В помощь школьнику

Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Он вошел в русскую поэзию как сторонник этого течения, но он же и разрушил его реалистическим звучанием своей поэзии. Блок по праву считается крупнейшим поэтом в России XX века. Его наследие разнообразно: это и стихи, и поэмы, и критические статьи, и литературоведческие исследования. Однако больше всего трогает сердца людей его поэзия.

Поэтические образы, созданные Блоком, занимают особое место. Это и образ Прекрасной Дамы, и образ Божественного мира, но наиболее отчетливо своеобразие блоковской поэзии проявилось в образе лирического героя.

Лирический герой - это представитель автора в стихотворении. У Блока уже в ранних стихах лирический герой очень близок к автору, порой он даже совпадает с ним. Так, в цикле стихов о Прекрасной Даме, кроме самой героини, мы видим образ влюбленного юноши, поэта. За ним угадывается сам Блок, который был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, дочь великого русского ученого-химика. Раскрытию и постижению этого первого романтического чувства и посвящен весь цикл. В нем есть указания и описания реальных событий, случавшихся с влюбленным поэтом и его возлюбленной. Блок даже весь цикл посвятил Л. Менделеевой. Здесь описаны мир влюбленного, его переживания и страдания, но это не единственная линия в цикле. Влюбленный лирический герой - это рыцарь, видящий смысл жизни в служении Прекрасной Даме, а Прекрасная Дама - это идеал красоты, женственности и любви. Прекрасная Дама - это божество, у нее нет ничего общего с земным миром. Неслучайно, что их первая встреча происходит в храме. Юный Блок находился под впечатлением мистической философии

В.Соловьева и ждал прихода его Вечной Женственности. Таким идеалом и стала для него Любовь Менделеева. Лирический герой раннего творчества Блока - это юноша-романтик, который признает любовь высшей ценностью жизни. Ради нее он готов на все.

Однако Блок не остается глухим к окружению. Современность врывается в его романтический мир. Он слышит тревожный гул событий, он предчувствует, что скоро весь его мир погибнет. Именно поэтому Дама и покидает его - она не может оставаться в этом страшном и грязном мире.

Поэт очень тоскует, зовет ее, просит остаться, но Красота, которую олицетворяет Прекрасная Дама, уходит безвозвратно:

Ты в поля отошла без возврата,

Да святится Имя твое.

Теперь А. Блок пишет стихи только об этом - о том, что идеалы и мечты несовместимы с жизнью. Теперь его интересует то, что происходит вокруг, как живут простые люди. Неслучайно, что поэт-символист обращается к социальным проблемам, к назревающим революционным переменам. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». В нем сплетаются реальный конфликт и его символическое осмысление, а также осознание Блоком своего места в мире. Это стихотворение драматично, потому что Блок понимает, что ему не спрятаться от бед этого мира.

В стихотворении присутствуют три главных образа: собравшихся у ворот людей, «недвижный кто-то, черный кто-то», считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, который говорит: «Я вижу все с моей вершины...» На вершине находится и сам поэт, который отдален от людей своими мистическими и романтическими мечтаниями, но он уже видит, что творится внизу. Это значит, что лирический герой не отворачивается от чужих страданий, наоборот, он идет к людям со своей вершины. Можно сказать, что Блок с вершины символизма шел к реализму.

Во всех стихотворениях Блока виден его тонкий психологизм в раскрытии человеческих чувств и эмоций, он точно передает смену состояний лирического героя. В дальнейшем творчестве поэта лирический герой все больше сливается с ним. Его стихи становятся выражением его души, в них есть интимность тона. Однако полностью ставить знак равенства между лирическим героем поэзии Блока и им самим нельзя. Блок во многом вкладывал в героя свои мысли и переживания, но здесь также присутствуют типичные черты всех молодых людей того времени. Более того, читая стихи Блока сейчас, в XXI веке, мы поражаемся, насколько их чувства и переживания схожи с нашими. Это говорит о том, что Блок писал не только о себе, но и обо всех людях. В этом видно общечеловеческое звучание поэзии Блока.

Лирический герой взрослел вместе с Блоком. В зрелом творчестве уже нет романтизма, напора и ожидания счастья. Теперь герой Блока - разочарованный, опустошенный жизнью человек. Мне хотелось бы разобрать стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе». Произведение привлекает рыцарским отношением к женщине. Это стихотворение автобиографично: оно написано после того, как от Блока ушла его жена-Л. Д. Блок. Прежде всего здесь становится видна тесная связь лирического героя и самого поэта. Блок передает чувства печали, безысходности, разочарованности, показывает муки сердца и трагическую любовь:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Его герой уже знает, что мечты не сбываются, что любовь приносит только душевную боль. Но он никого не винит, потому что знает, что таков закон жизни.

Лирический герой Блока меняется, отражая эволюцию самого поэта. Этот образ несет в себе два смысла: конкретный, индивидуальный, и общечеловеческий, символический. Эти два смысла равноправны в творчестве поэта. Сущность лирического героя Блока в том, что он соединяет в себе реальное и идеальное, человеческое и мировое. При помощи лирического героя мы можем понять внутренний мир поэта во всей его сложности и полноте.

Блок оставил нам замечательное поэтическое наследство. И пусть прошло много лет после его смерти, но его стихи близки и дороги нам, людям XXI века, потому, что поэт обладал удивительным даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимных душевных переживаний.

