Пролив между черным и средиземным морем. Пролив дарданеллы на карте евразии. Россия и вопрос о проливах босфор и дарданеллы

План
Введение
1 Описание
1.1 Босфор
1.2 Дарданеллы

2 Вопрос о Проливах
Список литературы

Введение

Черномо́рские (или туре́цкие) проли́вы (тур. Türk Boğazları, греч. τα Στενά του Βοσπόρου или το Στενό), зо́на Проливов или просто Проливы (часто с заглавной буквы) - совокупность двух морских проливов, Босфора и Дарданелл, расположенных в Мраморноморском регионе северо-западной Турции. К зоне Проливов зачастую относят и находящееся между ними Мраморное море с окрестностями.

[править] Описание

Черноморские проливы последовательно соединяют Чёрное море с Мраморным, а Мраморное - с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии). Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.

1.1. Босфор

Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı, греч. Βόσπορος) - пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.

Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель «Marmaray» (срок окончания - 2012 год), который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.

1.2. Дарданеллы

Дардане́ллы (тур. Çanakkale Boğazı, греч. Δαρδανέλλια), древнегреческое название - Геллеспо́нт . Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл - 40°15" северной широты и 26°31" восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина - от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера - 55 метров.

2. Вопрос о Проливах

Из-за стратегически важного геополитического положения черноморских проливов их статус со времён античной Троянской войны неоднократно вызывал международную напряжённость и служил предметом озабоченности стран-соперниц, особенно в периоды ослабления и смены той или иной из основных великих держав.

Пока Византийская империя, а после её падения Османская империя господствовали на Чёрном море, вопрос о Проливах фактически был внутренним делом этих государств, а потому более десяти веков не стоял в международной повестке дня. Однако к концу XVII века обстановка существенно изменилась: на побережье Азовского и Чёрного морей вышла Россия - и актуальность контроля над зоной Проливов повысилась, составив впоследствии важную часть «восточного вопроса».

Во времена заката Османской империи на Лондонской конференции в 1841 году было принято решение о закрытии Проливов для прохода чьих бы то ни было военных судов в мирное время. С точки зрения современного международного права зона Проливов является «открытым морем» и с 1936 года управляется согласно положениям Конвенции Монтрё о статусе проливов при сохранении над последними суверенитета Турецкой республики.

Согласно Конвенции, торговые суда всех стран обладают свободой прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (допускаются лишь мелкие надводные корабли), по тоннажу и сроку пребывания.

В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.

Последним военным случаем (не считая учений), когда предусмотренные Конвенцией механизмы были задействованы, явился Югоосетинский конфликт августа 2008 года: через Проливы в сторону грузинских портов Батуми и Поти тогда проследовал ряд военных кораблей Шестого флота ВМС США.

Список литературы:

1. Τουρκική Πολιτική για τα Στενά на сайте министерства иностранных дел Греции. (греч.) + (греч.)

Какой пролив, соединяет Чёрное и Средиземное море?

  1. Никакой пролив не соединяет, посмотри карту
  2. По данным http://ru.wikipedia.org

    Босфо#769;р (тур. #304;stanbul Bo#287;az#305; Стамбульский пролив) пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами со Средиземным. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул.

    Длина пролива около 30 км. Максимальная ширина пролива 3700 м на севере, минимальная ширина 700 метров (это самый узкий межконтинентальный пролив) 1. Глубина фарватера от 33 до 80 м 2.

    По одной из наиболее распространнных легенд пролив получил сво название благодаря дочери древнейшего аргивского царя прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется коровьим бродом или Босфором 3.

    Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершн в 1973) и Мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста в северной части пролива на побережье Черного Моря. Мост протяжнностью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с Трансъевропейской Магистралью. Предварительная цена проекта около 56 млрд долларов. Путь на мосту будет состоять из восьми полос 4. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля Marmaray5 (срок окончания 2013 год) , который объединит скоростные транспортные системы европейской и азиатской частей Стамбула.

    Предполагается (теория черноморского потопа) , что Босфор образовался лишь 75005000 лет назад. Прежде уровень Чрного и Средиземного морей был существенно ниже, и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водомах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.

    Древние греки Босфором также называли Керченский пролив Боспор Киммерийский.

    Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.

    В зимы 16211669 годов пролив покрывался льдом. Эти времена были характерны общим понижением температуры в регионе и получили название Малый ледниковый период.

  3. Пролив Босфор с греческого переводится как скотий брод. И это утверждение нужно воспринимать буквально, то есть это название возникло во времена, когда скот мог переходить пролив с одного берега на другой, при глубине брода около одного метра. И брод этот существовал по-видимому в месте донного порога Босфора с его глубиной 27,5 метров. Известны работы по определению террас размыва береговых склонов восточных и западных берегов Атлантического океана. Их ровно 31: с глубины 155 метров до самой поверхности океана. Их генезис - метеорит-болид-астероидный: при их последовательных выпадениях в океан его уровень периодически повышался. И для порога Босфора глубиной в 27,5 метра возраст перехлста этой высоты суши массой морской воды в 6 м высоты, равен возрасту - 146575 год до н. э. В 117260 году до н. э. такая катастрофа вновь повторилась. Исследователь
  4. орские проливы последовательно соединяют Чрное море с Мраморным, а Мраморное с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии) . Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.
    Содержание убрать
    1 Описание
    1.1 Босфор
    1.2 Дарданеллы
    2 Вопрос о Проливах
    3 Примечания
    4 См. также
    5 Литература
    6 Ссылки
    править Босфор
    Босфо#769;р (тур. #304;stanbul Bo#287;az#305;, греч. #914;#972;#963;#960;#959;#961;#959;#962;) пролив, соединяющий Чрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.
    Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершн в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель Мармарай (срок окончания 2012 год) , который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.
    править Дарданеллы
    Дардане#769;ллы (тур. #199;anakkale Bo#287;az#305;, греч. #916;#945;#961;#948;#945;#957;#941;#955;#955;#953;#945;), древнегреческое название Геллеспо#769;нт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл 4015 северной широты и 2631 восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера 55 метров.
  5. Там есть пролив, но его мало кто отмечает. Это Босфор
  6. босфор - но не напрямую
  7. Чрное и Средиземное море не связаны напрямую. Чрное через Босфор связано с Мраморным морем, Мраморное через Дарданеллы связано со Эгейским, Эгейское через несколько проливов связано со Средиземным.
  8. Спасибо
  9. щас дарою, чуток осталось и назову твоим именем.
  10. Такого пролива не существует
  11. черноземный

После того, как Турция сбила российский бомбардировщик в Сирии, отношения между двумя странами резко накалились. В этой ситуации ключевое значение приобретает вопрос контроля над Черноморскими проливами (которые последовательно соединяют Черное море с Мраморным, а Мраморное - с Эгейским, обеспечивая выход в Средиземноморье).

Аналитик об инциденте с Су-24: Эрдоган совершил роковую ошибку Турция решилась на агрессивные действия из страха окончательно потерять влияние в регионе, где ее и так окружают в основном противники, но явно не рассчитала последствия, отмечает Абдель Мотталеб эль-Хуссейни.

Проливы Босфор и Дарданеллы являются важнейшей мировой военно-экономической артерией, они играют важную логистическую роль в материально-техническом снабжении операции ВКС России в Сирии.

Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, "правила морского судоходства через Черноморские проливы регулируются международным правом - конвенцией Монтре - и здесь мы, конечно, рассчитываем на незыблемость норм свободы судоходства через Черноморские проливы".

