Почему необходимо знать правила вежливого обращения. Правила общения с незнакомыми и малознакомыми людьми. Инсценировка сказки «Вежливые слова»

Глава из книги «Этикет любовных отношений»

Лариса Городецкая

Ты, конечно же, хочешь поближе познакомиться с новым собеседником, расспросить о его жизни, увлечениях, и о себе не мешает подробней рассказать. Для этого нужна телефонная беседа, неспешная, свободная, с переходом от темы к теме, с разными сюжетами маленьких домашних заготовок. И потом, этикет - не догма, а подспорье. Хочешь - пользуйся, не хочешь, плыви по течению, к которому привыкла, но владеть вопросом нужно, чтобы не попасть впросак. Подготовься, на всякий случай, ко второму телефонному звонку. Помнишь, прощаясь, воспитанный собеседник спросил, когда он может перезвонить? Не позволяй себе ответить: «Звони после обеда» или «По вечерам я дома». Договаривайся на точное время. Ты не можешь ждать у телефона, отменять походы в магазин, в бассейн, другие свои планы.

И вдруг случилось непредвиденное: в назначенное время он не позвонил!

Что предпринять? Ничего! В памяти твоего мобильника записан номер телефона, но ты же не станешь ему звонить! Занимайся своим делом. В крайнем случае «прокрути» мысленно (один раз!) последний разговор. Внимательный анализ никогда не помешает. Главное, не придумывай унижающие тебя причины. Их, как правило, нет. Если мужчина, полагаясь на свой опыт, интуицию решил что точек соприкосновения мало - это чудесно! Радуйся! Он избавляет вас обоих от нервотрепки ложного «притирания». Отпусти его с Богом.

Если звонок все-таки раздался, но через час-полтора после назначенного времени? Свободна - почему не побеседовать? Занята - пусть перезвонит в удобное для тебя время. Не стоит упрекать собеседника, читать нотации. Он должен извиниться и как-то объяснить свою необязательность. Если сделал вид, что ничего не происходит, возьми на карандаш. Это серьезней, чем «застольный этикет»: не ту вилку взял, поедая рыбу. Скажет: «Замотался, забыл» - совсем плохо. Но это уже крайний случай.

«Как правило, мужчина говорит, женщина слушает». Почему так происходит?

Ответ в словах директора института семейных отношений (Лос-Анджелес, США): «Большинство мужчин, собираясь жениться, ищут привлекательную женщину, охотно льстящую их самолюбию и позволяющую почувствовать собственную значимость. Это ощущение возникает, когда есть возможность без помех рассказать о себе и в ответ услышать одобрение, поощрение, комплимент».

Качество «слушания» существенно влияет на решение мужчины продолжить отношения или прервать их. Давай обсудим, как ты будешь слушать. Совет простой: внимательно и заинтересованно. Для этого нужно во время паузы в речи собеседника задать наводящий, уточняющий вопрос, одобрить рассказ какими-то словечками, типа «молодец, прекрасно, как тебе это удалось?». Не исправлять ошибки и оговорки и, конечно, не перебивать. Если речь о конфликтной ситуации, будь на стороне партнера, сопереживай, волнуйся вместе с ним и под конец не забудь три волшебных слова: «Все будет хорошо!».

А сейчас вопрос:

Что будешь делать, если твой собеседник употребляет слова из воровского сленга, нецензурные выражения, ругательства?

Что будешь делать, если твой собеседник предлагает обсудить «щекотливую», рискованную тему, «смакует» скабрезный анекдот?

Не хочу давать категорический совет. Начнем со слова «если». Если тебя оскорбляет бестактность, неприличные шутки, обсуждение запретных тем, останови невоспитанного юношу, придумай любой предлог и попрощайся с ним навсегда. В ответ на его замечание: «Ты что, шуток не понимаешь?» или «У тебя нет чувства юмора» не начинаешь оправдываться, спокойно прощаешься. Сейчас самое время «прокрутить» в памяти, что он сказал, как сказал. Хочешь дать человеку еще один шанс или тебе уже все ясно? Реши и поступи в соответствии с твоим пониманием женского достоинства, не страха «остаться не у дел»!

Говорить тебе тоже дозволяется, но и тут свои «запретные места». Давай обсудим, как и что ты будешь говорить. Считаешь, это не демократично, не современно следовать устаревшим, до-феминистическим советам? Придется потерпеть, через пару сотен лет, наступит истинное равенство полов. Но и этом случае мужчина останется мужчиной (надеюсь от души, что с ним, несмотря на женский прессинг, ничего плохого не случится). Извини, коротко повторюсь: мужская и женская психика различны. Манера говорить, темы бесед, лексика, цель разговора - все не совпадает. Но общаться нужно. Вот и приходится женщине выполнять две функции: поддерживать беседу, вести свою «лирическую тему» и следить за монологом увлеченного мужчины, поддакивать, задавать наводящие вопросы, хвалить, делать комплименты - ушами любят не только женщины. Идеальный вариант, если тема знакома вам обоим и тебе не нужно «изображать» псевдо-интерес. Коль случилась так, разговор зашел о предмете неизвестном, честно признайся: ты не знаешь о чем речь. Хороший ход - попросить совет. В любом случае, говори о том, что интересно собеседнику.

А тебе очень, очень интересно совсем другое: почему развелся, чем не угодила первая жена или подруга.

