Кто такие мамлюки? Мамлюки история


Мамлюки – явление уникальное, цивилизационное и интернациональное, и, безусловно, очень интересное.

В Египте с ними связано множество легенд, преданий, реальных исторических событий и архитектурных памятников. Кто же такие мамлюки? Национальность? Нет. Сословие? Нет. Политическая партия? Нет. И в то же время это и сословие, и политическая партия, и профессия, и социальный статус, и даже семья.

Мамлюки возникли как группа рабов, превращенных в воинов, которых покупали и обучали воинскому искусству багдадские халифы. Юноши принимали Ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Предшественниками мамлюков были гулямы Арабского халифата. Даже само слово означает раба, находящегося в чьей-то собственности. Также это понятие стало синонимом военной и политической силы.

Сначала мамлюками называли всех белых военных рабов, а также тех, кто получил освобождение, и их потомков. Освобожденные мамлюки становились высокопоставленными государственными должностными лицами, крупным землевладельцами, достигали титулов беев и даже султана.

Фактическая верховная власть в Египте принадлежала мамлюкам менее трех сотен лет, однако их влияние на политику чувствовалось вплоть до XIX века. Таким образом, следы и история мамлюков в Египте тянутся семь столетий, и поэтому без этого трудно понять становление египетской государственности в целом.

Мамлюками становились двумя путями. Воины покупали мальчиков-рабов с Кавказа, Причерноморья, Прикаспия, Центральной Азии и Приуралья для пополнения отрядов или же будущие мамлюки сами приезжали в Египет, узнав об успехах своих соплеменников. Они обязательно проходили специальное обучение воинскому искусству в школах, которыми владели эмиры. Самым лучшим местом считалась султанская школа в Каире.

Учащиеся мамлюкских школ имели дневники, где наставники отмечали успехи и неудачи своих воспитанников. По окончании школы от этих записей зависела дальнейшая судьба раба: если он учился хорошо, был прилежным и успешно прошел выпускные испытания, то получал право стать вольноотпущенным, отрастить бороду, завести семью, купить землю. Если же будущий мамлюк учился плохо, то он так и оставался рабом.

В школе мамлюки изучали арабский и турецкий языки, воинское искусство, кавалерийское мастерство. Особое внимание уделялось стрельбе из лука и искусству владения саблей. Они презирали огнестрельное оружие, считая его недостойным настоящих воинов. Такая позиция привела их к краху, когда мавлюки вступили в сражение с вооруженной пушками и мушкетами османской армией.

Самый высокий титул мамлюка – эмир. Существовали эмир десятка, эмир сорока, эмир сотни, которые во время войны командовали тысячными подразделениями. Эмиры составляли верхушку мамлюкского общества. Титулы и должности у мамлюков не наследовались, а присуждались за личные заслуги и в редких случаях покупались. Поэтому каждому приходилось доказывать право на власть и богатство.

Школа и дом старшего мамлюка заменяли мальчикам родные семьи. Так воспитывалась приверженность мамлюкской корпорации и верность принципам мамлюков и главе дома. Взрослея, молодой мамлюк был обязан сам покупать рабов и расширять численность так называемой корпорации. Так появлялись кланы и семьи, которые назывались «домами». В центре дома группировались кровные родственники, собственные мамлюки и вольноотпущенные, обязанные всем главе дома.

Однако с течением времени мамлюки распались на две большие группы, которые поочередно захватывали власть в Египте. Сначала это были мамлюки-бахри, «живущие у реки», выходцы из тюркских племен и Ближнего Востока. Они имели давнюю историю и служили еще багдадскими халифами, тогда как остальное население страны мобилизовалось в армию только в случае войны.

Затем к власти пришли мамлюки-бурджи, «живущие в башне», выходцы из тюркских племен и Южнорусских степей, в том числе с Поволжья, а также с Кавказа. Лидирующие позиции в этой группе занимали черкесы и греки. Их правление считается более мягким и щадящим по отношению к простому населению по сравнению с периодом власти мамлюков-бурджи. Он ознаменовался большим числом смут и переворотов.

Мамлюки правили Египтом почти триста лет, и это время охарактеризовалось бесконечными кровавыми братоубийственными распрями, что стало следствием отсутствием права наследования власти. С другой стороны, мамлюки глубоко презирали коренных жителей страны, облагали их огромными налогами и практически не считались с их интересами.

Все эти факторы постепенно привел к тому, что мамлюки оказались в окружении враждебных государств и столкнулись с восстаниями внутри страны. Они были великолепными воинами, но не умели объединяться для решения проблем в мирное время. Очень скоро неспособность мамлюков управлять государством стала очевидной для врагов, в первую очередь, для Османской империи.

Немалую роль сыграли также еще два фактора: ограниченность человеческих ресурсов мамлюков, которая усугублялась страшной эпидемией чумы, бушевавшей в Египте на протяжении двух десятков лет; и стойкое нежелание мамлюков использовать в военных действиях порох. Многие даже говорят, что в войне мамлюков с османами победил порох, который мамлюки считали подлым оружием, недостойным настоящего воина, сражающегося луком, мечом и кинжалом.

И все же, несмотря на то что мамлюки утратили верховную власть над Египтом, они еще долгие четыреста лет оставались военной аристократией страны, влиятельной политической силой, которая регулярно вмешивалась в ход истории страны и судьбу ее правителей, пока Мухаммед Али в XIX веке окончательно не уничтожил мамлюков.

Мамелюки (от арабского мамлюк - раб, белый раб), первоначально рабы, гвардейцы последних султанов династии Айюбидов, самостоятельно правившие с 1250 года в Египте (до 1517 года) и Сирии (до 1516 года). Известны династии мамелюков - Бахри и Бурджи. Виднейшие мамелюкские султаны - Айбек, Бейбарс, Калаун, Барсбей, Гури. Во второй половине XIII века мамелюкские армии разгромили монголов (битва при Айн-Джалуте), вытеснили крестоносцев из Сирии и Палестины, разбили исмаилитов-асассинов. Мамелюкские эмиры выдвигали из своей среды султана. Султан возглавлял феодальную иерархию, к верхнему слою которой принадлежали эмиры-сотники, в подчинении у них находились эмиры сорока, десяти и пяти дружин. Государство мамелюков в 1517 году было завоевано турецкими войсками и включено в состав Османской империи.

Мамлюки, мамелюки (араб.- белые рабы, невольники), воины-рабы (преимущественно из тюрок, а также грузин, черкесов и др. кавказских народов), проданные Египту монголами после завоевания ими Ср. Азии и Кавказа и составлявшие гвардию последних египетских правителей из династии Айюбидов (1171-1250). Численность M. колебалась от 9 до 12 тыс. чел. (по некоторым источникам до 24 тыс. чел.). Их отряды периодически пополнялись новыми невольниками. В 1250 командная верхушка М. свергла Туран-шаха (последнего султана из династии Айюбидов) и захватила власть в Египте. В руки мамлюкских военачальников перешли лучшие земли, осн. ремесленные предприятия и гос. должности. М. сохранили сложившуюся до них военно-ленную систему, при к-рой за несение воен.4 службы вассалы наделялись султаном земельными владениями. Была создана сильная армия, основу к-рой составляли отряды конницы М. под командованием 24 беев из среды крупных феодалов. Во главе М. находился султан, выбиравшийся гос. советом из наиболее влият. военачальников. Известны две династии мамлюкских султанов: Бахри (преимущественно тюркского происхождения, правили в 1250-1390) и Бурджи (преимущественно черкесского происхождения, правили в 1390-1517). Высокие боевые качества мамлюкского войска сделали его грозной силой, к^рая использовалась как для борьбы с внешними врагами, так и для подавления волнений и восстаний егип. населения. 3 сент. 1260 в сражении при Айн-Джалуте (около совр. г. Бейсана) войска М. разгромили монголов, вторгшихся в Палестину и Сирию, изгнали остатки крестоносцев из этих стран. В 1273 они разби ли исмаилитов-ассасинов (тайная сектант, организация, образовавшаяся в Иране в конце 11 в.). В вассальной зависимости у М. находились восточная часть Ливии (Барка), Нубия, Хиджаз, с 1375 - Киликия, с 1426- Кипр. Во время правления М. в 13 -начале 14 в. начался экономич. подъём егип. гос-ва. Были улучшены гос. система управления, ирригац. земледелие, развивались торговля, ремесленное производство и культура. Вместе с расширением неогранич. власти мамлюкской знати усиливалась эксплуатация егип. крестьянства. Голод, эпидемии, восстания феллахов и бедуинов во второй пол. 14-15 в. стали частыми явлениями в жизни Египта и вели к его ослаблению. В 1516-17 Египет был завоёван турками и стал провинцией Османской империи. Часть егип. земель турки оставили М., к-рые должны были платить тур. паше в Каире дань. В нач. 18 в., воспользовавшись ослаблением султанской Турции, М. фактически восстановили свою власть в Египте. В 1798 иррегуляр. конница М., по высказыванию Ф. Энгельса, в то время безусловно лучшая в единоборстве, но недисциплинированная (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2ге. Т. 20, с. 131), была разбита войсками Наполеона Бонапарта в сражении у егип. пирамид. Однако, потеряв воен. силу, М. сохранили господств, политич. влияние в стране. После эвакуации французов из Египта (1801) часть рядовых М. последовала за ними. Наполеон I принял их в свою конницу, а позднее сформировал из них конно-гвард. эскадрон (250 чел.), к-рый участвовал во всех войнах империи. Остатки М. были почти полностью уничтожены при отступлении армии Наполеона I из России во время Отечественной войны 1812. Сильный удар по мамлюкским феодалам и тур. янычарам, сменившим в 1801 франц. завоевателей, нанесли нар. восстания в Каире и партиз. движение в провинциях в конце 18 - начале 19 в. После победы нар. восстания в Каире в 1805 к власти в Египте при поддержке каирского духовенства пришёл тур. военачальник Мухаммед Али, к-рый командовал отрядом албан. добровольцев в тур. армии. Сразу же после прихода к власти Мухаммед Али расправился с руководителями восстания; в 1808 он конфисковал все земли, у мамлюкских беев, а в 1811 уничтожил многих из них, заманив в каирскую цитадель.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5.

