Вечный город и его жители. Древние крепости и защитные сооружения. Великие сооружения Древнего Рима

Древнейшие города мира живут и по сей день. Эти населенные пункты прошли, что называется, проверку временем.

История может быть удивительно непредсказуемой, но некоторые ее памятники незыблемы вот уже несколько тысяч лет. Перед вами – список самых древних городов мира, которые не пришли в упадок и не были затеряны по прошествии лет, а были постоянно населены людьми. Узнайте, какие города Востока, Европы и Азии не только считаются самыми старыми, но и обитаемы до сих пор! Возможно, вам также будет интересно, какая цивилизация считается самой древней .

Самые древние города Восточной Азии

Хотя китайская цивилизация по праву считается одной из самых древних, возраст ее самых старых дошедших до наших дней городов значительно уступает возрасту первых укрепленных поселений Ближнего и Среднего Востока. Но даже эти цифры вызывают трепет у человека, столкнувшегося лицом к лицу с наследием времени.

Пекин

Страна : Китай
Год основания : 1045 до н.э.


Древнее имя нынешней столицы Китая – Цзи. Город, основанный в 1045 году до н.э., значился столицей феодального княжества Янь на протяжении почти двух тысяч лет, пока в 938 году н.э. династия Ляо не сделала его второй столицей Северного Китая. Пекин (еще он назывался Бейдзин и, впоследствии, Бейпин) был важнейшим государственным центром в эпоху Цзинь, Юань, Мин и Цин, сохранил этот статус и после образования Нового Китая. Кстати, именно в окрестностях Пекина были найдены останки синантропа – так называемого «человека пекинского», чей возраст датируется приблизительно 600 тысячами лет.

Сиан

Страна : Китай
Год основания : 1100 до н.э.


На протяжении 3100 лет Сиань (древние названия – Хаодзин, Чань-Ань), самый древний город Китая из ныне населенных, побывал столицей десяти крупных династий. Крупный культурный и политический центр был также знаменит изготовлением предметов из бронзы; некоторые изделия дошли до наших дней и сейчас экспонируются в местных музеях. В 907 году династия Тан угасла, после чего город медленно пришел в упадок. Впоследствии он сыграл немаловажную роль в развитии государственной торговли, но былого величия так и не вернул.

Самые древние города Ближнего Востока

Древний Ближний Восток, а именно междуречье Тигра и Евфрата, считается колыбелью человеческой цивилизации. Месопотамия – крупнейшая древняя цивилизация, которая, несмотря на величие, не устояла под натиском столетий. А вот, например, соседний Египет до сих пор радует туристов своей древней столицей.

Балх

Страна : Афганистан
Год основания : 1500 до н.э.


Этот город, расположенный на территории современного Афганистана, часто называют колыбелью трех религий: зороастризма, иудаизма и буддизма. Балх принято считать родиной Заратустры, основоположника зороастризма – самой древней религии мира, известной человеку.

Луксор

Страна : Египет
Год основания : 3200 до н.э.


Приблизительно XXII-XX веков до н.э. Луксор был столицей Уасета (четвертый ном Древнего Египта), затем стал главным городом всего царства Египетского и оставался таковым вплоть до X века до н.э. Он также известен историкам под греческим названием Фивы.

Эль-Файюм

Страна : Египет
Год основания : 3200 до н.э.


Другой древний египетский город возник на карте мира в 4 тысячелетии до н.э. Файюм расположился к юго-западу от Каира, на территории древнего Крокодилополиса. Такое необычное имя населенный пункт в честь культа священного крокодила Петсухоса, которму поклонялись местные жители. Сейчас же город довольно современен, здесь можно посетить крупные базары, мечети, бани, а так же пирамиды Хавара и Лехин.

Самые древние города Европы

Афины

Страна : Греция
Год основания : 1400 до н.э.


Точная дата основания Афин неизвестна. Письменные источники свидетельствуют, что государства Древнего мира знали о существовании поселения на месте современных Афин уже в 9600 году до н.э. Однако сам город, который по праву называют колыбелью греческой культуры, возник лишь в середине 2 тысячелетия до н.э.

Агрос

Страна : Греция
Год основания : 2000 до н.э.


Датой основания города Агрос (Пелопонесс) условно считается 2000 год до н.э. – к этому периоду относятся первые из найденных археологами свидетельства о его существовании. Возможно, его история уходит корнями куда глубже. Согласно древнегреческому эпосу, Агрос соседствовал с Микенами и Тиринфом, ныне пребывающими в руинах.

Мантуя

Страна : Италия
Год основания : 2000 до н.э.


Мантуя – небольшой город в регионе Ломбардия, основанный этрусками и галлами. Большую часть своей истории Мантуя располагалась на острове на реке Минчо. Впоследствии, уже в Средние века, жители перегородили русло и превратили остров в полуостров. В результате город оказался окружен озерами с трех сторон. Кстати, в окрестностях Мантуи появился на свет древнеримский поэт Вергилий.

Пловдив

Страна : Болгария
Год основания : 6000 до н.э.


Самый древний город Европы расположен в живописном местечке на юге Болгарии, на побережье реки Марицы. Как и Рим, он был возведен на семи холмах – три из них можно явственно различить и сегодня. Изначально Пловдив был небольшим поселком под названием Трациан, позже превратившийся в крупный центр Римской империи. Перед тем как стать частью Болгарии, Пловдив побывал также под властью Византии и Османской империи. Современный Пловдив – цветущий город с насыщенной культурной и общественной жизнью.

Самые древние города Среднего Востока

Библ

Страна : Ливан
Год основания : 5000 до н.э.


Когда-то на месте современного Джебейля стоял древний город Библ – сердце всего средиземноморского мореходства, крупнейший экспортер папируса в Элладу. В шестом тысячелетии до нашей эры эти места облюбовали кочевые племена, промышляющие ловлей рыбы. Через пару тысяч лет поселение, прозванное жителями Губла, обросло каменными стенами, а его жители продолжили традиции предков и превратили город в процветающую гавань. В III тысячелетии до н.э. Губла перешел во владения финикийцев – морской народ привлекло его удобное положение и развитая водная инфраструктура. Во втором тысячелетии до нашей эры у города появилась собственная письменность, что значительно увеличило его благосостояние, целиком зависящее от торговли. А чуть позже он стал главным экспортером папируса в Грецию. Папирус на древнегреческом языке знали именно как «библ», и город, соответственно, стал называться так же.