Не примитивное любопытство мучает тебя, а желание избежать ошибок, которые привели к разводу. Пусть опишет свой идеал. А ты постараешься влезть в прокрустово ложе его фантазий, воплотить их в жизнь. Не трудись! Не получится. Не стоит также стараться в описании реалий твоей жизни, трудностей, проблем. Как только откроешь рот, чтоб рассказать о нелюбимой работе или назойливой подруге, беспросветной тоске или очередной диете, вспомни любимую народом поговорку «Кому сейчас легко?», и меняй тему разговора.

Будь внимательна в оценке тех событий, о которых говорит партнер. Ваши позиции могут не совпасть. Не бросайся в полемику. Выслушай собеседника и определи, стоит продолжать эту тему или увести разговор в другое русло. Спорить бесполезно, а зачастую вредно.

Самое время взять на заметку: ты явно дала понять, что у тебя иное мнение по данному вопросу, мужчина должен остановиться в своем императивном словопотоке и спросить, что думает собеседница. Если он этого не сделал и продолжает «токовать», имей ввиду, так будет всегда! Ты хочешь такого мужа?

Хочу напомнить: телефонный собеседник тебя еще не видел, он беседует с твоим нежным голоском.

Как ты считаешь, у тебя красивый голос? Не очень громкий, не тихий? Не хриплый, как у курящей фронтовички, не визгливый? Проверь. Спроси у знакомых. Запиши на магнитофон несколько произвольных фраз и послушай внимательно, критически. С помощью голоса можно творить чудеса!
Прочитала внимательно? Вот и приступай к чудесам!

Счастья тебе и удачи, трогательной заботы, искренней нежности и преданной любви!

Владеющий своими эмоциями и соблюдающий правила вежливости намного приятней в общении, чем грубиян. От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости.

Что такое вежливость

Вежливость подразумевает собой выражение, а также проявление уважения к какому-либо человеку или его действию. Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. Быть вежливым не так-то легко. Очень часто сдержанному и адекватному поведению взрослых мешают стрессы, неприятности на работе и в личной жизни. Иногда проявление вежливости к человеку невозможно из-за антипатии к нему. Одним из самых главных и ценных качеств человека является умение сдержанно и вежливо проявлять себя в различных ситуациях. Зачастую понять, что такое вежливость, для детей очень трудно. Поэтому очень важно научить ребенка с раннего детства соблюдению правил вежливости. Ведь это качество всегда замечают и по достоинству оценивают.

Проявление вежливости

Человек проявляет вежливость к другому, если он постоянно применяет в разговоре слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» и подобные.

Супруги бывают тактичны по отношению и прививают это своему ребенку, если не используют в разговоре между собой грубые и непристойные слова.

В политике проявление уважения к собеседнику при переговорах называется дипломатической вежливостью.

Человек считается вежливым, если он проявляет свое уважение как к старшим, так и к младшим.

Правила вежливости для детей

Что такое должен знать не только каждый взрослый, но и ребенок.

Первым делом ребенку необходимо объяснить, что такое вежливость, определение этого слова. А также как ведут себя воспитанные детишки и почему так важно быть вежливым. Очень удобно изучать правила вежливости в картинках и игровой форме. Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять.

Одно из универсальных правил, которое известно каждому взрослому: поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Дети очень часто сознательно не желают, чтобы на них обращали внимание и здоровались. Именно поэтому это правило очень важно в формировании вежливости и осознании самого этого понятия -вежливость: что такое и как она проявляется.

Важно научить ребенка правильно использовать слова благодарности. Поблагодарить нужно не только в случае, если преподнесли какой-то подарок (даже если он не понравился), но и если другой человек помог или оказал какую-либо услугу. Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка - это и есть вежливость, очень ценится.

Необходимо рассказать ребенку, что нельзя обзываться, высмеивать кого-то или придумывать обидные прозвища, акцентируя внимание на недостатках другого человека. Вместо этого нужно хвалить других за хорошие поступки, отмечать их достоинства уметь выслушивать человека, не перебивая его.

Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания - вежливость. Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет.

Волшебные слова

Конечно же, главным аспектом является изучение, правильное понимание, что такое слова вежливости и использование волшебных слов, таких как «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее. Нужно объяснить малышу, что их можно использовать в разных ситуациях. Например, извиняются не только тогда, когда плохо поступают или чувствуют свою вину за поступок, но и когда хотят о чем-то попросить другого человека или привлечь его внимание, отвлекая от другого дела или разговора. По мере увеличения общения с другими детьми и взрослыми навыки использования вежливых слов будут возрастать.

Основные правила вежливости

  1. Здороваться первым и отвечать на приветствие.
  2. Не перебивать других при разговоре.
  3. Стучаться, когда дверь заперта.
  4. Выходя откуда-либо, придерживать дверь.
  5. Спрашивать разрешение, если находишься в гостях.
  6. Нельзя показывать незаинтересованность в чем-либо.
  7. Избегать конфликтов.

Правил вежливости великое множество. Важно помнить, что правильно воспитанный ребенок, родители которого вежливы, будет интуитивно поступать так же, как и они в похожих ситуациях.

Как воспитать в ребенке вежливое отношение к окружающим

Трудно поспорить с тем, что дети гораздо быстрее учатся плохому, нежели хорошему. Как только ребенок видит своего сверстника, совершающего дурной поступок, в его поведение приходится вносить коррективы. Также определенная доля правды есть и в том, что дети всегда будут похожи на родителей, копируя их поведение. Именно поэтому правила вежливости должны соблюдать не только дети, но и их родители. Ведь они являются для ребенка примером для подражания. В первую очередь мама и папа малыша должны научиться контролировать свои эмоции и поступки независимо от сложившейся ситуации. При общении с ребенком в обязательном порядке следует употреблять те самые волшебные слова, всегда выслушивать все, что хочет сказать малыш, не перебивая его.

