Федор сологуб интересные факты. Федор Сологуб – краткая биография, творчество

Фёдор Сологу́б (настоящее имя Фёдор Кузьми́ч Тете́рников ; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря1927, Ленинград) — русскийпоэт, писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма и охватившего всю Европу Fin de siècle .

Фёдор Сологуб родился в Санкт-Петербурге в семье портного, бывшего крестьянина Полтавской губернии К. А. Тетерникова. Семья жила бедно. Когда отец Фёдора умер в 1867 году мать нанялась в семью Агаповых, петербургских дворян, у которых она когда-то прежде служила. В семье Агаповых прошлранние годы Фёдора Сологуба. В доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и Сологуб рано пристрастился к чтению. Знал наизусть почти всего Н.А. Некрасова и ценил его поэзию гораздо выше Пушкина и Лермонтова. Возможно благодаря этому Сологуб довольно рано ощутил свой поэтический дар.

Учился в приходской школе, Петербургском уездном училище, а в 1878 г. Сологуб поступил в Санкт-Петербургский учительский институт, который окончил через четыре года. В эти годы Сологуб много переводил: Шекспир, Гейне, Гёте; перекладывал стихи венгерских, польских поэтов, исландскую сагу «Эдда». Также пробовал писать прозу: в 1879 году был начат роман-эпопея «Ночные росы» о судьбах трёх поколений, а также теоретическое исследование о форме романа. И хоть столь грандиозный замысел не был завершён, он много дал юному писателю, будучи необходимой литературной практикой. В последний год учёбы была начата поэма «Одиночество», посвященная Н. Некрасову.

По окончании института, защитив с отличием диплом, в июле 1882 года Фёдор Сологуб, уехал учительствовать в северные губернии — сначала в Крестцы, затем в Великие Луки (в 1885 году) и Вытегру (в 1889 году), — в общей сложности проведя десять лет в провинции. Учительствуя Сологуб продолжал писать стихи, начал работу над романом (будущие «Тяжёлые сны»), которая заняла почти десятилетие. Первой публикацией молодого поэта стала басня «Лисица и ёж», напечатанная в журнале «Весна» 28 января 1884 года за подписью «Те-рников»; эта дата стала началом литературной деятельности Фёдора Сологуба. В последующие годы было напечатано ещё несколько стихотворений в мелких газетах и журналах.

В сентябре 1892 года Фёдор Сологуб вернулся в Петербург, где был определён учителем Рождественского городского училища. К этому времени Сологуб уже был знаком с некоторыми людьми нового искусства, прежде всего, с Н. Минским, одним из первых русских декадентов, который в начале года передал его стихи редактору «Северного вестника», А. Л. Волынскому. Именно по настоянию Минского, было решено дать ему псевдоним, изначальный вариант «Соллогуб» был предложен Волынским. В печати псевдоним впервые появился в 1893 году в апрельском номере журнала «Северный вестник» (им подписано стихотворение «Творчество»). В течение полутора лет, он то употреблялся, то нет, пока окончательно не утвердился. Первый опубликованный рассказ Сологуба «Ниночкина ошибка» (1894) был напечатан за подписью «Фёдор Моховиков». Без указания авторства в 1895—1897 гг. в «Северном вестнике» печаталось множество рецензий на книги, в основном, по педагогике.

Со второй половины 90-х расширялись и личные контакты писателя, постепенно входившего в литературные круги Петербурга. Сологуб часто бывал у Мережковских, у которых постоянными гостями были К. Бальмонт, А. Чехов, позже В. Розанов. Посещал «среды» кружка «Мира искусства», «пятницы» К. Случевского, наконец, у самого Сологуба по воскресеньям стали проходить поэтические встречи, на которых бывали первые русские декаденты, Вл. Гиппиус, А. Добролюбов и И. Коневской.

В конце декабря 1895 года выходит первая книга Фёдора Сологуба: «Стихи, книга первая». Большинство стихотворений, помещённых в ней, были написаны в 1892-1895 гг. (самое раннее в 1887), — в годы, когда окончательно определились и укрепились индивидуальный поэтический язык и основные лирические настроения. За ней в 1896 следуют роман «Тяжёлые сны» и «Тени» — объединённый сборник рассказов и второй книги стихов. Все три книги Сологуб издал сам небольшим, впрочем, обычным по тем временам, тиражом; также самому пришлось заниматься их распространением, в чём ему помогала советами Л. Я. Гуревич, издатель «Северного вестника».

В апреле 1897 года между редакцией «Северного вестника» и Сологубом произошёл раскол. Отношения и прежде были нелёгкими, но в последние годы разногласия взглядов редакции и поэта обострились. В декабре 1896 года Волынский написал резкую статью о новом искусстве, в которой клеймил «декадентов» и приветствовал «символистов»; в «декадентах» числился Сологуб. Сологуб стал сотрудничать с журналом «Север». В начале 1899 года Сологуб перевёлся из Рождественского в Андреевское городское училище на Васильевском острове. В нём он стал не только учителем, но и инспектором с полагающейся по статусу казённой квартирой при училище.