Выясним, каким образом Конвенция Монтре регулирует права России, Турции и других держав в отношении проливов. А для начала кратко расскажем о роли проливов в историческом контексте.

Геополитический центр Европы

Вопрос Черноморских проливов во все времена являлся важнейшим направлением российской внешней политики, в котором России традиционно противостояли западные державы и Турция. Начиная с XIX века постоянно предпринимались попытки урегулировать порядок пользования проливами мировыми державами, с переменным успехом для каждой из сторон.

Основным бенефициаром от подобной ситуации оставалась Великобритания, которая, не являясь черноморской державой, тем не менее выстраивала свои геополитические интересы в регионе - во многом за счет Турции и остальных черноморских держав. Что касается России, то она последовательно защищала не только свои интересы, но и суверенитет Турции (в частности, на Лозаннской конференции 1922 года, когда само существование турецкого государства было под вопросом).

В 1936 году статус проливов был наконец урегулирован Конвенцией Монтре, которая восстановила суверенитет Турции над Черноморскими проливами, а также гарантировала особые права черноморских государств в части использования проливов. Таким образом была отвергнута британская идея уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, получив под таким предлогом значительное военное преимущество.

Рассмотрим основные положения Конвенции Монтре, касающиеся регулирования прохода через проливы торговых и военных судов черноморских и иных держав в мирное и военное время.

Статья 2 Конвенции признает право свободного прохода торговых судов всех стран через проливы как в мирное, так и в военное время. При этом статья 6 Конвенции содержит условие, что, если Турция сочтет себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, право свободного прохода также сохраняется — но с условием, что суда должны входить в проливы днем, а проход должен будет совершаться по пути, указываемому турецкими властями.

Военные корабли и право Турции на закрытие проливов

Юрист: у Турции нет права закрыть Босфор и Дарданеллы Турция может закрыть проход по заливам только для судов, идущих под флагами той страны, с которой Анкара официально находится в состоянии войны, прокомментировал ситуацию руководитель Центра морского права.

Что касается режима прохода военных кораблей, то он различен в отношении черноморских и нечерноморских государств.

Черноморские державы вправе проводить через проливы в мирное время (при условии предварительного уведомления властей Турции) любые свои военные корабли.

Для военных кораблей нечерноморских держав Конвенция устанавливает ограничения по классу, разрешая проход через проливы мелким надводным кораблям, небольшим боевым и вспомогательным судам. Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, которые могут находиться в состоянии транзита через проливы, не должен превышать 15 000 тонн. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не может превышать 30 000 тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 000 тонн в случае увеличения численности ВМФ черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.

Ключевыми положениями Конвенции являются права Турции на закрытие проливов в военное время.

Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. В случае если Турция участвует в войне, а также если она посчитает себя "находящейся под угрозой непосредственной военной опасности", ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

Таким образом, Турция имеет право закрыть проливы только в случае официального объявления ей войны (со всеми вытекающими последствиями), либо в случае прямой военной угрозы.

Адмирал: Турция не сможет закрыть Черноморские проливы для кораблей РФ По конвенции Монтре 1936 года, Турция имеет право закрывать проливы Босфор и Дарданеллы для прохода зарубежных военных кораблей только в случае объявленной войны.

Понятие "непосредственной военной опасности" Конвенцией не раскрывается и связано с конкретной ситуацией.

Например, согласно Военной доктрине РФ, военная опасность — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы. Таким образом, очевидно, что ключевое понятие - это непосредственность военной угрозы: она должна быть явно выражена и не может носить гипотетический характер.

Следует также отметить, что необоснованное закрытие проливов, согласно статье 21 Конвенции, может быть отменено Советом Лиги Наций (в настоящее время его функции переданы ООН), если он большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, необоснованны, и если большинство стран, подписавших Конвенцию, с этим согласятся.

Как Турция "поправила" Конвенцию национальным законодательством

Однако следует также учитывать разницу между нормой и практикой ее применения турецкими властями. А в отношении Черноморских проливов она весьма неоднозначна.

В национальном праве самой Турции существует множество норм, осложняющих использование норм Конвенции. Например, в 1982 году Турция решила в одностороннем порядке распространить внутренний регламент порта Стамбул на проливы, что дало бы право закрывать их в мирное время. От этой идеи она была вынуждена отказаться только под прямым давлением СССР и других государств.

В 1994 году Турция ввела в действие Регламент судоходства в проливах - также в одностороннем порядке. Данный документ содержит множество лазеек, позволяющих Турции нарушать права других держав на судоходство, обосновывая это проводимыми в проливах работами, полицейскими операциями и прочими сомнительными обстоятельствами. Неоднократно указывалось, что данные положения явно не соответствуют Конвенции Монтре, что было полностью проигнорировано турецкими властями.

Таким образом, строго юридически Турция не имеет право перекрыть России доступ в проливы, однако на практике вполне может создать множество проблем в реализации данного права.

Игнорируют нормы Конвенции и США, систематически нарушающие сроки пребывания своих кораблей в Черном море. Так, 5 февраля 2014 года в связи с событиями в Крыму в Черное море вошел фрегат ВМС США "Тейлор", на 11 суток превысив допустимый срок нахождения в акватории.

Конвенция Монтре и жертва, ставшая хищником

Очевидно, что в настоящее время эффективность ряда норм Конвенции вызывает вопросы.

Подводные камни Конвенции Монтре видел Советский Союз, который после окончания Великой Отечественной войны стремился гарантировать свою безопасность в Черном море - учитывая враждебную позицию Турции, готовившей "удар в спину", пока СССР сражался с нацистской Германией.28 сентября 2015, 16:06

Политолог: участие в кипрском урегулировании важно для России Россия выступает за достижение всеобъемлющего, справедливого и жизнеспособного урегулирования кипрского вопроса, заявили в МИД РФ. По мнению политолога Игоря Шатрова, именно Россия может сыграть решающую роль в урегулировании кипрского конфликта.

В протоколе Берлинской конференции трех союзных держав было сказано: "Конвенция о Проливах, заключенная в Монтре, должна быть пересмотрена как не отвечающая условиям настоящего времени…данный вопрос будет темой непосредственных переговоров между каждым из трех Правительств и Турецким Правительством".

В последующем СССР продолжал отстаивать жесткую позицию по проливам, выдвинув требования к Турции об исключительном контроле проливов черноморскими державами. Претензии к Турции были сняты только после смерти Сталина, который не успел реализовать свои черноморские планы.

Западные историки любят говорить, что якобы именно "враждебные" действия СССР повлекли вступление Турции (ставшей "жертвой давления") в НАТО.

Однако, как мы видим из дальнейшего развития событий, "жертва" за короткое время превратилась в хищника, почувствовавшего вкус крови.

Была осуществлена беспрецедентная агрессия в отношении Греции и Кипра, лишившегося значительной части своей территории - за что Турция не понесла никакого наказания и даже отказалась выполнять решение ЕСПЧ о компенсациях изгнанным жителям Кипра. Турция стала забывать о многих ранее принятых на себя международных обязательствах, претендуя на восстановление "имперского" статуса, игнорируя интересы других стран и допуская военную агрессию.

История наглядно показывает, что подобные притязания заканчиваются плачевно. Это следует помнить и в связи с законным правом России пользоваться проливами, оплаченным кровью наших солдат. России есть чем поддержать выполнение Конвенции Монтре, защитив тем самым свои важнейшие геополитические интересы.

Пролив Босфор на карте мира.