Особенностью лирики как рода литературы является так называемый художественный субъективизм, то есть наиболее возможное выражение личности автора, его отношения к жизни, его мировосприятия; ни в одном другом роде литературы внутренний мир создателя художественного произведения не раскрывается так ярко и полно. В русской поэзии можно найти немало примеров мастерской передачи автором своего настроения, впечатления, хода мыслей. Эта тенденция проявилась и в творчестве поэтов- символистов, в частности А.А. Блока, выразившего в многообразной и разносторонней поэзии всю многогранность и неоднозначность своей творческой личности.
Блок буквально ворвался в литературу начала XX века циклом «Стихи о Прекрасной Даме», идеологической основой которого стала теория Вл. Соловьева о спасении мира Мировой Душой, Вечной Женственностью, Прекрасной Дамой, которую Блок ассоциировал со своей первой женой. В этих стихотворениях поэт сознательно противопоставляет возвышенный, неземной образ возлюбленной, Всемогущей властительницы неба, лирическому герою, подчеркнуто ничтожному и несчастному:
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.
Нравственная пропасть, разделяющая героя и Прекрасную Даму, непреодолима; любовь осмысливается автором как возвышенная мечта, просветленная фантазия, в которой лирическому герою уделяется гораздо меньше внимания, чем его возлюбленной, что подчеркивает ее величие, всемогущество, принимающее космические масштабы. При этом герой - лишь рыцарь, верно и бескорыстно служащий своей даме, воспринимающий это как священный обряд, поэтому в стихотворениях данного цикла так много церковной лексики и атрибутики. Любовь - храм, и герой в нем - служитель:
Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд...
Параллельно с темой любви в ранней лирике Блока развивается тема Родины, вначале принимающая то же мистическое звучание. В стихотворении «Русь» лирический герой видит Россию как таинственное порождение своей фантазии, своего сна:
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.
Герой чувствует скрытую связь с Родиной, воображает себе ее как языческий край колдунов, ведьм, ведунов.
Темы любви и Родины близки еще тем, что автор нередко отождествляет в стихотворениях Россию с возлюбленной, с женой («О, Русь моя! Жена моя!..»). С течением времени обе темы получают реальное, земное освещение, не теряя при этом образности и красочности; жизнь во всем многообразии ее проявлений оказывается порой ярче, чем мечта, ближе, чем фантазия. Одним из основных в теме Родины является стихотворение «Россия», описывающее уже не мистические картины, а типичный для средней полосы России пейзаж и быт. Появляется мотив дороги, по которой едет лирический герой:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.
И герой признается в любви уже этой, такой обыденной и привычной, России, опять ассоциируя ее с девушкой. («...А ты все та же - лес, да поле, / Да плат узорный до бровей».) Отношения героя и его страны - сложные и искренние: с одной стороны, это любовь, с другой - полное отсутствие жалости («Тебя жалеть я не умею...»). Эта противоречивость подчеркивает реальность происходящего, ведь мечта - всегда цельна, самодостаточна и гармонична.
В теме любви также появляются более конкретные мотивы и образы, основанные на реальном чувстве или переживании. Так, разрыв с Л.Д. Менделеевой Блок своеобразно отразил в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе...» Здесь лирический герой - человек, испытывающий любовь к прекрасной женщине, но уже не возвышенно-нереальной, а живой, ушедшей от него к другому. При этом герою хватает великодушия и нежности, чтобы простить и понять:
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Герой чувствует уже свою зрелость, свой возраст («Все миновалось, молодость прошла...»). Мечты юности уже не занимают его ум и душу; тенденция перехода от отвлеченного мистического понимания мира к большей конкретике без потери символичности и образности и эволюция лирического героя сделала лирику Блока более многообразной, яркой, выдающейся.
Реальность представлялась Блоку в определенный период его жизни (в основном - жизнь в Петербурге) в мрачных, безрадостных тонах. В стихотворениях, посвященных Петербургу и городу вообще, лирический герой предстает мятущимся, несчастным, одиноким, страдающим, видящим жизнь бессмысленной и быстротечной («Ночь, улица, фонарь, аптека...»). Эту боль он пытается заглушить в кабаках и ресторанах: мотив ресторана пронизывает многие циклы поэта. Стоя за стойкой, герой наблюдает окружающий его мир, убеждаясь в его пошлости; погружается мыслью в прошлое («Я пригвожден к трактирной стойке...»). При этом лирический герой ощущает себя нравственно гораздо выше окружающих. В стихотворении «Незнакомка» (цикл «Город») герой видит неожиданно близкое ему по духу создание - незнакомую девушку, мираж, символ любви, обладающий в то же время демоническим значением; однако герой не приближается к ней, а лишь наблюдает за игрой своего воображения.
Характерным в цикле «Страшный мир» является следующее: герой странным образом раздваивается, что позволяет автору посмотреть на него со стороны («Двойник», стихи из цикла «Пляски смерти»). Здесь герой или предстает нравственно умершим человеком, уныло бродящим среди живых («Жизнь моего приятеля»), или сам себе, явившись в чужом виде, открывает глаза на свою же жизнь: одинокую, темную, страшную.
Другим, новым, восторженно-порывистым, бурно-радостным восприятием действительности отличаются не многие стихотворения поэта, но среди них - такие бессмертные шедевры, как «О, весна без конца и без краю!..» Лирический герой принимает жизнь во всех ее проявлениях, принимает все, благословляет все; это стихотворение - манифест примирения с жизнью, ведь герой приветствует жизнь «звоном щита»: он собирается защищаться, а не нападать.
Особняком в творчестве Блока стоит поэма «Соловьиный сад», в которой автор символично отобразил вечную антитезу мечта - реальность и провел своего лирического героя по сложному пути ошибок и разочарований. Герой, занимающийся тяжелой, однообразной работой, мечтает о тенистом саде и его обитательнице:
...А хозяин блуждает, влюбленный,
За ночною, за знойною мглой.
И мгла и зной символичны: мгла - соблазн, искушение, обычно - синяя, то есть любовный соблазн; зной - жар, страсть. Выбрав однажды сад, герой на время становится счастлив, но тяга к прежней, привычной жизни заставляет его покинуть этот «уголок рая» и вернуться в поисках друга на берег. С одной стороны, герой - это живой человек, дышащий, чувствующий любовь, разочарование, тоску; с другой стороны, - этот образ целиком сим- воличен, равно как и его жизненный путь; он помогает автору раскрыть идею, замысел; через цепь поступков, смену чувств героя мы делаем свои выводы и трактовки, прежде всего невозможности построения личного счастья через предательство ближнего, о необходимости придерживаться предначертанного пути в жизни.
Творчество А.А. Блока, его лирика, стихотворения и поэмы, входят в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы. За великолепием формы, музыкальностью, плавностью стихов можно не заметить скрытых глубин творческого замысла, особенностей эволюции поэтической манеры. Есть мнение, что подобный анализ символических стихотворений опошляет их; по-моему, разбор таких неотъемлемых частей художественного целого, как герой, лирический герой, образ автора, не только не опошляет стихотворение, но делает возможным понять обусловленность возникновения того или иного символа в контексте всего творчества поэта, осмыслить не только то, что хотел сказать автор (ведь многие великие люди творят неосознанно, руководствуясь чем-то свыше), но и открыть для себя что-то новое, свое, интересное, живое.

