Занимался сперанский. Сперанский: жизнь и деятельность. Взгляд со стороны

Попова Катя. г.Усинск, р.Коми (9класс)

Одним из наиболее известных государственных деятелей России 19 века был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из Среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Изучив самостоятельно политическую и философскую литературу на немецком, французском и английском языках, он приобрел весьма широкие знания, познакомился со взглядами Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашним секретарем князя А.Б.Куракина, известного дипломата и государственного деятеля.

В 1797 г. он поступил на службу в канцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол место генерал-прокурора. При воцарении Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание, и в следующем году министр В.Кочубей поручил ему составить план судебных и правительственных мест в империи.

В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром - во время своей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к государю, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе; он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на его молодых друзей. Александр проявил интерес к этому человеку, что само по себе уже было явлением. В 1808 году он включил его в свиту во время своего свидания с Наполеоном. Став основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных преобразований в России.

“ Введение к уложению государственных законов “ Сперанский подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегал правительство, существующее общественное устройство “ несвойственно уже более состоянию общественного духа “ . В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет только “ облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то же пространство самодержавия “ .Этими внешними формами, по мнению Сперанского, должны быть: элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность, новые буржуазные начала организации суда и контроля, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности, т.е. расширение политических прав “ среднего сословия” .

По проекту во главе государства должен стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежит иметь Государственный совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников.

В совете обсуждаются все крупные государственные мероприятия; через него к государю поступают все дела от нижестоящих органов, и таким путем осуществляется единство всей деятельности правительства.

Кроме того, должны быть выборные Государственная и местные думы. Волостную думу составляют все имеющие право голоса и старшины государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она решает все местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу. Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в губернскую думу. Депутатов в Государственную думу - высший представительный орган - избирает губернская дума из своих членов. Государственная дума обсуждает предложенные ей свыше законопроекты, которые потом передаются в Государственный совет и на утверждение государю.

Сперанский предлагал принцип выборности и при создании судебной власти. По его мнению, волостной, окружной и губернский суды должны быть выборными. Однако высшая судебная инстанция - судебный Сенат (который одновременно оставался административным учреждением) должен назначаться государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах.

Выборная система Сперанского имела в своей основе не сословный (феодальный) принцип, а имущественный ценз (владение движимым и недвижимым имуществом), что свидетельствовало о сохранении неравенства сословий. Все население России делилось на следующие три категории: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди “среднего состояния” (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имели только гражданские права -собственность, свободу занятий и передвижений, право выступать от своего имени в суде, и “народ рабочий” - помещичьи крестьяне, слуги, рабочие и домашние, не имеющие никаких прав. Избирательным правом могли пользоваться только представители первых двух категорий. Таким образом, основные политические права получали лишь два сословия.

Для третьего сословия - “народа рабочего” - проект реформатора предоставлял некоторые гражданские права при сохранении крепостного строя. Сперанский считал, что крепостное право будет отменено постепенно, путем развития промышленности, торговли и просвещения, так как “нет в истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться”. Сохраняя существование сословий, проект Сперанского ослаблял сословные перегородки, предусматривая более широкую возможность перехода из “среднего состояния” в дворяне путем выслуги, а из “народа рабочего” - в “среднее состояние” путем приобретения собственности. Объективно планы реформатора были направлены на некоторое ограничение самодержавия путем расширения прав дворян и буржуазии, на более быструю эволюцию абсолютной монархии в сторону монархии буржуазной. В то же время план был абстрактным, “но ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России” - писал В.О.Ключевский. Сперанский переоценивал возможности самодержавия и недооценивал господствующую силу дворянства, которое не могло добровольно пойти на ограничение своей власти. Поэтому радикальные социальные реформы не могли быть претворены в жизнь в условиях крепостнической России.

Самого Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Хорошо его знавший А.Чарторыйский писал: “Император любил наружные формы свободы подобно тому, как увлекаются зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и он хвастал им; но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращения их в действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему миру при том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле”.

