Советы родителям «Дети наше повторение» Работа над своими ошибками. Система работы над ошибками на уроках русского языка

Приветствую вас, уважаемые читатели нашего сайта! Сегодня мы с вами поговорим о том, а в чем же состоит правильная работа над ошибками во время трейдинга. Как все мы знаем, на ошибках учатся, нет тех людей, которые бы не совершали ошибки.

Однако, как показывает практика, сам по себе рынок весьма жестко наказывает за любые ошибки. Степень этих самых ошибок бывает разной. Некоторые ошибки являются крайне мелкими, и их запросто можно исправить во время торговли. Некоторые же ошибки являются крайне грубыми, и приводят к негативным последствиям.

С такими оплошностями надо бороться заранее, и не допускать их появления. В этом контексте на первое место выходит правильная работа. Конечно, критических ошибок можно избежать, и мы поговорим с вами, как это сделать. Хотелось бы начать с того, что большинство новичков начинает торговать без какого-либо четкого алгоритма. Правильно это или нет?

Трейдинг без стратегии

Но с другой стороны, даже если она и есть, то среднестатистический новичок редко когда безоговорочно ее придерживается. Стратегия четко отвечает на вопросы, когда следует открывать сделку, когда ее нужно закрыть, как ее сопровождать и прочее. Торговля без внятной стратегии – это банальная игра с одним концом, который будет негативным для самого трейдера. Трейдинг без стратегии , это все равно, что банальная угадайка, которая ничего толкового вам не даст. И это неправильная работа.

Почему мешают эмоции

Еще одной важной, я бы сказал, критической ошибкой трейдеров, являются именно эмоции, они постоянно становятся причиной неправильной работы. Часто можно слышать рассказы трейдеров, что вот он начал уже стабильно зарабатывать, но в один прекрасный момент просто пустил депозит на воздух. Естественно, многие не понимают, а как могло это вообще случиться?

Вроде бы, человек нормально торговал, уже и прибыль получал, а тут раз, и нет у него капитала. Звучит как-то уж сильно мистически! Тем не менее, мистики тут вовсе нет, и виной всему именно эмоции! Просто после череды прибыльных сделок трейдер впадает в состояние эйфории. Ему кажется, что теперь он король рынка, что рынок теперь будет обязан ему по гроб жизни. В данном случае, человек перестает фокусироваться на системности. Теперь его основная задача – это получить как можно больше прибыли. В таких условиях ни какая работа над слабостями правильно проводиться не будет.

Учитывая этот факт, сделки открываются в неположенном месте и с заведомо большим лотом, лиж бы срубить денег побольше да побыстрее. А после появления убыточной сделки, человек это воспринимает болезненно, пытаясь быстро отыграться, тем самым еще больше усугубляя свое положение.

Зачем нужен капитал

Кроме того, хотелось бы отметить и финансовую составляющую. Трейдинг – это в первую очередь бизнес, который требует не только навыков и знаний, но и вполне себе внушительного капитала . Да, конечно, я понимаю, что реклама везде говорит нам о том, что трейдинг – это невероятно легко. Мол, вам ничего не нужно знать, просто берете свои 50-100 баксов, и идете себе спокойно богатеть. Сколько лет крутится эта шарманка, но пока еще никто не разбогател таким образом, а даже наоборот. Но народ у нас непробиваемый, каждому человеку кажется, что то, что случилось с другим, со мной никогда не случится. Правильно ли работает эта система рекламы. Над этим вопросом мы работаем каждый день, стараясь ответить на ключевые вопросы.

Весьма наивно и опрометчиво так полагать. Давайте рассмотрим очень интересный пример! Представьте себе, что у вас есть капитал, скажем, 50000 долларов, и вы открываете небольшой ресторан. Сможете ли вы его окупить в первый месяц его работы? Конечно же нет! Если вы его окупите года за два, то это уже можно будет назвать хорошим вложением.

Но вот в рамках трейдинга люди реально уверены, что можно стабильно делать по 100% от капитала в месяц, при этом придти на рынок с десятком долларов в кармане и сказочно разбогатеть. Блин, ну ведь это очевидные вещи, просто нужно включить свою голову. Трейдинг – это бизнес, а в бизнесе нужны первичные капиталовложения.

Смотреть видео обзор про работу над ошибками


Многих новичков интересует, а сколько вообще зарабатывает трейдер? И я вам скажу, что нет здесь четкого ответа, потому как прибыль в трейдинге является плавающей. Но можно сказать, что если в долгосрочной перспективе вы стабильно зарабатываете процентов 10 от капитала при низких просадках, то вы реально крутой трейдер!

Нужно думать своей головой

Еще важной критической ошибкой трейдера является тот факт, что человек часто слушает других . У каждого человека свое видение рынка, у вас, соответственно, оно тоже должно быть свое. Нет, я не говорю вам о том, что когда опытный трейдер пытается дать вам дельный совет, а вы сразу должны послать его нахер, нет, я говорю о другом. Например, если кто-то вам говорит: “Братан, продавай, сто пудов завтра упадет” и все в этом духе.

