План-конспект урока по русскому языку на тему: Тема урока: «Запятая в сложном предложении. Запятая в сложном предложении - урок

Тема урока : Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Подготовила урок учитель русского языка и литературы Степанова Марина Юрьевна

Цель урока:

Формировать у учащихся умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

Научить учащихся с помощью знаков препинания правильно понимать текст и на этой основе читать его, соблюдая необходимую интонацию;

Совершенствовать орфографическую, пунктуационную грамотность у учащихся;

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку;

Воспитывать любовь к природе

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент.

II.Работа с классом.

Ребята, внимательно посмотрите на тему урока,поставьте перед собой цели и назовите их.

Начнем мы наш урок с орфографической разминки. На слайд 2 вы видите текст.Выпишите из него слова с пропущенными орфограммами и объясните их написание(Слайд 2)

Текст слайда

Весело проб…раться по у…кой доро…ке между двумя стенами высокой ржи. К…лосья тихо бьют вас по лицу, васильки ц…пляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь б…жит л…нивой рысью. Вот и лес. Тень и

т…шина. Статные осины высоко лепечут над вами; дли(н,нн)ые, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб ст…ит, как боец, подле красивой липы.

Объсняем написание слов по цепочке.

Какие виды орфограмм мы повторили на уроке?

А теперь давайте выразительно прочитаем этот текст. О чём он? Какие предложения встретились нам в этом тексте?

Ребята, давайте с вами вспомним, какие особенности имеет интонация бессоюзных сложных предложений, части которых разделены запятой и точкой с запятой? (Употребление запятой в бессоюзном сложном предложении делает речь живой; более тесная связь между предложениями передаётся перечислительной интонацией; предложения, где ставится точка с запятой, произносятся с понижением голоса к концу предложения и значительной паузой между предложениями; такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом).

Какую роль выполняют эти предложения в тексте? (Вначале автор едет к лесу, впечатления быстро следуют одно за другим: «колосья бьют по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью»Эта довольно быстрая смена впечатлений обоначается перечислительной интонацией со сравнительно небольшими паузами между предложениями и с постепенно повышающимся голосом перед каждой паузой.)

Но вот автор въехал в лес, и новые впечатления охватывают его. Какие? Проследите за темпом речи и паузами между предложениями. (Дается изображение лесной тишины и спокойствия. В соответствии с этим темп речи замедляется, паузы между предложениями становятся более продолжительными, голос перед паузами уже не повышается, а понижается почти до точки, но перечислительная интонация сохраняется)

Ребята мы не первый урок анализируем тексты. Скажите, в каких текстах чаще всего встречаются бессоюзные предложения с запятой, с точкой запятой? (В описании пейзажных зарисовок)

(И.С. Тургеневу. Он глубоко знает природу, тонко её чувствует, умеет создать яркие пейзажи средствами языка).

III.Самостоятельная оабота.Мы продолжим нашу работу над текстом. 1.Работать будем по вариантам.

1 вариант делает синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

2 предложение текста «Колосья тихо бьют вас по лицу….»

2 вариант делает синтаксический разбор 5 предложения текста «Статные осины высоко лепечут над вами….»

3 вариант Напишите сочинение-миниатюру на тему»Зимой в лесу», используя бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой.

IV.Закрепление материала

1.Расставьте знаки препинания в предложеннии, которое вы видите на слайде3

Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали зашлёпали по листьям сверкнула молния и гроза разразилась.

(Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.)

Мы продолжим с вами работу по вариантам и сделаем комплексный анализ слова гроза. Вам понадобятся словари, они лежат у вас на партах.

1 вариант Дать этимологию слова гроза, сделать морфологический разбор слова, в названиях каких произведений встречается оэто слово?

2 вариант .Дать лексическое значение этого слова; сделать фонетический разбор слова, в каких пословицах и поговорках встречается это слово?

3 вариант .Разобрать слово гроза по составу, подобрать к нему однокоренные слова, подобрать к слову гроза антонимы и синонимы.

Учащиеся делятся своими находками о слове гроза.

