Министр образования васильева о зарплате учителей. Школа будущего: без лишних проверок и с прозрачными зарплатами. Какой будет продленка

Эту тему наш телеканал обсуждал месяц назад в рубрике "Реальные цифры". Информацию о своих зарплатах присылали вы сами - наши телезрители. Несколько сообщений пришло и из Ивановской области о том, что там педагоги зарабатывают нет, все же не 7, но 11-12 тысяч в месяц. Сразу в нескольких регионах, например, на Алтае, в Бурятии и Липецкой области, учителям платят еще меньше - в пределах 10 тысяч рублей.

А ведь даже эти деньги достаются нелегко. В ход идет все: берут по две ставки, а то и больше. Плюс классное руководство. Плюс кружки.

И даже так, зарплата до суммы в министерском отчете у многих никак не дотягивает.

Пятнадцать тысяч и даже больше действительно получают многие учителя в Иваново. Правда, чтобы заработать эти, в общем, небольшие деньги, педагогам часто приходится работать на износ: больше, чем на 2 ставки. Одна без дополнительных надбавок до суммы из отчета министра не дотягивает.

На улице уже стемнело, а стопка непроверенных тетрадей пока лишь сравнялась с той, в которой листы пестрят красными отметками. У учительницы математики одной из школ города Иваново рабочий день продолжается, несмотря на то, что уроки давно закончились. После них час уже своего личного времени педагог тратит на занятия с отстающими учениками - бесплатно помогает им наверстывать программу. Между уроками в школе и работой на дому идут платные занятия. Без репетиторства прожить на обычную учительскую зарплату непросто

Как учитель математики я получаю за январь 2017 года 12 тысяч 788 рублей. Это у меня 20 часов недельных нагрузки, классное руководство в одном классе и руководство методическим объединением в эту сумму входит. Есть зарплата - у кого по 12 тысяч рублей, есть 13, 14, 15 вот такой разброс где-то до 15 тысяч. Чтобы получить условно 16-17 тысяч, нужно работать больше, чем на 2 ставки.

Две ставки - это 36 часов в неделю. По 7 уроков при работе в пятидневку. Плюс нужно найти время на подготовку к занятиям, составление планов, классную работу. Чтобы в придачу к окладу получать стимулирующие выплаты - выступать на педсоветах, участвовать в семинарах и конкурсах. То есть, буквально, жить на работе за деньги, которые на нормальную жизнь все равно не хватит.

Больше половины своей зарплаты наша героиня тратит на оплату квитанций за квартиру.

Очень многие учителя, которые получают до 15 тысяч около 15 тысяч, которые съедает коммуналка, продуктовая корзина, конечно, в таких условиях, когда постоянно нет денег, когда ты думаешь, где их взять. Как можно идти к ученику и ему улыбаться, и его учить, не раздражаться, и по крайней мере, то есть, не думать о том, как выжить.

Мы не называем имени героини и номер школы, где она работает, по ее просьбе. Ее коллеги из Иваново на камеру общаться отказались, но за кадром рассказали свои истории. Учитель русского и литературы получает 11 тысяч, физик 12,5. 12 - учитель информатики, молодой педагог одна воспитывает ребенка и живет в съемной квартире. Все боятся потерять и место и деньги, ведь фиксированный оклад далеко не всегда большая часть зарплаты.

Леонид Перлов, учитель высшей категории, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель": "Многократно говорилось о том, что базовая часть, гарантированная учителю, должна быть не меньше, по-моему, 60 процентов. По факту она иной раз и до 50 не дотягивает. А вот стимулирующая. За что, критерии назначения этой стимулирующей - это, в общем, в компетенции директора. Захотел, он эти стимулирующие начислил. Не захотел - не начислил".

Концы с концами сводят не только учителя в Иваново. Чтобы обеспечить семью с ребенком преподаватель истории из Махачкалы работает в двух местах: в школе и в центре подготовки к ЕГЭ - в сумме выходит все равно немного: 21 тысяча.

Мурад Абдурахманов, преподаватель истории: " Сначала это квартплата, ЖКХ, питание. Старшие, родители помогают, чем могут, без этого никак".

У Мурада Абдурахманова еще не истек трехлетний срок с окончания университета, поэтому он получает надбавку как молодой специалист. Когда ее отменят, его оклад в школе снизится до 8-9 тысяч. Сообщения о зарплатах меньше 10 тысяч в нашу редакцию приходили и из других регионов.

