Критическое мышление. Как ему научиться? Что такое критическое мышление. Приемы развития навыка

Нынешнее состояние людей, на которых сыплется разнородная информация, напоминает мне сюжет рассказа Рэя Брэдбери «Уснувшие в Армагеддоне». Астронавты высаживаются на планету, и в тот момент, когда они погружаются в сон, ими овладевают души всех тех, кто когда-то ее населял. Все бы ничего, если бы эти инопланетяне жили в дружбе и доверии, но нет, они принадлежали к враждующим племенам – и в головах спящих начинается борьба, она разрывает сознание и заставляет астронавтов сходить с ума.

Нечто похожее происходит сегодня со многими из нас. Когда люди получают разные сигналы, которые противоречат друг другу, это стресс, ситуация чрезвычайной неустойчивости. Конечно, практически у каждого есть свои способы, как с этим справляться. В основном они касаются активизации психологических защит.

Грегори Бейтсон (1) в книге «Шаги к экологии разума» описывает ситуацию, когда ребенок получает от старших противоречивые, взаимоисключающие послания, которым невозможно следовать. При этом ребенок не может уйти из семьи, не может выжить без родителей, и тогда он уходит в себя, закрывается – так возникает предрасположенность к шизофрении.

То же самое сейчас происходит со многими из нас: люди не могут покинуть место событий и получают разную информацию: ТВ говорит одно, интернет другое, а за границу выедешь – и видишь третье. И мы либо, как дети, уходим в себя, либо выбираем какую-то одну сторону и полностью присоединяемся к ней и соглашаемся с ней, а все, что этому может противоречить, игнорируем. Но стороны-то разные, и другие люди могут присоединиться к другой стороне, и возникает картина, будто мир раскололся. Раскол проходит через семьи, коллег, друзей. Но дело здесь не в том, что один прав, а другой нет, одна сторона хороша, а другая плоха. Это работа психологических защит, наш способ справляться с неустойчивостью и противоречивостью нашей повседневной ситуации.

Кроме ухода в себя, полного выхода из ситуации (например, эмиграции), либо отождествления с одной из сторон есть и другой выход. Для этого надо изменить масштаб, подняться на другой уровень, постараться увидеть шахматную партию целиком, а не с точки зрения белых или черных. Возможно, попытаться осмыслить глобальные геополитические процессы. Это сложно и требует не только знаний, но и умения видеть свои состояния и работать с ними.

Сильные чувства мешают нам ясно мыслить. Это касается и радостных чувств: после поздравлений и букетов задачки решаются с трудом. И когда нас захлестывает страх и тревога, нам тоже нелегко думать. Однако это необходимо, если мы намерены понимать, что и почему происходит с нами.

Например, мы читаем заметку в интернете или видим репортаж – и они пробуждают в нас сильный эмоциональный отклик…

Шаг 1. Понять, что происходит: «Я испытываю сильные чувства».

Шаг 2. Прийти в себя, несколько раз глубоко вздохнуть.

Шаг 3. Начать анализировать, «как это сделано» – какие выразительные средства (слова, образы, приемы) автор использовал, чтобы вызвать у нас эти чувства.

Шаг 4. Предположить, какую цель преследует этот материал (репортаж, публикация) и зачем нужно было вызывать у зрителя или читателя эти чувства.

Шаг 5. Увидеть более ясно всю картину в целом: не только конкретное сообщение, но и его автора и его цели.

В общих чертах стратегия такова: успокоиться, начать обращать внимание на эмоциональный контекст и задать себе вопрос «зачем?» – зачем это написано, зачем я это читаю и к чему все это приводит.

1. Грегори Бейтсон (Gregory Bateson) – ученый, разработчик теории коммуникаций, автор теории «двойного послания» (double bind).

Раз в месяц в редакции Psychologies за овальным столом собирается несколько психологов, писателей, деятелей культуры. Каждый из них рассказывает, что его волнует или интересует на сегодняшний день. Выбирается одна общая тема – и каждый из гостей пишет небольшой текст. В результате мы получаем объемную картину – несколько мнений по одному вопросу. Тема нашего последнего «Овального стола» – «Некритическое отношение к информации».

