Признаки саморазрушения. Аутоагрессия у ребенка. Классическими проявлениями аутоагрессии являются

– форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

    Термин «аутоагрессия » происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

    Причины аутоагрессии у ребенка

    Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

    • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
    • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
    • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
    • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
    • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
    • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

    Патогенез

    Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

    Классификация

    Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

    • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
    • Нарушения пищевого поведения . Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение .
    • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение , наркомания , токсикомания , алкоголизм .
    • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
    • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
    • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
    • Суицидальное поведение . Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

    Симптомы агрессии у ребенка

    Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

    Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

    Осложнения

    Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

    Диагностика

    Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог . Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

    • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
    • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
    • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

    Лечение аутоагрессии у ребенка

    Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

    • Семейную психотерапию . Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
    • Когнитивно-поведенческую психотерапию . Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
    • Групповые тренинги . Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
    • . Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

А утоагрессия - разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях - в . А одним из самых распространенных видов аутоагрессии как формы агрессивного поведения школьников и молодых людей является нанесение себе порезов - чаще всего на запястьях.

Специалист по работе с Ван дер Колк (Van der Kolk Bessel A.) из Массачусетского центра психического здоровья провел исследование среди пациентов, которые наносили себе порезы. Оказалось, что детство большинства из них прошло в нездоровой : их родители пренебрегали своими обязанностями или даже применяли по отношению к детям физическое или сексуальное насилие, что по статистике становится распространенной причиной агрессивного поведения школьников. Также часто такие пациенты упоминали о ситуациях систематической травли со стороны учителей и одноклассников в период их обучения в школе.

По мнению американского психотерапевта Марши Линехан, аутоагрессивные люди имеют низкую самооценку и склонны обес ценивать себя и свои чувства. Такое поведение является следствием игнорирования или высмеивания потребности ребенка делиться своими переживаниями.

В целом можно сказать, что аутоагрессия, как форма проявления и молодых людей свойственна эмоционально неуравновешенным людям - например, страдающим невротическими или депрессивными расстройствами.

Агрессивное поведение школьников: как проявляется аутоагрессия

К сожалению, в переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков. В этот период их психическая организация крайне нестабильна и может характеризоваться повышенной тревожностью, раздражительностью, снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями.

Надо сказать, агрессивное поведение школьников, в частности, аутоагрессия, имеет открытый характер. Школьники, которые совершили некое аутоагрессивное действие, как правило, осознают (не скрывая этого), что они вовсе не планировали умирать. Они просто хотели вызвать чей-то интерес или даже кого-то наказать. Часто они просто используют такой способ с целью заглушить эмоциональные переживания посредством физической боли.

«Я хочу порезать себе вены, но не хочу умереть... Я хочу лишь, чтобы все поняли, что со мной нельзя так поступать! Скажите, как порезать вены, чтобы все-таки остаться в живых?!»

«Это случилось, когда мне было 15 лет... Я порезал руки из-за несчастной любви. Сейчас все уже прошло, но немного жутко об этом вспоминать. Больше я такого не сделаю».

«Я один раз порезала вены из-за конфликта с родителями. Они так ругались, что у меня просто закончились силы их слушать! Теперь у меня на руках уродливые шрамы и даже летом мне приходится ходить с длинными рукавами. Но я не уверена, что не сделаю это снова...»

Некоторые подростки бравируют своими порезами, но большинство из них не спешат признаваться в подобном поведении, опасаясь непонимания и отвержения со стороны сверстников и взрослых. Они так и остаются один на один со своими проблемами, рискуя попасть в замкнутый круг «стресс-ауто агрессия». Зачастую это один из признаков агрессивного поведения школьников.

В конце концов, у таких подростков может возникнуть стойкая привычка остро и саморазрушительно реагировать на любые жизненные неприятности.

«В какой-то момент я испугалась - потому что поняла, что не могу остановиться. Как только у меня случалось плохое настроение (а оно у меня случалось часто), меня начинали преследовать неотступные мысли о том, что надо порезать вены или еще как-то причинить себе вред. От этих мыслей было очень трудно избавиться».

«Я резал руки много раз. Лезвием, ножами, даже бутылочным стеклом. Это случалось каждый раз, когда я всерьез выходил из себя. Я не знал, куда мне девать свой гнев. Я не мог причинить зло окружающим, поэтому причинял его себе. Наверное, со стороны это выглядело ужасно».

