Трупы не по карману. Студенты-медики практикуются на манекенах и лягушках. Выплачивают ли какие-либо денежные компенсации во время академического отпуска? Предоставляется ли студенту общежитие на время академического отпуска

Все мы так или иначе документируем свою жизнь через социальные сети, блоги или даже личные дневники. Многие наслышаны о терапевтическом эффекте дневника и думают, что знают, как вести его правильно, чтобы выжать из интуитивного самоанализа максимум пользы. На самом деле с письменными практиками всё немного сложнее: не любые записи обладают терапевтическим эффектом, не все системы ведения дневника могут подойти конкретному человеку (некоторые могут даже навредить), ну и задачи у них тоже разные. Чтобы понять, с чего начать ведение полезного дневника, в чём отличие разных методик и какие правила соблюдать, чтобы себе не навредить, мы подготовили короткую справку.

Маша ВОрслав

Кто и зачем
придумал вести дневник


До того, как у человека появились современные средства связи, письмо было его главным средством коммуникации - не только с внешним миром, но и с собой. Дневники вели по-разному и о разном: японские фрейлины фиксировали внутреннюю кухню императорского двора, квакеры - от своих духовных изысканий, пассажиры «Мэйфлауэра» - тяготы трансатлантического плавания. Через многовековую пропасть все эти письмена объединяет психологическая составляющая: независимо от содержания дневника его побочным свойством всегда была проекция внутреннего состояния автора. В зависимости от того, насколько дисциплинированным, красноречивым и честным был пишущий, вырисовывался его более или менее четкий портрет. О том, что он может быть не только интересен посторонним читателям (в случае с мемуарами или биографиями), но и полезен для глубокого самоанализа, одним из первых задумался американский социальный работник и психотерапевт Айра Прогофф, который разработал доступную систему терапии и самопомощи (в известных пределах).

В 50-е годы прошлого века, то есть в начале своей карьеры, Прогофф решил отталкиваться от идей глубинной психологии и изучил траектории ее выдающихся приверженцев. Больше всего его заинтересовал подход Юнга: тот в отличие от Зигмунда Фрейда, Отто Ранка и Альфреда Адлера считал, что любой клиент обладает достаточными ресурсами для самопознания и самопомощи. Но Юнг настаивал на необходимости дорогой аналитической терапии, которую мог позволить далеко не каждый, и осязаемом участии психотерапевта (по мнению Прогоффа, харизма врача только мешает человеку понимать собственную уникальную систему символов и рефлексов, на существовании которой настаивал Юнг). Гуманистический подход Прогоффа подтолкнул его к поискам такой духовной практики, которая позволила бы даже небогатому человеку получить психологическую помощь. Кроме этого ему было важно максимально увести в тень фигуру врача, чтобы в ходе терапии человек опирался именно на свои ресурсы и руководствовался собственными оценками.

Что такое метод
Прогоффа и зачем он нужен


Ничего подобного Прогофф не нашел, поэтому пришлось выдумывать свою систему. За годы практики и преподавания он понял, чего недостает личным дневникам, чтобы не только сглаживать сиюминутные эмоции, но и стать ядром терапии (предшественники считали дневник лишь вспомогательным инструментом). По мнению Прогоффа, личный дневник часто является лишь площадкой для фиксации произошедшего, а не способом самопознания. «Когда дневник связан только с конкретной целью (поиском новой работы например), он теряет смысл после ее достижения. С ним можно комфортно пережить конкретный период, но не исследовать свою личность», - объяснял терапевт. Метод интенсивного ведения структурированного дневника помогает рассмотреть жизнь человека как единую историю, осознать свой прошлый опыт и оценить будущие перспективы. Иными словами, разобраться в отношениях и рабочих проблемах, справиться со стрессом и понять, как жить дальше, - после травмирующей ситуации и вообще.