Иерихон

Страна : Палестина
Год основания : 6800 до н.э.


Самым древним городом в мире считается Иерихон (имеется в виду поселение с укрепленными стенами). Хотя первые людские поселения возникли здесь, на западном берегу Иордана, еще в 8 тысячелетии до нашей эры. О тех временах до сих пор напоминает мощные стены Иерихонской башни. По библейской легенде, стены этого города в незапамятные времена пали от звуков трубы Иисуса Навина. Во время раскопок, которыми вплотную занялись в середине XX века, археологи обнаружили под этими землями целых сорок так называемых «культурных слоев»!


О самом древнем городе России , его истории и местоположении также можно узнать на нашем сайте сайт.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

В ходе развития цивилизации люди объединяли свои разрозненные жилища. Так появлялись города. История воздвигала великие поселения и так же безжалостно стирала их с лица Земли. Лишь немногие города смогли пройти через века, перенеся все удары судьбы. Стены стояли под солнцем и дождем, они видели, как приходили и уходили эпохи.

Эти города становились немыми свидетелями того, как возрождалась и приходила в упадок наша цивилизация. Сегодня далеко не все великие города прошлого продолжают давать кров людям, многие попросту лежат в руинах или вообще исчезли с лица Земли.

Британская газета «The Guardian» выбрала 15 самых древних городах мира, каждый из которых обладает своей уникальной архитектурой и необычный историей. Эти места имеют настолько древнюю историю, что даты можно приводить только примерные, вокруг них историки ведут споры. Так где же человек живет непрерывно дольше всего?

Иерихон, Палестинские территории. Этот поселение появилось тут еще 11 тысяч лет назад. Это самый старый жилой город в мире, который неоднократно упоминали еще в Библии. Иерихон известен также в древних текстах, как «город пальм». Археологи нашли тут остатки 20 последовательных поселений, которые и позволили определить почтенный возраст города. Располагается город около реки Иордан, на западном берегу. Даже сегодня тут проживает около 20 тысяч человек. А руины древнего Иерихона располагаются западнее центра современного города. Археологи смогли обнаружить тут остатки большой башни времен еще докерамического неолита (8400-7300 года до н.э.). Иерихон хранит захоронения периода халколита, городские стены еще бронзового века. Возможно, именно они пали от громких труб израильтян, породив фразу «иерихонские трубы». В городе можно найти руины зимнего дворца-резиденции царя Ирода Великого с бассейнами, банями, пышно украшенными залами. Сохранилась тут и мозаика на полу синагоги, относящейся в V-VI векам. А у подножия холма Тель-ас-Султан располагается источник пророка Елисея. Историки полагают, что в соседних с Иерихоном холмах скрывается множество археологических ценностей, сравнимых с Долиной царей в Египте.

Библ, Ливан. Поселению в этом месте уже около 7 тысяч лет. Город Гебал, о котором упоминает Библия, был основан финикийцами. Свое другое имя, Библ (Библос), он получил от греков. Дело в том, что город поставлял им папирус, который и назывался на греческом языке «библос». Известен город еще с 4 тысячелетия до н.э. Библ прославился своими храмами Ваала, здесь зарождался культ бога Адониса. Именно отсюда он распространился на территорию Греции. Древние египтяне писали, что именно в этом городе Исида нашла тело Осириса в деревянном ящике. Главными туристическими достопримечательностями города являются древние финикийские храмы, храм святого Иоанна Крестителя, построенный крестоносцами еще в XII веке, городской замок и остатки городской стены. Сейчас тут, в 32 километрах от Бейрута, располагается арабский город Джебейль.

Алеппо, Сирия. Археологи полагают, что люди поселились тут в 4300 году до н.э. Сегодня этот город является самым населенным в Сирии, количество жителей в нем приближается к 4 миллионам. Раньше он был известен под именами Халпе или Халибон. Многие века Алеппо являлся третьим по величине городом в Оттоманской империи, уступая лишь Константинополю и Каиру. Происхождение название города до конца неясно. Предположительно «халеб» означает медь или железо. Дело в том, что в древности тут располагался крупный центр по их производству. На арамейском языке «халаба» означает «белый», что связано с цветом почвы в этой местности и изобилию мраморных пород. А свое нынешнее название Алеппо получил от итальянцев, которые побывали тут с крестовыми походами. О древнем Алеппо свидетельствуют хеттские надписи, надписи Мари в Евфрате, в центральной Анатолии и в городе Эбла. Эти древние тексты говорят о городе, как о важном военном и торговом центре. Для хеттов Алеппо имел особое значение, так как являлся центром поклонения богу погоды. В экономическом плане город всегда был важным местом. Тут проходил Великий шелковый путь. Алеппо всегда был лакомым куском для захватчиков - он принадлежал грекам, персам, ассирийцам, римлянам, арабам, туркам и даже монголам. Именно тут великий Тамерлан приказал воздвигнуть башню из 20 тысяч черепов. С открытием Суэцкого канала роль Алеппо, как торгового центра стала меньше. В настоящее время этот город переживает возрождение, это одно из самых красивых мест на Ближнем Востоке.

Дамаск, Сирия. Многие полагают. Что именно Дамаск достоин звания самого старого города в мире. Хотя и есть мнение, что люди тут жили еще 12 тысяч лет назад, более правдивой выглядит другая дата поселения - 4300 год до н.э. Средневековый арабский историк Ибн Асакир в XII утверждал, что после Всемирного потопа первой воздвигнутой стеной стала именно Дамасская стена. Само же рождение города он относил еще к 4 тысячелетию до н.э. Первые же исторические свидетельства о Дамаске относятся к XV веку до н.э. Тогда город находился под властью Египта и его фараонов. Позже Дамаск находился в составе Ассирии, Нововавилонского царства, Персии, империи Александра Македонского, а после его смерти в составе эллинистического царства Селевкидов. Расцвет города пришелся на эру арамейцев. Они создали в городе целую сеть водных каналов, которые и сегодня являются основой современных водопроводных сетей Дамаска. Городская агломерация сегодня насчитывает 2,5 миллиона человек. В 2008 году Дамаск был признан культурной столицей арабского мира.