Как помочь при аутоагрессии в соответствии с критериями работы с агрессивным поведением школьников

«Я молодой педагог. Однажды на уроке семиклассник, узнав о двойке за контрольную, начал вести себя неадекватно: громко ругать себя, бить кулаками, выдергивать волосы. Другие дети смеялись, а я сказала, что позову психиатра. Наверное, это было неправильно, но я растерялась. Директор сказала, что мальчик, по-видимому, психически болен, потому что здоровый человек не будет причинять себе боль. Я так и не поняла, как поступать в таких случаях…»

Надо сказать, госпитализация при аутоагрессии, как одной из форм проявления агрессивного поведения школьников, не является обязательным условием, за исключением ситуации серьезной депрессии с суицидальным риском. В этом случае можно посоветовать подростку пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении (разумеется, с согласия его родителей или законных представителей). Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) поможет ему восстановить контроль над своим состоянием.

Основная проблема людей, склонных к аутоагрессии, - низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. При агрессивном поведении школьников требуется не в осуждение и высмеивание, а понимание и помощь. Хорошо, если рядом с ним окажется друг - ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.

«Меня очень поддержали мои друзья. Они не стали мне говорить, что я слабак, или как-то иначе стыдить меня. Наоборот, они сначала посочувствовали мне, но потом призвали найти в себе силы. Я стал думать о своей жизни, о том, каким я хочу быть. Теперь я стараюсь этого достичь. Надеюсь, что я не вернусь к старым привычкам».

«Сейчас мне шестнадцать лет, а первый раз я порезала руки лет в тринадцать. Я даже не могу сосчитать, сколько раз я это делала. Недавно я поругалась со своим парнем и в очередной раз порезалась канцелярским ножом! Меня привезли в больницу, чтобы наложить швы - и там я увидела женщину лет тридцати или даже сорока! Она сказала мне, что поругалась с любимым и порезала себе вены. Меня это удивило и напугало. Я подумала, что если сейчас не остановлюсь, то меня ждет такое же будущее. Мне это не понравилось. В общем, я хочу пересмотреть свое поведение».

«Раньше я могла повредить себя из-за каких-то неприятностей - могла бить в стену кулаком, разбивая руки, головой тоже о стену билась. Это происходило, когда я сильно злилась и не могла никак иначе выразить свой гнев, гнев и бессилие! Бывало, что я не могла перенести душевную боль и отчаяние, например, когда рассталась с парнем, он меня бросил. Тогда я прижгла руку сигаретой и маленькими ножницами нацарапала на руке его имя. Я тогда ходила к школьному психологу, она заметила забинтованную руку, и я рассказала ей, что произошло. Тогда я чуть не разочаровалась в психологах! Она сказала, что нельзя так поступать “из-за какой-то ерунды”. Мои переживания из-за несчастной любви она назвала ерундой. Было очень обидно. Потом родители отвели меня к другому психологу, потому что я все время плакала. Другой психолог смогла меня понять. Она не осуждала меня, а говорила: “Тебе было так обидно и больно из-за этого парня, что ты не смогла с этим справиться”, “Это очень грустно, когда прерываются отношения с любимым человеком”, “Как жаль, что ты выбрала такой жесткий по отношению к себе способ”, “Давай подумаем, как можно было этого избежать, как еще можно было отреагировать”, “Я вижу перед собой хорошую, славную девушку, которая способна на сильные чувства и которой трудно бывает с ними справляться”, “Я хочу, чтобы ты увидела, сколько в тебе есть хорошего и сильного, чтобы ты научилась справляться с собой в такие моменты!”, “Я хочу тебе помочь и предлагаю свои консультации. Давай будем учиться переживать трудные чувства, будем искать путь”. Это было совсем другое дело. А не так: “Из-за какой-то ерунды”!

Я ходила на консультации к психологу, а потом еще на специальные групповые занятия (тренинги), где мы играли, делали упражнения и обсуждали разные эмоции. Я увидела, что не одинока, многому научилась, стала спокойнее. Я действительно больше не наносила себе повреждений и стала относиться к себе намного лучше».

Надо сказать, что некоторые подростки умеют справляться с проблемой аутоагрессии как формы агрессивного поведения школьников, самостоятельно, в результате чего постоянные порезы или иные травмы прекращаются. Однако на фоне каких-либо эмоциональных переживаний подросток в некоторых случаях продолжает процесс саморазрушения. К примеру, он совершает рискованные поступки, употребляет психотропные вещества, а в крайних случаях - совершает попытки суицида. В таком случае педагогам и родителям важно понимать, что при общении с такими подростками нужно пользоваться рекомендациями, сформулированными в памятке, которая следует далее.