Моя ставка 18 часов, получаю 7 654 р. Поселок городского типа, Пермский край

При расчете зарплаты учителей берется средняя зарплата по школе! 60 тысяч - директор, по 10-12 у учителей! Вот тебе и хороший показатель!

Бурятия. За 23 часа - 7500 рублей на руки. Стыдно.

После этого сообщения впору затевать новую проверку - уже в Бурятии. Впрочем, и от нее ждать каких-то перемен не приходится. Официальной статистике верят больше, чем людям. По свежим данным Росстата, средняя зарплата педагогов в Ивановской области 21 тысяча рублей. В Бурятии - почти 30.

Публикую пост Дарьи Корольковой, прогремевший на весь Фейсбук. Автор, мать девочки-подростка, решила «расставить все точки над i», заранее обрисовать дочери свою позицию по поводу её взросления и дальнейшей самостоятельной жизни. Орфография сохранена.
1. Через 3 года я могу выгнать тебя из дома. Страшно звучит, да? Но, тем не менее. В 18 у тебя будет 2 варианта действий: ты поступаешь в ВУЗ, и я тебя поддерживаю, как могу, до окончания, или до нахождения работы. Либо ты кладешь на ВУЗ болт (и я никогда не осужу тебя за это) и идешь работать. И обеспечиваешь свои потребности сама. Содержать не учащуюся девочку 18+ лет от роду я не буду, потому, что я считаю это неправильным. У тебя есть 3 года, чтобы выбрать…
Да, мы уже придумали перепланировку квартиры. В твоей комнате будет наша спальня.
2. Ты прекрасна. Ты красива. Ты очень умна. Ты гораздо лучше, чем я. Ты - замечательная. Я знаю тебя 15 лет, и ты гораздо лучше, чем я могла себе представить в самых смелых мечтах. Если кто-то этого не понимает, это его проблемы. Ну, и еще немного папины, но он-то шустро с лестницы спускает, тут я не беспокоюсь.
3. Я тебе не пример. Ты совершенно другая, отдельная личность, ты не должна любить то, что люблю я, ты имеешь полное право попирать мои авторитеты и класть болт на мои ценности. Один нюанс: нести ответственность за свой выбор ты тоже будешь сама.
4. Ты свободна. Я ничего от тебя не жду. Ты можешь пойти в дворники, маникюрши, слесари, токари, домохозяйки, бизнес-аналитики, офис-менеджеры и стать кассиром в Ашане. Я не считаю возможным вмешиваться в твой выбор жизненного пути. Но не забывай перечитывать первый пункт.
5. Ты не должна мне ничего. Я растила тебя не в долг. Я не жду стакана воды, будь он неладен, я не рассчитываю, что ты обеспечишь мне безбедную старость, я не грежу твоими нобелевками. Ты вправе выбрать то, что для тебя важно и ценно. Или пустить все на самотек. Это твоя жизнь и твой выбор.
6. У тебя есть дом. Что бы ни случилось в твоей жизни, я буду рядом, если тебе это нужно. Я поддержу и пожалею, я посочувствую и попробую помочь, если ты попросишь. Но я не буду вмешиваться самопроизвольно.
7. У меня своя жизнь. Я не обязана помогать по свистку, бросать свои дела ради тебя. жертвовать своим комфортом ради твоего. Я МОГУ. Но я НЕ ДОЛЖНА.
8. У тебя своя жизнь. За кого выходить замуж, рожать ли детей, становиться ли лесбиянкой, вступать ли в Единую Россию, ты всегда будешь решать сама. Мои взгляды, политические пристрастия, жизненные убеждения не должны никак на тебя влиять. Ты можешь поступать так, как велит тебе сердце, совесть и корысть. От этого ты не потеряешь меня, не перестанешь быть моей дочерью, не станешь персоной нон-грата.
9. Никто не намерен тебе вредить. Это непросто понять, но правда: все думают только о себе. И я. да. Любой человек в любых обстоятельствах ведет себя так, как считает правильным. Никто (психически здоровый) не ухудшает свою жизнь сознательно. Он (или она) действуют так. как (с их точки зрения) будет лучше им. Не более. Просто ваши картины мира не совпадают.
10. Мир несправедлив. Нет гарантированных способов добиться успеха и гарантированных способов избежать неудачи. Ты не контролируешь этот мир. Ты можешь делать все правильно и оказаться в жопе. Ты можешь нарушать все на свете и оказаться на коне. Единственное, о чем ты должна беспокоиться - это о честности. Не ври себе. Учись себя понимать. Осознавай свои истинные потребности и чувства. И думай, как тебе будет лучше.
11. Твое «хорошо» почти всегда будет означать чье-то «плохо». Ты займешь чье-то место в институте или у кассы Ашана. Ты будешь встречаться с чьей-то любовью всей жизни или сидеть на чьем-то любимом месте в кинотеатре. Не парься. Твое «плохо» всегда будет означать чье-то «Хорошо», так, что вы квиты.
12. На 100% ты можешь верить только себе. Нет, даже не мне, я же не могу пролезть в твою голову. Ты обязательно недосказываешь, скрываешь и утаиваешь. Я знаю, я тоже так делаю. У меня тоже есть мама. Только ты сама знаешь ВСЕ о себе. Только ты знаешь, на, что способна.
13. Не перекладывай ответственность. За твою жизнь с 18 лет отвечаешь ты. И никакие Онасука и Онкозел тут ни при чем. Рожай детей, если сможешь вырастить их одна. Берись за проект, если вытянешь его без коллег. Эмигрируй, если способна оказаться одна в чужой стране. ОДНА. Если повезет и будут помощники, родные, близкие - тебе будет легче. Но они тебе НЕ ДОЛЖНЫ. Не рассчитывай.
14. Просчитывай. У каждого действия есть последствия. Может быть, ты не предвидишь все. Но пробуй просчитать максимум. Чем лучше ты себе представляешь варианты - тем разумнее твое поведение.
15. Не слушай меня. Я накатала 14 пунктов, которые, на мой взгляд, сделают твою жизнь лучше моей. Но ты - не я (и об этом, кстати, был отдельный пункт). Не сравнивай. Не равняйся. Иди и живи. Я родила тебя не для того, чтобы ты была моей дочерью. Я хотела выпустить в мир человека, который проживет в нем свою собственную жизнь. Иди и живи ее.

