Принципы победителя. Что же такое психология победителя? Что говорят психологи по этому поводу? О зоне уверенности и о прирождённых победителях

Итак, вы начинаете раздражаться прямо с утра: пробки на дорогах, идиоты не умеют ездить, большая очередь в магазине и так далее. Всё это обстоятельства, которые не зависят от вас, и они портят вам настроение и задают тон на весь оставшийся день.

Да, такие ситуации находятся вне вашего контроля, но как насчёт ваших по поводу этих ситуаций? Эмоции обусловливают вашу реакцию на всё, что происходит в жизни. И их очень трудно контролировать. Трудно, но возможно.

Любая реакция на людей или ситуации, вне зависимости от того, происходит она автоматически, в результате привычки или исходит от осознанных мыслей, - это наш выбор. Мы выбираем, взять ответственность за свои поступки на себя или винить кого-то другого. Мы вправе выбирать, кто контролирует нашу жизнь. Вы делаете день, или день делает вас.

Как и почему мы любим разыгрывать из себя жертву

Психология жертвы строится на уверенности в том, что мы не несём ответственности за наши действия и жизненные обстоятельства.

Сегодня благодаря интернету и социальным медиа привычка обвинять, критиковать и не принимать жизненные обстоятельства становится обычной частью ежедневного общения. Современные люди становятся всё более чувствительны вне зависимости от возраста. Обидчивость и уязвимость замечаются и на рабочих местах, и в учебных заведениях - школах и университетах.

Как отметили социологи Брэдли Кэмпбелл (Bradley Campbell) и Джэйсон Мэннинг (Jason Manning) в своём исследованииMicroaggression and Moral Cultures , нас учат реагировать на малейшую обиду. Вместо того чтобы решать проблемы своими силами, мы жалуемся другим людям, чтобы они подтвердили наш статус жертвы, и начинаем зависеть от них в этом плане.

Всё это рождает чувство беспомощности. Мы погружаемся в бессилие, виним других, говорим об обстоятельствах и жалеем себя: «Если бы только случилось X, всё было бы лучше…», «Почему я не она?» и так далее.

В своей книге The Power of TED Дэвид Эмералд (David Emerald) называет психологию жертвы страшным трагичным треугольником. Модель этого треугольника разработал доктор Стивен Карпман (Steven Karpman) ещё в 1960 году, но она актуальна и по сей день. Мы постоянно играем одну из трёх ролей этого треугольника или все три по очереди.

Трагичный треугольник

Как жертва мы концентрируемся на негативе в своей жизни и чувствуем себя обиженными тем, кто судит или критикует нас.

Как преследователи мы судим и критикуем других, обычно без гнева и злости.

Наконец, мы обращаемся к спасителям, которые могут предстать в форме другого человека или других вещей, чтобы отвлечь нас и принести облегчение.

Жалобы - это отличный механизм защиты. Хороший способ убедить себя, что вы достойны лучшего, когда всё идёт не так, как хочется (а вы ничего не делаете, чтобы исправить это). Ведь гораздо проще жаловаться и критиковать, чем создавать, вести и делать что-то.

Моя жизнь наполнена ужасными неудачами, большинство из которых никогда не случалось.

Марк Твен, писатель

Когда вы воспринимаете обстоятельства как внешний фактор, вы тем самым разрешаете себе не двигаться вперёд. Вы не растёте, не .

Что же делать? Увеличивать осознанность, признавать свои ошибки и недостатки и соглашаться с тем, что вы ответственны за свою судьбу.

Как победить в себе жертву и принять ответственность

Переверните трагичный треугольник

Противоположность трагичного треугольника Дэвида Эмералда - динамичное улучшение.


Динамичное улучшение

В то время как жертвы концентрируются на проблемах, творцы чётко понимают, чего они хотят, и берут на себя ответственность за свои результаты в жизни.

Преследователи становятся соперниками, которые помогают учиться и расти на пути самопознания.

И наконец, спасители становятся тренерами и помогают творцу на пути к осуществлению его мечты.

Притом в жизни остаются те же проблемы, ситуации и соперники. Просто мы смотрим на них с другой точки зрения.

Чтобы перейти из режима жертвы в режим творца, выберите время и задайте себе несколько вопросов:

  • Каков мой идеальный результат?
  • Какие намерения привели меня к тому, что есть в жизни?
  • Кого я виню за то, что случается со мной?
  • К кому или чему я тянусь за спасением?

Подобная философия восприятия трудностей присутствует в трудах многих философов: Маркуса Аврелия, Сенеки, Эпиктета и других стоиков.

Философия стоицизма основывается на том, что мы не можем контролировать события, которые произойдут, но можем управлять своей реакцией на это. Мы неудовлетворены своей жизнью потому, что позволили эмоциям управлять нашими мыслями и действиями, вместо того чтобы применять логику и рациональное мышление. Мы забыли, что препятствия и неудачи - это богатые и развития.

Писатель и маркетолог Райан Холидэй (Ryan Holiday) в своём выступлении на конференции TEDx использовал эти принципы стоиков, чтобы рассказать истории великих исторических личностей: Теодора Рузвельта (Theodore Roosevelt), Лоры Инглз-Уайлдер (Laura Ingalls Wilder), Улисса Гранта (Ulysses Grant) и Томаса Эдисона (Thomas Edison). Людей, которые смотрели на поражения и проблемы как на возможности для личностного роста.

Есть одна вещь, которая помогает не растеряться при встрече с препятствиями, не расстраиваться и не сдаваться перед ними. Немногие способны сделать это. Но после того, как вы научитесь контролировать свои эмоции, объективно судить и стоять на своём, станет возможным следующий шаг - мысленное переключение. Щелчок, и вы начинаете видеть не препятствие, а возможности. Как говорила Лора Инглз-Уайлдер, хорошее есть во всём, если мы ищем его. Но мы ищем так плохо… Мы закрываем глаза на настоящие подарки.

Райан Холидэй

Это заложено в нашей природе - верить в то, что всё должно происходить именно так, как мы ожидаем. И если оно идёт не так, мы отказываемся принять это. Например, мы жалуемся на раздражающего сотрудника, тогда как могли бы изучить его недостатки, найти похожее в себе и улучшить свою манеру общения.

Выполните упражнение «день без жалоб»

Во время этого упражнения вам нельзя жаловаться, сплетничать, осуждать и выражать недовольство. Попробуйте. Скорее всего, у вас не получится продержаться без жалоб даже полдня.

Хорошо, это поможет не высказывать негатив, жалобы и сплетни, но поможет ли это изменить сам образ мышления? Поможет. Мы думаем словами, поэтому на то, что мы говорим, напрямую влияют слова, которые мы прокручиваем в голове. Поэтому тоже весьма эффективны. Повторяя позитивные мантры, мы влияем на то, как наш мозг фильтрует и интерпретирует поступающую извне информацию. Одно исследованиеSelf-Affirmation Enhances Performance, Makes Us Receptive to Our Mistakes показало, что аффирмации снижают стресс, улучшают способность к решению проблем и принятию решений.

