Монастырь наланда, буддийский университет древней индии. Наланда — Энциклопедия буддизма Монастырь наланда

Наланда Махавихара (Nalanda)

Нала́нда - буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V-XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. В настоящее время руины Наланды - исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.

Университет был основан в первой трети V века. Расцвет Наланды пришёлся на период правления Гуптской династии, сменившие Гуптов правители Пала продолжали оказывать покровительство этому заведению.

О Наланде писал известный китайский буддийский учёный и путешественник VI века Сюаньцзан. Там преподавала тысяча профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось 9 миллионов книг. Согласно Сюаньцзану, в университете существовало раннее подобие вступительных экзаменов: прибывшим для участия в дискуссиях привратники задавали сложные вопросы, так что не сумевшие дать ответ отказывались от идеи войти.

В 1193 году университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с мусульманским фанатиком Бахтияром Халджи, насаждавшим ислам силой оружия. Тысячи монахов были сожжены живьём или обезглавлены, богатейшая библиотека Наланды была сожжена. Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, бежали в Непал и Тибет.

В 1351 году в Тибете открылся учебный центр под тем же именем.

В IX-XII веках благодаря деятельности учителей из Наланды сформировалась тибетская буддийская традиция. Благодаря усилиям философов Наланды доктрины Мадхьямаки и Йогачары были сформулированы в той форме, в которой они были позже переданы в Тибет.

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг , а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады. Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 м², но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, обнаруженные при раскопках.

С 2006 года силами буддистов Индии и других стран было запланировано возрождение университета Наланды под именем Nalanda International University.

знаменитый исторический буддийский монастырский комплекс и университет в Северо-Восточной Индии , возникший в V веке.

Он просуществовал семь столетий, и был уничтожен в XII веке в ходе мусульманского вторжения.

Фактически это был первый университет Южной и Восточной Азии, где обучали не только буддизму и не только буддистов.

В университете Наланды располагались мастерские по копированию книг, буддийской живописи и бронзовой скульптуре.

Возможно, именно в Наланде сложились основные буддийские изобразительные каноны, которые в дальнейшем были принесены в искусство Непала и Тибета индийскими буддийскими монахами, бежавшими в XII века от исламского преследования.

Образовательная программа университета Наланда

Наланда славилась на весь мир не только выдающимися наставниками, но и строгим распорядком, а также высокими требованиями к студентам, которые должны были заучивать базисные тексты наизусть, хорошо знать комментаторскую литературу, участвовать в публичных тематических диспутах.

Программа-минимум предусматривала основательную подготовку по "пяти великим наукам":

Вторжение

В 1193 году унивеситет был разрушен в ходе мусульманского вторжения армии захватчиков во главе с Бахтияром Халджи, насаждавшим ислам огнем и мечом. Тысячи буддийских монахов были сожжены живьем или обезглавлены, богатейшая в мире библиотека Наланды уничтожена в огне. Эти события нанесли сокрушительный удар развитию буддизма в Индии, с этого момента начался его упадок в этой стране. Это привело к тому, что в современной Индии всего 0,5% коренного населения исповедуют буддизм, этот показатель меньше, чем в России.
В XII веке укрываясь от преследования, многие буддийские монахи из Индии бежали в соседние Непал и Тибет .
В 1351 году на территории Тибета был создан монастырь, где обучались буддийской философии, под тем же названием - Наланда.

Современность

С XII века на месте Наланды остались частично сохранившиеся руины - теперь это исторический памятник, которым знаменита индийская провинция Бихар. Руины находятся в 90 км к юго-востоку от г.Патна, когда-то этот город являлся древней столицей Индии.

Поблизости от Наланды теперь расположился современный центр традиции Тхеравада.

Раскопанная археологами зона занимает площадь около 150 тысяч кв.м., но еще значительная часть территории не изучена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, которые были обнаружены при раскопках.

Индия, Сингапур и ряд других стран Юго-Восточной Азии обсуждают возрождение международного университета Наланда на протяжении последних 10 лет.

В 2007 году для этих целей был сформирован совет во главе с выдающимся индийским экономистом, лауреатом Нобелевской премии, Амартией Сеном. По его замыслу, возрожденный прославленный вуз должен стать в один ряд с такими известными в истории университетами, как Болонский, Кембриджский или Гарвардский.

Литература :
Андросов, Валерий Павлович . Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М., 2011, С.294-295.

Наланда - буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V-XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. Дословно его название означает «место, дарующее лотосы». В настоящее время руины Наланды - исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны , древней столицы Индии.

Согласно истории буддийский университет был основан в первой трети V века. Расцвет Наланды пришёлся на период правления Гуптской династии, однако сменившие Гуптов правители Пала продолжали оказывать покровительство этому заведению.

О Наланде писал известный китайский буддийский учёный и путешественник VI века Сюаньцзан . Там преподавала тысяча профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей. Библиотека Наланда, известная как Дхарма Гунж (Гора Правды) или Дхармаган-джа (Сокровищница Правды), была самым известным складом буддистского знания в мире в то время. У библиотеки существовало три высоких корпуса,- Ранасагара (Море Драгоценностей), Ратнодадхи (Океан Драгоценностей), и Ратнаран-джака (Восхищение Драгоценностями), по данным Сюаньцзана в ней было более девяти миллионов книг.

В 1193 году университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с мусульманским фанатиком Бахтияром Халджи , насаждавшим ислам силой оружия. Тысячи монахов были сожжены живьем или обезглавлены, богатейшая библиотека Наланды была сожжена (по слухам она горела несколько месяцев кряду). Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, бежали в Непал и Тибет.

В 1351 году в Тибете открылся учебный центр под тем же именем.

В IX-XII веках благодаря деятельности учителей из Наланды сформировалась тибетская буддийская традиция. Общее влияние университета на буддизм как Махаяны, так и Ваджраяны было несравнимым,- сюда приезжало множество людей и учителей, желающих "влиться" в процесс познания и обучения. Ученый Дармакирти (приблизительно 7-ое столетие), один из буддистских основателей индийской философской логики, так же как и один из основных теоретиков буддистского атомизма, преподавал в Наланде. Учёные из Наланды сформулировали основополагающие принципы махаяны, на которые в дальнейшем опиралось большинство школ дальневосточного буддизма, а также некоторые идеи, получившие развитие в тхераваде.

Император Ашока построил Вихару , император Харшвардхан приказал создать медную статую Будды в 26 м высотой.

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг, а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады. Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 кв. м, но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, обнаруженных при раскопках. Множество разрушенных зданий сохранились до наших дней. Например храм Сурья Мандир .

В 1951 году в Наланде был открыт Международный центр изучения буддизма, в 2-х км отсюда находится буддийский институт Нава Наланда Вихар . Наланда Вихар упоминается как источник традиций ныне действующих монастырей. Некоторые современные буддийские организации названы в честь Наланды, например, Монастырь Наланда во Франции.

Главный Храм

Наланда

Наланда комплекс

Наланда (Nâlandâ) - знаменитый буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший на протяжении около 1000 лет, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы Индии и зарубежных стран, cюда съезжались многочисленные паломники. Среди учителей и учеников были такие прославленные как Нагарджуна , Арьядева , Шантидева , Асанга , Васубандху и сам Падмасамбхава (см. Семнадцать Мастеров Наланды). Расположен университет на месте манговой рощи, которое посещал сам Будда Шакьямуни , неподалёку от Горы Грифов (Раджгир , провинция Бихар, Индия), в нескольких часах езды на автомобиле из Бодхгайи , главного места паломничества буддистов, где Будда Шакьямуни достиг просветления, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.

В настоящее время - исторический памятник и место паломничества. Даже современный человек, посетивший руины Университета Наланда не может не восхитится великолепием древнего образовательного института. Там преподавало около тысячи профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось около 9 миллионов книг. Расцвет Наланды пришёлся на империю Гупта. О Наланде пишет также китайский паломник Сюаньцзан.

Точная дата основания университета точно неизвестна, но некоторые историки считают, что это произошло ещё во времена царя Ашоки (III век до н.э.) Что известно так это то, что в течение около тысячи лет университет Наланда являлся самым значимым учебным центром в древнем мире не только по философии Махаяны и Хинаяны но также по таким наукам как медицина, логика, астрология и многим другим до тех пор пока он не был разрушен в результате нашествия Моголов в XII-м веке.

Одним из самых ярких достопримечательностей Наланды является ступа, построенная в честь Шарипутры , который, согласно традиции родился и умер в той местности. Великая библиотека Наланды была так велика, что, как утверждают источники, она горела в течение 3-х месяцев после того, как её подожгли Моголы.

В 1193 университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с Бахтияром Халджи. Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, смогли убежать на Тибет. В 1351 на Тибете открылся учебный центр под тем же именем.

Современный тибетский буддизм (Ваджраяна) сформировался благодаря деятельности учителей из Наланды в IX-XII веках. Учёные из Наланды сформулировали принципы

Школы Понятия Хронология Критика буддизма Проект | Портал

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг, а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады . Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 кв. м, но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты , обнаруженные при раскопках.

С 2006 года силами буддистов Индии и других стран было запланировано возрождение университета Наланды под именем (англ.) .

1 сентября 2014 года прошли первые занятия в современном Международном Университете Наланды в близлежащем городе Раджгир с участием 15 студентов.

Дань памяти

Монастырь упоминается как источник традиций ныне действующих монастырей.

Некоторые современные буддийские организации названы в честь Наланды, например, Монастырь Наланда во Франции .

Выдающиеся учёные Наланды

  • Бодхидхарма - основатель буддистского направления Чань (яп. Дзэн), крупнейший проповедник буддизма в Китае.
  • Васубандху - автор трактата Абхидхармакоша и основатель школы Йогачара .
  • Нагарджуна - основатель крупнейшей буддистской школы Махаяны и учения Мадхъямики .
  • Наропа - основатель тибетской буддистской традиции Кагью

См. также

Напишите отзыв о статье "Наланда"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Наланда

«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.