2.Перед вами лежат карточки с тестовыми заданиями поЕГЭ, которые я взяла из типовых экзаменационных вариантов

8 задание. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

кр..ветки

м...ролюбивый

обн...влялась

ч...канить

3. Найдите в сборнике типовых экзаменационных вариантов задание по нашей теме урока и выполните его

V.Подведём итог урока

Ребята, достигли вы своей цели, которую ставили перед собой на уроке?

Задание на дом: выписать из художественной литературы текст из 5-6 предложений, в котором встречаются бессоюзные предложения с запятой и с точкой с запятой, сделать синтаксический разбор одного предложения, повторить правило о постановке тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Тема: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

формировать понятия:

С помощью чего соединяются части сложного предложения;

Какую роль в сложном предложении играют союзы И, А, НО;

Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Развивать умения работать с толковым словарём;

Обогащать лексический запас обучающихся;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный экран, компьютер;

Для парной работы:

Карточки с алгоритмом;

Для индивидуальной работы:

Учебник «Русский язык»;

Тесты разноуровневые;

Листы самоанализа своей работы.

Ход урока.

1.Организационный момент. 2 мин.

Сегодня такой хороший день

В нашем классе гости

Давайте поприветствуем их

И подарим им свои улыбки.

Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

после ответов детей открывается запись на экране

Интересный

Познавательный

Развивающий

Результативный

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики?

после ответов – запись на экране

Активные

Думающие

Работоспособные

Внимательные

Дисциплинированные

Настройте себя положительно на урок.

2.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. 4мин.

Посмотрите на экран

на экране:

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой.

Их лица светились счастьем и гордостью.

Назовите структурные особенности данных предложений.

Докажите, что это простые предложения.

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное.

Докажите, что получилось сложное предложение.

Подчеркните грамматические основы, выделите союз. Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (нет)

Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая)

Какими средствами связаны простые предложения в составе сложного? (по смыслу или с помощью интонации)

Вы соединили предложения по смыслу с помощью союза И, интонация показывает, где заканчивается первая часть сложного предложения.

А как на письме можно разделять части сложного предложения?

Какое правило новое вы выведите?

на экране-

Части сложного предложения разделяются запятой .

Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке?

3.Определение темы урока. Постановка целей на урок . 3 мин .

Сформулируйте тему нашего урока.

на экране после ответов:

Тема урока «Знаки препинания в сложном предложении»

Чтобы усвоить новую тему, какие цели вы поставите для себя на этот урок?

Прочитайте ещё раз составленное вами предложение. О каком важном событии здесь идёт речь?

4. Открытие нового знания. 5 мин.

Итак, сегодня на уроке мы будем отрабатывать постановку знаков препинания в сложных предложениях.

Что помогает нам четко организовать работу с новым правилом?

(составление алгоритма)

Рассмотрите карточку №1.Что надо сделать?

Работаем в парах.

КАРТОЧКА:

Прочитайте предложение, поставьте знаки препинания и составьте алгоритм ваших действий при постановке знаков препинания в сложном предложении.

Советские войны мужественно защищали свою Родину и мы помним их героические подвиги.

«Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

    Найди и подчеркни……….

    Определи количество……….

    Найди………, который связывает части сложного предложения.

    На границе частей сложного предложения перед союзом поставь……

Проверьте правильность постановки знака препинания в предложении.

на экране-

Советские войны мужественно защищали свою Родину, и мы помним

их героические подвиги.

- Объясните пошагово свои действия при постановки знака препинания.

Для чего нужна запятая в этом предложении?

Проверьте алгоритм.

на экране-

Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

1.Найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

2.Определи количество частей в данном предложении.

3.Найди союз, который связывает части сложного предложения.

4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.

В чем нам поможет данный алгоритм?

5. Первичное закрепление. Работа по учебнику. 8МИН.

Откройте учебник с. 149 прочитайте к какому блоку относится наш урок

упр. 2. Прочитайте задание.

На что вы будете опираться при выполнении упражнения?

Выберите и выпишите одно простое и одно сложное предложение и выполните задание учебника.

Некоторые ребята получат индивидуальные задания – карточки. (конструирование предложений) Приступили.

Прочитайте простые предложения, которые вы выписали.

Докажите, что это простые предложения.