С первых дней нужно выстраивать теплые и с ребенком, чтобы впоследствии, когда малыш повзрослеет, быть для него авторитетом. Тогда он будет прислушиваться к мнению и наставлениям родителей.

Объяснять значение слова «вежливость», что такое правила вежливости нужно с самых ранних лет. Для этого предпочтительнее использовать игровую форму.

Нельзя навязывать ребенку правила и заставлять его их выполнять, а тем более наказывать за неправильное поведение.

Малышу нужно предоставить выбор того, как он может поступить в определенной ситуации, а потом объяснить плюсы и минусы принятого решения.

Нельзя ругать ребенка в присутствии других людей. Никогда нельзя критиковать малыша. Можно критиковать его поведение, но его самого нет. За проявление вежливости ребенка нужно похвалить.

С хорошо воспитанным, культурным, образованным, вежливым человеком всегда приятно общаться! От нашего умения повести себя в отношении к другим людям в жизни зависит очень многое, и нередко мы этого не понимаем или недооцениваем. Круг друзей и знакомых, репутация в коллективе, успех в бизнесе, гармония в личной жизни - благополучие в любой из этих сфер, согласитесь, во многом зависит от того, как мы общаемся и ведем себя с другими людьми.

Быть вежливым на самом деле не всегда легко. Многие из нашего окружения или даже из посторонних не очень нам нравятся или откровенно не симпатизируют, часто повести себя сдержанно и адекватно мешают неурядицы в личной жизни, усталость, стрессы. Но одним из самых важных качеств успешного современного человека является самообладание и вежливость. Вот почему так важно, чтобы наши детки учились этому с самого раннего детства. Вежливого ребенка всегда предпочтут грубому и хамоватому, даже и особенно тогда, когда он вырастет. И ковать железо нужно, пока оно горячо, то есть обучать детей правилам вежливости необходимо с малых лет.

Правила вежливого поведения и общения для детей

Самым универсальным, наверное, правилом может быть всем известное: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой. Но дети далеко не всегда сознательно хотят, чтобы с ними здоровались или чтобы обращали на них малейшее внимание. Однако без этого в формировании вежливости не обойтись.

Пожалуй, начать следует из того, что объяснить ребенку, что такое вежливость, какие вежливые детки и почему лучше и даже очень важно быть именно вежливым. Затем постепенно перейти к практике и начать применять полученные знания в повседневной жизни. Очень удобным подспорьем для родителей являются правила вежливости для детей в картинках, правила вежливости для детей в стихах и множество других изданий, найти и купить которые сегодня не составит больших трудностей.

Вряд ли возможно четко и по пунктам изложить все правила вежливого поведения, ведь практически в каждой жизненной ситуации или мелком эпизоде себя можно повести определенным образом. Но отправной точкой может стать изучение, понимание и применение так называемых волшебных слов, слов вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «благодарю», «извините», «разрешите», «пожалуйста», «будьте добры» и так далее. А вот применять их можно в совершенно разных ситуациях. Например, извинения просят не только, когда поступают плохо, неправильно, доставляют кому-то неудобства или чувствуют за собой вину. Слово «извините» может быть и просьбой (например, при попытке продвинутся вперед в большом столпотворении людей или желании спросить что-то), и способом привлечь к себе внимание (например, включаясь в разговор других людей).

Пользоваться вербальными (то есть словесными) инструментами вежливости будет получаться все лучше по мере увеличения жизненного опыта ребенка: чем больше он встречается и общается с другими детьми и взрослыми, тем больше он может практиковаться.

Отдельного внимания заслуживают слова благодарности. Благодарить нужно не только за предоставленные подарки или сюрпризы, причем это следует делать даже в тех случаях, если презент не пришелся по вкусу. Словами благодарности нужно отвечать на сказанный в свой адрес комплимент, на предоставленную услугу или помощь. Между прочим, помогать другим - это тоже признак вежливости.

Быть не/вежливым возможно, даже не употребляя этих особенных слов. Малышу нужно объяснять, что недопустимо обзываться, высмеивать или придумывать другим людям прозвища, акцентировать на их недостатках, выражать вслух свое недовольство или злость . Взамен этого нужно говорить другим комплименты и выражать похвалу, отмечать достоинства и хорошие качества, уметь слушать и интересоваться личными делами других. К примеру, после ответа на заданный ребенку вопрос, как у него дела, будет вежливо поинтересоваться об этом же у своего собеседника.

Даже не произнося ни слова (а нередко дети не хотят отвечать на приветствие или прощание), можно повести себя вежливо или некрасиво. Искренняя улыбка в ответ способна заменить слова, которые, бывает, так нелегко произнести. Та же улыбка в соответствующей ситуации может быть совершенно неуместной и говорить о плохом воспитании.

Вежливый ребенок должен знать и понимать, что других нужно уважать (особенно взрослых и еще больше - учителей), что нельзя думать только о себе и своем комфорте, что перебивать без крайней надобности или кричать, громко разговаривать в общественных местах - некрасиво, так же, как и ковыряться в носу или грызть ногти.