Когда вы устраиваете себе день без жалоб, вы следите за тем, что и как говорите другим людям, учитесь выбирать слова более тщательно, избегать негатива и концентрироваться на решениях и позитивном ответе.

Можете практиковать это упражнение весь день или применять его только в особых обстоятельствах, например в сложных жизненных ситуациях или когда вас что-то сильно раздражает. Так вы научитесь оставаться спокойным и позитивным и ориентироваться на поиск решения в стрессовых ситуациях.

Наша жизнь создаётся нашими мыслями.

Будда

Мы не можем избежать трудностей, и не стоит ограждать от них себя или своих детей. Мы должны встречать препятствия лицом к лицу, потому что именно за счёт опыта, постоянных вопросов и ответов мы растём и преуспеваем.

В следующий раз, когда вы столкнётесь с трудной и раздражающей ситуацией, подумайте, что для вас важнее: гнев или личностный рост?

В процессе выступления спортсмен подвергается воздействию двух состояний, имеющих противоположную направленность. Это, во-первых, желание выиграть, а, во-вторых, боязнь проиграть. И, если вторая сила оказывается сильнее первой, то, по законам физики, мы получаем соответствующий результат. Поэтому, в подготовке к соревновательной деятельности еще на начальных этапах должен учитываться фактор, который мы условно назовем «фактор принятия возможного проигрыша в данном соревновании, как показателя необходимости внесения изменений в тренировочный процесс».

Психологи говорят о существовании так называемой «зоны уверенности», ограниченной нижним и верхним порогами.

Необходимо воспитать у спортсмена смелость проигрывать, т.е., человек должен дать себе право на ошибку. Ведь каждый человек ошибается, без этого невозможно прожить. Возможно, смысл нашей жизни и заключается в обучении, т.е. в том, чтобы научиться там, где мы первоначально ошибались, впоследствии поступать правильно. Негативная информация, т.е. информация об ошибке, должна использоваться для поиска правильного решения, а не для обвинения себя в неспособности к правильным поступкам.

Пример: в серии из пяти выстрелов в экспериментальных соревнованиях по стрельбе участвовали стрелки суперкласса. В ходе соревнования три первые выстрела попадали в десятку, а затем происходил сбой и стрелок попадал в девятку или восьмерку. Когда серию увеличили до восьми выстрелов, то пять первых выстрелов были в десятку, а затем опять следовал сбой. Когда стрелки выступали в серии «три выстрела – перерыв – три выстрела – перерыв – три выстрела» практически все выстрелы были в десятку. Как будто после серии успешных попаданий мозг начинает сомневаться в своем праве быть безошибочным.


О зоне уверенности и о прирождённых победителях

Верхний порог
ЗОНА УВЕРЕННОСТИ
Нижний порог

Верхний порог определяет максимальное количество выигрышей, следующих один за другим, после которого наступает страх проиграть. Ведь, в случае, если один выигрыш следует за другим достаточно длительное время, возникает мысль о том, что теперь уж проигрыш неизбежен. Другими словами, спортсмен как бы мысленно говорит себе: «Что-то я уже пять раз выиграл. Видимо, теперь уже точно проиграю».

Нижний порог определяет минимальное количество проигрышей, следующих один за другим, после которого спортсмен чувствует неуверенность при выступлении. « Проиграли два раза подряд! Мы в психологической яме! Выиграть будет сложно!» У одного подобный страх может наступить через два проигрыша подряд, а другому и пять нипочем.

Чем меньшими числами определяются два эти порога, тем уже зона уверенности. Задача тренера и спортсмена постоянно работать над расширением зоны уверенности. Закономерность функционирования нашей психики такова, что страх перед выигрышем уменьшается пропорционально уменьшению страха перед проигрышем, поэтому работу по расширению зоны уверенности необходимо начинать с изменения нижнего порога.

Уже давно известно, что все человечество можно условно разделить на четыре группы по такому критерию как соотношение стремления к победе и страха проиграть. То же самое соотношение сохраняется и в спорте.

Это четыре следующие типа:

тип А – большие амбиции и высокий уровень страха неудачи;
тип Б – большие амбиции и невысокий уровень страха неудачи;
тип В – скромные амбиции и высокий уровень страха неудачи;
тип Г – скромные амбиции и невысокий уровень страха попыток, людей, выступлений), как правило, 20 % имеют «попадание в десятку», а остальные 80% – это общий фон. Только 20 % выступающих спортсменов относятся к типу Б. Основная часть спортсменов – это люди типа А. Соответственно только один из пяти спортсменов обладает от рождения психологией победителя.

Особенности этих типов со всей очевидностью проявляются в поведении людей. Психологом Эриком Берном разработана типология, согласно которой людей типа А можно отнести к так называемым « лягушкам», а типа Б – к «принцам». Давайте рассмотрим их специфические признаки.

Принцы понимают, что они уникальны и принимают себя такими как есть, т.е. они аутентичны. Таким людям не нужно доказывать свою неповторимость, лезть из кожи вон, чтобы доказать, что они лучше других. Они просто живут своей собственной жизнью и не мешают другим жить своей. Принцы не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, они самостоятельны и самодостаточны. Думая о себе, они обращают внимание не на свои недостатки, а на свои достоинства и думают, как их можно эффективно использовать.

Принцы вполне реалистично оценивают границы своих возможностей и знаний. Как и все люди, принцы могут время от времени проигрывать. Но проигрыш никоим образом не влияет на их чувство самодостаточности и самоуважения. Они продолжают верить в свои способности достичь нужного результата. Принцы хорошо знают себя и свои психологические особенности, они не делят свои особенности на плохие и хорошие. Все, что они имеют, это их достояние, и они думают только о том, как использовать это достояние наиболее эффективным образом.

Принцы абсолютно спокойно признают за собой определенные права, но они признают права и за другими людьми. Они наслаждаются своими достижениями, но не чувствуют вины за ошибку, а рассматривают ее как обратную связь.

Лягушки живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих. Их любимые фразы звучат следующим образом: «Никогда мне не везет!», «Только у меня может такое случиться»; они очень часто используют «но» в предложениях: «Я бы выступил хорошо, НО что-то мне помешало».

Часто причину своих неудач они ищут в поведении других людей. Часто вы слышите от них фразу, начинающуюся со слов «Если бы только…». «Если бы только судейство было справедливым…», «Если бы только я так не волновался перед выступлением». Другие их любимые варианты – это « когда…» и «а что, если». « Мы будем отлично выступать, когда уйдет этот тренер и придет другой!», «Я знал, что в этой ситуации надо было бить по воротам самому, но, а, что, если бы я ударил и помахнулся…».