Критическое мышление - это способность усваивать важную информацию и использовать её для формирования собственных решений или мнений. Подчеркнём: именно вашего мнения, а не такого же, как у всех вокруг. Это умение не всегда и не у всех появляется само по себе. К счастью, и этому можно научиться с помощью тренировок.

1. Приучите себя обращать внимание на нужные детали

Очень важный шаг в выработке критического мышления - понять, что детали имеют значение. Каждый день мы получаем так много информации и слышим столько разных мнений, что легко запутаться в деталях. Значит, мы должны приучить себя отличать значительные детали от незначительных.

Начните с новостей. Если что-то кажется странным - это первый тревожный знак. С него и можно начать поиск других пробелов в аргументации. Есть несколько способов их найти:

  • Подумайте о том, кому выгодно делать такие заявления. Когда вы читаете новости или статьи экспертов, обязательно прикиньте, кто получит выгоду от сделанных заявлений. Есть хороший шанс, что человек, от которого исходит некое мнение, что-то от этого выигрывает. Не всегда дело в корысти - мотивация просто делает мнение более обоснованным. Но неплохо подумать о том, кому выгодны подобные идеи.
  • Проверьте источник информации. В интернете источники видны не сразу, так что если видите спорное заявление, то отследите, откуда оно взялось, кто высказал его первым. И только потом формируйте собственное отношение.
  • Отслеживайте «очевидное». Обычный приём в дебатах, обзорах и даже эссе - выдвинуть множество, казалось бы, правдивых и обоснованных утверждений, а потом среди них «невзначай» вставить ещё одно, которое будто само собой следует из вышесказанного. Будто. Такие нелогичные утверждения легко пропустить, потому что вы уже начали соглашаться с оратором/писателем, он вас почти убедил. Гипертрофированный пример: «Итак, теперь мы знаем, что небо голубое, трава зелёная, облака белые, а Apple делает лучшие компьютеры».

Необоснованных аргументов вокруг тысячи. Чтобы потренироваться, смотрите политические или научные дебаты - в таких разговорах милое дело обращать внимание на конкретные детали. Чем чаще вы будете это делать, тем быстрее станете мыслить критически. Со временем навык станет автоматическим.

2. Всегда задавайте вопросы


Умение обращать внимание на детали - только первая часть тренировки критического мышления. Само по себе это бесполезно, нужно ещё знать, какие дальше задавать вопросы. Критическое мышление и правильные вопросы взаимосвязаны.

Писатель и психолог Мария Конникова предлагает несколько способов научиться задавать вопросы на примере Шерлока Холмса:

«После того, как он определяет себе цель, он наблюдает и собирает данные. А ещё спрашивает: ладно, и как я отвечу на этот вопрос? И ещё: что в этом разговоре, в этом человеке, в этой ситуации позволит мне собрать те данные, которые я потом смогу использовать и проверить, правдива моя гипотеза или нет?

Затем Холмс делает то же, что, наверное, делает любой великий учёный. Он делает шаг назад и снова смотрит на данные, перераспределяет их, рассматривает различные возможности, проявляет творческий подход, наконец. Всё затем, чтобы увидеть, не упустил ли чего-то. Разум всё ещё открыт? Я мыслю непредвзято? Я до сих пор знаю, что происходит? Или эти данные - повод придумать новые идеи? Новые подходы? Подумать о тех вещах, не принятых мной в расчёт раньше?»

Писатель Скотт Беркан поделился собственным набором вопросов для критического мышления:

«Что такое контраргумент? Любой, кто серьёзно изучает вопрос, видел достаточно фактов, чтобы сопоставить их с выдвинутым аргументом, взглянуть на проблему с другой стороны и - задаться вопросом. Есть такие полезные вопросы: кто, кроме вас, разделяет это мнение? Каковы ключевые проблемы и что нужно для их решения? Что необходимо изменить, чтобы ваше мнение стало противоположным?»