Существует множество других правил вежливости, среди которых можно назвать еще некоторые основные:

  • Всегда здоровайся первым и отвечай на приветствие.
  • Улыбайся, будь в хорошем настроении.
  • Не перебивай, когда разговаривают другие.
  • Заходя в закрытую дверь, стучись.
  • Выходя из закрытой двери, придерживай ее рукой.
  • Кашляя или чихая, рот следует прикрывать ладонями.
  • Зевнув или икнув во время разговора с собеседником, нужно извиниться.
  • Спрашивай разрешения, если в чем-то не уверен.
  • Используй слово «можно»: можно Вас попросить? позвольте спросить? разрешите пройти?
  • Не показывай, что тебе неинтересно.
  • Не спорь, избегай конфликтов.
  • Не отвечай грубостью на грубость.
  • Помни: вежливый человек никогда специально не обидит другого и не создаст ему неприятностей.

Правил вежливости для детей и взрослых существует большое множество. Но ребенок, воспитывающийся в культурной, образованной семье, многие из них будет ощущать интуитивно, даже без специального акцентирования на них со стороны взрослых.

Как воспитать вежливого ребенка: правила для родителей

Наверное, многие родители согласятся, что дети быстрее и легче учатся плохому, нежели хорошему. Стоит отправить малыша в детский сад или погулять во дворе возле «дурной» компании, как в культуре поведения и общения ребенка уже есть, над чем поработать.

Между тем, правда также и в том, что как мы ни воспитывай своих детей, а они все равно будут похожими на своих родителей. А это значит, что воспитание ребенка, обучение его вежливому общению и поведению не имеет никакого смысла, если мы сами поступаем иначе. Хотим мы того или нет, замечаем мы этого или нет, но дети всегда копируют своих мам и пап, хоть и не всегда в одинаковой степени.

Так что правила вежливости существуют не только и не столько для детей, как в первую очередь - для родителей. И самое основное, самое главное из них - быть для ребенка лучшим примером!

Вы можете тысячу раз повторять малышу о том, что заводить споры и ругаться - некрасиво и недостойно, но стоит один раз поскандалить в магазине с толкнувшим Вас мужчиной, как ребенок возьмет себе за образец именно такое поведение. Научитесь контролировать свои мысли, эмоции и поступки в любой ситуации и сохранять хороший тон поведения, независимо от обстановки. А начинать, между прочим, нужно именно с общения с ребенком: употреблять при обращении к нему слова вежливости, иметь терпение дослушивать до конца и не перебивать, уметь просить прощения и искренне быть благодарными.

Стараясь привить ребенку правила хорошего тона, следуйте рекомендациям, которые помогут достигнуть желаемой цели и не получить обратного результата:

  1. С первых дней Вашего с малышом общения стройте теплые, родственные, доверительные отношения. Тогда Вы будете авторитетом для ребенка, он будет прислушиваться к Вашим наставлениям, будет обращаться к Вам за помощью и советами.
  2. Начинайте обучение вежливости с раннего возраста: даже не говорящие дети все прекрасно понимают!
  3. Используйте игровую форму обучения: ролевые игры, чтение тематической литературы, обсуждение изображений или жизненных ситуаций.
  4. Не навязывайте детям правил вежливости. Не заставляйте их поступать или говорить определенным образом, не ругайте за «неправильное» поведение и не кричите.
  5. Предоставляйте выбор поступить так или иначе, но при этом объясняйте преимущества одной тактики и недостатки, последствия другой.
  6. Объясняйте, почему следует поступить так, а не иначе.
  7. Не вычитывайте, не браните и не читайте нотаций в присутствии других людей.
  8. Не стыдитесь из-за поведения ребенка и не стыдите его самого. Акцентируйте на том, как следовало поступить, критикуйте поведение, но ни в коем случае не ребенка.
  9. Всегда учитывайте особенности характера и темперамента малыша, его настроение и самочувствие. Личность Вашего ребенка, его переживания должны быть превыше устоявшихся в обществе правил.
  10. Хвалите за вежливость и культурность. Отмечайте, как Вам это приятно.

Обучение детей вежливости должно быть ненавязчивым, гармоничным, приносить взаимное удовольствие. В этом процессе совершенствуется не только ребенок, но и взрослый. Вежливым людям легче находить общий язык, а это ведь так важно!

Специально для - Екатерина Власенко

1. Подумай и запиши, для чего тебе нужно знать и соблюдать правила вежливости.

чтобы людям было приятно общаться со мной, чтобы у меня было много друзей.

2. Муравей Вопросик просит тебя научить его правилам вежливости. Напиши, какие вежливые слова подходят для этих случаев:

С соседом по парте проведите взаимную проверку работы.

3. Проанализируй ситуации из жизни Серёжи и Нади. Выполни задания.

1) Обращаясь к продавцу, Серёжа сказал: «Пакет молока и пачку творога». Какое слово он забыл добавить? Подчеркни: извините, пожалуйста , спасибо.

2) Наде нужно позвонить своей подруге Маше. Как лучше всего попросить её к телефону? Отметь галочкой.

4. Здесь запиши правила, которые ты сформулируешь для себя по рассказу Серёжи и Нади.

Мои волшебные поступки

— женщин и девочек надо пропускать вперед;
— если женщина выходит, то надо отступить и дать ей пройти первой
— из трамвая мужчина выходит первым и подает руку женщине.

5. Дома повтори правила вежливости, изученные на уроках. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя. Вместе запишите ещё 2-3 правила, о которых не говорилось на уроке.