В 1904 году вышли Третья и Четвёртая книги стихов, собравшие под одной обложкой стихи рубежа веков. «Собрание стихов 1897—1903» явилось своего рода рубежом между декадентством и последующим символизмом Сологуба, в котором утвердились символы Сологуба-поэта. При этом в декадентстве и символизме Сологуба не было резкого и дисгармоничного нагромождения эстетических парадоксов или нарочитой таинственности, недосказанности. Напротив, Сологуб стремился к предельной ясности и чёткости — как в лирике, так и в прозе.

К середине 1900-х гг. литературный кружок, собиравшийся в доме у писателя по воскресеньям ещё с середине 1890-х гг., стал одним из центров литературной жизни Петербурга. На воскресеньях у Сологуба велись разговоры исключительно литературные, в начале за столом, затем в хозяйском кабинете, где читались стихи, драмы, рассказы. Среди посетителей «воскресений» Сологуба были З. Гиппиус, Д. Мережковский, Н. Минский, А. Волынский, А. Блок, М. Кузмин, В. Иванов, С. Городецкий, А. Ремизов, К. Чуковский, Г. Чулков; из Москвы приезжали Андрей Белый, В. Брюсов.

В 1904 году Фёдор Сологуб заключил с «Новостями и Биржевой газетой» договор на постоянное сотрудничество. Оно продолжалось чуть менее года, в течение которого было опубликовано около семидесяти статей, и ещё десятки остались неопубликованными. Круг тем, которых касался Сологуб в своей публицистике, был сформирован как его служебной деятельностью, так и наиболее насущными вопросами времени: школа, дети, русско-японская война, международное положение, революция, права евреев.

В период Первой русской революции 1905—06 гг. большим успехом пользовались политические сказочки Сологуба, печатавшиеся в революционных журналах. «Сказочки» — это особый жанр у Фёдора Сологуба. Краткие, с незатейливым и остроумным сюжетом, зачастую красивые стихотворения прозе, а иногда и отталкивающие своей душной реальностью, они писались для взрослых, хотя Сологуб обильно использовал детскую лексику и приёмы детского сказа. В 1905 году Сологуб собрал часть опубликованных к тому времени сказочек в «Книгу сказок» (изд-во «Гриф»), а писавшиеся тогда же «политические сказочки» были включены в одноимённую книгу, вышедшею осенью 1906 года. Помимо газетных статей и «сказочек» Сологуб отозвался на революцию пятой книгой стихов «Родине». Она вышла в апреле 1906 года.

В марте 1907 Сологубу удалось опубликовать свой роман «Мелкий бес» (оконченный в 1902 и ранее не полностью печатавшийся в журнале «Вопросы жизни»), книга получила не только справедливое признание читателей и стала объектом разбора критиков, но и просто явилась одной из самых популярных книг России. Сологуб к тому времени оставил публицистику и сказочки, сосредоточившись на драматургии и новом романе — «Творимая легенда» («Навьи чары»). Осенью 1907 года Сологуб занялся подготовкой седьмой книги стихов (то были переводы из Верлена), по выходу которой запланировал издание восьмой книги стихов «Пламенный круг», воплотившей весь математический символизм Сологуба.

В творчестве Сологуба 1907—1912 гг. драматургии отведено было преобладающее место. Его драмы в большей степени чем художественная проза находились под влиянием его философских воззрениий, и первым драматическим опытом стала мистерия «Литургия Мне» (1906). Любовь, объединённая со смертью, творит чудо в ранней пьесе Сологуба «Дар мудрых пчёл» (1906), написанной по мотивам античного мифа о Лаодамии и Протесилае. В трагедии «Победа Смерти» (1907) любовь используется как инструмент «волшебной» воли. В черновом варианте трагедия носила название «Победа Любви», — в изменении полюсов противоположностей Сологуб видел отнюдь не обострение антагонизма, а внутреннюю тождественность, и нередко менялись полюса в его произведениях («Любовь и Смерть — одно», — звучат финальные слова в пьесе). Эта тождественность противоположностей была в полной мере воспроизведена в гротескной пьесе «Ванька-ключник и паж Жеан». Схожим образом для сцены была переработана другая русская народная сказка — «Ночные пляски». Премьера пьесы в постановке Евреинова состоялась 9 марта 1909 года в Литейном театре в Санкт-Петербурге; роли исполнили не профессиональные актёры, а поэты, писатели и художники: С. Городецкий, Л. Бакст, И. Билибин, М. Волошин, Б. Кустодиев, А. Ремизов, Н. Гумилёв, М. Кузмин и др.

