Анализ рассказа пересолил. Чехов, анализ произведения пересолил, план

Написанный в 1885 году (и тогда же опубликованный в журнале «Осколки») рассказ «Пересолил» относится к ранним юмористическим рассказам А. Чехова и содержит характерные для них черты: анекдотическую краткость и неожиданные повороты сюжета, точность характеристик героев, яркость «фоновых» деталей.

Единственная сюжетная линия проста: землемер Смирнов нанимает местного мужика Клима, чтобы доехать от станции до нужной ему усадьбы. Смеркается, и 30 верст по пустынной местности в компании здоровенного детины пугают Смирнова - в ответ на собственный страх он заводит разговор о якобы взятых им с собой пистолетах и урядниках «везде по дороге за кустиками». Последовал совершенно неожиданный результат: до смерти напуганный возница убегает в лес, бросив телегу и лошаденку. Простоте сюжета отвечает незамысловатая композиция: повествование ведется в хронологическом порядке, без каких-либо отступлений. Неожиданная кульминация решительно изменяет расстановку сил: снимается острота переживаний, герои находят общий язык.

Такое построение максимально способствует обнажению юмористической коллизии: смешное содержится в самой ситуации, а не в том, как она преподносится. Защищая себя от грозящей ему опасности, Смирнов сначала выдумывает три пистолета, потом историю о своей недюжинной силе, о представителях власти за каждым кустом и, наконец, четырех товарищах, которые вот-вот должны их догнать. Сначала читателю смешон только масштаб вымысла: контраст между тщедушностью землемера и нагнетанием впечатления силы и грозности. Еще более сильный комический эффект вызывает бегство Клима: оказывается, страх Смирнова был совершенно беспочвенным, он внушил его себе сам, защищался от несуществующей опасности и этим создал опасность настоящую.

Реалистическая картина российской жизни, созданная несколькими точными штрихами, дает отличный фон для высмеивания человеческого несовершенства. Говорящее название станции Гнилушки (где «за сто верст собаки путевой не сыщешь» ), угрюмый рябой мужик, тощая кобылка и «душу выворачивающая тряска» обрисовывают беспросветно мрачную среду: неудивительно, что на этой почве вырастает тотальное недоверие к миру и трусость.

Однако проблематика рассказа глубже. В атмосфере взаимного недоверия формируется то искаженное восприятие другого, когда социальная роль и внешность закрывают человеческую личность. Почему пугается Смирнов? Потому что за штампом «дитя природы» с «мордой зверской, подозрительной» (именно так ему увиделся Клим) не может разглядеть равного себе человека: с простыми человеческими проблемами, желаниями и чувствами. Почему пугается Клим? Потому что видит перед собой городского человека при должности - существо малознакомое, непонятное, к тому же вооруженное и, следовательно, опасное. Не только землемер, но и Клим переживает свой ужас: его страх перед чужаком так силен, что он бросает все свое имущество и скрывается в лесу, чтобы спасти хотя бы жизнь. Лишь сполна натерпевшись, герои оказываются способными увидеть друг в друге людей, преодолеть собственную трусость и продолжать путь уже без взаимного страха.

В рассказе прослеживается мысль, которая станет одной из любимых для позднего Чехова: внутреннее содержание человеческой личности слишком часто не соответствует ее внешним проявлениям, а люди ленивы и невнимательны друг к другу, потому мыслят штампами, заслоняющими настоящую жизнь.

Здесь можно обнаружить все основные черты стиля А. Чехова: простоту изложения, видимое отсутствие оценки повествователя (дает героям возможность самостоятельно раскрыть свои характеры), точность деталей, меткое и емкое название, которое ярко описывает то, что произошло в произведении.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