Сузы, Иран. Поселению в этом месте уже 6200 лет. А первые следы человека в Сузах относятся еще к 7000 году до н.э. Город располагается на территории современной провинции Хузестан, что в Иране. В историю Сузы вошли, как столица древнего государства Элам. О городе писали шумеры в своих ранних документах. Так, сочинения «Энмеркар и Правитель Аратты» говорится, что Сузы были посвящены божеству Инанна, покровительнице Урука. Неоднократные упоминания о древнем городе есть в Ветхом завете, особенно часто его название встречается в Писаниях. Здесь проживали пророки Даниил и Неемия во время Вавилонского пленения в VI веке до н.э., в городе Есфирь стала царицей и спасла от преследования евреем. Государство эламитов прекратило свое существование с победами Ашурбанипала, сами Сузы были разграблены, что случилось уже далеко не в первый раз. Сын Кира Великого сделал Сузы столицей персидского царства. Однако и это государство прекратило свое существование, благодаря Александру Македонскому. Город утратил свое былое значение. По Сузам позже прошлись с разрушениями мусульмане и монголы, в результате жизнь в нем еле теплилась. Сегодня город зовется Шуша, в нем проживает около 65 тысяч человек.

Файюм, Египет. Этот город имеет историю в 6 тысячелетий. Находится он юго-западнее Каира, в одноименном оазисе, занимая часть Крокодилополя. В этом древнем месте египтяне поклонялись священному Себеку, богу-крокодилу. В Файюме любили гостить фараоны 12-й династии, тогда город назывался Шедит. Этот факт следует из остатков погребальных пирамид и храмов, найденных Флиндерсом Питри. В Файюме находился тот самый знаменитый Лабиринт, который описал Геродот. В этой местности вообще найдено довольно много археологических находок. Но мировая слава досталась фаюмским рисункам. Они были сделаны с помощью техники энакаустики и представляли собой погребальные портреты времен римского Египта. В настоящее время население города Эль-Файюм составляет более 300 тысяч человек.

Сидон, Ливан. Люди основали тут свое первое поселение в 4000 году до н.э. Расположился Сидон на 25 километров южнее Бейрута на берегу Средиземного моря. Этот город являлся одним из самых значимых и старых финикийских городов. Именно он и был сердцем той империи. В X-IX веках до н.э. Сидон являлся самым крупным торговым центром того мира. В Библии его называли «первенцем Ханаана», братом аморея и хетта. Считается, что в Сидоне бывал и Иисус, и апостол Павел. А в 333 году до н.э. город был захвачен Александром Македонским. Сегодня город называется Сайда, в нем проживает мусульмане шииты и сунниты. Это третий по величине город Ливана с населением в 200 тысяч человек.

Пловдив, Болгария. Этот город также возник за 4 тысячи лет до н.э. Сегодня он является вторым по величине в Болгарии и одним из самых старых в Европе. Даже Афины, Рим, Карфаген и Константинополь моложе Пловдива. Римский историк Аммиан Марцеллин поведал, что первое название этому поселению дали фракийцы - Эвмолпиада. В 342 году до н.э. город завоевал Филипп II Македонский, отец легендарного завоевателя. В честь себя царь назвал поселение Филиппополем, фракийцы же произносили это слово, как Пулпудева. С VI века город стали контролировать славянские племена. В 815 году он вошел в состав Первого Болгарского царства под именем Пылдин. Следующие несколько веков эти земли переходили из рук в руки от болгар к византийцам, пока надолго его не захватили османские турки. Четырежды в Пловдив приходили крестоносцы, которые грабили город. В настоящее время город является важным культурным центром. Здесь есть множество руин, свидетельствующих о богатой истории. Выделяются тут римский акведук и амфитеатр, а также Османские купальни. В Пловдиве сейчас проживает около 370 тысяч человек.

Газиантеп, Турция. Это поселение появилось примерно в 3650 году до н.э. Расположилось оно на юге Турции, рядом с сирийской границей. Свою историю Газиантеп берет еще со времен хеттов. До февраля 1921 года город назывался Антепом, а приставку гази турецкий парламент дал жителям за их заслуги в ходе битв за независимость страны. Сегодня тут проживает более 800 тысяч человек. Газиантеп входит в число самых важных древних центров на юго-востоке Анатолии. Этот город лежит между Средиземным морем и Месопотамией. Здесь пересекались дороги между югом, севером, западом и востоком, и проходил Великий Шелковый путь. До сих пор в Газиантепе можно встретить исторические реликвии времен ассирийцев, хеттов, эпохи Александра Македонского. С расцветом Османской империи и город переживал времена достатка.

Бейрут, Ливан. В Бейруте люди стали жить за 3 тысячи лет до рождества Христа. Сегодня этот город является столицей Ливана, экономическим, культурным и административным центром страны. А заложили Ливан еще финикийцы, выбрав каменистую землю посередине средиземноморского побережья современной территории Ливана. Считается, что название города произошло от слова «бирот», означающего «колодец». Долгое время Бейрут оставался в регионе на втором плане, за более значимыми соседями - Тиром и Сидоном. Только в эпоху Римской империи город стал влиятельным. Здесь существовала знаменитая правоведческая школа, которая и разработала основные постулаты Кодекса Юстиниана. Со временем этот документ станет основой европейской системы права. В 635 году Бейрут заняли арабы, включив город в состав Арабского халифата. В 1100 году город захватили крестоносцы, а в 1516 году - турки. Вплоть до 1918 года Бейрут входил в состав Османской империи. В прошлом веке город со славной историей стал важным культурным, финансовым и интеллектуальным центром в Восточном Средиземноморье. А с 1941 года Бейрут стал столицей нового независимого государства - Ливанской республики.