В 1908 году Сологуб женился на переводчице Анастасии Чеботаревской. Самое ранее, поверхностное, знакомство их состоялось ещё осенью 1905 года у Вячеслава Иванова. Тогда 28-летняя переводчица переехала в Санкт-Петербург из Москвы, до того проучившись четыре года во французских высших учебных заведениях. Близко восприняв творчество Сологуба, Чеботаревская не ограничилась статьями о писателе, а стала также вникать во все литературные связи мужа, стараясь укрепить их, стала, можно сказать, его литагентом. В 1910 году Сологуб с Чеботаревской переезжают в дом 31 по Разъезжей улице, где стараниями Чеботаревской был устроен настоящий салон, в котором, по выражению К. Эрберга, «собирался почти весь тогдашний театральный, художественный и литературный Петербург». В салоне на Разъезжей устраивались специальные вечера в честь новых интересных поэтов, — были вечера Анны Ахматовой, Сергея Есенина,Игоря Северянина.

Творческое сотрудничество Чеботаревской с Фёдором Сологубом выразилось также в написании нескольких совместных рассказов, статей и пьес, — рассказы «Старый Дом» и «Путь в Дамаск», пьесы «Любовь над безднами», «Мечта-победительница» и «Камень, брошенный в воду». Сологуб и ЧеботаревскаяРассказ «Холодный сочельник» вообще принадлежит перу исключительно одной Чеботаревской, хотя вышел под именем Федора Сологуба. Иногда её собственные статьи в газетах подписывались именем Фёдора Сологуба — так их более охотно публиковали и больше, соответственно, платили.

В начале 1910-х годов Фёдор Сологуб заинтересовался футуризмом. В 1912 году Сологуб, главным образом через Чеботаревскую, сближается с группой петербургских эгофутуристов (Иван Игнатьев, Василиск Гнедови др.). Лирика Сологуба была созвучна идеям эгофутуризма, и Сологуб и Чеботаревская с интересом принимали участие в альманахах эгофутуристических издательств «Очарованный странник» и «Петербургский глашатай».

На фоне повышенного интереса общества к новому искусству и к сочинениям автора «Творимой легенды» в частности, Фёдор Сологуб задумал серию поездок по стране с чтением стихов и лекции о новом искусстве, пропагандировшей принципы символизма. После основательной подготовки и премьеры лекции «Искусство наших дней» 1 марта 1913 года в Санкт-Петербурге, Сологубы вместе Игорем Северяниным выехали в турне. Более месяца продолжалась их поездка по российским городам. Основные тезисы лекции «Искусство наших дней» были составлены Чеботаревской по конспектам и сочинениям Сологуба. При этом были учтены предшествующие работы Д. Мережковского, Н. Минского, В. Иванова, А. Белого, К. Бальмонта и В. Брюсова. Подводя итог, поездки можно в целом назвать удавшимися — Сологуба встретил большой успех во многих городах России, — особенно благодаря учащейся молодёжи. После лекции приходили, забрасывали вопросами, брали автографы.

Первую мировую войну Фёдор Сологуб воспринял как роковое знамение, могущее принести множество поучительных, полезных плодов для российского общества, как средство пробуждения в русском народе сознания нации. Однако к 1917 году Сологуб разуверился в таком мистическом свойстве войны для России. Проследить отношение писателя к войне и различным общественным вопросам можно по статьям, которые Сологуб еженедельно публиковал в «Биржевых ведомостях». Пафос военной публицистики Сологуба лёг в основу лекции «Россия в мечтах и ожиданиях», с которой Сологуб в 1915—1917 гг. объездил всю Российскую Империю. Кроме того, на войну поэт также откликнулся книгой стихов «Война» (1915) и сборником рассказов «Ярый год» (1916), которые получили крайне вялые рецензии в прессе. Стихи и рассказы были призваны поддержать дух и укрепить надежду на победу, однако их содержание вышло искусственным, нередко окрашенным сентиментальностью, столь несвойственной Фёдору Сологубу.

Февральскую революцию Сологуб встретил с воодушевлением. Однако к последовавшим за ней октябрьским событиям и Фёдор Сологуб отнёсся с безоговорочной враждебностью. В выступлениях и публицистике Сологуб не просто противостоял новой власти, но пытался сформировать общественное мнение, могущее повлиять на большевиков в сфере культурной политики. В годы революции в «Московском книгоиздательстве» вышли две новые книги Фёдора Сологуба: «Алый мак» (стихи, 1917) и «Слепая бабочка» (рассказы, 1918).

Неприятие окружающей обстановки побудило Фёдора Сологуба, принципиально бывшего против эмиграции, несколько раз обращаться за разрешением на выезд в период 1919-1921 г.г. Наконец разрешение было получено, и на 25 сентября 1921 запланирован отъезд в Ревель. Однако томительное ожидание надломило психику жены Сологуба. Вечером 23 сентября 1921 года Чеботаревская покончила с жизнью, бросвшись с Тучкова моста в реку Ждановку. Смерть жены стала трагедией для Фёдора Сологуба. К её памяти Сологуб будет постоянно обращаться в творчестве в оставшиеся годы, напишет ряд стихотворений, объединённых памятью к жене, объединив их в цикл «Анастасия». После смерти жены Сологуб передумал уезжать из России.