Лирический герой А. А. Блока. В конце XIX - начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название “символизм”. Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности.

Среди символистов присутствовало ожидание новой Богоматери, которая являлась синтезом Марии, матери Христа, и обычной, скромной девушки.

Так же вторым утверждением было то, что “земная жизнь несовершенна”, из чего проистекало вечное подсознательное стремление к Небесному, ирреальному.

Напрямую связано с ним и следующее утверждение символистов: в реальности подавлена любовь, а Вечная Женственность - есть олицетворение любви. А. Блок очень многое из теории В. Соловьева использовал и сделал основой своего творчества. Однако также многое было переосмыслено поэтом. Вот почему лирический герой Блока не столько типичный герой символизма, сколько синтез его с личностью самого Блока. Если рассматривать этого героя в общем, не разделяя его образ на различные сборники поэта, можно с легкостью определить черты, которые не изменяются на протяжении всего блоковского творчества.

Лирический герой интеллигентен, чист душой, ему противна пошлость и обыденность реальности: “Я не люблю пустого словаря любовных слов ”; его понимание земного несовершенства и вера (а он верит) поднимают его на высокий уровень нравственного и духовного развития - это от самого Блока. Естественно, что, обладая всеми вышеперечисленными качествами, герой автора ярко выделяется из толпы, понимает всю правду об окружающем мире и замечает то, чего не видят другие.

Лирический герой Блока - во многом сам Блок. Но обладающий возможностью после пережитой трагедии, а зачастую и духовной смерти вновь возродиться для того, чтобы “безумно жить”. “Жизнь” лирического героя напрямую связана с жизнью самого поэта, и сам он (лирический герой) с каждым новым сборником автора становится все более и более трагичным и сложным образом. В первом сборнике А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме” наиболее ярко проявляется единство романтического и реалистического и свойственная поэту бивалентность образа.

Герой Блока - романтик, любящий, но не всегда страдающий. Счастье для него в существовании идеала Прекрасной Дамы, а не в реализации любви к нему. Понятие счастливой любви переосмысливается Блоком: быть счастливым не значит быть рядом с любимой: земное чувство - ниже и упрощеннее идеала и самого героя.

Если бы злое несли облака, Сердце мое не дрожало бы Скрипнула дверь. Задрожала рука. Слезы. И песни. И жалобы. Вот где реализация счастья и душевного напряжения. Самореализация не в “Ты мой”, “твоя”, “люблю”, “Навеки твой”, а в “предчувствии” тебя. В следующем сборнике “Распутья” мировосприятие лирического героя выходит за рамки интимного. Поэта интересует жизнь в рамках реальности, то, что происходит вокруг, то, неотъемлемой частью чего он стал. Невозможно понять его роль в окружающем “хаосе песен воды и хрипящих звуков”. То ли он “мальчик больной, играющий в жмурки с Вечностью”, то ли плачущий черный человек, “гасящий фонарики, карабкаясь на лестницу”. В следующем сборнике “Город” кажется, что, несмотря на любовь поэта к городу, его лирический герой смертельно устал от “зловонного кадила городской гари”: В этот город торговли Небеса не сойдут, делает вывод герой.

А значит, этот город не для него. “Снежная маска” Блока делится на два цикла: “Снега” и “Маски”. От одного цикла до другого с героем происходит душевная эволюция, и в “Масках” лирический герой Блока впервые переживает духовную смерть. В “Снегах” он “непокорен и свободен”; он опускается до земной любви, совершая трагическую ошибку: И как, глядясь в живые струи, Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице? Только потом герой понимает свою ошибку: Я не открою тебе дверей.

Нет. Никогда.

Слишком поздно. Для него потерян чистый, высокий идеал, и в “Масках” “тайно сердце просит гибели”. “Все чаще я по городу брожу. // Все чаще вижу смерть - и улыбаюсь”. “Вольные мысли” как нельзя лучше передают душевную усталость поэта. “Моя душа проста”. После переживаний, страданий и тоски лирический герой перерождается и начинает все сначала. “Страшный мир” - новая грань в мировоззрении поэта. Страшный мир - это реальность, которая вытеснила из атмосферы, окружающей героя всё романтическое и возвышенное.