Ирина Канторович, педагог

Проблема растущей бедности учителей, воспитателей детских садов и преподавателей вузов много раз поднималась в печати и на ТВ, например, на федеральном телеканале Общественного телевидения России .

Мы неоднократно пытались донести до Министерства образования тревожную тенденции растущей бедности педработников. Однако неизменно получали в ответ отписки о том, что, согласно средним показателям, зарплаты, наоборот, растут. В качестве примера такой позиции министерства можно вспомнить майскую «Новых известий» "Минобр ответил, почему ректор получает 20 миллионов, а преподаватель 20 тысяч".

Итак, в течение нескольких лет Минобр неизменно отвечал мантрами о том, что все с зарплатами педработников хорошо и будет еще лучше.

Но 29 ноября 2017 года произошла настоящая революция в этом вопросе. На официальном сайте Минобра можно прочесть долгожданную информацию:

"Глава Минобрнауки России Ольга Васильева заявила о недопустимости «гигантских разрывов в зарплате ректора и средних доходах преподавателей».

Я понимаю, что зарплата ректора, принимая во внимание степень его ответственности и загруженности, должна быть выше зарплаты педагогов, и, как вы знаете, мы это учитываем при её определении. Но должны быть какие-то нравственные ориентиры, когда у вас люди получают скоромные деньги, а вы приносите справки о высокой средней заработной плате в вузе и просите начислить 700 тысяч рублей, когда люди по 35-45 тысяч получают. Мои коллеги, департамент контрольно-ревизионной деятельности, сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей фактически не повышают зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70".

На случай, если названный Ольгой Васильевой департамент ещё не выявил схемы выплат педработникам зарплат ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), назовём две такие законные схемы:

1) Перевод бюджетника локальным актом на неполную ставку при сохранении того же объёма работ – это позволяет платить зарплату ниже МРОТ. Это широко осуществлено, например, в МИФИ.

2) Можно и при полной ставке платить ниже МРОТ, хоть две тысячи: по закону такой оклад допустим . Способы борьбы с проверками у начальства отработаны. Даже если оно выплачивает работнику зарплату ниже МРОТ, поймать его и привлечь к ответственности практически невозможно. Как только в школу или больницу сообщается о проверке, администрация издаёт приказ о выплате стимулирующих и премий сотрудникам за «проверочный» период, и их суммарные доходы законно становятся выше МРОТ. А если они выше МРОТ, даже если это нищенские 8 тысяч, – у правоохранительных органов уже нет поводов возбуждать уголовные дела: выплаты выше порога, установленного законом, и все выплачивается по Положению об оплате труда, утвержденному самим коллективом. Нарушений нет.