Литература:

История второй мировой войны. 1939- 1945. Т. 3. М., 1974, с. 358-365;

Карбышев Д. М. Линия Маннергейма. - Избр. науч. труды. М., 1962.

Новая история стран зарубежной Азии и Африки. Л., 1971;

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970;

Семенова Л. А. Садах ад-дин и мамлюки в Египте. М., 1966.

Мамлюки (по-арабски – белые рабы, невольники) – это войны-рабы, из которых состояла личная гвардия султанов династии Айюбидов, правившей Египтом в 1171 -1250 годах. Родом мамлюки были их тюрок и разных кавказских народов (грузин, черкесов и т.п.). их еще детьми покупали или похищали, а затем, доставив в Египет, обучали военной службе. После смерти в 1250 году султана Салиха, последнего из Айюбидов, власть в стране захватил мамлюкский военачальник Айбек, женившейся на вдове Салиха. После этого эмиры из мамлюков стояли во главе Египта в плоть до 1517 года. Известны две династии мамлюков: Бахри (преимущественно тюркского происхождения привили в 1250 – 1390 годах) и Бурджи (преимущественно выходцы с Кавказа правили в 1390 – 1517 годах). В 1260 году армия мамлюков разгромили монголов, в 1268 году вытеснили крестоносцев из Палестины и Сирии, в 1273 году разбили исмаилитов-ассасинов. В 1516 – 1517 годах войска турецкого султана Селима I завоевали Сирию, Египет и Палестину, положив конец господству мамлюков. После турецкого завоевания часть земли в Египте была оставлена мамлюкским беям, которых обязали платить дань турецкому паше в Каире. Ослабление Османской империи с конца XVII века позволила мамлюкам фактически восстановить свою власть. В 1808 году у мамлюков отобрали земли, а в 1811 году истребили их беев.

Конница мамлюков была обучена маневрированию, ложным отступлениям и прочим приёмам. Пехота была способна преодолевать большие дистанции и быть готовой к отражению неожиданных нападений. Пехота также была обучена эффективно действовать против кавалерии. Нужно сказать, что мамлюки редко использовали пеших воинов в боях. В большинстве случаев полагались на кавалерию. Кавалеристы из элитных подразделений были обучены боевым действиям в пешем строю, умели они сооружать и полевые укрепления. Во время сражения мамлюки старались выбрать наиболее удобную позицию впереди холмов, во избежание неожиданной атаки противника в тыл. Построение армии мамлюков на поле боя было традиционным, с центром и двумя флангами. Если армия противника была малочисленной, то мамлюки старались окружить её. Напротив, если врагов было больше, то мамлюкские полководцы старались не разворачивать войска широким фронтом. Одним из главных тактических приёмов мамлюков было засыпание противника градом стрел. Именно таким образом мамлюки сумели остановить крестоносцев под Газой.

Организация

Армия мамлюков состояла из 3-х отдельных частей (в их число не входили вспомогательные части, а также неопытные рекруты): личной гвардии султана, отрядов эмиров и свободных наёмников-гвардейцев (халка). Мамлюки эмиров были хуже подготовлены, чем султанские, так как в основном не проходили обучение в элитных школах. После смерти эмира его мамлюки входили в состав отрядов других эмиров или свободных халка. Все мамлюкские офицеры имели земельные участки-ирты или другие доходные места, пожалованные им за службу султанами. Владельцы иртов были освобождены от налогов, однако во время войны обязаны были выступить в поход с отрядом вооружённых людей. Ирты не передавались по наследству и, будучи собственностью султанов, выдавались в условное владение.

Во второй половине XIII века египетская армия была значительно увеличена в численности благодаря реформам султана Бейбарса. Она включала в себя 40 000 воинов, 4 000 из которых были мамлюками. В начале XIV века армия мамлюков насчитывала уже 24 000 всадников, расквартированных в Египте, 12 400 из них состояли в отрядах эмиров. В провинциях располагались 13 000 мамлюков и 9 000 халка. Самым престижным подразделением армии мамлюков были отряды гвардейцев султана. Они принимали участие во всех важнейших военных походах султанов. Офицеры-эмиры различались по рангу. Эмиры-сотники командовали отрядом в 1 000 воинов и имели отряд личной охраны в 100 воинов. Эмиры сорока командовали отрядом в 100 воинов, их личная охрана насчитывала 40 человек. В мамлюкской армии имелась также должность эмира-десятника.

Бейбарс значительно увеличил жалование мамлюкам. Помимо месячного жалования, мамлюки раз в полгода или год получали определённую сумму на покрытие расходов на одежду, воины также получали дневной мясной рацион, а раз в 2 недели - сумму на покупку корма для коня. В дополнение к доходам, получаемым с ирт, мамлюкские офицеры перед походом, а также с воцарением нового монарха получали богатые подарки. В начале XV века жалование простого воина составляло 3 динара, а жалование офицера - 7 динаров.

[править]Исторические даты

Подготовка

Вооружение

Защитное вооружение воина-мамлюка состояло из подбитой ватой боевой одежды юшмана (был в виде как халата, так и рубашки), кольчуги иламеллярного доспеха - джавшана. Защитой головы простому воину служил тюрбан, богатые мамлюки носили металлические шлемы скольчужными бармицами. В XV веке наибольшее распространение получили кольчато-пластинчатые доспехи. Основным оружием был лук, были также вооружены копьями, мечами,саблями и булавами; имели на вооружении также и арбалеты, которыми активно пользовались во время осад и морских боёв. С конца XIV века мамлюки стали использоватьартиллерию. В походе воин-мамлюк имел всего одну лошадь, а также одного или двух верблюдов для перевозки багажа и снаряжения. В армии мамлюков не было единообразной униформы, однако многие носили красную или жёлтую одежду. Большинство знамён были жёлтого цвета, так как этот цвет был цветом прежней Айюбидской династии. Главным отличием офицеров были пояса, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями

Мамлюки (также Мамелюки, араб. مملوك‎‎ (ед. ч.), араб. مماليك‎‎ (мн. ч.), «принадлежащий» - военная каста в средневековом исламском Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов тюркского происхождения. Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Прототипом мамлюков были римские гладиаторы и гулямы Арабского халифата. Аналогом - янычары Турции. Мамлюки, мамелюки (араб. принадлежащий) - военная каста в средневековом исламском Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов тюркского (кипчаки) и кавказского происхождения (черкесы, абхазы и грузины). Юношей обращали в ислам, обучали арабскому языку и тренировали в закрытых лагерях для несения военной службы. Предшественниками мамлюков были гулямы Арабского халифата, аналогом - иракские кюлемены.