Страшный мир - это нелюбовь, не только окружающая его, но и “вытравившая” его душу, которая “на последний путь вступая // Безумно плачет о прошлых снах”. Опустошение и усталость рождают страсть. Ищущий выхода герой стоит перед дилеммой: “Притворяться непогибшим // И об игре трагической страстей // Повествовать еще не жившим” или отдаться “роковой отраде горькой, как полынь, страсти”. Не будучи в силах сделать выбор, “унижаемый и злой”, герой делает страшный для мира, для Вселенной вывод: Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь. “Я сегодня не помню, что было вчера” пишет Блок в следующем своем сборнике “Возмездие”. Но начинать жизнь сначала можно лишь с радостным чувством, он же “смертельно болен” оттого, что его “земное сердце уставало // Так много лет, так много дней ” К жизни лирического героя возрождает его “небесное” сердце. “О, я хочу безумно жить!” - пишет он в “Ямбах”. Вернувшись к жизни, Блок возвращается к страсти в сборнике “Кармен”. Для героя “бушует снежная весна”. Но здесь уже намечается проблема, которая позднее будет раскрыта в поэме “Соловьиный сад”: Здесь - страшная печать отверженности темной За прелесть дивную - постичь ее нет сил. Там - дикий сплав миров, где часть души вселенной Рыдает, исходя гармонией светил.

В этой поэме Блок осмысливает проблему счастья: чему посвятить свою жизнь: гражданскому или семейному счастью? Вывод? “Заглушить рокотание моря // Соловьиная песнь не вольна!” Блок находит оптимальный выход: он объединяет интимную и патриотическую любовь в одном цикле “Родина”. В письме к Станиславскому Блок пишет: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”. Слияние темы Родины с темой любви находит свое выражение в отождествлении Руси с образом женщины-крестьянки и возлюбленной лирического героя.

Его образ в произведении не однозначен и представляет собой синтез древнего воина и лирического героя, чья жизнь переосмысливается во всех циклах и стихотворениях сборника поэта.

В каждом стихотворении его образ изменяется под влиянием жизненного опыта А. Блока. В последнем этапе творчества поэта его лирический герой - не герой Символизма, а, скорее, собрание всего пережитого и перечувствованного Блоком. 3. Мечты и реальность в поэзии А. А. Блока Об Александре Блоке говорили и будут говорить многие, потому что он является одним из лучших поэтов “серебряного века”. Стихи и поэмы Александра Блока - это одна из версий в русской поэзии, несмотря на то, что его творчество пришлось на переломный момент в жизни России - революцию 1917 года. Но тем не менее он “первый поэт земли русской” (А. Белый). Блок вошел в мир людей с любовью и верой в светлый и чистый мир. Влюбленность - один из главных мотивов блоковской лирики.

Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви. И почти конкретное (лирический герой - Она) перекликается в “Стихах о Прекрасной Даме” с поиском идеала, Вечной Женственности: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Все в облике одном, предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду тоскуя и любя Мечта о Прекрасной Даме - попытка найти выход из пустыни одиночества, из замкнутого круга. Блок рисует свою мечту в стихах: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю. О всех кораблях, ушедших в море О всех, забывших радость свою. Нежный профиль, длинная коса, белое платье: Так пел ее голос, летящий в купол.

И луч сиял на белом плече.

И каждый из мрака смотрел и слушал Как белое платье пело в луче. Мы видим светлый луч, зачаровывающий образ, белое платье, пронзенное солнечным лучом.

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. Незабываемое ощущение, переживание, вера в радость, любовь и светлую жизнь: И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у царских врат, Причастный тайнам плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

В то же время мы видим трепетную и нежную любовь к земле русской, природе и отчему дому. Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы. Над рощей - красный диск луны И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали. Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне! Вместе с ожиданием чистой и светлой любви, Вечной Женственности лирический герой ощущает одиночество, тоску, жажду встречи с ней, но и боязнь того, что она окажется не такой, какой представляется ему: Безотрадному Сну я не верю, Погрузив мое сердце в покой Скоро жизнь мою бурно измерю Пред неведомой встречей с тобой.

Лирический герой Александра Блока начинает более реально вглядываться в себя и в мир, окружающий его, и задавать вопросы, волновавшие человечество во все времена: о смысле жизни, о стремлении к совершенству, о назначении человека.

Но мечты о Прекрасной Даме не могут оградить лирического героя Блока от реальной жизни. Странная и грязная действительность проникает в его мир. Появляются стихи “Фабрика”, “Сытые”, “На железной дороге” и эти строки: Как тяжело ходить среди людей И притворяться не погибшим. И об игре тропических страстей Повествовать еще не жившим. Трагизм состояния героя ярко выражен в стихотворении “Сытые” и “Незнакомка”. Таинственная незнакомка, загадочная, прекрасная дама это всего лишь мечта, помогающая выйти из повседневной и грязной однообразности.

Но чувство беспомощности, невозможности выхода из замкнутого круга, бесполезности существования побеждает: Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. Здесь мы замечаем и некоторую отрешенность лирического героя: Я пригвожден к трактирной стойке, Я пьян давно. Мне все равно. Вон счастье мое - на тройке В сребристый дым унесено И здесь Блоку помогают размышления и думы о Родине. Это понятно, потому что для каждого человека Родина является второй матерью.

В трудные для человека минуты он вспоминает о ней. Это воспоминания придают ему духовные силы. И тяга к Родине, где бы он ни был, всегда будет его беспокоить: Да я горд, что родился в России! И Господь повелел мне здесь жить! И судьбою обязан я ей И готов за нее умереть. Так и для Блока тема Родины - личная. Как М. Ю. Лермонтову дороги “дрожащие огни печальных деревень”, так Блоку дорога Россия: Россия, нищая Россия, Мне губы серые твой, Твои мне песни ветровые Как слезы первые любви! Александр Блок испытывает к Родине, с одной стороны, чувство любви, тоски по ней, сострадания, а с другой - веру в прекрасное ее будущее и желание изменить к лучшему жизнь своего народа.