В середине 1921 года советское правительство издало несколько декретов, ознаменовавших начало эры новой экономической политики, — были разрешены частная торговля и частное предпринимательство. Сразу же ожила издательская и типографская деятельность, восстановились заграничные связи. Тогда же появляются новые книги Фёдора Сологуба. Первой их этих книг Сологуба явился роман «Заклинательница змей», изданный в начале лета 1921 года в Берлине. Роман с перерывами писался в период с 1911 по 1918 годы и стал последним в творчестве писателя.

Первая послереволюционная книга стихов «Небо голубое», куда Сологуб отобрал неопубликованные стихи 1916—21 гг., вышла в сентябре 1921 года в Эстонии, там же вышли эротическая новелла «Царица поцелуев» с иллюстрациями Владимира Григорьева и последний сборник рассказов Сологуба «Сочтённые дни». С конца 1921 года книги Сологуба начинают издаваться и в Советской России: выходят поэтические сборники «Фимиамы» (1921), «Одна любовь» (1921), «Костёр дорожный» (1922), «Соборный благовест» (1922), «Чародейная чаша» (1922), роман «Заклинательница змей» (1921), отдельное иллюстрированное издание новеллы «Царица поцелуев» (1921), переводы (Оноре де Бальзак, Поль Верлен, Генрих фон Клейст).

Весной 1922 года Сологуб обратился к поэзии Поля Верлена, и тогда были сделаны как новые переводы, так и правка прежде опубликованных в книге 1908 года. Некоторые переводы стихотворений Верлена, осуществлённые тогда же, Сологуб поместил в альманахе «Стрелец» (1922), а через год в издательстве «Петроград» вышло второе издание книги переводов. Эту книгу переводов Верлена можно условно назвать последней новой книгой Фёдора Сологуба: все последующие были переизданиями прежних книг.

Последним большим событием в жизни Фёдора Сологуба стало празднование его юбилея — сорокалетие литературной деятельности, — отмеченое 11 февраля 1924 года. Чествование, организованное друзьями писателя, проходило в зале Александринского театра и собрало множество публики. Венки, телеграммы-поздравления пришли от всех культурных организаций СССР. На сцене с речами выступили Е. Замятин, М. Кузмин, Андрей Белый, О. Мандельштам. Среди организаторов торжества — А. Ахматова, А. Волынский, Вс. Рождественский. Это торжество парадоксально оказалось прощанием русской литературы с Фёдором Сологубом никто тогда не предполагал, что после праздника не выйдет ни одной его новой книги.

В середине 20-х гг. Сологуб вернулся к публичным выступлениям с чтением стихов. Как правило, они проходили в форме «вечеров писателей», где наряду с Сологубом выступали А. А. Ахматова, Е. Замятин, А. Н. Толстой, М. Зощенко, Вс. Рождественский, К. Федин, К. Вагинов и др. По свидетельству одного из организаторов имя Сологуба на афише уже заранее обеспечивало успех мероприятия. Только на таких выступлениях и можно было услышать новые стихи Сологуба, так как в печати они не появлялись. Стихи были замечательные. Перестав писать прозу и драмы, Сологуб отдался целиком чистой лирике.

Кроме того, в этот период, Сологуб написал около дюжины антисоветских басен (в начале 1925 и весной 1926 года), которые читались лишь в узком кругу. По свидетельству Р. В. Иванова-Разумника, «Сологуб до конца дней своих люто ненавидел советскую власть, а большевиков не называл иначе, как «туполобые»». В качестве внутренней оппозиции режиму (особенно после того, вопрос с эмиграцией отпал) был отказ от новой орфографии и нового стиля летоисчисления в творчестве и личной переписке.

В мае 1927 года, в разгар работы над романом в стихах «Григорий Казарин», Фёдор Сологуб серьёзно заболел. С лета Фёдор Кузьмич уже почти не вставал с постели. Осенью началось обострение болезни.

Славится своими представителями. Их имена вместе с незабываемыми произведениями известны всем, кто хоть немного считает себя знатоком литературы. Есть поэты, чьи стихотворения запоминаются помимо воли. К таким относиться Федор Сологуб. Краткая биография, обзор творчества и описание направления, в котором созданы стихотворения, ждет вас ниже.

О писателе

Федор Сологуб - русский писатель, поэт, публицист, переводчик и педагог. Он был одним из ярчайших представителей Серебряного века и апологетом русского символизма. Его творчество настолько неординарно и неоднозначно, то многие критики до сих пор не могут прийти к единственно верным трактовкам образов и героев, созданных поэтом. Сологуб, биография и творчество которого до сих пор являются предметом изучения и поиска новых символов - многогранный творец поэзии и прозы. Его стихи поражают своими мотивами одиночества, мистики и таинственности, а романы привлекают внимание, шокируют и не отпускают до последней своей страницы.

История псевдонима

Настоящее имя поэта - Федор Кузьмич Тетерников.