Пролив Босфор («Стамбульский пролив») - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным морем. На обеих сторонах пролива стоит турецкий город Стамбул. Пролив обеспечивает доступ к Средиземному морю и морям большей части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы.

Стамбул… Древняя столица трех могучих империй — Римской, Византийской и Османской. Город, который разделяет и одновременно, объединяет западную и восточную цивилизацию и уникальным образом передающий изысканный восточный колорит и культуру современной Европы.

Стамбул, мегаполис с 15 миллионами жителей возник в 7 веке до нашей эры. И даже в то далекое время, когда он именовался еще Византием, город был крупным портом и центром морской торговли. Этому способствовало его стратегически удачное расположение.


Великолепный город Стамбул располагается на границе двух материков, поэтому сердцем города по праву можно назвать Босфор. Удивительной красоты пролив Босфор зачаровывает своими водами и контрастно убранными берегами. По соседству с рыбацкими поселками и современными небоскребами расположились величественные дворцы, которые как нельзя лучше отображают судьбу города - символа сплетения роскоши и нищеты, древности и современности.

Пролив Босфор простирается в длину на 30 километров, его максимальная ширина - 3700 метров, минимальная - 700 метров, а глубина пролива достигает 80 метров.

Зеркальные воды Босфора, предающие очарование старому городу, нельзя ни с чем сравнить, они всевозможных оттенков зеленого, бирюзового и синего. Все величие и убожество Царьграда отражается в сверкающей глади этого пролива. Летние резиденции и изящные дворцы, которые беспорядочно разбросаны по берегам, мирно соседствуют с ветхими деревушками, населенные рыбаками. Только изредка впечатление, создаваемое древними строениями, разрушается стальным блеском от современных небоскребов.

Карта Пролива Босфор на русском языке



Саша Митрахович 21.10.2015 15:39


Босфор окружен множеством легенд, которые имеют свои версии происхождения названия пролива. Одна из наиболее распространенных гласит о том, что пролив получил свое название благодаря прекрасной Ио, которую Зевс превратил в белую корову. Несчастная девушка прыгнула в воду, которая с тех пор носит название «коровий брод» или Босфор.

Название пролива Босфор произошло от двух греческих слов: «бык» и «проход»- «коровий брод», а сам пролив теснейшим образом связан древнегреческими мифами, один из которых гласит что:

Зевс влюбился в Ио - жрицу Геры, которая была дочерью царя Инаха. Супруга любвеобильного Зевса за это превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. Выручило ее то, что она спряталась в водах Босфора, который после этого и получил свое название — «коровий брод».


Саша Митрахович 22.10.2015 21:02


Пролив Босфор на карте мира расположен на территории современной Турции и разделяет Европу и Азию, а Стамбул расположен по обе его стороны.

Пролив Босфор это 30-километровая извилистая трещина, соединяющая Черное море с и далее, через , со Средиземным, имеет глубину от 30 до 80 метров, а максимальная же ширина его не превышает 4 километров.

Пролив Босфор на карте Мира:


Саша Митрахович 22.10.2015 21:11


Берега Босфора соединяют Босфорский мост длиной более 1 000 метров и мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1 090 метров. Также планируется построить третий автодорожный мост протяженностью 1 275 метров.

Если же обратиться к подлинной, а не воображаемой истории, то можно узнать, что первым построившим через пролив мост, был персидский царь Дарий, переправивший через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту, который состоял из плотов, перекинутых с корабля на корабль. Насколько грандиозное мероприятие он совершил в инжинерном плане настолько бездарно провалился сам поход во владения Скифов. Не приняв ни одного сражения Дарий потерял всё своё необразимо огромное войско.

Через Босфор перекинуты два моста. Первый из них, называется Босфорским. С момента его завершения в 1973 году по нему ежедневно с одного континента на другой проезжает почти 200.000 автомобилей. Он - самый известный ориентир Стамбула. Общая длина этого подвесного моста 1560 метров.

Второй мост носит имя султана Мехмеда Завоевателя, его еще называют «Второй босфорский мост». Мост был построен около крепости Румели-Хисары к 535-летию завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом, его длина чуть меньше - 1510 метров, он завершен был в 1988 году. В то время когда его начали возводить, многие говорили, что мост может испортить силуэт города и всю прелесть Босфора. Но, не смотря на это, мост, сооруженный в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, смог гармонично вписаться в извилины окружающих холмов.

Третий мост через Босфор (Мост Султана Селима Грозного), строительство которого началось в 2013 году, будет пересекать Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Мост будет совмещать на одном уровне две железнодорожные ветки и восемь автомобильных полосы. Строительство моста планируется завершить к концу 2015 года.

Чудовищно огромные, днем они выглядят изящными тонкими нитями, протянутыми от одного берега к другому, а по ночам сияют под звездным небом огнями всех цветов радуги.

Нынешние жители Турции гордятся своими мостоми через пролив.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:13


Тоннель Мармарай под Босфорским проливом . Осенью 2013 года по дну Босфора открыли железнодорожный тоннель, который соединил два континента. Только четыре минут на нем - и пролив преодолен. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут, потом можно пересаживаться на метро.

Построен туннель для уменьшения нагрузок на существующие мосты через Босфор и для уменьшения загазованности атмосферы. При строительстве инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, предприняты все возможные меры, чтобы тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:15


Красивые панорамы не вызывают пресыщения. На берегах пролива смесь прошлого и настоящего, роскоши и бедности: мраморные дворцы примыкают к развалинам каменных крепостей, современные отели стоят рядом с деревянными яли.

Еще с конца 17-го века во времена Османской империи паши, визири и просто богатые семьи возводили вдоль береговой, там, где ранее была только рассыпь рыбацких деревень, дома, особняки и дворцы. Тогда и возник архитектурное детище Босфора - приморский особняк - яли. В переводе с турецкого это означает «дом у воды».

Обычно он представлял собой деревянный дом в несколько этажей, стоящий у самой кромки воды. Эта традиция дожила и до наших дней. Множество дошедших до нашего времени старинных яли после реставрации стали ресторанами, дорогими бутик-отелями и домами городской элиты.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:19


В проливе немало удобных бухт. Самой красивой из которых является . Эта бухта своими формами напоминала рог, поэтому в древности ее так и назвали - “Рогатый Залив”. Берега этого залива на такие извилистые как берега Босфора, поэтому бухта образует удобную стоянку для больших и маленьких судов. В устье этой гавани нет никаких рек, поэтому воды всегда отличались чистотой и прозрачностью.

Кроме того, Золотой Рог надежно прикрыта от ветров. Зима здесь начинается не раньше декабря месяца, а снег на Босфоре бывает большой редкостью. Осень довольно продолжительна, и является лучшим временем для посещения пролива.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:20


Самая распространенная теория («Теория черноморского потопа») гласит о том, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 г. до н.э. в результате таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, вследствие резкого повышения уровня воды на 140 метров.

Уровень Черного и Средиземного моря тогда был ниже уровня Мирового океана на 120 м и сообщения между морями не было.

Всего за считанные дни мощный поток пробил дорогу из Средиземного моря в Черное, представляющее в то время пресноводное озеро.

На это указывает, в частности, рельеф дна, а также изменение водных растений и осадочных пород с пресноводных на соленые примерно в указанное выше время. На подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований были обнаружены затопленные города.

Скорее всего, именно образование Босфора стало поводом для возникновения мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге. Кстати говоря, относительно неподалеку, в Восточной Анатолии, находится гора Арарат.