Следует различать три разных значения термина «мамлюки»:

Мамлюк - «военный раб»; впервые такие воинв начали использоваться в Багдадском халифате в правление аббасидского халифа аль-Мутазима (833–842), и вскоре стала широко распространенной во всем мусульманском мире. Однако речь идет не о взятых в плен взрослых мужчинах, а о детях, вывезенных с оккупированных территорий, купленных на невольничьих рынках либо захваченных во время набегов, которые проходили определенную систему военной подготовки и сами себя считали не «жалкими рабами», а представителями особой касты.

Династия мамлюков - известны две династии мамлюков: Бахри (преимущественно тюркского происхождения, правили в 1250–1390 годах) и Бурджи (преимущественно выходцы с Кавказа, правили в 1390–1517 годах).

Войско мамлюков - ситема формирования и содержания регулярной армии Каирского султаната в XIII–XVI вв. (см. ниже).

Войско мамлюков

Военная и физическая подготовка

Комплекс военной и физической подготовки у мамлюков назывался фурусия. В него входила стрельба из лука, фехтование, упражнения с копьём и другим оружием, борьба. Важнейшим навыком для мамлюка была стрельба из лука. Мамлюки также обучались владению арбалетом в конном и пешем строю. В качестве великолепной тренировки мамлюкам служила охота, которая была организована наподобие монгольской, во время которой проводились масштабные облавы животных.

Вооружение мамлюков

Защитное вооружение воина-мамлюка состояло из подбитой ватой боевой одежды, кольчуги и ламеллярного доспеха-джавшана. Защитой головы простому воину служил тюрбан, богатые мамлюки носили металлические шлемы с кольчужными бармицами. В XV в. наибольшее распространение получили кольчато-пластинчатые доспехи. Основным оружием был лук. Мамлюки были также вооружены копьями, мечами, саблями и булавами. Мамлюки имели на вооружении также и арбалеты, которыми активно пользовались во время осад и морских боёв. С конца XIV в. мамлюки стали использовать артиллерию. В походе воин-мамлюк имел всего одну лошадь, а также одного или двух верблюдов для перевозки багажа и снаряжения. В армии мамлюков не было единообразной униформы, однако многие носили красную или жёлтую одежду. Большинство знамён были красного цвета, так как этот цвет был цветом прежней Айюбидской династии. Главным отличием офицеров были пояса, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

Тактика мамлюков

Конница мамлюков была обучена маневрированию, ложным отступлениям и прочим приёмам. Пехота была способна преодолевать крупные дистанции и быть готова к отражению неожиданных нападений. Пехота также была обучена эффективно действовать против кавалерии. Нужно сказать, что мамлюки редко использовали пеших воинов в боях. В большинстве случаев полагались на кавалерию. Кавалеристы из элитных подразделений были обучены боевым действиям в пешем строю, умели они сооружать и полевые укрепления. Во время сражения мамлюки старались выбрать наиболее удобную позицию впереди холмов, во избежание неожиданной атаки противника в тыл. Построение армии мамлюков на поле боя было традиционным, с центром и двумя флангами. Если армия противника была более малочисленной, то мамлюки старались окружить её. Напротив, если врагов было больше, то мамлюкские полководцы старались не разворачивать войска широким фронтом. Одним из главных тактических приёмов мамлюков было засыпание противни

Организация армии

Армия мамлюков состояла из трех отдельных частей (в их число не входили вспомогательные части, а также неопытные рекруты): личной гвардии султана, отрядов эмиров и свободных наёмников-гвардейцев (халка). Мамлюки эмиров были хуже подготовлены, чем султанские, так как в основном не проходили обучение в элитных школах. После смерти эмира его мамлюки входили в состав отрядов других эмиров или свободных халка. Все мамлюкские офицеры имели земельные участки-ирты или другие доходные места, пожалованные им за службу султанами. Владельцы иртов были освобождены от налогов, однако во время войны обязаны были выступить в поход с отрядом вооружённых людей. Ирты не передавались по наследству и, будучи собственностью султанов, выдавались в условное владение.

Во 2-ой половине XIII в. египетская армия была значительно увеличена в численности благодаря реформам султана Бейбарса. Она включала в себя 40 000 воинов, 4000 из которых были мамлюками. В начале XIV века армия мамлюков насчитывала уже 24 000 всадников, расквартированных в Египте, 12 400 из них состояли в отрядах эмиров. В провинциях располагались 13 000 мамлюков и 9000 халка. Самым престижным подразделением армии мамлюков были отряды гвардейцев султана. Они принимали участие во всех важнейших военных походах султанов. Офицеры-эмиры различались по рангу. Эмиры-сотники командовали отрядом в 1000 воинов и имели отряд личной охраны в 100 воинов. Эмиры сорока командовали отрядом в 100 воинов, их личная охрана насчитывала 40 человек. В мамлюкской армии имелась также должность эмира-десятника.

В 1260 г. армии мамлюков разгромили монголов, в 1268 г. вытеснили крестоносцев из Палестины и Сирии, в 1273 г. разбили исмаилитов-ассасинов.

Отряды-халка имели также особые элитные подразделения, состоявшие из сыновей султанов, эмиров и мамлюков, избравших военную карьеру. При Айюбидах отряды халка были достаточно престижными подразделениями, однако со временем их боеспособность и высокий статус сильно упали. К XIV веку в ряды халка мог вступить любой желающий, заплатив для этого определённый денежный взнос.

Бейбарс значительно увеличил жалование мамлюкам. Помимо месячного жалования, мамлюки раз в полгода или год получали определённую сумму на покрытие расходов на одежду, воины также получали дневной мясной рацион, а раз в 2 недели - сумму на покупку корма для коня. В дополнение к доходам, получаемым с ирт, мамлюкские офицеры перед походом, а также с воцарением нового монарха получали богатые подарки. В начале XV в. жалование простого воина составляло 3 динара, а жалование офицера - 7 динаров.

В 1516–1517 гг. войска турецкого султана Селима I завоевали Сирию, Египет и Палестину, положив конец господству мамлюков. После турецкого завоевания часть земли в Египте была оставлена мамлюкским беям, которых обязали платить дань турецкому паше в Каире.

Ослабление Османской империи с конца XVII века позволило мамлюкам фактически восстановить свою власть. В 1808 г. у мамлюков отобрали земли, а в 1811 г. истребили их беев.

Исторические события

1250 - мамлюкам удалось захватить власть в Египте. В составе заговорщиков была Шаджар ад-Дурр - мать султана-Айюбида. Один из восставших эмиров, Айбек, позже принял титул султана. Новая элита рекрутировалась прежним способом: в Золотой Орде продолжали закупаться рабы для касты. Известно две «династии» мамлюкских султанов: Бахри (1250–1382) и Бурджи (1382–1517).

1260 - мамлюки под предводительством Кутуза и Бейбарса разбили монгольскую армию при Айн-Джалуте (3 сентября) и отвоевали Сирию, включая Дамаск.

1261 - мамлюки предложили принцу-Аббасиду номинальный, но почётный пост халифа. Под их властью исламские святыни Аравии - Мекка и Медина.

1375 - мамлюкам удалось захватить киликийскую цитадель Сис, взять в плен и увезти в Египет царя Киликийской Армении Левона V Лузиньяна, царицу, двух принцесс, католикоса Погоса I и некоторых армянских князей, ознаменовав тем самым конец армянского Киликийского царства.

1419 - мамлюки подчинили эмират Караманидов.

1517 - государство мамлюков сломлено турецкой интервенцией, однако они сохранили свой привилегированный статус, хотя и подчинялись турецкому паше.

1769 - антитурецкий мятеж мамлюков.

В Крыму распространена точка зрения, что родиной султана были крымские степи. Во всяком случае, известно, что, став султаном, Бейбарс посылал богатые подарки в крымский город Солхат, где по его заказу была построена мечеть. Руины этой старейшей в Крыму мечети, издревле называвшейся мечетью Бейбарса, сохранились в г. Старый Крым по сей день. Местная легенда гласит, что таким образом султан увековечил память о себе на своей родине.