Журнал «Северный вестник» стал стартовой площадкой для поэта. В 90-е годы XIX века поэзия Сологуба публиковалась именно в этом издании, причем в широких объемах.

Амплуа поэта-символиста требовало звучного имени. В редакции журнала и были придуманы первые варианты псевдонимов, среди которых был предложен вариант «Соллогуб». Эту фамилию носил знатный род, ярким представителем которого был Владимир Соллогуб - писатель, прозаик. Чтобы иметь различия, Федор решает убрать одну букву.

В 1893 году в журнале выходит стихотворение «Творчество», подписанное псевдонимом Федор Сологуб. Биография писателя скрывает много событий, в которых брали участие члены редакции этого журнала. «Северный вестник» дал поэту достойный стимул к развитию и росту.

Федор Сологуб, краткая биография. Детство

Писатель родился первого марта 1863 года в Санкт-Петербурге. Его отец был родом из полтавской губернии.

Семья жила очень бедно, отец был крепостным и зарабатывал на жизнь промыслом портного.

Родители будущего поэта были образованными в доме были книги, а отец учил грамоте детей, играл для них, рассказывал о театре и передавал те крупицы знаний о мировой культуре и литературе, которые имел.

Когда через два года после рождения Федора появилась на свет его маленькая сестра, жизнь семьи стала труднее в материальном плане. Окончательно в нищету семью загнала смерть отца в 1867 году. Мать осталась с детьми на руках, без средств к существованию. Она вынуждена была пойти прислугой в богатую семью. В этом знатном роду Агаповых рос и юный поэт, к которому аристократы относились благосклонно, помогали его самообразованию, делились редкими книгами, к которым был очень охоч Сологуб. Биография поэта далее будет богата случайными людьми и встречами, что помогали ему преодолевать жизненные препятствия и искать себя.

Однако были и свои темные стороны в детстве поэта при доме Агаповых. Мир книг, науки и музыки, к которому приобщался юный Федор в доме, безумно остро контрастировал с атмосферой задымленной кухни и прачечной в тяжелом пару, где трудилась до полного упадка сил его мать, чтобы прокормить детей. Иногда она срывала свою усталость на детях, доходило даже до побоев за малейшее непослушание. Позже будет написан писателем рассказ «Утешение», в котором он выразит всю тяжесть своего расколотого детского мирка. Неохотно в своих мемуарах вспоминал об этом Сологуб, краткая биография поэта часто упускает эти моменты, но для изображения полной картины его жизни и становления они необходимы.

Произведения, что указали путь поэту

Жена поэта, составляя его биографию, рассказывала о трех книгах, которые Федор прочел в своем детстве.

Это "Дон Кихот" Сервантеса, Шекспира и "Робинзон Крузо" Дефо. Впечатление от прочитанного у совсем еще юного мальчика было столь сильным, что дало ростки таланта, которому суждено было расцвести в зрелом возрасте и создать великого поэта, творящего под псевдонимом Сологуб. Краткая биография, созданная его женой, рассказывала, что эти книги были "своего рода евангелием".

А вот творчество Пушкина и Лермонтова, его основные мотивы были чужды юному Сологубу. Н. был ему значительно ближе по духу, образы бедняка и его тяжелой судьбы трансформировались и нашли свое место и отражение в будущей поэзии преемника. Федор Сологуб в юности был поражен реалистичностью, с которой описывал Некрасов переживания и страдания простого человека.

Также значительное влияние на формирование мировоззрения и таланта писателя имело творчество С. Надсона.

Юность и поиски себя

Юность поэта проходила под влиянием мировой литературы и русских классиков, которых он имел возможность читать. Именно благодаря таковой возможности смог развить свой талант юный Сологуб (биография, написанная женой поэта, очень четко дает представление об этом).

В возрасте пятнадцати лет Федор Сологуб становится студентом Учительского института в Петербурге. Поступал сюда юный поэт с неоднозначными мыслями и благодаря протекции семьи Агаповых и учителя Федора, что разглядел в мальчике острый ум и талант, требующий огранки. Буквально первые занятия открыли для поэта совершенно новый мир творчества и свободы.

Директором института был К. К. Сент-Иллер - высокообразованный человек с прогрессивными и новаторскими взглядами. Благодаря его энтузиазму к преподаванию были привлечены самые передовые учителя того времени. В среде студентов, большинство которых было из обеспеченных семей, Федор был совершенно чужим. Его не привлекали студенческие посиделки и гуляния. Пока его одногруппники развлекались, он переводил классиков и делал первые шаги в прозе. С началом обучения в институте начнет роман «Ночные росы» Сологуб. Биография поэта расскажет нам, что роман этот он так и не закончит, но это будет хорошей попыткой, обогатившей его опытом.

В 1882 году будущий писатель-символист окончит с отличием институт и уедет в отдаленную деревушку Крестцы. С собою он заберет свою мать и сестру Ольгу. Здесь его ждала работа учителя, а также десять лет скитания по провинциям: Великие Луки и Вытегра были временным домом писателя и его семьи.