Именно это волнение за будущее Родины переполняет лирического героя в поэме “Двенадцать”. Она написана в 1918 году, в переломный для России момент, когда Россия вступила в новую и довольно туманную, непонятную эпоху. Сможет ли русский народ выстоять под ветром истории и превратить сегодняшний хаос в гармонию? Этот вопрос волновал героя поэмы “Двенадцать”. Несмотря на разгул ужаса, убийства, Блок призывает слушать “музыку революции”. Веру в освобожденную Россию, вступающую в новую эпоху, являющуюся оплотом счастливого будущего всего человечества, мы можем ощутить в блоковских “Скифах”: О, старый мир! Пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой, Остановись, премудрый, как Эдип, Пред Сфинксом с древнею загадкой! Россия-Сфинкс.

Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Он глядит, глядит в тебя. И с ненавистью и с любовью Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! Забыли вы, что в мире есть любовь. Которая и жжет, и губит Несмотря на то что творчество Александра Блока пришлось на довольно трудный период в жизни России, его искания и заблуждения в поисках светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, человечества и любви остаются актуальными и по сей день. Его ранние мечтания о Прекрасной Даме, о поисках Вечной Женственности дают повод для размышления нынешнему молодому поколению. Ибо истинная любовь является и по сей день одной из движущих сил в жизни человечества.

Я хочу закончить свое сочинение моим самым любимым стихотворением Александра Блока, оно поражает меня сопричастностью поэта к судьбе Родины, желанием служить ей до конца, до Креста, до Голгофы! Оно - мне боль, надежда и вера в спасение России: И вижу, по реке широкой Ко мне плывет в челне Христос.

В глазах - такие же надежды, И то же рубище на нем. И жалко смотрит из одежды Ладонь, пробитая гвоздем.

Христос! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн твой - будет ли причален К моей распятой высоте?

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Александр Блок

Автор произведения излагает свою точку зрения на проблему, он субъективен в оценке действительности, и особенности его мировосприятия выявляются.. Создавались оригинальные композиции и формы, яркие образы и сложные для.. Прекрасная Дама - идеал, недоступное счастье, мечта, к которой невозможно приблизиться: И чиста и нежна, Ты царила над..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию "вочеловечения". Главный герой трилогии - лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической "автобиографии души" уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, которые испытывал в тот или иной период жизни. Блок называл свою трилогию "вочеловечения" романом в стихах. Каждая книга трилогии делилась на циклы. Стихотворения в них располагались не в хронологическом порядке, а отражали те чувства и мысли, которые испытывал поэт в данный период становления души.

В ранней лирике герой переживает сложные взаимоотношения с Прекрасной Дамой. Здесь нашли отражение одновременно пейзажная и любовная темы: воспевание красот природы и поклонение перед женщиной. В ранней лирике щедро разбросаны символы состояния души поэта: "алые зори", "розовые утра", "золотистые долины" и т. д. Герой-поэт ищет свой путь просветления, свою тему. Под влиянием философских идей Вл. Соловьева Блок воспевает Вечную Женственность.

Поиски идеала всегда трагичны. В лирике Блока появляются мотивы тревоги, приближающейся катастрофы. Поэт предчувствовал наступление исторических перемен для страны, опасность разрушения культуры. Во всех явлениях действительности поэт видел скрытый мистический смысл. Под Прекрасной Дамой он понимал божественное женское начало, способное воскресить "старый мир". Лирический герой представляет себя то рыцарем, то покорным слугой этой Дамы, "рабом Царицы". Дожидаясь ее прихода, он должен:

Светить в преддверье Идеала
Туманным факелом своим.

Лирический герой измучен ожиданием, его тяготит обычная жизнь, в которой он не видит смысла, живет только в своем внутреннем мире чувств: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

Произошедшие в стране исторические сдвиги, революция 1905-1907 годов вызвали резкое изменение мировоззрения Блока. Юношеские иллюзии исчезли, герой как будто впервые увидел реальный мир, в котором живет. Если раньше его герой пребывал "в храме", то сейчас - "в кабаке". Образ Прекрасной Дамы сменяется образом Незнакомки - "красивой и опасной", "влекущей" и "пугающей".

Во второй книге трилогии возникает тема города и "страшного мира". Герой пытается как-то определиться в отношении к миру. Он в отчаянии бродит по городу, где Незнакомка ходит среди пустых и как будто "слепых" людей. Прежние святыни в сознании поэта превращаются в фарс. Герой убеждается, что мир идет "путями зла". Душа героя "замкнулась в себе". Он оценивает окружающее как "балаган и позорище". Город, с его отталкивающими картинами, притягивает поэта призрачными огнями жизни, но все в нем неживое, иллюзорное, обреченное на смерть, так как в нем нет души.

Темой третьей книги становится борьба темных и светлых сил в душе героя. Поэт выходит "из мрака" тяжелых дум и сомнений, в нем побеждает позитивное начало. Главной в его творчестве становится тема Родины, России. Это истинный Идеал для поэта. В Родине сила и стойкость, чистая, светлая, поэтическая душа. Она переживет любые испытания:

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Поэт всем сердцем хочет служить добру, но его угнетает двойственность человека, в котором добро и зло слиты воедино. Ради светлого будущего поэт выбирает активную позицию, несмотря на двойные законы в обществе. Блок до конца жизни был уверен, что Россия, испытав много горестей, придет к счастливой, справедливой жизни.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Поводом для создания поэмы "Облако в штанах" стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию!". В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского. Это и противопоставление поэта психологии "жирных", и лирический
    Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь - это "поединок роковой": и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви
    Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, - о России. Эта тема получает развитие в цикле "На поле Куликовом", написанном в 1908 году, в неоконченной поэме "Возмездие" и в стихотворении "Скифы". Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле "На поле Куликовом". Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для
    По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения - о Родине. Стихи цикла "Родина" подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл "Родина" ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока. Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В
    Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли "настоящим европейцем". С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе. Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и
    Владимира Маяковского часто называют "поэтом-трибуном". Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений ("От усталости", цикл "Я" и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля!Дай исцелую твою лысеющую головуЛохмотьями губ моих в пятнах чужих
    На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения "Утешение" и "Молитва" свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дар -Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных

А.Блок – человек и поэт утончённый. Но в отличие от других утончённых натур, он всегда болезненно тянулся к познанию грубой земной реальности: народного миропонимания, ощущения Родины, жизненной дисгармонии и даже социальной несправедливости. Он рождён быть поэтом вечности, но стремился стать поэтом своего времени. Именно в этом движении от вечности, космоса, небесного идеала к жестокой реальности, преходящему – суть эволюции лирического героя Блока и причины его человеческой и творческой трагедии.