[править]Мамлюк

В юности Бейбарс был захвачен булгарами . Он был продан в рабство за 800 дирхемов дамаскскому купцу аль-Имад ад-Даигу. Заметив на глазу раба бельмо, купец расторг сделку, однако его купил эмир мамлюков Ала ад-Дин Айтегин (Айдакин) аль-Бундукдар. Юноша стал прозываться Бейбарс аль-Бундукдари. Отправленный, как и все приобретённые рабы, для тренировок нанильский остров Рода, Бейбарс показал выдающиеся военные способности. Когда Айтегин аль-Бундукдар впал в немилость и лишился своих мамлюков, Бейбарс был замечен султаном Египта ас-Салихом Айюбом ибн Мухаммадом и стал командиром одной из частей его личной охраны (1246).

Бейбарс достиг своих первых военных успехов в качестве командира айюбидской армии в битвах при Мансуре и Фарискуре в1250 году. Предводитель крестового похода король Людовик IX Французский попал в плен, позже он был освобождён за огромный выкуп. Новый султан Туран-шах II ибн Айюб своим пренебрежительным отношением восстановил против себя мамлюков. Чувствуя свою военную силу, группа мамлюкских эмиров во главе с Бейбарсом 2 мая того же года убила Туран-шаха. На престол были возведены вдова султана ас-Салих Айюба Шаджар ад-Дурр и мамлюк Айбек, ставший её мужем.

Осенью 1255 года султан Айбек и эмир Кутуз, опасаясь возросшего влияния эмира Актая, убили его. Бейбарс, Калаун и другиемамлюки, близкие к Актаю, страшась, что их ждёт та же участь, бежали в Сирию. Бейбарс находился на службе местного правителя ан-Насира Салах ад-Дина Юсуфа IIа, правнука Салах ад-Дина, до тех пор, пока на трон не взошёл Кутуз (12 ноября 1259 года), примирившись с которым, Бейбарс вернулся в Египет. Кутуз выделил Бейбарсу во владение (икта&

#39 город Калйуб с окрестностями, а также оазисы в Ливийской пустыне.

[править]Битва при Айн Джалуте

Основная статья: Битва при Айн Джалуте

В середине 1260 года в Каир прибыло посольство Хулагу с требованием капитуляции. Монгольская армия, сломившая сопротивлениеиранских исмаилитов (1256), уничтожившая Аббасидский халифат (1258), захватившая Сирию (1259-1260), дошла практически до пределов Египта. Однако Хулагу с основной частью армии, узнав о смерти великого хана Мункэ, вынужден был отступить на восток, и в Палестинеостался лишь сравнительно немногочисленный корпус под командованием Кит-Буги.

Кутуз, по инициативе Бейбарса, казнил монгольских послов, и война стала неизбежной. Вскоре Кутуз и Бейбарс выступили из Каира, пересекли Иерусалимское королевство и разбили лагерь рядом со столицей крестоносцев Акрой, где три дня отдыхали и пополняли припасы. Бейбарс хотел захватить Акру, но Кутуз отказался нападать на союзника. 3 сентября два войска столкнулись у Айн Джалута, близ Назарета. Бейбарс ложным отступлением завлёк Кит-Бугу в засаду, где на него с трёх сторон ударили мамлюки. Монгольская армия потерпела поражение, Кит-Буга попал в плен и был казнён. Наступление монголов в Леванте было остановлено, а мамлюки утвердились в Сирии.

Победив монголов, Бейбарс рассчитывал получить в управление город Халеб, но султан решил иначе. Бейбарс, жаждавший мести, вошёл в сговор с другими эмирами. На обратном пути в Каир, во время охоты, он приблизился к Кутузу и попросил у него в дар захваченную в плен монгольскую девушку. Султан согласился, и Бейбарс приблизился, чтобы поцеловать его руку. По этому условному знаку, мамлюкибросились на Кутуза, а Бейбарс ударил его мечом в шею (24 октября 1260). Эмиры провозгласили Бейбарса султаном, и в конце 1260 он торжественно вступил в Каир. Став правителем, Бейбарс возвысил своего бывшего хозяина Айтегина аль-Бундукдари и пожаловал ему в управление Дамаск

Главной задачей внешней политики Бейбарса в первые годы правления было создание коалиции против монголов и их союзников, которые, несмотря на поражения при Айн Джалуте иХомсе (11 декабря 1260), могли угрожать безопасности страны. Он наладил дипломатические контакты с Конийским султанатом и Грузией, заключил в 1262 году с византийскимимператором Михаилом VIII, незадолго до этого отнявшего у латинян Константинополь, договор о свободном доступе египетских судов в Чёрное море. Бейбарс поддерживал дружественные отношения с Манфредом Сицилийским и гибеллинской партией на Востоке. Но самого ценного союзника он нашёл в лице золотоордынского правителя Берке, который будучи не в лучших отношениях с Хулагу, мог сковать армию ильхана военными действиями на Кавказе. В 1262 году Бейбарс направил Берке с аланским купцом письмо с предложением принять ислам. Кроме того, Золотая Орда поставляла в Египет через итальянских купцов крупные партии рабов, укрепляя таким образом военную касту мамлюков.

Особое внимание Бейбарс уделял Сирии, где подчинил многие города, включая Халеб. 17 января 1261 года войска Бейбарса под командованием Айтегина аль-Бундукдари сместили мамлюка Санджара аль-Халаби, которого вскоре после Айн-Джалута Кутуз поставил управителем (наибом) Дамаска и который провозгласил себя независимым правителем после прихода к власти Бейбарса . Айюбидского эмира ал-Мугис Умара, владевшего ключевой крепостью Эль-Карак в Иордании, Бейбарс в 1263 году заманил свою ставку, обвинил в связях с монголами и низложил. Он приказал укрепить Эль-Карак, заново отстроить сирийские цитадели и крепости, которые были разрушены монголами, создать новые арсеналы, построить военные и грузовые суда. Бейбарс упрочил свой авторитет в мусульманском мире, провозгласив в июне 1261 года халифом в Каире аль-Мустансира, признанного сыном багдадского халифа аз-Захира (1225-1226). Теперь султан Египта как воин ислама мог вести планомерное наступление на христианские государства Леванта - Иерусалимское королевство,Антиохийское княжество и Киликийское царство.

[править]Завоевания

В 1262 году отряды мамлюков разорили окрестности Антиохии. Этим было положено начало ежегодных походов египетской армии в Палестину. В 1263 войска под личным командованием султана опустошили области Акры, Тираи Триполи. В ответ крестоносцы на следующий год совершили набег на окрестности Аскалона и Бетсана, а киликийские армяне и монголы вторглись в Сирию, но были отброшены Бейбарсом.

Весна 1265 года стала для Бейбарса временем первых крупных успехов в завоевании христианских крепостей. Сначала была захвачена Бира, затем после пятидневной осады - Кейсария, в апреле пал замок госпитальеров Арсуф. Осада тамплиерского замкаАтлит оказалась безуспешной, и мамлюкская армия вернулась в Египет. 7 июля 1266 года Бейбарс ударил на Сафед, твердынютамплиеров, преграждавшую доступ к Акре. В этот день штурм крепости не принёс успеха осаждавшим, так же как и следующие попытки - 13 и 19 июля. Тогда Бейбарс пообещал сохранить жизнь всем защитникам местного происхождения. Гарнизон крепости начал таять. К концу июля рыцари вступили с Бейбарсом в переговоры. В ответ на обещание султана дать им свободу, тамплиерысдали крепость (25 июля), но все были казнены . В том же году мамлюками были взяты город Библ и замок Торон. Воины Иерусалимского королевства и Кипра попытались совершить контрнаступление на Тивериаду, но были разбиты при Кареблиэ близАкры, и, потеряв 500 человек, отошли.

прибыл в Дамаск и направил послов к киликийскому царю Хетуму с требованием вернуть несколько пограничных крепостей, захваченных в своё время армянами с монгольской помощью. Опасаясь, что ильхан Абага расценит передачу крепостей как подчинение Киликии Египту, царь отказался. Султан двинулся в Халеб, откуда отправил против армян войска под командованием эмиров Изз ад-Дина Игана и Калауна. Хетум поспешил за помощью к монголам, а его сыновья Левон и Торос выступили навстречумамлюкам. 24 августа армяне были разбиты при Мари, Торос погиб, а Левон попал в плен. Мамлюки разорили страну до Аданы, предали огню столицу Сис, увели в плен множество народа.