Конечно, заявление Ольги Васильевой – настоящий информационный прорыв: ранее тема нищеты педработников официально не существовала. Но, как всегда, хочется, большего. Хочется, чтобы не забыли и про параллельную важнейшую тему. Верится, что Ольга Васильева и все министры социальной сферы обратят внимание на то, что сейчас по закону "экономию" на предоставленных услугах населению также просто некуда деть, как перевести в стимулирующую часть зарплаты сотрудников - на практике близких к руководству сотрудникам. Это порождает всемерное сокращение функций государства на всех уровнях, постепенно разрушающее государство.

Стимулирующие выплаты на практике самоуправно формируются директорами бюджетных организаций и региональными управленцами и могут превышать оклады в десятки раз. Пример: постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2016 г. № 784 увеличен размер ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих с двенадцати должностных окладов до тридцати восьми должностных окладов. Увеличен размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий с двух до тринадцати денежных вознаграждений для лиц, замещающих отдельные государственные должности Челябинской области. А уж кому платить ежемесячно просто должностной оклад, а кому тридцать восемь таких окладов, решает руководитель. И все по закону., которую просим подписать.

Открытое обращение к министру образования Васильевой от российского учителя. Госпожа Васильева. К Вам обращается Редикульцев Антон Валерьевич, учитель средней общеобразовательной школы села Калги Забайкальского края. После многих дней тягостных раздумий я решил высказать своё мнение по поводу происходящего. Не буду примерять на себя личины излишней обходительности и не стану затруднять себя поиском изящных словес. Выскажу всё то, что давно накипело на душе. И, думаю, не только у меня. Надеюсь, педагогическое сообщество в основной своей массе поддержит моё обращение, пусть и тихо, пусть и про себя. Тут уж диктуют время и обстоятельства. В последнее время я, как и многие мои коллеги, были свидетелями множества заявлений по поводу растущего благосостояния российских педагогов. Да, я буду говорить об этом. Понимая, что замызганный и несколько потерявший свой лоск в наше нелёгкое капиталистическое время лозунг о благородстве и самоотречённости нашей профессии активно педалируется в нужное время и в нужном месте, я попробую отойти от этой лицемерной демагогии и показать на своём примере, что для меня есть правда, а что вымысел. Не смею Вам указывать или давать советы. Но приподнять немного зашоренные веки нашего чиновничества - считаю своим гражданским долгом. С завидной регулярностью в последнее время в СМИ проходит информация о том, что заработная плата российского учителя покоряет всё новые и новые вершины. Вот и Вы совсем недавно озвучили сумму в 33,2 тысячи рублей, обозначив её как среднюю. Сколько работаю в школе (а я работаю без малого 22-й год), моего высшего гуманитарного образования, видимо, не хватает для того, чтобы осознать всю глубину и многогранность этого мистического понятия - "средняя зарплата". Почему мистического? Потому, что эта сумма для подавляющего большинства моих коллег недоступна, и в расчётках каким-то непостижимым образом отображаются совсем иные числа. А если кто и является счастливым обладателем выигрышного билета, то по уровню нагрузки, степени загруженности и объёму выполняемой работы он вряд ли будет отвечать критериям того самого "среднего" значения. Потому как, если я правильно понимаю, средняя заработная плата должна хоть как-то коррелировать с соответствующей рабочей нагрузкой, такой же средней. Но, как показывает личный опыт работы и общения с коллегами, никакого соответствия в данном случае не наблюдается. Взять хотя бы наш коллектив. Обозначенная сумма, конечно же, присутствует в расчётках у моих коллег. Есть и те, кто может похвастаться и суммой под четыре десятка. Но, повторюсь, это никоим образом не отвечает той самой пресловутой "средней" рабочей нагрузке. Они практически живут в школе. Не буду далеко ходить за примерами. Скажу о себе. Стаж 22 года. Образование высшее. Преподаю в школе три замечательных предмета. Нагрузка по урокам 23 часа. Дополнительно к этому веду спортивную секцию, шесть часов в неделю. Плюс проверка тетрадей. Плюс работа с коррекционщиками. Плюс заведование кабинетом. Мало того, значительную (в процентном отношении, конечно же) прибавку к нашим нищенским окладам составляют сельские выплаты и северный коэффициент. Итак, после перечисления всех этих бюджетных регалий что же я имею на выходе? А имею скромные 24 тысячи на руки. Это при моей далеко не средней рабочей нагрузке и сельских. Представляете, что бы я имел, работая в городской школе? Не более 18, а то и 16 тысяч. Поэтому, госпожа Васильева, вы уж простите, но слушать ваши придыхания по поводу растущего благосостояния российского учителя становится с каждым разом всё сложнее и сложнее. Я не беру во внимание, что