Другой причиной появления пролива могло стать землетрясение.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:23


Чтобы полностью ощутить, что такое пролив Босфор, нужно совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Прогулка по проливу Босфор - удовольствие неописуемое. Вашему взору предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. Оказавшись вечером на борту прогулочного судна, можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» - древнегреческого названия Константинополя.

Город на закате словно одевает свою самую красивую маску. В тесноте отходящих паромов, столпившихся судов, реве труб при заходящем солнце можно наблюдать как город зажигает свои чудесные огоньки на холмах. Раздаются голоса муэдзинов. Поговаривают, что для вечерних молитв в старину зачастую брали слепых глашатаев, чтобы их не смущала прелесть наступающей ночи. Святая София, словно мачта корабля, возвышается над городом и придает ему неземной чарующий вид с Босфора.

Посмотреть всё это можно с борта регулярного пассажирско-туристического парома, стартующего от Эминёню и проходящего практически до самого Чёрного моря. Конечный пункт - Анадолу-Каваги, где можно выйти, прогуляться пару часов и на следующем рейсе поэтому же билету вернуться назад. Или на экскурсионных яхтах от того же Эминёню, но они вас довезут максимум до второго моста, и будут стоить дороже.

Ничего нет более захватывающего, чем Босфор в вечернее время. Окрашенные алым цветом заходящего солнца, босфорский пролив и город, надевают особую маску, загадочную и чарующую.

Это наиболее узкое место Босфора - всего около 650 метров. Здесь ближе всего Европа подходит к Азии. И здесь же между двумя крепостями в старину натягивали огромную железную цепь через пролив и «запирали» Босфор для входящих судов.

Пролив Босфор имеет важнейшее геополитическое положение. Со времен Троянской войны XIII-XII вв. до н. э. он неоднократно становился причиной международной напряженности, особенно в периоды ослабления одной из основных великих держав.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:27

ПРОЛИВЫ, Босфор и Дарданеллы

Обычно называемые (вместе с расположенным между ними Мраморным морем) "черноморскими проливами" или просто "проливами", - единственный путь сообщения между Чёрным и Средиземным морями; "вопрос о П." - одна из самых старых проблем международных отношений, сохраняющая и поныне свою актуальность.

Политическое содержание этой проблемы для черноморских держав по существу сводится к тому, чтобы обеспечить им надёжную связь со Средиземным морем и в то же время полностью оградить безопасность Чёрного моря. Нечерноморские державы рассматривают проблему проливов под противоположным углом зрения, добиваясь широкого доступа для своих вооружённых сил в Чёрное море и одновременно препятствуя выходу военных флотов черноморских стран в Средиземное море. Острота проблемы П. проистекает из первостепенного стратегического и экономического значения П., обусловленного их географическими и исторически сложившимися особенностями. Во-первых, П. очень узки (в Босфоре самое узкое место имеет около 600 м, в Дарданеллах - около 1300 м ); поэтому их легко "запирать", т. е. не пропускать суда через П. или же, пропустив одни суда, не пропускать других. Во-вторых, оба берега П. принадлежат одному и тому же государству - Турции. В-третьих, и это самая важная особенность П., они соединяют открытое море (Средиземное) с закрытым (Чёрным), из которого нет другого выхода, кроме П.; тем самым режим мореплавания в П. затрагивает жизненные интересы всех черноморских держав, а не одной только Турции, ибо он автоматически предрешает порядок входа судов в Чёрное море и выхода их оттуда.

Осложнения в вопросе о П. возникали всякий раз, когда делались попытки игнорировать интересы черноморских стран и ставить их и безопасность Чёрного моря в зависимость от односторонних действий державы, владеющей берегами П. Подобного рода попытки становились всё менее успешными по мере экономического и политического развития крупнейшего черноморского государства - России. Они лишь подчёркивали резкую противоречивость между ростом по объёму и значению русских интересов на Чёрном море, с одной стороны, и параллельно происходившим процессом упадка и ослабления Оттоманской империи - с другой. Положение ухудшилось, когда султанская Турция, утратив сперва внешнеполитическую, а затем и внутриполитическую самостоятельность, превратилась в полуколонию капиталистических держав. С этого времени роль Порты в вопросе о П. снизилась до такой степени, что практически установление режима П. перешло целиком к европейским "великим державам", из которых только Россия являлась черноморской страной. Западные державы и прежде всего Англия, претендовавшая на мировое морское господство, сделали вопрос о П. орудием своей антирусской политики, стремясь ограничить свободу русского мореплавания в П. и одновременно получить широкий доступ в Чёрное море, чтобы держать черноморское побережье России под постоянной военной угрозой. В экспансионистские планы Англии входил также захват зоны П. и некоторых других областей Оттоманской империи, намеченных англичанами в качестве их доли "оттоманского наследства". В свою очередь правящие круги царской России подчинили вопрос о П. стремлению к аннексии Константинополя и П., видя в этом единственный способ разрешения проблемы.

По всем этим причинам вопрос о П., как и более общий восточный вопрос (раздел Оттоманской империи, в особенности её европейских владений), безнадёжно запутался. Ещё в середине 19 в. Маркс отмечал, что дипломатия капиталистических держав не сможет удовлетворительно разрешить восточный вопрос. "Решение турецкой проблемы, как и многих других, - писал Маркс, - выпадет на долю европейской революции... Начиная с 1789 года революция охватывает все более обширную область, ее границы расширяются все дальше. Ее последними пограничными столбами были Варшава, Дебрецин, Бухарест, крайними пределами ближайшей революции должны быть Петербург и Константинополь". И действительно, после Великой Октябрьской социалистической революции был ликвидирован восточный вопрос как проблема раздела "оттоманского наследства". Однако вопрос о П. остался нерешённым. Его урегулированию воспрепятствовали империалистические державы во главе с Англией, использовавшие его в своей борьбе против Советской России. Одно время казалось, что кемалистская Турция, успешно отразившая при поддержке Советской России империалистическую интервенцию, будет содействовать достижению приемлемого для черноморских стран соглашения о П. Однако низкий уровень социально-экономического развития Турции и слабость турецкого пролетариата предопределили верхушечный и половинчатый характер турецкой буржуазно-национальной революции. Как указывает И. В. Сталин, эта революция "есть верхушечная революция национальной торговой буржуазии, возникшая в борьбе с чужеземными империалистами и направленная в своём дальнейшем развитии, по сути дела, против крестьян и рабочих, против самих возможностей аграрной революции".

Хотя буржуазная Турция во многом отличалась от феодально-клерикальной Оттоманской империи, она не стала демократической страной. Утвердившийся в Турции открыто реакционный режим поставил Турцию в прямую зависимость от империализма. В годы второй мировой войны Турция докатилась до позора пособничества фашистским агрессорам, а после войны оказалась в прямом подчинении у англо-американских империалистов.

В итоге вопрос о П. даже в новейшее время не получил удовлетворительного разрешения, продолжая обременять советско-турецкие отношения и препятствуя стабилизации мира на Ближнем Востоке.