Здесь, в «медвежьем углу» писатель безумно страдал от своего одиночества и «провинциального болота». Позже он напишет об этом, сказав, что учитель обречен на одиночество и непонимание.

Первые шаги в поэзии

Первые стихи поэта появились на свет, по некоторым данным, когда он был двенадцатилетним мальчиком. Федор Сологуб (биография которого мало рассказывает о его становлении как автора) в зрелом возрасте часто вспоминал с горечью о тягостях юношеского периода, когда не было поддержки и понимания, и все приходилось достигать самому.

Со всей силой юный Федор был уверен, что ему суждено стать поэтом, и он давал клятвы себе, что не отступит от своего призвания, как бы трудно ему ни было. А судьба не скупилась на испытания. Если не говорить о трудностях материальных, в которых жила осиротевшая семья писателя, немало было и моральных терзаний для одаренного юноши. Он жил с матерью и сестрой в провинциальном городке, здесь возможностей было меньше, чем преград. Его стихи публиковались в слабых провинциальных журналах с ограниченным числом читателей, слава и признание все не шли к поэту.

«Северный вестник»

Переломным стал для поэта 1891 год, когда судьба забросила его в столицу и подарила совершенно случайную встречу с Николаем Максимовичем Минским - представителем так называемого мистического символизма. Знаковость этой встречи была в том, что, несмотря на непродолжительное общение, Ф. Сологуб (биография, написанная женой поэта, ярко описывает эту встречу) оставит Минскому свой небольшой сборник стихов (буквально пару сотен ранних стихотворений). Этот год был годом зарождения и преображения уже известного нам журнала «Северный вестник». Его создатели: Н. Минский, З. Гиппиус и А. Волынский были заняты поиском произведений, что стали бы достойной иллюстрацией новоявленного манифеста Н. Минского «При свете совести…». Удивительно к месту оказалась молодая поэзия Сологуба, что помогла оформить журнал редакции, а юному поэту наконец позволила утвердиться в русле символизма.

Зрелость

Осенью 1892 года Федор Сологуб переезжает в Санкт-Петербург. После едва не погубившей его провинции он врывается в общество символистов своим новаторством и желанием творить.

Здесь он находит место учителя в городском Рождественском училище. Оживая здесь, писатель смягчал и многие сцены своих гениальных, но тяжелых романов «Мелкий бес» и «Тяжелые сны». А место действие его произведений перенеслось в «города губернские», но почему-то не в столицу, в которой он провел всю свою зрелость и любил всей душой.

«Северный вестник» становится для писателя и местом обучения, и средством, с помощью которого его стихи, наконец, становятся известными.

В 1908 году Сологуб Федор Кузьмич (биография писателя недостаточно полно описывает этот жизненный этап) оставляет карьеру учителя и женится на Анастасии Чеботаревской - писательнице и переводчице.

В 1913 году с женою он отправляется в поездку по городам России, посетив их в количестве почти четырех десятков.

В 1918 году поэту выпадает честь быть председателем Союза деятелей художественной литературы.

5 декабря 1927 года писатель уходит из жизни в возрасте шестидесяти четырех лет, оставив по себе огромное наследие ярчайшей поэзии и прозы символизма.

Краткий обзор творчества

Творчество поэта и писателя богато и многогранно. Хоть сами критики позже относили его поэзию и прозу к символизму, многие черты его произведений выходят за рамки этого направления.

Начинал свой Сологуб Федор Кузьмич (краткая биография, написанная Анастасией Чеботаревой, рассказывает об этом) со стихов.

Позже, в учительском институте он делает попытку создать прозаическую эпопею «Ночные росы». Приблизительно в это же время зарождается поэма «Одиночество», которой так и не суждено быть опубликованной.

В Петербургском «Северном вестнике» публикуются стихотворения поэта.

В 1902 году писатель завершает работу над своим романом «Мелкий бес». Произведение рассказывает о безумной нездоровой душе учителя-садиста Ардальона Передонова. Из-за своей откровенности и «рискованности» роман был обречен на «жизнь в столе». Однако, в 1905 году журнал «Вопросы жизни» берется публиковать произведение. В связи с закрытием журнала публикации оборвались, что не дало возможности роману полностью раскрыть себя.

В 1907 год «Мелкий бес» наконец-то выходит полностью и с того времени до наших дней остается одной из самых известный и изучаемых книг в русской литературе.

Основные мотивы поэзии Ф. Сологуба

Несмотря на то что романы писателя занимают достойное место в мире литературы, поэзия его не менее интересна своей самобытностью и необычно легким, воздушным слогом.

Именно этой легкостью слога поражает Сологуб. Биография писателя полна его творческими исканиями и переживаниями, которые находят отражение в стихах, они легки и читаются на одном дыхании.

Основная тематика стихотворений - это свойственные символизму и декадансу темы грусти, страдания, существования без смысла и цели жизни.