Что связывает союз в этих предложениях?

Прочитайте сложное предложение.

Поставили ли вы запятую в данном предложении?

Проговорите алгоритм, которым вы пользовались.

Почему необходимо было ставить запятую в этом предложении?

Выполните синтаксический анализ простого предложения, которое вы выписали.

А теперь проверьте свою работу.

на экране-

Индивидуальные карточки сдайте.

Простые предложения

Снег розовел на солнце и синел в тени.

Над рекою висели и расплывались серые клочья тумана.

Павел сел на табуретку стола и устало склонил голову на ладонь.

Сложное предложение

Небо затянулось облаками, и пошёл тихий серый дождь .

6. Физминутка.2 мин.

А теперь отдохнём.

Проведём физминутку «Клоуны».

А вы должны подумать и сказать, какие предложения я использовала в этой физминутке?

Дети свободно стоят между партами. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

- брови сведите и широко разведите раскрыв глаза;

- глаза прищурьте, затем широко откройте;

- губы максимально растяните в улыбке, а затем сожмите;

- шею максимально вытяните, и поверните голову к соседу;

- плечи максимально сведите и разведите;

- руками обнимите себя, погладьте и пожелайте успехов в учёбе.

- Кто был внимателен и скажет, какие предложения были использованы в физминутке?

Что вы знаете об однородных членах?

- Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

7. Лови ошибку Слайд 14 3 мин

Проверь правильно ли поставлены знаки препинания. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Я беру лодку, и иду к реке.

Раздается звонок, и мама открывает дверь.

Океан бушевал и яхта дрожала.

Я поднял глаза и увидел белку.

8. Откройте рабочую тетрадь С.41 № 1 Все вместе 4 мин

2 3 мин.

3 взаимопроверка 3 мин

7. Самостоятельная работав группах. Тест.5 мин.

Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас проверим. На столах карточки разного цвета. Какую работу необходимо выполнить?

Выберите нужный цвет и приступайте к выполнению.

КАРТОЧКИ:

1 уровень –розовый цвет

1.Соедините каждое предложение со схемой, которая ему соответствует.

И . А. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок, а на тонкой

ножке висят жемчужины.

O , O И O . Б. Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.

А . В. С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.

    Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки .

А. Ударил мороз, и лужи покрылись льдом.

Б. Он услышал шум машины, и остановился.

В. Дорога шла по склону и лошади бежали веселей.

Д. Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.

    Расставьте знаки препинания.

Мы пригласили на праздник ветеранов и они получили цветы и подарки.

2 уровень - зелёный цвет

1.Составьте схему предложения, расставьте знаки препинания.

А. Почки раскрываются и на каждом кончике висит прозрачная капля.

Б. Снег лежал на крыше и на балконе.

В.Пришла весна запели птицы а почки ещё не распустились.

2.Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки .

А. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

Б.Я разбудил отца, и мы пошли на рыбалку.

В. Ледники тают и из-под них вытекают ручьи.

Г. Учился петь а выучился танцевать.

Д. Девочка на цыпочках подходит к зеркалу, и смотрит на себя.

3.Расставьте знаки препинания.

Мой дедушка воевал и за отвагу и доблесть он получил медаль.

Поменяйтесь работами. Взаимопроверка.

на экране-

синий цвет

1. , И . – Б.

O , O И O . - В.

, А . – А.

2. Б, В.

3. Мы пригласили на праздник ветеранов, и они получили цветы и подарки.

зелёный цвет

1. А. , И .

Б. O И O .

В. , , А .

2. В, Г, Д.

3. Мой дедушка воевал, и за отвагу и доблесть он получил медаль

3 уровень Желтый цвет

Возьмите в руки листочки, подпишите и поставьте вниз номера от 1 до 9. Внимательно слушайте предложения. Если в предложении нужна запятая, поставьте "+", если запятая не нужна – "–".

1. По склонам гор видны сосны и кедры.

2. Многие горные хребты Алтая покрыты вечным снегом и ледниками.

3. Антон бросился к берегу и сел в лодку.

4. Мы очень спешили к отправлению поезда, но опоздали.

5. Свистнул паровоз, загудел.