Две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами, указывали, какие люди требуются для новых правительственных учреждений. Указ от 03 апреля 1809 года о придворных званиях определял, что звания не являются отличием и не дают права на чин. Придворные лишались звания, если не состояли на государственной службе. Другой указ, от 06 августа, устанавливал правила производства в чины по гражданской службе. Теперь для получения соответствующего чина требовалось пройти всю иерархию службы: чиновнику, начиная с VIII класса и выше, требовался университетский диплом, при отсутствии последнего надлежало сдавать экзамен по программе, приложенной к указу. Оба указа вызвали недовольство и переполох в придворном обществе и среди чиновников, так как готовились тайно и были изданы совершенно неожиданно.

Существенные части преобразовательного плана Сперанского относились к центральному управлению и придали ему более стройный вид.

1 января 1810 года был объявлен манифест Александра I об упразднении Непременного совета и учреждении Государственного совета. В последний вошли 35 высших сановников, назначенных государем. Государственный совет должен был обсуждать все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представлять на усмотрение императору.

Находясь в большом приближении у государя, Сперанский сосредоточил в своих руках все текущие дела управления: он занимался и финансами, которые были в большом расстройстве, и дипломатическими делами, в которые его посвящал сам государь, и устройством Финляндии, тогда завоеванной русскими войсками. В 1811г. по инициативе Сперанского были реорганизованы министерства. Упразднялось Министерство коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел. Для решения дел о внутренней безопасности было образовано Министерство полиции. Учрежденные новые особые ведомства - государственного контроля, духовных дел иностранных вероисповеданий и путей сообщения - стали существовать со значением министерств. Были определены состав и делопроизводство последних, пределы власти министров,их ответственность.

На этом реформы закончились. Сам Государственный совет стал противником дальнейших преобразований. Реформа Сената так и не была осуществлена, хотя обсуждалась довольно долго. Она была основана на разделении дел административных и судебных. Сенат предлагалось разделить на правительствующий, состоящий из министров, и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая - выбиралась дворянством. В праве выборов дворянством состава Сената члены Государственного совета усмотрели ограничение самодержавной власти. К преобразованию губернского управления даже не преступали.

Наиболее важным мероприятием того времени была финансовая реформа, проведенная Сперанским через Государственный совет, который так и не стал достаточно авторитетным органом, на что надеялся реформатор.

Финансы России в результате ряда войн находились в весьма расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджета достигал огромной цифры. Еще в 1809г. Сперанскому было поручено разработать план улучшения финансового положения страны. По его предложению правительство прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы, продало в частные руки часть казенных имений и, наконец ввело новые налоги, коснувшиеся всех слоев населе-ния. осуществление этих мероприятий дало положительные результаты. Так, в 1812г. государственные доходы увеличились со 125млн до 300млн руб. Но в то же время указанные меры, и прежде всего общее налоги, вызвали недовольство населения. При этом общее раздражение было направлено против Сперанского. В дворянских кругах его презрительно называли “ зловредным попо-вичем“.

Сперанский уже в 1811г начал понимать неосуществимость своих ­далеко идущих планов.

В октябре он даже обратился с просьбой к императору освободить его ото всех дел и предоставить возможность продолжать работу над сводом законов. Но Александр I отказал ему в этом. Однако падение Сперанского было не только неизбежным, но и близким.

Активными противниками Сперанского, открыто выступавшими против его реформ и выражавшими взгляды наиболее реакционных дворянских кругов, были широко известный писатель и историк Н.М. Карамзин и родная сестра Александра I , великая княгиня Екатерина Павловна. Четвертая дочь Павла I и Марии Федоровны, Екатерина Павловна, проявляла живой интерес к общественной жизни. В 1809 она вступила в брак с принцем Георгом Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее составился тесный кружок определенно консервативного направления. Желанным гостем у нее был Карамзин.

Великая княгиня считала конституцию

«совершенным вздором » , а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам. В ее глазах Сперанский был « преступником » , овладевшим волей слабохарактерного монарха. Можно предположить, что помимо идейного антагонизма вражда княгини к реформатору объяснялась также и личным нерасположением к человеку, который заслонял ее от императора и не раз становился ей поперек дороги. Сперанский, в частности, имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной после смерти Завадовского. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини, принца Ольденбургского.

Н.М.Карамзин пытался играть активную роль при дворе Александра I . 15 марта 1811года император посетил в Твери свою любимую сестру. Последняя вручила ему записку « О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях » . В ней писатель подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими « духу народа » и исторической традиции. Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержа-вием» . Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству: « Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу » .

Общей мыслью Карамзина было то, что стране нужны не реформы, а « патриархальная власть». По его мнению, « дела пойдут в России как должно, если вы найдете в России 50 людей умных, добросовестных » , которые ревностно станут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывал вопреки Сперанскому быть «осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более утвердить существующие и думая более о людях, нежели о формах».

Нападки и многочисленные доносы на Сперанского, а также недовольство консервативной части дворян последними преобразованиями возымели свое действие на слабовольного и нерешительного Александра. На кануне войны он решил покончить со всякого рода реформами и убрать с правительственной сцены их главного режиссера. Если в начале их совместного пути по переустройству страны Александр уважал Сперанского и доверял ему, интересовался замыслами реформатора и даже проникся ими, «в пору этого озарения они и творили свою конституцию», писал В.О.Ключевский, то в дальнейшем «и досталось же подданному за эту непривычную и непосильную работу, заданную им уму и сердцу своего государя! При первой же ошибке, как только представился случай совлечь его с тягостной высоты и поставить в уровень подданного, с каким самодовольным и мстительным великодушием прочитал он Сперанскому свой царственный урок и, ласково простившись с ним, велел врагу его, министру полиции Балашову, сослать его как провинившегося чиновника в Нижний. После этого Александр никого уже не уважал, а только по-прежнему боялся, ненавидел и презирал».

1812г., когда к Москве подходила армия Наполеона, отправлен в Пермь под более строгий надзор. В январе 1813г. Сперанский послал в Москву из Перми Александру оправдательное письмо, на которое император не захотел, а может быть, не мог ничего ответить. Только осенью 1814г. Опальному министру разрешили жить в имении своей дочери в Великополье, недалеко от Нижнего Новгорода.

Указом Александра I от 30 августа 1816г. Сперанский был полностью оправдан, после чего назначен пензенским губернатором. Позже, с 1819 по 1822г., он был генерал-губернатором Сибири.

Новый сибирский генерал-губернатор решил провести ревизию Сибири. Ревизия Сперанского вскрыла вопиющие злоупотребления, произвол местного начальства и полное бесправие населения. Чтобы как-то поправить положение, он решил провести в Сибири реформы.

«Первым сотрудником» при проведении сибирских преобразований был будущий декабрист С.Г.Батеньков. Он энергично занимался разработкой «Сибирского уложения» - обширного свода реформирования аппарата управления Сибири, определившего правительственную политику в отношении коренных сибирских народов. Была написана большая часть проектов (уставы о ссыльных, этапах и др.). Особенно важным было создание «Устава об управлении инородцев», который действовал до начала XX в.

В период работы над Сибирским уложением» Батеньков искренне верил, что Сперанский, «вельможа добрый, сильный, и сильный только для добра», действительно преобразит Сибирь. В последствии ему стало ясно, что Сперанскому не было дано «никаких средств к исполнению возложенного поручения» и результаты его деятельности в Сибири не отвечали возлагавшимся надеждам. Однако Батеньков считал, что «за неуспех нельзя винить лично Сперанского». Он писал о последнем: «Память о нем сохранилась во всей Сибири, несмотря на перемену лиц, уставов и дел, ибо многие памятники и очерк учреждения устояли среди всего этого. Личность его нелегко изглаживалась из памяти, и многие семейства помнили добром».

В 1812г. Сперанский вернулся в Петербург и был принят Александром I. История возвышения, государственной деятельности и ссылки этого человека в обстановке активизации политической жизни России состояли в ряду событий, будивших мысль, заставлявших размышлять над действительными причинами происходящего.

Декабристы хорошо знали негласные политические проекты Сперанского: «Введение к уложению государственных законов», «Отрывок о Комиссии уложения», «Об образе правления» и др. Поэтому, когда возник замысел создания временного революционного правительства, первым кандидатом в него был назван М.М.Сперанский. «Сравнительный анализ проектов Сперанского и программы декабристов по крестьянскому вопросу показывают, что, размышляя о необходимости ликвидации крепостничества, идеологии декабризма и Сперанский исходили из общих установок передовой философии своего времени - создания естественного права человека на свободу... Однако в области конкретных предложений, отчетливо проявилось резкое размежевание между программными установками дворянских революционеров и Сперанского».