Антон Павлович Чехов — известный русский писатель. В основном он писал короткие юмористические рассказы. В основе таких рассказов лежит юмористическая ситуация. В рассказе «Пересолил» простой сюжет. Землемеру Глебу Гавриловичу Смирнову надо попасть в деревню генерала Хохотова. Он нанимает телегу и по дороге разговаривает с кучером Климом. Для создания юмора в этом рассказе Чехов использует своих персонажей. Сначала он показывает, как они выглядят. Автор дает портрет Клима. Эго здоровый мужик, угрюмый, рябой, плохо одет. А вот авторского описания внешности землемера Смирнова нет. Я думаю, это сделано специально. Все, что происходило в дороге, дается только со слов Глеба Гавриловича. Он не является рассказчиком, но все показано как бы «через него». Глеб Гаврилович говорит, что он хотя и худой, но сильный. Сразу предстают образы здоровенного деревенского мужика и щуплого городского человека. Потом Чехов постепенно раскрывает их характеры. Сначала характер Глеба Гавриловича: землемер всего боится. Поэтому он сначала выдумывает, будто у него есть три пистолета. Но чем дальше они едут, тем страшнее ему становится. Он начинает рассказывать Климу разные истории о себе, потом об урядниках, которые сидят в засаде. А в самом конце он будто бы вспоминает о друзьях, которые его должны догнать. Так постепенно раскрывается характер Глеба Гавриловича. Он трусоват, ему везде кажется, что его об крадут или ограбят. Клим молчалив. Что бы у него ни спрашивал землемер, он отвечает неохотно. Поэтому не ожидаешь, что он так поступит, когда его попутчик решил «показать» ему револьверы. Когда давалось его описание внешности, казалось, что это очень сильный и смелый мужик. На самом деле он оказался еще большим трусом, чем Глеб Гаврилович. Клим просто все бросил и убежал. Он испугался маленького городского человека, хотя я думаю, что Клим был сильнее Глеба Гавриловича. Юмористическая ситуация рассказа образуеся из-за трусости двух людей. Они боятся друг друга. Один прячет свой страх за молчанием, а другой, наоборот, за разговором. В итоге они оба были испуганы.

Любовь Бороздунова

Любовь Васильевна БОРОЗДУНОВА - учитель русского языка и литературы Эльдиканской средней школы Усть­Майского района, Республика Саха (Якутия).

Постижение особенностей жанра

Рассказ А.П. Чехова «Пересолил» в 5-м классе

П роизведения А.П. Чехова в пятом классе изучаются в рамках освоения эпических жанров литературы. В соответствии с требованиями программы под ред. А.Г. Кутузова при анализе рассказов «Лошадиная фамилия» и «Пересолил» особое внимание учащихся необходимо обратить на приёмы создания комического эффекта.

При этом следует учитывать, что вопрос о жанровой природе ранних произведений Чехова литературоведами не до конца прояснён. В работах разных исследователей одни и те же рассказы с точки зрения жанра классифицируются по$разному. В.И. Тюпа (Художественность чеховского рассказа. М.: Высшая школа, 1989) считает, что ранние рассказы писате$ля, подписывавшиеся псевдонимами, принадлежали по преимуществу к жанру литературного анекдота, не исключая и «Тоски», «Хористки», «Ваньки». По мнению А.П. Чудакова (Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971), существенное место в раннем творчестве Чехова занимала комическая новелла: юмористический рассказ, построенный по новеллистическим законам, - остросюжетный и с неожиданным разрешением. Шедеврами комической новеллистики исследователь считает такие рассказы из числа изучаемых в школе, как «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия». В подтверждение своей точки зрения А.П. Чудаков указывает характерные для этих рассказов новеллические приёмы: двойную развязку, нарушение традиций сюжетного штампа, финалы, контрастно обёрнутые к началу рассказа, кольцевую композицию, типичный для комической новеллы “мотив неоправдавшегося ожидания”. Среди более традиционных юмористических жанров в работах многих чеховедов указываются сценка, юмореска и просто юмористический рассказ.

В нашей методической разработке мы не будем останавливаться на изучении рассказа «Лошадиная фамилия», имеющего определённую литературоведческую и методическую традицию. Покажем методику анализа нетрадиционного для школьной программы юмористического рассказа «Пересолил» с точки зрения особенностей жанра.

Р аботу над рассказом мы начинали с проверки домашнего задания. На предыдущем уроке спросили у пятиклассников, ещё не читавших произведение, о чём, по их мнению, может идти речь в рассказе под названием «Пересолил». Общее мнение ребят было таково: наверное, будет рассказываться о том, как “один мужчина или мальчик варил суп или кашу и положил туда много соли - пересолил”. Таким образом, в качестве домашнего задания мы предложили прочитать рассказ и выяснить, о чём же на самом деле в нем идёт речь, совпадёт ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями, а также разделить рассказ на смысловые части.

Урок по рассказу начинаем с актуализации уже имеющихся знаний (помним: работа над рассказом идёт после анализа «Лошадиной фамилии» и освоения соответствующих разделов учебника), проводим его в игровой форме: предлагаем пятиклассникам решить кроссворд.

2. Один из псевдонимов писателя Чехова. (Чехонте.)