Здоровайтесь первыми.


Окружайте гостей заботой, создавая комфортную обстановку для них

В классе обсудите ваши записи. Возьми на заметку то, о чём написано у других ребят.

Книга «Сервис класса люкс»

Глава: 28 правил вежливости

2. Здоровайтесь первыми.

3. Никогда не заставляйте Вас ждать.

4. Проявляйте радость при встрече.

5. Поинтересуйтесь «Как дела?» или «Все ли хорошо?»

6. Если эти вопросы адресованы Вам, то сначала поблагодарите собеседника за проявленное внимание, ответив: «Спасибо, все хорошо».

7. Любое обращение к человеку начинайте со слова «извините» или фразы: «Простите, могу ли я…».

8. Если Вы знаете, как зовут Вашего собеседника, обращайтесь к нему всегда по имени.

9. Обращайтесь к человеку так, как он Вам представился, не переиначивайте его имя.

10. Если к Вам обращаются стоя, то, если Вы сидите, обязательно встаньте.

11. Если к Вам обращаются сидя, а Вы стоите, то присядьте напротив или рядом с собеседником, или слегка наклонитесь к нему.

12. Будьте предупредительны: если Вам нужно отлучиться, то сообщите собеседнику, через какое время Вы вернетесь к нему.

13. Благодарите за общение с Вами в конце беседы: «С Вами было приятно общаться» или: «С Вами было приятно провести время» и т.д.

14. Если Вы подаете какой-либо предмет, сопровождайте этот жест вежливыми словами «пожалуйста», «прошу Вас».

15. Уступайте дорогу, наклоном головы либо жестом, предлагая человеку пройти вперед, сопровождая этот жест внимания словами вежливости.

16 . Проявляйте гостеприимство: для пришедших к Вам впервые организуйте небольшую экскурсию по незнакомому пространству, сопровождая ее рассказами и интересными историями о вашей компании.

17. Проявляйте дружелюбие и готовность помочь в любых ситуациях.

18. Выполняйте свои обещания.

19. Будьте внимательными к желаниям гостей или клиентов.

20. Окружайте гостей заботой, создавая комфортную обстановку для них.

21. Если в предыдущий визит Ваш собеседник рассказал о предстоящем важном для него мероприятии, поинтересуйтесь при новой встрече, успешно ли оно прошло?

22. Если Вам захотелось сделать кому-нибудь комплимент, не откладывайте это на потом: «Позвольте, я Вам сделаю комплимент, мне очень нравится, как Вы сегодня выглядите!»

23. Будьте одинаково любезны и радушны со всеми присутствующими.

24. Если Вы общаетесь с кем-либо, и в это время к Вам обращается кто-то еще, извинитесь перед своим собеседником, прежде чем уделить внимание другому.

25. Когда звучат комплименты в Ваш адрес, скажите, что Вам очень приятно это слышать, и ответьте достойным комплиментом.

26. Постарайтесь сделать общение с Вами максимально приятным и теплым.

27. Провожайте всех, с кем Вы общались, поблагодарив за визит и за особое внимание к Вам, открывая двери уходящим.

28. Помните, что правила вежливости никто и никогда не отменял!

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Правила вежливости»

  1. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
  2. Развивать у детей способности анализировать свои действия.
  3. Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.
  • заучивание стихотворений о вежливости;
  • изготовление на плакате персоны Её Величество Вежливость;
  • подготовка слайдов к просмотру;
  • подготовка инсценировки сказки «Вежливые слова».
  • мультимедийный проект;
  • презентация «Вежливые слова» (см. Приложение);
  • индивидуальные карточки для групповой работы;
  • плакаты к заданию «Продолжи предложение»;
  • конверты с пожеланиями Её Величества Вежливости.

Участники: учащиеся 2-го класса.

1. Мотивационный момент.

— Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!

— Доброе утро всем тем, кто сделал зарядку!

— Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!

— Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.

2. Постановка целей урока.

— Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?

— Кто, по-вашему, добрый человек?

— Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?

— Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.

(1-й слайд: тема «Правила вежливости».)

И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.

(2-й слайд со стихотворением.)

— Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

— Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

На свете есть много чудеснейших слов,
Таких, что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю – каждый назвать их готов:
Приветствую, здравствуйте,
Добрый всем вечер!

Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и ёж, и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах, извините!

3. Работа над новой темой урока.

1) Образование слова «Вежливость».

— Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.

Запись в конверте: «Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?»

— А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?

Внимание на экран!

(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)

— До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:

«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».

«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.

2) Обмен собственным опытом.

— У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.

  1. Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им «до свидания» при расставании.
  2. Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
  3. Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
  4. Почаще в своей речи нужно использовать «волшебные» слова.
  5. Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.

3) Использование в речи «волшебных» слов.

— Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.

Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова.»

Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали «волшебное» слово).

— Растает даже ледяная глыба от слова тёплого. (Спасибо.) (4-й слайд)

— Зазеленеет старый пень, когда услышит. (Добрый день.) (5-й слайд)

— Если больше есть не в силах, скажем маме мы. (Спасибо.) (6-й слайд)

— Когда нас бранят за шалости, говорим мы. (Прости пожалуйста.) (7-й слайд)

— Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь. (Здравствуйте.) (8-й слайд)

— И во Франции и в Дании на прощанье говорят. (До свидания.) (9-й слайд)

Ребёнок читает стихотворение о вежливых словах.

Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» —
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

4) Из истории происхождения правил вежливости.

— Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.

Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними.»

Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:

— Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.