Путь к принятию революционной необходимости, характерной для простонародья упрощённости чувств, права тёмных масс на возмездие приводил его к измене себе, подмене нравственных ценностей и неразрешимым противоречиям.

Почти всю свою лирику сам Блок разделил на 3 тома и назвал эту трёхтомную книгу лирики «трилогией вочеловечения» . Под «вочеловечением» он понимал спуск с небес на землю, дорогу от поисков неясного высшего идеала через познание реальности (которую он назвал «страшным миром» или «болотистым лесом») к простым земным истинам. Это путь от высоты эстетического идеала – к земле и народу, ещё более упрощённо – от мечты к реальности.

В 1 том (примерно 1897 – 1904 годы) входят циклы «Стихи о Прекрасной Даме» и «Распутья». Здесь поиск неясного идеала в образе Прекрасной Дамы – Владычицы Вселенной, Души Мира. Реальные чувства и отношения с Л.Д.Менделеевой – лишь повод к обобщению, взлёту в эфирное пространство, приближению к Деве Света, рыцарскому служению мечте – по всем канонам символизма.

Во 2 томе (1904 0 1908) – циклы «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли». Вторгающиеся в сознание поэта события реальной жизни вступают в конфликт с идеальной Душой Мира. Жизнь является в стихиях природы, города и земной любви. Мир предстаёт в дисгармонии, усиливаются гражданские чувства, но сам поэт, принимая веяния новой жизни, себя в неё вписывать не спешит. Стихи начинают строиться на оксюморонах, контрастах, парадоксах, на противоречии прекрасного и отталкивающего. Прекрасная Дама жила в нереальном придуманном мире, а Незнакомка (героиня 2 тома) почти неосязаемо является в мир торжества пошлости. Позиция лирического героя 2 тома – попытка отстоять свою свободу, своё право на мечту и на поэзию в обывательском мире: «В моей душе лежит сокровище / И ключ поручен только мне…» Согласие с «пьяным чудовищем» в конце «Незнакомки» не буквальное («…Я знаю: истина в вине!»), потому что и вино в стакане поэта совсем не то, что в стаканах «пьяниц с глазами кроликов»; это скорее вино мечты, свободы, творчества, которое поможет поэту существовать в этом мире.

В 3 томе (1908 – 1917) – циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Родина». Здесь после идеалов 1 тома и антиидеалов 2 тома – попытка синтеза, нахождения своего места в грубом мире. Звучат мотивы омертвения мира городской цивилизации («Ночь, улица…»), ощущения безысходности, торжества зла («Голос из хора», «Два века»), грехопадения («Грешить бесстыдно, беспробудно…»), принятия грядущего Возмездия за измену идеалу. Главной темой становятся Россия и ценности народной жизни. К ним теперь поэт идёт как к спасению от страшного мира, но – «ценой утраты части души»: «…За мученья, за гибель – я знаю, - / Всё равно: принимаю тебя!».

Загадочная и неосязаемая Незнакомка 2 тома теперь превращается в приземлённую женщину из ресторана, привлекательную и порочную одновременно. Подлинная глубина чувств сменяется театральной игрой в чувства, и поэт принимает правила этой игры.

Загадочная и противоречивая Русь 1 и 2 томов (девушка, жена) теперь предстаёт Россией как ареной вечной борьбы двух взаимоисключающих и одинаково враждебных русской природе стихий – западной (цивилизация, порядок, культура, организованность, разум) и восточной (дикость, необузданность, широта эмоций) – в стихотворениях «Россия», «Река раскинулась…», «Коршун» и др.

Грядущие революционные потрясения вызывали у Блока восторг и страх одновременно. Поэт признавал право тёмных масс на возмездие, но понимал, что это ведёт к исчезновению из жизни гуманистических начал (по сути дела – об этом поэма «Двенадцать»).

Сам Блок высказался о «трилогии вочеловечения» так: «От мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и… - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру… - ценой утраты части души».

Анализ стихотворения А.А.Блока «О, весна без конца и без краю…»

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха – позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах тёмных окна,

Чтоб мои воспалённые взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси

И колодцы земных городов!

Осветлённый простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога –

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами – хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

Всё равно: принимаю тебя!

В 1906 – 7 годах А.А.Блок находится в особо тяжёлом состоянии духа: рухнули надежды на счастливую семейную жизнь с Л.Д.Менделеевой, как, впрочем, и надежды русской интеллигенции, к которой Блок принадлежал, связанные с революцией. «Страшный мир» как образ-монстр засасывает поэта: буржуазность, разврат, мещанство, которые поэт ненавидел, становятся отчасти и его средой. На этом фоне разворачивается его стремительное увлечение актрисой театра Комиссаржевской Натальей Николаевной Волоховой. Именно ей посвящены циклы второго тома лирики Блока «Снежная маска» и «Фаина».