История борьбы за П. насчитывает много столетий. Ещё Восточно-Римская империя (Византия) ставила плавание в П. и в Чёрном море в зависимость от своего усмотрения. Завоевание турками Константинополя (1453) и затем всего побережья Чёрного моря подчинило проход судов через П. произволу турецких властей. Препятствия, чинившиеся турками как сообщению между Средиземным и Чёрным морями, так и особенно торговле между Европой и Азией, побудили западноевропейские страны к поискам новых путей на Восток, и великое географическое открытие конца 15 в. - установление морского пути вокруг мыса Доброй Надежды - явилось своего рода обходом фланга Оттоманской империи. Блистательная Порта время от времени пропускала иностранные суда через П. и выдавала то одному, то другому государству фирманы на право торговли с черноморскими областями (в 17 в. таким правом пользовались голландцы и англичане). Но эти фирманы могли быть в любой момент аннулированы, и они действительно аннулировались Портой, если она находила это для себя выгодным. Происходившие на этой почве трения приводили ряд держав к конфликтам с Турцией, иногда принимавшим весьма острый характер. Тем не менее вопрос о П. тогда ещё не имел значения международной проблемы в современном понятии этого термина. На берегах Чёрного моря не существовало никакой иной державы, кроме Турции, и путь через П. вёл только к турецким, а не к чьим-либо иным владениям, т. е. во внутреннее турецкое море. Ввиду этого и вопрос о П., входящий в компетенцию именно черноморских и только черноморских стран, надлежало тогда считать внутренним делом единственной в то время черноморской державы - Турции.

Обстановка в корне изменилась во второй половине 17 в., когда Россия стала возвращаться на свои исконные земли на берегах Азовского и Чёрного морей, от которых она была оттеснена в предыдущие века. В 1696 Пётр I взял Азов и в том же году издал указ о постройке русского флота, поставив в порядок дня вопрос о плавании русских судов в Чёрном море и в П. С этого времени вопрос о П. вышел за рамки внутренней турецкой политики и, поскольку на Чёрном море появилась кроме Турции вторая держава - Россия, приобрёл международный характер.

С этой точки зрения история вопроса о П. как международной проблемы начинается на рубеже 17 и 18 вв. В ней можно различить следующие три периода: 1) с конца 17 в., когда Россией было впервые выдвинуто требование об открытии П. для русских судов, и до 40-х годов 19 в., когда была установлена международная регламентация режима П.; 2) с 40-х годов 19 в. и до окончания первой мировой войны- период, в течение которого вопрос о П., являясь частью восточного вопроса, был целиком подчинён империалистическим интересам "великих держав", а режим П. регулировался многосторонними соглашениями; 3) с момента Великой Октябрьской социалистической революции в России - ещё не завершённый период, на протяжении которого Советское правительство неуклонно добивалось и добивается справедливого решения вопроса о П. путём соглашения черноморских стран на основе равноправия и при полном обеспечении их интересов и безопасности Чёрного моря.

В первый период вопрос о П. разрешался преимущественно двусторонними русско-турецкими соглашениями без участия нечерноморских держав. России пришлось приложить большие усилия и затратить долгие десятилетия на то, чтобы, сломив сопротивление Турции, добиться открытия Чёрного моря и П. сперва для торговых, а затем и для своих военных судов.

В 1698 Прокофий Возницын (см.) пытался договориться по этому поводу с турецкими представителями на Карловицком конгрессе (см.), но получил категорический отказ. Его попытку продолжил Емельян Украинцев (см.) при заключении Константинопольского мирного договора 1700 (см.). Пользуясь поддержкой враждебных России держав, Порта продолжала упорствовать. При заключении Белградских мирных договоров 1739 (см.) ей снова удалось с помощью французского посла Вильнёва, выступившего в качестве посредника, отклонить требования России об открытии Чёрного моря для русского судоходства. Только решительный успех России в войне 1768-74 заставил Турцию признать давно совершившийся факт превращения Чёрного моря из внутреннего турецкого в русско-турецкое море и согласиться на открытие как Чёрного моря, так и П. для русского торгового мореплавания (см. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774).

Получив по Кючук-Кайнарджийскому договору право прохода через П. и плавания в Чёрном море для своих собственных торговых судов, Россия вслед за тем добилась такого же права и для торговых судов других государств. Это нашло отражение в ряде русско-турецких договоров и соглашений, причём Порта в то время недвусмысленно признавала, что Россия вправе контролировать выполнение Турцией обязательства о свободном пропуске торговых судов через П. Наиболее показательным в этом отношении был Адрианопольский мирный договор 1829 (см.). Возложив на Турцию обязательство не препятствовать проходу через П. русских торговых судов, а равно и торговых судов других государств, "с коими Оттоманская империя не состоит в объявленной войне", договор далее гласил: "...И если (от чего боже сохрани) какое-либо из содержащихся в сей статье постановлений будет нарушено и на представление о сем российского министра не последует совершенного и скорого удовлетворения, то Блистательная Порта предварительно признает, что императорский российский двор имеет право принять таковое нарушение за неприязненное действие и немедленно поступить в отношении к империи Оттоманской по праву возмездий".

Кючук-Кайнарджийский и Адрианопольский договоры окончательно разрешили одну часть проблемы П. - открытие их для торгового мореплавания всех стран. Затруднения в этом вопросе происходили и в дальнейшем: турецкие власти нарушали свободу прохода, облагали транзитные суда чрезмерными сборами, создавали придирки в области санитарного контроля и т. п. Однако самый принцип свободы торгового мореплавания в П. был прочно утверждён, и его уже никто не оспаривал.

Гораздо более сложным делом было урегулирование вопроса о проходе военных кораблей через П. Здесь России приходилось заботиться не только об открытии П. для русских военных кораблей, но и об обеспечении безопасности Чёрного моря от возможной агрессии со стороны нечерноморских держав, стало быть, о том, чтобы иностранные военные суда не проникали в Чёрное море.

Взгляд русской дипломатии на Чёрное море, как на закрытое для военных флотов нечерноморских держав, был чётко сформулирован А. Р. Воронцовым в самом начале его канцлерства, в 1802. Предлагая русскому послу в Константинополе А. Я. Италийскому настаивать на отклонении Портой требования Талейрана о допуске французских военных кораблей в Чёрное море "для защиты торговли от корсаров" (которых, кстати сказать, никогда в этом море и не было), Воронцов указывал: "Чёрное море иначе почитать не должно как озером или морем запертым, в которое и входу иного нет, как чрез канал (т. е. П. - Ред.), и владение коего принадлежит только тем державам, кои берегами своими оное окружают".

В то время и Турция признавала необходимость, открывая П. для русских военных кораблей, не допускать прохода военных кораблей других держав. Россия получила право проводить свои военные корабли через П. по русско-турецкому союзному договору 1799 (см.). Это право подтверждалось ст. 4 русско-турецкого союзного договора 1805 (см.), в который было кроме того включено следующее важное постановление, утверждавшее принцип закрытия Чёрного моря для военных кораблей нечерноморских стран: "Договаривающиеся стороны согласились считать Чёрное море закрытым и не разрешать появления там никакого военного корабля или вооружённого судна любой (третьей. - Ред.) державы; в том случае, если какая-либо из этих держав попытается явиться туда с вооружёнными силами, высокие договаривающиеся стороны обязуются рассматривать подобную попытку как повод к войне и воспротивиться ей всеми своими морскими силами, признавая в том единственное средство для обеспечения своей взаимной безопасности" (ст. 7, секретная). По существу это постановление означало, что Россия и Турция в принципе договорились о совместной русско-турецкой обороне Чёрного моря от вторжения военно-морских сил нечерноморских стран через П.