3. Мягкий, добродушный смех в художественном произведении. (Юмор.)

4. Главный секрет юмора - именно на этом строится смешное в юмористических рассказах. (Несоответствие.)

5. Название одного их журналов, в которых печатались юмористические рассказы Чехова. («Осколки».)

6. Именно с этим животным ассоциировалась у героя одного из чеховских рассказов фамилия акцизного, умеющего по телеграфу заговаривать зубную боль. (Лошадь.)

7. Фамилия генерала, который в этом рассказе страдал от зубной боли. (Булдеев.)

8. Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик.)

9. Первая лошадиная фамилия, которую вспомнил приказчик. (Кобылин.)

Разгадав кроссворд по горизонтали, по вертикали получим название чеховского рассказа, о котором мы будем говорить сегодня на уроке. («Пересолил».)

Д алее выясняем первые читательские впечатления учащихся, возникшие при самостоятельном чтении произведения. Ребята говорят о том, что рассказ им очень понравился и вызвал разнообразные чувства: “удивил”, “показался необычным”, “было смешно”, “было интересно”. Совпали ли читательские ожидания, вызванные названием рассказа, с его реальным содержанием? Оказалось, что ни о какой соли и приготовлении пищи в рассказе речи не идёт, а слово “пересолил” в названии употребляется в переносном смысле.

Далее на уроке учебную деятельность учащихся организуем таким образом, чтобы в процессе анализа они пришли к осознанию и осмыслению особенностей жанра юмористического рассказа . С этой целью используем приём групповой поисковой деятельности, для чего делим класс на четыре группы и предлагаем каждой из них своё задание.

1. Составьте план рассказа. Какая из частей рассказа оказалась самой большой по объёму? Как вы это можете объяснить?

2. Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его, прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера.

3. Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе - именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

4. На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

В течение 7–10 минут ученики работают с текстом рассказа, отвечая на предложенные вопросы и фиксируя результаты поисковой деятельности в своих тетрадях, а представители первой группы - и на доске. Переходим к обсуждению итогов работы.

Поскольку при выполнении домашнего задания ребята уже разделили текст рассказа на смысловые части, то на уроке учащиеся из первой группы сравнили свои варианты, выбрали наиболее, на их взгляд, точный и, озаглавив каждую часть, составили следующий “событийный” план рассказа.

1. Землемер приехал на станцию Гнилушки.

2. Землемер ищет лошадей для поездки в имение.

3. Землемер и возница отправились в путь.

4. Землемер испугался и начал врать.

5. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.)

6. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.

7. Землемер и возница продолжают путь.

В ыделяя смысловые части рассказа, школьники ориентировались на те действия, которые совершает главный герой: приехал, ищет, отправился в путь, испугался и так далее. Выясняется, что самая большая по объёму часть - пятая, и хотя в ней землемер Смирнов выполняет только одно действие - врёт, но это враньё всё нарастает и нарастает до невероятных размеров. Мы, читатели, понимаем, что долго так продолжаться не может: скоро должна наступить неожиданная развязка. И действительно, землемер так запугал своим враньём возницу, что тот, бросив и телегу, и лошадёнку, на четвереньках побежал в чащу леса. Поистине, перестарался - пересолил!

Сообщаем ученикам, что особенностями чехов­ских новелл являются двойная развязка (это понятие вводим, давая его описательную характеристику и попутно называя термин) и кольцевая композиция. Характерны ли такие приёмы для рассказа «Пересолил»? Если учащиеся затрудняются в ответе, формулируем вопрос по$другому: где можно было бы закончить рассказ? Обращаясь к сюжетному плану, выясняем: можно было бы ожидать, что рассказ на эпизоде бегства возницы в чащу и закончится, ведь анекдотическая ситуация разрешилась. Но действие рассказа продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по$другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”.

Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места. Спросим ребят, как каждый раз реагирует на это действие землемер , в процессе беседы выясним: если первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чув­ство тревоги и недоверия, то теперь “дорога и Клим ему уже не казались опасными”.

Вторая группа учащихся начинает своё выступление с выразительного чтения пейзажа, на фоне которого разворачиваются события рассказа. Говоря о впечатлении, которое производит описание природы, ребята отмечают такие образы, как “тёмная, замёрзшая равнина”, “холодная осенняя заря”, “темнеющий воздух”, “какие$то бугры”. Мрачный пейзаж рождает у землемера чувство недоверия и страха; в голове Смирнова возникает мысль, что на него могут напасть и ограбить. На этом фоне и возница вызывает опасения: “морда у него зверская, подозрительная”.