(10-й слайд «Правила вежливости».)

Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.

— Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость.

(На экране по щелчку мышки появляются одни за другим правила вежливости, дети читают их по очереди.)

  1. Не спеши первым сесть за стол.
  2. Не разговаривай во время еды.
  3. Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
  4. Не чавкай.
  5. Не рвись первым выскакивать в двери.
  6. Не перебивай говорящего.
  7. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
  8. Не размахивай руками.
  9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
  10. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
  11. Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
  12. Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
  13. Не держи руки в карманах.

— Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?

Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.

4. Инсценировка сказки «Вежливые слова».

— А теперь давайте и мы покажем Её Величеству Вежливости, что мы не простые ученики школы №1, а ещё в какой-то мере и артисты. Мы с вами готовимся к родительскому собранию и наша сценка как раз окажется сегодня уместной в этом уроке.

— Давайте на некоторое время представим, что мы находимся в театре на просмотре спектакля. Вашему вниманию наши артисты представят сказку, которая называется «Вежливые слова». Вы её внимательно смотрите, запоминайте. По окончании я задам вам несколько вопросов.

5. Обсуждение сценки по вопросам.

— Почему кассир не дал вначале медвежонку билет?

— Как мама-медведица помогла сыну? Что она сделала?

— Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял?

— Как он вёл себя у кассы потом?

— Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй встрече?

— Какими словами характеризовали его матери?

— Как вы понимаете выражение «Вот идёт медведица и от счастья светится»?

6. Обыгрывание ситуаций из учебника.

— Открываем учебник на странице 54, прочитаем задание. Придумайте к каждой картинке ситуацию, используя «волшебные» слова.

7. Работа в группах «Образуй своё правило».

Детям раздаются правила вежливости, только каждое слово по отдельности.

Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.

  1. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
  2. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
  3. Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.

8. Подведение итогов. Релаксация.

— Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда. .
  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда. .
  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что. .

Учитель: Спасибо за урок. Мне понравилось с вами общаться и думаю наш урок пойдёт вам на пользу.

  1. «Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины». Маргарита Давыдова, Ирина Агапова. Для уч-ся 1-5 классов. Москва, 2000.
  2. «В школе и на отдыхе». М.А. Бесова. Ярославль, «Академия развития», 1997.
  3. «Педсовет» №5-2007.
  4. Сценарии школьных праздников. Второклассники любят праздники…/Серия «Школа радости»/ Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
  5. «Вежливость на каждый день» Ян Камычек. Москва, 1988, Издательство «Знание».
  6. «Поговорим о вежливости» Б. Бушелева. Иркутск, 1988. Восточно-Сибирское книжное издательство.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

20 правил вежливости, которым нужно научить ребенка

«Фу, как некультурно!» – говорит Фрекен Бок легендарного мультфильма про Малыша и его обаятельного друга Карлсона. И если «домомучительница» – это все-таки образ собирательный и в целом ироничный, то в реальной жизни услышать в свой адрес (тем более – в адрес своего ребенка) подобную оценку, мягко говоря, неприятно.

Да, всем не угодишь. Да, важна индивидуальность. Но знать правила хорошего тона и мастерски владеть ими – все равно, что научиться читать: можно и не стать книголюбом, но в некоторых ситуациях этот навык может спасти жизнь (если на опасном объекте написано «Не влезай – убьет», к примеру).

Приводим ниже простые истины, которые хорошо знакомы взрослым, но детям нужно объяснять и демонстрировать их на личном примере – только так они запомнят правила.

Чему же стоит научить ребенка, чтобы он уверенно чувствовал себя в любой ситуации?

1. Говорить «спасибо» и «пожалуйста».

2. Здороваться и прощаться (со сверстниками и со взрослыми).

3. Не перебивать того, кто говорит (особенно старших). А если все же надо что-то важное и срочное сказать, то начать следует с извинений: «Простите, что перебиваю, но…».

4. Спрашивать разрешения у взрослых в определенных ситуациях.

5. Не брать без спросу чужие вещи.

6.
Не оценивать вслух человека относительно его внешних данных (исключения составляют положительные оценки, но и с ними нужно проявлять такт и деликатность).

7. Поддерживать разговор, когда собеседник спрашивает: «Как дела?». Ребенка нужно научить тому, что этот вопрос уместно задавать друзьям и близким, и что он не требует слишком подробного ответа. Затем, из вежливости, нужно поинтересоваться, как дела у приятеля.

8.
Стучаться в закрытые двери и входить только после ответа.

9. Показать азы телефонного этикета: здороваться и прощаться, а когда сам ребенок звонит кому-либо, нужно представляться и уточнять, удобно ли собеседнику разговаривать.

10. Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперед. Мальчикам объяснить, что им следует пропускать вперед девочек и женщин.

11. Не расталкивать людей локтями при входе, например, в общественный транспорт.

12. Предлагать свою помощь, когда это требуется.

13. Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами.

14. Не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.

15. Не тянуться через весь стол за едой, а попросить тех, кто сидит рядом, передать блюдо.

16. С благодарностью принимать любые подарки.

17. Не говорить грубых, бранных слов.

18. Никого не дразнить и не обзывать.

19. Просить прощения, когда ситуация того требует.

20. Прикрывать рот ладошкой при чихании и кашле, не высмаркиваться публично и не залезать пальчиками в нос.

Список мог бы получиться очень длинным, ведь правила поведения мы учим всю свою жизнь. Ребенку какое-то время достаточно базовых ориентиров, после которых он уже и сам поймет: быть вежливым – хорошее и приятное дело.