сам факт такой зарплаты, не дотягивающей даже до уровня 600 долларов, позорен и уныл. Воздержусь и от сравнения в стиле "а вот у Них Там", чтобы не прослыть русофобом у лёгкой на выводы публики. Конечно, вашу риторику понять несложно. Мне, простому смертному, на ум приходит два варианта такого расхождения ваших чиновничьих фантазий с суровой действительностью, в которую нас с завидным постоянством окунает это государство. Первый вариант - вы просто не в курсе происходящего в стране. Тогда напрашивается очень неприятный вывод либо о вашей некомпетентности, либо о саботаже со стороны тех, кто вас снабжает такой дезинформацией. Второй вариант - вы просто-напросто играете роль, не выходя за рамки своего амплуа, создавая фальшивую картинку общего благополучия для стороннего наблюдателя, рассуждая о средних зарплатах, но скромно умалчивая о медианных, озвучивая суммы, но так же скромно умалчивая о соответствующей этой сумме рабочей нагрузке, говоря об увеличении номинальных сумм в расчётках учителей, не замечая затянувшегося падения реальных доходов населения. Тогда вас вполне закономерно можно заподозрить в элементарном лицемерии. Но, думаю, вас это мало пугает, потому как наше к вам отношение вряд ли будет донесено до вас во всей своей богатой палитре по причине неработающей обратной связи. Честно говоря, напрашивается ещё одно предположение медицинского характера - хроническое головокружение от успехов. Но я не медик. И не политик. Поэтому не настаиваю. Вернусь к цифрам и фактам. Вы, наверное, слышали легенду под названием "Майские указы"? Среди бюджетной челяди ходят упорные слухи, что в соответствии с ними заработные платы учителей должны быть сейчас на порядок выше. Кроме этого, статья 134 ТК РФ прямо указывает на своевременное обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. Так что, учитывая всё вышесказанное, при повышении зарплаты должен получиться синергичный эффект. И если взять во внимание тот постыдный для Великой, Необъятной и Встающей с колен факт, что основная часть заработка нищего российского учителя уходит на погашение тарифных платежей и покупку продуктов (не менее 80%), то, начиная с 2014 года, в наших распечатках по заработной сдаче (простите, плате, конечно же) должны отображаться числа, как минимум на 60-80% превышающие ту унизительную сумму, которую мы имеем сейчас. Конечно, я, как сознательный и ответственный современный гражданин своей страны, должен понимать, что вашим светлым и принципиальным порывам повысить благополучие и престиж педагогической профессии противостоит весь мир - от Госдепа до Пятой колонны и от Барака Обамы до Ангелы Меркель - но, если учесть некоторые факты из реальной жизни, у меня всё чаще и чаще закрадываются смутные сомнения, что не всё так однозначно. Уж простите мне мою въедливость и, быть может, некоторую подозрительность, но я позволю себе окунуться в нафталин своих бюджетных воспоминаний, чтобы познакомить вас и ваших коллег с терниями, через которые пришлось продираться тому финансовому благополучию российского учителя, в котором вы нас время от времени пытаетесь убедить. Итак, 5-летняя история моего существования в цифрах и фактах. 2014 год. Работаю в школе менее 20 лет. Нагрузка в школе 26 часов. Дополнительно имею нагрузку в спортивной школе в качестве тренера-преподавателя 15 часов. Заработная плата по школе 24 тысячи. В качестве тренера получаю на руки 8500. Итого 32500 - мой заработок на конец тех самых пресловутых жирных лет, обеспеченных, по моему скромному мнению, всё же внешней конъюнктурой, то бишь высокими ценами на нефть. Но политическая турбулентность вокруг нашей страны, созданная известными событиями, оценку которым здесь я давать не буду, чтобы хоть как-то доработать до такой же нищенской пенсии по выработке, уже тогда начала наводить на неутешительные мысли. Не нужно было быть Нострадамусом, чтобы понять, что в России всё будет так, как сказано в одной народной мудрости: "Бей своих, чтобы чужие боялись". Последствия не заставили себя долго ждать. 2015 год. Переход на новую систему оплаты труда. Не знаю, чем вызваны все эти пертурбации вокруг системы оплаты труда педагогов, но на выходе получилось так, как это кратко и ёмко описано ещё в одной фразе: "Хотели лучше, а получилось как всегда". Впрочем, хотели ли лучше - вопрос открытый. В итоге с января 2015 года мы дружно, под молчаливое и терпеливое "одобрям-с", которому, наверное, позавидовали бы братья наши меньшие, обычно перемещающиеся стадами и покрытые тёплой кучерявой шерстью, подписались под новыми условиями трудового договора. Как следствие - я потерял в заработной плате порядка 4 тысяч рублей. Некоторым "повезло" ещё больше. Кто-то потерял по 6-8 тысяч. И с сентября 2015 года мой достаток, уже на фоне беззастенчиво сдвинувшихся цен и тарифов в сторону повышения, неуклонно стал ползти в противоположную сторону, так же беззастенчиво и цинично конфликтуя с хронически позитивной российской статистикой и истеричными восторгами