Таким людям все происходящее с ними представляется темным и пугающим, поэтому они находятся в вечном напряжении и страхе. Их силы расходуются на переживание собственной неудачливости и невезучести, поэтому у них остается мало сил на непосредственное участие в событии. Лягушки не умеют анализировать происходящее с ними, а потому они никогда не знают, почему они проиграли. Следовательно, они не имеют ресурса для кардинального изменения ситуации.

Поскольку лягушка боится реального мира, она выстраивает себе мир иллюзорный, в котором все происходит по правилам, установленным лягушкой. Лягушки находятся в постоянном сомнении. А что может быть губительнее для хорошего результата, чем сомнение? Люди этого типа постоянно озабочены тем, что о них подумают другие. Поэтому каждое выступление спортсмена-лягушки становится доказательством себе и другим своего права выступать, жить, быть лучше других и т.п., а каждый проигрыш становится действительной личностной катастрофой.

В этом случае уровень мотивации зашкаливает, что отрицательно сказывается на результатах выступления. Игрок типа А опасен, особенно в командных видах спорта, где он не только паникует сам, но и заражает своим состоянием других членов команды. Вот уже и работа спортивному психологу появилась.

Что же такое психология победителя? Что говорят психологи по этому поводу?

Это - способ мышления и реагирования на возникающую ситуацию. Но сначала давайте определимся, кого мы с вами будем считать победителем. Ведь можно вложить совершенно разный смысл в это понятие, что, собственно, и происходит. Для одних победитель - это тот, кто занял первое место, или получает большую зарплату, или тот, кого любят самые красивые девушки, ну и так далее.

В нашем контексте победитель - это человек, который ставит перед собой цели и добивается их реализации. Как писал известный психолог Эрик Берн, "победитель определяется как человек, который выполняет свой контракт с миром и самим собой. То есть, он принимается за что-то, говорит, что он собирается сделать, и, в конце концов, делает это. Его цель по контракту может состоять в том, чтобы обзавестись четырьмя детьми, стать президентом корпорации, прыгнуть на шесть метров...

Если он достигает своей цели, он - победитель. Если он не имеет детей, остается кладовщиком... ...ясно, что это неудачник. Если он имеет троих детей, становится вице президентом корпорации..., то этот человек, по крайней мере, не неудачник, но и не победитель. ВАЖНО, ЧТО ЦЕЛЬ УСТАНАВЛИВАЕТ ОН САМ. Если принять такое понимание ПОБЕДИТЕЛЯ, тогда вопрос заключается в том, как стать человеком, не просто время от времени занимающим первые места, но человеком, который умеет ставить цель и добиваться ее достижения.

И, если ЕГО ЦЕЛЬЮ является СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ в любой области человеческой деятельности, он им становиться. Для практиков, наверное, не так важно, как называется то или иное качество или свойство. Вопрос в другом: КАК его получить? Статистика говорит о том, что среди людей, занимающихся бизнесом так же, как и среди спортсменов, можно, условно говоря, выделить четыре основные группы:

Группа А - высокие амбиции и высокий уровень страха неудачи; группа Б - высокие амбиции и умеренный уровень страха неудачи; группа С - низкие амбиции и высокий уровень страха неудачи и группа Д - низкий уровень и того, и другого.
В большом бизнесе и в спорте высших достижений остаются только первые две группы, причем в соотношении 80:20. Другими словами, 80% людей, обладающих высокими амбициями, страдают от столь же высокого уровня страха потерпеть поражение. И только 20% - готовы рисковать, чтобы реализовать свои высокие амбиции. Эти 20% - прирожденные победители, т.е. люди, рожденные (или воспитанные) с мышлением победителя.

У представителей же групп С и Д отсутствует мотивация для постановки масштабных целей. Их контракты с самими собой и миром не столь глобальны, и, хотя и среди них есть побежденные и победители, нам представляется более интересным поговорить о первых двух группах.

Как становится понятно из контекста, люди относящиеся к группам А и Б, отличаются тем, что ставят перед собой глобальные цели и делают все необходимое для их достижения.

Известна история о том, что Билл Гейтс, будучи учеником младших классов, однажды написал в своем сочинении, что, когда он вырастет, то станет очень богатым человеком. Он во всех подробностях описал, каким домом он будет владеть, как будут обставлены комнаты… Сказка, описанная в сочинении Биллом, была настолько далека о реальности, в которой пребывала его семья в то время, что учительница поставила мальчику двойку и велела переписать сочинение. Но Билл опять написал то же самое…

Четко поставленная цель, видение конечного результата задолго до его реализации, вера в реалистичность поставленной цели и способность неуклонно следовать по пути к ее достижению, - вот что отличает мышление победителя от мышления простого обывателя.

Еще одно очень важное свойство мышления, которым обладает победитель – это его способность быстро обучаться. В эру информационных технологий без этого свойства практически невозможно сделать карьеру, какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово. Но способность к обучению всегда высоко ценилась среди выдающихся личностей потому, что именно с этой способностью мозга связано такое важное для успешного построения бизнеса и карьеры свойство психологии победителя как гибкость. Гибкость в данном контексте – это способность быстро, грамотно и эффективно реагировать на обстоятельства, возникающие на пути достижения цели.

Мы говорим: «ключ к себе», «ключ к здоровью», «ключ к успеху», а в чем, собственно говоря, суть КЛЮЧА?

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАУЗА

Здесь, в этой книге, философия, психология и технология ключа.

Это принципы, правила и уникальные приемы, обеспечивающие человеку его внутреннюю целостность.

И описана эта «высшая математика» работы мозга простым и понятным языком.

Потому что психологическая культура – это, в первую очередь, культура мышления и речи.

«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает».

А тот, кто изъясняется сложно, сам пока до конца не понимает, о чем говорит.

И еще, мы привыкли оценивать методы по их сложности, но при этом мы оцениваем, оказывается, не сами методы, не их эффективность, а свои труды и затраты на их освоение. Сложные методы потому и сложны, что есть еще в них пока недоработки и ошибки – несоответствия с природой, тогда как истинная ценность методов заключается в эффективности при легкости освоения и простоте использования.

За этим – их проработанность. Это и есть мастерство.

Все гениальное просто! Такова природа!

Вот молитва, например, многим помогает, а ничего не стоит.

За нею стоят тысячи лет.

И другие методы показывают, как добиваться результатов, но здесь новый качественный уровень– принцип КЛЮЧА– принцип позитивного мышления, направленный на оптимум: как добиваться результатов с меньшими усилиями

Это чисто российское достижение, рожденное в нашей российской ментальности, направленное на оптимум, на то, чтобы «сразу и без усилий!».

Этот путь к развитию творческих качеств.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАУЗА

Формула счастья до изумления проста: хорошо, когда ты занимаешься любимым делом, а тебе за это еще и деньги платят.

Потому что здесь полный баланс между потребностями души и тела, гармония между духовными и физическими реальностями, а стало быть, человеческая целостность, превращающая человека в личность.

Стремление быть целостным, иметь свое лицо и быть самим собой вопреки обстоятельствам отличает тех, кто обладает так называемой психологией победителя.