Определённый двусторонними русско-турецкими договорами режим П. в общем отвечал интересам обеих черноморских держав - России и Турции, но говоря о том, что самый союз с Россией ограждал Турцию от внешних, а в значительной степени и от внутренних потрясений. Но внешняя политика Турции уже не была самостоятельной. Подвергаясь воздействию то одной, то другой державы, Порта постепенно превращалась в безвольное орудие международной политической игры. Усилия посла Наполеона ген. Себастиани привели в 1806 к нарушению Турцией союзного договора и других соглашений с Россией, повлекшему за собой шестилетнюю русско-турецкую войну (см. Бухарестский мирный договор 1812). В то же время Англия, являвшаяся тогда союзницей России, попыталась воспользоваться случаем, чтобы решить в свою пользу вопрос о П. Прорыв эскадры адмирала Декворта через Дарданеллы в 1807 завершился плачевным отступлением, однако англо-турецкий договор 1809 (см.) принёс Англии осязательное преимущество, приобщив её к регламентации режима П. и фиксировав впервые "древнее правило Оттоманской империи" о воспрещении допуска в П. военных кораблей любой иностранной державы, не исключая и России.

Этот т. н. Дарданельский договор 1809 был первым соглашением по вопросу о проходе военных кораблей через П., заключённым Турцией с нечерноморской державой. Его значение было вначале невелико, и "древнее правило Оттоманской империи" не помешало Турции ещё четверть века договариваться о режиме П. непосредственно с Россией. Наиболее важным среди двусторонних русско-турецких соглашений этого периода был Ункяр-Искелесийский договор 1833 (см.), согласно которому Турция обязалась по требованию России закрывать Дарданеллы для прохода иностранных военных кораблей. Он вызвал бурю негодования со стороны соперников России. Англия и Франция направили русскому правительству ноты протеста, в которых угрожали, что будут считать Ункяр-Искелесийский договор "как бы несуществующим". В ответной ноте русское министерство иностранных дел отклонило протест, указав, что оно будет считать английскую и французскую ноты "как бы несуществующими". Попытка запугать Россию и Турцию посылкой англо-французской эскадры к проливам также не имела успеха.

Тем не менее Ункяр-Искелесийский договор оказался недолговечным. Николай I считал важнейшей задачей своей внешней политики борьбу против "революционной заразы" в Европе и прежде всего против ненавистного ему "короля баррикад" Луи Филиппа. Подчиняя этой основной цели все прочие внешнеполитические интересы России, он был готов пойти на уступки по различным другим вопросам, в т. ч. по вопросу о Турции и о П., лишь бы изолировать Францию и образовать против неё общеевропейский блок. Уже осенью 1833 была подписана австро-русская Мюнхенгрецкая конвенция (см.), ограничившая свободу действий России на Ближнем Востоке, а в 1839 Николай I окончательно отказался от выгод Ункяр-Искелесийского договора, чтобы этой ценой получить согласие Англии на совместное выступление держав против египетского паши Мухаммеда Али (см.) и стоявшей за ним Франции. Заключённая на этой основе Лондонская конвенция 1840 (см.) действительно носила антифранцузский характер, но она в то же время возродила столь удобное для англичан "древнее правило Оттоманской империи", закрывавшее русским военным кораблям путь через П. Николай I был уверен, что Лондонская конвенция 1840 является большим успехом его дипломатии, на самом же деле выиграл Пальмерстон, который уже давно говорил, что хотел бы "растворить" Ункяр-Искелесийский договор в "соглашении более общего характера".

С прекращением действия Ункяр-Искелесийского договора закончился период двусторонних русско-турецких соглашений о режиме П.

Второй периодв истории вопроса о П. открылся подписанием Лондонской конвенции 1841 между "великими державами" (включая на этот раз Францию) и Турцией. В ней подтверждалось "древнее правило Оттоманской империи" о запрещении прохода каких бы то ни было иностранных военных кораблей через П., ставшее отныне как бы нормой международного права. Султан объявлял, что он "имеет твёрдое намерение на будущее время" соблюдать это "непреложно установленное начало", а остальные участники конвенции обещали "уважать это решение султана и сообразоваться с вышеизложенным началом" (ст. I).

Установленная Лондонской конвенцией 1841 многосторонняя регламентация режима П. лишила обе черноморские державы, т. е. и Турцию и Россию, принадлежавших им прав. Турция теперь не могла, если бы и хотела, нарушить в пользу России своё "древнее правило". Русский военный флот оказался запертым в Чёрном море. Запрещение же иностранным военным кораблям проходить в Чёрное море имело для России сомнительную ценность, т. к. оно предусматривалось лишь на мирное время и т. к. Турция с подписанием Лондонских конвенций 1840 и 1841 фактически (а отчасти и формально) перешла под опеку европейских держав, среди которых наибольшим влиянием на Порту пользовалась тогда Англия.

Со своей стороны Николаи I взял курс на раздел Оттоманской империи. Вопрос о П. был хотя и не единственным, но одним из наиболее важных побудительных мотивов, толкавших царское правительство на войну с Турцией. Русскому народу пришлось кровью и лишениями расплачиваться за реакционную политику и бездарную дипломатию царизма. Парижский конгресс 1856 (см.) возложил на Россию тяжёлые обязательства, среди которых наиболее тягостным и унизительным было постановление о т. н. "нейтрализации" Чёрного моря (ст. 11, 13 и 14), воспрещавшее России проведение каких бы то ни было мер для защиты её черноморского побережья. Сам по себе режим П. остался прежним. Приложенная к Парижскому договору конвенция о П. воспроизвела с незначительными лишь изменениями Лондонскую конвенцию 1841. Но теперь, в сочетании с "нейтрализацией" Чёрного моря, закрытие П. для русских военных кораблей представляло ещё большую, чем прежде, угрозу безопасности России, не позволяя русскому правительству перевести в Чёрное море корабли из других морей, тогда как враждебные России западные державы могли в любой момент принудить подчинённую им Турцию к нарушению конвенции о П. в их пользу.

В 1870 русское правительство отменило статьи Парижского трактата о "нейтрализации" Чёрного моря (см. Горчакова циркуляры). Англия была вынуждена отступить в этом вопросе, и Лондонская конвенция 1871 санкционировала восстановление суверенных прав России. Однако режим П. был определён в этой конвенции (ст. 2 и 3) почти на той же основе, что и в 1841: по-прежнему П. считались в мирное время закрытыми для прохода всех иностранных военных кораблей, в т. ч. и русских. Эта система была сохранена также Берлинским трактатом 1878 (ст. 63).

Вплоть до первой мировой войны русская дипломатия тщетно пыталась изменить это невыгодное для России положение. Бывали случаи, напр. в 1891 и 1894, когда султан выдавал фирманы на проход русских военных кораблей через П. (без вооружения и без вооружённой охраны), но Англия затрудняла получение таких разрешений, а в 1904 даже устроила военно-морскую демонстрацию вблизи проливов, чтобы не допустить прохода русских военных судов из Чёрного моря в Средиземное. В результате во время русско-японской войны одна из лучших русских эскадр была заперта в Чёрном море международными трактатами под контролем союзницы Японии - Англии. Столь же неудачными, главным образом ввиду противодействия Англии, были и дальнейшие попытки России разрешить мирным путём вопрос о проливах: переговоры русского министра иностранных дел А. П. Извольского во время боснийского кризиса 1908 -09 (см.) и т. н. "демарш Чарыкова" в 1911, предпринятый в связи с итало-турецкой войной. На представления русского правительства английская дипломатия неизменно отвечала, что считает момент для возбуждения вопроса о П. "неудобным", или же предлагала в качестве альтернативы к принципу закрытия П. для всех иностранных военных кораблей полное их открытие, но тоже для всех без исключения держав, что принесло бы России не улучшение, а резкое ухудшение режима П.