Сперанский негласно поддерживал декабристов, вернее, вел «тонкую игру», и после поражения восстания его судьба висела на волоске. Царь нашел возможность «покарать» Сперанского за связи с декабристами и назначил его в 1826г. членом Верховного уголовного суда, что было «большой личной трагедией» Сперанского. Дочь часто видела отца «в терзаниях и со слезами на глазах».

Активного участия Сперанского в суде над декабристами не «искупило» полностью его вины в глазах Николая I. До последних лет жизни Сперанского царь, несмотря на внешние знаки внимания (собственноручное награждение Андреевской звездой в 1833 году в связи с завершением работы над сводом законов, дарование графского титула, назначение преподавателем к наследнику престола и т.д.), не забыл о направлении его деятельности до 1812г. и о его невыявленных связях с членами тайных обществ.

Пушкин в 1834г. сказал Сперанскому:»Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования (при Александре I), как гении Зла и Блага».

Умер М.М.Сперанский в феврале 1839г. в возрасте 67 лет.

«Сперанский несомненно является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив таким образом за полвека с лишним большие реформы Александра II и мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть».

В такой оценке Сперанского есть большая доля правды. Действительно, полное осуществление его проектов несомненно ускорило бы эволюцию России в направлении в помещичье-буржуазной монархии. Распад феодально-крепостнических отношений и внешнеполитическая обстановка после Тильзитского мирного договора принуждали дворянство в известной мере мириться со Сперанским.

Граф Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) вошел в историю как великий русский реформатор, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Его практическая деятельность во многом была связана с реформированием государственно-правовой системы Российской империи. Концепция Сперанского легла в основу знаменитого указа Александра I «О свободных (вольных) хлебопашцах » (1803 г.), согласно которому помещики получили право отпускать крепостных на «волю», наделяя их землей.

М.М. Сперанский родился в семье сельского священника, а образование получил в Петербургской Духовной академии. После завершения обучения состоял в ней профессором математики, физики и красноречия в период 1792-1795 гг., а позже профессором философии и префектом академии. Учебная и административная деятельность Сперанского продолжалась вплоть до 1797 г., когда он перешел на службу в Сенат.

Карьеру Сперанского во многом определила его близость к князю А.Б. Куракину. Как только князь был назначен генерал-прокурором Сената, он склонил Сперанского перейти туда на службу и быстро повысил его до чина коллежского советника и должности экспедитора. Несмотря на подозрительность Павла I и быструю смену генерал-губернаторов - Куракин, затем П.В. Лопухин, А.А. Беклешов и, наконец, в 1801 г. П.Х. Обольянинов - Сперанскому сохранял своё положение благодаря высокому профессионализму. Одновременно Михаил Михайлович являлся секретарем Комиссии по снабжению столицы продовольствием, которую возглавлял наследник престола Александр Павлович. Именно здесь произошло знакомство будущего императора с М.М. Сперанским.

12 марта 1801 г. Александр I вступил на престол, а уже 19 марта Сперанский был назначен статс-секретарём государя. На данном этапе своей политической карьеры Сперанский выступает автором и редактором многих указов и распоряжений, которые были основой для реформаторского курса императора Александра. К ним относятся восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам; отмена телесного наказания священников и дьяконов; ликвидация тайной экспедиции; дозволение ввоза из-за границы книг и нот; восстановление права открывать частные типографии; многочисленные помилования.

Сперанский стал автором проекта преобразования системы органов государственной власти, заняв в 1802 г., в только что образованном Государственном Совете, пост начальника экспедиции гражданских и духовных дел. Вскоре по ходатайству Министра внутренних дел В.П. Кочубея, Сперанский получил должность правителя канцелярии министерства. С 1802 по 1807 гг. Кочубей занимает пост министра, и в сотрудничестве со Сперанским осуществляется ряд нововведений в либеральном духе, в том числе издаются указ о свободных хлебопашцах, разрешение вольного соляного промысла, проводится преобразование медицинского и почтового дел. Деятельность Сперанского в Министерстве была замечена императором Александром I , который назначил его повторно статс-секретарем. В 1808 г. Сперанский сопровождал Александра в Эрфурт на встречу с Наполеоном и в том же году представил свой проект общей политической реформы на рассмотрение императора.