Вот на такое вы вообще не должны вестись, пофигу кто и какие торговые рекомендации вам дает. Научитесь в первую очередь думать своей головой. Новички часто идут на поводу у других людей, слушают рекомендации каких-то простофиль, в итоге, делают хуже только самим себе.

Зацикленность на индикаторах и стратегиях тоже мешает

Еще одна конкретная, я бы сказал, даже фатальная ошибка – это зацикленность на разных индикаторах и стратегиях . Вот стоит только посетить любой трейдерский форум, как сразу становится видно, что люди сильно увлечены поиском того самого грааля, который позволит им всегда и везде зарабатывать. Правда, проблема состоит в том, что ни один индикатор, ни одна система никогда не даст вам 100% гарантии в том, что ваша сделка будет прибыльной.

Итого

Более того, могу сказать, что трейдинг – это всего лишь игра вероятностей, и здесь нет ничего наверняка. Также стоит отметить, что торговая стратегия, конечно, играет важную роль в успехе трейдера, но далеко не самую главенствующую. Вам можно дать прекрасную стратегию, но если вы не справитесь с эмоциями, то с ее помощью вы просто сольетесь.

Любой индикатор – это только лишь инструмент, и не нужно на него возлагать те задачи, на которые он не рассчитан. Кроме того, любой индикатор пытается анализировать рынок с точки зрения математики, но тут стоит понимать, что рынок – это психология. Еще одна важная ошибка новичков – это доверчивость. Именно новички часто попадают на хитрые уловки мошенников, которые пытаются втюхать свое непотребное барахло.

Здесь человеку нужно научиться мыслить критически и понимать, где правда, а где ложь. Грамотно выполнить работу над ошибками – это уже большой и важный шаг в вашем развитии. Правильная работа над ошибками всегда позволит вам качественно и оперативно устранять все изъяны, которые мешают вам действительно качественно торговать. И помните, совершать ошибки – это нормально, а что действительно плохо, так это не делать выводов из своих ошибок.

Уроки обобщения и систематизации знаний

Уроки формирования языковых умений и навыков

(закрепления)

Уроки формирования языковых умений и навыков (закрепления) проводятся, если на изучение материала отведено несколько уроков, например, изучению темы «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте» посвящено 2 урока, на первом уроке будет происходить объяснение нового материала, на втором – закрепление.

На этапе проверки домашнего задания целесообразно использовать фронтальный опрос для повторения изученного на уроке нового материала, а также карточки разных типов.

Для прочного усвоения знаний и выработки необходимых умений учитель должен разработать систему разнообразных постепенно усложняющихся упражнений. В структуру урока-закрепления может быть включена самостоятельная работа, контролирующая уровень усвоения знаний. В таком случае урок будет комбинированным. Если в орфографическую пятиминутку включены элементы повторения по ранее изученным темам, урок также будет квалифицирован как комбинированный.

Основные этапы урока-закрепления:

1. Оргмомент.

3. Закрепление.

5. Домашнее задание.

(повторения)

Уроки повторения включают в себя повторение по нескольким темам или разделу. Проводятся они в начале учебного года для повторения изученного в предыдущих классах (например, в 5 классе повторение проходит по следующим темам: «Части слова»; «Орфограмма»; «Имя существительное»; «Имя прилагательное»; «Местоимения 1, 2 и 3-го лица»; «Глагол»; «Наречие»; «Предлоги и союзы»; «Текст, тема текста.Стили»). Уроки данного типа необходимы и для повторения и систематизации знаний в конце изучения раздела, в конце четверти и учебного года.

Структура урока следующая:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение.

4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Если в структуре урока встречаются этапы уроков разных типов, то такой урок называется комбинированным (например, если урок объяснения нового материала включает орфографическую пятиминутку на правило, изученное несколько уроков назад, то это этап повторения, а значит, урок комбинированный ).

7.1. Уроки работы над ошибками проводятся после написания диктантов, сочинений и изложений. Для подготовки к уроку учителю необходимо систематизировать ошибки учащихся и проанализировать их, а также подобрать упражнения, ликвидирующие пробелы в знаниях учащихся. На уроке могут быть использованы обобщающие таблицы и схемы.



Этапы урока работы над ошибками :

1. Оргмомент (1 – 2 мин.).

2. Слово учителя (не более 5 мин.):

а) общая характеристика качества выполненной работы (приведение количественных показателей);

б) общий анализ наиболее типичных ошибок (орфографических и пунктуационных).

3. Работа над ошибками (время определяется количеством анализируемых ошибок):

а) работа над орфографическими ошибками (обычно на уроке анализируется 5 – 6 орфограмм (в 5 классе 3 – 4), на каждую орфограмму отводится около 5 минут. Работа над орфографической ошибкой включает в себя 3 этапа: 1) объяснение правильного написания слова, в котором была допущена ошибка; 2) формулировка правила; 3) закрепление.