Иерусалим, Израиль/Палестинские территории. Этот великий без сомнения город основали в 2800 году до н.э. Иерусалим смог стать как духовным центром еврейского народа, так и третьим святым городом ислама. В городе большое число важных религиозных объектов, в том числе Стена Плача, Купол Скалы, Храм Гроба Господня аль-Акса. Неудивительно, что Иерусалим постоянно пытались завоевать. В итоге история города насчитывает 23 осады, 52 атаки. Его 44 раза захватывали и уничтожали 2 раза. Древний город лежит на водоразделе между Мертвым морем и Средиземным, в отрогах Иудейских гор на высоте в 650-840 метров над уровнем моря. Первые поселения в этой местности относятся еще к 4 тысячелетию до н.э. В Ветхом Завете об Иерусалиме говорится, как о столице Иевусеев. Это население жило в Иудее еще до евреев. Именно они и основали город, заселив его первоначально. Упоминание об Иерусалиме есть и на египетских статуэтках XX-XIX веков до н.э. Там среди проклятий враждебным городам упоминался и Рушалимум. В XI веке до н.э. Иерусалим был занят евреями, которые провозгласили его столицей Израильского царства, а с X века до н.э. - Иудейского. Через 400 лет город захватил Вавилон, потом им правила Персидская империя. Многократно Иерусалим менял хозяев - это были римляне, арабы, египтяне, крестоносцы. С 1517 по 1917 год город входил в состав Османской империи, после чего перешел под юрисдикцию Великобритании. Сейчас Иерусалим с населением в 800 тысяч человек является столицей Израиля.

Тир, Ливан. Этот город основали в 2750 году до н.э. Тир являлся знаменитым финикийским городом, крупным торговым центром. Дата его основания была названа еще самим Геродотом. А находилось поселение на территории современного Ливана. В 332 году до н.э. Тир был взят войсками Александра Македонского, для этого потребовалась семимесячная осада. С 64 года до н.э. Тир стал римской провинцией. Считается, что тут некоторое время жил апостол Павел. В средние века Тир прослыл, как одна из самых неприступных крепостей на Ближнем Востоке. Именно в этом городе в 1190 году похоронили Фридриха Барбароссу, короля Германии и императора Священной Римской империи. Сейчас на месте великого древнего поселения стоит маленький городок Сур. Он особого значения уже не имеет, торговля стала вестись через Бейрут.

Эрбиль, Ирак. Этому поселению уже 4300 лет. Оно располагается севернее иракского города Киркука. Эрбиль является столицей иракского непризнанного государства Курдистана. Этот город на протяжении своей истории принадлежал разным народам - ассирийцам, персам, сасанидам, арабам и туркам. Археологические исследования подтвердили, что люди жили в этой местности без перерыва уже более 6 тысяч лет. Красноречивее всего об этом свидетельствует холм Цитадели. Он представляет собой остатки былых поселений. Вокруг него шла стена, которая была создана еще в доисламские времена. Когда Эрбиль находился под властью персов, греческие источники называли его Хавлер или Арбелы. Через него проходила Царская дорога, которая шла из самого центра Персидского центра до побережья Эгейского моря. Эрбиль являлся также перевалочным пунктом на Великом шелковом пути. До сих пор древняя городская цитадель высотой в 26 метра видна издалека.

Киркук, Ирак. Этот город появился в 2200 году до н.э. Он находится в 250 километров севернее Багдада. Киркук расположился на месте древней хурритской и ассирийской столицы Аррапха. Город имел важное стратегическое положение, поэтому за него воевали сразу три империи - Вавилон, Ассирия и Мидия. Именно они надолго поделили контроль за Киркуком. Даже сегодня тут еще остались руины, которым 4 тысячи лет. Современный же город благодаря близости к богатейшему месторождению стал нефтяной столицей Ирака. Тут сегодня проживает около миллиона человек.

Балх, Афганистан. Этот древний город появился примерно в XV веке до н.э. Балх стал первым крупным поселением, которое создали индо-арийцы во время своего перехода из Аму-Дарьи. Этот город стал крупным и традиционным центром зороастризма, считается, что именно тут появился на свет Заратустра. В позднюю античность Балх стал уже важным центром хинаяны. Историки поведали, что в VII столетии в городе насчитывалось более сотни буддийских монастырей, только в них одних проживало 30 тысяч монахов. Самым крупным храмом был Навбахар, его название в переводе с санскрита означает «новый монастырь». Там располагалась огромная статуя Будды. В 645 году город впервые был захвачен арабами. Однако они после грабежа покинули Балх. В 715 году арабы вернулись сюда, уже надолго обосновавшись в городе. Дальнейшая история Балха знавала приход монголов и Тимура, тем не менее даже Марко Поло, описывая город, называл его «великим и достойным». В XVI-XIX веках за Балх бились Персиях, Бухарское ханство и афганцы. Кровопролитные войны закончились лишь с переходом города под власть Афганского эмира в 1850 году. Сегодня это место считается центром хлопчатобумажной промышленности, тут хорошо выделывают кожу, получая «персидскую овчину». А проживает в городе 77 тысяч человек.

ДРЕВНИЙ ГОРОД И ЕГО ЖИТЕЛИ
Цели и задачи: познакомить учащихся с организацией внутреннего
пространства города; дать представление об архитектуре Кремля, торговой
площади и посаде; рассмотреть характер жилых построек; совершенствовать
навык конструирования из бумаги, графический навык; учить выделять средства
художественной выразительности в произведениях живописи; развивать
композиционное мышление; воспитывать интерес к культуре и истории русского
народа.
О б о р у д о в а н и е: для учителя – методические таблицы, репродукции;
для учащихся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.
З р и т е л ь н ы й р я д: репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при
Дмитрии Донском», «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.».
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворение Н. П. Кончаловской «Где теперь
Москва­столица, жили раньше зверь да птица»; стихотворение М. Познанской.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
У ч и т е л ь. Прочитайте ребус и узнайте тему урока.
О т в е т: город Москва.
II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь. «С мала ключика студена потекла река, невелика начиналась
матушка Москва», – пелось в старинной песне. Начиналась Москва с
Боровицкого холма. Когда­то здесь был густой сосновый бор.
При чтении стихотворений учитель демонстрирует изображения
поселения древних славян на берегах реки Москвы.
1 ­ й у ч е н и к.
Москва­река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