Мистические темы влияния на жизнь высших сил прослеживаются в стихотворениях «Чертовы качели» и «Одноглазое лихо». Также слабость человека, его бессилие перед жизненными препятствиями проходят через всю поэзию Сологуба.

В заключение

Мы кратко рассказали вам о писателе, оставившем литературное наследие, которое смело можно ставить в один ряд с Блока, Толстого. Федор Сологуб (биография и творчество, фото писателя - все это есть в статье) - писатель и поэт, прозаик и драматург, который отображал в своем творчестве темные стороны жизни. Но делал он это столь умело и интересно, что произведения его читаются на одном дыхании и остаются в памяти навсегда.

Герой первого романа трилогии, учитель и поэт Триродов своею жизнью претворяет все свои замыслы, заменяя своею волею Бога.
В устроенной в его поместье детской колонии живут "тихие дети", - забирая весь мрак жизни и её мёртвый покой, они дают тем самым Триродову возможность чувствовать всю полноту жизни и своей воли.

В издание вошли избранные рассказы, новеллы и легенды русского писателя Федора Сологуба.
Впервые "Книга разлук" и "Книга очарований" были опубликованы в 1908 и 1909 годах.

Это средняя часть трилогии "Творимая легенда", русского писателя Фёдора Сологуба.
"Королева Ортруда", рассказывает о жизни королевы Балеарских островов. Здесь средневековая сказочность повествования прерывается грубыми голосами современной жизни.
Томления королевы Ортруды достигают всемирно-чувствующего сердца Триродова...

"Этот роман - зеркало, сделанное искусно. Я шлифовал его долго, работал над ним усердно... Ровна поверхность моего зеркала и чист его состав. Многократно измеренное и тщательно проверенное, оно не имеет никакой кривизны. Уродливое и прекрасное отражается в нем одинаково точно". "Мелкий бес" был начат еще в 1892 г., над ним Ф. К. Сологуб (1863-1927) работал еще десять лет. Роман был издан только в 1907 г.

Сборник стихов "Пламенный круг" по праву принадлежит к высшим художественным достижениям Федора Сологуба и поэзии русского символизма. Книга обеспечила поэту выдающееся место в кругу современных авторов и прочное положение среди крупнейших русских лириков.
Репринтное воспроизведение издания 1908 года.

В этой книге мы воспроизводим несобранную прозу писателя, а также произведения, не вошедшие в отдельные книги рассказов.

... Нет внутренней обязательности в том, чтобы стихотворения Сологуба были именно стихотворениями. Они по духу своему не оправдывают своей формы, они большей частью лишены, чужды живой образности, но зато проникнуты холодной красотою безнадежной мысли...

Собрание пьес. Книга 1. В настоящее издание вошли все опубликованные пьесы Федора Сологуба, включая написанные в соавторстве в Ан. Чеботаревской.

Сологуб Федор Кузьмич

Сологуб (настоящая фамилия – Тетерников) Федор Кузьмич (1863 – 1927), прозаик, поэт .

Родился 17 февраля (1 марта н. с.) в Петербурге в бедной семье (отец – портной, бывший крепостной, мать – крестьянка).

В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в доме одной петербургской чиновницы.

Учился в приходской школе, затем в уездном училище, закончил образование в Петербургском учительском институте (1882).

В 1882 – 92 был учителем математики в провинциальных городах, до выхода в отставку в 1907 продолжал педагогическую деятельность в Петербурге.

Первые стихотворения, в которых присутствует влияние символистов, напечатал в 1884. Десять лет работы в провинции не прошли для него даром: он привез в Петербург начатый еще в 1882 роман “Тяжелые сны”, который в 1895 был опубликован в “Северном вестнике”.

В “Северном вестнике” в 1893 – 97 были помещены 17 его стихотворений (2 из них – переводы из Верлена), три рассказа (“Тени”; “Червяк”; “К звездам”), пять статей на общественные темы, множество рецензий.

Уже находясь в Петербурге, он вошел в круг русских символистов, объединившихся вокруг журнала “Северный вестник” (Минский, Мережковский, Гиппиус, Бальмонт и др.). В 1895 – 96 выходят его первые сборники: “Стихи. Книга первая”, “Тени. Рассказы и стихи”. занимает в литературе “такое свое место, что не признавать его сделалось нельзя” (З. Гиппиус).

Выходят его книги стихов (“Змий. Стихи. Книга шестая”, 1907; “Пламенный круг”, 1908) и рассказов (“Книга разлук”, 1908; “Книга очарований”, 1909). В эти годы выступает и как драматург (“ мудрых пчел”, 1907; “Победа смерти” и “Ночные пляски”, 1908, и др.).

Вершиной его прозы стал знаменитый роман “Мелкий бес”, написанный в 1902 и опубликованный в 1907. Появление этого романа определило дальнейшую судьбу Сологуба: он смог выйти в отставку и заняться только литературным трудом. Он начинает писать роман “Навьи чары”.