б) работа над пунктуационными ошибками (работа включает в себя разбор 3 – 4-х пунктограмм (в 5 классе 2 – 3-х), на каждую из которых отводится около 5 минут. Работа над пунктуационными ошибками состоит из трех этапов: 1) объяснение постановки знаков препинания в предложении; 2) формулировка правила; 3) закрепление;

в) индивидуальная работа над ошибками (индивидуальная работа необходима, если какие-либо ошибки не были рассмотрены на уроке; на этом этапе важно продумать, чем будут заняты ученики, которым не нужно выполнять индивидуальную работу).

4. Подведение итогов (не более 5 мин.).

5. Домашнее задание (не более 5 мин.).

1. Традиционная форма работы над ошибками

Даем, например, задание классу: найдите среди ошибок слова с орфограммой «Безударная гласная в корне» («Непроизносимая согласная в корне», «Буквы и, у, а после шипящих» и т.п.). Вспомните правило.

Затем ошибки исправляются, подбираются проверочные слова, обозначаются графически условия выбора орфограммы, подбираются аналогичные слова. Устно (или письменно) составляется словосочетание или предложение со словом, в котором была допущена ошибка. Такая работа проводится по исправлению типичных ошибок.

Вот другой вариант этой же работы.

На доске группами выписаны слова с пропущенными буквами. Ученики определяют вид орфограмм. А затем – все остальные, так же как и в предыдущей работе.

Эта работа ведется по отработанной схеме:

I. Орфографические ошибки.

1. Де ревья – дерево. Заде ревенеть, де ревянный.

Мы укрылись от солнца в тени густых деревьев.

2. Празд ник – празде н. Празд новать, празд ничный.

Есть просто празд ники, а есть еще празд ники души.

II. Пунктуационные ошибки.

Ты слышал шум леса? (вопр.)

III. Речевые ошибки (в творческих работах).

Их веселый гомон раздавался отовсюду. (Вместо местоимения их было употреблено ихний. )

2. Нетрадиционная форма работы над ошибками

Признаемся, что такая работа одинаково неинтересна и ученикам, и учителю. Все с нетерпением дожидаются звонка (заметьте: учитель – в первую очередь), даже если работа не доведена до конца. (Отчаявшийся к концу урока учитель дает эту работу на дом.)

Чтобы так не случилось, есть десятки способов эту работу сделать живой, интересной. Мало того, закрепить (или даже заново выучить) подзабытые правила.

Вообще-то первым этапом работы над ошибками является работа по предупреждению этих самых ошибок. Так как основная масса ошибок – на правописание безударной гласной в корне национальной школе это настоящий бич), то я провожу большую словарную работу. Она очень обширная. Ведь не может же работа над ошибками свалиться с неба. Она должна быть в логической связи с тем, что мы вообще делаем на уроке.

Всем известны словарные слова. Их не проверить, не объяснить. Но… не всегда. Тут на помощь приходит такой интересный раздел языкознания, как этимология. И орфограммы проверяются историческими или заимствованными корнями (смо родина – смород, ве ликолепный – вель). Причем исторический или заимствованный корень обозначается пунктирной дугой. Такая работа вносит некоторое оживление, т.к. дети соприкасаются с историей языка.

Другой прием. В русском языке много слов с корнями, которые в чистом виде не употребляются и обнаруживаются лишь в словарных гнездах. Это такие корни, как -да-, -бав- (-бавл-), -мен-, -раз- (-раж-) и другие. Если в слове с одним из таких корней допущена ошибка, устраиваем аукцион «Кто больше?». Детям почему-то особенно не нравится корень -раз- (-раж-). Но ведь столько «замечательных» проверочных слов к нему: зара за, зара зный, зара з (дам промеж глаз), ну и, конечно, попроще подбираются слова: подражать, поражение, поразить, выражение, выразить и т.д. Как видим, работа над ошибками стала еще интересней.

С некоторыми корнями, в которых учащиеся упорно допускают ошибки, проводим еще такую работу. Корень -стой- и -ста-. Здесь вечная неразбериха, не помогает даже «йот» после о. Мы попробовали сконструировать предложения, в которых все слова должны быть с этим корнем. Стоян у стойки стоит стойко, пока настоится застоявшаяся настойка во время перестройки около пристройки. Второе предложение выглядит так: Становой остановился у остановки, чтобы приостановить станок. Предложения бессмысленны? Что вы? В них есть смысл – корень стой – о, ста – а.

Вот еще некоторые приемы в работе над ошибками. Они вам известны.

Допущена ошибка на орфограмму «Буква ь на конце глаголов после шипящих».

Вспомним правило. Теперь запишем как можно больше пословиц, поговорок с глаголами на шипящую.

Поспешишь – людей насмешишь» (2-е л. ед. ч.), поэтому два получил; семь раз отмерь, один раз отрежь (пов. накл.), а ты сразу в тетрадь пишешь, а теперь приходится воду в ступе толочь (н.ф.). Запись пословиц, поговорок, сопровождаемая такими «доброжелательными» комментариями, запоминается. Написание орфограмм отслеживается.