Взрослым придется проявить максимум терпения и любви, чтобы «не навредить». Ведь вежливость предполагает уважение к другим людям, и нельзя этому искусству научиться из-под палки. Согласитесь, странно выглядит, когда взрослый просит малыша не ругаться, а сам обзывает ребенка глупым (бывают и крайне грубые оценочные выражения) – а такое, к сожалению, встречается часто.

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» – вот правило, которое работает, когда не знаешь, как себя вести. Чем не девиз для юных леди и джентльменов?

Как научить детей правилам вежливости?

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Правилам вежливости детей надо методично учить

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственны:

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Слова благодарности дети должны слышать и от взрослых

Для детей вежливость имеет значение только тогда, когда становится нормой повседневной жизни и превращался привычкой.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Хорошие манеры детям прививают в семье

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Волшебные слова должны быть первыми в лексиконе маленького человека

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.

Правила поведения в транспорте - один из видов вежливости

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей - не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым - по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим - сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания - домочадцы, и в первую очередь, родители, то, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, и позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.

Правила семейного этикета

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» - «пожалуйста», «доброе утро» - «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра - это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для его обучения необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите ребёнка приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.

Игры на знание правил вежливости в школе

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости - совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.

Родители должны объяснять, почему надо быть вежливым

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает, и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Равнодушие - одно из проявлений невежливости

Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь биографией кумира. Наверняка даже у погибшего из-за наркотиков певца, были качества, которые достойны подражания. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Если чужой человек ругает ребенка, родители должны занять сторону своего малыша

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка, даёт посторонний человек. В этом случае, оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал в подобной ситуации.

Популярное:

  • Судебно-медицинская экспертиза отравлений (Схема методики исследования, принципы формулировки экспертных выводов) : лекция для студентов Судебно-медицинская экспертиза отравлений (Схема методики исследования, принципы […]
  • Закон 3 стадий конта Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток […]
  • Приказ 328 минтруда МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Регистрация в Минюсте России 21.10.99. Регистрационный № 1944 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке […]
  • ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ. ИНКОТЕРМС - 2000. Таможенная стоимость ввозимых товаров служит налоговой базой для расчета: - таможенной пошлины по адвалорной ставке; - НДС и акциза, взимаемых при ввозе товаров на […]
  • Сокращение работника после выхода из декретного отпуска Добрый вечер!В соответствии с ТК РФ вас (до исполнения ребенку 3 лет) не могут уволить в связи с сокращением: Статья 261. Гарантии беременной женщине и лицам с […]
  • Детское пособие и пособие по уходу за ребенком в Беларуси: какие выплаты положены родителям Основные моменты о детских пособиях в Беларуси: какие выплаты положены родителям в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком. Куда […]
  • Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах 1998 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ» Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года […]
  • Все Нотариусы Москвы "В" Нотариус Вайц (Добреля) Светлана Борисовна Адрес: - Телефон: Не действует! Нотариус Валдаев Владимир Евгеньевич Адрес: Гиляровского ул., 39,11этаж, 113офис Телефон: 681-41-76 780-97-26 Нотариус Валуева […]

На всем протяжении жизни человек постигает правила общения в социуме. В формальном виде они выражаются правилами этикета. Вежливое поведение стимулирует людей к общению и взаимодействию, оно напоминает воду, стимулирующую растение к росту. Уважение к личному пространству другого человека всегда высоко ценилось в высокоразвитых социумах. Правила этикета и вежливости: разбираемся в тонкостях общения.

Основные формы светского поведения

В общении людей выделяется три основные формы: официальная, неофициальная, безличная. Рассмотрим основные аспекты.

Официальная

Этот вид характеризуется повышенной тактичностью. Любое обращение содержит «вы», «вас», «вам». Положительные действия сопровождаются благодарностью, например, «спасибо», «очень приятно», «я вам благодарен», «вы так добры», на что принято отвечать репликами «не за что», «рад, что вам понравилось», «ешьте на здоровье» (если вас угостили едой). Помимо обращения «вы» в корпоративной деловой этике могут подчеркиваться должность, ранг, достижения.


Неофициальная

Такая форма применяется при общении хорошо знакомых и близких людей. Характеризуется она минимальным набором строгих условностей. Обращение сопровождается личным местоимением «ты», «тебе», «с тобой». Ответы более просты: «благодарю», «будь здоров», «обращайся».


Безличная

Для этого вида характерно отсутствие личного местоимения. Слова адресуются будто бы в воздух или ко всем сразу, например, «не подскажите, который час? », «скажите, как пройти на площадь».

Обозначенных норм перехода в общении от обращения «вы» к «ты» не существует, зачастую это происходит при длительном близком общении. Плохо воспитанных людей отличает обращение на «ты» ко всем без исключения. В любом взаимодействии людей (за редким исключением) одна из сторон является инициатором. Первым при встрече при условии взаимной видимости выказывает знаки вежливости:

  1. мужчина женщине;
  2. подчиненный начальнику;
  3. младший по возрасту старшему;
  4. входящий присутствующим;
  5. подходящий стоящим.


Как себя вести?

