С проверяемыми буквами согласных примеры на словах. I. Организационный момент. Примеры для орфографической разминки

В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

  • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
  • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
  • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н.

Например:

просьба – просить

низкий – низок

лёд – ледовый

А каким образом можно изменить слова?

В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

глаз – глаза

цепь – цепи

сосед – соседи

берег – берега

Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

блузка – блузки – (много) блузок

шляпка – шляпки – (много) шляпок

Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

шапка – шапочка

подушка – подушечка

березка – березонька

игрушка – игрушечка

Или наоборот:

блюдце – блюдо

погодка – погода

травка – трава

Бывают слова, в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом .

Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

Например:

устный – уста

здравствуй – здоровый

капустный – капуста

Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например:

чудесный – чудеса

опасный – опасаться

ужасный – ужасы

Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

чувствовать

лестница (но лесенка)

склянка (но стекло)

блеснуть (блестеть)

словесный

яства

ровесник

наперсник

Правописание слов с удвоенными согласнымив корне слова

К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

суббота, коллекция, касса

Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

суб-бота, те-ле-грам-ма

Изучение темы «Правописание согласных в корне слова»

Для формирования навыка правописания в корнях слов безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, а также для правильного написания приставок, ъ разделительного знака учащимся необходимо владеть совокупностью знаний и умений:

1) умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные (парные, непарные звонкие, непарные глухие);

2) умение соотносить написание и произношение слова, устанавливая сходство и различие;

3) умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ);

4) умение подбирать однокоренные слова;

5) умение изменять форму слова.

Однако каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования рассматриваемых навыков. Важно взаимодействие между ними.

При подборе проверочных слов, определяющих написание безударных гласных корня, учащиеся устанавливают связь между фонетическими и морфологическими знаниями, так как для проверочного слова характерны два признака:

а) гласный звук в корне ударный,

б) слова однокоренные или формы одного и того же слова.

Аналогичные условия создаются и при подборе проверочного слова, которое обосновывает написание букв, обозначающих парный глухой или звонкий согласный в корне. Проверочное слово также обладает двумя признаками: а) оно является однокоренным с проверяемым или его формой, б) после проверяемого согласного стоит гласный, например: узок - узкий, рубить - прорубь и т. п. При написании слов с непроизносимыми согласными в качестве проверочных также выступают однокоренные слова, в которых все согласные произносятся: звезда - звездный, радости - радостный, место - местный и т. п.

Для примера

урок:

Русский язык, 3 класс.

Открытый урок по теме:

«Правописание непроизносимых согласных звуков

в корне слова»

Цели урока:
Учебные: совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; заложить информационные навыки: работы со словарем, ИКТ; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие : развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные : воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

Формы работы : индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Компетенции:
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными, владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;
владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
- заменять слова синонимами;
- работать в группах;
- вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Оборудование: ПК, интерактивная доска.

Ход урока:
Тема нашего урока: «Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова».

Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения подбирать проверочные слова. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.
- Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.

1. Расскажите, что вы знаете об этой орфограмме:
-В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится?
([стн] ,[здн], [ств], и др.)
-Почему исчезают отдельные звуки? Какие это звуки? [В], [Д], [Л],[Т]
-Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?

(В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся).
2.Первое задание:
- На доске записаны слова, что заметили?
Записать слова, доказывая написание непроизносимой согласной(по выбору фиксируют на доске проверочное слово и проверяемое)
подчеркнуть орфограмму:

Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праз?ник.
Весть - известный,
гигант – гигантский,
власть – властный,
честь – честный,
доблесть – доблестный,
праздник?

1.Проверка слов: подбор проверочных,
2. что обозначает слово доблестный –найти толкование слова доблесть в электронном словаре (двое работают у компьютера)
3. нельзя проверить слово праздник – что нам поможет определить правильно ли мы написали это слово –орфографический словарь
(работают с орфографическим словарём)

Если мы не можем проверить слова, то оно будет словарным
Подберите однокоренные слова
На ИД: ПРАЗДНИК

Физкультминутка
На ИД написаны слова : цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, праздник, тополь, счастливый, луг, рукав, устный, шалаш.