С ошибками на орфограмму «О – Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» можно поработать так. Дети вспомнят правило. Затем учитель предлагает: кто больше запишет слов с суффиксом -онок - после шипящих? А кто больше – с суффиксом -ек-? После такой постановки вопроса, такого точного задания трудно написать их неправильно.

Не отказывайтесь от таких заданий:

1. Со словами, в которых допущены ошибки (5–7 слов), составьте кроссворд . Эта работа чем полезна? Дома ребята поработают с толковыми словарями. Там они увидят, сколько и какие значения имеют эти слова, как они пишутся, как употребляются в речи. Вот вам и работа по развитию речи!

2. С 1–2 словами составьте шарады. Здесь ребята просто обречены рассмотреть каждую букву в слове, чтобы вычленить приставку, суффикс, а может быть, и целое слово.

Например: 1-й слог – приставка;

2-й слог – числительное;

3-й слог – у глагола 2-го спр. ед. ч. 2-го л.;

все слово – глагол (выстоишь) .

3. Можно поиграть в буриме. Рифмы и стихи получаются неожиданные, смешные. Но орфограммы запоминаются.

Например, суффиксы -ева-, -ова-.

Намале вать – обуре вать, одоле вать, заноче вать.

Беседо вать – патенто вать.

Не Пушкин, конечно, но у детей кое-что получилось.

В тетради просто малевать,
Но вот начнут сомнения одолевать:
Нельзя ошибки патентовать!
Придется в школе ночевать,
В тетради чтоб не малевать!

Не остаются без внимания и пунктуационные ошибки. Но прежде сделаем небольшое отступление.

Современный русский язык значительно пополнился заимствованными и новыми словами. Изменился ритм жизни. Он стал стремительнее. Все это нашло отражение в чем бы вы думали? Конечно же, в работе над ошибками!

Итак, пунктуация. Обращение. Вспомнили правило постановки знаков препинания. Исправили ошибку. Предлагаю привести аналогичный пример: напишите эсэмэску маме (представьте: вы студент). Они сразу пишут: «Мама! Пришли деньги!». Спрашиваю: зачем же восклицательный? Ответ: смех в зале, так это же студенты пишут! Другая эсэмэска уже с запятой: «Настенька, давай сегодня встретимся». Мы тут с вами лишние.

Расставим знаки в бессоюзных предложениях. «Радуйся – по русскому ничего не задали!», «Не урок – скука! Сходим в кафешку?» Это тоже эсэмэски.

Знаки препинания при междометиях:

«Ура! Каникулы! Свобода нас примет радостно у выхода!» (бедный Пушкин!) или: «Йес! Училка заболела!».

Стремительный ритм жизни сказывается и на возникновении новых слов. Словотворчество – одно из любимых занятий во время работы над ошибками.

В одном из последних диктантов почти половину 6-го класса поразил какой-то неизвестный вирус: написали разго дать вместо разга дать. Проверочное слово разгa"дка не помогло. В диктанте «По следам моих ошибок» вновь 5 человек написали о в корне. Тогда я попросила образовать как можно больше слов с этим корнем бессуффиксальным способом (способом, который очень популярен в молодежной среде, особенно в эсэмэсках). Вот что получилось: разгад, угад, погад, нагад, отгад, пригад. Вроде нелитературный стиль, но «деловой». Буква а хорошо запомнилась.

Такое не совсем литературное словотворчество помогло еще в одном случае. Некоторые ученики написали земля тре сение. Мы, конечно, все исправили, объяснили. Предчувствуя, что вирус все-таки остался, я сразу предложила составить как можно больше сложных слов со словом тря сение, выделяя при этом букву я.

Умопотря сение, основопотря сение, горепотря сение, ошибкопотря сение, новопотря сение.

Шутки шутками, но сколько проявилось находчивости, умения владеть словом!

Часто ученики допускают ошибки в словах, образованных от неизменяемых слов, вроде слова сегодняшний. Традиционно его пишут через е вместо я . Мы рассмотрели словообразовательный процесс: сегодняшний – сегодня , подобрали подобный пример: вчерашний – вчера. Но это не произвело никакого впечатления. Записали так записали. Тогда я прошу: составьте подобные слова от благодаря, несмотря, спустя (рукава). Это заинтриговало, вызвало оживление. Результат: благодаря щий, несмотря щий, впередсмотря щий, спустя рукавичный. Во всех словах сохранили суффикс -я. Надеюсь, что он сохранится в будущем и в слове сегодняшний.

Работа над ошибками не самоцель и не игра в слова. Это серьезная творческая работа, требующая определенных знаний и умений, а также выдумки и фантазии. Определенное место в ней занимает и работа над развитием речи. Я имею в виду не только работу над конструированием предложений, замену неудачно употребленных слов и т.п. Это само собой разумеется. О чем речь, вы сейчас поймете.