Чтобы быть по-настоящему вежливым человеком, стоит учесть ряд основным правил поведения в социуме:

  • Обращение к другому человеку не должно быть грубым, агрессивным, громким.
  • Движения человека должны быть размеренными и спокойными без резких поворотов и дерганий.
  • Внешность должна быть опрятной: важно соблюдать правила гигиены (недопустимо, чтобы тело источало неприятные запахи);
  • При общении желательно использовать слова «пожалуйста», «спасибо», «всего хорошего» и им подобное, нельзя употреблять бранные выражения.
  • Нельзя громко смеяться, ухмыляться, проходя мимо незнакомых людей.
  • Нельзя чесаться, ковыряться в зубах, носу, ушах.
  • Зевая, не открывайте рот широко: лучше прикрывать его рукой, то же правило касается чихания.


Недопустимо попрание прав и комфорта окружающих, кроме форс-мажорных обстоятельств. Только в этом случае можно бросить собеседника и удалиться по срочному делу. Если дело может подождать, невежливо бросать собеседника на полуслове. Поведение не должно быть вызывающим и экспансивным, особенно в местах массового скопления людей. Если необходимо к кому-то обратиться, стоит подойти к этому человеку и спокойно спросить, а не кричать, мешая и раздражая окружающих.

Пространство в любом общественном месте должно равномерно распределяться между всеми присутствующими. Если это лавочка, сидеть нужно, занимая одно место, а не разваливаться на половину скамейки. Если это тесное помещение, не стоит:

  • расставлять локти;
  • вытягивать руки;
  • делать резкие повороты.


В транспорте сумки, рюкзаки снимают с плеч и держат в руке. Хорошим тоном является предоставление сидячего места:

  • инвалидам;
  • людям с травмами опорно-двигательного аппарата;
  • пожилым людям;
  • беременным женщинам;
  • маленьким детям;
  • женщинам (пункт актуален для мужчин).


Физический контакт с другим человеком возможен только с его одобрения. Не рекомендуется трогать незнакомых людей, прикасаться к знакомым можно только при наличии приветливого поведения в рамках обыденных ритуалов, типа пожатия руки, похлопывания по плечу, дружеских объятий. При взаимодействии с другим человеком задумывайтесь о том, что у него есть свои планы, потребности и желания, не стоит удерживать кого-либо если видно, что он хочет уйти.


Правила общения с незнакомыми и малознакомыми людьми

Общение с малознакомыми и незнакомыми людьми имеет свои особенности:

  • При первой встрече смотрите на собеседника, но не слишком часто.
  • Улыбайтесь при общении.
  • Важно употреблять личное местоимение «вы». Это выказывает уважение и является основанием для дальнейшей беседы.
  • Знакомясь первым, инициативу проявляет старший к младшему, мужчина к женщине, начальник к подчиненному.
  • Переходить на «ты» можно только по желанию старшего (начальника), при этом тот, иерархия которого ниже, может позволить к себе обращение на «ты».
  • Начало и конец диалога часто сопровождаются жестом: поднятой ладонью, кивком, наклоном головы.
  • Пожимать руку нужно не очень сильно, но и не безжизненно (не более 1-2 секунд).
  • При входе в помещение, где помимо знакомых людей есть незнакомые, поздороваться нужно со всеми, назвав незнакомцам свое имя.
  • При входе снимают головной убор, перед рукопожатием – перчатки.


Если возникла необходимость какой-либо помощи от незнакомого человека, стоит вежливо поздороваться и спросить, сможет ли он уделить немного своего времени на помощь. После получения утвердительного ответа можно излагать просьбу. Если просьба заключается в чем-то быстротечном, например, определении времени или места нахождении, после приветствия можно сразу задавать вопрос.

Если к вам обращается человек, а вы не помните, знаете его или нет, стоит задать вопрос, начиная с извинения (например, «простите, мы знакомы? »).


Нормы поведения за столом

При приеме пищи комфортная обстановка особенно важна. Следует соблюдать несколько основных правил. Поза должна быть выпрямленной:

  • нельзя опираться на сидящих рядом, даже если вы сидите плечом к плечу;
  • недопустимо вытягивать ноги, они должны быть согнуты и находиться перед передними ножками стула на небольшом расстоянии.

Помимо этого нельзя есть с расставленными локтями и класть их на стол. Локти должны быть прижаты к ребрам. Недопустимо вытягивать руки над столом, кроме как с намерением положить пищу из какого-нибудь блюда себе в тарелку. В гостях лучше не инициировать разговор за столом, стоит оставить это на усмотрение хозяев дома.

Если это общественное место, старое правило «когда я ем, я глух и нем» не выставит вас в дурном тоне.


Ни в коем случае нельзя разговаривать с едой во рту. Во время пережевывания пищи старайтесь держать ротовую щель сомкнутой: это гарантирует отсутствие чавкающих звуков. Пользуясь столовыми приборами, делайте это аккуратно, не создавая ударных, скрипящих, царапающих звуков. Нельзя:

  • стучать по столу;
  • брать еду из чужой тарелки;
  • баловаться;
  • подкидывать предметы;
  • петь;
  • разговаривать по сотовому;
  • наносить косметику.


Исключение составляет прием лекарств, предписанный с приемом пищи. Мужчина должен помогать женщине, сидящей от него справа (например, по просьбе подавать различные блюда или наливать напитки). Поведение должно быть умеренным, спокойным и конструктивным по отношению к окружающим. Помните: ничто не ценится так высоко, как вежливость . Каждый человек должен иметь хорошие манеры и благопристойность поведения. В международной практике запрещают аморальное и невоспитанное поведение.

Подробнее об основных правилах этикета и вежливости вы узнаете из следующего видео.