В 1910 – 12 выходит Собрание сочинений Сологуба в двенадцати томах. Февральскую революцию приветствовал, Октябрьскую не принял, однако продолжал общественно-литературную деятельность. В марте 1918 был избран председателем Совета Союза деятелей художественной литературы. Издал свои демократические стихи разных лет (сборник “Соборный благовест”, 1921).

Много занимается переводами. В 1924 избирается почетным председателем секции переводчиков в Союзе ленинградских писателей, в 1925 – председателем секции детской литературы, в 1926 – председателем правления Союза, входит в редколлегию “Всемирной литературы”. В эти годы выпускает ряд сборников стихов. 5 декабря 1927 Ф. Сологуб скончался в Ленинграде.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Статья рассказывает о краткой биографии Федора Сологуба - известного русского поэта и писателя, одного из представителей течения символистов.

Биография Сологуба: ранние годы
Федор Кузьмич Сологуб (Тетерников) родился в 1863 г. в семье бывшего крестьянина. Отец будущего писателя умер рано и мать, чтобы прокормить детей, устроилась прислугой в богатой дворянской семье. Сологуб не любил вспоминать своего детства, из чего можно заключить, что оно было очень тяжелым и наложило отпечаток на формирование мировоззрения писателя. Образование получил в нескольких училищах. С ранних лет начал писать стихи, некоторые из них дошли до нашего времени. Сологуб много читал, особенно уважая стихи Некрасова.
Высшее образование Сологуб получил в Учительском институте Санкт-Петербурга, который закончил в 1882 г. В студенческие годы продолжал писать стихотворения, пробовал свои силы в прозе, занимался переводами. Современники отмечали замкнутость и отчужденность юноши, который с трудом находил контакт с людьми. Сологуб разделял демократические убеждения своего поколения, но не связывал их с широкими крестьянскими массами.
После обучения около десяти лет проработал учителем в разных провинциальных школах.
Первые стихотворения Сологуба были изданы в 1884 г.

Биография Сологуба: творческий расцвет
В 1892 г. поэт поселился в Санкт-Петербурге, продолжая учительскую деятельность. Сологуб вошел в состав кружка символистов, где уже состояли Д. Мережковский, З. Гиппиус и др. Сологуб становится сотрудником журнала "Русский Вестник", где начинают постоянно печататься его произведения в прозе и стихах, различные рецензии и переводы. В это же время поэт придумал свой псевдоним, впоследствии ставший официальной фамилией. Сологуб становится постоянным участником литературных вечеров, где собираются поэты новой эпохи.
В середине 80-х гг. были изданы первые книги Сологуба, включающие роман "Тяжелые сны", различные стихотворения и рассказы.
В начале 90-х гг. писатель закончил работу над романом "Мелкий бес", ставший наиболее известным произведением автора. Роман был издан отдельной книгой только в 1907 г. и сразу же приобрел огромную популярность благодаря своей необычности и ломке многих классических канонов.
В 1904 г. выходят очередные сборники стихотворений, утвердившие поэтическую манеру Сологуба. В этот же период начинается публицистическая деятельность писателя. Она продолжалась около года, но была очень плодотворна (около семидесяти опубликованных статей). В статьях Сологуба обсуждались наиболее острые вопросы общественной и политической жизни начала XX века.
Для творчества Сологуба характерно постоянное ожидание неминуемой смерти. Его стихотворения насыщены мрачными и безотрадными образами, увлекающими читателя в причудливый мир, сочетающий в себе реальность и сон.
Революционные события 1905 г. были встречены Сологубом с восторгом, по этому поводу им был издан ряд стихотворений, проникнутых симпатией к революции. Особое место занимают политические сочинения писателя в сказочной и незатейливой форме, пользующиеся большой популярностью.
В 1907 г. Сологуб оставил государственную службу и закончил карьеру учителя. В творчестве постепенно начинают нарастать мотивы отчуждения, замкнутости. Поэт занимает антиобщественную позицию. Сологуб начинает работать в области драматургии (пьесы "Литургия Мне", "Победа смерти").
В 1909-1914 гг. двукратно издавалось полное собрание сочинений Сологуба (двенадцати и двадцатитомное). В это время писатель начинает издавать собственный журнал.
Биография Сологуба при советской власти
Октябрьскую революцию Сологуб не принял и хотел эмигрировать. Ему был разрешен выезд за границу, но после самоубийства жены писатель остался в России.
Его отношение к большевикам постепенно менялось, вскоре Сологуб вновь приступил к публичным выступлениям. Поэт был признан в Советском Союзе и занимал ряд почетных должностей в литературном обществе. В последние годы жизни занимался в основном переводами.
Сологуб скончался в 1927 г. Его творчество по-разному оценивается исследователями. Существуют как резко отрицательные, так и положительные отзывы. Несомненно одно - творчество поэта и писателя стало ярким проявлением эпохи, значительно усиленным своеобразием личности автора.