Особенно успешным для Бейбарса стал 1268 год. 7 марта он взял Яффу, затем, после десятидневной осады, замок тамплиеров Бофор. В начале мая египетские войска опустошили окрестности Триполи, а затем неожиданно направились к Антиохии. 14 мая антиохийские рыцари были разбиты под стенами, началась осада. Защитники отказались сдать город, уверенные, что им придёт на помощь их князь,Боэмунд VI. Но Боэмунд пребывал в Триполи, не зная, что его столица осаждена. Через два дня Бейбарс взял город, 18 мая -цитадель. Часть христиан была вырезана, другая - продана в рабство, город разрушен. Захваченная добыча была столь велика, что деньги мерились чашками, а рабов отдавали почти даром - юноша стоил 12 дирхемов, девушка - 5. Галеры из флота князя, захваченные в Антиохии, были отправлены в Суваййдию, гавань в устье Оронта. В саркастическом письме Боэмунду Бейбарс описал свои свершения, в заключение добавив:

Это письмо содержит для Тебя хорошую новость, что Ты в добром здравии и Бог даровал Тебе долгую жизнь, ибо Ты в этот момент не обретаешься в Антиохии, но находишься в другом месте. Если бы нет, был бы Ты сейчас мертв, пленён, изранен или подвергнут дурному обращению. Спасти жизнь - этому радуется живой перед лицом смерти… После этого письма у Тебя не будет оснований жаловаться о неверном сообщении Тебе сведений нашей стороной, и, после отправки этого письма, излишне просить кого-то другого, рассказать тебе о случившемся.

Письмо мамлюкского султана Бейбарса графу Триполи, Боэмунду

В ответном письме Боэмунд просил о мире, который и был заключён в Триполи, причём Бейбарс под видом собственного посла въехал в город и разведал оборонительные сооружения. С посольством из Акры, позднее прибывшим к Бейбарсу в Дамаск, также был заключён мир - на десять лет. Тамплиеры, не в силах защищать замок Баграс к северу от Антиохии, срыли его. Они вынуждены были оставить и Рош де Руссель. В 1271 г. Бейбарсу удается взять замок Монфор. Таким образом, Северная Сирия была потеряна для христиан.

[править]Cмерть

Бейбарс I умер в 1277 году. Есть версия, что, желая умертвить амира - главу сирийских Айюбидов, Бейбарс подал ему во время пира чашу с отравленным кумысом. Но эмир, почувствовав опасность, незаметно переменил чаши, когда султан отвернулся. Бейбарс выпил отравленный напиток и умер через 13 дней в ужасной агонии. По другой версии, после отравления своего врага, желая показать, что в чаше не было яда, Бейбарс налил себе туда же вина, не сполоснув её предварительно, что и стало причиной его гибели.

Таки ад-дин Ахмед ибн Али аль-Макризи сообщает о смерти султана Бейбарса следующее:

И султан взял Кайсарию и расположился там во дворце. Затем он отправился в Дамаск, заболел там поносом и ослабел, и умер от него в четверг, девятнадцатого мухаррама 676 года [То есть 22 июня 1277 г.]. И было ему около пятидесяти семи лет, и правил он семнадцать лет и два месяца... А когда он [Бейбарс] умер, эмир Бадр ад-дин Билбак скрыл это от войска, и положил его в ящик, который повесил в одном из помещений дамасской крепости, представляя дело так, что султан болен, и повелел врачам присутствовать, как обычно. И устроил он шествие с участием войска, и взял с собою сокровища и носилки, чтобы заставить людей думать, что в них находится больной султан. И никто не осмеливался говорить о смерти султана, и двигалось шествие, пока не достигло египетской цитадели, и тут стало известно о смерти султана, да будет милостив к нему Аллах!

У Бейбарса было три сына (Саид Берке-хан, Саламыш, Масуд Хадар) и семь дочерей . Матерью Саламыша, по сведениям Ибн Ийаса, была бедуинка . О матери Саида в литературе существует ошибочное мнение, что она была дочерью золотоордынского Берке, и именно в его честь сын Бейбарса получил своё имя. Однако арабские источники (Ибн Тагриберди, Ибн Ийас) прямо указывают, что женой Бейбарса стала дочь Хусам ад-Дина Берке-хана ибн Даулет-хана аль-Хорезми, одного из вождей хорезмийцев, приглашённых в Египет айюбидским султаном ас-Салихом Айюбом. Ибн Шаддад добавляет, что первый сын Бейбарса родился в сафаре 658 г. х. / начале 1260 г. н. э., то есть это произошло ещё до того, как Бейбарс стал султаном и были установлены дипломатические отношения с джучидом Берке .

[править]Образ в искусстве

 Бейбарс - арабский роман неизвестного автора. Существует несколько рукописей, относящихся в основном к XVIII веку. В начале романа описана служба молодого Бейбарса при дворе султана ас-Салих Айюба. В следующих частях повествуется о приключениях Бейбарса при новых султанах, военных подвигах в Сирии и других странах. Полностью все 50 частей романа опубликованы в Каире в 1908-1909 годах.

 В рассказе Роберта Говарда The Sowers of the Thunder (1932) Бейбарс и другие исторические личности действуют наряду с вымышленными персонажами.

 Емшан - повесть советского писателя Мориса Симашко о Бейбарсе. Легла в основу кинодилогии (Бейбарс - Султан Бейбарс, 1989 киностудии Казахфильм) татарскогорежиссёра Булата Мансурова.

 Бейбарс - один из главных героев романов английской писательницы Робин Янг Тайное братство (Brethren, 2006) и Крестовый поход (Crusade, 2007).

[править]Примечания

Бейбарс I (Байбарс), полное имя - аль-Малик аз-Захир Рукн ад-дунийа ва-д-дин Бейбарс аль-Бундукдари ас-Салих (араб.الملك الظاهر ركن الدين بيبرس البندقداري‎‎1223 или 1225 - 1 июля 1277, Дамаск) - мамлюкский султан Египта и Сирии (1260-1277) из династии бахритов. Известен успешными войнами в Палестине и Сирии против монгольских ильханов и европейскихкрестоносцев.Султан Бейбарс

В 1243 году в кипчакской семье, кочевавшей к северу от Черного моря, родился человек жестокой, но высокой судьбы. Его эпопея стала известна благодаря сочинениям арабских историков. Он был рабом, потом воином, возвысился и занял престол Мамлюкского султаната. Семнадцать лет два месяца и двенадцать дней он правил в Египте под именем аль-Мелик аз-Захир Рукн-ад-дин Бейбарс Бундудкари.

В 1241 году принц Бату организовал поход в Половецкую степь. Семья Бейбарса бежала в Анатолию, разделив участь своего народа, который русским летописцам был известен под именем половцы. Византийцы обобщенно называли их турками.

О тех трагических днях Никифор Григор писал: "дороги запрудились этим народом, женщинами, мужчинами, молодыми людьми. Все богатство турок – серебро, золото, ткани, драгоценности, – все переходило в руки римлян (византийцев – авт.).

За небольшую меру пшеницы отдавались большие деньги; какая-нибудь птица, бык или козел шли за большую цену".

Оказавшись на чужбине в безвыходной ситуации, семья Бейбарса вынуждена была продать сына на невольничьем рынке всего за восемьсот серебряных динаров. Это была не высокая цена за крепкого юношу, но у него был физический недостаток – один глаз скрывало бельмо. Тем не менее, «голубоглазого шатена, обладавшего громким голосом и горячим темпераментом», купил опытный работорговец Айдакин аль-Бундудкари для службы в армии султана ас-Салиха, правителя Египта и Сирии.

Бейбарс принял ислам и таким путем получил свободу. Будучи вольным человеком, он оказался на острове ар-Рауда на реке Нил (Бахр ан-Нил), где располагалось своего рода военное училище тех лет. Его «выпускников» именовали по названию острова – «бахритами». Корпус бахритских мамлюков был основан еще Саладином (Салах ад-Дин), а потому он носил еще и другое название – «салахия». Это было элитное подразделение, из которого составлялась придворная гвардия и личная охрана султана.