Метод Прогоффа заключается в том, чтобы регулярно вести дневник, тематически разделенный на четыре части (к слову, тетрадь должна быть не сшитой, а на кольцах, чтобы в любой момент можно было добавить страницы туда, где необходимо). Если хорошо расслабиться перед письмом и не отвлекаться, получится зафиксировать не только рациональные рассуждения, но и «сумеречные» наблюдения - то есть те, которые приходят на ум любому человеку, когда тот занят монотонной деятельностью вроде бега или вязания. Прогофф считал «сумеречное восприятие» очень важной частью терапии, позволяющей получить более полное представление о прошлом и настоящем. В своей первоначальной форме метод предполагал обязательное участие квалифицированного фасилитатора , регулирующего групповые письменные практики. Фасилитаторов и по сей день готовят в центрах дневниковой терапии (The Center of Journal Therapy , Therapeutic Writing Institute например), но благодаря тому, что Прогофф в конце концов издал руководство «At a Journal Workshop », сегодня вести структурированный дневник может каждый, не прибегая к помощи центра. Правда, в таком случае нужно быть особенно бдительным и отслеживать свое психологическое состояние самому: погрустить пару-тройку часов после письма вполне нормально, но если с каждым погружением в себя становится хуже, стоит обратиться к психотерапевту (это правило - общее для любых письменных практик).

Чем отличаются
письменные практики


Большинство письменных практик направлены не на анализ всей жизни, а на решение насущных проблем. Иными словами, если в ваши планы не входит дисциплинированное самопознание, но нужно разобраться в эмоциях или понять, почему старая травма бередит душу, метод Прогоффа не подойдет, зато можно обратиться к идеям других психотерапевтов.

Отдельного внимания заслуживают околотерапевтические сервисы, предлагающие писать от 280 знаков до 750 слов в день. По сути, они ничем не отличаются от обычного личного дневника, кроме чуть более сложной системы мотивации. Но 750 слов - это три страницы текста и достаточно большой объем, чтобы пишущий успел погрузиться слишком глубоко в собственные переживания. Терапевты предупреждают, что неструктурированное, не ограниченное по времени и тематически письмо опасно для наиболее травмированных людей: обычно они не могут распознать момент, когда стоит остановиться и больше не погружаться в болезненную тему. Психотерапевт Кейтлин Адамс заметила это и предложила некоторым своим клиентам простую схему: в качестве письменной практики им нужно было всего лишь закончить предложение вроде «Прямо сейчас я хочу…», «Мой самый большой страх - это…», «Сегодня я чувствую…». Если у пишущих было желание раскрыть мысль, Кейтлин отмеряла 5 минут - ровно столько, по ее мнению, достаточно, чтобы записи оказали терапевтический эффект, не поставив под удар психику. Это правило может взять на вооружение каждый, кто хочет обрести привычку вести дневник, но опасается его депрессивного эффекта. Дневник - не место для выжимания из себя больше и «лучше», и даже короткие регулярные записи будут полезны для анализа характера.

Заменяет ли
дневник психотерапию


Дневник может быть как центральным, так и вспомогательным элементом психотерапии. Полезность изложения мыслей на бумаге (или в текстовом редакторе) вряд ли будет отрицать хоть один психотерапевт, но выстраивать вокруг него всю свою работу будет не каждый. В любом случае тем, кому действительно необходима помощь специалиста, даже самого структурированного дневника будет недостаточно (но, возможно, именно он покажет, что что-то не так, и подтолкнет записаться к врачу). В идеале любому человеку стоит время от времени обращаться к психологам и психотерапевтам хотя бы для того, чтобы убедиться, что всё хорошо, но если такой возможности нет, можно попробовать изучить себя самостоятельно - при условии соблюдения всей необходимой техники безопасности.

Как выбрать методику
и как себе не навредить


майндмэппинг тоже можно использовать для дневника (в ситуациях, когда требуется классное решение или незамыленный взгляд, такие карты - самое то). При самостоятельном поиске с осторожностью стоит подходить разве что к тем источникам, что рекомендуют ничем не ограниченное письмо (free writing): отсутствие любых указаний по теме или времени может быть небезопасно в тех случаях, когда автор дневника пытается проработать травмировавшую ситуацию или находится в угнетенном состоянии.

Рекомендации к ведению дневников везде более-менее одинаковы. Важно помнить, что дневник нужен только для того, чтобы сделать вам лучше, - то есть любое длительное ухудшение настроения будет достаточной причиной, чтобы перестать писать (по крайней мере, на время) или выбрать другую технику. Писать нужно в спокойном состоянии, в месте, где вас не будут беспокоить, и в то время, когда вы не будете переживать о незавершенных делах. Одно из самых главных требований любой дневниковой методики - честность с самим собой, так что нелишним будет позаботиться о том, чтобы ваш дневник никто никогда не нашел. Из требования честности проистекает еще одно важное: личный текст не должен быть идеальным со стилистической точки зрения, он может содержать ошибки, пропущенные знаки препинания и иностранные слова, главное - чтобы он максимально точно передавал то, что вы хотели бы зафиксировать.

Центральная тема философии всех религий: мы трагически недооцениваем самих себя. Слова разных традиций различаются, но передают одну и ту же суть: мы больше, чем нам кажется. Наше эго – капля на поверхности безбрежного океана бессознательного, Самости, безграничного ресурса, который можно описать только идеей Бога.

Философских и религиозных подходов к познанию самого себя много, но для того, чтобы пройти духовым путём, необходимо руководствоваться некоторыми принципами. Можно определить 8 основных правил духовных практик на пути изменений.

1 правило. Соблюдайте умеренность.

Начинать всегда нужно с посильного, рассчитывайте свои силы: вы отправляетесь в долгое и опасное путешествие, в котом будут испытания и препятствия. Духовная практика подобна восхождению по лестнице, где важно постепенное приобретение опыта. Стремясь сразу воспользоваться лифтом или перепрыгивать ступеньки, мы рискуем упустить важные изменения в душе и быстро потерять интерес.

Например, без опыта медитации или молитвы не стоит бросаться с головой в эти практики и часами пытаться сосредоточить ум. Начните с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

Не стоит также сразу раз и навсегда от чего-то отказываться. Определите для себя испытательный срок, в течение которого сможете оценить насколько вы готовы к таким изменениям.

2 правило. Анализируйте изменения.

Каждая духовная практика способна изменить нас. Этот добровольный эксперимент будет иметь смысл, если мы будем исследовать свой опыт. Анализируйте всё, что переживаете, чувствуете. Отслеживайте своё сопротивление, реакцию окружения. Происходят изменения и важно понимать, что именно меняется.

3 правило. Ведите дневник.

Это правило поддерживает предыдущий принцип. Результаты анализа целесообразно фиксировать. В дневнике хорошо прописывать цели, инсайты, ошибки и успехи. Дневник становится нашим другом, который поддерживает и напоминает в трудную минуту о том, куда мы направляемся. Как корабельный журнал, дневник даёт связь с реальностью, помогает увидеть картину уже прошедшего пути. Записывая свои цели, мы получаем гораздо больше шансов добиться успеха.

Помните про правило умеренности: не нужно превращать ведение дневника в непосильную работу. Даже несколько минут записей в день могут быть весьма ценны.

4 правило. Возобновляйте практику.

У каждого практикующего есть свои истории о неудачах, каждый спотыкался на пути. Неудача может заставить думать, что практика не улучшает положение дел и вы двигаетесь назад. Это естественный и ценный целительный процесс. Практики не только воспитывают положительные качества, но также вскрывают старые болезненные воспоминания и эмоции. В такой период высок соблазн погрузиться в дела, в неотложные семейные проблемы или просто забросить практику, поддавшись приступу лени.

Посоветуйтесь с учителем или с психотерапевтом, который разбирается в духовной практике. Возможно, сейчас вам необходимо какое-то время заниматься практикой менее интенсивно или сменить тип практики.