Международная опека над П. была невыгодна и для Турции, нарушая её суверенитет и создавая опасное для неё обострение отношений с Россией. Но роль Турции в разрешении вопроса о П. была ничтожной и жалкой. Французский журналист Рене Пинон писал по этому поводу: "Доверить ключ от дома, где заперт здоровый солдат, старому инвалиду, - это значит поставить сторожа перед наихудшими злоключениями или перед необходимостью звать на помощь; желающих помочь окажется много, но никто не захочет сделать это безвозмездно. Таким образом, не знаешь, кого жалеть: Россию ли, запертую в Чёрном море, или Турцию, запрещающую выход из него".

В годы, непосредственно предшествовавшие первой мировой войне, резко возросло германское влияние на Турцию. Прибывшая в конце 1913 в Константинополь военная миссия Лимана фон Сандерса (см.) учредила свой контроль над турецкой армией. Ряд других признаков также указывал на то, что Турция, а следовательно, и П. переходят под господство Германии. Между тем Англия, всё ещё располагавшая (вместе с Францией) важными финансово-экономическими и дипломатическими рычагами воздействия на турецкое правительство, практически не препятствовала германскому проникновению в Турцию. Причиной такого "невмешательства" было стремление британской дипломатии заменить англо-русский антагонизм в вопросе о П. германо-русским и этим усилить зависимость царской России от Англии. Той же причиной было вызвано попустительство английской средиземноморской эскадры по отношению к германским военным кораблям "Гебену" и "Бреслау", позволившее им проникнуть в начале августа 1914 в П.; этим же объяснялось всё последующее поведение британской дипломатии, облегчившее немцам и Энверу паше (см.) вовлечение Турции в первую мировую войну на стороне Германии (см. Германо-турецкий договор 1914). Когда же участие Турции в войне стало фактом, англичане первые начали делать царскому правительству многообещающие намёки относительно того, что Турция "не может более быть стражем проливов". В результате происшедших затем переговоров было подписано англо-франко-русское секретное соглашение 1915 (см.) о включении Константинополя и П., после победы союзников над Германией, в состав Российской империи. С точки зрения Англии и Франции это соглашение было призвано сохранить и усилить заинтересованность правящих кругов России в доведении войны с Германией до победного конца. Царское правительство пыталось также использовать это соглашение для борьбы против усилившихся в России антивоенных настроений и с этой целью огласило в 1916 в Думе его основное содержание.

Реальная ценность этого соглашения для России была проблематична: союзники сопроводили его такими оговорками, которые сравнительно легко позволили бы им по окончании войны уклониться от выполнения данного России обещания. Кроме того, тотчас после подписания соглашения Англия по инициативе Черчилля (см.) предприняла совместно с Францией т. н. дарданельскую экспедицию с целью захвата П. и удержания их в своих руках. Даже С. Д. Сазонов (см.), всемерно отстаивавший империалистический союз России с Англией и Францией, признал в своих "Воспоминаниях", что, когда английский и французский послы сообщили ему о решении их правительств предпринять дарданельскую экспедицию, ему "стоило труда скрыть от них неприятное впечатление", и он сказал им: "Помните, что вы предпринимаете эту экспедицию не по моей просьбе".

Третий период в истории вопроса о П. открыла Великая Октябрьская социалистическая революция. Этот новый этап резко отличается от двух предшествующих прежде всего тем, что с появлением первого в мире социалистического государства радикально изменился характер внешней политики крупнейшей из черноморских держав - Советской России. Руководимая Лениным и Сталиным, внешняя политика Советской России поставила перед собой задачи, отвечающие не только общенациональным интересам Советской страны, но и коренным интересам народных масс всего мира (см. Советская внешняя политика). Поэтому и вопрос о П. приобрёл новое значение. Отбросив захватнические планы царизма, советская дипломатия вместе с тем с гораздо большей твёрдостью и настойчивостью отстаивает интересы черноморских стран и принцип безопасности Чёрного моря. Но политика империалистических держав по-прежнему направлена на то, чтобы использовать П. для осуществления их агрессивных планов.

В первое время после окончания войны 1914- 18 наибольшую активность в вопросе о П. проявляла Англия. В начале ноября 1918, тотчас по подписании Мудросского перемирия (см.), английский военно-морской флот вошёл в Дарданеллы и поставил под угрозу своих пушек Константинополь. В 1920 Константинополь уже и формально был оккупирован державами Антанты во главе с Англией. Пользуясь своей властью над П., Антанта проводила вооружённую интервенцию против Советской России. Англия при посредстве греческой армии проводила также интервенцию против кемалистской Турции. Под давлением англичан бессильное султанское правительство подписало с Антантой Севрский мирный договор 1920 (см.), обрекавший Турцию на расчленение и закабаление. Вопрос о П. разрешался Севрским договором исключительно в пользу Англии: П. разоружались и открывались для военных кораблей всех держав; зона П. передавалась во власть международной комиссии во главе с представителями Антанты; эта комиссия получала право содержать в П. свои войска, полицию, иметь свой флаг и бюджет. Всё это должно было обусловить переход П. под фактическое господство Англии, как самой сильной морской державы.

Надежды Англии на победу антисоветской интервенции не сбылись. Да и в Турции англичане встретили неожиданное для них препятствие - турецкое национально-освободительное движение, получившее поддержку от Советской России. Московский договор от 16. III 1921 между РСФСР и Турцией (см. Советско-турецкие договоры) имел для турок решающее значение в их борьбе за независимость. Он заложил основу советско-турецкой дружбы, позволившей туркам отразить натиск интервентов и добиться отмены Севрского договора.

В Московском договоре 1921 содержалось также постановление по вопросу о П. Оно гласило: "Дабы обеспечить открытие проливов и свободное прохождение через них для торговых сношений всех народов, обе договаривающиеся стороны соглашаются передать окончательную выработку международного статута Чёрного моря и проливов особой конференции из делегатов прибрежных стран, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и её столицы, Константинополя" (ст. V). Идентичные статьи были включены в Карсский договор 1921 (ст. 9) и в украинско-турецкий договор 1922 (ст. 4).

Однако на Лозаннской конференции (см.) вопрос о П. рассматривался отнюдь не одними только черноморскими странами. Руководство конференцией захватили в свои руки державы Антанты во главе с Англией. Председателем комиссии, обсуждавшей вопрос о П., был лорд Керзон (см.); в ней участвовала даже Япония, не имеющая никакого отношения к вопросу о П. Единственной делегацией, последовательно и до конца отстаивавшей интересы черноморских стран, была советская делегация. Турция же, хотя она пришла на Лозаннскую конференцию как победительница, проявила в вопросе о П. поспешную и далеко идущую уступчивость по отношению к англичанам, надеясь получить за это от Англии поддержку по другим вопросам мирного договора. Податливость турок облегчила Керзону выполнение его задачи. Игнорируя справедливые требования советской делегации и опираясь на своих союзников и сателлитов, он вступил в закулисный сговор с турецкой делегацией, возглавлявшейся Исметом Инёню (см.), и провёл свой проект конвенции о П.

Лозаннская конвенция, подписанная 24. VII 1923, установила режим П., лишь незначительно отличавшийся от принятого в Севре. П. разоружались и объявлялись открытыми для прохода любых военных кораблей, "каков бы ни был флаг", днём и ночью, без всякого разрешения и даже предупреждения турецких властей. Только комиссия, созданная Лозаннской конвенцией для наблюдения за выполнением правил прохода военных кораблей через П., не имела тех прав, которые предусматривались Севрским договором, и председателем её должен был быть не представитель держав Антанты, а представитель Турции; кроме того, Лозаннская конвенция содержала некоторые, по существу ничтожные, ограничения входа иностранных военных кораблей в Чёрное море.

