Краткая характеристика героев романа тихий дон аксинья. «Тихий Дон» главные герои

«Тихий Дон» - самое значимое произведение из тех, которые посвящены донскому казачеству. По масштабности его сравнивают с «Войной и миром» Толстого. Отражает огромный кусок жизни обитателей казачьей станицы и трагедию всего русского народа роман-эпопея «Тихий Дон». Отзывы критиков сходятся в одном: книга является одной из величайших в литературе. Мнения о писателе не столь лестны. Статья посвящена спорам об авторстве знаменитого романа и характеристике главных героев.

История создания

Роман был задуман в начале двадцатых годов прошлого века. Его написанию предшествовало создание донских рассказов. Персонажи казачьей станицы вдохновили автора на длительную работу над масштабным художественным произведением. И в 1940 году был закончен четвертый том романа «Тихий Дон». Отзывы исследователей, а среди них был и Александр Солженицын, указывают на множество споров. Автор «В круге первом» заявил, что материал книги чрезвычайно превосходит жизненный опыт и уровень образования Шолохова. Такой труд, по мнению Солженицына, может быть создан лишь мастером, и только после многочисленных попыток. Михаилу Шолохову было двадцать с небольшим в то время, когда он писал первый том. За спиной его было всего четыре класса гимназии.

Быть может, одним из гениев, которые рождаются раз в двести лет, являлся автор романа «Тихий Дон»? Отзывы критиков и читателей о последующих произведениях Шолохова говорят о том, что никогда в своем творчестве писатель более не проявлял столь грандиозного таланта.

Главные образы в романе

Долгое общение с представителями дореволюционного казачества должно было предшествовать работе над таким выдающимся трудом, как «Тихий Дон». Отзывы приверженцев идеи о плагиате основаны на том, что Шолохов в силу возраста не мог обладать подобным опытом. В романе, прежде всего, бросается в глаза достоверность изображения быта и психологического склада героев.

В центре повествования - люди, обладающие яркими индивидуальными характерами и сложными судьбами. Наиболее глубоко показан жизненный путь Григория Мелехова. Этот герой - отражение всего донского казачества. Его жизненные искания - судьбы всех представителей этой социальной культуры. Крестьянский труд был важнейшим в жизни каждого из них. И на примере главного героя показано, как трудно было отказаться от привычного образа жизни, от близости к земле и крестьянского труда простому донскому казаку. Роман насыщен живописными пейзажами. Красота и краски природы занимают важное место во всем повествовании романа «Тихий Дон».

М. Шолохов отзывы о писательском творчестве сформулировал следующим образом: «Плох тот писатель, который способен приукрасить действительность, стремясь пощадить чувства читателя». И в великом романе-эпопее в доказательство этим словам присутствуют не только красоты донской природы и благородные чувства главных героев, но также и чудовищные нравы, граничащие с дикостью.

Григорий Мелехов

Герои романа - образы сложные, многогранные. Главный из них - Григорий Мелехов. В начале произведения он показан как человек, привыкший к мирному крестьянскому труду. Следует сказать и об авторском стиле, наполненном яркими живыми красками и специфическим колоритом. «Ноги Григория привыкли топтать землю», - эти слова дополняют образ Григория и создают портрет человека, предназначенного для трудового и семейного быта. Однако молодость и южная кровь становятся определяющими в его судьбе. Он полюбил замужнюю женщину. Силу его чувства подтверждают его решительные поступки, один из которых - уход из семьи и служба конюхом.

Одна из сюжетных линий - это история необыкновенной любви Григория и Аксиньи. Рецензии на книгу «Тихий Дон» оставил в большом количестве Ф. Г. Бирюков. Советский литературовед, отвергавший мнение о плагиате Шолохова, в частности сказал, что в создании романа автор был далек от идиллии. В великом произведении есть и патриархальщина, и допотопные нравы, и бытовая отсталость. Но особенно проникновенно темная сторона человеческой жизни показана в главах, посвященных войне. Главный герой видит грязь человеческой жизни, и его одолевают растерянность и великие сомнения.

Григорий на войне

Ужас военных нравов, свидетелем которых стал Мелехов, приводит к тому, что он не знает, на какую сторону ему следует перейти. Он видит братоубийство, смерть. Григорий встречается с «красным» казаком, который влияет на его мировоззрение. Но позже видит его страшную насильственную смерть и переходит на сторону "белых". Но и здесь его не покидает неуверенность в правильности сделанного выбора. Бесчисленные скитания по русской земле, охваченной войной, разбоем и нищетой, заканчиваются возвращением в родной дом, некогда бывший многолюдным и шумным. Остались в живых лишь сын и сестра Григория - гражданская война не пожалела никого.