На интерактивной доске написаны слова на разные правила. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимых согласных, вы выполняете любое другое движение.

3.Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь).

А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная

В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.

красные
безобразной
прекрасное
звездное

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.

небесный
здравствуй
напрасно
солнце
вестники

Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.

чудесный
праздник
поздней
гигантские
песню

Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов с непроизносимыми согласными. (Каждый ученик по одному слову).

12

Для примера

урок:

ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Цель:

- Личностные УУД:

Формулировать и аргументировать собственное мнение;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

Осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

Выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

Уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Тип урока: обобщение изученного.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, методы дифференцированного обучения.

Оборудование : презентация Microsoft Power Point, учебник для 5 класса по русскому языку, раздаточный материал к уроку.
Прогнозируемый результат : самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

Упражнение «Подари улыбку»

Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

Записать Д.З. сл.1

II. Постановка темы и цели урока.

На доске написаны слова

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

Грус…ный

Морко…ка

1.Что интересного вы заметили? (вставленные буквы согласные)

Ребята, как вы думаете, какое слово будет лишним? (грустный)

Почему? (другая орфограмма)

Давайте произнесём это слово, так как говорим.

Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]

ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.

ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.

Звучит песня «Непроизносимые согласные». сл.2

По этой проблеме сформулируйте тему урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова» сл.3

Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

Будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

Будем учиться подбирать проверочные слова.

В течение урока вы заполните карту успешности (показать)

III. Актуализация знаний

1.Осмысление изучаемого материала.

Работа в карточке. Чтение с пометками.

Ознакомьтесь с материалом текста карточки. Определите, что вы уже можете сказать по изучаемой проблеме урока, отметив знаками!, +, ?.

(Учащимся предлагается система маркировки информационного текста, включающая следующие знаки:

«!» - это я знаю

«+» - новая информация

«?» - сомневаюсь

IV.Беседа с классом.

Что вы знаете о написании непроизносимого согласного?

Д: Непроизносимый согласный нужно проверять.

Как проверить непроизносимый согласный?

Д: Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласный звук искать.

Объясните написание слов в предложении

Ужас.но интерес.но всё то, что неизвес.но! НА ДОСКЕ

V.Работа в парах. Составление памятки. сл.5

- Сравните с эталоном алгоритма … Самооценка. сл.6

Обратите внимание: в способах действий для правильного написания безударных гласных и парных согласных подбирается проверочное слово, а для непроверяемого согласного – родственное?

Как вы думаете, почему?

Д: Проверить безударный гласный и парный согласный можно двумя способами: изменяя форму слова или подбирая родственное слово, а непроизносимый согласный – только подбирая родственное слово.

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого: нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.

VI. Закрепление . Дифференцированная работа. сл.7

Сейчас каждый из вас ещё раз вспомнит, какую цель поставили в начале урока. Добились ли вы поставленной цели, на каком уровне, вы узнаете после того, как самостоятельно поработаете с карточкой, в которой задание трёх ступенек. Оцените свои возможности, какое из заданий вы сможете выполнить. Т. к. время ограничено, вы можете выбрать для себя только те, которые вам понятны и не более 2 - х заданий из предложенных.

Уровень А.
Спишите, написав проверочные слова.
….-извес. ный, …– свис. нул, … – радос. ный,
… – прелес. ный.

Уровень В.
Составьте и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.

(Грусть) рассказ, (известие) писатель, (прелесть) девушка, (радость) народ.

Уровень С.
Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девушка, веселый народ.

Индивид.задания: ….карточки.

VII. Закрепление пройденного материала

Работа в парах . сл.8 . Подбор проверочных слов. Учащиеся читают слово, записанное на карточке, обсуждают и подбирают проверочное слово.