Конечно, это похоже на метод Сократа: ряд вопросов поможет понять, что вы сами думаете о качестве аргумента или мнения. Независимо от подхода конечная цель - научиться мыслить критически и анализировать абсолютно всё. Всегда спрашивайте себя, почему деталь, мысль или аргумент важны и как они согласуются с тем, что вы уже знаете. Когда вы задаёте вопросы, вы тренируете свой мозг находить связи между идеями и мнениями. И критически относиться к дополнительной информации, которую вы непременно встретите.

3. Следите за фразами-усилениями


Мыслить критически учится не только мозг. Это относится и к ушам: вы должны замечать маленькие и незаметные слова и фразы, которые для вас должны стать сигналом тревоги. Да, невозможно обращать внимание сразу на всё, но есть несколько фраз, благодаря которым слабые аргументы звучат значительно. Это фразы-усиления, и всё, что будет сказано после них, следует хорошенько обдумать:

  • Я хочу сказать;
  • Я просто говорю, что;
  • Если абсолютно честно;
  • Я просто хочу, чтоб вы знали;
  • Я не говорю, что;
  • Я слышу, что вы говорите;
  • Не поймите меня неправильно;
  • Давайте будем откровенны;
  • Насколько я знаю;
  • Я думаю, что;
  • Конечно.

Эти фразы сигнализирует, что аргументы после могут быть ложными и пора сосредоточиться. Как только услышали их - знайте: время задавать вопросы.

4. Выявите собственные предубеждения и боритесь с ними


Все мы относимся к информации предвзято, осознаём мы то или нет. Но благодаря критическому мышлению можно научиться выходить за рамки своих предубеждений.

Основную идею отлично выразил писатель Терри Пратчетт в своей книге «Правда»:

«Будьте осторожны. Людям нравится слушать о том, что они уже знают. А когда вы говорите что-то новое, им неловко. Новые идеи… Ну, новые идеи - это не то, чего они ожидают. Они, скажем, хотели бы узнать, что собака кусает человека. Собаки это обычно делают. Но они не хотят знать, что человек кусает собаку, потому что в мире не должно происходить ничего подобного. В общем, люди думают, что хотят нового, но на самом деле им нужно старое. Не новости, а обыденности - они подтвердят людям, что верно именно то, о чём они уже знают».

Мыслить критически - значит бороться со своими предубеждениями так часто, как только возможно. Это тяжело, но если вы в течение дня будете время от времени размышлять об идеях, с которыми в корне не согласны, вы натренируете свой мозг делать это чаще.

5. Практикуйтесь всегда, когда только можете

Если вы хотите чему-то научиться, нужно практиковаться каждый день. Это касается всего, в том числе критического мышления. Безусловно, многое вы можете делать в собственной голове, но есть и другие упражнения.

Один из самых простых способов учиться - это вести дневник. Это могут быть записи о повседневных наблюдениях или тетрадка с мнениями, но суть в том, чтобы писать туда каждый день.


После того, как привыкнете, заведите блог в интернете - это отличный способ узнать мнения других людей и бросить себе вызов, потому что не все будут с вами согласны. Также отличная практика - дискуссии с друзьями.

Это не всё, что можно сказать о критическом мышлении. Чем больше вы развиваете этот навык, тем лучше у вас будет получаться. Поначалу вам придётся постоянно следить за тем, какое направление принимают ваши мысли, но в результате ваш мозг автоматически научится находить лучшие аргументы, придумывать интересные и полезны идеи и творчески подходить к решению проблем.

Довольно часто термин «критическое мышление» трактуется неверно, подменяется такими понятиями, как творческое мышление, умение строить логические выводы, принятие здравого решения, умение анализировать информацию. На самом деле, перечисленные обозначения не синонимы, а (кроме первого) составляющие процесса критического мышления. Творческое можно считать антагонистом критическому. Поэтому такая подмена понятий неуместна.

Что такое критическое мышление и нужно ли его развивать?