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем пятиклассникам провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал - исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

На уроке, посвящённом изучению рассказа «Лошадиная фамилия», при помощи придуманных составителями учебника-хрестоматии героев Ивана Калиныча и Проши школьники уже осознали, что главным секретом юмора, своего рода строительным материалом для юмористических произведений являются различные несоответствия . Пятиклассники из третьей группы нашли достаточно много несоответствий и в юмористическом рассказе «Пересолил». Так, они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино. Привлекли внимание ребят и несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Подводя итоги работы третьей группы, ещё раз обращаем внимание учеников на главную особенность жанра юмористического рассказа: писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении . Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

Результаты работы четвёртой группы позволяют ученикам увидеть языковые особенности чеховского рассказа. Действительно, впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается. Безусловно, подобные наблюдения могут быть сделаны только группой сильных учеников или проведены под руководством учителя.

Н а заключительном этапе урока просим школьников ещё раз дать толкование названию рассказа и отмечаем, что главная задача, которую оно выполняет, - зафиксировать внимание читателей на абсурдности, анекдотичности ситуации, в которой герои чеховского рассказа оказались по своей собственной вине.

В качестве домашнего задания предлагаем учащимся подготовить пересказ от лица Клима и определить, будет ли “новый” рассказ юмористическим.

Урок литературы в 5 р1 классе

учителя русского языка и литературы Казанцевой Н.В.

Тема урока : "Пересолил" А.П.Чехова как образец юмористического рассказа

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Ход урока:

Тогда человек станет лучше,

Когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П.Чехов

1. Актуализация знаний. Решение кроссворда

1. Произведения, написанные не стихами

2. Самый известный псевдоним А.П.Чехова

3. Город, в котором родился писатель

4. Кем был отец писателя?

5. Остров, который посетил Чехов, чтобы провести перепись населения.

6. Профессия Чехова

7. Название подмосковного имения Чехова

8. Рассказ Чехова, который вырос из домашней сценки

9. Приморский город, в котором жил Чехов из-за болезни.

Что получилось у нас в результате?

2. Постановка целей и задач урока

На предыдущем уроке я спросила у вас, ещё не читавших произведение, о чём, может идти речь в рассказе под названием «Пересолил».

Совпало ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями?

Чехов закончил медицинский факультет Московского университета.
Врач по профессии – Чехов, когда писал произведения, старался указать на те недостатки, которые он видел в людях. То есть писатель всегда оставался врачом и лечил он своих читателей от их плохих качеств. "Смех - лучшее лекарство". "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть" (эпиграф)
- Ребята, как вы считаете, каким образом Антон Павлович Чехов мог лечить своих читателей?

А чему вы бы хотели научиться у писателя? (рассказывать весело и интересно) как мы можем назвать наш урок?

Что нам надо сделать, что научиться рассказывать весело? (поработать с текстом, посмотреть, благодаря чему рассказы Чехова такие смешные)

3. Словарная работа

Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова. Прошу группы, используя учебник или интернет найти толкование слов, которые я вам раздала на листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста.


4. Изучение нового материала .

Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества.

Работа с текстом в группах
Карточка №1
Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Кто описывает возницу? А землемера? Подготовьте рассказ о них.
.
Карточка №2
Проследите по тексту, как менялись поведение и настроение землемера? От чего они зависели? Как вел себя Клим? Составьте небольшую сравнительную таблицу: что делают герои, как их поступки взаимосвязаны


Карточка №3
Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе - именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

Они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино. Привлекли внимание ребят и несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Вывод учителя : писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении . Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

Карточка №4
Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его,выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера. Проведите языковой эксперимент: замените пейзаж на прямо противоположный. Что получится?

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал - исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

Карточка № 5
На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера : “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается

Карточка №6 . Творческое задание .

Инсценирование отрывка

Время подготовки -5 минут
Ответы учащихся по заданиям карточек

Физкультминутка:

1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам.

2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой (вращательные движения руками)

3. Землемер говорит о пистолетах - Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево.

5. Знакомство с литературоведческими терминами.
Определите элементы композиции рассказа А.П.Чехова «Пересолил»: завязку, развитие действия, кульминацию, развитие действия, развязку.