Стихотворение «О, весна…» открывало в цикле «Фаина» группу стихотворений под общим заглавием «Заклятие огнём и мраком». Горькая парадоксальность, характерная для Блока, видится уже в этом названии-оксюмороне. Здесь, после сладкого обмана «снежно-белого забытья», появилось нечто горько-смятенное и отчаянно-раздольное (как раз в это время и происходит больно ужаливший поэта разрыв с Волоховой).

В первой строфе стихотворения – мажорное приятие жизни: восклицания, звонкое звучание согласных, прямые излияния лирического героя, светлый лексический ряд (весна – мечта – жизнь). Но в последней строке – первый тревожный сигнал: «приветствую звоном щита!» - то есть получается, что герой готов к защите, к бою с этой, как только что казалось, безоговорочно принятой жизнью. Эта двойственность, воспринятая Блоком не только от Н.А.Некрасова, но и от Ф.М.Достоевского (вспомним исступлённые слова Дмитрия Карамазова: «…клянусь, я тебя и ненавидя любил»), характерна и для всего стихотворения. С одной стороны, восторженный, страстный тон, преобладание восклицательных знаков, светлая экспрессия лексики (принимаю, привет, взоры, весна, осветлённый простор поднебесий, с буйным ветром, хмельная мечта); с другой стороны, полноценному, без разбора, приятию жизни словно мешают образы с негативной экспрессивной окраской: «утро в завесах тёмных окна», взоры – «воспалённые», «колодцы земных городов», «томления рабьих трудов» (совсем некрасовское!), - контрастирующие с «пустынными весями» и «осветлённым простором поднебесий». У жизни-женщины «змеиные кудри» (эпитет «змеиный» всегда у Блока несёт негативную окраску), «холодные и сжатые губы» и, наконец, сама встреча названа «враждующей» - очередной оксюморон. Отсутствие божественности жизни («с неразгаданным именем бога») ведёт к приятию жизни без разбора, что называется, в полном объёме, тогда как у Достоевского Иван Карамазов отказывался принять мир, если будет пролита одна невинная слеза ребёнка.

Очевидно, что неразборчивость Блока – только кажущаяся. Понять это помогает второй раз встретившийся в стихотворении образ щита. Оказывается, что лирический герой принимает жизнь как достойного соперника в борьбе, при этом отчётливо сознавая, что ему этот бой не выиграть:

За мученья, за гибель – я знаю –

Всё равно: принимаю тебя!

Любовь-вражда лирического героя А.Блока сродни некрасовской «любви-ненависти». Но есть и существенная разница. У Некрасова это парадоксальное сочетание ставится в заслугу лирическому герою («как много сделал он, поймут и как любил он – ненавидя»), а у Блока любовь-вражда – наказание, голгофа, своего рода сознательная жертвенность. Раздвоенность приобретает отчаянно-мученическую, трагическую окраску, так как за безраздельное приятие жизни следует жестокая и неминуемая расплата – «мученья» и «гибель».

Анализ стихотворения «Коршун»

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг. -

В избушке мать над сыном тужит:

«На хлеба, на, на, грудь соси,

Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,

Встаёт мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Это стихотворение завершает цикл «Родина», в котором Блок создал сложный, противоречивый образ России. По мысли Блока, Россия – арена вечной борьбы двух стихий: западной (цивилизация, культура) и восточной (широта, необузданность). Россия посередине, у неё своя, особенная судьба.

Стихотворение написано тогда, когда сам воздух России уже напоён ожиданием катаклизмов. Блок чувствовал и принимал необходимость ломки старого («страшного») мира, но ещё в 1905 году в стихотворении «Сытые» писал об этом старом мире:

Пусть доживут свой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям неприлично

Их старой скуке подражать.

Блок как гуманист словно пытался уговорить «чистых детей» совершать ломку цивилизованно, а не разрушительно. В этом противоречии – весь драматизм восприятия Блоком революционной эпохи.

Стихотворение «Коршун» состоит из двух строф по 6 строк. В каждой из строф первые 4 строки рифмуются перекрёстно, а последние две – парно, что придаёт обеим строфам законченность. В первой строфе даны две неторопливые картины, раскрывающие в символических образах судьбу и сущность России. Первый образ – хищный коршун, плавно кружащий над сонным и пустынным лугом. Плавность, неостановимость, даже навязчивость кружения реализуется за счёт оборота «за кругом круг», а также усиливается глаголами продолжительного действия «смотрит» и «кружит», плавностью ритма и аллитерацией на протяжные и звонкие согласные звуки «р» (6 раз) и «н» (7).

Кружа, коршун высматривает добычу: «…И смотрит на пустынный луг». Интересно, что после точки у Блока стоит тире – знак связи между двумя явлениями: кружением коршуна и жизнью матери с сыном в избушке. Здесь, в доме русского человека, всё по-прежнему, как и 1000 лет назад – неустройство, грусть, забота, любовь и покорство. В этом вечном стремлении русской женщины «нести крест», не противиться судьбе, жить для кого-то – одновременно и жалкость, и попытка спрятаться от ударов судьбы, не стать добычей коршуна. Нервность, порывистость состояния матери подчёркивается трёхкратным повтором ударного слова «на», что сбивает, нарушает плавность ритма первых строк. Меняется и звучание. Теперь 6 раз в трёх строках встречается звук «с» и его мягкий вариант. Создаётся впечатление, что коршун и мать всё же разделены и мать своей заботой оберегает сына от этой вечно нависшей угрозы, но не борется с ней.

В начале второй строфы калейдоскоп кадров ускоряется, ритм становится сухим, хлёстким, много звуков «т», шипящих. 3 и 4 строки после перечня страшных исторических подробностей ещё сильнее подчёркивают вечную судьбу русских людей – проходя через катаклизмы, оставаться прежними, существовать как бы вне этих бурных событий. Ничто: ни хищность коршуна, ни разрушительная сила времени, войн, мятежей и пожаров – не способно изменить размеренную, плавную, сонную жизнь. Оттого и ритм 3-4 строк вновь возвращает нас к плавности начала стихотворения.