Происхождение термина

Слово критика образовано от греческого kritike и буквально переводится как "умение разбирать или судить" (составлять мнение, опираясь на факты).

Такая способность человека как мышление на протяжении многих лет изучается разными науками (логика, психология, лингвистика, философия, патопсихология, нейропсихология). Обобщенно мыслительный процесс можно определить как способность к мотивированному достижению поставленной цели через систему определенных действий и планирование с предсказуемым результатом. Естественно, что в зависимости от науки, рассматривающей или изучающей мышление, будут меняться и определения этого явления. Для правильного толкования термина «критическое мышление» достаточно понятия о том, что это - особая деятельность человека с определенной структурой и видами.

Из всего перечисленного можно вывести определение: что такое критическое мышление. предложил свою формулировку, в которой описал один из видов интеллектуальной деятельности с объективным подходом к окружающей действительности и информационным потокам. Данная способность человека основывается на системе правил и действий.

Признаки

Прежде чем перечислить способы развития критического мышления, следует описать признаки, присущие этому виду :

  1. Одним из ключевых признаков является самостоятельность в умозаключениях, оценках явлений и предметов и убеждениях. Это - способность добывать и анализировать информацию с опорой на свой личный опыт и известные схемы решения проблем. Отсюда, чем полнее информация о решаемой проблеме и многообразнее палитра способов разрешения проблемы, тем достовернее будет спрогнозирован результат (минуя устоявшиеся стереотипы людей).
  2. Еще одной отличительной чертой можно считать отношение к информации: ее нахождение, анализ, отбор и применение. Человек, умеющий из любой информации выделить нужные зерна и установить связи с интересующим объектом, может справиться с проблемами любых уровней.
  3. Признаками также можно считать постановку правильных вопросов, которые, как известно, представляют собой решение половины задачи, и разработку стратегии решения проблемы.
  4. Важным признаком является и исчерпывающая аргументация, рационализация и разумные и обоснованные доводы.
  5. Одна голова хорошо, а две - еще лучше. Очередным признаком является и учет социальных факторов в решении задачи, ведь Поэтому дебаты и дискуссии - это приемлемая форма работы по достижению цели.

Как развить критическое мышление при помощи известных приемов без посторонней помощи? Достаточно практиковаться ежедневно, пока этот процесс не станет образом жизни.

Приемы развития навыка

Из-за большого количества приемов развития критического мышления перечислить все не представляется возможным (и необходимым). Поэтому достаточно перечислить наиболее популярные из них и остановиться на описании эффективно применяемых.

Как развить критическое мышление самостоятельно? К популярным приемам относятся:

  1. «Кластеры».
  2. «Корзина идей».
  3. «Обратные логические цепочки».
  4. «Верные и неверные утверждения».
  5. «Шесть шляп».
  6. Fishbone.
  7. «Синквейн».
  8. «Бортовые журналы».
  9. «РАФТ».
  10. «Дерево предсказаний».
  11. «Пометки на полях».
  12. «Вопрос дня».

«Кластеры»

Прием хорошо использовать при систематизации добытой информации и установлении связей между явлениями.

Принцип построения кластера основан на модели строения солнечной системы. Интересующий вопрос или проблема занимают положение Солнца. Вся остальная информация располагается на позициях планет солнечной системы с их спутниками.

Fishbone

Еще одним приемом систематизации информации и нахождения оптимального решения проблемы представляется Fishbone.

Его помощь в вопросе того, как развить критическое мышление, неоспорима. Прием отображается в виде скелета рыбы. Голова и хвост обозначаются как проблема и ее решение соответственно. На ребрах расположены причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие их. Этот прием позволяет выявить взаимосвязь проблем и систему их взаимодействия.

«РАФТ»

Этот прием хорош для работы над устной речью, развитием риторики и навыком убеждения. Название образовано из первых букв слов - Роль, Аудитория, Форма, Тема. Данный прием подразумевает обсуждение темы от лица определенного персонажа (роль), на аудиторию (определенного уровня потребностей), в выбранной заранее форме (диалог, рассказ, анекдот и т. д.) повествования и заданном количестве тем.