Согласно «Сиасет-наме», Бейбарс прошел восьмилетнюю подготовку в мамлюкских казармах. Здесь он стал известен под прозвищем Бундукари, то есть по имени своего покровителя.

В первый год юноша был пехотинцем и одевался в «каба из зинданичи». На второй год он получил коня, на третий – меч-караджур. На четвертый Бейбарс имел право носить налучья и колчан. Через пять лет ему выдали «лучшее седло», узду со звездами, «каба из дарош» и булаву. На шестой год Бейбарс получил военную форму «анван», и лишь на седьмой ему присвоили чин «ведающего одеждой государя», то есть он был зачислен в регулярную армию. Только после всего этого Бейбарс получил титул «висак-баша». Ему выделили палатку, черный войлочный головной убор, расшитый серебром и «каба из гянджинской ткани».

Восьмилетний срок обучения и службы был для мамлюков первой ступенью на пути к вершинам власти. На следующих этапах перед ними открывались возможности получить чин хейль-баши, хаджиба, атабека, амира, стать военачальником или наместником области.

Базой сопротивления аййубидов стала крепость аль-Мансур. Они расположили военный лагерь, готовясь дать отпор. Однако неожиданно умер египетский правитель султан ас-Салих. Его сын и правопреемник аль-Мусаззам Туран-Шах находился в это время в отдаленном эмирате-наместничестве Хисан Кайфа в Джазире.

Паники в войске удалось избежать. Жена покойного султана Шаджар ад-Дурр взяла управление в свои руки. Скрыв известие о смерти мужа, она стала издавать приказы от имени покойного правителя, подделывая его подпись.

Тем временем крестоносцы попытались овладеть аль-Мансурой. Произошло сражение. В бою погиб главнокомандующий и главный администратор султаната Фарх ад-Дин, но, не смотря на это, армия Людовика IX потерпела поражение. Наконец, подоспело подкрепление – воины Туран-Шаха.

Противник отступил к Дамиетте. Франков окружили, многие из них попали в плен, в том числе и сам король. За проявленный героизм Бейбарс получил прозвище "победитель франков". В боях с крестоносцами он вновь отличился в 1250 году при Фарскуре и был поставлен во главе мамлюкского войска аййубидов.

Туран-Шах был человеком недалеким. Он не желал считаться с мамлюками, и выдвигал бездарных, но послушных ему людей на высшие посты в армии и государстве. Конфликт назревал, и он произошел.

Шаджар ад-Дурр нашла в себе силы противостоять политике нового султана. Она выражала интересы самой могущественной политической силы: ее поддерживали бахрийские военачальники, в том числе эмир Бейбарс, который возглавил мятеж.

2 мая 1250 года Туран-Шах расположился в шатре на берегу реки. Напившись вина, он велел зажечь свечи и начал рубить их саблей, приговаривая: «Смотрите, как я буду расправляться с бахритами». Той же ночью султану отрубили руку. Раненный он выбежал к реке, где его зарубили, после чего последовало уникальное событие в истории ислама: женщину провозгласили султаншей.

Формальным основанием для возвышения Шаджар ад-Дурр послужило то обстоятельство, что она была матерью детей ас-Салиха, наследников египетского престола. Хотя на самом деле она была всего лишь наложницей, но во всех официальных документах Шаджар подписывалась как "мать Халила", а в хутбе, читавшейся в мечетях по пятницам, упоминалась как "жена султана ас-Салиха". Словом, все это и дало мамлюкам повод провозгласить Шаджар ад-Дурр не просто султаншей, а "Царицей мусульман". Ее правление продолжалось всего восемьдесят дней, но именно она положила начало новой эпохе – эпохе правления мамлюков.

Однако группировка мамлюков во главе с Бейбарсом и Актаем не была согласна с таким решением и настояла на возвращении к власти аййубидов в лице правнука султана аль-Камила, десятилетнего аль-Ашрафа Мусы (1250-1252). Айбег согласился, сохранив за собой пост атабека при малолетнем султане.

Тем временем сирийские аййубиды во главе с ан-Насиром Йусуфом вторглись в Египет и устремились к Каиру. В феврале 1251 года в сражении под аль-Аббасом (в Дельте Египта) они потерпели поражение. Эта победа лишь на короткое время объединила мамлюков. Вскоре между их главарями вновь вспыхнули распри.

Айбек укреплял свои позиции. Он прибрал к рукам казну и стал выдвигать на ведущие должности мамлюков из корпуса муиззия. Один из главарей по имени Кутуз (племянник последнего хорезмшаха) получил должность наместника султана в Мисре («наиб ас-салтана Миср»). В 1254 году Айбег с помощью Кутуза организовал убийство Актая, затем сместил аль-Ашрафа Муссу, сослав его в Византию. Эта акция вызвала бегство из Египта многих бахритских военачальников. Часть их ушла к сельджукскому султану Рума, другие подались к ан-Наср Йусуфу в Сирию. Среди них был и эмир Бейбарс, ставший с этого времени лидером бахритских беженцев.

В 1256 году халиф добился заключения мира между Айбегом и ан-Насиром. Бейбарс, лишившись поддержки, вынужден был перейти на службу к аййубидскому правителю крепости аль-Карак, внуку аль-Камила – аль-Мугису Умару.

Шаджар ад-Дурр осталась без поддержки бахритских мамлюков. Она не пожелала подчиняться Айбеку и даже заставила мужа развестись с первой женой, а когда он пожелал взять другую жену, то Шаджар попросту организовала заговор. Айбега убили в банях цитадели в апреле 1257 года.

Мамлюкские эмиры возмутились. Они заперли Шаджар в крепостной тюрьме, где она истолкла в порошок все свои драгоценные камни и жемчуг, чтобы они не достались другой женщине. Сын Айбега пятнадцатилетний аль-Мансур Али (1257-1259) передал Шаджар рабыням первой жены Айбега. Они забили ее до смерти деревянными башмаками. На утро тело «Царицы мусульман» было обнаружено в канаве за пределами каирской крепости.

Кутуз добился своего назначения главнокомандующим мамлюкского войска («атабега аль-аскара»), затем низложил аль-Мансура Али и провозгласил себя султаном в 1259 году.

Между тем с востока наступали монгольские тумены. Перед лицом всеобщей опасности сирийские и египетские мамлюки объединились. Победа над монголами укрепила авторитет Бейбарса в Египте и Сирии.

Мамлюкское войско состояло из тюрков-степняков, возглавляемых Бейбарсом, и хорезмийцев во главе с Катузом. 24 октября 1260 года во время охоты в пустыне эмир Бейбарс попросил султана подарить ему одну из захваченных в плен женщин. Кутуз согласился. Бейбарс в знак благодарности склонился, чтобы поцеловал его руку – это был условный сигнал заговорщикам, которые тут же отрубили султану голову.

Бейбарс захватил цитадель и вступил на трон в ноябре 1260 года. Затем он повел мамлюкскую армию в Сирию, где дважды разбил монголов и въехал в Каир через ворота Баб ан-Наср (Ворота победы). Армия прошла в торжественном шествии до ворот Баб аз-Зувейла. На всем пути ликующие толпы осыпали солдат золотыми и серебреными монетами.

перестроил множество каналов, судостроительные верфи и военные укрепления. Он развил и установил дипломатические отношения с другими странами, в том числе со своей исторической родиной, где в то время располагался Великий Улус, который вошел в историю под названием Золотая Орда.

Новый правитель был религиозен. Он запретил в Каире курение гашиша, употребление вина, изгнал европейских проституток, которые сопровождали крестоносцев в их походах. Построив близ цитадели Дворец правосудия, султан давал там аудиенции и принимал послов по пятницам и воскресениям. Бейбарс также построил в Каире знаменитую мадрасу и мечеть.

Противники султана пытались убить его. Но Бейбарс ухитрялся появляться одновременно в нескольких местах, тем самым путая карты заговорщиков. Нередко на воротах Баб аз-Зувейла появлялись отрубленные головы тех, кто интриговал против правителя.

Сподвижники Бейбарса (хашдашия) из придворной гвардии оставались его главной опорой на протяжении всего царствования. Он оказывал корпусу «салихия» покровительство. Вместе с тем, Бейбарс создал и свою собственную гвардию «захирия».

Существует три версии смерти Бейбарса, наиболее известная из них гласит, что он намеревался уничтожить своего соперника принца Малик-Кахера и приготовил для него кубок отравленного кумыса. Однако Малик-Кахер, в стиле гамлетовских героев, ловко переменил кубки. Бейбарс выпил яд и умер через тринадцать дней в ужасной агонии «вскоре после захода солнца». Ему было немногим больше 50 лет.

мамелюки (араб.- белые рабы, невольники), воины-рабы (преимущественно из тюрок, а также грузин, черкесов и других кавказских народов), проданные Египту монголами после завоевания ими Средней Азии и Кавказа и составлявшие гвардию последних египетских правителей из династии Айюбидов (1171-1250). Численность мамлюков колебалась от 9 до 12 тысяч человек (по некоторым источникам до 24 тысяч человек). Их отряды периодически пополнялись новыми невольниками.
В 1250 командная верхушка мамлюков свергла Туран-шаха (последнего султана из династии Айюбидов) и захватила власть в Египте. В руки мамлюкских военачальников перешли лучшие земли, основные ремесленные предприятия и государственные должности. Мамлюки сохранили сложившуюся до них военно-ленную систему, при которой за несение военной службы вассалы наделялись султаном земельными владениями. Была создана сильная армия, основу которой составляли отряды конницы мамлюков под командованием 24 беев из среды крупных феодалов. Во главе мамлюков находился султан, выбиравшийся государственным советом из наиболее влиятельных военачальников. Известны две династии мамлюкских султанов: Бахри (преимущественно тюркского происхождения, правили в 1250-1390) и Бурджи (преимущественно черкесского происхождения, правили в 1390-1517). Высокие боевые качества мамлюкского войска сделали его грозной силой, которая использовалась как для борьбы с внешними врагами, так и для подавления волнений и восстаний египетского населения. 3 сентября 1260 в сражении при Айн-Джалуте (около современного города Бейсана) войска мамлюков разгромили монголов, вторгшихся в Палестину и Сирию, изгнали остатки крестоносцев из этих стран. В 1273 они разбили исмаилитов-ассасинов (тайная сектантская организация, образовавшаяся в Иране в конце 11 века). В вассальной зависимости у мамлюков находились восточная часть Ливии (Барка), Нубия, Хиджаз, с 1375 - Киликия, с 1426 - Кипр.
Во время правления мамлюков в 13 - начале 14 века начался экономический подъём египетского государства. Были улучшены государственная система управления, ирригационное земледелие, развивались торговля, ремесленное производство и культура. Вместе с расширением неограниченной власти мамлюкской знати усиливалась эксплуатация египетского крестьянства. Голод, эпидемии, восстания феллахов и бедуинов во второй половине 14-15 века стали частыми явлениями в жизни Египта и вели к его ослаблению. В 1516-17 Египет был завоёван турками и стал провинцией Османской империи. Часть египетских земель турки оставили мамлюкам, которые должны были платить турецкому паше в Каире дань. В начале 18 века, воспользовавшись ослаблением султанской Турции, мамлюки фактически восстановили свою власть в Египте. В 1798 иррегулярная конница мамлюков, по высказыванию Фридриха Энгельса, в то время безусловно лучшая в единоборстве, но недисциплинированная (см. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2-е. Т.20, с.131), была разбита войсками Наполеона Бонапарта в сражении у египетских пирамид. Однако, потеряв военную силу, мамлюки сохранили господствующее политическое влияние в стране. После эвакуации французов из Египта (1801) часть рядовых мамлюков последовала за ними. Наполеон I принял их в свою конницу, а позднее сформировал из них конногвардейский эскадрон (250 человек), который участвовал во всех войнах империи. Остатки мамлюков были почти полностью уничтожены при отступлении армии Наполеона I из России во время Отечественной войны 1812.
Сильный удар по мамлюкским феодалам и турецким янычарам, сменившим в 1801 французских завоевателей, нанесли народные восстания в Каире и партизанское движение в провинциях в конце 18 - начале 19 века. После победы народного восстания в Каире в 1805 к власти в Египте при поддержке каирского духовенства пришёл турецкий военачальник Мухаммед Али, который командовал отрядом албанских добровольцев в турецкой армии. Сразу же после прихода к власти Мухаммед Али расправился с руководителями восстания; в 1808 он конфисковал все земли, у мамлюкских беев, а в 1811 уничтожил многих из них, заманив в каирскую цитадель.
Литература: Новая история стран зарубежной Азии и Африки. Л., 1971; История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970; Семенова Л. А. Садах ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966.

МАМЛЮК (мн. ч. мамалик , араб) – буквально «принадлежащий», «находящийся в собственности», «раб», купленный или переданный в составе налога или дани невольник, но не раб по рождению. В Коране (16:75-77) этот термин упоминается однажды как «раб-невольник». В 9–11 вв. слова «мамлюк» и «гулям» употреблялись как синонимы по отношению к белым невольникам. С 13 в. мамлюками называли рабов-воинов, служивших в особых частях армии, которые могли достичь высоких должностей. В Египте они пришли к власти в середине 13 в. и правили до начала 16 в.

Мамлюки постепенно поднялись до положения господствующей прослойки феодального общества, а в 1250, после того, как между членами клана Айюбидов, наследников Салах ад-дина, начались междоусобицы, совершили дворцовый переворот, поставив у власти своего султана Муизза Айбека (1250–1257).

Тем не менее, перечень мамлюков-бахритов начинается с имени женщины Шаджар ад-Дурр (в египетском произношении Шаггар ад-Дурр, что означает «жемчужное дерево»). Она была вдовой аль-Малика ас-Салиха ад-дина Айюба (старшего сына пятого айюбидского султана аль-Малика аль-Камиля (1218–1238)). После смерти султана ас-Салиха в Египет срочно вернулся Туран-шах, его сын от первого брака. До его возвращения Египтом правила именно Шаджатат ад-Дурр.

Поведение Туран-шаха, его буйный нрав, постоянные оскорбления и унижения им подданных вызывали недовольство высших чинов мамлюков и ненависть мамлюкской гвардии; после очередного скандала он был убит. Султаншей была провозглашена Шаджар ад-Дурр. Ее власть продлилась всего 80 дней, так как верхушка мамлюков не захотела подчиняться женщине. Шаджар ад-Дурр было предложено выйти замуж за Айбака, мамлюкского главнокомандующего. Она подчинилась, но, презирая своего супруга, крепко держала бразды правления в своих руках.

История отстранения Шаджар ад-Дурр от власти чрезвычайно запутана. Не последнюю роль сыграли личные мотивы: Шаджар ад-Дурр заставила Айбака развестись с первой женой, и спустя некоторое время, когда он пожелал взять в жены другую женщину, повелела убить его. Ее посадили под домашний арест, но первая жена Айбека пригласила ее в баню, куда мусульманские женщины ходили не только ради гигиены, но и для времяпровождения. Именно здесь служанки обиженной жены забили Шаджар ад-Дурр своими деревянными башмаками (каб-каб ) до смерти.

Историки называют и другие причины смещения султанши: вражду между мамлюками разных эмиров, народные волнения и интриги последних Айюбидов.

Последующие правители из числа мамлюкских эмиров постоянно соперничали между собой. Но они были прекрасными воинами и успешно защищали Египет от внешнего врага. Они не допустили монголов к границам Египта и спасли Каир от участи сирийских городов, подвергшихся разорению войсками Хулагу. В 1260 мамлюкский султан аль-Музаффар Сайф ад-дин Кутуз (1259–1260) нанес монголам сокрушительное поражение в Сирии (при "Айн Джалуте), но в том же году он был убит в результате заговора его соперников.

Сменивший его султан аз-Захир Рукн ад-дин Бейбарс I аль-Бундукдари (1260–1277) продолжил его политику и дважды выиграл сражения с монголами в Сирии. Бейбарсу удалось объединить Сирию и Египет. Он перестроил ряд укреплений, пополнил склады оружия и боеприпасов, создал большой флот, наладил регулярную почтовую связь. Вслед за тем он обратил свою энергию против крестоносцев. Он отобрал у них Кесарию (1265), Яффу и Антиохию (1268).

Воюя с крестоносцами, он заключил союз с ассасинами () и эмирами сирийских городов Хомса и Хамы. Ему удалось значительно сократить владения крестоносцев на сирийском побережье. Потеря земель, плативших крестоносцами подати, значительно ослабила силы рыцарей, в результате Бейбарсу удалось захватить крупнейший опорный пункт крестоносцев крепость Крак де Шевалье (1271). В соответствии с заключенным договором, крестоносцы в обмен на жизнь вынуждены были уйти еще из нескольких крепостей на побережье.

При Бейбарсе была создана строгая система государственного управления, благодаря которой Египет обрел стабильность. Но как правитель он был чрезвычайно строг и быстро расправлялся со своими подданными при малейших проступках. Заботясь о процветании своего государства, он даже пытался заставить бедуинов Верхнего Египта перейти к оседлому землепользованию.

В 1279 к власти пришел султан Кала"ун, по прозвищу «альфи» (араб. «тысяча»), так как некогда он был куплен за 1000 динаров. Этот человек, плохо говоривший по-арабски, почти все годы своего правления провел в военных походах за пределами Египта. Его единственный сын (от монгольской принцессы Аслун Хатун), правивший с перерывом в 1294–1295 и 1299–1309, славился своей жестокостью и фанатичной приверженностью исламской морали. При нем началось притеснение христианского населения Каира.

При мамлюках была преобразована армия. По мнению некоторых исследователей, на египетскую военную иерархию большое влияние оказали монгольские порядки. Структура постоянного войска стала более четкой: появились эмиры (начальники) сотни, сорока, десяти и пяти мамлюков. На содержание мамлюков направлялось 2/3 дохода икта (от араб. глагола акта"а – отрезать, наделять; передача государством права получения налога с определенной территории) эмира, в то время как при Айюбидах размер их обеспечения решался самим эмиром.

Характерной чертой общественного строя мамлюкского Египта было наличие рабства. Основным источником рабов до конца 13 в. были войны с крестоносцами. Рабы поступали в качестве военной добычи или приобретались на рынках. В частности, в результате взятия острова Кипр (1426) множество киприотов попало в Египет. Особо ценились рабы-ремесленники, благодаря которым ремесленное производство обогатилось специалистами. Историки отмечают подъем экономического благосостояния и расцвет культуры и искусства в Египте во времена мамлюков, в особенности в таких областях, как архитектура, гончарное производства и обработка металла, изготовление тканей.

Мамлюкский Египет вел торговлю со многими странами, включая Московию. «Город Мыср (так называют и Египет и Каир – О.Б.) – великий, – писал русский инок Варсонофий, посетивший Каир в 1461. – Около него течет река из рая – златоструйный Нил. Поперек город имеет две мили, а в длину двенадцать миль».

В период правления мамлюков в Египте жили и работали два величайших историка того времени – аль-Макризи (1364–1442) и Ибн-Халдун (1332–1406). Последний был судьей при султане аз-Захире Сайф ад-дине Баркуке (правил в 1382–1389 и вторично 1390–1399). Английский писатель и общественный деятель Джеймс Олдридж считал, что труд Ибн-Халдуна Пролегомена , касавшийся социальных проблем (например, он рассматривал влияние орудий и средств производства на исторический процесс), стоит намного выше сочинений Макиавелли , родившегося на сто лет позднее. А без трудов Аль-Макризи до сих пор не может обойтись ни один историк Каира. Благодаря им известно, что в начале 15 в. (при мамлюках-бурджитах) в Каире было 11 караван-сараев, 23 кайсарии (больших рынков), 50 суков (малых рынков), 11 ипподромов. Среди произведений Аль-Макризи есть книга Торная дорога для познания царских династий , в которой он пишет о праздниках и торжественных церемониях в Каире, об одежде и вооружении эмиров и войска.

У мамлюков была сложная иерархическая система. Среди Бахритов в общем преобладал семейный принцип наследования власти, а среди Бурджитов наследственная преемственность власти не разрешалась. Вместо этого, по мнению английского востоковеда К.Э.Босворта, существовало нечто вроде древнетюркской системы сеньората. Статус невольника представлял важное условие продвижения по служебной лестнице. Власть султана была ограничена верхушкой мамлюков и бюрократическим аппаратом, а о неустойчивости султаната свидетельствовала быстрая смена правителей. Так за 140 лет правления мамлюков-бахритов сменилось 29 султанов. Один из них, ан-Насир Мухаммад ибн Кала"ун, приходил к власти трижды.

К концу 13 в. города на сирийско-палестинском побережье были освобождены от крестоносцев, благодаря чему мамлюки приобрели во всем мусульманском мире громкую славу сокрушителей христиан и язычников-монголов. Теперь их владения простирались на западе до Киренаики (совр. Ливия), на юге – до Нубии (Судан), а на севере – до гор Тавра. Под их защитой также находились священные города Мекка и Медина в Аравии.

При Бахритах Каир славился своими врачами – офтальмологами (которые уже тогда врачевали катаракту), хирургами, гинекологами и даже ветеринарами, которые лечили лошадей. Тем не менее, Ф.Хитти, историк мусульманского средневековья, писал, что правление черкесских (Бурджитов) мамлюков было «одной из самых мрачных страниц в истории Сирии и Египта».

Закат эпохи мамлюков начался уже в конце 15 в., когда Египет переживал глубокий политический и экономический кризис. В это время был открыт морской путь из Европы в Индию вокруг мыса Доброй Надежды. Португальские купцы стали, минуя Каир, привозить в Европу товары в несколько раз дешевле, чем те, которые везли через Египет. Уже к 1502 торговля в Каире пришла в упадок. Ущерб от нового пути понесла и Венеция, которая до этого (вместе с Египтом) держала монополию на торговлю между Западом и Востоком. В Суэце египтяне с помощью венецианцев построили флот и в 1508 около Бомбея нанесли португальцам поражение. Однако год спустя события приняли другой оборот, и мамлюкский флот был полностью разгромлен у Диу.

В 1516 в битве при Мардж Дабик близ Алеппо был убит (по другой версии – принял яд) последний по-настоящему значительный, но уже престарелый мамлюкский султан Кансух аль-Гури. Он был избран султаном, когда ему уже было 60 лет. Несмотря на свой авторитет, он не был выдающимся военачальником. Османские войска под руководством султана Селима I Явуза (Селим Грозный (1512–1520)) применили свою артиллерию (которая в то время считалась лучшей в мире) и огнестрельное оружие, что обеспечило им перевес. К тому же среди подданных мамлюкского султана были сильны антиправительственные настроения. Солдаты не хотели воевать, заявляя, что они готовы сражаться против европейцев, но не против турок-мусульман. А турки до последнего момента вели дипломатическую игру, поддерживая надежду мамлюков избежать вооруженного конфликта. После поражения мамлюкского войска жители Халеба (Алеппо) и других сирийских городов сами изгнали мамлюкские гарнизоны и сдались османским войскам.

22 января 1517 турецкий султан Селим вступил в Каир и повесил на воротах города последнего мамлюкского правителя Туман-бея. После завоевания Египта османами мамлюки сохранялись как военно-феодальная верхушка страны. Паша, назначавшийся из Стамбула, управлял с помощью мамлюкских эмиров не только в Египте, но и Сирии и Ираке.

В 1805 турецкий наместник Мухаммад Али (1769–1849) хитростью истребил всю мамлюкскую верхушку. Обласканные приемом османского паши, более 400 эмиров возвращались из дворца на территории цитадели по узкому проходу между стен, когда перед ними неожиданно закрыли ворота и началась резня.

В Каире сохранились великолепные памятники мамлюкской архитектуры, дающие представление о средневековом Каире. Среди них несколько десятков мечетей. В конце 13 в. был построен комплекс султана Калауна, состоящий из мечети, мавзолея, маристана (госпиталя) и медресе (духовного училища). Тогда же (1267–1269) была построена мечеть Бейбарса аль-Бундукдари. Но наиболее знаменитым сооружениями мамлюкского периода являются мечеть, мавзолей и медресе султана Насира ад-дина аль-Хасана, построенная в 1356–1363, которая отличается исключительной красотой внутренней отделки. Не менее оригинальна мечеть аль-Муайада Сайф ад-дина, созданная в 1415–1420. Все фасады этого здания оформлены нишами со сталактитами. Часть памятников мамлюкского периода украшена геральдическими знаками, которые, вероятно были заимствованы мамлюками у крестоносцев. В частности, на зданиях, построенных в эпоху правления Бейбарса I, можно увидеть изображение двух львов.

Ольга Бибикова