5 правило. Относитесь к себе бережно.

Духовный путь – начало роста в нас новой сущности. Этот процесс похож на выращивание растения или воспитание ребёнка. Проявите доброту и снисходительность к зарождающимся процессам. Научитесь поддерживать себя и бережно относиться к своим новым потребностям. Мы люди, а человеческие существа несовершенны. Если бы мы могли выполнять духовные практики в совершенстве, нам бы не нужно было практиковаться.

Если чувствуете необходимость поддержки, найдите учителя, духовных друзей или психолога, который поддержит ваш рост.

6 правило. Получайте удовольствие.

Может показаться, что духовная практика всегда требует самопожертвования, а все святые были мучениками. Это далеко не так. Одна из главных целей духовной практики – радость и блаженство. Признак верного пути – способность испытывать удовольствие, занимаясь духовной практикой. Если вы встречали духовно зрелых людей и мудрецов, то могли заметить, что они счастливые люди. Счастье делает человека менее озабоченным собственными интересами и открывает ему мир других людей.

7 правило. Создайте привычку.

Практика должна закрепиться в вашем жизненном ритме. Пока новая привычка не станет устоявшейся, лучше всего не делать никаких исключений. Создайте для себя правило, которое сможете выполнять и точно следуйте ему. Начинайте сегодня хотя бы с малого и сделайте практику частью каждого дня.

8 правило. Назначьте практике высший приоритет.

Сделайте практику важнейшим делом дня. Путь для начала это будет одна минута регулярной практики в день. Но это должна быть самая важная минута вашего дня. Присвойте ей высший приоритет.

Конкретная практика может меняться, могут быть и свои особенные правила. В духовной жизни свой ритм и каждому из нас важно прислушиваться к себе, понимать, какая практика более всего подходит.

В нас заключён огромный потенциал, с более высокими стадиями духовного роста неразрывно связан и более высокий уровень зрелости. Духовные практики – инструменты, которые делают такой рост возможным. Главное – побороть боязнь своего собственного потенциала.

Психология как наука и практика дифференцировалась на академическое, прикладное и практическое направления, что характерно для всех развитых паук. Эта дифференциация научной деятельности обусловлена различием целей, средств, способов и результатов научной деятельности в том или ином направлении, а также реализации научных знаний.

Академические исследования направлены на изучение непознанных объектов и их свойств. Это область таинственных явлений природы, общества, человека и бесконечных форм жизни и существования материи. Познавательная деятельность составляет основное содержание академической науки. Не специфика раскрывается в соответствующих целях, средствах, способах и результатах (продуктах).

Целью академической психологии является познание законов психической деятельности , формирования и функционирования психологии человека. В этой цели заключена и основная мотивация "академистов", связанная с любознательностью и любопытством, желанием узнать что-то новое о неизвестном. Это познание ради познания. Прагматические мотивы человека, профессионально занимающегося академической психологией, в этом случае связаны с карьерой ученого.

Средства познавательной деятельности в академической психологии разрабатываются самими учеными, которые выстраивают их соответственно своим теоретическим конструктам, т.е. представлениям об изучаемом явлении. В этом смысле показательно высказывание Э. Боринга: "Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта", т.е. исследователь изучает не столько феномен, сколько свое представление о нем. Поэтому в психологии существует много методик, направленных на исследование одних и тех же феноменов, но рассматриваются эти феномены под разным углом. Орудия познания в психологической науке нередко получают имена своих изобретателей. Например, "Пятна Роршаха", "16-факторный личностный опросник Кеттелла", "Семантический дифференциал Осгуда", "Тест репертуарных решеток Келли" и др. Они тиражируются и модифицируются в различных методических процедурах. Каждая из методик нуждается в инструментальной оснастке. Работа с научно-исследовательскими средствами в академической науке превращается в специальную деятельность "методический эксперимент", направленную на изобретение, апробацию и валидизацию методических средств.

Способы научно-исследовательской деятельности осмысливаются как методология научного познания, которая объективируется в методах и технологиях познавательной деятельности. Они составляют содержание исследовательского процесса как последовательности познавательных действий, операций и приемов. Все это определяет существо научно-исследовательских процедур.

Продуктом академического познания является система знаний о предметной области конкретной науки. В психологии - это психологические факты, закономерности психической деятельности, представления о психической организации, концепции и теории. Все эго относится к фундаментальным проблемам психологической науки. В процессе их осмысления закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач. Академические исследования расширяют запас научных знаний, необходимый для практических изобретений и разработок. Обоснованности и доказательности научных знаний служит экспериментальный метод. Проникновение его в психологическое познание предопределило возникновение психологической науки в ряду других наук (физических, биологических, социальных).

Родоначальником академической психологии можно считать Вильгельма Вундта, который в 1879 г. организовал лабораторию экспериментальной психологии, где проводились систематические исследования функций психического отражения экспериментальным методом, и начал специальное обучение психологов в Лейпцигском университете.

Прикладные исследования должны решать вопросы оптимизации деятельности человека в конкретных условиях. В прикладных исследованиях используются достижения академических исследований, но применительно к определенной деятельности человека. Акцент в них делается на функциях конкретной деятельности человека.

Целью прикладной психологии является рационализация поведения и деятельности людей для достижения наибольшей эффективности.

Г. М. Андреева пишет, что целью всякого прикладного исследования является непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества . Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования.

Средства прикладной психологии создаются специально для отдельных случаев рационализируемой деятельности и поведения. Это чаще всего модификации средств академической науки, хотя могут быть и оригинальные изобретения.

Способы прикладной психологии представляют собой моделирование условий, функциональных зависимостей, человеческих отношений, мотивов и всех других компонентов психической организации человека, объективированных в моделях конкретной деятельности , которую предполагается оптимизировать.

Продукты прикладных исследований представляют собой конкретные модели оптимального взаимодействия в системах "человек - предметный мир" и "человек - человек".

В числе родоначальников прикладной психологии следует выделить X. Мюнстерберга, который в начале XX в. заложил теоретические основы технологических решений в прикладных исследованиях профессиональной деятельности.

Практическая психология трансформируется в профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи конкретному человеку или группе людей по преодолению разного рода психологических проблем, по психологической поддержке и сопровождению.

Целью практической психологии является воссоздание целостной и психически здоровой личности посредством психологической помощи по запросу клиентов.

Средства психологической помощи сосредоточены в психотерапевтических способностях психолога. Он сам является основным инструментом своей профессиональной деятельности, где специальные знания, психологическая одаренность, прозорливость и интуиция реализуются в средствах общения с клиентом.

Способы практической психологии заключены в технологиях общения и воздействия на клиентов. По форме это психологические беседы и консультирование, тренинги. Важным способом поиска мишеней (проблем клиента) является психодиагностика. Большое количество проблем порождает множество частных технологий психотерапевтического воздействия. Более того, применение той или иной технологии связано с тремя факторами: спецификой проблемы клиента, его субъектными характеристиками, а также навыками применения той или иной технологии практическим психологом.

Продуктами практической помощи является психологическая адекватность и социальная адаптированность личности.

Родоначальником этого направления психологической науки и практики можно считать Зигмунда Фрейда, который не только разработал

основные технологические принципы психоанализа, но и научно-теоретическую базу психотерапии как особого направления врачебного дела. В дальнейшем его последователи, а также представители гуманистического направления, в частности Карл Роджерс, расширили практическую деятельность психолога на область взаимодействия с клиентами, не подозревающимися в психических и личностных расстройствах, в рамках психологического консультирования.

Нет! Я сказал: нет, нет и нет! - кричал мой отец, - Никогда, слышишь, никогда моя дочь не полетит к людям!

Наитир, но ведь у Валисы направление на практику. Она не сама выбирала, ее направила комиссия Объединенной Академии, - пыталась успокоить моего отца мама.