«Шесть шляп»

Как развить критическое мышление при помощи шляп? Прием подходит и для самостоятельной работы, и для работы с аудиторией (и большой, и не очень). Количество шляп соответствует определенным взглядам на проблему. Цвета закреплены за определенными элементами:

  • белый - факты;
  • желтый - возможности;
  • синий - смысл;
  • зеленый - креатив;
  • красный - эмоции;
  • черный - критика.

Можно заметить, что рассмотрение проблемы происходит комплексно, с разных позиций, что позволяет принять наиболее приемлемое и рациональное решение.

«Дерево предсказаний»

Прием для развития умения аргументированно и обоснованно составлять прогнозы на заданную тематику.

Тема представлена стволом дерева. Прогнозы (возможно, вероятно) - ветки по двум сторонам. Аргументы - листья на ветках. Таким способом можно не только составить вероятностную модель развития ситуации, но и определить решающие факторы в создавшейся ситуации.

в системе образования

Современное образование слишком сконцентрировано на самом процессе обучения, что находит свое выражение в чрезмерном увлечении (нужными и не очень) технологиями. Коренным образом применение технологий практически ничего не меняет (кроме названий частей урока, согласно требованиям технологии, ЗУНов - компетенциями и т.д.). По итогу ученик должен запомнить определенный материал. Правда, приветствуется применение на уроках развивающих головоломок в определенной дозировке. Такой вид деятельности вносит разнообразие в строго регламентированную жизнь ученика. Ведь для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как собрать головоломку, требуется мобилизация всех знаний, умений и навыков, а также самостоятельность в достижении поставленной цели.

Для того чтобы технология развития критического мышления не выглядела декоративным дополнением в школьной жизни нужно изменить саму систему образования. А это в ближайшем будущем сделать практически невозможно.

На уроках часто применяются многие элементы критического мышления (вопрос дня и др.), но основа остается тайной за семью печатями.

Вместо заключения

Развитие критического мышления доступно для человека примерно с 5-6 лет. До этого времени еще не развиты достаточно и нервная система и не сформированы определенные отделы головного мозга. Для старшего дошкольника решение вопроса: "Как собрать головоломку?" - и есть это развитие. Для младших приемов расширяется. А для ребят среднего и старшего звена доступна вся палитра приемов развития критического мышления.

Взрослые могут самостоятельно, по мере надобности или для самопроверки, пользоваться перечисленными приемами. К тому же, применение критического мышления в повседневной жизни помогает сохранить молодость мозга на долгие годы. С другой стороны, именно критическое мышление позволяет человеку оставаться Личностью, то есть не поддаваться на провокации хорошо отработанной системы управления общественным мнением.

Психоаналитик, арт-терапевт.

"Критика является изучением и испытанием предложений любого рода, которые предлагаются для принятия, для того чтобы выяснить, соответствуют ли они действительности или нет. Критическое мышление является важнейшим условием благополучия человека, этому нужно учить".

Уильям Грэм Самнер


Критическое мышление – это когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определённую работу. Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению, которое можно соотнести с дивергентным мышлением, где используются компоненты сознания и ассоциаций, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи.

Различие заключается в том, что дивергентное мышление ведёт к новым инсайтам и решениям, в то время как критическое мышление выполняет функцию проверки существующих идей и решений на наличие недостатков или ошибок.

Теория критического мышления

Считается, что термин "критическое мышление" впервые был применён в комплексной работе о "важности учебного плана по математике и роли точности мышления" Кларка и Рива (1928). До этого он не использовался в научной сфере и тождественным понятием было рефлексивное мышление.

Основной предпосылкой появления теории критического мышления в США начала 20го века следует считать социальную напряженность, нестабильность связанные с революцией, большой депрессией, мировым экономическим кризисом. Эти жизненные аспекты побудили философов и социологов к поиску идей, которые трансформировали бы философию в действующий, прагматичный процесс помогающий людям выжить в радикально меняющемся мире.