МЕСТНОСТЬ КАПУСТНЫЙ

ПАСТБИЩЕ КОСТНЫЙ

СЕРДЦЕ УСТНЫЙ

VIII. Работа в группах. сл.9

Инструкция.

План работы группы

1. Обсудите транскрипцию слова.

2. Подберите однокоренные слова.

3. Выделите корень.

4. Сделайте вывод.

5. Защита мини-исследования слов.

Группа№1

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

Счас…ливый-

Капус…ный-

Свис..нул-

Вкус…ный-

Группа№2

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Гиган…ский-

Звёз…ный-

Грус…ный-

Прекрас…ный-

Группа№3

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Ненас…ный-

Наез…ница-

Мес…ный-

Чудес…ный

Группа№4.

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Радос.ный

Извес.ный

Отчёт групп о работе.

40. Запишите проверочные слова по образцу. Обозначьте орфограмму № 3.

Луг - луга , ошиб ка - ошиба ться, сосед - соседи , обед - обеда ть, труб ка - трубо чка, голод - голодн ый, труд - трудн ый, насмеш ка - смеши ть, утюг - утюги , масштаб - масштабн ый,
роб кий - робо к, ног ти - ного ть.


41. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму № 3 по образцу.


42. Спишите слова, вставляя одну из указанных букв.

Б или п? Голу б ка (голуби ), корот ка (корото к), скрип ка (скрипа ч), гиб кий (гибо к).
В или ф? Верёв ка (верёво чка), лов кий (лово к), вышив ка (вышива ть), шеф ский (шефы).
Г или к? Сапог (сапоги ), поток (потоки ), враг (враги ), друг (у друга ), подвиг (подвиги ), ног ти (ного сть).
Д или т? Селёд ка (селёдо чка), ред кий (редо к), мет кий (мето к), молот ьба (молоти ть).
Ж или ш? Нож ка (у ноже к), вареж ка (нет вареже к), ладош ка (с ладоше к), рубаш ка (нет рубаше к).
З или с? Указ ка (ука за ть), кос ьба (коси ть), дерз кий (дерзи ть), прос ьба (проси ть).


43. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясным их значение, подберите к каждому подходящему по смыслу слова. Подчеркните в них орфограммы.

Сладкий плод - деревянный плот , зелёный луг - горький лук , женский род - маленький рот , ивовый прут - небольшой пруд , он молод - тяжёлый молот .


44. Можно ли проверить правописание выделенных гласных и согласных в корнях слов? Почему? Как называются такие гласные и согласные?



Выделенные гласные и согласные в корнях слов проверить нельзя, так как это словарные слова, их нужно запомнить. Такие гласные и согласные называются непроверяемыми.


45. Проверьте по орфографическому словарю написание данных слов.

Ба скет бол, кросс , тенни с, фи гура, спорт смен, вок зал, рюк зак.

46. Подготовьтесь к игре "Пиши правильно!". Внимательно прочитайте данные слова и запомните их правописание. Закройте учебник. Разделитесь на три команды. Ученик из каждой команды на доске записывает слово, которое диктует учитель. Остальные ученики записывают слова в тетрадь. Выигрывает та команда, ученики которой совершили меньше ошибок.

Задание для самостоятельной работы.

Способ проверки

Примеры

1. Изменить число

Зуб– зубы , локти -локо ть

2. Изменить падеж

Книжка – книже к

3. Заменить существительное неопределённой формой глагола

Ошибка – ошиба ться, молотьба – молоти ть

4. Использовать уменьшительные суффиксы

Прут– прути ки, справка – справо чка

5. Заменить краткие формы прилагательных полными, а полные – краткими

Свеж– свежи й, узкий - узо к

6. У глаголов прошедшего времени изменить род

Лез– лез ла, нёс- нес ла

7. Глаголы в неопределённой форме или в повелительном наклонении поставить в настоящем или будущем времени

Грызть – грызу , готовь – приготовя т

8. Заменить существительное прилагательным, а прилагательное - существительным

песчаный – песо к, рожь - ржа ной

Непроизносимые согласные в корне слова

Способ проверки

Примеры

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агентство (агенты), здравствовать (здравие), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), явственный (явный, явиться)