Один ученик умудрился написать сабока вместо собака. В своей работе эти ошибки он повторил затем еще раз. Все равно забывал, как правильно пишется. Он как-то обмолвился, что устал как собака. Класс подхватил: нужна нам твоя собака, как пятая нога собаке, Азамат живет с собакой как кошка с собакой, что на этой собаке он собаку съел (и уже, наверное, не одну, смеялись ребята). Вот где собака зарыта. Теперь на Азамата всех собак будем вешать и даже псу под хвост ничего не оставим.

От такого обилия «собак» Азамат наконец стал писать, как все: собака. И так можно работать над ошибкой: с шуткой, со смехом, но – серьезно.

Иногда бесполезными остаются все методы и приемы работы над ошибками. Так было с написанием -тся-, -ться- в глаголах. Какой-то массовый психоз был связан с этой орфограммой. Клин клином вышибают. На этот массовый психоз я предприняла тоже психическую атаку. На любом уроке, на перемене, на классном часе, где в речи встречались слова с этой орфограммой, я спрашивала, на какой вопрос отвечает этот глагол, что вы напишете: -тся- или -ться-? Все-таки я взяла верх. Перестали писать -ца. Можно, оказывается, и так работать над ошибками.

Оживляет работу над ошибками, активизирует внимание учащихся и добрая улыбка при классификации слов с ошибками. Это можно сделать так.

I. Проверьте! (Орф. 1–4)

II. Объясните! (Почти все остальные орфограммы)

III. Запомните! (Орф. 2)

IV. Не пойму! (Слова с изученными орфограммами)

V. Этот нерусский русский! (Грамматические ошибки)

VI. «Казнить нельзя помиловать» (пунктуационные ошибки)

Утомительная работа получает эмоциональную поддержку. В конечном счете и это работает на результативность.

3. Межпредметная связь в работе над ошибками

Добиться грамотного письма и правильной русской речи только за счет уроков русского языка практически невозможно. Поэтому очень важна межпредметная связь. Со значением, правописанием слов учащиеся знакомятся на уроках математики, истории, географии, биологии. В тетрадях по этим предметам ведется среди прочего и словарная работа. А на уроках обществознания часто пишут сочинения. Знания по этим дисциплинам часто помогают в работе над ошибками. Например, слово квадрат дети проверили латинским словом квадра, с которым познакомились на математике. Слова с корнем гео- объясняли с точки зрения их образования.

4. Этапы обучения работе над ошибками

Как видим, работа над ошибками – творческая работа, требующая многих умений и навыков. Умения эти и навыки приобретаются в процессе поэтапного обучения.

I этап. Первоначальное обучение начинается с работы над ошибками в рабочих тетрадях. Слова с допущенными ошибками я выписываю красной пастой, подчеркиваю неправильно написанную букву. Ученик выписывает данное слово до конца строки, обязательно подчеркивая ту же букву.

II этап. То же в рабочих тетрадях. Выписываю слова с пропущенной орфограммой. Ученик должен в упражнении найти это слово и вставить нужную букву, а затем это слово выписать до конца строки, обязательно подчеркивая вставленную букву: уг_дал.

III этап. Работа несколько усложняется. После слов с пропущенными буквами ставлю тире. Значит, это слово нужно проверить, т.е. подобрать к нему проверочное. А если после слова стоит запятая, это – словарное слово, надо просто выписать его до конца строки.

Л_сник –

П_рад, …

IV этап. Я выписываю слова с пропущенными буквами. Ученик вставляет букву, подбирает проверочное, тут же записывает два однокоренных слова или же два слова на ту же орфограмму, указывает и обозначает орфограмму.

Ле сник – лес, подле сок, ле совик. Орфограмма: проверяемая безударная корня.

В рощу, в гущу, в чащу. Орфограмма: и, у, а после шипящих.

Только после IV этапа начинается работа над ошибками в контрольных и творческих тетрадях. До тех пор все ошибки исправлялись и записывались в рабочие тетради и в словари в графу «Мои ошибки».

С пунктуационными ошибками и речевыми такой поэтапной работы не ведется. Ребята сразу учатся графически и устно объяснять постановку знаков препинания и правильно перестраивать предложения.

5. Контроль над усвоением материала работ над ошибками

Работа над ошибками не самоцель. Исправлением ошибок, повторением правил это не заканчивается. На материале слов, в которых были допущены ошибки пишутся диктанты «По следам моих ошибок», изготавливаются карточки с заданиями типа: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части слова пропущена буква, обозначить орфограмму и т.п.

А в 6-м классе я практикую работу со специальными карточками «Мои ошибки», куда записываются слова, в которых были допущены ошибки, с пропуском букв. Периодически дети работают с этими словами, переписывая их в тетради и при этом вставляя пропущенные буквы.

6. Инновационные формы работы над ошибками

Все виды работ над ошибками, перечисленные мною, видимо, покажутся интересными. Но у них один существенный недостаток: они рассчитаны на запоминание отдельных слов. Отсюда достаточно низкий уровень эффективности, а значит, грамотности. Ведь запомнить, как пишутся все слова (а их около 120 000) практически невозможно. Что делать? Не прятаться же за общие формулы («они мало читают»), не рассуждать о «врожденной грамотности», не ругать министерство («опять количество часов сократили»!).

Система работы над ошибками
на уроках русского языка

1. Традиционная форма работы над ошибками

Даем, например, задание классу: найдите среди ошибок слова с орфограммой «Безударная гласная в корне» («Непроизносимая согласная в корне», «Буквы и, у, а после шипящих» и т.п.). Вспомните правило.

Затем ошибки исправляются, подбираются проверочные слова, обозначаются графически условия выбора орфограммы, подбираются аналогичные слова. Устно (или письменно) составляется словосочетание или предложение со словом, в котором была допущена ошибка. Такая работа проводится по исправлению типичных ошибок.

Вот другой вариант этой же работы.

На доске группами выписаны слова с пропущенными буквами. Ученики определяют вид орфограмм. А затем – все остальные, так же как и в предыдущей работе.

Эта работа ведется по отработанной схеме:

I. Орфографические ошибки.

1. Де ревья – дерево. Заде ревенеть, де ревянный.

Мы укрылись от солнца в тени густых деревьев.

2. Празд ник – празде н. Празд новать, празд ничный.

Есть просто празд ники, а есть еще празд ники души.

II. Пунктуационные ошибки.

Ты слышал шум леса? (вопр.)

III. Речевые ошибки (в творческих работах).

Их веселый гомон раздавался отовсюду. (Вместо местоимения их было употреблено ихний. )

2. Нетрадиционная форма работы над ошибками

Признаемся, что такая работа одинаково неинтересна и ученикам, и учителю. Все с нетерпением дожидаются звонка (заметьте: учитель – в первую очередь), даже если работа не доведена до конца. (Отчаявшийся к концу урока учитель дает эту работу на дом.)

Чтобы так не случилось, есть десятки способов эту работу сделать живой, интересной. Мало того, закрепить (или даже заново выучить) подзабытые правила.

Вообще-то первым этапом работы над ошибками является работа по предупреждению этих самых ошибок. Так как основная масса ошибок – на правописание безударной гласной в корне (в национальной школе это настоящий бич), то я провожу большую словарную работу. Она очень обширная. Ведь не может же работа над ошибками свалиться с неба. Она должна быть в логической связи с тем, что мы вообще делаем на уроке.

Всем известны словарные слова. Их не проверить, не объяснить. Но… не всегда. Тут на помощь приходит такой интересный раздел языкознания, как этимология. И орфограммы проверяются историческими или заимствованными корнями (смо родина – смород, ве ликолепный – вель). Причем исторический или заимствованный корень обозначается пунктирной дугой. Такая работа вносит некоторое оживление, т.к. дети соприкасаются с историей языка.

Другой прием. В русском языке много слов с корнями, которые в чистом виде не употребляются и обнаруживаются лишь в словарных гнездах. Это такие корни, как -да-, -бав- (-бавл-), -мен-, -раз- (-раж-) и другие. Если в слове с одним из таких корней допущена ошибка, устраиваем аукцион «Кто больше?». Детям почему-то особенно не нравится корень -раз- (-раж-). Но ведь столько «замечательных» проверочных слов к нему: зара за, зара зный, зара з (дам промеж глаз), ну и, конечно, попроще подбираются слова: подражать, поражение, поразить, выражение, выразить и т.д. Как видим, работа над ошибками стала еще интересней.

С некоторыми корнями, в которых учащиеся упорно допускают ошибки, проводим еще такую работу. Корень -стой- и -ста-. Здесь вечная неразбериха, не помогает даже «йот» после о. Мы попробовали сконструировать предложения, в которых все слова должны быть с этим корнем. Стоян у стойки стоит стойко, пока настоится застоявшаяся настойка во время перестройки около пристройки. Второе предложение выглядит так: Становой остановился у остановки, чтобы приостановить станок. Предложения бессмысленны? Что вы? В них есть смысл – корень стой – о, ста – а.

Вот еще некоторые приемы в работе над ошибками. Они вам известны.

Допущена ошибка на орфограмму «Буква ь на конце глаголов после шипящих».

Вспомним правило. Теперь запишем как можно больше пословиц, поговорок с глаголами на шипящую.

Поспешишь – людей насмешишь» (2-е л. ед. ч.), поэтому два получил; семь раз отмерь, один раз отрежь (пов. накл.), а ты сразу в тетрадь пишешь, а теперь приходится воду в ступе толочь (н.ф.). Запись пословиц, поговорок, сопровождаемая такими «доброжелательными» комментариями, запоминается. Написание орфограмм отслеживается.

С ошибками на орфограмму «О – Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» можно поработать так. Дети вспомнят правило. Затем учитель предлагает: кто больше запишет слов с суффиксом -онок - после шипящих? А кто больше – с суффиксом -ек-? После такой постановки вопроса, такого точного задания трудно написать их неправильно.

Не отказывайтесь от таких заданий:

1. Со словами, в которых допущены ошибки (5–7 слов), составьте кроссворд . Эта работа чем полезна? Дома ребята поработают с толковыми словарями. Там они увидят, сколько и какие значения имеют эти слова, как они пишутся, как употребляются в речи. Вот вам и работа по развитию речи!

2. С 1–2 словами составьте шарады. Здесь ребята просто обречены рассмотреть каждую букву в слове, чтобы вычленить приставку, суффикс, а может быть, и целое слово.

Например: 1-й слог – приставка;

2-й слог – числительное;

3-й слог – у глагола 2-го спр. ед. ч. 2-го л.;

все слово – глагол (выстоишь) .

3. Можно поиграть в буриме. Рифмы и стихи получаются неожиданные, смешные. Но орфограммы запоминаются.

Например, суффиксы -ева-, -ова-.

Намале вать – обуре вать, одоле вать, заноче вать.

Беседо вать – патенто вать.

Не Пушкин, конечно, но у детей кое-что получилось.

В тетради просто малевать,
Но вот начнут сомнения одолевать:
Нельзя ошибки патентовать!
Придется в школе ночевать,
В тетради чтоб не малевать!

Не остаются без внимания и пунктуационные ошибки. Но прежде сделаем небольшое отступление.

Современный русский язык значительно пополнился заимствованными и новыми словами. Изменился ритм жизни. Он стал стремительнее. Все это нашло отражение в чем бы вы думали? Конечно же, в работе над ошибками!

Итак, пунктуация. Обращение. Вспомнили правило постановки знаков препинания. Исправили ошибку. Предлагаю привести аналогичный пример: напишите эсэмэску маме (представьте: вы студент). Они сразу пишут: «Мама! Пришли деньги!». Спрашиваю: зачем же восклицательный? Ответ: смех в зале, так это же студенты пишут! Другая эсэмэска уже с запятой: «Настенька, давай сегодня встретимся». Мы тут с вами лишние.

Расставим знаки в бессоюзных предложениях. «Радуйся – по русскому ничего не задали!», «Не урок – скука! Сходим в кафешку?» Это тоже эсэмэски.

Знаки препинания при междометиях:

«Ура! Каникулы! Свобода нас примет радостно у выхода!» (бедный Пушкин!) или: «Йес! Училка заболела!».

Стремительный ритм жизни сказывается и на возникновении новых слов. Словотворчество – одно из любимых занятий во время работы над ошибками.

В одном из последних диктантов почти половину 6-го класса поразил какой-то неизвестный вирус: написали разго дать вместо разга дать. Проверочное слово разгa"дка не помогло. В диктанте «По следам моих ошибок» вновь 5 человек написали о в корне. Тогда я попросила образовать как можно больше слов с этим корнем бессуффиксальным способом (способом, который очень популярен в молодежной среде, особенно в эсэмэсках). Вот что получилось: разгад, угад, погад, нагад, отгад, пригад. Вроде нелитературный стиль, но «деловой». Буква а хорошо запомнилась.

Такое не совсем литературное словотворчество помогло еще в одном случае. Некоторые ученики написали земля тре сение. Мы, конечно, все исправили, объяснили. Предчувствуя, что вирус все-таки остался, я сразу предложила составить как можно больше сложных слов со словом тря сение, выделяя при этом букву я.

Умопотря сение, основопотря сение, горепотря сение, ошибкопотря сение, новопотря сение.

Шутки шутками, но сколько проявилось находчивости, умения владеть словом!

Часто ученики допускают ошибки в словах, образованных от неизменяемых слов, вроде слова сегодняшний. Традиционно его пишут через е вместо я . Мы рассмотрели словообразовательный процесс: сегодняшний – сегодня , подобрали подобный пример: вчерашний – вчера. Но это не произвело никакого впечатления. Записали так записали. Тогда я прошу: составьте подобные слова от благодаря, несмотря, спустя (рукава). Это заинтриговало, вызвало оживление. Результат: благодаря щий, несмотря щий, впередсмотря щий, спустя рукавичный. Во всех словах сохранили суффикс -я. Надеюсь, что он сохранится в будущем и в слове сегодняшний.

Работа над ошибками не самоцель и не игра в слова. Это серьезная творческая работа, требующая определенных знаний и умений, а также выдумки и фантазии. Определенное место в ней занимает и работа над развитием речи. Я имею в виду не только работу над конструированием предложений, замену неудачно употребленных слов и т.п. Это само собой разумеется. О чем речь, вы сейчас поймете.

Один ученик умудрился написать сабока вместо собака. В своей работе эти ошибки он повторил затем еще раз. Все равно забывал, как правильно пишется. Он как-то обмолвился, что устал как собака. Класс подхватил: нужна нам твоя собака, как пятая нога собаке, Азамат живет с собакой как кошка с собакой, что на этой собаке он собаку съел (и уже, наверное, не одну, смеялись ребята). Вот где собака зарыта. Теперь на Азамата всех собак будем вешать и даже псу под хвост ничего не оставим.

От такого обилия «собак» Азамат наконец стал писать, как все: собака. И так можно работать над ошибкой: с шуткой, со смехом, но – серьезно.

Иногда бесполезными остаются все методы и приемы работы над ошибками. Так было с написанием -тся-, -ться- в глаголах. Какой-то массовый психоз был связан с этой орфограммой. Клин клином вышибают. На этот массовый психоз я предприняла тоже психическую атаку. На любом уроке, на перемене, на классном часе, где в речи встречались слова с этой орфограммой, я спрашивала, на какой вопрос отвечает этот глагол, что вы напишете: -тся- или -ться-? Все-таки я взяла верх. Перестали писать -ца. Можно, оказывается, и так работать над ошибками.

Оживляет работу над ошибками, активизирует внимание учащихся и добрая улыбка при классификации слов с ошибками. Это можно сделать так.

I. Проверьте! (Орф. 1–4)

II. Объясните! (Почти все остальные орфограммы)

III. Запомните! (Орф. 2)

IV. Не пойму! (Слова с изученными орфограммами)

V. Этот нерусский русский! (Грамматические ошибки)

VI. «Казнить нельзя помиловать» (пунктуационные ошибки)

Утомительная работа получает эмоциональную поддержку. В конечном счете и это работает на результативность.

3. Межпредметная связь в работе над ошибками

Добиться грамотного письма и правильной русской речи только за счет уроков русского языка практически невозможно. Поэтому очень важна межпредметная связь. Со значением, правописанием слов учащиеся знакомятся на уроках математики, истории, географии, биологии. В тетрадях по этим предметам ведется среди прочего и словарная работа. А на уроках обществознания часто пишут сочинения. Знания по этим дисциплинам часто помогают в работе над ошибками. Например, слово квадрат дети проверили латинским словом квадра, с которым познакомились на математике. Слова с корнем гео- объясняли с точки зрения их образования.

4. Этапы обучения работе над ошибками

Как видим, работа над ошибками – творческая работа, требующая многих умений и навыков. Умения эти и навыки приобретаются в процессе поэтапного обучения.

I этап. Первоначальное обучение начинается с работы над ошибками в рабочих тетрадях. Слова с допущенными ошибками я выписываю красной пастой, подчеркиваю неправильно написанную букву. Ученик выписывает данное слово до конца строки, обязательно подчеркивая ту же букву.

II этап. То же в рабочих тетрадях. Выписываю слова с пропущенной орфограммой. Ученик должен в упражнении найти это слово и вставить нужную букву, а затем это слово выписать до конца строки, обязательно подчеркивая вставленную букву: уг_дал.

III этап. Работа несколько усложняется. После слов с пропущенными буквами ставлю тире. Значит, это слово нужно проверить, т.е. подобрать к нему проверочное. А если после слова стоит запятая, это – словарное слово, надо просто выписать его до конца строки.

Л_сник –

П_рад, …

IV этап. Я выписываю слова с пропущенными буквами. Ученик вставляет букву, подбирает проверочное, тут же записывает два однокоренных слова или же два слова на ту же орфограмму, указывает и обозначает орфограмму.

Ле сник – лес, подле сок, ле совик. Орфограмма: проверяемая безударная корня.

В рощу, в гущу, в чащу. Орфограмма: и, у, а после шипящих.

Только после IV этапа начинается работа над ошибками в контрольных и творческих тетрадях. До тех пор все ошибки исправлялись и записывались в рабочие тетради и в словари в графу «Мои ошибки».

С пунктуационными ошибками и речевыми такой поэтапной работы не ведется. Ребята сразу учатся графически и устно объяснять постановку знаков препинания и правильно перестраивать предложения.

5. Контроль над усвоением материала работ над ошибками

Работа над ошибками не самоцель. Исправлением ошибок, повторением правил это не заканчивается. На материале слов, в которых были допущены ошибки пишутся диктанты «По следам моих ошибок», изготавливаются карточки с заданиями типа: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части слова пропущена буква, обозначить орфограмму и т.п.

А в 6-м классе я практикую работу со специальными карточками «Мои ошибки», куда записываются слова, в которых были допущены ошибки, с пропуском букв. Периодически дети работают с этими словами, переписывая их в тетради и при этом вставляя пропущенные буквы.

6. Инновационные формы работы над ошибками

Все виды работ над ошибками, перечисленные мною, видимо, покажутся интересными. Но у них один существенный недостаток: они рассчитаны на запоминание отдельных слов. Отсюда достаточно низкий уровень эффективности, а значит, грамотности. Ведь запомнить, как пишутся все слова (а их около 120 000) практически невозможно. Что делать? Не прятаться же за общие формулы («они мало читают»), не рассуждать о «врожденной грамотности», не ругать министерство («опять количество часов сократили»!).

Л.У. ПАЗОВА,
а. Адыге-Хабль,
заслуженный учитель,
Карачаево-Черкесская республика