по поводу наших грандиозных успехов на внешних и внутренних геополитических и экономических аренах. В ДЮСШ, в которой я продолжал исправно выполнять свои тренерские и педагогические обязанности, тоже наметился определённый сдвиг. В какую сторону, думаю, несложно догадаться. Нагрузку в плане экономии средств сократили до 12 часов. В итоге, к концу 2015 года моё месячное вознаграждение составляло порядка 26-27 тысяч рублей. Кто же знал, что эта тенденция будет только усиливаться. Можно, конечно, взять во внимание тот факт, что моя рабочая нагрузка тоже уменьшалась. Но речь идёт о реальном содержании заработной платы, о том, сколько стоит час, отработанный в школе, и что я, как законопослушный гражданин и специалист с высшим образованием, могу себе позволить на заработанные за этот час деньги. Майские указы гордо прошествовали мимо нас с невозмутимым видом. К сожалению, рост цен на товары и услуги, в отличие от указов, мимо нас не прошёл. 2016 год. Из поля зрения навсегда исчезают стимулирующие выплаты. Они, скажем так, и в пору своего присутствия не особо-то стимулировали, но всё же получить кусочек пирога при позорной делёжке стимулирующих баллов - был определённый шанс. Теперь лишают и этого. Плюс, думаю, тут всё же есть. Коллектив снова стал более сплочённым. Но в денежном эквиваленте я и мои коллеги потеряли от 2 до 6 тысяч рублей. Режут льготы. В частности, сокращают сумму возврата за ЖКУ. А на горизонте всё явственнее маячит очередное детище нашего заботливого правительства - оптимизация всего и вся. Нас это счастье тоже не обошло стороной. И вот в сентябре 2016 года наша детско-юношеская спортивная школа попала под каток оптимизации и была ликвидирована как отдельная образовательная организация. Теперь она переведена под начало нашей средней общеобразовательной школы и сейчас мы гордо именуемся педагогами дополнительного образования. Требования к уровню спортивной подготовки, несложно догадаться, снизились, нам явно дали понять, чтобы мы поумерили свои амбиции. Ставки были жестоко порезаны, нагрузки сокращены в два-два с половиной раза. Теперь я, выполняя всё те же свои обязанности, в уже бывшей спортивной школе, именуемой сейчас гордо "Зал №2", получаю на руки 4300 рублей. Знаете, что в этой ситуации особенно возмущает? На фоне залихватских заявлений про важность профессионального роста специалиста и про необходимость личной инициативы на рабочем месте проявляется полное и абсолютное безразличие системы, циничное игнорирование успехов на местах. Как это бьёт по рукам и профессиональному самолюбию, думаю, объяснять не нужно. И, поверьте, этап обиды уже пройден и такое отношение уже начинает вызывать гневное возмущение. Приведу свой пример. За последние 4 года благодаря тому, что я, как та самая лягушка в молоке, пытаюсь брыкать ногами, на местном уровне продолжают-таки происходить положительные изменения в плане спорта: расширяю зал, ищу спонсоров для приобретения оборудования, ежегодно выполняю за свой счёт ремонт и за свой счёт же провожу соревнования на местном уровне, ежегодно привожу призёров и победителей соревнований краевого уровня, выпустил уже не один десяток разрядников, есть и КМС, сам выступаю на соревнованиях и в декабре 2017 года выполнил норматив Мастера спорта по пауэрлифтингу, облагораживаю свой зал, делаю оформление (рисую арты на стене), держу свой канал в ЮТьюбе, создал сайт спортивный. И вот за это всё я получаю как тренер в 4 раза меньше, чем техничка в школе. Ни в коем случае не принижаю работу тех, кто следит за чистотой в помещениях, но, простите, адекватным такое положение дел назвать сложно. Возможно, чиновники, сидящие в высоких кабинетах, были обуреваемы благими помыслами, запуская в стране этот каток оптимизации. Возможно, здесь уместно вспомнить присказку про доброго царя и злых бояр, которые на местах делают всё не так, как было задумано изначально. Возможно. Но упорно приходит на ум мысль, что рыба, всё же, гниёт с головы. Подведу итог. К осени 2016 года моя заработная плата составила 22 тысячи рублей. К этому времени цены на продукты поднялись не менее чем на 40-50%, если сравнивать с 2014 годом, рост тарифов тоже не заставил себя долго ждать. Призрак майских указов продолжал настойчиво бродить где-то вдалеке, не желая приближаться. В местных СМИ всё настойчивее слышны намёки на отмену районных коэффициентов. Ходить в магазин брать продукты в долг становится чем-то обыденным. Местные коммерсанты, видимо, оказались больше осведомлены об истинном положении дел у населения, в отличие от Вас и ваших коллег по тёплым и просторным кабинетам, госпожа Васильева. 