Государственный муж Сперанский, плохо разбирался в придворных интригах и отношениях внутри двора. По его инициативе был введен экзамен для чиновников, а также отменена придворная служба, а все придворные звания становились лишь почётными титулами и не более того. Все это вызывало раздражение и ненависть двора. В день своего 40-летия Сперанский был удостоен орденом . Однако ритуал вручения прошёл непривычно строго, и стало ясно, что «звезда» реформатора начинает тускнеть. Недоброжелатели Сперанского (среди которых был шведский барон Густав Армфельд, председатель комитета по делам Финляндии, и А.Д. Балашов, руководитель Министерства полиции) ещё больше активизировались. Они передавали Александру все сплетни и слухи о госсекретаре. Вместе с тем самоуверенность самого Сперанского, его неосторожные упреки в адрес Александра I за непоследовательность в государственных делах, в конечном счете, переполнили чашу терпения и вызвали раздражение императора. Современники назовут эту отставку «падением Сперанского». В действительности произошло не простое падение высокого сановника, а падение реформатора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сперанский в 1812 г. был обвинен в измене, арестован, уволен со всех должностей и сослан в Пермь, откуда вскоре переведен под надзор полиции в свое небольшое имение Великополье Новгородской губернии. Поначалу он вынужден был закладывать царские подарки и пожалованные ему ордена для того, чтобы обеспечить себе хоть сколько-нибудь достойное проживание.

Опала М.М. Сперанского окончилась в 1816 г. и его назначили губернатором в Пензу, где он прожил около трех лет и предпринял энергичные меры по наведению порядка. В 1819 г. Сперанский стал сибирским генерал-губернатором с чрезвычайными полномочиями для производства ревизии. В 1821 г. он вернулся в Санкт-Петербург с результатами ревизии и с проектом нового Уложения для Сибири. Его планы были утверждены, сам он щедро награжден и назначен членом Государственного Совета и начальником Комиссии о гражданском уложении.

После воцарения Николая I Сперанскому было поручено составить полный свод законов Российской Империи от времен правления Алексея Михайловича до Александра I . Эту задачу Сперанский выполнил в 4 года (1826-1830 гг.). За свою государственную деятельность в 1839 г., незадолго до смерти, Сперанский был пожалован титулом графа.

Сперанский, Михаил Михайлович, впоследствии граф, знаменитый русский государственный деятель, родился 1 января 1772 г. в селе Черкутине, Владимирской губернии, в бедной семье духовного звания. Семи лет он был отдан во владимирскую семинарию, а когда, в 1790 г., во вновь основанную в Санкт-Петербурге главную семинарию (впоследствии – духовная академия) вызывали лучших учеников из провинциальных духовно-учебных заведений, Михаил Сперанский был в числе отправленных в Санкт-Петербург. Необыкновенная даровитость скоро выдвинула его здесь, и, по окончании курса, он был оставлен преподавателем математики и философии. Вскоре Сперанский занял место домашнего секретаря у князя Куракина, которого Сперанский изумил быстротою и дельностью работы, и отсюда начинается его быстрое возвышение. Когда, по воцарении императора Павла , князь Куракин был сделан генерал-прокурором сената, Сперанский благодаря ему получил должность экспедитора, или правителя дел в сенате. В 1801 г., по вступлении на престол Александра I , сановник Трощинский поместил Сперанского в канцелярию вновь учрежденного государственного совета со званием статс-секретаря.

Михаил Михайлович Сперанский. Портрет кисти А. Варнека, 1824

В 1803 г. Сперанский, оставив службу в государственном совете, перешел в министерство внутренних дел, которое получило в то время, в виду широких преобразований, предположенных правительством, первенствующее значение. Здесь Михаил Михайлович Сперанский скоро сделался главным деятелем и заявил себя сторонником коренных реформ. В 1806 г., во время болезни Кочубея , стоявшего во главе министерства, Сперанский несколько раз являлся с докладами к императору, и эти личные сношения стали вскоре очень близкими. Около времени Тильзитского мира (1807) император Александр разошелся с прежними членами своего «негласного комитета » и еще более приблизил к себе Сперанского, возложив на него ту массу дел, какая прежде была на руках Новосильцева . Сперанский оставил министерство внутренних дел и в качестве государственного секретаря работал исключительно по поручениям самого государя. Перед поездкою на Эрфуртский конгресс император Александр назначил Сперанского в комиссию законов (1808), а вскоре по возвращении сделал его товарищем министра юстиции, чтобы утвердить значение его в комиссии. Сперанский был, между прочим, и в свите государя в Эрфурте, и Наполеон , который давно был предметом восторженного поклонения Сперанского, произвел здесь на него, как и на самого Александра I, сильное впечатление своею личностью и еще более укрепил в нем усердное почитание французского административного устройства и Наполеоновского кодекса .