Одной из основных причин появления теории критического мышления был кризис в образовании, его реформы. Таким образом вопросы критического мышления перестали быть предметом интереса исключительно философии.

Аналитическая философия образования имела важное значение в становлении и развитии теории формирования критического мышления.

Одним из первых был американский педагог и философ Джон Дьюи, кто провел параллели между условиями обучения, взаимодействием и рефлексивным мышлением, а также предложил развитие рефлексивного (критического) мышления, как одну из важнейших целей обучения в образовательной системе.

Социолог и философ У. Самнер указывал на глубокую необходимость критического мышления в жизни, в образовании и необходимость обучать критическому мышлению.

Разработке важных методических аспектов организации формирования навыков критического мышления посвящены работы американских педагогов, которые под воздействием постмодернистского мышления заговорили о необходимости внесения изменений не только в образовательную систему в целом, но и процесс разработки и внедрения новых теорий и методов обучения. Они подчеркивали, что такие подходы способны заинтересовать учеников процессом обучения, активизировать их работу по достижению собственных учебных целей, дать возможности самостоятельно контролировать и оценивать уровень знаний друг друга, формировать навыки критического и творческого мышления.

История критическог мышления

Итак, в начале 1960-х гг. в США и Англии появляется аналитическая философия образования, истоками которой были системы немецкого идеализма начала XIX века.


После Сократа Кант – вторая значительная фигура в истории философии, которому обязаны все видные представители критического рационализма, несмотря на их критическое отношение к его учению. Критический рационализм И. Канта включает в себя вопросы теории познания в сферах просвещения, эпистемологии (гносеологии), религии: "Откуда бы вы ни знали о Боге… только вам судить, верить ли в Него и поклоняться ли Ему".

В своих учениях о пространстве и времени Кант обнаруживает, что знание состоит из аналитических (поясняющих) и синтетических (расширяющих) суждений, которые как-бы отвергают рационалистическое учение об очевидности, и потому он требует обосновывать синтетические суждения a priori так же, как и эмпирические.

Кантовский критический априоризм отталкиваясь от Юмовского скептицизма, связанного с невозможностью доказать справедливость принципа индукции, обобщает "Юмовскую проблему" до вопросов: как возможна наука, состоящая из синтетических суждений "априори"? Как возможно обоснование синтетических суждений рода "априори"?

Карл Поппер – австрийский и британский социолог, один из самых влиятельных философов науки 20го столетия, являясь последователем философии И. Канта, сыграл важную роль в истории развития критического мышления. Его по праву можно считать основоположником философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: "Я могу ошибаться, а вы можете быть правы… Сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине".

Известен Поппер своими трудами по философии науки, социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода. Отстаивал принципы демократии, социального критицизма и предлагал их придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.

В своей приверженности просветительской традиции, Поппер связывал Просвещение с верой в разум и истину, и в этом смысле он именовал себя рационалистом. "Однако, – отмечал Поппер, – это не значит, что я верю во всесилие человеческого разума… Разум может играть в человеческой жизни лишь очень скромную роль. Он выполняет роль… критической дискуссии". Особенность традиции Просвещения, по мнению Поппера, состоит в определённой интеллектуальной установке, которая оппонирует таким просветительским рационалистическим концепциям, которые стараются придать разуму и производимому на его основе знанию особый авторитет. "Имеется существенное различие между интеллектуальной скромностью и интеллектуальным самомнением (дерзостью), – разъясняет Поппер суть этого противостояния.

Интеллектуальная скромность образует этическое основание концепции критической рациональности, именуемой Поппером "сократовский разум", в которой критический рационализм пропагандирует не всесилие разума и тем самым фанатическую веру в него, не "террор рационализма" или некритическую веру во всемогущество науки. В его концепции разума речь идёт о сократовской точке зрения на ограниченность и погрешимость всего человеческого знания, и потому не признающей никакой опорной точки в процессе познания или конечной инстанции в обосновании, которая гарантировала бы абсолютность истины.

Для Поппера рационалист – это человек, готовый учиться у других благодаря тому, что он позволяет им критиковать свои идеи и сам подвергает критике чужие идеи.

Психология, основы критического мышления

Психология критического мышления – суммарность психологических наук, познавательных операций и процессов. Как познавательная и интеллектуальная деятельность критическое мышление основывается на правилах и приёмах формальной логики, когнитивной психологии, психологии творчества, теории принятия решений и практике аргументации, риторике. Этот вид мышления проявляется в умении предвидеть, диагностировать возможный ход будущих событий, посредством анализа и логики усиливать положительные и предупреждать отрицательные следствия принимаемых решений и предпринимаемых действий. Методическое сомнение (то, в чём логически возможно сомневаться), работа с понятиями и вопросами, чёткое и обоснованное выражение мысли, поиск погрешностей и определение степени рискованности различных ситуаций – всё это основы операционной системы критического мышления. Главным средством тут является связь между мышлением и знанием.

Психолог Дайана Халпер, например, в своей книге "Психология критического мышления" отмечает:

Речь идёт о таком виде мышления, которое позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. Все, что известно людям – все существующие знания – было кем-то создано. Создано, в большей степени, с помощью целенаправленного хода рассуждений с оценночными компонентами – основными факторами критического вида мышления.

"А что, если?..." – основной вопрос критического мышления. Означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Для этого вида мышления необходимо внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Все люди склонны критиковать. Однако это свойство выражено особенно ярко, если у человека внешний угол глаза ниже, чем внутренний. Люди с повышенным критическим восприятием имеют склонность видеть каждый недочет и удивляются, почему другие этого не замечают. Ничто не раздражает их больше, чем небрежность и невнимательность. Эти люди – перфекционисты. Они не только занимаются самосовершенствованием, но также ждут этого и от членов семьи и своих сотрудников. В семейном кругу излишний критицизм может оказать серьезное влияние на детей, чьи родители, скорее всего, никогда не будут удовлетворены достижениями своих чад. Для них недостаточно хорош любой результат. Если же внешние углы глаз приподняты вверх, то человек скорее заметит то, что достигнуто, чем то, что сделано не так. Такие люди менее критичны.

Внешний угол глаза ниже, чем внутренний, – сильное критическое восприятие

Внешний угол глаза выше, чем внутренний, – слабое критическое восприятие

Отец Майкла, склонный критиковать, никогда не хвалил сына. Как бы Майкл ни старался, он не мог оправдать ожиданий своего родителя. Отец считал, что сын никогда не достигнет успеха, и как‑то сообщил ему об этом. Когда Майкл позже жаловался отцу на его постоянную критику, на то, что отец никогда не позволял ему договорить, ответ был таков: «Твой дедушка был подонком, потому и я подонок». Он считал, что это оправдывает его отношение к сыну. Позже Майкл решил записаться на тренинги. Это очень помогло ему справиться с проблемами во взаимоотношениях с отцом. В очередной раз, когда Майкл встретился с ним, он отказался вступить в неприятный спор. И ситуация изменилась к лучшему: невзирая на придирки и нападки отца, Майкл сумел отстраниться от обидных фраз и избежал ссоры. Кейт воспитывалась в строгости. Дома она ходила едва ли не на цыпочках, чтобы избежать критики со стороны родителей, которая доводила ее до слез. Временами ей было трудно, но она не хотела, чтобы родители заметили ее слабость. Стань она прекрасной ученицей и круглой отличницей, думала Кейт, родители полюбили бы ее по‑настоящему. Поэтому и в школе она находилась в постоянном напряжении, уверенная, что ей нельзя получать оценки ниже пятерки.

Когда Кейт замечает ошибки у других, она чувствует свое превосходство. Например, она терпеть не может музыкантов‑любителей и не выносит непрофессионализма. Из‑за ее чувства интеллектуального превосходства люди предпочитают держаться от нее на расстоянии.