«Тихий Дон» - роман, отзыв о котором оставлен почти каждой выдающейся личностью в литературе XX века. Литовский писатель Й. Авижюс сказал, что автор этого великого произведения не был скован какими бы то ни было правилами и канонами. И потому роман написан мощно, и в нем живет обжигающая правда жизни. «По своей форме роман обладает редкой цельностью, как будто вырублен из единой глины», - писал Й. Авижюс.

Предметом исследования многих выдающихся историков и литературоведов стал «Тихий Дон». Критика, отзывы о романе - тема великого множества критических статей. Мнение В. В. Петелина о главном герое произведения сводится к понятию о типичности этого персонажа. По мнению литературоведа, Григорий есть символ всего народа, собирательный образ всех тех, кто пережил трагедию в годы революции. А таких были миллионы.

Аксинья

Главная героиня является художественным воплощением страсти, порыва и инстинктов. Ее судьба трагична и не могла быть иной, учитывая события, произошедшие еще в отчем доме. Аксинья стала жертвой семейного насилия. Этот факт лег тенью на отношения с молодым мужем. Но любовь Аксиньи меняется по ходу повествования. Героиня становится старше, а вместе с тем становится зрелым и ее чувство. В начале романа оно эгоистично, а по завершении напоминает материнскую заботу, становится жертвенным.

С тонким психологизмом изобразил главные образы в романе «Тихий Дон» Шолохов Михаил. Отзывы, мнения о книге, несмотря на неумолкающие споры об авторстве, сходятся в одном - это великое произведение. Алексей Толстой подчеркнул, что в этом творении хотя и представлена чрезвычайно живописно жизнь донского казачества, все же выступают на первый план общечеловеческие и национальные темы.

Образ Дона

Особое внимание в романе уделяется изображению казачества. Неподалеку от станицы Вешенской, где обитают главные герои, раскинулся великий могучий Дон. Он есть не что иное, как символ жизни всего народа. Заглавие книги контрастирует с событиями, которые изложены в ней. Жизнь семей Мелеховых, Астаховых и других персонажей отнюдь не наполнена тишиной и покоем. Но образ реки символизирует стремления и чаяния героев, которых создал в романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов. Отзывы об этой книге Сергея Михалкова заключаются в сравнении роли Дона в творчестве с Волгой в произведениях Горького.

Наталья

О мастерстве Шолохова в основном представителями советской литературы были оставлены положительные рецензии и отзывы. «Тихий Дон», по мнению писателя Ю. В. Бондарева, является книгой, в которой на первом плане оказались судьбы простых людей. Представители народа стали позже излюбленными образами в творчестве просоветских авторов. Но следует отдать должное художественному дару писателя, создавшему портреты героинь, ставших впоследствии самыми яркими в истории всей литературы. и страстной Аксиньи, и тихой любящей Натальи, и легкомысленной Дарьи.

Жена Григория Мелехова - воплощение самоотверженной любви, нежности, беспредельной В первые годы замужества она не способна на проявление чувств. Наталья слишком молода, и нрав ее отнюдь не горяч. Это подталкивает Григория на беспрестанные сравнения жены с любимой Аксиньей.

Судьба Натальи печальна, как и жизнь ее соперницы. Григорий мечется между ней и любовницей и не может нигде обрести счастья. Но, несмотря ни на что, она продолжает любить и быть верной. Гибель Натальи Мелеховой приводит к тому, что любовный треугольник разбивается. Ничто отныне не препятствует счастью Григория и Аксиньи. Однако есть еще война, которая несет с собой невзгоды, тяготы и смерть. И сильнее ее нет ничего.

Ильинична

Невиданной силой материнской любви и мудрости обладает Ильинична. Она знает жизнь и тот порядок, который царит в ней. Мудрость этой женщины доказывает ее отношение к снохе. Она снова принимает Наталью в свой дом и в кратких разговорах стремится передать ей свой опыт. Ильинична умеет восстановить мир в доме, о чем свидетельствуют ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Лишь она одна способна обуздать дикий горячий нрав этого человека. И она также знает, что только любовь к детям способна соединить родителей.

Пантелей Прокофьевич

Глава семьи Мелеховых - человек жесткий и трудолюбивый. В нем присутствуют слишком явно черты устаревшего патриархального мировоззрения. Мелехов-старший считает, что имеет право наказывать неверную жену старшего сына. И он самостоятельно находит невесту младшему, что является слишком своевольным поступком даже с учетом нравов того времени. Но в душе Пантелея Прокофьевича живет доброта, нежность. Эти качества проявляются, прежде всего, по отношению к Наталье. Отцу больно оттого, что невестка нелюбима его сыном. Он стремится добиться справедливости. И хотя понятие о ней у него довольно своеобразное, движут его действиями лишь добрые намерения.

Петр Мелехов

В красоте и обаянии уступает старший брат Григорию. Но в начале романа в нем проявляется мудрость, спокойствие, добродушие. Позже в главах, которые повествуют о военной службе, перед читателем вырисовывается несколько иной Петр. Этот - хитер, умеет приспосабливаться. Нет в нем горячей крови, которая роднит отца, младшего брата и сестру. И нет того благородного стремления к независимости, объединяющего членов семьи Мелеховых.

Дарья

Еще одним интересным женским образом является жена Петра. Дарья - привлекательна, стройна. Семейный быт не лишил ее девичьей красоты. Но жгучее желание жить, быть счастливой толкает ее на совершение всяческих проступков. Самым страшным из них становится убийство. Однако, заразившись «дурной болезнью» вследствие беспорядочных любовных связей, она сознательно тонет в глубокой реке.

Многие произведения, написанные в ХХ веке, посвящались авторами теме войны. Одни описывали ужасы баталий, другие - героические поступки солдат, а третьи - внутренний душевный мир людей, которые оказались свидетелями всех непростых событий прошлого века.

Михаил Шолохов в своем романе «Тихий Дон» раскрывает перед нами целый мир, в котором сложно и запутанно переплелись судьбы героев. Произведение можно назвать предельно философским, но одновременно и патриотическим, что дало ему возможность пройти цензуру. Присутствует в нем и глубокий подтекст, хоть и не всем удается понять его с первого прочтения. Образ Дона в романе «Тихий Дон» имеет немаловажное значение, об этом поговорим подробнее.

История романа. Первоначальная идея

Уже в 20-х годах у Михаила Шолохова возникла идея - создать произведение, которое расскажет о простых людях, о том, как у них менялись взгляды на жизнь, как разгорался конфликт между «свояками», как зарождалась Советская власть. В 1925 году автор приступил к написанию романа «Донщина». Это было первоначальное название произведения. Шолохов и не предполагал, что события развернутся так широко, и он создаст целую эпопею.

Идея автора - раскрыть исторические условия жизни простых людей так, чтобы стало понятно, почему они привели к революции. Образ Дона в романе «Тихий Дон» предстал перед читателем как символ мощи народной, казачьей воли, широкой души. Перемена замысла послужила тому, что роман стал называться «Тихий Дон». Авторский взгляд подразумевает и то, что в романе раскрывается быт казаков до революции и во время Гражданской войны. Главной задачей произведения Шолохов ставит показать трагические судьбы людей, которые попали в страшный водоворот событий начала 20 века.

Работа в Вешенской

Новый замысел романа созрел у автора в 1926 году. Шолохов начал сбор материала. Для этого он поселился в станице Вешенской, объезжал ближайшие хутора, разговаривал с местными жителями, участниками революции и войны. Так накапливался материал, созревал сюжет. Для более тонкого изучения казачества Шолохов тщательно изучал материалы из архивов Ростова и Москвы. Роман публиковался по мере написания частей. Пресса не смолкала, во всех изданиях публиковались рецензии и отзывы о произведении.

Над своей четвертой книгой Михаил Шолохов работал гораздо медленнее, читатели очень переживали за судьбы героев и писали много писем автору. Был период, когда в среде литераторов возникло мнение, что роман написал не Шолохов, а какой-то убитый офицер. Рукопись якобы была найдена в его сумке. Автору пришлось доказывать свою правоту перед ростовской комиссией, которая была специально создана, чтобы опровергнуть клевету. Произведение выдержало испытания временем, образ Дона в романе «Тихий Дон», а также другие реальные герои раскрыли всю сущность того времени. Итак, мы разобрались в истории написания эпопеи. Теперь рассмотрим более подробно образы.

Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон»

Бессмертную эпопею «Тихий Дон» Шолохов назвал в честь могучего, несмолкающего, рокочущего Дона. И это не напрасно. Конечно же, дело не только в географии. Смысл намного важнее и глубже...

События, действительно, происходят на берегах могучей реки, и образ Дона в романе «Тихий Дон» играет немаловажную роль. Протекает река на юге России, местность эту с давних времен облюбовали донские казаки - вольнолюбивые и свободные. Дон и является символом их свободы.

Дед, отец, да и сам Григорий Мелехов, а также другие герои произведения родились и выросли в горячих степях, которые с двух сторон подступают к реке. Две природные мощи - земля и вода - повлияли на формирование характеров этих людей. Неудивительно, что Шолохов использовал слово Дон в названии романа. Так отчего же «тихий»? Ведь описанные в романе события происходили в начале 20 века, которые никак нельзя назвать спокойными. Миллионы людей стали жертвами революции и войны, реки были багряными от крови.

Скрыт в названии особенный смысл. Жизнь меняется, идет своим чередом, а тихие воды реки вечны и неизменны. Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон» очень важен. Могучая река, которая дала жизнь сухим степям, взрастила свободолюбивых казаков, сама же приняла в свои объятья их тела.

Живой Дон

Дон может быть разным по характеру. То он спокойно катит свои воды под солнцем, а то бушует и разливается, выходя из берегов. Но какие бы события ни происходили в жизни людей, река неизменно устремляет свои воды к морю. Ничто на свете не остановит этот процесс: ни войны, ни злоба людская, никакие революции. Дон в произведении - символ стабильности и надежды.

Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» сопоставляется с могучей рекой. После многолетних скитаний он возвращается. За эти годы казак потерял отца, брата, невестку, любимую женщину. В хуторе от многих домов остались одни пепелища, друзья детства не вернулись с войны. Но Григорий берет сына на руки. Он есть его зерно, росток, надежда на будущее. Финал романа олицетворяет продолжение жизни. Описание Дона здесь гармонирует полностью с образом вольного казака - сильного духом, прошедшего через многие нелегкие испытания на жизненном пути. Дон еще скован льдом, но кое-где уже виднеется черная вода, река сбрасывает с себя «цепи» и несется вперед, к морю.

Наталья

Рассматривая женские образы в романе «Тихий Дон», особое внимание хочется уделить Наталье. Две женщины полюбили одного казака - классический треугольник. Наталья - законная супруга. Аксинья - жена соседа, любит Григория страстно, горячо.

Жизнь Натальи изуродована и трагична. Эта женщина глубоко нравственна, будучи невестой, она разглядывала своего нареченного влюбленными глазами. С нетерпением она считала до свадьбы дни. Удивительно, но именно застенчивая Наталья настояла на замужестве, когда родители противились этому.

Но так сложилась жизнь, что брак ее стал несчастливым. Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» раскрывает читателю своенравного казака, который покорен Аксиньей и готов идти с любимой на край света. Он честно признается Наталье, что не любит ее. Вся семья Мелеховых встала на сторону невестки. За бескорыстность, простоту, трудолюбие все они полюбили Наталью. Она обо всех заботится, свое же горе переживает в себе. В ее лице Шолохов рисует нам образ трудолюбивой казачки, верной жены и любящей матери.

Безответная любовь

Женские образы в романе «Тихий Дон» можно охарактеризовать как полярные. Если Аксинья - боевая и горячая, то Наталья - скромная и послушная жена. Не познав семейного счастья, она находит утешение в детях. После рождения Полюшки и Мишатки похорошела и расцвела она необыкновенно. А с какой гордостью показывала Наталья своих детей Григорию. Образ Мелихова в романе «Тихий Дон» меняется в этой сцене. Сердце его в этот момент заливает волна нежности и сострадания к своей жене. Но и теперь он не испытал к ней любви. Притянул к себе и поцеловал в белый лоб.

В последние дни на смертном одре проявляется величие Натальиной души, ее самозабвенная любовь, мужество и нравственная чистота. Просит она надеть на нее ту самую зеленую юбку, которая нравилась Грише, а Мишатке наказывает поцеловать отца, как тот вернется. Несмотря на все обиды, которые нанес ей при жизни муж, Наталья прощает его и не держит зла.

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон»

Центральным в романе является образ Аксиньи. Женщина красива, сильна и независима, способна на пылкие чувства. Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» олицетворяет истинную казачку, которая способна принести себя в жертву ради любви.

Жизнь героини очень непроста. О связи с Григорием говорил весь хутор, что стало известно ее мужу. На его вопрос о том, правда ли это, казачка гордо созналась в своем грехе без колебаний. Способность нести ответственность за поступки подтверждает ее сильный дух. Отношения между Аксиньей и Григорием не были легкой интрижкой. Свою любовь они пронесли через многие испытания на протяжении нескольких лет. Оба были уверены в силе своих чувств, хотя все хуторяне приняли их связь как безнравственную. Именно у Аксиньи возникли мысли порвать с условностями и покинуть хутор. Женщина, не задумываясь, шла за любимым, не задавая лишних вопросов. Настолько сильной была ее любовь.

Григорий Мелехов

Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» многогранен. Поначалу кажется, что он - главный герой. Но потом читатель видит его примитивный кругозор, понимает, что не видит он дальше «дедовой сабли». Сразу даже не скажешь, отрицательный или положительный это персонаж. Прежде всего Григорий - правдоискатель. Однако живет он с молодости бездумно, следует устоявшимся традициям. Родители женили его на нелюбимой девушке, как и все, он готовился к службе. Все происходило будто без его участия. Даже страстная любовь к Аксинье не перевернула его жизнь. Все шло по накатанной. В мир этот Григорий пришел не для того, чтобы проливать кровь. Но суровые времена в его натруженные руки вложили казачью саблю.

Трагедия Григория

Образ Григория в романе «Тихий Дон» можно назвать трагичным. Последним для него испытанием в романе стала гибель любимой Аксиньи. Женщина получила пулю в тот момент, когда вдвоем с Григорием они направлялись в новую, как им казалось, счастливую жизнь. Все в душе его погибло, замерло в один момент.

В конце романа казак остается совсем один. Все дорогие ему люди оставили этот мир. Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» собирательный. Он объединил в себе те несчастные судьбы, которые в злые годы замирали и возрождались вновь, с новыми силами начинали жизнь. Единственной ниточкой, связывающей Григория с жизнью, стал его сын Мишатка, родная земля, хутор и, конечно же, Дон-батюшка, сила и мощь которого передавалась казакам из рода в род.

Шолохов не создал в романе образ идеального казака. Но ему удалось описать судьбу целого поколения - сильного духом, вольного казачества.

Презентация на тему: Краткая характеристика героев романа «Тихий Дон»
















1 из 15

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Аксинья Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова. Аксинья – воплощение порыва, страсти, инстинктов. Героине досталась нелегкая судьба. В 16 лет ее изнасиловал отец. Нелюбимый Степан Астахов взял Аксинью в жены и постоянно попрекал жену в ее «грехе». Степан очень любил Аксинью, яростно ревновал ее. В порыве бешенства он избивал жену до полусмерти. Уже будучи женой Степана, Аксинья встретила свою любовь – молодого Григория Мелехова. В отношениях с ним героиня хочет «за всю жизнь горькую отлюбить». Ради Григория она не побоялась дурной славы в станице, ушла от мужа и стала жить с любимым. Любовь героини меняется со временем. Поначалу ее чувство было эгоистичным. Своей любовью Аксинья мстила за жизнь в заточении у Степана, за свое высушенное сердце. До определенного момента в описании красоты Аксиньи преобладало слово «порочный». С рождением дочери красота героини изменилась. У нее появляются «похорошевшие глаза», «уверенно-счастливая осанка». Аксинья тоже, как и Наталья, на протяжении всего романа борется за Григория. После смерти маленькой дочери она снова уводит Мелехова из семьи. Но теперь ее любовь из эгоистичной превращается в жертвенную. Она думает в первую очередь о Григории, испытывая к нему «почти материнскую нежность». Аксинья пригревает Мишатку, сближается с Ильиничной, а после смерти Натальи добивается любви ее детей. Будучи до конца преданной Григорию, Аксинья не оставляет его во все время его метаний. В конце романа героиня погибает от красногвардейской пули. Дети и любовь – последнее, о чем будет думать Аксинья.