Теперь, когда император Александр стал опять думать о широкой политической реформе, он не мог найти лучшего сотрудника, чем Михаил Сперанский. Работая в комиссии законов над проектом нового Уложения, Сперанский в то же время, по поручению государя, выработал грандиозный «план государственного преобразования », приводивший в стройную систему идеи, занимавшие Александра и его сотрудников уже с 1801 г, и имевший целью «посредством законов утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить действию сей власти более достоинства и истинной силы». Государь сам внес некоторые поправки и дополнения к плану, и последний решено было постепенно приводить в действие. 1-го января 1810 г. был торжественно открыт преобразованный государственный совет речью самого государя, редактированною Сперанским; в ней, между прочим, говорилось, что «преобразование имело целью придать государственному совету «публичные формы». Затем последовала реорганизация министерств; далее стояло на очереди преобразование сената, которому уже первые советники императора Александра хотели дать значение только высшей судебной инстанции. Сперанский также желал уничтожить смешение судебной и административной властей в сенате и предлагал разделить его на сенат правительствующий , один для всей империи, состоящий из министров, их товарищей и главных начальников отдельных управлений, и сенат судебный – из сенаторов от короны и по выбору от дворянства, размещенный по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. Проекты обоих учреждений, несмотря на сильную оппозицию, были приняты государственным советом и утверждены императором, но, в виду необходимости подготовительных мер и значительных издержек, а также по обстоятельствам внешней политики, не были приведены в исполнение. Наконец, Сперанским были выработаны еще проект гражданского Уложения и план упорядочения финансов.

Портрет Сперанского. Художник В. Тропинин

Но из всех предположений Сперанского осуществлены были лишь немногие отдельные частности: общий его план заключал в себе основные законы, определяющие права, обязанности и взаимные отношения сословий (тут, между прочим, указывались пути к постепенному освобождению крестьян, однако без земли), а также полное переустройство государственного управления на началах представительства и министерской ответственности. По проекту Сперанского законодательство вверяется «государственной думе», суд – сенату, администрация – министерствам; действие этих трех учреждений соединяется в Государственном Совете и через него восходит к Престолу. Государственная дума (законодательное собрание), согласно плану Сперанского, должна обсуждать законы, предлагаемые правительством и утверждаемые Верховной Властью. Она составляется из депутатов от всех свободных сословий, выбираемых губернскими думами ;последние составляются тем же порядком из депутатов от дум уездных ;эти, в свою очередь, из депутатов от дум волостных, составляемых из всех поземельных собственников волости и депутатов от казенных крестьян. Этим органам законодательного порядка соответствуют учреждения административные и судебные, также разделенные по четырем степеням: правления волостное, уездное и губернское и во главе их всех министерство; суды волостной, уездный, губернский и во главе сенат.

Оживленная деятельность Михаила Михайловича Сперанского была прервана неожиданной, хотя и давно уже подготовлявшейся развязкой. Он нажил себе много врагов в высших придворных и чиновничьих сферах, с которыми не имел ни охоты, ни времени сближаться, и в которых на него смотрели, как на выскочку. Сами идеи Сперанского, насколько они были известны и осуществлялись на практике, встречали враждебное отношение со стороны консервативных элементов общества, нашедшее себе в 1811 г. выражение в знаменитой «Записке о древней и новой России» Карамзина и в 1812 г. – в двух подметных письмах к императору Александру. Особенное озлобление против Сперанского было вызвано двумя проведенными им указами 1809 г., – о придворных званиях и об экзаменах на гражданские чины: первым – звания камергеров и камер-юнкеров признавались отличиями, с которыми не сопряжены никакие чины (прежде они давали чины 4-го и 5-го класса по Табели о рангах); вторым – предписывалось не производить в чины коллежского асессора и статского советника лиц, не окончивших университетского курса или не выдержавших установленного испытания (мера имела целью привлечь молодежь во вновь открытые университеты, а также поднять образовательный уровень чиновничества, но была, понятно, крайне обременительна для старых служащих и впоследствии отменена).