6. До Подольска много дач и складов.

7. При взлете вертолет не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх.

8. Высокий рост, длинная шея позволяют верблюду далеко видеть в пустыне.

9. Для защиты от жарких ветров и вихрей ноздри верблюда могут закрываться.

Ответы детей.

1 –, 2 –, 3 –, 4 +, 5 +, 6 –, 7 +, 8 +, 9 –.(слайд)

Какие знания и умения вам помогли выполнить задания?

На что вы опирались при выполнении заданий?

8.Итог урока. Рефлексия.

Что было самым важным?

Что было самым трудным?

Какие задания вы бы хотели выполнить?

9. Д.з .

- СИНКВЕЙНЫ

Предложение

Сложное, простое

Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю

Мне нравится узнавать что-то новое

Знания

Урок

Русский, интересный

Читаем, пишем, учимся

Мне понравилось

Экзамены

Информация

Новая, интересная

Узнаём, знакомимся, работаем

Сегодня я узнала много нового

Урок

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока : Урок – закрепление

Цель урока: Закрепление знаний об отличительных особенностях простого предложения с однородными членами от сложного с одинаковыми союзами, о правильном пунктуационном оформлении простых предложений с однородными членами и соединенные союзами и, но (да), а.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные): умение отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктуационно оформлять их, находить и исправлять ошибки в письменной речи; осознание вербальных и невербальных средств общения как ментальности, «духа» народа, проявления его культуры.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

Орг. момент

Актуализация знаний

Постановка проблемы

Постановка проекта выхода из затруднений

Реализация проекта

Включение в систему знаний

Итог

Рефлексия

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас получилось – пожелайте друг другу удачи. Проверьте свою готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на столе, ручки, карандаши?

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения

к учению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация к учебной деятельности

― Что такое счастье, что значит для школьника быть счастливым? (Хорошая отметка, похвала учителя, родителей, хорошие взаимоотношения с одноклассниками.)

А зачем в речи надо употреблять простые и сложные предложения? (Чтобы речь была более понятнее)

― А что для этого нужно? Хорошо работать на уроке.

― Вчера на уроке мы выяснили отличие сложного предложения от простого.

― Можем ли мы закончить изучение сложного предложения? Почему?

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Актуализация знаний

Каждый ученик получает карточку. (Травка зеленеет. Солнышко блестит)

Прочитайте. Что написано на листочке? (Предложение)

Почему? (Потому что несет в себе смысл. Это простое предложение, в нем есть одна грамматическая основа)

Запишите свое предложение. У доски.

Соедините два предложения вместе. Что получилось? Докажите. (Получилось предложение, состоящее из двух частей)

Чем отличается новое предложение? (В нем две грамматические основы)

Запишите его, у доски. Подчеркните грамматическую основу (Травка зеленеет, солнышко блестит)

Как связаны между собой части этого предложения? (Части связаны по смыслу и интонационно)

Это предложения простые или сложные? (Сложные)

Почему? (Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно называется сложным)

Итак, что такое сложное предложение? (Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно называется сложным)

Каждая ученик разбирает два предложения. (1. Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются 2. Побежали ручьи, потому что солнце пригревает)

Какие они? В чем сходство? Докажите. (Это сложные предложения, так как состоят из двух грамматических основ)

В чем различие этих предложений? (В 1-м предложении от одной части к другой нельзя задать вопрос, а во втором можно)

Каким образом эти два простых предложения связали в сложное? (В первом предложении с помощью интонации, а во втором с помощью интонации и союзов)

Постановка проблемы

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа

– Напишите «Классная работа».

Прочитайте предложения и найдите грамматическую основу.

Прозвенел звонок с урока.

Ребята выбежали на перемену.

Началась весёлая игра.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.

Чем похожи предложении и в чём их отличие?

Какие из этих предложений простые, а какие сложные?

Почему запятая? (Запятые разделяют части сложного предложения.)

По какому признаку предложения делятся на простые и сложные? (По количеству грамматических основ.)

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану .

Коммуникативные УУД:

Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

Постановка проекта выхода из проблемы

–Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение», и дополните этот ряд ключевых слов. (Простое предложение, однородные члены, отсутствие запятой.)

– Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении.

– Давайте составим план урока, чтобы различить просто предложение от сложного, что нам необходимо предпринять:

  1. Подчеркнем грамматические основы
  2. Определяем просто или сложное предложение
  3. Определяем союзы
  4. Ставим запятую
  5. Проверяем себя

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Реализация проекта

Работа на доске.

На доске записанные вертикально слова: соединяются и разделяются. Дополните эти слова нужной информацией, чтобы получилась схема или обобщающая таблица о простом и сложном предложении.

Диктант с самостоятельной подготовкой.

Упр. 79.

Проверка составленных схем по образцу, выполненному на доске заранее.

Самостоятельная работа.

Выполнение заданий № 6, 7 в рабочей тетради. Коллективное обсуждение результатов.

а) – Схема какого предложения представлена в задании № 6? (Сложного, состоящего из трёх частей.)

– Как соединены части этого предложения?

– Как вы подбирали нужный вариант? (Подчеркнули основы, нашли однородные члены.)

б) – Каким является предложение в задании № 7? (Сложным.)

– Сколько в нём частей? (2)

– Почему часть иссушит степь не является простым предложением в составе сложного? (Потому что действующим лицом является ветер: он налетит и иссушит (сделает сухой) степь.)

– Какие члены предложения будут однородными? (Сказуемые налетит, иссушит.)

– Прочитайте 1-ю часть сложного предложения, затем 2-ю часть.

– Как они соединены? (С помощью союза и.)

– Какой же вариант схемы подходит к этому предложению? (1)

Письмо по памяти.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы

(С. Есенин)

– Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения.

К слову березка придумайте прилагательные.

– Разберите по составу все имена прилагательные.

Составьте текст «Березка – символ России

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

А сейчас поиграем.

Я называю предложение, если оно простое, то вы хлопаете сидя, если сложное - вы встаете.

Проходит долгая зима. В воздухе повеяло весной потому, что закончился ненастный февраль. Лед на реках чернеет. Вода разливается по окрестным лугам, она не может поместиться в берегах. Начинается ледоход. Луч солнца отражается в лужах. Все теплее становятся дни, с юга летят перелетные птицы. Грачи прилетели первыми, и поэтому они заняли лучшие квартиры. Все рады весне!

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сам. Работа с проверкой по эталону

Повторим ранее изученный материал и проведём мини-тест, отвечая на вопросы которого вы все получите отметки.

Возьмите маркеры и альбомные листы.

1. Сложное предложение состоит из…

2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с помощью союзов…

3. Между частями сложного предложения на письме…

4. В предложении, где однородные соединены при помощи союзов А, НО…

5. В предложении, где однородные соединены союзом И запятая между ними ставится, если…

6. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы) …

7. Схемы простых предложений под буквами…

8. Схемы сложных предложений под буквами…

А) [ _ ͇ ] и [ _ ̳ ].

Б) [ _ ] но ].

В) [ _ ͇ ], но [ _ ̳ ].

Г) [ _ , а ].

Д) [ _ ̳̳ ] а [ _ ͇ ].

Е) [ _ и ии ].

Включение в систему знаний

Создайте и запишите на листах нашего цветка сложное предложение. Определите его вид и докажите. Для создания сложных предложений вам помогут союзы.

(желтый листок) Наступила весна. Стало тепло.

(зеленый листок) Днем светит солнце. Стоит чудесная погода.

(малиновый листок) Возвращаются перелетные птицы. Апрель на дворе.

(фиолетовый листок) Быстро тает снег. Вода несется бурными потоками.

(розовый листок) Белка прыгает с ветки на ветку. Медведь вылез из своей берлоги.

(оранжевый листок) Земля прогрелась. На полях начался сев.

(синий лист) Деревья только пробуждаются. Скоро лес оденется листвой.

И, потому, что, а, но, поэтому, когда, также, тоже, ни-ни, так как, если, поэтому

(Каждая пара создает свое сложное предложение, записывает на лепесток и у доски доказывает его вид. Затем закрепляет лепесток на доске. В итоге получается цветок)

Итог

Какова была тема урока?

Какую цель мы ставили на уроке?

Смогли ли мы ее достичь?

Какими знаниями мы пользовались?

Что мызакрепляли, что отрабатывали?

Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?

С помощью чего соединяются части сложного предложения?

Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

Личностные УУД: смолообразование

Рефлексия

Какое задание показалось сложным?

На какую оценку вы выполнили работу?

Над чем вам нужно еще работать

(Выставление оценок)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются Побежали ручьи, потому что солнце пригревает

Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену. Началась весёлая игра. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.

Чтобы различить простое предложение от сложного, необходимо: 1. Подчеркнуть грамматическую основу 2. Определить простое или сложное предложение 3. Определить союзы 4. Поставить запяту ю 5. Проверить себя

1. Бумага совсем размокла, и оловянный солдатик пошел было ко дну, но в туже минуту его проглотила рыба. 2. Летом налетит с юга горячий ветер, иссушит степь, и погибнут растения от засухи.

Письмо по памяти. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы… (С. Есенин)

Предварительный просмотр:

  1. Сложное предложение состоит из…
  2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с помощью союзов…
  3. Между частями сложного предложения на письме…
  4. В предложении, где однородные соединены при помощи союзов А, НО…
  5. В предложении, где однородные соединены союзом И запятая между ними ставится, если…
  6. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы) …
  7. Схемы простых предложений под буквами…
  8. Схемы сложных предложений под буквами…
  1. [ _ ͇ ] и [ _ ̳ ].
  2. [ _ ] но ].
  3. [ _ ͇ ], но [ _ ̳ ].
  4. [ _ , а ].
  5. [ _ ̳̳ ] а [ _ ͇ ].
  6. [ _ и ии ].

Тема: «Запятая в сложном предложении» Тип урока: Цель: - Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. Для парной работы: карточки с алгоритмом; Для индивидуальной работы: - учебник «Русский язык»; - тесты разноуровневые.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка: «Запятая в сложном предложении»»

Р У С С К И Й Я З Ы К

Тема: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Цель:

- развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Для парной работы : карточки с алгоритмом;

Для индивидуальной работы:

Учебник «Русский язык»;

Тесты разноуровневые.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. (Организационный момент).

Этап 1. Определение основного вопроса урока.

Сегодня такой хороший день. Я рада быть сегодня с вами. Давайте поприветствуем всех присутствующих. И подарим им свои улыбки.

Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

(после ответов детей открывается запись на экране)

Интересный

Познавательный

Развивающий

Результативный

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики?

(после ответов – запись на экране)

Активные

Думающие

Работоспособные

Внимательные

Дисциплинированные

Настройте себя положительно на урок.

1. Определяем основной вопрос урока.

Посмотрите на доску. Запишите отгадку в столбик.

Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц)

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый...

(Апельсин)

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - ... .

(Пенал)

В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья.
(Яблоко)

Посмотрите на меня -
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я - в линейку, без сомнений.
Это - лёгкая загадка:
Каждый знает, я - ...
( Тетрадь )

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий...

(Ананас)

Если он на дне лежит,
Судно вдаль не побежит.

(Якорь)

Посмотрите на первые буквы каждого слова, какое ключевое слово нашего урока получилось по вертикали?

(Запятая)

Скажите, в каких случаях ставится запятая в сложном предложении?

Сформулируйте основной вопрос урока.

«Какова роль запятой в сложных предложениях?»

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II . Формулирование проблемы.

Этап 2. Вспоминаем изученное.

Посмотрите на доску

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой.

Их лица светились счастьем и гордостью.

О каком важном событии здесь идёт речь?

До 79 -ой годовщины Победы в ВОВ осталось совсем немного. Кто знает, когда началась ВОВ? Молодцы, ребята! Очень важно знать и всегда помнить историю своей страны!

Какие это предложения по структуре: простые или сложные?

Докажите, что это простые предложения.

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное.

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой, и их лица светились счастьем и гордостью.

Докажите, что получилось сложное предложение.

Подчеркните грамматические основы, выделите союз.

А как на письме можно разделять части сложного предложения?

Части сложного предложения разделяются запятой.

Как вы думаете, какие знания мы будем закреплять на этом уроке? (Роль запятой в сложном предложении)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

III . Открытие новых знаний.

Этап 3. Определение темы и цели урока.

Сформулируйте тему нашего урока. (Запятая в сложном предложении)

Чему должны научиться? (Мы должны закрепить знания о написании запятой в сложном предложении; закрепить умения составлять схемы простых и сложных предложений).

IV . Развитие умений.

Этап 4. Применение знаний.

ФИЗМИНУТКА

Итак, сегодня на уроке мы будем закреплять знания о постановке знаков препинания в сложных предложениях.

Прочитайте предложение, поставьте знаки препинания и составьте алгоритм ваших действий при постановке знаков препинания в сложном предложении. А того, чтобы вы правильно выполнили это задание, дополните алгоритм недостающими словами.

Советские войны мужественно защищали свою Родину и мы помним их героические подвиги.

«Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

    Найди и подчеркни……….

    Определи количество……….

    Найди………, который связывает части сложного предложения.

    На границе частей сложного предложения перед союзом поставь……

Проверьте правильность постановки знака препинания в предложении.

Советские войны мужественно защищали свою Родину, и мы помним

их героические подвиги.

- Объясните пошагово свои действия при постановке знака препинания.

Для чего нужна запятая в этом предложении?

Проверьте алгоритм.

Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

1.Найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

2.Определи количество частей в данном предложении.

3.Найди союз, который связывает части сложного предложения.

4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.

Работа по учебнику.

Откройте учебники, на стр. 178 упр. 452. – выполняется по заданию.

Солнце село за горизонт, спустились сумерки.

Мы скользим на лодке по глади озера, и только плеск весел нарушает тишину.

Мы осторожно проплыли мимо белых лилий, а они даже не шевельнулись.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V . Рефлексия.

Вот и подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.

– Какой был основной вопрос урока? (роль запятой в сложном предложении)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Выберите мордашки, а выбор будет зависеть от того, насколько вы остались довольны своей работой на уроке.

Я работал хорошо, все понял, очень старался.

- В следующий раз я постараюсь быть активнее.

- Мне было трудно, я многое не понял.

Покажите ваши выбранные мордашки. Спасибо вам всем за работу.

VI . Домашнее задание.

Творческое домашнее задание - составьте текст поздравления для ветеранов, используя сложные предложения.

Информационно-технологическая карта урока.

Тема урока: « Запятая в сложном предложении ».

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Цель урока:

- развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Формы организации деятельности на уроке:

Фронтальная,

Индивидуальная.

Структура урока:

    Актуализация знаний. Организационный момент. (Этап 1. Определение основного вопроса урока)

II . Формулирование проблемы. (Этап 2. Вспоминаем изученное)

    Открытие новых знаний. (Этап 3. Определение темы и цели урока)

    Физминутка

V . Развитие умений. (Этап 4. Применение знаний)

VI . Рефлексия.

VII . Домашнее задание.

Методы:

Словесные;

Наглядные;

Практические;

Самостоятельная работа учащихся;

Работа под руководством учителя.

Оборудование:

· мел (маркер), классная доска;

· экран, проектор, компьютер;

· мультимедийная презентация урока;

· раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, карты самооценки.

Предполагаемый результат:

Усвоить алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении;

Приобретение умений и навыков различия простого предложения от сложного;

Усвоить алгоритм постороения схемы сложного предложения;

Мотивация к изучению русского языка.

Этап урока

Дидактическая цель

Методы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

    Организационный момент

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

Создание рабочей обстановки, необходимой для активной работы на уроке

Педагогика сотрудничества.

Психологические приемы:

Установочная беседа

Слушают учителя, психологический

    Актуализация знаний учащихся.

Цель:

– организовать актуализацию умений ставить запятую в сложном предложении.

Заинтересовать ребят предстоящей работой, пробудить активность.

Словесный метод, наглядный метод.

Фронтальная беседа, познавательная игра.

Фронтальная работа, решение заданий.

    Формулирование проблемы.

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

Создание проблемной ситуации.

Поисково – исследовательский метод

Фронтальная беседа

Поиск путей решения проблемной ситуации.

3.Открытие новых знаний.

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога.

Сформировать познавательные мотивы.

Организовать деятельность по отработке умений и навыков изученного материала.

Практический метод,

словесный метод,

метод стимулирования интереса к учению,

наглядный метод.

Познавательный рассказ.

Выполнение

упражнений,

фронтальная проверка.

Самостоятельная

работа, взаимопроверка.

Фронтальная работа.

4. Физкультминутка

Предупредить утомление детей

Выполнение упражнений.

Выполнение упражнений.

    Развитие умений.

Цели:

– организовать применение нового знания;

– организоватьвыполнениесамостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку, самопроверку;

– организовать самооценку по критериям

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Практический метод,

словесный метод,

метод стимулирования интереса к учению,

наглядный метод.

Задание на развитие логики

Самостоятельная работа, взаимопроверка.

Индивидуальная дифференцированная работа, фронтальная проверка.

Выполняют упражнения, с фронтальной проверкой.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Фронтальная работа.

    Рефлексия.

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Формирование самооценки учебной деятельности

Словесный метод,

наглядный метод.

Консультация по использованию карточек рефлексии.

Самооценка своей деятельности на уроке

    Домашнее задание

Цель: – организовать выполнение д/з.

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД ).

Организует инструктаж по заданиям упражнения.

Читают задание, слушают инструктаж

Тема урока: Запятая в сложном предложении

Цель: Способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно - деятельностных методов и приёмов, способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах

Формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения, соединённых союзами: и, а, но.

Развитие синтаксических и пунктуационных умений.

Ход урока

1.Организационный момент

Тихо сели. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова Л. Н. Толстого. « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»

Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

2. Минутка чистописания

3. Постановка проблемы

И, НО,А, ПО

Исключите лишнее слово. Свой ответ аргументируйте.

Прочитайте пословицу.

Лето собирает зима подъедает.

Как вы понимаете эту пословицу?

Слова с какими орфограммами в ней встретились?

Объясните правописание этих слов.

Как можно подчеркнуть противопоставление в этой пословице? Какой союз можно использовать?

Лето собирает, а зима подъедает.

Запишите это предложение.

Разберите по составу слово собирает

Разберите как часть речи слово зима

Сколько звуков и букв в слове подъедает?

В пословице встретилось слово, которое является служебной частью речи Назовите его. Что оно соединяет?

Назовите грамматические основы предложений.

Нужна ли запятая в сложном предложении с союзом а?

Какие ещё союзы соединяют части сложного предложения? (и, но)

Работа с книгой

Упражнение№72

Посмотрите, как оформлены предложения в рассказе М. Пришвина.

Сравните предложения в обеих колонках.

В чём разница?

Понаблюдайте, как поставлены запятые в сложных предложениях?

Чем это объясняется?

(Ученики читают по 2 предложения, одно из левого, другое из правого столбика. Сравнивают оба предложения, доказывают,что состоят из 2-х частей, в левой части, соединенны союзом(а, но, и), а в правом- без союза. Запятая ставится в любом случае)

Исходя из наших рассуждений, сформулируйте тему нашего урока.(Ответы детей)

Запишите тему урока.

Определите цель урока (Ответы детей)

Работа над новым материалом

С помощью чего соединяются части сложного предложения?

Какую роль в сложном предложении играют союзы (и, но, а)?

Попробуйте, самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении с союзаи.

Подумайте, зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

Работая в парах, составьте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложных предложениях.»

1.Найди и подчеркни …………………………..

2.Определи количество……………………………

3.Выдели…………………………………………………

4.На границе частей………………………………………

Что у вас получилось? _Сравните свой алгоритм с авторским

на странице 160

Физминутка

Работа по карточкам

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания.

1.Наука в лес не ведёт а из лесу выводит.

2.Мир освещается солнцем человек освещается знаниями.

3. Учёный водит а неучёный следом ходит.

Что объединяет эти пословицы?

Как понимаете их смысл?

Итог урока

Рефлексия

Какими словами вы бы описали своё состояние после уроа

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»

Ах,как я устал от этой суеты….

Домашнее задание стр.80 №3