Боб, настоящий перфекционист, владеет строительной компанией. Раньше он всякий раз срывался на подчиненных, если те не замечали ошибок в своей работе. Он возмущался: «Что с вами случилось? Вы что, не видите ошибку?»



Это вовсе не поднимало боевой дух его работников. Однако, как только он осознал свой дар замечать ошибки там, где их не видят другие, он перестал критиковать всех и вся и стал указывать только на существенные недочеты. Он также понял, что три его брака распались, скорее всего, из‑за постоянной критики: он никогда не был доволен своими женами, и в итоге это разрушало их отношения.

Кен, 40‑летний мужчина, прислал мне свою фотографию, чтобы я ее проанализировала. Я сразу обратила внимание на черты лица, которые свидетельствовали о склонности к сильному критическому восприятию. Судя по всему, его родители тоже обладали такой особенностью. Скорее всего, именно они сломили его дух. У Кена был скругленный внешний край уха, что указывало на врожденные музыкальные способности. Я предложила Кену заняться музыкой. Оказалось, что, когда он был ребенком, его родители полагали, что в музыке у него не может быть никакого будущего. Несмотря на их негативное мнение, он все же пошел в музыкальную школу Лос‑Анджелеса, чем привел родителей в неописуемый гнев. Не выдержав напора взрослых, он вскоре вынужден был бросить школу. Теперь, уже в зрелом возрасте, он вернулся к занятиям музыкой и играет в местной группе.

Если вы от природы склонны все критиковать, старайтесь увидеть сначала хорошее, и помните, что нет худшего критика, чем вы сами. Если вы никогда ничем не удовлетворены, разве сможете вы помочь развиваться себе, а тем более своим родным и сотрудникам? Лучше похвалите их за то, что они сделали, найдите положительные стороны, а затем вместо обычной яростной критики, спокойно объясните, что еще нужно сделать. Пытайтесь поставить себя на место критикуемых людей.

Заметив ошибки или недочеты, дайте вежливый совет: «Вы проделали большую работу, но есть несколько моментов, которые можно было бы изменить. Можно я внесу свое предложение?»

Слишком частая критика коллег лишь охладит пыл к работе и уязвит их чувства. Если вы родитель, у которого есть эта особенность, старайтесь чаще поощрять ребенка. Будьте мягче во всем.

Если же вы часто не замечаете ошибок, будьте готовы к возможным нареканиям. Прислушивайтесь к мнениям компетентных людей.

Помните, что ваша критика оказывает большое влияние на ребенка. Представьте, как изменятся ваши отношения, если вы научитесь держать себя в руках? Если дети унаследовали вашу страсть критиковать, научите их использовать ее в позитивных целях; подчеркните, что это дар, а не проклятье. Как говорила одна женщина, она просто забывает о своей любви критиковать, когда та ей не нужна. Конечно, на словах все проще. На практике же, к примеру, учителя, склонные к критике, должны развивать в себе терпимость и мягкость по отношению к своим ученикам, чтобы не превратить учебу в испытание.

Профессии

Люди, склонные к критическому восприятию, становятся отличными редакторами, операторами, хирургами и хорошо справляются с любой другой работой, где необходима точность. Разве вы не хотели бы, чтобы такие люди вели самолет или чинили вашу машину? Из них получаются хорошие литературные, музыкальные и кинокритики, а также искусствоведы.

Сандра считала, что ее мать, всегда настроенная крайне критически, не любит ее или даже не хотела ее появления на свет. Только достигнув тридцатилетнего возраста, она поняла, что все эти годы мать любила ее и заботилась о ней. Она сожалела лишь о том, что ей понадобилось 30 лет, чтобы осознать это.

Если вы не склонны критиковать, вам необходимо лучше узнавать о недостатках в своей работе у тех, кто имеет тенденцию замечать ошибки. Лучше несколько раз проверить, что вы не упустили какой‑то важный факт.

Знаменитости. Сильное критическое восприятие

Хью Грант, Михаил Горбачев, Джон Ашкрофт, Дж. Роулинг.