Михаил Михайлович Сперанский родился в январе 1772 г. в семье сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Отец определил его в Суздальскую духовную семинарию. В январе 1790 г. он был отправлен в Петербург в недавно основанную Первую духовную семинарию. После окончания в 1792 г. семинарии Сперанский был оставлен преподавателем математики, физики и красноречия, французского языка. Все предметы Сперанский преподавал с большим успехом. С 1795 г. он стал также читать лекции по философии и получил должность "префекта семинарии". Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. Он думал ехать за границу и довершить свое образование в немецких университетах.

Петербургский митрополит Гавриил рекомендовал его в качестве личного секретаря князю Куракину. В 1796 г. назначенный на должность генерал-прокурора Куракин взял Сперанского на государственную службу и поручил ему заведовать своей канцелярией. Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII в. необыкновенно выправленный ум, способный бесконечно работать и отличное умение говорить и писать. По всему этому, разумеется, он был настоящей находкой для канцелярского мира. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле он получил известность в петербургском чиновном мире. В январе 1797 г. Сперанский получил чин титулярного советника, в апреле того же года - коллежского асессора (этот чин давал личное дворянство), в январе 1798 г. - надворного советника, а в сентябре 1799 г. - коллежского советника.

В ноябре 1798 г. он женился на англичанке Елизавете Стивенс. Его счастливая жизнь была недолгой - в сентябре 1799 г., вскоре после рождения дочери, его жена умерла.

Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. По характеру своего образования он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время. Ум его вырос в упорной работе над отвлеченными понятиями и привык с пренебрежением относиться к простым житейским явлениям. Сперанский имел необыкновенно крепкий ум, каких всегда бывает мало, а в тот философский век было меньше, чем когда-либо. Упорная работа над отвлеченностями придала необыкновенную энергию и гибкость мышлению Сперанского. Ему легко давались самые трудные и причудливые комбинации идей. Благодаря такому мышлению Сперанский стал воплощенной системой, но именно это усиленное развитие отвлеченного мышления составляло важный недостаток в его практической деятельности. Продолжительным и упорным трудом Сперанский заготовил себе обширный запас разнообразных знаний и идей. В этом запасе было много роскоши, удовлетворявшей изысканным требованиям умственного комфорта, было, может быть, даже много лишнего и слишком мало того, что было нужно для низменных нужд человека, для понимания действительности. В этом он походил на Александра, и на этом они сошлись друг с другом. Но Сперанский отличался от государя тем, что у первого вся умственная роскошь была прибрана и стройно расставлена по местам. Самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность.

Взлет Сперанского начался в царствование Александра I в марте 1801 г.

По воцарении Александра Сперанский был переведен в новообразованный Непременный совет, где ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Сперанский был назначен на пост статс-секретаря при государственном секретаре Трощинском, а в июле того же года получил чин действительного статского советника, дававший право на потомственное дворянство. В 1802 г. он был переведен на службу в Министерство внутренних дел и назначен директором второго департамента министерства, в ведении которого находились "полиция и благосостояние империи". Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел. В 1803 году по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя как сторонник постепенного преобразования самодержавия в конституционную монархию на основе продуманного плана. В 1806 году, когда первые сотрудники императора удалялись от императора один за другим, министр внутренних дел Кочубей во время своей болезни послал вместо себя Сперанского с докладом к Александру. Встреча с ним произвела на Александра большое впечатление. Император, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад. Сначала он приблизил к себе Сперанского как "делового секретаря", а затем как ближайшего помощника: стал давать ему личные поручения и брать с собой в частные поездки.

В сентябре 1808 г. Александр взял Сперанского на встречу в Эрфурте с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. По возвращении в Россию Сперанский сделался наиболее близким к Александру лицом. Кроме военных и дипломатических сфер в поле зрения Сперанского перешли все стороны политики и управления Россией, а в конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России. Тогда же он был назначен товарищем министра юстиции.

Михаил Михайлович Сперанский появился на свет 1 (12) января 1772 года во Владимирской губернии. Его отец был духовным причетником. С малого возраста Миша постоянно посещал храм и разбирал святые книжки совместно с дедушкой Василием.

В 1780 г. мальчик был зачислен во Владимирскую семинарию. Там, из-за собственных способностей, стал одним из лучших учащихся. После завершения обучения, Михаил становится студентом Владимирской семинарии, а далее и Александро-Невской семинарии. Окончив Александро-Невскую, Михаил начинает в ней карьеру преподавателя.