Что это – психология победителя, и как достичь в жизни счастья?

Нам снилась в детстве свобода – в полетах во сне.

Мы учимся этой свободе всю жизнь.

Здесь КЛЮЧ к себе – к состоянию внутренней свободы.

И наше лучшее будущее – приблизится.

Потому что все ответы в тебе.

Наше будущее – внутри нас, и наша задача – открывать себя.

И тогда ты сможешь улыбнуться известной поговорке, что судьба играет человеком, а человек играет на трубе.

Как перепрыгнуть высокий забор без злой собаки?

Между тобой и целью не должно быть сомнений.

Иначе споткнешься.

Тренировка с КЛЮЧОМ помогает находить в себе то состояние, которое вам нужно, и, освободившись от внутренних препятствий, настроиться на цель.

Говоришь себе, например: «Начну новую жизнь с понедельника!» – а в памяти всплывают прежние неудачи или тебе препятствуют какие-либо другие подсознательные комплексы и психологические барьеры.

А вот побежит, например, за тобой злая собака, и ты перемахиваешь высоченный забор!

Потому что в этот момент в тебе нет сомнений. Иначе она тебе штаны оборвет или еще что...

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – это способ достижения в сознании «свободного» состояния, в котором нет комплексов и стереотипов, мешающих настроиться на цель.

Это способ включить организм на достижение цели.

Это способ, в конце концов, просто отдохнуть, сумев отбросить мешающее напряжение.

Это способ, с помощью которого происходит раскрытие творческого потенциала и самоорганизация целостности личности.

А ты что делаешь?

Решая любую проблему, ты сталкиваешься с самим собой, со своими внутренними проблемами.

Стресс, страх, подсознательные комплексы, стереотипы мышления – психологические барьеры, которые блокируют сознание и внутренние резервы.

А ты можешь не заметить этого и принять неверное решение.

И ПОЭТОМУ, чтобы получать результаты, надо знать закономерности работы мозга. Это природа. Природу не обманешь! С природой надо быть в союзе!

И ПОЭТОМУ надо знать основные истины, которые помогут разобраться в жизни, среди моря бесполезной информации, которая обрушивается на нас бесконечными потоками.

Итак, психология победителя

Оказывается, успеха добивается тот, кто пользуется следующими принципами.

1 . Искать себе дело по душе или находить в себе мудрость делать дело с душой.

Потому что наивысший результат получается там, где дело делается с душой, с любовью, так как здесь работает максимальное сосредоточение внимания на деле.

Принцип целостности – это принцип «единства мысли и действия», открывающий внутренние резервы. Внимание здесь максимально сосредоточено.

Критерием своего дела (своего упражнения, своего приема) является комфорт. Свое дело – это тот труд, который делается не только с усилием, но и с удовольствием.

Внутренние резервы раскрываются по этому же принципу и в экстремальных ситуациях, когда включается тот же механизм «единства мысли и действия».

Вот пример. Почему у бегуна в самый критический момент нагрузки открывается «второе дыхание»?

Потому что в момент наивысшей нагрузки происходит максимальное сосредоточение внимания на преодолении нагрузки – явление «единства мысли и действия», и оно обеспечивает состояние психического раскрепощения (релаксацию), через которое происходит раскрытие внутренних резервов.

2. Применять оптимистическое (позитивное) мышление.

Вот и формула оптимизма: искать результат, а не зацикливаться на неудаче.

Это классический фундаментальный принцип, который всегда выполняется деятельными людьми.

Чем ты талантливее, тем, оказывается, более способен перебирать варианты и тем результативнее поиск. Потому что ищешь вариант, чтобы получить результат сразу.

Реализуется формула оптимизма на основе принципа КЛЮЧА – технологии прорыва.

Принцип подбора путем перебора вместо принципа достижения путем повторения.

По этому принципу вы пользуетесь правилом: ищете то, что получается, и отбрасываете на время то, что не получается.

И когда вы делаете то, что получается, то начинает получаться и то, что раньше не получалось.

Потому что когда вы нашли и делаете то, что получается, у вас снимается зажатость, растет уверенность в себе, начинает получаться и то, что раньше не получалось.

Это чисто российское достижение – искать как легче, как комфортнее, соединяя старания с удовольствием.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет!

На самом деле этот подход – большое российское достижение!

Только надо им правильно пользоваться!

Это то, что Пушкин любил, – ленивая праздность.

А создал при этом целую эпоху в поэзии!

Это то, что мы все в России любим,– чувство раскованности, чувство полета!

Мы активизируемся в деле, где у нас получается, где у нас «крылья растут».

Стало быть, критерием соответствия является деятельность, где старания сопряжены с удовольствием, где высокий результат достигается без излишних усилий.

Поэтому при оптимистическом подходе закономерно повышается уверенность в себе и улучшается здоровье.

А настроение при этом чаще бывает хорошим!

Потому что в кровь выбрасываются эндорфины.

Потому что мозг при таком мышлении получает только положительные импульсы!

Вопрос: А почему мозг при оптимистическом мышлении получает только положительные импульсы?

Ответ: Потому что при оптимистическом мышлении отрицательные результаты просто игнорируются!

3. Успеха добивается тот, кто наряду с основным делом занимается параллельными делами.

Потому что параллельные дела – это дополнительные источники сил и уверенности в себе.

Не получается в одном, получается в другом!

Люди, которые занимаются только одним делом, если там, «внутри этого коридора», что-то не получается, воспринимают это как тотальную трагедию!

А получая результат в параллельном деле, мы черпаем энергию и уверенность в себе.

Параллельные дела – это точки стабильности в жизни, так как если не получается в одном, получается в другом.

С чувством уверенности, которое мы получаем в параллельном деле, лучше делается и основное дело.

А разносторонность – условие развития целостной личности.

4. Успеха добивается тот, кто для того, чтобы лучше решить задачу, повышает планку цели.

Повышая планку цели, мы выходим из-под стресса конкретной задачи, «отцикливаемся», освобождаемся от зажатости, приобретаем широту обзора и новое качество мышления. Чем выше планка цели, тем проще решаются конкретные актуальные задачи.

Так работает мозг и в экстремальных ситуациях: чем выше планка цели, тем легче включаются ресурсы.

Вспомните: убегая от злой собаки, мы можем перемахнуть высоченный забор, а побежала за вами маленькая собака – и может ничего не получиться.

Потому что для преодоления высокого психологического барьера требуется большая энергия. А для решения маленьких задач большая энергия не нужна.

Но как повысить планку цели, чтобы лучше решить задачу?

Надо повысить требования к качеству решения задачи или сократить для себя время ее исполнения.

Вы готовите, например, доклад к четвергу, и у вас стресс. А повысьте планку цели – поставьте себе задачу сделать не просто доклад, а доклад с изюминкой!

Или поставьте себе задачу подготовить доклад не к четвергу, а раньше, например, к понедельнику!

И стресс снижается!