2017 год. Можно подводить определённые плачевные итоги. Итак, в номинальном выражении моё ежемесячное денежное вознаграждение снизилось за три с половиной года на 10 тысяч рублей. В процентном выражении - минус 30 процентов. Добавим сюда, конечно же, падение реального содержания заработной платы на фоне скакнувших цен и тарифов. Напомню ненавязчиво, что, даже если взять во внимание озвученную Вами среднюю зарплату российского учителя, основная доля этой самой зарплаты уходит именно на то, что в последнее время очень ощутимо поднялось в рублёвом эквиваленте: на продукты и тарифы. Как вывод - к потере в номинальном выражении следует добавить потери в реальном содержании. Что имеем на выходе? А на выходе имеем, что я, выполняя все те же самые профессиональные обязанности, приобретая определённый опыт и трудовой стаж, совершенствуясь в своей профессии, передавая свой опыт, достигая каких-то промежуточных целей, год от года становлюсь беднее и беднее. Опираясь на цифры, приведённые выше, я могу с полной уверенностью заявить, что за последние 3-4 года я стал беднее как минимум на 40%. И поверьте, это не исключение из правил. Это и есть правило. 2018 год. В текущем году наш наивный, никак не желающий учиться на собственных ошибках вечно наступающий на грабли Ваших обещаний педагогический электорат слегка взбодрился слухами о повышении зарплаты на 4%. Но, как часто бывает, только мы захотели в очередной раз зажить счастливо и безбедно, как нас огорошили очередной новостью. Оказывается, обряду повышения будут подвергнуты те, кто не попадает под другой обряд - Майские указы. Но вся горькая комичность ситуации заключается в том, что Ваше Правительство настолько ловко научилось лавировать и маневрировать в бушующем море экономического кризиса, управляя государственной галерой, что подавляющая часть бюджетников счастливо избежала столкновения с этими признаками никак не могущего начаться благополучия. Вот и в этот раз реакцией на новость стал лишь неуверенный шелест голосов да тихие смешки моих коллег. Ни возмущения, ни гневных восклицаний, ни кулаком по столу. Ну не французские педагоги мы, не мексиканские и уж далеко не норвежские времён Второй Мировой. Галера плывёт себе дальше и ничто не может и не хочет её раскачивать. Ну как тут не восхититься нами, госпожа Васильева, не правда ли? Вот так живёт, а точнее выживает обычный российский учитель. Учитель, забывший либо молчащий о профессиональном самолюбии, о гражданском самосознании, о своих конституционных правах. Учитель, который вместо того, чтобы быть флагманом в воспитании подрастающего поколения, образцом свободного мышления, примером гражданина, могущего и умеющего защищать свои права, превратился в безвольное существо, в молчаливую жертву Вашего государственного фарисейства. Кого воспитает нищий и униженный учитель? Дайте ответ. Но принцип понижательной адаптации населения никто не отменял. Поэтому кто-то довольствуется существующим положением дел и боится потерять то, что имеет. Кто-то адаптировался и смирился. Кто-то вполне удобно устроился за своим более денежным супругом-супругой. Кто-то удовлетворён государственной подачкой в виде ещё более нищенской пенсии. Кто-то держится за своё подсобное хозяйство и огородчик. А кто-то просто индифферентен, потому как "себе дороже". Мёртвые профсоюзы дополняют эту безрадостную картину, написанную серыми безликими тонами гражданской апатии и иррационального страха, навязанного нам оголтелыми пропагандистами с федеральных каналов - этакими медийными подонками с менталитетом Табаки в лице киселёвых-соловьёвых и им подобных. Я отвечаю за каждое слово, сказанное в этом обращении, госпожа Васильева. Не буду лукавить, но что-то мне подсказывает, что если уж перед выборами Президента страны государство не способно залатать свои дыры и прикрыть свой срам, то после марта 2018 года, когда отшумит предвыборная буффонада и секрет Полишинеля (кто же встанет у руля?) будет раскрыт, на латание дыр материала не хватит вовсе. Вот и напрашиваются два извечных сакраментальных русских вопроса: кто виноват и что делать? Сдаётся мне, что Вы не способны дать нам ответ на эти вопросы. Ведь для этого нужно хотя бы чуть-чуть отвлечься от чувства собственного превосходства и исключительности, спуститься со своего государственного Олимпа и услышать людей. И не раз-два в год на каком-нибудь форуме. А слышать постоянно. Но для этого нужна ещё пара качеств - смелость и честь. Но я, как гражданин своей страны, как неоднократно униженный вами представитель системы образования, простой учитель, видящий ситуацию изнутри, беру на себя смелость отказать Вам и вашей чиновничьей братии в этих основополагающих человеческих качествах. Потому как что бы вы ни говорили, как бы вы ни скрывались за своими прелестными речами, какую бы бурную деятельность ни имитировали, вывод напрашивается один. Если бюджетники в целом и учителя в частности год от года становятся нищее, если год от года граждане страны чувствуют себя всё более бесправными и ущемлёнными, то это означает только одно - такова "линия партии", такова суть государственной политики. И никак иначе. Высказывать предположения о Вашем полном непрофессионализме очень не хочется. Иначе становится страшно. За систему образования. За страну. За будущее. Хотя уже страшно. Редикульцев А. В., учитель Калганской СОШ.

Министр образования и науки Ольга Васильева предупредила ректоров о личной ответственности за повышение зарплат своим подчиненным.

По данным статистики, средняя зарплата преподавателей вузов сегодня 44 тысячи 600 рублей.

Повышение зарплат должно быть реальным, а не выполнением отчетности в министерство. У тебя зарплата 20 тысяч в месяц, у меня 120, а в среднем 70. Мы знаем эти вузы. Все схемы нам известны. Реакция на них будет жесткой, - подчеркнула министр, выступая на семинаре-совещании, посвященном финансовой политике министерства. - Понятно, что учитывая загруженность ректоров, их зарплата должна быть выше, чем у преподавателей. Но должны же быть нравственные ориентиры! У вас люди получают скромные деньги, вы просите начислить вам 700 тысяч рублей, а у вас сотрудники по 35 - 45 тысяч получают.

Ольга Васильева пообещала: схемы отчетности по зарплатам будут ужесточаться. А модель начисления ректорской зарплаты станет прозрачной.

Напомним, по планам минобрнауки доходы преподавателей вузов и сотрудников научных организаций к 2018 году должны вырасти вдвое. Иными словами, на 200 процентов. Сейчас по вузам, подведомственным минобрнауки, этот рост составил 193 процента.

На одного преподавателя приходится 12 студентов, а доля доходов от внебюджетной деятельности в вузах составила 41 процент, - рассказала министр.

По ее словам, в ближайшее время будут пересмотрены механизмы финансирования науки, строительства общежитий, ремонта, закупки лабораторного оборудования. "И каждый вуз должен планировать свою работу не менее чем на три года вперед", - заметила министр.

У тебя зарплата 20 тысяч в месяц, у меня 120, а в среднем - 70. Мы знаем эти вузы и такие схемы

Одна из самых расходных статей всех вузов - содержание имущества. Никто не говорит о его передаче, "но надо искать эффективные способы его использования", подчеркнула министр.

Ольга Васильева рассказала, что с 1 сентября на 4 процента вырастут студенческие стипендии. В 2018 году размер стипендиального фонда в итоге составит 69 млрд 190 млн рублей.

На восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов выделено 3 млрд

900 млн рублей, что на 20 процентов больше, чем в этом году.

Будет расширена практика проведения конкурсов, а с комиссиями, очными и заочными, придется расстаться, - предупредила Ольга Васильева ректоров, вузовских финансистов и региональных руководителей министерств и департаментов образования и науки.

Она подчеркнула, что министерство обеими руками за расширение автономий вузов и научных организаций. Но взамен требует прозрачности в финансах. Пока что в рейтинге качества финансового менеджмента (когда все нужные документы и сведения можно найти на сайте вуза, не запрашивая никаких справок) практически нет крупных столичных вузов. Лучшими в этом рейтинге признаны Санкт-Петербургский госуниверситет промышленных технологий и дизайна, Чувашский, Кубанский и Ингушский госуниверситеты.