Уже в 95-ом г. стартовала общественная, политическая и социальная деятельность Сперанского Михаила Михайловича, который становится личным секретарем высокопоставленного князя Куракина. Михаил стремительно продвигается по служебной лестнице и быстро получает звание – действительный статский советник.

В 1806-ом г. Сперанский имел честь познакомиться с самим Александром I. Вследствие того, что Михаил был мудрым и прекрасно работал, вскоре он становится муниципальным секретарем. Таким образом, начинается его интенсивная реформаторская и общественно-политическая работа.

Деятельность Сперанского

Не все планы и идеи этого прогрессивного деятеля были воплощены в жизнь, но ему удалось достигнуть следующего :

  1. Рост экономики Российской Империи и экономической привлекательности государства в глазах зарубежных инвесторов помогли сформировать сильную внешнюю торговлю.
  2. Во внутренней экономике он основал хорошую инфраструктуру, что дало возможность стране стремительно развиваться и процветать.
  3. Армия госслужащих начала функционировать более результативно при минимальном количестве затраченных муниципальных ресурсов.
  4. Была создана более сильная законодательная система.
  5. Под управлением Михаила Михайловича было выпущено «Полное собрание законов Российской Империи» в 45 томах. Данный акт включает в себя законы и акты государства.

Сперанский имел огромное количество противников среди верховных чинов. К нему относились как к выскочке. Его идеи часто сталкивались с агрессивным отношением со стороны консервативных правителей общества. Это отразилось (1811 г.) в известной «Записке о древней и новой России» Карамзина и (1812 г.) в его двух секретных посланиях к императору Александру.

Особое ожесточение против Сперанского было обусловлено 2-мя проведенными им указами (1809 г.):

  1. О придворных званиях – звания камергеров и камер-юнкеров признавались различиями, с коими не связаны были практически никакие чины (в первую очередь они предоставляли чины 4-го и 5-го класса по Табелю о рангах).
  2. Об экзаменах в штатские чины – предписывалось не производить в чины коллежского асессора и гражданского советчика персон, незакончивших институтского курса либо не прошедших определенного испытания.

Против Сперанского возвысилась целая армия недоброжелателей. В очах последних он считался вольнодумцем, революционером. В мире ходили несуразные разговоры о скрытых взаимосвязях его с Наполеоном, близость войны увеличивала тревогу.

Начиная с 1812 года и до 1816 г., Михаил Михайлович пребывает в немилости царя из-за своей деятельности реформиста, так как затрагивается круг значительного числа высокопоставленных персон. Но начиная с 19-го года, Сперанский становится в Сибири генерал-губернатором всего края, а в 21-ом году уже снова возвращается в Санкт-Петербург.

После коронования Николая I, Михаил обретает пост педагога будущего государя Александра II. Кроме того, в этот период Сперанский трудится в «Высшей школе правоведения».

Неожиданно, в 1839 году 11 (23) февраля, Михаил Михайлович Сперанский скончался от простуды, так и не закончив многие свои прогрессивные реформы.

Политические реформы Сперанского

Сперанский был реформатором государства. Он считал, что Российская Империя не готова проститься с монархией, но был приверженцем конституционального порядка. Михаил полагал, что следует поменять организацию управления, внедряя новейшие законодательные акты и нормы. Согласно указу государя Александра I, Михаил Сперанский создал широкую программу реформ, которые могли изменить правительство и вывести из кризиса Россию.

В своей программе реформ он предлагал:

  • уравнивание пред законом абсолютно всех сословий;
  • сокращение затрат всех муниципальных ведомств;
  • преобразования во внутренней экономике и торговле;
  • внедрение новейшего налогового порядка;
  • создание новейшего законодательного права и формирование наиболее свершенных судебных организаций;
  • изменения в работе министерства;
  • деление законодательной власти на судебный и исполнительный орган.

Вывод:

Сперанский стремился разработать наиболее демократичные, однако по-прежнему монархичные государственные структуры, систему, где любой гражданин, независимо от его происхождения, имел бы возможность полагаться на защиту государством собственных прав.

Не все реформы Михаила были выполнены из-за боязни Александра I пред подобными кардинальными переменами. Но даже те изменения, которые удалось сделать, существенно подняли экономику страны.