Потому что в сравнении с новой, более высокой задачей, старая задача становится менее стрессовой.

Вот интересный пример про принцип КЛЮЧА и повышение планки цели.

Специалистов-логопедов в центрах речи учат ставить у детей артикуляцию, и дети при этом выполняют различные упражнения, помогающие им овладеть нормальной речью.

Эти упражнения не всегда доставляют удовольствие.

А в Центре защиты от стресса Игорь Чижиков по разработанной им программе «Приобщение людей к языковым культурам» делает это по системе КЛЮЧА с помощью компьютера.

На экране демонстрируются строчки из песен, которые поют известные певцы на испанском, итальянском и других языках (пяти или шести). Подросток, подпевая, находит для себя по принципу подбора путем перебора тот язык, который с ним «резонирует», то есть тот, который ему больше подходит по характеру его личности.

Затем учитель иностранного языка занимается с ним этим языком. В результате обучение языку происходит в комфортных для ученика эмоциональных условиях, а тот, кто освоил один иностранный язык, легче осваивает и другие.

Когда Игорь Чижиков поет вместе с обучаемым эти песни на разных языках, приобщая этим самым людей к языковым культурам, у людей происходит психоэмоциональная релаксация, они раскрепощаются, начинают петь, а потом и говорить свободнее на своем родном языке.

При этом если среди этих людей оказываются пациенты-логоневротики или, например, люди, перенесшие травмы головы, инсульты, у которых нарушилась речь, то они, релаксируясь, тоже начинают потом лучше говорить, у них происходит оживление правильной артикуляции. И как они говорят, это увлекательнее, проще и эффективнее, чем в центрах речи, где их тренируют с помощью других упражнений для улучшения речи.

Почему в центрах речи пока не додумались до того, чтобы использовать караоке и подобные упражнения, которые применяет Игорь Чижиков? Ведь в этих упражнениях старания соединяются с чувством удовольствия.

Потому что в этих центрах для улучшения речи специалисты решают конкретную задачу: пациент должен лучше говорить.

А Игорь Чижиков ставил себе более трудную задачу – научить человека хорошо говорить на разных языках.

Повышая планку цели, мы обретаем новое качество мышления и новое качество жизни.

5. Успеха добивается тот, кто лучше управляет своим состоянием.

Понятно, что без творческого вдохновения не написать стихотворения, а без полной мобилизации сил не совершить рекордного прыжка.

Саморегуляция нужна для контроля над нервным волнением, страхом, для эмоционального настроя в работе, создания психологической атмосферы при общении, быстрого восстановления сил, настройки на будущее, в целом – для улучшения здоровья, освобождения от стереотипов мышления и преодоления психологических барьеров.

Если вам нужно делать дело, а вам не хочется, то помечтайте на фоне приемов КЛЮЧА о том, что это дело доставляет вам радость.

КЛЮЧ создает гармонизирующие связи между сознанием и организмом, и вы получите новое, желаемое отношение к работе.

Так вы соедините работу с удовольствием.

И если хотите – не только работу.

По образу Божьему создан человек (подытожим, повторим урок)

Приближение к шедевру. Это в каждом из нас. И если вам плохо, если мир кажется серым, а люди – сплошь с недостатками, то, значит, в этот момент вы не творите.

Говорят, что по образу Божьему создан человек.

Что это значит?

Бог – Творец. Стало быть, Бог в человеке – это творчество! А не только молитва.

Вы – творец, и если по каким-то причинам не нашли себя, не страдайте, а ищите свой талант – вот путь! Интенсивнее перебирайте варианты и найдете то, что вам соответствует.

Это то, что вам нравится, это там, где вы трудитесь с удовольствием.

Это один из принципов КЛЮЧА.

А скоро мы испытаем принципы КЛЮЧА и метод КЛЮЧ на практике.

Для внутренней саморегуляции и для внешней деятельности.

И будем изумляться результатам.

Итак, главный секрет успеха человека в жизни заключается в том, чтобы он, несмотря на моду, авторитеты и прочие обстоятельства жизни, не изменял себе, а занимался именно своим любимым делом, в котором талантливее всего.

А чтобы быть цельным, нужно быть многоплановым.

Потому что талант по природе многолик.

Иначе ты или штангист, или шахматист. А это скучно.

А раньше нас не так учили, нам говорили, что человек должен быть сосредоточенным. Нам говорили: не разбрасывайся! Нам говорили: занимайся одним делом! И если не получалось, нам говорили, что без труда не вынешь рыбку из пруда.

Теперь добавим новое – сохраняя себя, свое здоровье, воспитываем в себе культуру работать с удовольствием, обучаемся уверенности в себе.

А как воспитывается уверенность в себе?

Первый секрет превращения человека в личность: стресс преодолевается творчеством, путем созидания.

Потому что стресс – это перенапряжение регуляторных систем, энергия дисгармонии, а творчество – фактор упорядочивания. Это принцип развития. Иные, особенно лекарственные, способы снятия стресса должны применяться только в запущенных случаях. Транквилизаторы, алкоголь, наркотики тормозят развитие.

Итак, стресс снимается творчеством. Это правильный здоровый путь развития. Но если случай уже так запущен, что творчества для снятия стресса и выздоровления недостаточно, тогда подключаются и психологические методы.

А если и этого недостаточно – тогда и медицинские.

Творчество – не только психологический, но важнейший биосоциальный фактор человеческого развития.

Именно в творческом состоянии происходит в нашем мозгу соединение опыта наших дедушек и бабушек с нашим личностным опытом, и через этот контакт прошлого и настоящего происходит прорыв в будущее. Наша целостность – основа интуиции.

Секрет успеха второй: чтобы в основном деле иметь надежный результат, надо, оказывается, иметь, помимо основного дела, даже если оно любимое, и параллельные дела.

Помните? Если вы заняты только одним делом, то если там что-то не получается, то это воспринимается как тоталъная трагедия. А в параллельном деле черпаешь вдохновение и уверенность в себе: не получается в одном, получается в другом.

Секрет успеха третий: видов деятельности должно быть много.

Это источники вдохновения и точки стабильности в жизни: действительно, не получается в одном, получается в другом. Именно в этом мы черпаем силы и вдохновение и переносим свою уверенность во все свои дела. Творчески можно заниматься любым делом.

Великие потому и великие, что наряду с главным делом имели десятки увлечений. Леонардо да Винчи и рисовал, и писал, и подводную лодку строил. Авиценна лечил, писал стихи и музыку...

На воспитание психологической культуры надо ориентироваться при обучении детей. Это их психологическая защита и гарантия развития в обществе.

И эти дела для души должны быть не только пассивными, созерцательными, как, например, слушать музыку или гулять по парку, но главным образом – созидательными.

Вот вы, предположим, готовитесь завтра выступить с докладом или собираетесь к начальнику и робеете, а посмотрели на картину, которую написали вчера на досуге, и опять вдохновились: вот ведь что я могу!

