Грамматические ошибки примеры таблица. Орфографические, пунктуационные, графические ошибки. К наиболее частотным речевым ошибкам относятся

Наиболее сложными для восприятия и осознания являются речевые и грамматические ошибки.

Рассмотрим их виды подробнее.

Речевые ошибки и недочёты .

    Употребление слова в несвойственном ему значении

Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено» (вместо ничком). Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег.

    Нарушение лексической сочетаемости слов

    Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удаѐтся объегорить(вместо обмануть) других. На вратаре майка, напяленная (вместо надетая) на рубашку. На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю (вместо свѐклу и лук).

    Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он (вместо текст, который написал…) относится к художественному стилю.

    Неуместное употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох

    Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю (вместо заглядываю) в словарь. Моѐ отношение к этой проблеме не поменялось (вместо изменилось).

    Неразличение паронимов

Были приняты эффектные (вместо эффективные) меры. Мама велела мне взять свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался.

    Неразличение синонимичных слов

Имя этого поэта знакомо (вместо известно) во многих странах. В конечном (вместо последнем) предложении автор применяет градацию.

    Употребление лишних слов (плеоназм)

Молодая девушка; очень прекрасный.

    Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается (вместо говорится, речь идѐт) о реальных событиях.

    Неоправданное повторение слова

В этой главе мы узнаѐм, что Маша стала сиротой. Маша (вместо девушка) потеряла отца и мать. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного (вместо Герой рассказа не задумывается над своим поступком, не понимает всей глубины содеянного).

    Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Наступил август месяц (вместо август). Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом (об этом – лишнее) позаботится книжный наш магазин.

    Нарушение порядка слов

Тут я увидела в новых джинсах Наташку (вместо Наташку в новых джинсах). Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову (вместо Кирибеевич первым ударил Калашникова в грудь).

    Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Грамматические ошибки

    Ошибочное словообразование.

Благородность (благородство), подчерк (почерк), трудолюбимый (трудолюбивый), надсмехаться (насмехаться).

    Ошибочное образование форм слов

более интереснее (более красивый), красивше (красивее). Сколько (скольких) нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности.

    Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися (увлекающихся) джазом.

    Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую (красивой). Все удивлялись его силой (силе).

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали (возражало) против такой оценки его творчества. Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (художественная сторона произведения).

    Нарушение способа выражения сказуемого

Все были рады, счастливы и веселые (весѐлы). Дубровский сам был гвардейский офицер (гвардейским офицером).

    Ошибки в построении предложения с однородными членами

Уроки учат нас любить литературу и многим хорошим качествам (любви к литературе и многому хорошему). В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю (и о том, почему я его люблю).

    Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает чувство сопереживания (я сопереживаю героям). Глядя на картину (когда гляжу на картину), эмоции переполняют меня.

    Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами (снегом, проваливающимся под ногами). Марью Кирилловну заперли в комнату, пытающуюся спастись от князя (Марью Кирилловну, пытающуюся спастись от князя, заперли в комнату).

    Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве (Эта книга, которую я прочитал ещѐ в детстве, научила меня ценить и уважать друзей). Человеку показалось то (лишнее слово), что это сон.

    Смешение прямой и косвенной речи

Базаров говорит Аркадию, что твой (его) отец – человек отставной, его песенка спета. Автор сказал, что я (он) не согласен с мнением рецензента.

    Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно (Когда герой опомнился, было уже поздно). Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть. Потому что он был невысокого роста (Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть и был невысокого роста).

    Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (решение) провести субботник.

    Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Когда наступил декабрь, погода резко изменяется (изменилась). Замирает (замрѐт) на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

    Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы (лишнее слово) подпись художника. В тексте всего раскрываются (раскрываются только) две проблемы.


Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и , способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в , так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о « », неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение : «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение : «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении . Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный .
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство . Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов . Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост» , поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при .

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный .

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс « ». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Виды грамматических ошибок

Примеры ошибок

Правильный вариант/правило

Ошибки в управлении

Неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом

* Оплатить за проезд

Скучаю по вам

*согласно приказа,

по приезду

(кому? чему?)

Лагодаря

Согласно

По приезде , прибытии , завершении , истечении , возвращении (в П.п.)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Смешение конструкций главного и придаточного предложений

*МГУ завершило прием

*Кресло-кровать стояла

*Пришел добрый врач Иванова.

Никто, даже отличники, не решили.

*Те , (кто опоздал), не посмотрел фильм.

Гл.слово-м.р.

Гл.слово-ср.р

Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р.

Никто не решил

Те не посмотрели, кто опоздал.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления

2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами

3. Употребление двойных союзов в искаженном виде

4. Избыточность союзных средств

5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов

6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п.

7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов.

* Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами.

*Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания.

* Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания.

*Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал.

*Концерты проходили В театрах, парках, стадионах.

*Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки.

* Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи)

Подбор (чего?)

Наблюдение(над чем?)

не только для разведения, но и для поддержания.

Не только, но и

Как, так и

но//тем не менее

НА стадионах

Двух мальчиков и трех девочек

Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!!

Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

- разорван определяемым словом

Неправильное согласование причастия с определяемым словом

*Издалека были видны /плывущие бревна по воде/

Мы увидели бревна , плывущих по воде

Бревна, /плывущие по воде/

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо

* Листая альбом, мне попались две фотографии

Листая альбом, я увидел две фотографии.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

- приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже.

*В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века.

«Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев.

В романе «Капитанская дочка»..

В «Капитанской дочке»…

Ошибка в построении сложного предложения

- с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном)

-употребление составных союзов в искаженном виде

-избыточность союзных средств

* Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно.

* Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова.

* Он спросил, что где его вещи.

* Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык

Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно

Перед тем как

Для того чтобы

Вмето того чтобы

Прежде чем

С тех пор как

По мере того как

Подобно тому как

Виду того что

Вследствие того что несмотря на то что

Он спросил, где его вещи.

Я не знаю, сможем ли мы найти…

Косвенная речь

Прямая речь

Средство связи при замене на косвенную

Косвенная речь

Повествовательное предложение

* «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя.

*Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости.

Побудительное предложение

*Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них».

чтобы

* Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них»

Вопросительное предложение

«Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой.

*Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

В косвенной

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал:

Он сказал, что он сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь:

Ты спрашиваешь,

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5. опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:

*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).

2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:

*Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»).

3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение , то при замене ее косвенной речью возможны два случая:

а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).

б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).

4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».

Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.

Он сказал, что сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, что приходи пораньше.

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»

Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.

Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы , имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например.

Грамматические ошибки возникают при несоблюдении правил русского языка, что порой придает речи нелестное звучание. Мы не всегда можем донести до собеседника красиво изложенную мысль, если допускаем такие неточности в устной и письменной речи. Запоминая правила, в речевых оборотах можно избежать возникновения грамматических ошибок, чтобы говорить или писать красиво, изысканно и выразительно. Грамматическая ошибка - это наиболее слабое место в выполнении заданий по русскому языку, поэтому в данной статье мы рассмотрим их подробнее.

Немного теории

Грамматические ошибки - это ошибки в структурах языковых единиц, в структурах слов, словосочетаний, предложений. К ним также относятся нарушения той или иной грамматической нормы: морфологической, словообразовательной или синтаксической. Внизу вы можете подробно рассмотреть таблицу, где указаны варианты такого нарушения, как грамматическая ошибка. Примеры неверного употребления слов и их сочетаний изучите внимательно. Постарайтесь запомнить несложные правила, которые пригодятся в дальнейшей жизни при построении красивых диалогов.

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки Пример
1 Ошибочные словообразования

Трудолюбимая, надсмехаешься

2 Ошибочные образования форм существительных

Разные чуда электроники, не хватило время

3 Ошибочные образования форм прилагательных

Более завлекательнее, красившее

4 Ошибочные образования форм числительных С шестистами рублями
5

Ошибочные образования форм местоимений

Ихний сосед, ихи сорванцы
6 Ошибочные образования форм глаголов Они ходют, не хочут, пиша о случившемся
7

Нарушения согласования

Он знаком с массой девушек, занимающимися рукоделием
8

Нарушения управления

Необходимо сделать свою речь более правильную. Рассказывает читателей

9 Нарушения связей между подлежащими и сказуемыми Меньшинство возражали против такой оценки его творения
10

Нарушения способов выражения сказуемых в отдельных конструкциях

Он написал роман, который эпопея
11 Ошибки в предложениях с однородными членами Команда любила и гордилась вратарем.

В письме я хотел показать значение соревнований и почему я их люблю

12

Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами

Читая статью, возникает такое ощущение…
13

Ошибки в предложениях с причастными оборотами

Широкая дорога была покрыта проваливающимися снегом под ботинками
14

Ошибки в построении сложных предложений

Эта книга заставила меня уважать и ценить родителей, которую я прочитал ещё в юности.

Мне показалось то, что это…

15

Нарушение границ предложения

И когда герой пришел в себя. Было уже поздно.
16

Смешение косвенной и прямой речи

Автор написал, что я согласен с таким мнением рецензента

Заключение

Изучение грамматических норм языка и случаев их нарушения позволит вам сделать свою речь более точной и выразительной. Повысится ваш культурный уровень как носителя языка. Ведь действительно, красивая чистая речь с соблюдением всех правил и норм литературного языка отличается логичностью, богатством, чистотой и благозвучием. Поверьте, в разговоре и на письме грамматические ошибки (да и любые другие) выглядят не очень-то достойно, поэтому запомните несложные правила и старайтесь говорить и писать красиво!

1. Ошибочное словообразование

1. «Шуршавые руки» «Раздумчивый взгляд»

«Добрость»

2. Ошибки в образовании форм существительных

2. «Облаки», «пирожок с повидлой», «без носок»

3. Ошибки в образовании форм прилагательных

3. «Более интереснее» «Самый красивейший»

4. Ошибки в образовании форм местоимений

4. «Ихний», «ихи»

5. Ошибки в образовании форм глагола

5. «Ездиет», «ждя его»

6. Нарушение согласования

6. «Он никогда не видел таких глаз, наполненные тоской»

7. Нарушение управления

7. «Жажда к славе» «Мечта к свободе» «Беспокоюсь за него» «Удивляюсь его силой»

8. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8. «Дружба с ребятами Вальком и Марусей повлияли на его жизнь»

9. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

9. «Читая книгу, в голову приходят мысли»

«Открыв окно, запахло соснами»

10. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом

10. «Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из хребтов»

11. Ошибки в построении предложений с однородными членами

11. «Я хотел показать значение спорта и почему я его люблю»

12. Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

12. «Колхоз был построен под руководством Давыдова, который превратился в крупное хозяйство»

13. Смешение прямой и косвенной речи

13. «Игорь сказал, что «Хочу свою голову положить или испить шлемом из Дона»

14. Пропуск необходимых слов

14. «Вадик прибил доску и побежал в футбол»

15. Нарушение границ предложения

15. «Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю»

16. Неудачное употребление личного или указательного местоимений

16. «Я вынула книгу из сумки и

положила её на стол» (кого её?)

17. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

17. «Брат сидел за столом и 1 раскрашивает картинки»: «Пугачев выходил из избы и сел в карету»

Нормы оценки сочинений

При выделении орфографических ошибок следует учитывать однотипные ошибки (на одно и то же правило).

Первые три однотипные ошибки считаются как одна, каждая последующая плюсуется. Ошибки не считаются однотипными, если для правильного написания слова, необходимо подобрать совершенно другое проверочное слово. (Например, безударные гласные в корне не относятся однотипными ошибками).

Негрубые орфографические ошибки считаются за 0,5 ошибки (1 н). К негрубым орфографическим ошибкам относятся слова- исключения из правил и трудные непроверяемые словарные слова.

Пунктуационные ошибки однотипными быть не могут!

На оценку «5» за содержание в сочинении допускается: одна незначительная неточность в содержании, т.е. 1 негрубая фактическая или 1 негрубая логическая ошибка + 1-2 речевых недочёта.

На оценку «5» за грамотность в сочинении допускается: 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка.

На оценку «4» за содержание в сочинении допускается: 2-3 фактические или логические ошибки + 3-4 речевых недочёта.

На оценку «4» за грамотность в сочинении допускается: 1-2 орфографических + 3 пунктуационных + 3 грамматических или 0 орфографических + 4 пунктуационных + 3 грамматических ошибки.

На оценку «3» за содержание в сочинении допускается: 4 фактические или логические ошибки + 5 речевых недочётов.

На оценку «3» за грамотное сочинении допускается

4 орфографических + 4 пунктуационных + 4 грамматических ошибки.

С шести фактических, или шести логических ошибок, или шести речевых недочетов начинается оценка «2» за содержание.

С пяти орфографических, или пяти пунктуационных, или пяти грамматических ошибок начинается оценка «2» за грамотность.

В 5 классе, в 1-м полугодии, допускается 6 орфографических или пунктуационных ошибок на оценку «3».

При выставлении 1-ой оценки за содержание следует учитывать не только количество фактических, логических ошибок и речевых недочетов.

Оценка «5» ставится за сочинение, которое

    глубоко и аргументированно раскрывает тему;

    свидетельствует об отличном знании текста и других литературно-критических материалов;

    стройно по композиции;

    отличается самостоятельными выводами и глубокими обобщениями;

    написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.

На о ц енку «4» требуется то же самое, но с определением «хорошее».

На опенку «3» - с определением «удовлетворительное».

Оценка «2» ставится в том случае, если тема не раскрыта, знание текста поверхностное, нет выводов.

Соответствующие необходимые пояснения (из вышеприведённых) учитель пишет под текстом сочинения, объясняя тем самым выставленную оценку.

Оценка устных ответов учащихся

При оценке устного ответа учащихся учитывается:

      знание текста и понимание его идейно-художественного своеобразияия;

      умение объяснять взаимосвязь поступков героев;

      понимание роли художественных средств;

      знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться ими в ходе анализа;

      умение анализировать текст в соответствии с ведущими историко-философскими идеями эпохи;

      умение владеть монологической речью.

Требования к речи учащегося

При оценке устных и письменных ответов учитывается их речевое оформление.

Учащийся должен уметь:

        говорить или писать на тему, соблюдая её границы;

        отбирать наиболее существенные факты для раскрытия идей;

        излагать материал последовательно;

        делать необходимые выводы и обобщения;

        строит|> высказывание в определённом стиле;

        отвечать громко, чётко, с соблюдением логических ударений,

пауз, правил интонации.

Все названные требования и нормы оценки письменных и устных ответов следует обязательно довести до сведения учащихся и их родителей (сделать соответствующие распечатки, оформить стенд в кабинете литературы и т.д.). Только в этом случае ребята будут понимать аргументированность выставляемых оценок, а учитель сможет быть по-настоящему объективным.

Пути изучения литературного произведения в школе

Путь изучения - это своеобразный порядок анализа, ход разбора произведения.

Особенно важно правильно выбрать путь анализа при изучении крупных эпических произведений.

Существует три основных пути анализа :

          по образам (пообразный)

Пообразный путь

Логика анализа произведения подчинена логике анализа основных образов (например, 1-й урок - « Образ Евгения Онегина », потом - «Образ Татьяны», далее «Образ автора» и т.д.).

«Плюс» этого пути анализа : логика анализа понятна детям; очень эффективен в возрасте 14-15 лет, когда ребята пристально вглядываются в себя, оценивают свои и чужие черты характера => интерес их к характеристикам героев максимален; этот путь экономичен по времени.

«Минус» этого пути:

            к каждому уроку ребята должны просматривать весь текст произведения, подыскивая материал по конкретному образу;

            в художественном произведении все образы тесно переплетены, а мы «отрываем» один образ от другого;

            разрушается художественное единство произведения.

Проблемно-тематический путь

Учитель формулирует для себя круг основных проблем, который рассматривает автор в своем произведении, и каждый урок посвящается решению одной из проблем.

Например:

              «Роль народа и личности в истории» - по роману «Война и мир» (рассматривается круг проблем, связанный с образами Кутузова, Наполеона, Тушина и целого ряда других героев);

              «Патриотизм истинный и ложный» (Шерер, Ростовы, Болконские);

              «Нравственные искания лучших представителей русского дворянства» (Наташа, Болконский, Пьер).

«Плюсы» этого пути:

                позволяет глубоко и серьезно анализировать произведение;

                развивает аналитические способности учащегося;

                учит аргументировать свою точку зрения. «Минусы» этого пути:

                1. этот путь предполагает отличное знание текста и анализ на одном уроке многих образов произведения;

                  на уроке совершенно отсутствует эмоциональное восприятие текста, разговор идет в основном на логическом уровне.

Этот путь эффективен только в старших и очень сильных классах.

Учитель вместе с ребятами анализирует произведение по ходу развития сюжета, при этом берутся только ключевые главы и эпизоды.

«Плюсы» этого пути:

                    сохраняется целостность восприятия текста, так как ребята анализируют сразу и образы, и проблемы, и художественное своеобразие на изучаемом фрагменте текста;

                    сохраняется и часто усиливается эмоциональное восприятие текста.

«Минусы» этого пути:

                      целостная картина произведения становится ясной только в конце изучения =>

                      требуется максимальное количество времени по сравнению с другими путями анализа.

                      есть опасность «раствориться» в тексте. Этот метод универсален для любого возраста.

Опытный учитель умело комбинирует различные пути анализа, делая доминантным какой-либо один путь.

Приемы работы учителя и учащихся на уроках литературы в 9-11 классах

В старших классах можно использовать те же приемы, что и в 5-8 классах, но есть и особые приемы, которые наиболее эффективны именно в старших классах.

    Лекция учителя (требования к этой форме даны как самостоятельный раздел)

    Семинарское занятие

В 5-8 классах на одном уроке обычно сочетаются и слово учителя, и беседа по новому материалу. В старших классах в связи с большим объемом изучаемого материала бывает целесообразно разделить его на урок-лекцию, где говорит только учитель, и урок - семинар, где отвечают только ученики. Однако и в старших классах широко используется традиционный комбинированный урок. Вопросы и задания к семинарскому занятию даются заранее.

    урок-диспут

Требует серьезной предварительной подготовки: надо распределить учащихся на сторонников одной и другой позиции, заранее побеседовать с «лидерами» сторон и помочь им в подборе аргументов. В диспуте может принимать участие весь класс, а могут несколько человек, остальные ребята вместе с учителем выступают в роли наблюдателей и арбитров.

    Суд над литературным героем

Это своеобразный вариант диспута, но в «заостренной» форме, когда есть обвиняемый, обвинитель и адвокат. Эта форма урока, безусловно, несколько «грубовата» с эстетической точки зрения. НО!!! Эта форма обеспечивает высокую активность со стороны учащихся и становится эффективной в том классе, где ребята пассивны, с трудом читают изучаемые тексты. «Суд» над героем способен «расшевелить» такой класс.

    Составление киносценария по уже изученному произведению

Для киносценария надо выбрать основные эпизоды, отобрать текст, который будет звучать в кадре и за кадром, определить особенность операторской работы (сочетание крупного плана и панорамы), продумать музыку, художественное оформление, выбрать костюмы. Этот вид работы целесообразно проводить после анализа текста.

    Выбор актеров на роли главных героев

Важны не конкретные фамилии учеников или настоящих актеров, а образ в целом, то есть тип лица, внешний облик, черты характера, особенности темперамента и т. д. Этот прием очень похож на общую характеристику героя, но более интересен по форме.

    Заседание художественного совета театра или редколлегии литературного журнала

по вопросам выбора репертуара или публикации того или иного литературного произведения.

Например: Какие пьесы Островского целесообразно поставить в этом сезоне и почему?

После изучения творчества Бунина: Какие рассказы Бунина целесообразно включить в новое издание книги «Избранное» и почему?

    Монолог актера

по поводу того, как нужно сыграть данную роль. НО!!! Существуют негативные психологические моменты, возникающие из-за стеснительности ребят, которые хотели бы сыграть данную роль, но боятся чьих-то насмешек. Этих психологических проблем можно избежать, если предложить несколько другой вариант задания, а именно «Монолог режиссера» по поводу того, как нужно сыграть данную роль. (Эта форма снимает психологические барьеры, так как режиссер, глубоко понимая то, как нужно играть конкретного героя, не обязан соответствовать ему по внешним данным, иметь портретное сходство и т. д.)

NB!!! Названные приемы работы позволяют ребятам высказать собственное мнение, свое личное видение характеров героев, оставаясь при этом в «тени», как бы за «маской» актера, режиссера и т. д. Это связано с психологическими особенностями возраста ранней юности, когда человек уже имеет свое собственное мнение, но часто еще не готов его высказывать. Данные формы работы лучше давать в качестве домашнего задания.

    Интегрированный полифонический урок:

Это урок с участием «историка», «политика», «искусствоведа».

Этими лицами могут быть заранее подготовленные ученики или настоящие учителя истории, музыки, рисования, МХК. Их комментарии вплетаются в ход урока там, где нужно пояснить трудные для восприятия учащихся фрагменты текста.

10. Составление стихотворных композиций на определенную тему

Класс разбивается на группы по 4-6 человек. Каждая группа составляет композицию и готовит выразительное чтение стихов. Например: любовная лирика и гражданские стихи А. Ахматовой. В каждой группе есть режиссер, который отбирает стихи, помогает подготовить выразительное чтение. Перед чтением своей композиции ученики объясняют, почему они выбрали именно эти произведения. Композиция может быть литературно-музыкальной. Такое задание можно дать и всему классу, и как индивидуальное - группе учащихся.