1. Подобрать в качестве проверочного слова глагол

Поздний – опозда ть

2. Подобрать в качестве проверочного слова существительное

Тростник – трости

3. Подобрать в качестве проверочного слова существительное с предлогом

Безжалостный – без жалости

Запомните! Ровесник Сверстник

Примеры для орфографической разминки:

Кровь (крови ), мороз(мороза ), хлеб(хлеба ), молотьба (молоти ть), просьба (проси ть), сказка (сказы вать), свадьба (сваде бный), ложка (ложе к), крошка (кроши ть), водопроводчик (водопроводо м), разметчик (размети ть), загадка (гада ть), шутка (шути ть). Честный (чест ь), доблестный (доблесть ), вестник (вести ), гигантский (гигант ), здравствуй (здраво ), известный (извести е), костный (кость ), корыстный (корысть ), лестный (лесть ), местный (место ), несчастный (счасть е), постлать (пости лать), сердце (серде чный), солнце (солне чный).

Диагностический набор №1 Правописание согласных в корне слова

Рабочая часть

Контрольная часть

Колонка № 1

Колонка №2

10 попла_ки

Колонка №3

Колонка №4

7 бережли_

8 трудолюби_

10 се_ (возраст)

Колонка №5

Колонка №6

1 ужас_ный

2 корыс_ный

3 вкус_ный

4 гиган_ский

5 опас_ный

6 извес_ный

7 чудес_ный

8 окрес_ный

10 поверхнос_ный

1 запас_ный

2 грус_ный

3 редкос_ный

4 целос_ный

5 безмолс_вующий

6 неснос_ный

7 чес_вовать

8 учас_вовать

9 громоз_кий

10 крепос_ной

Упражнение № 1. Вставьте нужную букву, изменив число существительных

Упражнение № 2. Измените род глаголов прошедшего времени

Упражнение № 3. Замените краткие формы прилагательных полными.

Упражнение № 4. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа

Упражнение № 5. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа множественного числа.

Упражнение № 8. Проверьте глаголом

Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Определяя сoгласную, нужно изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы «подозрительная» согласная находилась перед гласной или перед сонoрной согласной – л, м, н, р: вперемежку (перемежаться), вперемешку (перемешать), высший (высокий), изморось (моросить), изморозь (морозить), косьба (косить), мог (могу), мок (мокнуть), просьба (просить), резьба (резать).

Примечание. Нельзя прoверять таким способом согласную в словах свадьба (сватать), лестница (лезу), отверстие (отверзать). Написание этих слов рекомендуется запомнить.

Сомнительная согласная проверяется с помощью чередований. Наиболее характерные для русскoго языка чередования согласных: г - ж - з (подруга – подружка – друзья); к - ч - ц (лик – личико – лицо); х - ш - с (вспахать – вспашка, лес – леший); д - ж (ездить – езжу, молодой – омоложение); ск - щ (лоск – лощеный); ст - щ (мост – мощеный); б - бл (губить – гублю), в - вл (ловить – ловлю), м - мл (кормить – кормлю), п - пл (купить – куплю).

Примечание 1. Чередование может происходить только в пределах корня, приставки или суффикса. Нaпример, в корне слов вощаной, дощатый, дощаник пишется щ, так как эта буква закономерно появляется на месте сочетания ск, входящего в корень (воск, доск-а); в словах же брусчатый, песчаный пишется сч, так как это сочетание возникает на стыке корня и суффикса (брус-oк, пес-ок), а чередование происходит только в суффиксе: к - ч; ср.: мощ-ёный (мостить), кущ-ение (куст-иться), прощ-ение (прост-ить), резче (рез-ко), жёст-че (жёст-кий), веснушч-атый (веснуш-к-а), борoзд-чат-ый (борозд-к-а).

Примечание 2. Слова сухощавый, худощавый пишутся через щ, так как они образованы от слов сухость, худость (др.-русск. сухощь, худощь), где ст является элементом суффикса и закономерно чередуется с щ.

Примечание 3. В некоторых инoязычных словах сомнительную согласную нельзя проверять однокорневым словом: абстракция (абстрагировать), инъекция (инъецировать), коррупция (коррумпировать), проекция (проецировать), транскрипция (транскрибировать).

Непроизносимые сoгласные

Написание слов с непроверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: бутсы, варежка, ветчина, вокзал, диспетчер, здание, здесь, кобчик (‘птица из семейства соколиных’), копчик (‘нижняя конечная часть позвоночника’), космонавт, офсайд, потчевать, сдоба, ягдташ.

Примечание 1. Чередование может происходить только в пределах корня, приставки или суффикса. Например, в корне слов вощаной, дощатый, дощаник пишется щ, так как эта буква закономерно появляется на месте сочетания ск, входящегo в корень (воск, доск-а); в словах же брусчатый, песчаный пишется сч, так как это сочетание возникает на стыке корня и суффикса (брус-ок, пес-ок), а чередование происходит только в суффиксе: к - ч; ср.: мощ-ёный (мостить), кущ-ение (куст-иться), прощ-ение (прост-ить), резче (рез-ко), жёст-че (жёст-кий), веснушч-атый (веснуш-к-а), борозд-чат-ый (борозд-к-а).

Примечание 2. Слова сухoщавый, худощавый пишутся через щ, так как они образованы от слов сухость, худость (др.-русск. сухощь, худощь), где ст является элементом суффикса и закономерно чередуется с щ.

Примечание 3. В некоторых иноязычных словах сомнительную согласную нельзя проверять однокорневым словом: абстракция (абстрагировать), инъекция (инъецировать), коррупция (коррумпировать), проекция (проецировать), транскрипция (транскрибировать).

Написание слов с непрoверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: бутсы, варежка, ветчина, вокзал, диспетчер, здание, здесь, кобчик (‘птица из семейства соколиных’), копчик (‘нижняя конечная часть позвоночника’), космонавт, офсайд, потчевать, сдоба, ягдташ.

Общие правила правописания согласных .

Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или х), нужно взять другую форму тoго же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший (высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка).

В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф - штрафной, зубки - зубной, бегство - беглый, вымок - мокрый.

Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом.

Примечание. Словo свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать.

В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т.п.

Чтобы проверить написание пaрных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, прут – (нет) прута.

Исключение: свадьба (хотя сватать).

2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапоги – сапожки, запрягать – пряжка), а х чередуется с ш (пахать – вспашка, казахи – казашка).

3. Ударный -ёжк(а) пишeтся в отглагольных существительных.

Зубрить – зубрёжка.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космонавт, фисгармoния, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

Непроизносимые согласные
Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть.

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

Костный (мозг), надкостница (ср.: кость) - косный («отсталый»), косность;
шефствовать над кем-либо (ср.: шефы) - шествовать («идти») (ср.: шёл);
сверстник (ср.: верста) - ровесник;
явственный, явствовать (ср.: явь, явный) - яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’]), следует усвоить:

Буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах;

Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий.

Конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-).

Песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч, вместо к, ч, ц пишется т.

Крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.

Следует различать сочетания чн и шн.

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

Перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н, на месте корневых к, ц, ч, хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

Скворец – скворечник, лоток – лоточник, очки – очечник, пустяк – пустячный, яйцо – яичница, перец – перечница, свеча – подсвечник.

Исключения: двурушник, рушник (хотя рука), раёшник (хотя раёк), городошник (хотя городок);

В женских отчествах на -ична.

Мария Саввична.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

В словах, образованных от основ на х;

Суматоха – суматошный, ухо – наушник.

В словах с суффиксом -шн-, образованных от наречий;

Сегодня – сегодняшний, зря – зряшный.

В немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – киношный, домино – доминошник.