1 . Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение. (Завязка)

2. Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать. (Развитие действия)

3. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.) Кульминация

4. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.(Развитие действия)

5.Землемер и возница продолжают путь. (Развязка)

Учитель: Особенностями чеховских новелл являются двойная развязка (это понятие вводим, давая его описательную характеристику и попутно называя термин) и кольцевая композиция. Характерны ли такие приёмы для рассказа «Пересолил»? Если учащиеся затрудняются в ответе, формулируем вопрос по-другому: где можно было бы закончить рассказ? Обращаясь к сюжетному плану, выясняем: можно было бы ожидать, что рассказ на эпизоде бегства возницы в чащу и закончится, ведь анекдотическая ситуация разрешилась. Но действие рассказа продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по-другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”.

Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места. Спросим ребят, как каждый раз реагирует на это действие землемер , в процессе беседы выясним: если первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чувство тревоги и недоверия, то теперь “дорога и Клим ему уже не казались опасными”.

6. Этап закрепления изученного материала
- Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?
-Скажите, а вы знаете пословицу, которая подходила бы по смыслу к этому рассказу?
-Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова?
-Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно?
- Подумайте, это просто смех или смех сквозь слёзы? А в чём их отличие?

Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей?

Кто быстрее найдет определение Юмористического рассказа.


7. Рефлексия

Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Как бы вы объяснили его использование?

8. Домашнее задание: (на выбор)

  • Используя полученные знания о способах создания юмористического рассказа, написать миниатюру о смешном случае из вашей жизни
  • Записать рассказ Клима своим товарищам о том, что с ним произошло
  • Нарисовать иллюстрацию к рассказу

— талантливый автор краткого слова, который в своих небольших произведениях раскрывает актуальные вопросы, показывает истинную сущность людей и учит нас поступать по-человечески, дабы не попадать в неловкие ситуации. Прекрасным произведением является и его рассказ Пересолил, который читается быстро. Мы же предлагаем для читательского дневника, чтобы быстро познакомиться с сюжетом работы Пересолил Чехова.

Пересолил краткий пересказ

На станцию Глинушки попадает землемер, которому нужно добраться до имения генерала Хохотова. Ехать туда нужно было около сорока миль. У местного жандарма герой узнает, что здесь не ходят почтовые лошади, но все решаемо. Можно воспользоваться услугами местных мужиков, что подрабатывают извозом. Землемер идет на станцию и останавливает свой выбор на здоровенном мужике, которого зовут Клим. У того была молодая лошадь, и землемер с большой тряской отправляется в путь.

Дорога оказалась безлюдной, поэтому наш герой начинает фантазировать. Ему чудится вокруг опасности и то, что в любую минуту кто-то может напасть. Да и самого возницу уже начинает представлять разбойником. Вот и приходит ему в голову мысль напугать немного Клима. Стал он рассказывать о несуществующих револьверах, которые якобы у него в кармане. А когда телега свернула с дороги, и вовсе стал выхвалятся, как он любит драться с разбойниками, заговорил о своих несуществующих знакомствах с судьями и исправниками, о том как многим разбойникам вырвал он руки. Стал говорить, что его охраняют постоянно невидимые урядники, которые прячутся за кустами.

Когда лошадь въехала в лес, извозчик погнал ее быстрее и тут землемер завопил, чтобы Клим не гнал лошадей. Тот в недоумении стал оглядываться на пассажира, что показалось подозрительным землемеру. Тот и продолжил сочинять страшилки, рассказывая о том, что должен он здесь встретиться с друзьями, у которых, как и у него, по револьверу. Далее происходит невероятное.

Что значит пересолил?

Извозчик Клим бросается наутек, крича землемеру, дабы тот брал все, что хочет, только чтобы его души не губил. И землемер остается один, вот только дороги тот не знает, да и обвинить в воровстве его могут. Стал он звать Клима обратно. Испугался, что придется ночевать здесь в одиночестве. Кричал два часа, пока не охрип. Уже даже смирился с мыслью, что придется ночевать в холоде, как послышался шорох. Это и был Клим. Землемер стал объяснять, что запугивал мужика оттого, что было страшно, вот и врал, да пересолил со своими небылицами. Поняв, что разбойник уже давно бы ускакал на лошади, мужик вышел, сел на свое место и герои рассказа поехали дальше. При этом Клим сказал, что не вызвался доставить барина на усадьбу, если бы заранее знал о том, что ему будет так страшно. Телега тронулась и землемеру уже не казался Клим страшным, а дорога опасной.