Но дальше вновь тире после точки – и два резких, однотипных вопроса, завершающих стихотворение. Они остаются без ответа. Старинной формой «доколе» автор словно подчёркивает всегдашность этих вопросов для России. К кому обращены эти вопросы? К судьбе, а может быть, к себе? Что в этих вопросах: призыв? Нетерпение? Попытка разгадать тайну судьбы? Или жалость? А может быть, желание внушить матери мысль о необходимости изменить судьбу, нарушить покорство и сон, покончить с опасностью, которая вечно кружит над русской жизнью? Вопросы без ответа обретают статус риторических.

И всё же остаётся впечатление, что в сосуществовании матери и коршуна есть какая-то особая, неповторимая гармония, равновесие, а нарушить равновесие всегда опасно. Выходит, не «доколе», а навсегда?

Эти противоречия Блок был разрешить не в силах, но в его поэтической искренности – сила и высота стихотворения.

Поэма «Двенадцать» (1918)

Вопросы к анализу поэмы:

1. Какие две тенденции просматриваются в действиях революционного патруля?

2. Устраивает ли Блока мир буржуазии и мещанства? Как это показано?

3. Почему «пёс безродный» так и не отстаёт до самого конца? С ним ли борются красноармейцы? С кем?

4. Действительно ли «святая» их «чёрная злоба»?

5. За что бойцы ненавидят Ваньку с Катькой?

6. Как они воспринимают личную драму Петрухи?

7. Почему после картины безудержного кутежа в 8 главе звучит интонация народного плача?

8. Почему в поэме Блока убивают именно женщину? Какая она?

9. Какую роль в поэме играет образ Иисуса Христа?

Краткий анализ .

Это первая поэма о революции. Блок записал в дневнике: «Сегодня я – гений». Друзья не поняли поэму и отвернулись от Блока.

Тем не менее поэма очень блоковская, продолжает тему России. Здесь, теперь уже в представителях нового мира, творящих всемирный катаклизм на улицах революционного города, борются два начала: анархически-разбойное («запирайте етажи, нынче будут грабежи», «на спину б надо бубновый туз») и уверенно-победительное, организующее («революционный держите шаг…»).

Старый мир буржуазии и мещанства, мир «сытых» не устраивает автора: в 1 главе конкретные представители этого мира нарисованы сатирически. Этот мир ассоциируется с «псом безродным, паршивым». Но пёс не отстаёт от двенадцати, а тащится за ними до самого конца. Значит, их усилия бесплодны и направлены совсем на другое. На что же направлена их «чёрная злоба», которая им кажется «святой»?

Очевидно, они прежде всего против лихача, Ваньки и Катьки, изменивших их идеалам и нашедших свою нишу в хаосе революции. В погоне за разбогатевшим и потому теперь ненавистным Ванькой один из двенадцати Петруха по ошибке убивает Катьку, которую сам любил. Но частная трагедия Катьки и Петрухи никого не интересует: «Не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!» - говорят страдающему убийце товарищи. И он в ответ срывает своё горе в злобном и безудержном кутеже. Но следующая, 8 глава, написана в форме народного плача. Горе остаётся даже после кутежа, но революции до этого дела нет.

Всё высокое, красивое огрубляется и принижается. Поэтому после строк романса Ф.Глинки в начале 9 главы – вновь сцена разгула: «Гуляй, ребята, без вина!»

Революцию Блок изображает как стихию, сметающую всё. Она массова и не признаёт ничего частного. Она безнравственна: революционные товарищи в 10 главе называют Петруху «бессознательным» и шантажируют его: «Али руки не в крови из-за Катькиной любви?» (мол, сам убил, теперь уж иди до конца…).

Убивают в поэме именно женщину, а ведь идеал Блока всегда воплощался в женском начале. И Россия у Блока – женщина, и образ Иисуса Христа в поэме отличается чистотой и женственностью. Интересно, что, кроме характерных для поэмы чёрного, белого и красного цветов, всего два раза появляется ещё один почти цветовой эпитет – «жемчужный»: по отношению к Катькиным зубам и к Иисусу.

Двенадцать палят из винтовок в «незримого врага». В 12-й главе стреляют вперёд, без разбора, туда, где им мерещится враг. А впереди-то оказывается не враг, а Иисус Христос. Хорошо, что он недоступен: «от пули невредим». Выходит, что совпадение числа патрулей с числом апостолов Христа случайно. Либо это не апостолы, либо они его окончательно предали.

Блок принял право угнетённых на возмездие. Но само возмездие показал бессмысленным, бесполезным, лишённым святости («и идут без имени святого / Все двенадцать - вдаль. / Ко всему готовы, / Ничего не жаль…»).

«Двенадцать» - это и революционная, и антиреволюционная поэма. Революция как очищение необходима, но она убивает личность, уничтожает женское начало, расправляется со святынями, не несёт очистительного света, на который рассчитывал Блок, когда писал в статье «Интеллигенция и революция» «всем сердцем слушайте революцию».

А гением Блок назвал себя, наверное, потому, что впервые создал истинно народное произведение, в котором сказались не только внешние признаки народности (просторечия, уличные диалоги, интонации народных и блатных песен, частушек, плачей), но и сам народный дух, постичь который он так хотел всю жизнь.

Интересно, что при новаторстве, демократизме поэмы в ней всё же остались черты символизма, верность Блока ранним идеалам. Космичность земных стихий, недостижимо высоко и далеко парящий Христос, как и прежде, оказываются для Блока идеальными, свободными от земных страстей, таящими в себе высший смысл бытия, недостижимыми для земных людей.

С.А.Есенин. Лирика


Похожая информация.