2 ­ й у ч е н и к.
3 ­ й у ч е н и к.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться.
За тыном – тын, за домом – дом.
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы,
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекрестке всех дорог.
Н. П. Кончаловская
Читатель мой, бывал ли ты
На башне Университета?
Видал ли с этой высоты
Столицу нашу в час рассвета?
Когда за дымкой голубой,
А в летний зной – совсем лиловой
Москва­река перед тобой
Лежит серебряной подковой.
Все видно с высоты такой –
Бульвары, площади и парки,
Мосты повисли над рекой,
Раскинув кружевные арки.
Ты ищешь Кремль? Вон холм крутой,
Игрушечный Иван Великий,
На луковке его златой
Играют солнечные блики…
Давай займемся стариной!
Представь себе, читатель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда­то,
Дубы могучие росли,
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц – перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге,
И на заре на водопой,
Где плещет свежесть ключевая,
Шли лоси узкою тропой,
Рогами сучья задевая…
4 ­ й у ч е н и к.
Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
Славянский люд в них проживал
С девятого, быть может, века,
Тот люд Москвою называл
Глубокую, большую реку.
Природы щедрые дары
Ценить уже умели люди.
Для них заботливо бобры.
Вели хозяйство на запруде.
Для них копили пчелы мед,
Растила птиц трава густая,
В глубинах москворецких вод
Икру метала рыбья стая.
Они пасли в лугах стада,
Пахали землю под пшеницу,
Купцам сбывали в города
И лен, и воск, и мед, и птицу.
Из года в год богатый сбыт
Мехам бобра, медвежьим шкурам.
Водой и сушей путь открыт
В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.
Все это были города
Руси лесистой и огромной.
Столицей Киев был тогда,
Была Москва деревней скромной.
5 ­ й у ч е н и к.
Учитель демонстрирует репродукцию картины А. М. Васнецова «Кремль
при Дмитрии Донском».
Учащиеся рассказывают о том, какое впечатление производит произведение
А. М. Васнецова, и называют средства художественной выразительности.
У ч и т е л ь. Москва представляла собой грозную крепость, возведенную из больших
белокаменных блоков. Они были плотно пригнаны друг к другу и скреплены прочным
известковым раствором.
Башни выступали за линию стен, так что можно было поражать врага под самыми стенами.
По специальным желобам защитники могли лить кипящую смолу, забрасывать врага большими
камнями. Бойницы предназначались для стрельбы из лука. На площадках некоторых башен и в
отверстиях больших круглых бойниц внутри башни впервые были установлены пушки,
стрелявшие круглыми каменными ядрами. Это было первое на Руси огнестрельное оружие.
А. М. Васнецов на переднем плане картины изобразил две башни (круглую и
четырехугольную) и участок стены между ними. В башнях и стенах находятся бойницы,
расположенные в несколько рядов. Верхняя площадка башни ограждена большими зубцами,

которые скрывали воинов во время боя. От круглой башни к реке идет крепкий частокол из
толстых заостренных бревен: это ряд наружных дополнительных укреплений Кремля. Вдали
на заднем плане слева видны верхушки еще трех башен. Участок стены справа от круглой
башни – граница будущей Красной площади.
Художником запечатлено еще не завершенное строительство. На башнях – строительные
леса. На верхней площадке круглой башни один из работников при помощи ворота поднимает
наверх большие бревна. Они пойдут на покрытие башни.
А. М. Васнецов представил Кремль с юга, со стороны Москвы­реки. На первом плане –
много лодок под парусами. Это суда с товарами, приплывшими из разных концов Руси. На
берегу реки, у подножия кремлевской стены, шла оживленная торговля. Слева видны крытые
торговые ряды, там много людей, туда плывут суда с товарами. У стен Кремля вообще очень
многолюдно. Кроме купцов из других городов, в Москву стекаются окрестные крестьяне,
ремесленники, воины. Вскоре предстоят великие события – битва за освобождение от
ненавистного ига татаро­монгольских ханов.
Внутри Кремля, за стеной, расположены деревянные дома, срубленные из толстых бревен.
Это – терема, жилища князя, митрополита и ближних бояр. Внешне дом князя почти не
отличается от других жилых домов. Каменных жилых помещений в Москве XIV в. еще не
было. Из камня строились только оборонительные сооружения и церкви. Две из них показаны
на картине. Ближе к центру – главная церковь в Москве – Успенский собор. На заднем плане
справа – еще одна церковь. Оба собора построены в характерном для древнерусской
церковной архитектуры стиле: шлемообразные купола, строгие белые стены, отсутствие
внешних украшений. Все это подчеркивало простоту, силу и величие, отражало рост
народного самосознания накануне смертельной схватки с врагом.
На картине Васнецова Кремль производит впечатление сурового и воинственного.
По указу Ивана III была освобождена от строений площадь за кремлевской стеной и рвом
(теперь Красная площадь).
На ней возник московский торг – главный рынок города. Московские купцы и
ремесленники использовали каждый уголок площади. Даже на мосту через ров стояли лавки,
где продавались рукописные книги. Торговали и на плавучем мосту через Москву­реку. К
нему подходили корабли и прямо в лавки сгружали товары.
Учитель демонстрирует репродукцию картины А. М. Васнецова
«Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.».
Учащиеся по картине рассказывают о том, как выглядит кремль, как идет
торг, каков характер построек.
У ч и т е л ь. А сейчас мы отправимся в посад.
Посадом в глубокой древности называли поселения или слободы,
построенные вокруг Кремля. Посад обычно окружали стеной, валом или рвом. В
случае нападения врагов жители посада сжигали свои дома, чтобы было видно
продвижения неприятеля, а сами «отсиживались», как тогда говорили, в Кремле.
При Иване IV посад состоял из трех частей: Китай­города, Белого и Земляного
города. Здесь и были сосредоточены торговля и ремесло. Здесь же жили
торговцы и ремесленники: гончары, каменщики, ямщики, хамовники (ткачи),

мясники, повара. Память об этих поселениях­слободах сохранилась в названиях
улиц Кузнецкий Мост, Мясницкая, Тверская­Ямская, Поварская и др.
Характер жилых построек в посаде древнерусского города соответствует
сельскому деревянному дому с усадьбой.
Учащиеся повторяют движения за учителем.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Как только солнышко взойдет,
Всю землю озаряя,
Нам сразу голос подает
Страна моя родная.
Звонят куранты в ранний час,
На башне луч играет,
Москва на зорьке всякий раз
Привет нам посылает.
М. Познанская
III. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и я:
1) индивидуальное конструирование каменных палат древнерусского города;
2) коллективное выполнение композиции «Образ древнерусского города»
(объемное решение в пространстве) из индивидуально изготовленных на
предыдущих уроках церквей, колоколен, крепостных башен и каменных палат.