Такой режим П. ставил Чёрное море под угрозу агрессии. Поэтому Советский Союз не ратифицировал Лозаннской конвенции. Этот режим П. был опасен и для Турции, но турецкое правительство подписало и утвердило конвенцию в ущерб интересам своей страны.

Скоро самим туркам стало ясно, какую угрозу представляет для них Лозаннская конвенция о П. С 1933, когда немецкие фашисты, захватив власть в Германии, создали очаг войны в Европе, а итальянские фашисты, усиленно вооружая расположенные близ Малой Азии о-ва Додеканеза, ввергли турок почти в панический страх, турецкая дипломатия начала зондировать почву о возможности ремилитаризации П. Некоторое время этот зондаж встречал упорное противодействие англичан, заявлявших, что они считают момент для пересмотра Лозаннской конвенции "неподходящим". Но в конце 1935, в связи с итало-эфиопской войной и проведением Лигой наций некоторых экономических санкций против Италии, Англия сама проявила заинтересованность в сближении с Турцией с целью использования её военно-морских баз. Британская дипломатия вовлекла Турцию в средиземноморское "джентльменское" соглашение о взаимной помощи и дала понять турецкому правительству, что на основе англо-турецкого сближения Турция может добиться изменения режима П.

В июне 1936 в Монтрё открылась международная конференция по вопросу о П. (см. Монтрё конференция). На ней турецкая делегация, так же как это было в Лозанне, но в ещё более опасной для интересов черноморских стран форме, отступила от принципов безопасности Чёрного моря и дружбы е СССР. Между турецкой и английской делегациями состоялся закулисный сговор, направленный на срыв советских предложений, касавшихся права черноморских стран проводить через П. свои военные корабли. В конечном счёте туркам и англичанам ввиду решительного отпора СССР пришлось отказаться от большинства своих возражений, и подписанная 20. VII 1936 новая конвенция о режиме П. отражала многие из выдвинутых Советским Союзом требований. В ней признавалось особое положение черноморских государств по сравнению с нечерноморскими; ограничивался (тоннажем, классом и сроком пребывания в Чёрном море) допуск в П. военных кораблей нечерноморских держав, а черноморским странам разрешалось проводить через П. любые свои корабли; полностью воспрещался проход через П. военных кораблей воюющих держав. Но и эта конвенция не обеспечила полностью интересов черноморских стран. Главным её недостатком, с точки зрения безопасности Чёрного моря, было то, что Турция могла фактически бесконтрольно толковать и применять конвенцию по своему единоличному усмотрению.

Столь широкие и исключительные права Турции были тем более опасны, что её военно-технические ресурсы и прочие объективные возможности не соответствовали задачам обороны П. в условиях современной войны, а её растущая зависимость от империалистических, в т. ч. фашистских, держав заставляла сомневаться в решимости турецкого правительства дать отпор агрессорам в случае покушения на безопасность П. и Чёрного моря.

Непригодность заключённой в Монтрё конвенции наглядно проявилась во время второй мировой войны. Турция оказывала всемерную помощь фашистским агрессорам (см. Германо-турецкий договор 1941). Её дипломатия (см. и Менеменджиоглу>>) вела откровенно враждебную линию против СССР. В частности это нашло своё отражение и в использовании П. фашистскими державами во вред Советскому Союзу. Так, 9. VII 1941 германское командование провело через П. в Чёрное море немецкое сторожевое судно "Зеефальке", что явилось грубым нарушением конвенции о П. и вызвало представление со стороны СССР турецкому правительству. В августе 1941 турецкие власти дали разрешение на проход через П. в Чёрное море итальянскому вспомогательному судну "Тарвизио", в связи с чем Советское правительство также сделало представление Турции. 4. XI 1942 Советское правительство вновь обратило внимание турецкого правительства на то, что Германия намерена провести через П. под видом торговых судов вспомогательные военные суда общим водоизмещением в 140 тыс. т, предназначенные для переброски военных сил и военных материалов стран оси в Чёрное море, и что проход этих судов будет явным нарушением конвенции, подписанной в Монтрё. В июне 1944 Советское правительство заявило турецкому правительству протест против имевшего место в конце мая и в начале июня 1944 пропуска через П. из Чёрного моря в Эгейское немецких военных и военно-вспомогательных судов различного тоннажа типа "Эмс" (8 судов) и "Кригстранспорт" (5 судов), участвовавших в военно-морских операциях в Чёрном море. Помимо этого, турецкие власти неоднократно пропускали через П. в 1942-43 германские быстроходные баржи. Размеры угрозы, создавшейся для безопасности Чёрного моря, были таковы, что Советскому верховному главнокомандованию пришлось снять с главных направлений театра военных действий существенное количество вооружённых сил для обороны черноморского района.

В свете этих обстоятельств даже Англия и США были вынуждены признать неудовлетворительность конвенции, заключённой в Монтрё. На Потсдамской конференции 1945 (см.) правительства СССР, Англии и США согласились, что эта конвенция должна быть пересмотрена, как не отвечающая условиям настоящего времени, и что в качестве следующего шага данный вопрос будет темой непосредственных переговоров между каждой из трёх держав и турецким правительством.

В соответствии с решением Потсдамской конференции правительство СССР приступило к переговорам с Турцией. Нотой от 7. VIII 1946 оно предложило турецкому правительству положить в основу режима П. следующие пять принципов: 1) П. должны быть всегда открыты для прохода торговых судов всех стран; 2) П. должны быть всегда открыты для прохода военных судов черноморских держав; 3) проход через П. для военных судов нечерноморских держав не допускается, за исключением особо предусмотренных случаев; 4) установление режима П. как единственного морского пути, ведущего из Чёрного моря и в Чёрное море, должно являться компетенцией Турции и других черноморских держав; 5) Турция и Советский Союз, как державы, наиболее заинтересованные и способные обеспечить свободу торгового мореплавания и безопасность в П., организуют совместными средствами оборону П. для предотвращения использования П. другими государствами во враждебных черноморским державам целях.

Советские предложения, полностью обоснованные уроками всей длительной истории вопроса о П., не были, однако, приняты Турцией. 24. IX 1946 Советское правительство направило турецкому правительству новую ноту по этому вопросу, в которой подвергло подробному разбору аргументы турецкого правительства и доказало их несостоятельность. Но и на этот раз турецкое правительство, под воздействием враждебных Советскому Союзу англо-американских империалистических кругов, отказалось содействовать справедливому разрешению вопроса о П.

Таким образом, вопрос о П., пройдя различные исторические фазы и изменив в значительной степени свою форму, а отчасти и содержание, всё же остаётся и в настоящее время неурегулированным. Само собой разумеется, его нельзя рассматривать изолированно от других проблем международной политики. Отношение той или иной державы к вопросу о П., как в прошлом, так и теперь, зависит от общего направления и характера политики данной державы. Империалистические державы преследуют в вопросе о П. империалистические цели. Подчинившаяся англо-американскому империализму Турция выступает и в вопросе о П. как пособник империалистов. Напротив, единственная в мире социалистическая великая держава - Советский Союз - добивается такого решения этой многовековой, но поныне актуальной проблемы, которое соответствовало бы интересам мира и безопасности народов.