носящее этот титул [первонач. в Древнем Риме почётный титул полководцев]. | жен. императрица, ы. | прил. императорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Император , Георг Эберс. Роман Николая Ульянова, впервые издающийся в России, повествует о тех временах, когда на земле, где позднее появятся славянские государства, еще жили скифские племена. Карательному походу…

один из монархических титулов; глава государства, включившего в себя территории других народов и стран. В России титул императора был поднесен Петру I в 1721 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Император

первоначально почетный воинский титул в республиканском Риме (с 189 г. до н.э.), которым воины награждали полководца после крупной победы. Ю. Цезарь постоянно пользовался этим титулом, который перешел к Августу и его преемникам, приобретя явно монархический смысл. В период домината римские И. становятся абсолютными монархами, обладавшими неограниченной властью. Титул И. носили монархи Византии, Карл Великий (с 800 г.), германские («Священной Римской империи») короли (с 962 г.), австрийские монархи (с XV в.). В 1721 г. после заключения победоносного для России Ништадтского мира титул И. принял Петр I. Этот титул стал наследственным, его носили все последующие русские цари. И. провозглашались Наполеон I и Наполеон III, прусский король (после объединения Германии в 1871 г.). Императрицей Индии провозглашалась в 1876 г. английская королева. Титул И. носили итальянский король (с 1936 г.), правители Эфиопии, Бразилии, Мексики, Гаити, Китая, Центральной Африки и др.; в настоящее время он сохранился только в Японии.

Отличное определение