№ слайда 3

Описание слайда:

Григорий Мелехов Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть. Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом. Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

№ слайда 4

Описание слайда:

Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого себя. На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне. Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён «сверхчеловеческого» налёта, которым авторы обычно наделяют своих главных героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются им холодным оружием, что значит – в равном бою. Он ещё долго себя упрекал и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает – вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак, удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми и красными

№ слайда 5

Описание слайда:

Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей воле: «– Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании. – Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал. – Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная песня!» Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору. С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она - толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета»

№ слайда 6

Описание слайда:

Дарья Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшего брата Григория. Ленивая и циничная женщина, она, в то же время, очень обаятельна. Дарье все время достается от Ильиничны за лень и неряшество. Но героиня никогда не унывает, пропуская все замечания мимо ушей. Кроме всего прочего, Дарья распутна. В отсутствие мужа она не брезгует изменять Петру. Гражданская война повлияла на судьбу и этой женщины. Она потеряла мужа, которого убил их сосед, большевик Мишка Кошевой. Да и самой Дарье пришлось стать убийцей. Героиня хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова, а после, осознав содеянное, напивается и валяется в полном беспамятстве. Несмотря на все отрицательные качества, Дарья не лишена нравственности. Заразившись сифилисом, она заплывает на середину реки и сознательно тонет.

№ слайда 7

Описание слайда:

Ильинична Ильинична – мать Григория Мелехова, донская казачка. Воплощает национальный образ русской женщины. Несмотря на возраст, сохранила «дородный стан», величавую походку – «гусыней плавает» по двору и дому. Ильинична – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха». И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей. Ильинична – очень сильная женщина. Узнав о смерти мужа, эта «твердая старуха» и «слезинки не выронила», а лишь замкнулась в себе. Она великая труженица, «хлопотунья», с утра до вечера проводящая в работе. Смысл ее жизни – в труде ради семьи. Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства. Ильинична до последнего своего дня ждала Григория, готовила ему еду на случай приезда, выходила встречать за околицу: «- Гришенька, родненький мой!.. – помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!..»

№ слайда 8

Описание слайда:

Именно материнское чувство делает Ильиничну мудрее и умнее воюющих. Она понимает, что и «белые», и «красные» - люди, чьи-то любимые сыновья, которые должны радовать своих матерей, а не стрелять друг в друга. Поэтому Ильинична осуждает жестокость и насилие: «Ты Бога-то…Бога, сынок, не забывай! – говорит она Григорию. – Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил…Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались…» И., ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, и к нему испытывает материнскую жалость: посылает дерюжку, штопает одежду, кормит.

№ слайда 9

Описание слайда:

Листницкий Евгений Листницкий – дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской. Он прошел всю первую мировую войну, во время революции встал на сторону белых. Именно в его имении работали до войны Григорий с Аксиньей. Листницкому нравилась Аксинья, и некоторое время у них был роман. Именно Листницкий видит в последний раз императора после его отречения от престола: «Листницкий почти бежал мимо изумленно оглядывавшихся на него людей. В глазах его падала от края черной папахи царская рука, в ушах звенел бесшумный холостой ход отъезжающей машины и унизительное безмолвие толпы, молчанием провожавшей последнего императора». Лишь один Листницкий пробует разорвать кольцо унизительного безмолвия народа. Он благородный человек, полностью сохраняющий преданность императору и царской России, борющийся за нее. Когда рушатся его прежние идеалы, Листницкий крайне болезненно это переживает.

№ слайда 10

Описание слайда:

Мишка Кошевой Мишка Кошевой – казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Его характер отличается порывистостью, большой эмоциональностью, максимализмом. Приняв позицию «красных», герой полностью посвящает свою жизнь борьбе с белыми, врагами народа. Теперь Кошевой не видит в людях своих земляков, друзей, соседей. Он делит людей на «своих» и «врагов». Кошевой – фанатик своего дела. Он безжалостно убивает людей, заглушая муки совести фразой «Все мы душегубы». Злоба и месть Кошевого распространяются на семьи воюющих, на стариков и детей. Он жестоко убивает деда Гришаку, сжигает множество домов своих врагов: «с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской». Кошевой ухаживает за сестрой Григория Мелехова Дуняшкой. Она соглашается на брак с ним, несмотря на то, что Кошевой убил ее старшего брата Петра.

№ слайда 11

Описание слайда:

Наталья Наталья – дочь Мирона Григорьевича Коршунова, жена Григория Мелехова. Наталья - «дюже красивая» девушка. У нее смелые серые глаза, смущенная и сдержанная улыбка, открытый взгляд. Наталья очень трудолюбива: у нее «большие, раздавленные работой» руки. Даже став матерью двоих детей, героиня сохранит ладную, степенную фигуру и «широкую рабочую спину». Родители поженили Григория и Наталью. Мелеховы сразу приняли невестку в свою семью. Наталья покорила Ильиничну и Пантелея Прокофьича своими душевными качествами, трудолюбием.

№ слайда 12

Описание слайда:

Героиня всю жизнь любила одного человека – своего мужа. Стеснительность и целомудрие не позволили ей до свадьбы даже поцеловаться с Григорием. В первые месяцы после свадьбы любовь Натальи была холодна и медлительна, ее чувства были глубоко скрыты. Только рождение детей позволило героине раскрыться. Наталья стала увереннее, «расцвела и похорошела диковинно», ее лицо «радостно зарумянилось». Наталья научилась согревать своей любовью. Всю себя Наталья посвятила детям и мужу. «Всю жизнь вбивала в детей», - пишет о ней Шолохов. Чувство огромной любви к мужу Наталья пронесла через всю жизнь. Несмотря на нелюбовь Григория, на его отношения с Аксиньей, при встрече с мужем Наталья неизменно испытывала «взволнованную радость». Хотя Григорий принес жене много горя. Из-за его нелюбви она пыталась покончить с собой, и осталась калекой. Из-за его нелюбви Наталья и умерла. Героиня не захотела родить ребенка от мужчины, который ее не любит. В отчаянии она решилась на аборт и умерла от потери крови.

№ слайда 13

Описание слайда:

Понтелей Прокофьевич Мелехов Понтелей Прокофьевич Мелехов – отец Григория Мелехова. Коренной казак, он не мыслит своей жизни вдали от крестьянского труда, родной Донщины. Понтелей Прокофьевич преданно любит свою семью, детей. Он по-детски гордится достижениями Григория - командира повстанцев, искренне радуется появлению двух внуков – продолжения мелеховского рода. Во времена беспорядков Понтелей не теряет своего главного качества – хозяйственности. Он тащит в дом все, что плохо лежит, что стало «бесхозно». Он даже вывозит откуда-то пулемет и прячет его для «нужд хозяйства». Понтелей умело «калечит» лошадей, чтобы их не забрали проходящие части. Тем самым герой по-крестьянски борется за сохранность своего дома, привычной трудовой жизни, своей семьи. Война отняла у Понтелея детей и земляков. Старший сын Петр убит «красным» соседом Мишкой Кошевым, младший сын Григорий в бегах, дочь Дуняшка хочет выйти замуж за убийцу брата.

№ слайда 14

Описание слайда:

Спасая хозяйство, Понтелей приходится со всем «добром» ходить в «отступы», пережидая там бесчинства воюющих. В конце жизни, не выдержав испытаний, выпавших на его долю, Понтелей впадает в полное равнодушие. Он начинает ругать свое «добро», потерянное или отобранноеза время войны, - печальный знак сломленности героя. Понтелей смутно догадывается: «Какие-то иные, враждебные ему начала вступили в управление жизнью». В итоге герой умирает, заболев тифом, далеко от дома, в потоке беженцев, спасающихся от войны.

№ слайда 15

Описание слайда:

Мирон Григорьевич Коршунов Мирон Григорьевич Коршунов – богатый казак, отец Натальи Коршуновой, друг и сват Пантелея Прокофьевича. Мирон – труженик, крепкий хозяин. Один из самых богатых крестьян на хуторе. Благосостояния герой добился своим трудом, любовью к земле, хозяйственностью, практической смекалкой. Он считает, что человек должен вознаграждаться по своему труду. Поэтому герой чувствует себя глубоко оскорбленным и униженным, когда советская власть начинает всех уравнивать. Мирон не понимает, почему его соседи, которые не хотят или не умеют работать, должны получить часть его «добра», нажитого потом и кровью? Почему он, заработавший все своим горбом, теперь считается извергом и должен лишиться всего? Не вынеся этой трагедии, Мирон умирает в результате расказачивания.

Главные герои романа «Тихий Дон» показывают читателям широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России. Характеристика главных героев «Тихий Дон» поможет понять их внутренний мир.

Шолохов «Тихий Дон» главные герои

  • Григорий Мелехов главный герой романа «Тихий Дон», казак станицы Вёшенской, 1892 г. р. Это молодой житель станицы Татарская, обыкновенный хуторской парень, полный сил и жажды жизни. Несмотря на сильную любовь к Аксинье, разрешает отцу женить себя на Наталье. Григорий так всю жизнь и мечется между двумя женщинами.
  • Петро Мелехов - старший брат Григория, муж легкомысленной Дарьи. Это был небольшой, курносый и русоголовый парень, похожий на мать. В отличие от Григория он не брезговал брать чужое и заниматься мародерством. Умер от руки односельчанина и ухажера Дуняши – Мишки Кошевого.
  • Дуняша Мелехова - их младшая сестра Григория. Пройдя трудный путь от девочки-подростка до красавицы-казачки, она сумела не запятнать ни в чем своего достоинства.
  • Пантелей Прокофьевич Мелехов - их отец, старший урядник.Это был справедливый и любящий свою семью человек.
  • Василиса Ильинична - жена Пантелея Мелехова, мать Петра, Григория и Дуняшки. Она стала воплощением национального образа русской женщины. Она понимала всю бесполезность войны. Для нее, как «белые», так и «красные» были чьими-то детьми.
  • Дарья Мелехова - жена Петра (брата Григория). Это веселая и озорная женщина, которая не любит особо задумываться над жизненными проблемами. Она не боится мужа, часто ему изменят, от­ упреков отделывается шутками. Семейные и материнские заботы не для нее. Узнав, что больна сифилисом, Дарья сознательно топится в реке.
  • Степан Астахов - сосед Мелеховых, муж Аксиньи, соперник Григория Мелехова. Этому персонажу свойственна жестокость и враждебность. Несмотря на то, что он очень любит жену, он с легкостью ее избивает до полусмерти. Аксинье он не может простить того, что в юности она была изнасилована собственным отцом. За это он считает девушку порочной и достойной побоев.
  • Аксинья Астахова - жена Степана, возлюбленная Григория Мелехова. В конце романа Аксинья погибает от красногвардейской пули прямо на руках у Григория, так и не познав спокойного человеческого счастья.
  • Наталья Коршунова (затем Мелехова) - законная жена Григория
  • Митька Коршунов - её старший брат, в начале событий друг Григория
  • Мирон Григорьевич Коршунов - богатый казак, их отец
  • Марья Лукинична - жена Мирона Коршунова
  • дед Гришака - отец Мирона Коршунова, участник русско-турецкой войны 1877-78 гг.
  • Михаил Кошевой- бедный казак, ровесник и друг, впоследствии смертный враг Григория
  • Хрисанф Токин (Христоня) - «здоровенный и дурковатый казак», служивший в Атаманском полку
  • Иван Авдеевич Синилин по прозвищу «Брех» - старый казак, служивший в Атаманском полку, страстный рассказчик
  • Аникей (Аникушка), Федот Бодовсков, Иван Томилин, Яков Подкова, братья Шумилины (Шамили) - казаки хутора Татарского
  • Сергей Платонович Мохов - иногородний, богатый купец, хозяин магазина и паровой мельницы в х. Татарском
  • Елизавета и Владимир - его дочь и сын
  • Емельян Константинович Атепин по прозвищу «Цаца» - компаньон С. П. Мохова
  • Иван Алексеевич Котляров - казак, машинист моховской мельницы
  • Валет - иногородний, маленький, озлобленный человек, весовщик той же мельницы
  • Давыдка - молодой весёлый парень, вальцовщик мельницы
  • Емельян - кучер Мохова
  • Евгений Листницкий - казак, дворянин, сотник Атаманского полка
  • Николай Алексеевич Листницкий - его отец, казачий генерал, владелец усадьбы Ягодное
  • дед Сашка - конюх Листницких, страстный лошадник и пьяница
  • студенты Боярышкин и Тимофей
  • Иосиф Давыдович Штокман - слесарь, приезжий, уроженец Ростова-на-Дону, член РСДРП
  • Прохор Зыков - смирный казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Алексей Урюпин по прозвищу «Чубатый» - суровый казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Калмыков, Чубов, Терсинцев, Меркулов, Атарщиков - казачьи офицеры, сослуживцы Евгения Листницкого
  • Илья Бунчук - новочеркасский казак, питерский рабочий, пулемётчик, большевик
  • Анна Погудко - еврейка из Екатеринослава, пулемётчица, возлюбленная Бунчука
  • Геворкянц Крутогоров - пулемётчики из команды Бунчука
  • Ольга Горчакова - жена ротмистра Бориса Горчакова, затем Евгения Листницкого
  • Капарин - штабс-капитан, помощник Фомина