Э т а п ы р а б о т ы:
а) вырезание из четырехгранной призмы силуэта крыльца. Для этого на одной
из граней намечается рисунок силуэта крыльца, затем призма сжимается и по
силуэту режутся сразу две грани. Работа ведется от общего к частному. После
смены мест сжатия призмы вырезается силуэт на оставшихся ее двух гранях;
б) вырезание из четырехгранной призмы меньшего размера верхней башенки
(для этого призма сжимается и по намеченному силуэту режется снаружи, затем
внутренняя вырезанная часть каждой грани складывается вовнутрь или
отрезается);
в) конструирование шатровой крыши в виде четырехгранной пирамиды с
разрезами у основания вдоль ребер (для этого ребра у основания немного
подрезаются, затем нижние грани пирамиды складываются наружу);
г) совмещение выполненных деталей в единую постройку.
Основная часть класса выполняет индивидуальные конструкции каменных
палат. Группа «главных художников» работает над композицией «Образ
древнерусского города», используя ранее изготовленные конструкции.
Лучшие работы учащихся по конструированию каменных палат включаются в
коллективное объемное изображение древнего города.
IV. Итог урока.
Анализ работы.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением княжеской
дружины.

Древний город и его жители Изо и художественный труд 4 класс Учитель: Власова Светлана Васильевна ГОУ СОШ № 639 Санкт-Петербург Цели и задачи -Познакомить учащихся с организацией внутреннего пространства города; -Дать представление об архитектуре кремля, торговой площади и посаде. -Совершенствовать навыки конструирования из бумаги; -Развивать композиционное мышление; -Воспитывать интерес к культуре и истории русского народа. А.М.Васнецов «Кремль при Дмитрии Донском» «Новгородский торг» А.М. Васнецов А.М.Васнецов « Основание Москвы» А.М.Васнецов «Древнерусский город» Улица Китай-город в Москве, 17в. Оборона города Москва при Иване Грозном Московский Кремль при Иване 3 Московский Кремль при Иване Калите А.М.Васнецов «Книжные лавочки на Спасском мосту» Н.К.Рерих «Гонец» Н.К.Рерих «Гонец», 1897 г Эту картину Н.К.Рерих представил на выпускном экзамене Академии Художеств. "Гонец" - первая картина из серии "Славяне", написанная на сюжет древнерусской истории: гонец в ладье спешит к отдаленному поселению с важной вестью о том, что восстал род на род. Картина уносит воображение в древние времена. Тему художник нашел в "Повести пламенных лет" - первой русской летописи, составленной в 12 веке монахом Киевско- Печерского монастыря Нестором. На этом полотне Рерих вводит нас в прошлое. Темно-зеленоватая река - река жизни, охваченная послезакатным вечерним сырым воздухом. Река единственная дорога. НА фоне сурового неба - груда каких-то построек, примитивных по форме, какая-то крепость, "городище, который еще с трудом создает туго двигающийся человеческий разум-расчет. И тут же на частоколе, на тыне - примитивы человеческого и животного мира черепа, костяки. Это схема основ жизни, ее суровая геометрия. Вот и люди тех веков - настороженные фигуры, меч при бедре. Они скользят в ботике, выдолбленном из дерева, в примитиве человеческого речного делания. На картине точные археографические детали нанизаны на нить самой подлинной жизни. Н.К.Рерих «Гонец», 1897 г Первая картина - и первый крупный успех. Она стала настоящей сенсацией, поражала, поражала точностью психологического видения времени, тревожным напряжением красок. Картина не только составила имя начинающему художнику, но и стала явлением в русской живописи тех лет. Пейзаж в ней может быть сопоставлен с "настроениями", которые в ту пору увлекали Левитана, Серова и других художников. Вместе с тем, здесь уже слышалась и властная поступь Новой Эпохи. Н.К.Рерих стремился прежде всего передать целостное представление об Эпохе, определенное историческое настроение. Картина невелика, в ней нет известного исторического факта. Но это историческое произведение, посвященное отдаленной эпохе. Художник повествует о жизни древних славян, об их тревожных буднях. В совокупности элементов разных жанров - бытового и пейзажного - Рерих передает дух прошлого. Этим он утвердил новую разновидность исторических композиций. Картина привлекала всеобщее внимание, ей дали очень высокую оценку. За эту картину Рериху было присвоено звание художника. Всю задуманную серию "Славяне" хотел приобрести П.Третьяков, но не успел, и картины после смерти Третьякова разошлись по разным местам Н.К.Рерих «Гонец», 1897 г Много отзывов слышал Рерих. Восхищались неожиданным свечением красок, молодого художника объявляли родоначальником исторического пейзажа. Тогда же Н.К.Рерих вместе с Римским-Корсаковым и скульптором Гинсбургом поехал к Толстому Л.Н. Рерих привез фотокопию "Гонца". Как и предполагал Стасов, который и направил художника к великому писателю, Толстой увидел то, что не усмотрели другие. Он действительно понял, с какой вестью спешит гонец. Лев Николаевич сказал: "Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет".Эти слова уйдут в самую глубину сердца художника. Спустя много лет, когда Рерих будет всемирно известным художником, они воскреснут в его письме к начинающему живописцу: "Будьте проще и любите природу. Проще, проще. Вы творите не потому, что нужда заставила. Пойте, как вольная птица, не можете не петь. Помните, жаворонок над полями весною! Звенит в высоте! Рулите выше!"Дата1897) Домашнее задание Найти и подобрать иллюстрации с изображением древнего города. Подготовить рассказ о древнерусских городах.