Как здорово это выразил Пушкин: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» С этим чувством уверенности в себе уже ничего не страшно. Творчество не только спасает – это опора в жизни, ступень в завтрашний день.

Еще один секрет успешной работы. О культуре рабочего места

Есть такая интересная организация, в которой привлекаются к работе бывшие алкоголики, люди без особых профессиональных навыков, уже потерявшие веру в себя и перспективы на жизнь.

Им предлагают, к их удивлению, тут же попробовать отлить собственными руками из бронзы заготовку, обработать ее, раскрасить красками. И это, к их удивлению, получается!

Потому что это на самом деле доступно каждому.

Просто мы этого раньше никогда в жизни не делали.

И думали, что не можем этого делать. А тут – готовые условия, поощрительные взгляды. И прямо на глазах появляется художественное произведение. От этого никуда не деться. Хочется продолжить занятие. Так вместе с произведением возникает художник. Человек, способный и желающий работать.

Талант многолик. Но важно и умение создать свое рабочее место.

Есть такой феномен труда.

Это замечательная закономерность. Как только облегчаются, оптимизируются условия труда, повышается производительность, работа начинает принимать творческий характер.

Поэтому обычно говорят о том, как важно создать хорошие условия труда. Иногда бывает, трудится человек, трудится, а успехов никаких, но стоило поставить стол у окна – и дело пошло.

Если заглянуть глубже – то, например, когда мы жестикулируем, говорить легче, потому что движения производятся синхронно мышлению, и этим расковывают мысль, думается легче. Или нам думается легче, когда мы не мешаем своим мыслям, сидя неподвижно, как бы оцепенев, или ритмично покачиваемся телом. Все это зависит от того, в каком мы находимся состоянии и о чем думаем. Попробуйте говорить что-то энергичное, не позволяя себе двигаться. Это очень сковывает.

Точно так же расковывают мысль и компьютеры.

Как только появились компьютеры, творческая производительность человеческой мысли резко возросла. И не только потому, что компьютеры взяли на себя громоздкие расчеты, а главным образом потому, что компьютеры облегчили процесс мыслепроизводства, сократив связь между мыслью и ее выражением, и этим самым обеспечили большую свободу мысли.

Мы вместе с вами создадим способ, с помощью которого вы облегчите свою мысль и поэтому будете мыслить свободнее и результативнее.

Это – метод прорыва, который в современном мире дает нам с вами мощное преимущество и позволяет получать самые неожиданные и удивительные результаты.

Это технология целостной психофизиологической самоорганизации личности – способ гармонизации духовного и физического – метод управляемой психофизиологической саморегуляции КЛЮЧ.

Приемы КЛЮЧА, основанные на механизме единства мысли и действия (включаемого при занятиях любимым делом или в экстремальной ситуации), называются «Управляемые идеорефлекторные приемы».

Они снимают нервные зажимы и позволяют достичь гармонизирующего состояния управляемой активации внутренних резервов доступным коротким путем, без всякой экстремальной нагрузки.

Через творческую и параллельную деятельность развивается универсальный опыт жизни, самодостаточность и расширяется круг общения.

Самое главное – обретаешь свое лицо.

КЛЮЧ помогает обрести уверенность в себе и, преодолевая психологические барьеры, расширять круг досуга и получать в делах стабильные высокие результаты наиболее коротким и доступным для себя путем.

Эта книга – практический пример разностороннего творчества. Автор применяет свой метод КЛЮЧ для решения жизненных проблем и достижения творческих целей.

Разговор с футбольным тренером

Эта футбольная команда сделала необыкновенный прорыв!

Но тренер перестал смеяться, изменился, сильно сосредоточился.

И вся команда в напряжении.

Вот он закончил тренировку, уже вечер, ужинает в зале спортбазы с командой, следит, чтобы у ребят все было.

– Пусть икры ребятам на завтра купят! – дает он указание.

После ужина заходит в свой номер, уже почти ночь.

Кажется, он теперь расслабится, почитает что-нибудь или каким-либо другим любимым делом займется.

Вставляет в магнитофон кассету. Боже мой, опять смотрит футбол. Анализирует.

Сколько можно! Футбол и футбол!

Он пригласил пять основных игроков команды и попросил меня научить их саморегуляции. Я предложил им несколько уникальных приемов, которые быстро вызывают расслабление, они сразу расслабились, стоя на ногах.

– А теперь,– сказал я им,– вспомните себя в наивысшей энергичной форме, энергия кипит! Запомните эту мощь! Настройтесь на то, что, когда в игре это понадобится, вы сразу сможете вызвать эту мощь в себе!

– Это нам подходит, – сказал тренер, – мы проповедуем эту философию мобилизации, а ты дал технологию.

Затем мы опять вошли с тренером в его комнату. И он снова включил видеокассету с футболом.

– Ты так долго не выдержишь! – говорю я тренеру как врач. – Тебе надо иметь отдушину, какую-нибудь еще параллельную деятельность, параллельное дело для души. Что ты в детстве любил?

А он убеждал меня, что главное – сосредоточиться на главном.

Главное, говорит, не разбрасываться!

И через полгода попал в клинику с нервными нарушениями.

Талант многолик, потому что в каждом из нас – гармония.

Почему с помощью КЛЮЧА можно снимать психологические барьеры и успешно осваивать различные виды деятельности?

Потому что в основе всех видов деятельности лежат одни и те же закономерности, та же гармония, различия заключаются только в специфике.

Гармония и в каждом из нас.

Не будь в нас этого чувства гармонии, как бы мы могли различить в песне фальшивую ноту, даже не умея петь сами?

В каждом из нас гармония, и поэтому каждый из нас может при желании не только научиться петь, но стать и художником, и математиком, и физиком, и строителем, и врачом, и предпринимателем.

В том, что в каждом из нас – гармония, я убедился неожиданно для себя однажды в самолете.

До этого момента я думал, как, наверное, и многие думают, что человек растет и достигает гармонии путем совершенствования. Это не совсем так.

Глубинная гармония изначально в нас от природы.

Поэтому мы и можем развиваться и достигать высот, опираясь на эти глубинные внутренние критерии.

Это открытие внутренней гармонии у меня произошло так.

Когда шум моторов самолета изменился, я услышал музыку.

Поначалу я удивился только тому, что это была необыкновенно прекрасная, божественная музыка!

Но радио оказалось выключенным.

Божественная музыка звучала, оказывается, у меня в голове.

Играл оркестр, соло вела скрипка.

Я опешил, когда понял – иллюзия возникла на звуке моторов.

Так бывает иногда от утомления, когда в шуме воды, например, вам может послышаться чей-то разговор, это явление известное. Но музыка!.. Что это была за музыка!

Божественный оркестр стал плавно менять тему, как только я задумался: он зависел от хода моих мыслей, настроения! Я мог управлять этим чудесным оркестром одним желанием, без всяких усилий, как Бог!

Что это за чувство! Если бы меня не исключили в свое время из музыкальной школы за отсутствие музыкального слуха, я знал бы ноты и записал бы эту божественную музыку!

Я создал бы великое произведение!

Шум моторов опять изменился, и оркестр так же внезапно исчез.

Стало быть, слух у меня был, но внутренний.

Не было внешнего, того, что обычно называют музыкальным слухом, точнее, не было связи между внутренним и внешним.

Поэтому когда я пою, то делаю это как Ярослав Гашек, который говорил, что он знает четыреста песен, но только одну мелодию.

С помощью КЛЮЧА я немного потренировался петь и смог улучшить эту связь. Она и у вас обычно улучшается, когда нет зажатости, перенапряжения, которое сковывает любую деятельность...

Когда говорят, что некто – «художник от Бога», предполагая, что бывает особый талант художника, или писателя, или композитора, или бизнесмена, или руководителя, то это может вызывать у некоторых комплекс неуверенности в себе.

Все великие художники, если они этого хотели или заставляли обстоятельства, могли быть и прекрасными врачами, и музыкантами. Конечно, это при том условии, если они посвящали себя этой работе настолько глубоко, насколько нужно посвятить себя любой деятельности, чтобы обрести опыт и мастерство. Многие великие писатели и рисовали, и сочиняли музыку, и писали стихи, и, если очень надо, могли построить собственными руками дом.

Бывает от природы и талант писателя, и талант руководителя. Но по своей природе, по существу талант многолик.

Это та самая гармония внутри нас.

Все зависит от того, в каком направлении мы свою природу развиваем. Но в основе любой профессии, в глубине любого вида деятельности – та же самая структура: структура гармонии.

Если вы в чем-то добиваетесь успеха, трудитесь, достигаете основ мудрости своей профессии, то можете понять и художника, и руководителя предприятия, можете найти общий язык и с математиком, и с физиком, и с менеджером, можете оценить их труд, чувствуя основы гармонии в их деятельности.

Конечно, чем более исходно развиты те или иные способности, тем более они вызывают и соответствующие желания, и интерес, и внимание к чему-то. Потому что в области своих способностей легче ориентироваться, помогает интуиция, доступнее результаты. Дети с удовольствием занимаются делом, к которому имеют дарование, их не оторвать от этого дела. Но пробуждение способностей зависит от культуры среды, от способов обучения.

Как только школьник увидит, например, примеры рисования, которые созвучны его внутреннему миру, может открыться интерес к рисованию, или к математике, юриспруденции.

Откуда неуверенность в себе? Мы живем уже в XXI веке, но уровень современного общества еще во многом содержит в себе, к сожалению, отголоски «жреческо-кастовой» культуры, принципа «разделяй и властвуй», психологию удержания рабов.

Недостаточное знание людей о собственном устройстве и друг о друге, отсутствие организованного института культуры самопознания порождает безответственный «шаманизм» и любительское целительство, служит корпоративной «защите чести мундира», «клановости» среди представителей различных профессий.

Этот общественный механизм работает даже подсознательно.

Почему, например, врачи пишут так, что трудно разобрать их почерк?

Почему специалисты, даже психологи, преподающие «общение», или экономисты, юристы часто излагают свои программы и суть своей работы в широкой аудитории настолько специальным наукообразным языком, что трудно разобраться в сути дела?

Это может быть и от недостатка общей культуры, и для защиты своего престижа, а может быть, просто потому, что данный специалист сам ясно не понимает пока сути вопроса.

Но этот непонятный язык окружает человека ореолом специалиста, хотя и сводится, в сущности, к частоколу терминов и сложноподчиненных предложений, за которыми скрываются, быть может, и совсем простые очевидные истины.

Но, как говорят, мастер это тот, кто выразит сложное чувство доступным образом, и не ученый тот, кто в двух словах не может объяснить ребенку, чем он занимается.

КЛЮЧ – это мостик связи, ступенька между людьми, между вами и любой деятельностью.

Потому что при использовании ключевых приемов появляется то состояние гармонии, ясного ума, в котором понимаешь основу мира, понимаешь, что все мы едины, все мы «одной крови», а это открывает чувство уверенности в себе. Значит, если постараться, мы поймем друг друга. В этом наша надежда.

Система КЛЮЧ служит этому, потому что если говорить технически, то в системе КЛЮЧ ты ищешь тот прием, который сразу получается.

Поэтому ты снимаешь у себя напряжение, у тебя растет уверенность в себе.

Это способ моделирования чувства успешности.

А с чувством успешности – успешнее и любые другие дела.

Итак, суть!

Человек – творец! Поэтому хорошо себя чувствуешь, когда в тебе состояние творца, внутренней свободы! Это получается чаще спонтанно, но закономерно тогда, когда дело, которое ты делаешь, тебе по душе.

Душа безгранична, а тело – конечно. Дело по душе – это состояние внутренней целостности, перекрестье безграничной души и конечного тела.

При этом энергия души раскрывается: душа поет, а тело оздоравливается. И дело спорится! Научившись находить в себе целостность, ты становишься хозяином своей судьбы.

Тренировка с КЛЮЧОМ помогает получить и запомнить на будущее прекрасное состояние, когда ты в хорошей форме, чтобы воспроизводить его в нужный для тебя момент в трудной ситуации.

Настроившись на состояние внутренней свободы при тренировке с КЛЮЧОМ, ты можешь испытать на пути к этому желанному чувству «полета» несколько стадий восстановления – сонливость (если недоспал), катарсис (если на душе накопилось) и, именно выполняя эти требования организма, открываешь «чистое небо».

С каждым повторением время тренировки сокращается и превращается в способность управлять своим состоянием, так вырабатываются навыки саморегуляции: захотел – и получил!

Результат: обучаясь управлять своим состоянием, оздоравливаешься и начинаешь полнее раскрывать свои способности.

А это означает, что качественно расширяются твои перспективы, улучшаются отношения с людьми, ты начинаешь лучше понимать свои цели и добиваться успехов в жизни наиболее доступным и наименее затратным для себя путем.

Что слово «успех» означает именно для вас?

Такие термины как «успех» и «быть успешным» могут означать весьма разные понятия в зависимости от контекста и подразумевать наличие порой совершенно противоположных умений и навыков, применяемых к различным жизненным ситуациям.

Например, в повседневной жизни большинство людей считают ложь нехорошим качеством (хотя, возможно, кто-то делает исключение в ситуации «ложь во имя спасения»). Однако для игрока в покер, например, искусство правдоподобного блефа может быть (если не сказать «должно быть») ценным умением (необходимым качеством), делающего его «успешным» и позволяющим достигать победы, то есть успеха в его понимании.

Поэтому, если дело касается игр, построенных на разного рода обмане, то «успех» в них часто зависит от способности хорошо лгать, причем не только словами, но и невербальными знаками — языком тела. Для этого участникам приходится учиться контролировать свое подсознание, жесты, сердечный ритм и другие видимые проявления чувств, способные выдать другим истинное положение дел.

Успешными в этом смысле называют людей, достигнувших высот самоконтроля или научившихся сводить к минимуму проявление (вербальное и невербальное) определенных эмоций.

Хотя деятельность добросовестного маркетолога или продавца никак не связана с обманом, все же успешные предприниматели, как правило, хорошо знают не только психологию продаж и ментальные особенности (вербальные и невербальные) клиентов, но и понимают, как на них самих влияет та или иная деятельность, приносящая либо успех, либо поражение и связанные с этим эмоциональные последствия.

В своей книге «Мозг победителей» (The Winner’s Brain) эксперты Гарвадского университета в области психологии Джефф Браун (Jeff Brown) и Марк Фенске (Mark Fenske) обосновывают теорию о том, что успех (в общем понимании этого слова) по большому счету не зависит ни от уровня интеллектуальных способностей (IQ), ни от обстоятельств, ни от финансовых возможностей, ни даже от удачи. Успех, по их мнению, в основном связан со способностью человека (читайте — маркетолога) взрастить в себе «мозг, устойчивый к поражениям и неудачам».

Если это так, тогда ключевым моментом в вопросе успеха (в том числе и в маркетинге) является способность взять на себя ответственность за состояние собственного сознания.

Что это может означать на практике?

Рассмотренные в этой статье 8 фрагментов инфографики и приведенные к ним комментарии могут пролить свет на этот вопрос.

Для начала необходимо выяснить всю правду о собственных достоинствах и недостатках, какой бы горькой она ни была. Благо, что наш мозг является очень гибким инструментом, поддающимся не только точной настройке, но и познанию как таковому. Для этого в нем предусмотрена так называемая передняя часть поясной извилины (anterior cingulate, выделено на изображении ниже), активизирующейся во время процесса самоанализа:

Для чего это нужно: понимание слабых и сильных сторон собственных интеллекта и мировоззрения помогает более адекватно оценивать свои умственные возможности при принятии маркетинговых решений.

На этом этапе важны 2 момента:

  • нужно найти эффективный мотиватор (у каждого он будет индивидуальным), отличный от денег и успеха;
  • выявленные на этапе самоанализа ментальные недостатки нужно превратить из текущих преград в долгосрочную пошаговую программу по их преодолению.

Пример: игрок в покер всякий раз, когда к нему приходит «плохая карта», склонен почесывать нос. Для начала он выявляет это, затем сознательно контролирует недопущение данного действия и со временем после многочисленных повторений закрепляет на подсознательном уровне отказ от этой привычки.

Применение в работе маркетолога: специалист «по складу характера» не любит проводить сплит-тестирование. Если он не выявит у себя наличия этого ментального порока, скорее всего, он так и не сможет стать успешным профессионалом. Если же он честно себе в этом признается (первый шаг), тогда следующим этапом должны стать целенаправленные действия по внедрению в работу А/В-тестов и доведение этой привычки до подсознательного автоматического уровня.

Процесс постановки таких целей и действий по их достижению наш мозг выполняет активизируя сразу несколько своих участков:

первый ряд картинок (fig.1-fig.3) показывает, какие участки головного мозга участвуют в постановке целей;
второй ряд картинок (fig.4-fig.6) демонстрирует, как работает мозг человека, когда он начинает осуществлять намеченные действия.

Нетрудно заметить, что задействуются разные участки головного мозга. Таким образом, если индивид только планирует, но ничего не делает для воплощения планов в жизнь, часть коры головного мозга, отвечающего за активные действия отвыкает от своей «работы».

При этом все нужно делать по порядку. Следующий фрагмент инфографики покажет почему это важно.

Действительно, плохо когда кто-то медлит с конкретными действиями. С другой стороны, излишняя торопливость тоже не признак успешного человека. Если этапу самоанализа и постановки целей было уделено достаточно внимания, то после этого нервной системе человека легче полностью сконцентрироваться на достижении поставленных целей.

Он уже не отвлекается на размышления о том, что нужно предпринять, а выплескивает весь свой могучий потенциал — ведь кроме недостатков у всех нас есть и очевидные достоинства — на получение намеченного результата. На этом этапе кора головного мозга функционирует так:

Если сравнить эту часть инфографики с предыдущей, то можно более наглядно представить себе почему мозговая деятельность в стадии концентрации более эффективна — если в голове (на определенный момент времени) все «разложено по полочкам», нет необходимости одновременно отвлекать интеллектуальный потенциал на другие действия (самоанализ, постановку целей). Постоянная многорежимность еще никого не делала успешным.

Негативные эмоции (такие как стресс и гнев) в некоторой степени можно сравнить с ракетным топливом — тот, кто сможет научится использовать их мощь, имеет больше шансов добраться до назначенного пункта без бессмысленных нерезультативных потерь. И дело тут необязательно в том, что нужно научиться постоянно подавлять эти нехорошие эмоциональные проявления, но, скорее в том, чтобы (образно говоря) набросить на них поводья и затем направлять их в нужное конструктивное русло. Научиться делать это можно с помощью следующих психологических установок:

  • возникающую проблему следует рассматривать не как проблему, а как очередной вызов, справившись с которым можно приобрести новые ценные умения и навыки;
  • к неудачам нужно относиться как к возможно давно назревшему основанию пересмотреть некоторые принятые ранее решения, чтобы двигаться в новом, более адекватном направлении.

То, что эмоциям нельзя позволять бесконтрольно хозяйничать, показывает следующий фрагмент инфографики:

Комментарий: на картинке показано, что в ситуации, когда кто-то испытывает ярость по какому-либо поводу, то активизируются целых 5 участков головного мозга, практически не оставляя физической возможности для других видов позитивной деятельности. Однако при этом первое и третье изображения (fig.1 и fig.3) показывают, что в состоянии ярости активизируются те же участки, что и во время активных действий (сравните с предыдущим фрагментом инфографики).

Тот, кто помнит прошлое, может предсказывать будущее. Большинство успешных маркетологов объединяет одно общее качество — способность видеть ситуацию на несколько шагов вперед. Это никакое не чудо, а результат применения последовательно накопленного в прошлом маркетингового опыта, разложенного по соответствующим «нейронным полочкам»:

Комментарии: важную роль в хранении информации и в преобразовании краткосрочной памяти в долгосрочную играет часть лимбической системы головного мозга, именуемой гиппокампом. Кроме него, однако, функционирование памяти поддерживается еще как минимум 3 участками.

Выводы: если вы владелец бизнеса — а это автоматически подразумевает, что вы обязаны в определенной мере быть маркетологом — старайтесь запоминать свежую аналитику, характеризующую ваши бизнес-процессы. В нужный момент подобные знания могут всплывать из памяти, помогая принимать стратегически правильные решения.

Процесс зачастую представляет собой череду неудачных экспериментов, неверных предположений и неправильно интерпретированных статистических выкладок. Для того, чтобы добиться успеха в подобной ситуации, маркетологу не обойтись без своевременной мозговой «перезагрузки»: