Годы жизни келдыш мстислав всеволодович. ИПМ РАН - Биография М.В.Келдыша

Келдыш Мстислав Всеволодович – советский учёный в области математики, механики, космической науки и техники, организатор науки, академик АН СССР, доктор физико-математических наук, профессор. Родился 29 января (10 февраля) 1911 в Риге В 1915 семья Келдышей переехала из прифронтовой Риги в Москву. В 1919-1923 Келдыш жил в Иваново. После окончания в 1931 г. физико-математического отделения МГУ М. В. Келдыш был направлен на работу в Центральный аэрогидродинамический институт. Келдыш проработал в ЦАГИ до декабря 1946 сначала инженером, затем - старшим инженером, начальником группы, а с 1941 - начальником отдела динамической прочности.

Продолжая работать в ЦАГИ, Келдыш поступил осенью 1934 в аспирантуру Математического института имени В.А. Стеклова АН СССР к Лаврентьеву, где занимался вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы (гидро-, аэродинамика). В 1935 ему без защиты присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1937 - степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности "аэродинамика".

Еще в середине тридцатых годов академик И.М. Виноградов пригласил М.В. Келдыша в докторантуру Математического института им. В.А. Стеклова АН СССР (МИАН). Здесь Келдыш в 1938 г. защитил докторскую диссертацию на тему "О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций". К исходу войны М.В. Келдыш, продолжая работать в ЦАГИ, получил возможность вновь вернуться к активной научной деятельности в МИАН, где в апреле 1944 г. был создан отдел механики, которым до 1953 г. он и заведовал. Со временем главными задачами отдела стали ракетодинамика и прикладная небесная механика.

В годы войны М. В. Келдыш работал на авиационных заводах, где он как руководитель отдела ЦАГИ курировал противофлаттерные конструкции. В апреле 1942 ему была присуждена Сталинская премия II степени за научные работы по предупреждению разрушения самолетов. В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы. Эта его деятельность была отмечена орденами Трудового Красного Знамени (1943) и Ленина (1945). В 1944 Келдыш был награжден медалью "За оборону Москвы".

В сентябре 1943 г. Мстислав Всеволодович избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук. В июне 1944 стал заведующим незадолго перед тем созданным отделом механики в Математическом институте АН СССР и оставался в этой должности до 1953 г. При отделе работал научный семинар, объединивший специалистов по аэромеханике. Одновременно возобновил преподавательскую деятельность в МГУ, начавшуюся в 1932, он читал лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах, был заведующим кафедрой термодинамики, руководил научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного переменного. С 1942 по 1953 Келдыш - профессор МГУ.

В августе 1950 г. он назначен начальником научным руководителем головного научно-исследовательского института (НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, ныне Центр имени М.В. Келдыша). С приходом в НИИ-1 в поле его творческой деятельности попадают проблемы, связанные с созданием реактивных двигательных установок большой мощности для оснащения крылатых ракет со всем шлейфом научно–технических вопросов по сверхзвуковой газодинамике, тепломассообмену, теплозащите и др.

Признанием заслуг ученого в решении оборонной проблемы явилось присвоение М.В. Келдышу в 1956 г. звания Героя Социалистического Труда, а в 1957 г. присуждение Ленинской премии. В 1961 г. за особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту М.В. Келдышу звание Героя Социалистического Труда было присвоено вторично. В 1971 г. за исключительные заслуги перед государством в развитии советской науки и техники, большую научную и общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием был удостоен в третий раз звания Героя Социалистического Труда и золотой медали "Серп и молот". Награжден золотой медалью им. К.Э. Циолковского за выдающийся вклад в научную разработку проблем изучения и освоения космического пространства (1972 г.); золотой медалью им. М.В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области математики, механики и космических исследований (1975 г.).

Возглавляя Академию наук СССР с 1961 по 1975 гг., оказывал всемерную поддержку развитию в нашей стране не только математики и механики, но и новых направлений современной науки, таких, как кибернетика, квантовая электроника, молекулярная биология и генетика.

Президент АН СССР с 19 мая 1961 г. по 19 мая 1975 г. В 1971 за исключительные заслуги перед государством в развитии советской науки и техники, большую научную и общественную деятельность и в связи с 60-летием Келдыш стал трижды Героем Социалистического Труда.

В работах Келдыша исследуются различные вопросы механики и математики: теория колебаний, аэродинамика, теория волн на поверхности тяжелой жидкости, теория удара о воду, приближенное интегрирование дифференциальных уравнений, вырожденные эллиптические уравнения на границе области, теория потенциала, конформные отображения, теория собственных функций и собственных значений для несамосопряженных дифференциальных уравнений. В области аэромеханики он работал над развитием теории неустановившихся движений крыла. Доказал для газа теорему Жуковского, поставил и решил основные задачи устойчивости решений проблемы Дирихле. Келдышу принадлежит ведущая роль в развитии теории приближения функций комплексного переменного рядами полиномов. В теории квазиконформных отображений известны теоремы Келдыша и Келдыша- Седова. Большое значение имеют труды Келдыша по теории, расчету и разработке мер устранения различного рода вибраций на самолете. Является автором монографии "Шимми переднего трехколесного шасси" (1945г.). В работах Келдыша, посвященных аэрогидродинамике, даются важные качественные выводы о свойствах движения жидкостей и газов, в частности Келдыш открыл, что при некоторых видах вибраций крыла, движущегося в воздухе, появляется тянущая сила. Участвуя в создании судов на подводных крыльях, развил теорию крыльев, движущихся на небольшой глубине под поверхностью воды. Принципиальное значение имеют теоретические работы Келдыша по определению влияния сжимаемости воздуха на подъемную силу крыла. В области аэродинамики и гидродинамики Келдыш является талантливым продолжателем исследований Н.Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина. Многие из разработанных Келдышем методов математики успешно применяются при решении задач физики и техники. Внес большой вклад в развитие космонавтики, вычислительной математики и техники в СССР.

Мстислав Всеволодович награжден орденами Ленина (1945, дважды 1954, 1956, 1961, 1967, 1975), Трудового Красного Знамени (1943, 1945, 1953), медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945), "800 лет Москвы" (1947), "20 лет Победы" (1965), "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" (1970), "30 лет Победы" (1975). Кавалер ордена "Почетного Легиона (Командор)" (1971), высших орденов ряда других стран.

Мстислав Всеволодович Келдыш никогда не скрывал своего дворянского происхождения, которым явно гордился: его отец был профессором, генерал-майором инженерно-технической службы. «Отец наш был одним из пионеров применения железобетона в отечественном строительстве, - вспоминал старший брат Мстислава Юрий. - Я помню, как к своему 70-летию он получил от кого-то поздравительную телеграмму, адресованную "отцу русского железобетона". Конечно, он не единственный, но, насколько я помню, он в Рижском политехническом институте читал первый в России специальный курс по железобетону». Всеволод Михайлович Келдыш был причастен почти ко всем крупным строительствам 20–30-х годов в СССР: например, выступал экспертом на обсуждении плана строительства первой очереди Московского метрополитена, консультировал возведение Днепрогэса.

Мстислав родился в 1911 году в Риге, а через четыре года его семья покинула прифронтовую зону и перебралась в Москву. Учился он сперва в Иваново-Вознесенске, где его отец преподавал в политехническом институте, а потом в столице, в школе со строительным уклоном. Практику проходил серьезную - летом трудился разнорабочим на постройке домов. Профессия инженера-строителя привлекала его, и от того, чтобы посвятить жизнь возведению заводов и фабрик, его спасла случайность - в строительный институт, где преподавал отец, его не приняли из-за возраста: ему еще не исполнилось 18. По совету старшей сестры Людмилы, которая окончила физмат МГУ, он поступает на тот же факультет. Его профессор, знаменитый создатель московской математической школы Николай Лузин, корил Келдыша за чрезвычайное увлечение прикладными задачами. Университет Слава окончил рано - в 20 лет. Еще на пятом курсе юноша начал преподавательскую карьеру - читал математику в Государственном электромашиностроительном институте.

Унять дрожь

После университета Келдыш был принят на работу в ЦАГИ - колыбель отечественного авиастроения. Здесь он стал активным участником научного семинара, который вел выдающийся механик Сергей Чаплыгин. Работу в ЦАГИ Мстислав совмещал с учебой в аспирантуре (а позднее - и в докторантуре) Математического института им. В.А. Стеклова (МИАН), где занимался механикой и аэрогазодинамикой летательных аппаратов.

Решение Келдышем ряда сложных задач авиационной техники сыграло значимую роль в создании воздушного превосходства СССР в период Великой Отечественной войны. Например, Келдыш нашел решение проблемы флаттера, которая, казалось бы, поставила непреодолимое препятствие на пути развития скоростной авиации. Флаттер (от английского flatter - тряска) - это необъяснимые вибрации, которые приводили к тому, что самолеты того времени разваливались прямо в воздухе. Флаттер возникал на скорости 200–300 км/ч, его жертвами стали десятки летчиков-испытателей. Те из них, кому удалось уцелеть, рассказывали, что машину внезапно охватывала бешеная дрожь, буквально разрывавшая аппарат на части. Причины флаттера исследователи поначалу пытались связать с явлением резонанса, но это направление не принесло никаких плодов. Наконец, было выяснено, что флаттер порождается взаимодействием в конструкции самолета упругих, инерционных и аэродинамических сил - действуя на разные узлы конструкции, воздушный поток, сила сопротивления материалов самого самолета, а также сила инерции, создаваемая массой отдельных деталей самолета, приводят к тому, что части конструкции самолета получают значительный импульс по непредусмотренным векторам и начинают быстро разрушать летательный аппарат. Несмотря на то что теоретически явление флаттера стало понятным, решить проблему не получалось - напомним, что в распоряжении инженеров и математиков того времени не было компьютерных моделей, которые могли бы подсказать, как сконструировать устойчивый к нему скоростной самолет.

Центральный аэродинамический институт имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Фото: Сергей Преображенский / ТАСС

Келдыш сумел применить к проблеме модель резонанса, от которой исследователи уже было отказались: он доказал, что флаттер аналогичен эффекту резонанса, наблюдаемому при колебаниях упругой пружины с прикрепленной массой и определенным коэффициентом упругости. Предоставленная самой себе, такая упругая система будет совершать гармонические колебания с некоей частотой. А если к массе будет приложена внешняя сила, гармонически меняющаяся со временем с определенной частотой (в явлении флаттера роль такой силы играл воздушный поток), будет наблюдаться резкое увеличение амплитуды колебаний. Чтобы избежать резонанса при движении крыла в воздушном потоке, Келдыш предложил перераспределить массы вдоль крыла и так расположить упругие элементы, чтобы избежать совпадения собственных частот колебаний крыла с частотами воздействующих на него внешних сил. Так Келдышу удалось решить самую важную проблему авиации 30-х годов.

В 1941 году математик занял должность начальника отдела динамической прочности ЦАГИ, а в июне 1944 года стал заведующим отдела механики Математического института Академии наук. Другой важной проблемой авиастроения, которую Келдышу удалось решить уже в годы войны, было устранение так называемого шимми: самолеты того времени начали использовать трехопорную схему шасси с передним колесом. При достижении определенной скорости передняя стойка шасси начинала сотрясаться от колебаний, которые приводили к ее поломке. Келдыш просчитал схему конструкции шасси, при которой шимми устранялся.

В послевоенное десятилетие Келдыш читал лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах МГУ, где заведовал кафедрой термодинамики. «Он вошел в аудиторию на первую лекцию своей частой походкой, несколько наклонясь вперед всем корпусом. Черные глаза, густые черные брови, седеющая шевелюра того благородного оттенка, который называют "стальным", - и, в тон всему облику, костюм из материала с серебристой искрой, ладно охватывающий его стройную фигуру, - вот наши впечатления - впечатления "первого взгляда" на нового лектора. Женская половина курса тихо ахнула. Да и мужская половина, я полагаю, равнодушной не осталась. Приятно посмотреть на человека, во всем изящного!» - вспоминает один из студентов Келдыша.

От бомбы до ЭВМ

В 1946 году Мстислав Всеволодович распростился с ЦАГИ - передним краем оборонных технологий после войны стали ракеты, а не самолеты, и он получил назначение на должность начальника Реактивного научно-исследовательского института (НИИ-1). В 1942 году, когда начал создаваться атомный проект, Курчатов, Харитон и Зельдович спросили совета у академика Ивана Виноградова, кого бы из математиков привлечь к этому проекту. «Возьмите Келдыша, не просчитаетесь», - ответил тот, заранее предупредив, что авиационная промышленность Келдыша так просто не отдаст. Физики написали письмо Берии, в котором просили привлечь Келдыша к работе над атомной бомбой, однако министр авиационной промышленности СССР Михаил Хруничев действительно не захотел терять талантливого специалиста. Стороны начали переписку через Берию, чем немало удивили видавшего виды аппаратчика. В конце концов было достигнуто компромиссное решение - Келдыш занимался термоядерным проектом несколько раз в месяц.

Сергей Королев, Игорь Курчатов и Мстислав Келдыш, 1959 год. Фото: РИА Новости

Когда в 1952 году США испытали свою первую термоядерную бомбу, в СССР спешно была создана рабочая группа по разработке собственной бомбы этого типа. Поскольку область была новой, залогом успешности испытаний служила расчетная проверка физико-математических моделей. Именно здесь коллектив Мcтислава Всеволодовича сыграл решающую роль - причем во многом благодаря личному участию ученого в разработке новых вычислительных методов и алгоритмов, которые в течение дальнейших десятилетий использовались для решения задач математической физики. За участие в расчетах по созданию первой советской водородной бомбы Келдыш был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1953 году он стал еще и директором Института прикладной математики Академии наук - должность, которую он занимал до 1978 года. В 1954 году Мстислав Всеволодович был назначен научным руководителем работ по созданию межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». Ракета была успешно испытана в 1960 году, продемонстрировав лучшие характеристики, чем американский аналог - крылатая ракета «Навахо». Так вместе с Королевым и Курчатовым Келдыш вошел в число трех «К», построивших ракетно-ядерный щит над СССР.

В 1954 году Келдыш, Королев и Тихонравов направили в правительство письмо с предложением о создании первого искусственного спутника Земли. Келдыш занимался расчетами траектории вывода спутника на орбиту. Вывод спутника открыл новую эпоху в деятельности МИАН: под руководством Келдыша здесь развернулись работы по слежению за спутником и прогнозированию его траектории, по баллистическому проектированию межпланетных полетов космических аппаратов с минимальными затратами энергии. Эти расчеты позволили советским автоматам выйти на орбиту Луны, а в дальнейшем - на орбиты ближайших планет Солнечной системы, открыв эру изучения космоса. За подготовку полета Гагарина в космос Келдыш был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Наш современник редко вспоминает о том, что компьютеры были побочным продуктом гонки вооружений: мощный импульс развитию ЭВМ как в СССР, так и в США дала ракетно-космическая отрасль. Чтобы просчитывать траектории ракет и спутников, требовались устройства, которые могли бы проводить вычисления быстрее, чем любой коллектив математиков. Разумеется, Келдыш сам не занимался конструированием ЭВМ, но выступал заказчиком этой техники, определяя, какими качествами она должна обладать. Качество ламповых ЭВМ того времени, правда, оставляло желать лучшего. Сотрудники МИАН вспоминали, что Келдыш, приезжая на работу ровно в 9:00, первым делом шел в машинный зал, где стояла самая мощная советская ЭВМ - «Стрела», и если вычислительная машина была исправна, становился весел и благодарил дежурных инженеров. А вот если она снова не работала, то молча обходил машинный зал и, убедившись, что все заняты делом, уходил: его молчаливый упрек действовал на инженеров сильнее, чем любые выговоры. Советских чиновников, приезжавших в МИАН, он обязательно водил в тот же зал и призывал не жалеть государственных средств на создание таких машин. В 1957 году Келдыш участвовал в комиссии, созданной для изучения причин отставания СССР от западных стран в области вычислительной техники.

Григорий Александрович Любимов, профессор МГУ

10 февраля 1911 года родился М.В. Келдыш, выдающийся русский ученый и организатор науки (умер 24 июня 1978 г.).

Мстислав Всеволодович Келдыш родился в Риге в дворянской семье. Воспитание и начальное дошкольное образование М.В. Келдыш получил в семье под руководством матери.

В 1927 г. Келдыш окончил школу и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Академик А.И.Некрасов обратил внимание на способного студента и рекомендовал его в 1931 г. после окончания университета на работу в Центральный аэро-гидродинамический институт (ЦАГИ). Здесь во всей полноте проявились выдающиеся способности М.В.Келдыша в области математики и механики.

В те годы ЦАГИ, созданный в 1918 г. Н.Е. Жуковским, был центром развития нашего самолетостроения. На его научный отдел, где начал работать М.В. Келдыш, были возложены задачи теоретического осмысления возникающих в самолетостроении проблем. Поэтому здесь научные работы должны были быть тесно связанными с практическими нуждами. Одним из ярчайших примеров такого рода исследований стали работы М.В. Келдыша.

В конце 30-х годов XX в. повышение скоростей самолетов приводило к тому, что при определенных скоростях возникали вибрации, автоколебания различных частей конструкции самолета. Это явление, названное флаттером, сдерживало развитие авиации во всем мире. Практика требовала разработки методов борьбы с флаттером.

Впервые проблема флаттера была разрешена в работах М.В. Келдыша. Для этого был привлечен тонкий математический аппарат. Но Келдыш не ограничился математическим решением задачи, а предложил инженерные решения, которые устраняли флаттер в конкретных конструкциях самолетов. В задаче о флаттере уже проявились важнейшие черты Келдыша–ученого: смелость в выборе темы исследования; четкая постановка физической задачи, умение выделить в ней основные элементы; блестящее владение существующим математическим аппаратом и разработка новых математических подходов в тех случаях, когда существовавший аппарат не позволял получить решение поставленной задачи; физический анализ полученных математических решений и доведение этого анализа до конкретных практических предложений и инженерных решений. За работы по флаттеру М.В. Келдышу в 1942 г. была присуждена Сталинская премия.

Параллельно с исследованиями по механике М.В. Келдыш получил в конце 30-х – начале 40-х годов ряд существенных результатов в математике. В частности, его докторская диссертация (1938 г.) посвящена классической теории функций комплексного переменного.

Благодаря работам в области математики и механики, М.В. Келдыш становится в середине сороковых годов одним из ведущих и авторитетнейших ученых, и в 1946 г. избирается действительным членом Академии Наук СССР. Ему было в это время тридцать пять лет. Уже в эти годы его авторитет был непререкаем, ходили легенды о его способностях в решении конкретных задач. Поэтому не удивительно, что М.В.Келдыш был привлечен к решению важнейших проблем, вставших перед нашей страной после окончания Великой Отечественной войны 1941-45 гг. – созданию атомного оружия и атомной энергетики и разработке ракетных систем для военных целей и целей исследования космического пространства. С этого момента меняется характер его деятельности как ученого. Оставаясь творческим научным работником, автором идей и методов решения новых задач, он все больше времени вынужден отдавать научно-организационной работе.

М.В. Келдыш понимал, что эффективное решение новых сложнейших задач техники требует разработки физических моделей явлений, методов их математического описания и проведения широкомасштабных вычислительных экспериментов. И он становится во главе созданного им Института прикладной математики, который стал научной базой всех проводившихся в нашей стране расчетных работ в ядерной и космической областях исследований. М.В. Келдыш был инициатором развития производства средств вычислений. Он не занимался разработкой новых ЭВМ, но был заказчиком этой техники и разработчиком алгоритмов и методов вычислений.

В 1956 г. М.В. Келдыш был назначен председателем комиссии по запуску первого искусственного спутника Земли, и с этого времени центр его интересов перемещается в космонавтику и исследование космического пространства. В советской космической программе С.П. Королев отвечал за создание ракет и космических спутников и кораблей, а М.В. Келдыш – за теоретическое обоснование полетов и научное обеспечение различных космических программ, в частности, за расчет траекторий искусственных космических объектов. М.В. Келдыш стал признанным лидером этого направления науки. Его отличало «исключительное умение вникнуть, разобраться в самой запутанной проблеме, всесторонне обсудить все «за» и «против», не считаясь со временем, убедиться самому и убедить других. Это – удивительная логичность и четкость мышления, способность выделить основное, поразительная интуиция, огромный кругозор. Это – и абсолютная объективность, отсутствие каких–либо побочных, конъюнктурных соображений при решении тех или иных проблем, исключительная преданность делу, последовательность в реализации принятых решений» (академики В.С. Авдуевский и М.Я. Маров). Заслуги М.В. Келдыша в развитии и достижениях советской космонавтики были высоко оценены. Ему трижды присваивалось звание Героя Социалистического Труда. Он официально назывался «теоретиком космонавтики».

В 1961 г. М.В. Келдыш был избран Президентом Академии Наук СССР. Не оставляя руководства космической программой, он сделал очень много для повышения роли Академии в научной жизни страны, укрепления ее авторитета в обществе и государственных структурах. Усилиями М.В. Келдыша, как Президента Академии Наук, были сняты государственные запреты на развитие в нашей стране генетики и кибернетики, были созданы условия для интенсивного развития молекулярной биологии, квантовой электроники и др. Мировые достижения советской науки в области физики, механики, космонавтики, географии, математики, принесшие славу нашему Отечеству в 60-70 гг. прошлого века, неразрывно связаны с именем М.В. Келдыша, выдающегося ученого и организатора науки.

Мстислав Всеволодович Келдыш скончался 24 июня 1978 г. Его прах захоронен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

«Келдыш создал ряд институтов и конструкторских бюро, руководил ими, а также крупными научно – техническими советами по проблемам государственной важности, в 1961-1975 г.г. возглавлял Академию Наук СССР. Его высокие руководящие посты были требованием времени: в научно-техническую сферу вкладывалось огромное количество человеческого труда и материальных ресурсов. Келдыш отдавал организаторской работе все свои силы, время и здоровье, жертвуя при этом не только личным временем, отдыхом и удовольствиями, но во многом и собственным творчеством, тяга к которому сохранилась у него до конца жизни. Возросшая роль науки в обществе и народном хозяйстве потребовала также участия Келдыша в работе высших государственных структур – он избирался депутатом Верховного Совета СССР и членом ЦК КПСС. Руководящий стиль Келдыша отличался всегда сочетанием высокой компетентности с пониманием стратегических задач и высочайшим нравственным уровнем, безграничным чувством ответственности и долга, требовательностью к себе и, как следствие, к подчиненным…

Историческая заслуга Келдыша перед отечественной наукой и культурой состоит в том, что он в сложную и противоречивую эпоху нашел свое место в структуре нашего общества и государства и сумел не просто приспособиться к обстоятельствам, а вопреки обстоятельствам внести максимально возможный вклад в развитие науки и культуры, в нашу победу в Великой Отечественной войне, победу, без которой какой – либо разговор о российской истории, науке и культуре вообще не имел бы смысла».

(К.В. Брушлинский в книге: М.В. Келдыш: Творческий портрет по воспоминаниям современников. М.: Наука, 2001.).

Гений Мстислава Келдыша послужил не только мировой науке, но и нашей современности. Без его открытий еще долгое время были бы невозможны ни космический прогресс, ни революция вычислительной техники

Мстислав Всеволодович Келдыш" border="0">

"Надо видеть в науке силу, которая преобразует мир." Мстислав Келдыш

10 февраля 1911 г. в городе Риге в семье инженера-строителя Келдыша на свет появился очередной ребенок. Семья Мстислава могла похвастаться и математиками, и физиками, и учеными других специальностей. Единственным ее недостатком по тому времени были дворянские корни.

В 1927, несмотря на желание отца вырастить из сына инженера, Мстислав Всеволодович Келдыш поступил на физико-математический факультет МГУ, чтобы стать математиком. С этого шага начался тернистый путь выдающегося новатора, мирового ученого и будущего Главного теоретика российской космонавтики.

Имя Мстислава Всеволодовича Келдыша для советского народа долгое время ассоциировалось с именем другого гения космической промышленности СССР – С. П. Королева. Инженер, выдающийся руководитель, ученый на стыке физики, математики и техники. Даже характер М. В. Келдыша – пример уникального набора качеств, которые делают из простых людей несгибаемый рычаг прогресса.

Еще ассистентом М. В. Келдыш много преподавал: в Высшем инженерно-строительном училище, в Военно-инженерной академии, в Государственном электромашиностроительном институте (ГЭМИ), затем в Государственном станкоинструментальном институте (СТАНКИН). Он любил науку и с легкостью делился своими знаниями с каждым.

После выпуска в 1931 г. М. В. Келдыш распределился в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Степень кандидата физико-математических наук и кандидата технических наук со званием профессора он получил в последующие четыре года даже без защиты диссертации. А докторскую степень защитил в один год со своей свадьбой (1938).

О быте его семьи в 1941–1945 гг. и трудностях послевоенного времени подробно писала жена, Станислава Валерьяновна, в воспоминаниях 1985–1987 годов. Несмотря на эвакуацию семьи в Казань, М. В. Келдыш не оставлял своей работы ни на минуту, успешно выполняя одно поручение руководства страны за другим. Вскоре ученые ЦАГИ вернулись в Москву, оставив семьи в Казани.

В 1942 году семья Келдыша, устав от разлуки и неопределенности, тайно пробралась на товарный состав с оборудованием и вернулась в город Жуковский, откуда их эвакуировали. На все возражения мужа Станислава Валерьяновна отвечала, что никуда больше не уедет. Через какое-то время Мстиславу Всеволодовичу дали хорошую квартиру в новом доме на Садово-Спасской улице, где семья прожила порядка двадцати лет.

Летом 1944 в Математическом институте АН СССР создали новый отдел – механики, и М.В. Келдыш, получил должность его заведующего. В эти годы он совмещал сразу и преподавательскую деятельность в МГУ, и руководство кафедрой термодинамики, и работу над двумя научными семинарами: по ТФКП в МГУ и по аэродинамике в МИАН. Еще через пару лет, чтобы выполнить поставленную задачу о создании отечественной термоядерной бомбы, Мстислав Всеволодович специально организовал при МИАН расчетное бюро.

С 1946 и вплоть до 1961 года М. С. Келдыш был избран руководить НИИ-1 (Реактивный научно-исследовательский институт), что позволило ему в 1954 г. совместно с С. П. Королевым и М. К. Тихонравовым предложить и успешно воплотить идею первого искусственного спутника Земли. В этот период Мстислав Всеволодович почти все свое время посвящал развитию космонавтики в Советском Союзе. В народе много шутили о "трех главных К" космической отрасли: И. В. Курчатове, С. П. Королеве и М. В. Келдыше.

На посту главы АН СССР (1961–1975 гг.) Мстислав Всеволодович, будучи членом многих иностранных научных кругов, часто и много ездил по стране. Он регулярно выезжал за границу, всячески поддерживая международное сотрудничество, прославившее ученых СССР за рубежом. Академик был приставлен к множеству иностранных наград, его приглашали на конференции и в университеты, его знали ученые Европы, Америки, о нем слышали в Азии.

М. В. Келдыш работал над дифференциальными уравнениями, вырождающимся на границе, над проблемами задач Дирихле и Неймана для уравнения Лапласа , подробно рассматривал теорию приближения функций полиномами, занимался численными методами решения многомерных задач. Именно он впервые доказал полноту системы собственных и присоединенных функций для несамосопряженных операторов в частных производных и изучил асимптотическое поведение собственных значений. Его исследования во многом продолжали и обобщали теории таких русских ученых, как Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, П. Л.Чебышев.

Работы Мстислава Всеволодовича породили несколько принципиально новых разделов науки, к примеру – о прочности авиационных конструкций. Стараниями М. В. Келдыша и М. А. Лаврентьева родилась школа теории приближений в комплексной области. А главной его заслугой можно считать вычислительную математику, без которой невозможно было бы не то что освоение космоса, но даже предсказание погоды.

По свидетельствам современников, Мстислав Всеволодович не признавал теории в отрыве от практики. Все его новаторские идеи и решения служили конкретным научно-техническим задачам, а открытия были следствием конструкторской деятельности.

Единственными слабостями академика были его любимые дети, театр и долгие прогулки. Он мог часами блуждать в одиночестве вокруг своей дачи в Абрамцево, запоминая приглянувшиеся полянки и тропинки. Частенько он и его коллеги выезжали с семьями на грибную охоту. Как вспоминает его дочь, Светлана, "отец никогда не собирал грибы сам. Он всегда, аккуратно отодвинув листву палкой, громко оповещал всех о находке, чтобы полюбоваться видом счастливой детворы, наперегонки летящей за добычей".

Чтобы оценить вклад М. В.Келдыша в советскую науку, достаточно осознать, что при жизни он трижды получил высшую степень отличия - звание "Героя Социалистического Труда: за участие в создании термоядерного оружия (1956), за особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске первого в мире космического корабля с человеком на борту (1961) и за исключительные заслуги перед государством (1971)." В истории Советского Союза такое случалось всего 16 раз. В числе его наград – 7 орденов Ленина, 3 ордена Трудового Красного Знамени, Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР, Большая золотая медаль им. М. В. Ломоносова АН СССР, Сталинская и Ленинская премии…

В честь ученого ставили памятники, создавали марки и медали, учреждали стипендии; называли улицы, институты, минералы (келдышит), даже малую планету (астероид 2186) и кратер на Луне. А в 1980 году его имя дали российскому научно-исследовательскому судну с 17 лабораториями и собственной библиотекой, которое с 1982 года использовалось как база для аппаратов "Пайсис-VII" и "Пайсис-XI", а после – "Мир-1" и "Мир-2".

О судне длиной в 122 метра и водоизмещением 6345 тонн в 90-е гулял анекдот:
– Что такое большая квартира в понимании нового русского?
– Это когда в углу скромно расположился аквариум, в котором плавает "Академик Келдыш".

В 1973 году из-за проблем с сердцем он перенес тяжелую операцию на кровеносных сосудах, но все равно работал вплоть до самой смерти. Когда здоровье начало совсем подводить академика, тот, по легенде, почти полтора года выпрашивал у Брежнева отставку. 24 июня 1978 года в возрасте 67 лет ученый скончался от сердечного приступа в собственной машине, собираясь возвращаться в Москву с дачи. В том же году АН СССР учредила Золотую медаль им. М. В. Келдыша.

Урну с его прахом установили 12-й по правой стороне в некрополе Кремлевской стены на Красной площади.

Членство в РАН (2)

Членство в других академиях

Действительный член Академии наук Монголии (1961); Иностранный член Польской Академии наук (1962); Действительный член Чехославацкой академии наук (1962); Член Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина" -ГДР (1965; Почетный член Румынской академии наук (1965), Болгарской академии наук (1966); Член-корр. Саксонской академии наук в г. Лейпциге (1966); Почетный член Американской академии искусств и наук в г. Бостоне (1966); Почетный член Международной академии астронавтики (1964) и др.

Административные должности (2)

Начальное образование (2)

Высшее образование (1)

Награды и премии

Герой социалистического труда (1956, 1961, 1971)

Орден Трудового Красного Знамени (1943, 1945, 1953); и др. советские и международные награды

Государственная премия (1942, 1946)

Ленинская премия (1957)

Международная премия по астронавтике им. Гугенхейма (Франция)

Архив (место хранения архивного фонда, архивных материалов):

  1. АРАН. Фонд 1729. "Келдыш Мстислав Всеволодович, (1911-1978), математик, специалист в области механики, аэрогидродинамики, академик АН СССР (1946). вице-президент АН СССР (1960-196), президент АН СССР (1961-1975)"
  2. ДФ Музея Келдыша ИПМ РАН. Фонд 1. "Келдыш Мстислав Всеволодович, (1911-1978), математик, специалист в области механики, аэрогидродинамики, академик АН СССР (1946), вице-президент АН СССР (1960-196), президент АН СССР (1961-1975)"
  3. Виртуальная документальная выставка Архива РАН: «Первые лица Российской академии наук за пятьдесят лет советской истории (1936 - 1986 гг.)» - Келдыш Мстислав Всеволодович

Место хранения личного дела: АРАН

Шифр: (АРАН. Ф.411. Оп.3. Д.387, 388) (СПФ АРАН. Ф.2. Оп.11. Д.177)

Область знаний: Математика, Механика

Библиография

Список научных работ М.В. Келдыша (25.05.1943 г.)

(АРАН. Ф.411. Оп.3. Д.388. Л.5-8)

Библиографический список трудов М.В. Келдыша за 1968-1970 гг.

(АРАН. Ф.411. Оп.3. Д.388. Л.9-16)

Библиография трудов академика М. В. Келдыша (1933-1970 гг.)

(АРАН. Ф.411. Оп.3. Д.387. Л.32-75)

См. указанные документы в разделе Изображения (Библиография)


Свернуть

Биографическая справка

Келдыш Мстислав Всеволодович (1911, Рига - 1978, Москва) -

математик, специалист в области механики, аэрогидродинамики;

академик АН СССР (1946);

Вице-президент АН СССР (1960-1961), Президент АН СССР (1961-1975).

Мстислав Всеволодович Келдыш родился 29 января (10 февраля) 1911 г. в Риге в семье адьюнкт-профессора Рижского политехнического института, крупного инженера-строителя (впоследствии академика архитектуры) Всеволода Михайловича Келдыша. Мать - Мария Александровна (урожденная Скворцова) - домохозяйка. В 1915 г. семья Келдышей переехала из Риги в Москву. В 1919-1923 гг. жили в Иваново, где Всеволод Михайлович Келдыш преподавал в политехническом институте. В Иваново Мстислав Келдыш начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях у Марии Александровны. По возвращении в Москву (1923) учился в школе со строительным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим. Склонность к математике у Келдыша проявилась еще в 7-8-м классах, учителя уже тогда отличали его незаурядные способности к точным наукам.

В 1927 г. Мстислав Келдыш окончил школу и хотел получить профессию инженера-строителя, однако в строительный институт, где преподавал отец, его не приняли по молодости лет (всего 16). По совету старшей сестры Людмилы, закончившей физико-математический факультет Московского государственного университета, занимавшейся математикой под научным руководством Н.Н. Лузина, он поступает на тот же факультет МГУ. Во время учебы в университете Келдыш завязал научные контакты с М.А. Лаврентьевым, переросшие потом в многолетнее научное сотрудничество и дружбу. С весны 1930 г. он одновременно с учебой начал работать ассистентом в Электромашиностроительном институте, затем еще и в Станко - инструментальном институте (СТАНКИН).

По окончании МГУ в 1931 г. по рекомендации академика А.И. Некрасова Келдыш был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Научную жизнь ЦАГИ в это время возглавлял С.А. Чаплыгин, под его руководством регулярно проводился семинар. Участниками семинара были также М.А. Лаврентьев, Н.Е. Кочин, Л.С. Лейбензон, А.И. Некрасов, Г.И. Петров, Л.И. Седов, Л.Н. Сретенский, Ф.И. Франкль, С.А. Христианович; многие из них впоследствии стали известными учеными-механиками. Келдыш проработал в ЦАГИ до декабря 1946 г. сначала инженером, затем - старшим инженером, начальником группы, а с 1941 г. - начальником отдела динамической прочности.

Начальный период работы Келдыша в ЦАГИ связан с исследованиями нелинейных задач обтекания. В работах этого периода - «Внешняя задача Неймана для нелинейных эллиптических уравнений с приложением к теории крыла в сжимаемом газе» (1934), «Строгое обоснование теории винта Жуковского» (1935), выполненных в соавторстве с Ф.И. Франклем, «К теории колеблющегося крыла» (1935), совместно с М.А. Лаврентьевым, было рассмотрено влияние сжимаемости среды на аэродинамические характеристики обтекаемых тел и обобщена известная теорема Жуковского о подъемной силе. Впервые установлено, что при определенных режимах колебаний крыла возникает тяга. Келдыш занимался теорией удара тела о жидкость и движением тел под поверхностью жидкости (поплавок гидросамолета, подводное крыло).

Продолжая работать в ЦАГИ, Келдыш поступил осенью 1934 г. в аспирантуру (дополненную затем двухлетней докторантурой) Математического института имени В.А.Стеклова АН СССР к Лаврентьеву, где занимался вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы (гидро-, аэродинамика). В 1935 г. ему без защиты присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1937 г. - степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности "аэродинамика". 26 января 1938 г. М. В. Келдыш защитил докторскую диссертацию на тему «О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций».

Репрессии 1930-х не обошли стороной семью Келдышей. В 1935 г. несколько дней в заключение провела мать М.В. Келдыша - Мария Александровна. В 1936 г. был арестован брат Михаил, в то время аспирант исторического факультета университета, изучавший средневековую Германию. Он получил 10 лет без права переписки (как установлено впоследствии, был расстрелян весной 1937 г.). В 1938 г. по обвинению в шпионаже был арестован брат Александр, затем обвинение было изменено на антисемитизм. В суде обвинения были сняты, и он вышел на свободу.

Цикл работ Келдыша и его сотрудников, предвоенных и военных лет посвящен колебаниям и автоколебаниям авиационных конструкций. Его исследования заложили основы методов численного расчета и моделирования в аэродинамических трубах явления флаттера (сильные колебания крыльев самолета, возникавшие при определенных скоростях движения самолета и приводившие к его разрушению). Результаты Келдыша не только привели к разработке простых и надежных мер предотвращения флаттера, но и стали основой нового раздела науки о прочности авиационных конструкций. Результаты работы Келдыша сыграли большую роль в создании скоростной авиации в нашей стране.

В октябре 1941 г. Келдыш с женой Станиславой Валериановной и тремя детьми в числе других сотрудников ЦАГИ был эвакуирован в Казань, где продолжил работу. В апреле 1942 г. ему была присуждена Сталинская премия II степени за научные работы по предупреждению разрушения самолетов. В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ, Келдыш занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы. Эта его деятельность была отмечена орденами Трудового Красного Знамени (1943) и Ленина (1945).В 1944 г. Келдыш был награжден медалью "За оборону Москвы".

К исследованиям авиационных колебаний и флаттера тесно примыкают исследования М.В. Келдыша устойчивости переднего колеса трехколесного шасси, позволившие предложить целесообразные и простые конструктивные мероприятия для устранения шиммирования (самовозбуждающихся поворотов и смещений) колеса самолета при взлете или посадке, которое приводило к разрушению переднего шасси самолета. В 1946 г. за исследования в этой области ему вторично присуждена Сталинская премия II степени.

Как математик Келдыш внес свой вклад в теорию функций, теорию потенциала, дифференциальные уравнения, функциональный анализ. Большое значение имеют результаты Келдыша в механике, охватывающие гидродинамику, аэродинамику, газовую динамику, механику самолетных конструкций. Многому научился Келдыш в общении с конструкторами самолетов, в первую очередь, С.А. Лавочкиным и А.Н. Туполевым.

29 сентября 1943 г. Мстислав Всеволодович Келдыш избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук.

В июне 1944 г. Келдыш стал заведующим отделом механики в Математическом институте АН СССР и оставался в этой должности до 1953 г.

Одновременно Келдыш возобновил преподавательскую деятельность в МГУ (начавшуюся в 1932 г.), где читал лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах. Заведовал кафедрой термодинамики, руководил научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного переменного. С 1942 г. по 1953 г. Келдыш - профессор МГУ. Многие из его учеников того времени стали видными учеными, среди них академики А.А.Гончар, Д.Е.Охоцимский, Т.М.Энеев.

30 ноября 1946 г. М.В. Келдыш избран действительным членом (академиком) АН СССР по Отделению технических наук по специальности «математика, механика».

Начался новый период его деятельности. Сразу после избрания академиком он назначен начальником (с августа 1950 г. - научным руководителем) головного научно-исследовательского института (НИИ-1 Министерства авиационной промышленности), занимавшегося прикладными задачами ракетостроения. С этого времени основное направление деятельности Келдыша связано с ракетной техникой.

В послевоенные годы Келдыш также занимался решением проблем атомной энергетики и вычислительной математики. Потребовались новые методы исследования, прежде всего эффективные методы и средства математического расчета. Келдыш одним из первых сумел предугадать роль вычислительной математики в повышении эффективности научно-технического поиска. Познакомившись с создателями первой отечественной ЭВМ М.А. Лесечко и Ю.Я. Базилевским, он стал специалистом в этой области.

Келдыш был одним из инициаторов создания в 1951 г. Московского физико-технического института (в г. Долгопрудном Московской области). Некоторое время читал лекции, долгое время был заведующим кафедрой.

В 1953 г. М.В. Келдыш основал Институт прикладной математики АН СССР и являлся его бессменным директором. С деятельностью этого института во многом связано становление современной вычислительной математики в нашей стране.

С 1953 г. в Математическом институте АН СССР велись работы по решению задач выведения на орбиту Земли искусственного спутника, увенчавшиеся 4 октября 1957 г. его успешным запуском и выводом на орбиту. Решающую роль Келдыш сыграл в создании относительно дешевой ракеты - носителя для выведения на орбиту спутников по научным программам (спутники семейства "Космос"). Руководил "Лунной" программой, включая полеты автоматических станций семейства "Луна», участвовал в программах исследования Венеры и Марса.

В работах по созданию ракетно-ядерного щита М.В. Келдыш принимал участие и как руководитель больших коллективов и как автор многих научно-технических идей и вычислительных методов. В это время им опубликованы работы по оценке последствий ядерного взрыва: «Об оценке действия взрыва на больших высотах» (1950), совместно с Л.И.Седовым и «Точечный взрыв в атмосфере» (1955), совместно с Д.Е.Охоцимским и др.

В 1956 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1957 г. его научные достижения отмечены Ленинской премией.

Мстислав Всеволодович Келдыш внес выдающийся вклад в развитие советской космической науки и техники. Начав работать по космической тематике в 1946 г. в творческом сотрудничестве с С.П. Королевым, он явился одним из инициаторов широкого развертывания работ по изучению и освоению космоса. Велик его вклад в становление и успешное развитие таких научных направлений, как механика космического полета и космическая навигация.

Выявление новых научных и технических задач, развитие космической техники, формирование комплексных научно-технических программ, вопросы управления полетами - далеко не полный перечень проблем, входивших в круг деятельности Келдыша. В 1961 г. за особые заслуги в развитии ракетной техники, создании и успешном запуске 12 апреля 1961 г. первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту он был второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Большой период жизни Келдыша связан с его деятельностью в Президиуме Академии наук СССР, начавшейся в октябре 1953 г. и продолжавшейся до конца его жизни. С 1953 г. он академик-секретарь Отделения математики Академии наук. В 1960 г. избран вице-президентом, а в мае 1961 г. - президентом Академии наук СССР.

Возглавляя Академию наук СССР с 1961 по 1975 гг., Келдыш оказывал всемерную поддержку развитию в нашей стране не только математики и механики, но и новых направлений современной науки, таких, как кибернетика, квантовая электроника, молекулярная биология и генетика. В 1962 г. Президиум Академии наук СССР принял решение о строительстве комплекса биологических институтов в г. Пущино. При Келдыше состоялась комплексная проверка деятельности Т.Д. Лысенко, позволившая разоблачить псевдонаучные концепции "лысенковщины", отрицавшей генетику. В списках действительных членов Академии был посмертно восстановлен Н.И. Вавилов, получили подтверждение его заслуги в биологии и сельскохозяйственных науках.

Годы, когда пост президента Академии наук СССР занимал Келдыш, были периодом наиболее быстрого роста Академии, превращения ее в крупнейший центр фундаментальной науки. В 1971 г. за исключительные заслуги перед государством в развитии советской науки и техники, большую научную и общественную деятельность и в связи с 60-летием М.В. Келдыш стал трижды Героем Социалистического Труда.

Келдыш всемерно развивал международное научное сотрудничество и координацию научных исследований. С научными визитами посетил Германию и Англию (1965), Чехословакию (1963, 1970), Японию (1964), Польшу (1964, 1973), Францию (1965,1967), Румынию (1966), Болгарию (1966, 1969), Венгрию (1967), Канаду (1967), Италию (1969), Швецию (1969), Испанию (1970), США (первый официальный визит отечественной Академии наук за все время ее существования, 1972). Келдыш свободно говорил на немецком и французском языках, читал также на итальянском языке, уже в зрелом возрасте (после 50) стал изучать английский.

Заслуги М.В. Келдыша получили международное признание. Среди его званий: академик Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина" (ГДР, 1961), академик Академии наук Монголии (1961), академик Академии наук Польши (1962), академик Академии наук Чехословакии (1962), почетный член Академии наук Румынии (1965), почетный иностранный член Академии наук Болгарии (1966), почетный иностранный член Американской Академии наук и искусств в Бостоне (1966), член-корреспондент Германской Академии наук в Берлине (1966), почетный член Королевского общества в Эдинбурге (1968), почетный член Академии наук Венгрии (1970), почетный член Академии Финляндии (1974); почетный доктор Делийского университета (1967), почетный доктор Будапештского университета (1967), почетный доктор Лагосского университета (Нигерия, 1968), почетный доктор Карлова университета в Праге (Чехословакия, 1974), почетный доктор Индийского статистического института (1974).

Большую работу вел Келдыш в Комитете по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники, возглавляя его с 1961 г. до своей кончины.

Награжден орденами Ленина (1945, дважды 1954, 1956, 1961, 1967, 1975), Трудового Красного Знамени (1943, 1945, 1953), медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945), "800 лет Москвы" (1947), "20 лет Победы" (1965), "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина" (1970), "30 лет Победы" (1975). Кавалер ордена "Почетного Легиона (Командор)" (1971), высших орденов ряда других стран. Золотая медаль имени М.В.Ломоносова АН СССР (1976).

10 января 1973 г. М.В. Келдыш перенес операцию на кровеносных сосудах, выполненную американским профессором М. Де Беки.

Умер Мстислав Всеволодович Келдыш 24 июня 1978 г. Урна с прахом Келдыша захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.


Свернуть

Видео-презентации (1)

Ваш браузер не поддерживает видео в формате HTML5!

КЕЛДЫШ МСТИСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