Памятка для педагогов и родителей при агрессивном поведении школьников: как общаться с аутоагрессивным подростком

  • Если вы знаете подростка, который склонен к аутоагрессивному поведению, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке.
  • Попытайтесь донести до подростка, что вы искренне беспокоитесь о нем, однако не делайте попыток усомниться в его психической полноценности.
  • Не стыдите школьника и не ругайте за его поведение, как правило, это вызывает реакцию протеста.
  • Выскажите желание помочь, выслушайте и поймите проблемы этого школьника.
  • Поинтересуйтесь, имеет ли он представление о том, как решить эти проблемы, а затем поделитесь своими мыслями по поводу решения и предложите помощь.
  • Поясните, что агрессивное поведение школьников - саморазрушающее, однако его возможно победить, преодолев свою печаль или гнев.
  • Акцентируйте внимание школьника на его достоинствах и сильные качествах.
  • Посоветуйте подростку воспользоваться анонимной психологической помощью (иногда можно самостоятельно организовать такую встречу в безопасной для школьника обстановке).
  • В случае, когда подросток совершает некие аутоагрессивные действия непосредственно в вашем присутствии, трезво оцените риск этих действий для его здоровья и жизни.
  • Помните, что не нужно поддаваться на шантаж, поскольку зачастую с помощью аутоагрессивных действий школьник может пытаться получить какую-то выгоду для себя. Мягко ответьте ему отказом и призывайте к прекращению такого поведения.
  • В случае, если ситуация складывается опасно, постарайтесь спокойно, но твердо убедить подростка прекратить аутоагрессивные действия (или обратитесь за помощью).
  • В случае, если действия носят явно демонстративный и неопасный характер, спокойно игнорируйте подростка. Однако помните, что характер поведения может меняться и повлечь риск.
  • Также помните, что школьники часто эмоционально реагируют на различные ситуации и могут нуждаться в чутком поддерживающем отношении.

Человек в любом возрасте склонен к саморазрушению, но почему так происходит, в чем причина такого поведения? В современном мире и так существует много ситуаций, которые могут привести к гибели человека: транспортные и авиакатастрофы, терроризм, высокий уровень преступности, природные явления и т.п., поэтому от саморазрушения нужно избавляться.

Причины появления склонности к саморазрушению

Все люди индивидуальны и саморазрушение у них выражается по-разному. Для кого-то это происходит очень быстро – , а другие уничтожают свою жизнь долгие годы, например, используя наркотики, алкоголь, обжорство, курение и т.п. В общих случаях человек не осознает своей проблемы, поэтому справиться с ней самостоятельно не получится. Такое поведение формируется с самого детства и связано оно с различного рода психологическими травмами.

Типы поведения, которые ведут к саморазрушению

Аддиктивное поведение

Выражается в том, что человеку хочется убежать от реальности. Для этого он принимает различные вещества или же фиксирует свое внимание на предметах и действиях, которые сопровождаются появлением эмоций. Прием различного рода веществ вызывает привязанность и впоследствии они управляют жизнью человека, делая его беспомощным и подавленным. Такое поведение вызывает: употребление алкоголя, наркотиков, азартные игры, беспорядочные половые связи и т.п.

Возникает такое поведение чаще всего, когда на жизненном пути человека появляются какие-либо трудности, например, смерть близкого человека, увольнение и т.п.

Таким людям свойственно:

Главное вовремя заметить наличие проблем у близких людей и обратиться за помощью.

Антисоциальное поведение

Выражается в том, что человек совершает действия, которые противоречат этике, морали, закону и др. Взрослые люди с такой проблемой не чувствуют никакой ответственности, они плохие родители, работники, друзья и партнеры. Человек не чувствует угрызения совести, так как ему попросту все равно. Такое поведение сопровождается импульсивностью, агрессией и т.п. Возникают такие проблемы еще в детстве из-за неполных семей, недостаточного внимания и воспитания.

Суицидное поведение

Выражается в том, что человек хочет совершить самоубийство. Есть несколько видов:

  • анемическое – вызвано личными трагедиями, например, смертью близкого человека;
  • альтруистическое – совершается во благо чего-то, например, чтобы не быть обузой для других;
  • эгоистическое – вызвано не восприятием социальных норм и требований.

С каждым днем возрастает процент самоубийств среди детей, которые не осознают что делают. Возможные причины, которые толкают их на подобные действия:

Чтобы не потерять близких людей уделяйте им внимание и проявляйте заботу.

Конформистское поведение

Выражается в том, что человек не имеет своей точки зрения, поэтому приспосабливается к мнению людей, которые имеют власть. Такие люди ничего не знают о своей личности, они живут по принципам общества. Конформисты являются так называемыми «марионетками», которыми управляют окружающие. Такие люди считают, что их мнение не правильное, поэтому они отдают свою судьбу в руки другим.

Чтобы избавиться от всех этих проблем, человеку необходима поддержка близких и родственников, а также помощь специалистов. От подобных зависимостей избавиться трудно, но возможно.