Ты не понимаешь! - бушевал мой отец, а вокруг стал сгущаться торнадо. Потому что когда нимф сердится, то он образовывает воронку.

Как-то в далеком детстве я сунула свой любопытный нос в воздушный вихрь, и меня закружило так, что папа еле вытащил оттуда. - Э-то лю-ди! - эту фразу папа произнес по слогам, - У них нет магии, их жизнь быстротечна!

Наитир, дорогой, но ведь там живет Бартис, - пыталась мягко убедить мама папу.

Тем более! - взревел папа. - Валиса! Чтобы я не видел тебя рядом ни с одним нимфом!

Пап, но ведь ты ниф, - я думала этот довод разумный, но оказалось, ошибалась.

К Бартису не подходить близко на день полета! - продолжал реветь дальше отец.

Ты поняла деточка? - тут же встряла моя умная мама, - Ты можешь отправляться на практику к людям, но к Бартису не приближаться ближе, чем на день полета.

Выданное мной пламя опалило крылышки птичке, и она обиженно чирикнула.

Не получается! - чуть не плача произнесла.

Еще раз! - махнула рукой, в которой держала яблоко, Эолана. - С яблоком же получилось. Правда теперь его есть нельзя, но главное у тебя стало получаться!

Эхэхэ! - вздохнул купидон Апполоша над нами и подпер розовую щечку пухленькой ручкой.

Утешала меня подруга и заодно учительница по курсу Приворотов в Объединенной Академии нимфа любви Эолана.

Птица феникс обиженно топталась и поглядывала на горе испытательницу, то есть на меня. Эолана пыталась научить меня приворотам. Нимфе любви такое умение дается от рождения, а мне дракону, легче было испепелить любого нимфа, чем приворожить, что я сейчас наглядно и демонстрировала.

Задача по курсу была простая - сконцентрировать магию любви и послать заряд в испытуемого. С четвертым яблоком получилось, оно теперь было насыщенно приворотной магией. Потом мы перешли к живым объектам, выбрав для этой благородной цели птицу феникс, которая может восстанавливаться после огня. Моя приворотная магия все время трансформировалась в огонь по непонятной для меня причине.

В очередной раз, подпаленный феникс отрастил перья и стал краше прежнего, он только из-за этого и согласился терпеть над собой эту пытку. В естественной природе ему несколько лет пришлось бы ждать такой окраски, а еще пару моих приворотов и жених будет просто загляденье.

Мы сидели на толстой ветке огромного дерева, который рос у реки. "Тут безопасно" - пояснила мне Эолана. Очередной столб пламени, выданный мной в феникса, вновь подтвердил это решение.

Не получается! - в сердцах сказала я и надулась, сложив руки на груди.

Эх! - снова выдал молчаливый свидетель моих научных трудов купидон Апполоша.

А ведь у меня практика! Мне нужно было отправляться в человеческое государство, найти объект и приворожить. Дело пустяковой, но не для меня. Чувствую, это задание специально подсунула нимфа-преподавательница по флористике, когда я случайно подпалила ее гербарий.

Но я же не нарочно! Мы рассматривали прекрасный сборник сухих трав. Но ведь я дракон, а потому чувствую все запахи острее. Сборник старый, засушенные листья пахли остро. А тут мы дошли до Руты душистой. Обоняние перехватило, нос зажала, да остановиться не смогла. Чихнула от всей своей драконьей души. Пламя слизало пол гербария. Да так ровненько, что оставшиеся листики не пострадали.

Как же она меня колотила молниями! Я хоть и превратилась в дракона, но мои чешуйки долго еще остывали в речке, куда залезла после наказания. Сижу в воде отмокаю, а нимфа-преподавательница меня распекает за утрату бесценного гербария. А я возьми и уточни:

Половины гербария.

Вот тогда-то и прозвучали грозные слова нимфы-преподавательницы: "Устрою тебе практику! Запомнишь эти пол гербария!"

Я еще так надеялась, что родители не согласятся и папа меня отмажет от этой практики, но мудрая мама вмешалась и теперь мне вся судьба лететь в человеческое государство и привораживать существо без магии. Да он от такого приворота сгорит не хуже феникса. Эолана оптимист по жизни, меня уверила, что за последний день до практики научит тому, чему не смогли научить меня великие умы в Объединенной Академии за десять лет.

Вот теперь сижу, учусь.

После несчитанного преображения феникса в расфуфыренного красавца, Эолана погрустнела. Энтузиазм поутих и мы задумались. Я думала о погубленной практике, потому что если я буду продолжать привораживать людей, то выкошу там у них все население, в смысле мужскую часть. Эолана не знаю о чем думала, но в задумчивости стала есть яблоко с моим приворотом.

Вижу выход! - вдруг радостно сообщила мне подруга.

Какой? - безнадежно спросила ее.

Найдешь моего дядю Бартиса! - я запротестовала. - Не торопись. Во-первых, он нимф любви, и если приворожится, то потом сам легко с себя приворот снимет; во-вторых, у него есть магия и когда ты перестараешься с огнем, он легко может поставить защиту и останется целым! - Торжествующе произнесла мне Эолана.

Мне папа запретил к нему приближаться на день полета, - напомнила ей.

И что? Подууумаешь! - протянула подруга. - Не говори, что собираешься с ним встретиться. А когда приворожишь, твой папа первым будет от радости ручки потирать. У них там какие-то давние счеты.

Какие? - любопытство взяло верх.

А! Я не вдавалась в подробности! - беззаботно махнула ручкой Эолана, догрызая мое яблоко.

Эл, яблоко, - в ужасе покосилась на свое произведение приворотного искусства.

Мда, засада, - потерла щечку подруга. - Как же это я успела все съесть?

Приворожила, - сделал вывод купидон Апполоша и снова вздохнул.

Эолана судорожно сглотнула.

К кому? - спросила она, скорее обращаясь к купидону.

А я знаю? - печально вздохнул Апполоша. - Ты вон отличницу спрашивай, - кивнул он на меня.

Какое заклинание говорила? - теперь Эолана пытала меня.

Уже ищу! - доложила ей.

У меня все строго научно, как папа учил. Отработала заклинание, поставила пометку - "получилось - не получилось". В основном стояли синие стрелочки "не получилось". И только одно красное сердечко.

Вот! - торжествующе потрясла перед ней своими записями.

Заклинание относилось к легким, срок не больше месяца, но вот условие было - первый на кого упадет взгляд вечером этого дня. Мы задумчиво посмотрели друг на друга.

До вечера еще далеко. Сниму! - беспечно махнула рукой Эолана.

Тут есть инструкция, - зашуршала страничками.

Я нимфа любви и преподавательница! - гордо выпрямилась передо мной Эолана.

Ну да, ты можешь, - печально вздохнула. Мне бы столько уверенности в приворотах!

Тут легкий ветерок приподнял подол легкого платья, открывая коленки, быстрым движением опустила ткань на место, от резкого жеста мои записи полетели в воду.

Великие создатели! - спрыгнула в воду.

Эолана слетела вниз, зависла над водой и стала забирать из моих рук мокрые листы, подниматься к ветке и передавать мудрому Апполоше, который со вздохом принимал очередную порцию. Так суетились, что не заметили, как пара страничек поплыла по течению.

Держи их! - крикнул Апполоша с ветки.

По воде мне их было не догнать, а вот Эолана легко запорхала за беглыми страничками над поверхностью воды, скрывшись за ветками раскидистого дерева, росшего прямо на берегу реки.

Через некоторое время мы с Апполошей услышали вскрик Эоланы и мужской недовольный голос:

Нимфа, что вы делаете здесь вечером?

Купидон Апполоша как не сидел с печальным видом на дереве. Скорость была сверхзвуковая. Потому что совместный звук: "А!" от Эоланы и неизвестного был одновременный. То, что мой умница купидон что-то натворил, сомневаться не приходилось.

Выбралась на берег и побежала в сторону катаклизма, узнавать, что там случилось. Картина, представшая передо мной, меня потрясла. Я не знала плакать или смеяться. Эолана стояла пришпиленная стрелой купидона к нимфу. Причем взгляд обоих отличался кардинально друг от друга. Если Эолана под действием моего приворота смотрела с восхищением и обожанием на мужчину, то нимф скорее готов был оторвать крылышки Эолане, купидону и всей летающей живности вокруг. Я еще судорожно вспоминала пункт Всемирной конвенции, запрещающий жестокое обращение с легкокрыми представителями миров.

Я не хотел, - печально оправдывался Апполоша. - Она сама вытянулась. Я лишь побежал, чтобы помочь, - читай: "поглазеть", - а лук сам выстрелил.

Сам? - нахмурилась на своего помощника.

Ну, почти, - тут же засмущался правдивый купидон. На его порядочность всегда можно было рассчитывать. - Зацепился я... за ветку. Дернул, а стрела полетела. А вытянулась она сама, прямо в полете.

И глазки голубенькие невинного ребенка на меня смотрят и хлопают, готовые заплакать в любой момент.

Ваш подопечный? - Строго спросил нимф.

Мой, - приголубила расстроенного купидона.

Пусть стрелу вытащит, - строго, но уже чуть спокойнее произнес нимф.

Апполош, вытаскивай, - распорядилась. - Не будут же они так стоять тут.

Розовощекий карапуз подлетел и с сосредоточенным видом потянул стрелу на себя. Нимф крякнул, но устоял. Эолана легко вздохнула и упала в обморок к ногам обнаженного красавца нимфа.

Помогите! - закричал Апполоша. - Да помогите же ей!

И со всего размаху влетел в спину нимфа. Тот покачнулся и неуверенно присел к Эолане.

Давайте я, - присела рядом, видя нерешительность мужчины.

Я нимф жизни. А вы? - строго посмотрел на меня он.

Дракон, - ответила ему.

Тогда отойдите и не мешайте, - его решительность заставила чуть отодвинуться.

Нимф наклонился и стал делать Эолане искусственное дыхание. Боковым зрением увидела, как Апполоша в воздухе стал танцевать. Вид у него был радостный и победный. Он двигал бедрами и руками из стороны в сторону.

Только я открыла рот, чтобы спросить, что это значит, как он тут же приложил палец к губам. Эолана пришла в себя, а нимф положив руки под грудь подруге, залечивал ранку от стрелы моего шкодливого купидона.

Марэус! - сладко вздохнула подруга и посмотрела на него сквозь длинные ресницы.

Эолана, - томно проговорил нимф и вот тут я его узнала.

Это был наш преподаватель из Объединенной академии, он отвечал за спортивную жизнь всех студентов. Возраст у него был около шестисот лет. Нрав строгий, резкий. Никаких поблажек никогда никому не делал. В первый раз услышала от него мягкую интонацию.

Валиса, нам пора, - сообщил мне купидон и потянул в сторону.

А как же Эолана? - спросила своего помощника.

Я ее отнесу домой, - произнес Марэус и поднял мою подругу на руки.

Та благодарно прижалась к его груди и прикрыла глазки. Я же смотрела на это безумство приворотов и хлопала глазами, не в силах сообразить, что в такой ситуации надо делать. Вот был бы на моем месте папа, он бы разложил все на научные составляющие и сделал правильные выводы.

Я же выводов сделать не могла. Не правильных, не неправильных. А потому просто смотрела, как мускулистый и полностью обнаженный мужчина, прижимая к груди мою подругу, летел сторону совершенно противоположную дому Эоланы.

Получилось! - крикнул довольный Апполоша и принялся снова танцевать свой зажигательный танец.