Аркаим. Есть имена уже сами по себе обладающие какой-то притягательной магической силой. Когда впервые я узнал о загадочной “Стране городов”, то почувствовал острую необходимость узнать как можно больше об этом месте, ощутить свою сопричастность с ним. Меня словно тянула туда некая сила, как тянет человека желание посетить места, где он когда-то родился. Наконец, эта мечта сбылась.

Как часто можно сейчас услышать, что закончилась эпоха географических открытий, что на Земле не осталось белых пятен, что наша планета изучена вдоль и поперек. Можно себе представить, насколько скучной и пресной стала бы жизнь, если бы это было правдой. К счастью, это не так, и Аркаим наглядное тому подтверждение. Ведь найден он не сто лет назад, а в 1987 году и не в дебрях Амазонки или безлюдных островах Тихого океана, а на изученном-переизученном Южном Урале.

Аркаим – это настоящий клубок загадок, которые еще предстоит разгадать. Занимается этим Лаборатория археологических исследований Челябинского государственного университета. О тайнах “Страны городов” мне поведали Ульянов Иван и Новиков Игорь, принимавшие участие в археологических раскопках древних городов.

Сразу следует отметить, что Аркаим является современником пирамид Среднего царства Египта и знаменитых дворцов крито-микенской культуры, а как астрономический комплекс наблюдения за небесными светилами, его смело можно поставить в один ряд с легендарным Стоунхенджом. Расцвет этой загадочной цивилизации приходился на 17-18 века до нашей эры. В ее истории больше вопросов, чем ответов.

Итак, кто они, жители этой древней страны? Увы, даже специалисты пока остерегаются давать точное название. Как в известной сказке были “жители Изумрудного города”, так и здесь их называют “жители Страны городов”.

Есть гипотеза, принадлежащая Мэри Бойс, согласно которой именно здесь, на Южном Урале, находилась родина древних индоиранцев, которые называли себя “арья”. Отсюда и пошел широко известный термин “арийские народы”. Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников и оставили после себя выдающиеся памятники письменности – “Ригведу” и “Авесту”.

Загадка принадлежности жителей Аркаима к тому или иному народу тесно связана с загадкой их появления в этих местах. Никто не может точно сказать, откуда они пришли? Хотя для исследователей является совершенно очевидным инородность, непохожесть этой цивилизации на другие культуры, распространенные тогда в этом регионе. На сегодняшний день имеется три предположения по данному вопросу.

Согласно первому, они двигались с юга на север, медленно перемещаясь из Средней Азии. Согласно второй, они шли с запада на восток, как передовая часть так называемого абашевского круга племен, проживающих в Предуралье. И, наконец, согласно третьему предположению, не претендующему, правда, на научность, это некие пришельцы, которые внезапно появились здесь невесть откуда.

Кстати, о слабых местах первых двух предположений говорит тот факт, что городов типично аркаимского типа не обнаружено ни в Средней Азии, ни в Предуралье.

В Стране городов на сегодняшний день насчитывается до 20 поселений. Протяженность территории составляет 400 километров с севера на юг и 200 километров с востока на запад. Располагаются они в основном по притокам реки Тобол и Урал. Общая площадь памятника древности составляет ни много, ни мало – 20 тысяч квадратных километров, а площадь раскопок – 8 тысяч квадратных километров. Археологами отмечены определенные закономерности в строительстве городов.

Так первые из них имели яйцевидную, овальную форму. Затем им на смену пришли круглые и, наконец, квадратные. Существует точка зрения, что квадратные города были военными поселениями, а круглые: гражданскими, административными, культовыми. Косвенно это подтверждается тем, что квадраты располагаются по периметру территории, а круги – в центре.

Во время исследовательских работ были выявлены еще некоторые любопытные закономерности. Так Страна городов клинообразно вытянута на северо-восток, как бы намечая ориентир для дальнейшего продвижения. Нужно отметить, что им навстречу двигались воинственные, вооруженные до зубов кочевые племена, так называемые “варяги бронзового века”. Так вот, все говорит о том, что эти костоломы панически боялись жителей Страны городов. На юге Челябинской области, там, где сейчас находится город Троицк, наткнувшись на поселения, они покорно обогнули их и удалились восвояси. Чем их так напугали аркаимцы, можно только догадываться.

Нужно сказать, что в центральной части страны вообще не обнаружено следов военных стычек, как не обнаружено какого-либо более-менее серьезного вооружения. Все это говорит о том, что воинственное окружение по какой-то причине относилось к инородцам с большим уважением и ссориться с ними не решалось.

Одним из доказательств того, что аркаимцы были “люди не местные”, является материал, из которого строили города. Этим материалом было дерево! Кто хоть раз бывал в степи, прекрасно понимает, что найти даже маленький кустик для разведения костра, в тамошних краях бывает очень большой проблемой. Что уж здесь говорить о строительстве деревянных крепостных стен! Кстати, до сих пор коренные жители степей живут в юртах и глинобитных мазанках, но никак ни в деревянных избушках.

Конечно, аркаимцы проживали на границе лесостепной зоны, где деревья имелись в небольшом количестве. Именно они и шли на строительство городов. Но здесь следует отметить, что совершенная технология строительства говорит о том, что лес для аркаимцев был привычным, традиционным строительным материалом. Там, где они жили раньше, его было много!

Есть еще одна удивительная загадка, связанная с Аркаимом. Керамист Александр Иванович Гудков, изучая находки глиняных изделий, заметил, что в пределах одного поселения имеется керамика, относящаяся к самых разным культурам! Тогда изготовлением глиняной утвари занимались в основном женщины. Создавалось впечатление, будто мужчины набирали себе жен из самых разных племен и народов, которые потом делали посуду, согласно своим местным традициям.

Наверняка многие помнят период китайской культурной революции, когда каждая крестьянская семья была обязана иметь индивидуальную доменную печь, чтобы плавить чугун. Тогда Китай вырвался впереди планеты всей по количеству чугуна на душу населения. Но, как всегда, новое – это хорошо забытое старое, потому что уже тогда в каждом аркаимском доме стояла металлургическая печь! Нужно отметить, что плавильные технологии при этом были достаточно совершенны, а на дворе стоял 1800 год до нашей эры.

С аркаимской металлургией связана еще одна загадка. Всем понятно, что для того, чтобы плавить металл, нужна руда. Так как жители Страны городов весьма увлекались бронзовыми изделиями, требовалось много руды. Геологи же говорят, что руды в этих краях на доступной глубине почти не было, за исключением небольшого рудника “Воровская яма”. Но и в этом случае на поверхности руды было явно недостаточно, да и находилось она довольно далеко. Учитывая, что ни самосвалов, ни паровозов тогда еще не придумали, возникает вопрос, как они доставляли к месту плавки тонны руды?

Есть еще три момента, которые заставляют задуматься. Во-первых, при анализе бронзовых изделий на содержание мышьяка выяснилось, что часть бронзы – местная, а часть – явно не уральского происхождения. Во-вторых, для выплавки металла требуется огромное количество угля, то есть переработанной древесины. Палеоботаники же утверждают, что лес тогда в здешних степных краях гуще не был. И, в-третьих, когда в восстановленной археологами печи пытались выплавить металл, его оказалось так мало, что о промышленном производстве изделий и речи быть не могло.

Следующая особенность Аркаима – устройство самих поселений. Город окружал кольцевой ров, затем шла первая крепостная стена, потом – вторая, и в центре располагалась центральная площадь. Попасть в город можно было только через один вход, но добраться до центра можно было только по узенькой улочке, которая огибала почти весь внутренний город. Так как улочка проходила между сплошными крышами домов и внутренней крепостной стеной, у потенциального противника не было никаких шансов добраться живым до центра города. Высота стены достигала 4 метров, ширина рва – 7 метров, глубина – 3 метров. Диаметр города составлял 160 метров. Ров заполнялся водой только в весеннее половодье.

Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, были расположены жилища, имевшие одну общую стену и крышу, которая составляла своеобразный деревянный проспект. На крышу можно было попасть по специальной лестнице. Проходов между домами не было. Были только выходы на внутреннюю улицу и центральную площадь. Весь комплекс состоял из 35 домов во внешнем круге и 25 домов – во внутреннем. Над каждым домом были установлены дымоходы.

Дом состоял из двух частей – хозяйственной и жилой. В хозяйственной части находился погреб, доменная печь и колодец. Колодец специальным воздуховодом соединялся с погребом, подавая туда холодный воздух от воды. Одновременно воздух из колодца через другой воздуховод подавался к металлургической печи, за счет чего возникала естественная тяга, необходимая для поддержания сильного огня.

Вторая половина дома была разделена на небольшие комнаты, в которых проживали семьи. В таком доме могло разместиться около 50 человек.

Город строился по принципу ракушки, постепенно добавляя сектор за сектором. Оказывается, определить в каком направлении развивался город, можно изучая изделия из бронзы и керамики – чем совершеннее изделия, тем моложе городской район. Выяснилось, что первым возник юго-западный район, потом – восточный и северный. В “новостройках” находились самые совершенные металлургические печи, почти отсутствовали следы ремонта и модернизации. Во внутренних домах печи перестраивались по 2-3 раза.

Со временем внутренний ров, оставшийся с тех пор, когда не было второго кольца, стал мешать горожанам и его перекрыли бревенчатым настилом. Получилась своеобразная деревянная мостовая и ливневая канализация одновременно. Сохранились даже специальные колодцы-отстойники, откуда фильтрованная песком вода уходила в реку.

Технология строительства крепостных стен Аркаима и жилых домов считается уникальной. Сначала строили деревянную клеть, что-то вроде опалубки, которую потом забивали мокрым песчаным составом. После трамбовки он застывал и превращался в монолит, который даже сейчас бывает сложно разрушить ломом.

Чем занимались аркаимцы? Главным образом, скотоводством и металлургией. Прямых признаков того, что они пахали и сеяли найти не удалось. Не были найдены лодки, хотя города стояли на реках, а климат был практически такой же, как сейчас. Не были найдены мечи и копья, а только небольшие наконечники стрел и бронзовые ножи, необходимые в хозяйстве, но не на войне. Летом они перемещались на колесницах. На чем ездили зимой, пока установить не удалось.

В общем, это были сугубо мирные жители, которые ни с кем не воевали, но по какой-то причине никого не боялись. Они жили тихо, мирно и богато. Было установлено, что средний возраст жителей составлял 35 лет, но умирали они естественной смертью. В городах не было болезней и эпидемий. Несомненно, они были более развиты, чем окружающие их народы. Страна городов по всем признакам процветала! И потому самой большой загадкой является дальнейшая судьба этой древней цивилизации.

В один прекрасный день 16-го века до нашей эры жители всех городов одновременно собрали нужные вещи, сожгли города и исчезли в неизвестном направлении!

Эта последняя загадка, пожалуй, наиболее сильно занимает умы исследователей Аркаима. Совершенно очевидно, что жители сожгли города сами – они сделали это организованно, поджигая их с разных сторон. Время на сборы было вполне достаточно, потому что взяли все необходимое, оставив только ненужные, сломанные или просто утерянные вещи. Такую картину можно наблюдать и в Аркаиме, и Синташте, и Устье… Что послужило причиной ухода – непонятно, ясно одно – паники не было.

Есть предположение, что разразилась экологическая катастрофа – лес вырубили, рудники истощились, скот вытоптал пастбища – и аркаимцы вынуждены были покинуть эти места. Может это так, но вот куда они ушли в поисках новых природных ресурсов, до конца непонятно. Есть похожие поселения в Азии, Турции, но похожи они только по форме, но не по содержанию. Так что главное в изучении Аркаима еще впереди. Возможно, кому-то удастся найти следы этой удивительной цивилизации, и снова права окажется библейская истина: “Ищите и обрящите”!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .