Николай заболоцкий я не ищу гармонии. Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано Н. Заболоцким в 1947 г. спустя 4 года после возвращения с лагерей. 6-ти летняя ссылка оставила отпечаток на внешности, характере поэта и, конечно же, на его творчестве.

Тема произведения – поиск гармонии в окружающем мире, красота индустриального города. Идея автор показывает, что природа не насколько идеальна, чтобы искать в ней гармонию. Да, можно восхищаться некоторыми пейзажами, но истинное наслаждение приносят картины могущественных творений человеческих рук.

Ключевой образ стиха – лирический герой, который сливается в единое целое с автором. Связь с читателем усиливается тем, что строки написаны от первого лица. Уже в первом куплете лирический герой заявляет, что искать гармонию в природе – напрасное для него дело. Ее нет «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе. Мир поэт называет своенравным и дремучим, наверное, эти строки являются отголоском его пребывания в лагерях. И только ночью, когда все замедляет свой бег и засыпает, лирический герой чувствует «симпатию» к ней. А все потому, что во сне природа-мать видит турбины, «током налитые провода» и плотины.

Важную роль в стихотворении играют пейзажные зарисовки, которые автор вплетает в свои раздумья. Сначала его взор охватывает весь мир от небосвода до самых глубоких недр скал, постепенно пейзаж концентрируется на тихом задумчивом осеннем вечере над рекой. Осенняя пора акцентирует внимание на настроении автора, лирического героя и стихотворения в целом. Плавно Н. Заболоцкий переходит к описанию технического прогресса. Объекты, сооруженные руками человека, привлекают блеском на фоне «слепой ночи».

Для того чтобы ненавязчиво сравнить природу и индустриальные достижения Н. Заболоцкий использует прием параллельного изображения. Картины эти разные, но резкого контраста не ощущается, наоборот они взаимодополняются. Последние куплеты показывают, что мать-природа приняла в свое лоно искусственные творенья.

Идея стихотворения Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» реализуется при помощи художественных средств. Автор использует метафоры («ожесточенное пение ветров», «… сияньем немощным объята, слепая ночь…»), эпитеты («печальная природа», «дикая свобода»). Самое яркое сравнение, отображающее мировоззрение автора – «… огромный мир противоречий… как бы прообраз боли человечьей…». Художественные средства помогают оживить природу, придать строкам философского звучания.

Композиция стихотворения несложная. Оно состоит из восьми катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – ямб с пиррихием, что позволяет замедлить темп, воспроизвести печальное настроение. Спокойная интонация произведения только раз прерывается восклицательным предложением, которым автор передает свое отношение к миру.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонию в природе» – оригинальное художественное отображение мировоззрения автора, его отношения к прогрессивным изменениям в обществе.

Вопреки громкому заявлению в первой строке стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” посвящено как раз природным явлениям, о которых поэт глубоко размышляет. Краткий анализ “Я не ищу гармонии в природе” по плану представляет собой анализ этих размышлений. Использовать его можно на уроке литературы, чтобы объяснить ученикам 8 класса суть произведения.

Краткий анализ

История создания – произведение, которое называют программным, написано в 1947 году в Москве.

Тема стихотворения – прославление материнского начала природы, ее дикость, которую человек, не трогая основы, может привести к разумной гармонии.

Композиция – стихотворение композиционно делится на три части: первая поддерживает утверждение о том, что природа по сути своей дисгармонична, вторая показывает ее суть, и третья подытоживает первые две, описывая мечту о мирном союзе природы и человека.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием.

Эпитеты “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода” .

Метафоры “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода “.

История создания

Стихотворение написано в 1947 году, когда Николай Заболоцкий, только недавно вернувшийся из сталинских лагерей (поэт провел там пять лет) искал философскую основу для своих произведений. Утратив прежние ориентиры, он обращается к теме природы, но, в отличие от классиков литературы, подходит к ней совсем не романтически .

Тема

Стихотворение посвящено природе, а именно, ее материнскому началу. Поэт рассматривает ее как неразумную мать, которая при этом искренне любит своего ребенка. Она не знает, куда использовать свою дикую силу, но сын – то есть человек, может помочь. Самое главное – не насиловать ее суть, а идти к сосуществованию, к гармонии. Такова основная мысль стиха.

Композиция

Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трех разных сторон, что и обусловливает трехчастное композиционное деление.

В первой части поэт раскрывает мысль о том, почему именно он не ищет в природе гармоничного начала: по его мнению, сама суть окружающего мира, исключая то, что создано человеческими руками, дисгармонична.

Однако вторая часть несколько противоречит первой – в ней описывается природа в момент покоя, когда она засыпает, готовится к тому, чтобы все успокоилось и погрузилось в сладкую дрему.

И в третьей части поэт рассматривает ее как мать человечества – да, это дикая сила, но дикость и самой ей не мила. Она мечтает о мире, где технологии будут направлять ее в русло гармонии, при этом не изменяя ее суть.

Жанр

Это произведение – классический пример философской лирики, в нем Заболоцкий рассуждает о смысле своего творчества, ищет темы, к которым он мог бы обратиться. Для него такие рассуждения были особенно актуальны, ведь ему приходилось искать свой поэтический путь в сложной личной ситуации.

Пятистопный ямб с пиррихием, который поэт использовал при создании стихотворения, делает его простым и ритмичным.

Средства выразительности

  • Эпитеты – “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода” .
  • Метафоры – “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода “.

Все они работают на более глубокое раскрытие темы.

Стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” (1947) носит программный характер, причем не только для послевоенного периода, но и для всего творчества Заболоцкого. Именно оно открывает раздел “Книга вторая. Стихотворения 1932-1958” в подготовленном поэтом в 1957 г. собрании своих сочинений. Написанное характерным для произведений философской лирики пятистопным ямбом, оно опирается на классическую, в частности тютчевскую, традицию и в то же время, как верно отметила критик И. Ростовцева, вступает с ней в полемику. Если Тютчев писал: “Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах... / Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе...” - то восприятие Заболоцкого совершенно противоположное:

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
He слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Природа у Заболоцкого живая, бесконечно многообразная, изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как человек, тяжким трудом и “бесплодною игрой...”. Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений:

Ho в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке,
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке...
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

Опускающаяся к реке “слепая ночь”, затихающая “в тревожном полусне изнеможенья” вода и - от частного к общему - засыпающая “печальная природа” - все это позволяет поэту создать в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих:

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

«Я не ищу гармонии в природе» Николай Заболоцкий

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,-
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе»

Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие. Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата уже пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием физической смерти.

В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе…», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим . Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека, являющегося, по всем канонам, венцом творения. Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.

Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений . Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь. Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т.е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.